Арт – терапия Тренер Донских Татьяна Петровна Старший преподаватель кафедры общей психологии огпу icon

Арт – терапия Тренер Донских Татьяна Петровна Старший преподаватель кафедры общей психологии огпу



НазваниеАрт – терапия Тренер Донских Татьяна Петровна Старший преподаватель кафедры общей психологии огпу
страница1/3
Дата конвертации28.08.2012
Размер477.29 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3




Арт – терапия

Тренер Донских Татьяна Петровна

Старший преподаватель кафедры общей психологии ОГПУ


История и современное состояние арт-терапии свидетельствуют о наличии в ней различных школ, по-разному трактующих понятие арт-терапия и связанные с ней факторы лечебного воздействия.

Одна из родоначальниц американской арт-терапии – Маргарет Наумбург – подчеркивала, что «арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражения скорее в виде образов, чем в словах. Приемы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке, как подготовленном, так и не подготовленном, заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. По мере того как пациенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах».

Несколько иного взгляда на арт-терапию и связанные с ней факторы лечебного воздействия придерживалась соотече­ственница М. Наумбург — Эдит Крамер. Она считала возмож­ным достижение положительных эффектов арт-терапии преж­де всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты. Она отмечает, в частности, что «художественное творчество является сред­ством обогащения субъективного опыта за счет того, что оно способно быть его эквивалентом. Благодаря этому человек мо­жет выбирать, варьировать и воспроизводить заново по свое­му желанию разные виды опыта. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и в конечном сче­те разрешаются» (Kramer, 1958).

Чтобы разобраться, какие условия необходимы для отнесения того или иного вида деятельности к арт-терапии, хотелось бы привести цитату из Информационной брошюры Британской ассоциации арт-терапевтов.


^ Что такое арт-терапия?


Арт-терапевты создают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают ее различны­ми изобразительными материалами — красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства... Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными мате­риалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический про­гресс представляет собой одну из форм диалога.


Несколько более развернутое и весьма точное определение арт-терапии содержится в еще одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов, озаглавленном «Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специаль­ных школах и социальной сфере».

Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот про­цесс предполагает взаимодействие между автором художествен­ной работы (пациентом), самой художественной работой и пси­хотерапевтом. Хотя арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, связана с осознанием неосознаваемого психиче­ского материала, в арт-терапии этому способствует богатство ху­дожественных символов и метафор.

Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобра­зительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся созда­вать для пациента такую среду для работы, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выра­жать сильные переживания.

Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют боль­шого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психическо­го материала посредством художественной экспрессии (ВААТ, 1989, пит. по: Waller, 1991).

Весьма точное изложение основ арт-терапевтического мето­да содержится в работе М. Бетенски (Betensky, 1995), которые, по ее мнению, заключаются в том, что в арт-терапии:

^ 1) изо­бразительная деятельность является феноменом с определен­ной структурой;

2) клиент обучается видеть в своей изобрази­тельной продукции некий смысл;

^ 3) клиент обязательно дает своей изобразительной продукции точное вербальное описа­ние;

4) он учится определенным образом связывать свою изоб­разительную продукцию со своим внутренним опытом.

Таким образом, приведенные выше определения арт-тера­пии свидетельствуют о том, что, несмотря на определенные и порой весьма существенные различия в трактовках этого по­нятия представителями ее разных школ и направлений, суще­ствуют некоторые наиболее общие признаки, позволяющие го­ворить о ней как о вполне определенной области психотера­певтической деятельности, а именно:

1. Арт-терапия связана, с использованием клиентом разнообраз­ных изобразительных материалов с целью выражения с их помо­щью содержаний своего внутреннего мира.

2. Изобразительная работа клиента с изобразительными матери­алами протекает в определенных условиях — арт-терапевтическом кабинете, художественной студии, ином специально пред­назначенном для этого помещении, — помогающих создать ощу­щение безопасности и способствовать свободному выражению клиентом содержания собственного внутреннего мира.

3. Работа клиента с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста, обладающего знанием природы и воз­можностей художественного творчества и в то же время способ­ного к оценке содержания изобразительной продукции и поведе­ния клиента. Кроме того, он выступает как посредник в «диало­ге» клиента со своей изобразительной продукцией.

4. Арт-терапия предполагает использование психотерапевтом опре­деленных приемов, помогающих клиенту осознать отраженное в его изобразительной продукции содержание своего внутреннего мира.


Арт-терапевтическая работа предполагает широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками карандашами, восковым мелками, пастелью, углем могут применяться материалы для создания коллажей или ассамбляжей - для создания коллажей могут использоваться старые журналы или иная полиграфическая продукция, обрезки ткани, фольга, цветная бумага, а для создания ассамбляжей различные, созданные человеком предметы или предметы естественного происхождения — камни, раковины, сухие растения и т. д. Обязательно должны и иметься в наличии и разные объемные материалы, такие как глина, пластилин, пластика, специальное тесто и другие. Целесообразно также оборудовать кабинет песочницей. Бумага — как белая, так и цветная — должна быть разных размеров и плотности и с различным качеством поверхности. Разных размеров должны быть и кисти. Необходимо иметь губки для закрашивания больших пространств, а также ножницы, клей, скотч, нитки, целлофановую пленку.

Следует учитывать, что выбор материала определяется не только особенностями личности и состояния участников группы, но и стадией группового процесса, отношениями членов группы друг с другом и ведущим. Наблюдая за тем, какие материалы используют те или иные участники и предпочтение каких материалов характерно на том или ином этапе работы для группы в целом, ведущий подчас может получить очень ценную информацию о внутригрупповой коммуникации, особенностях групповой культуры и различных групповых феноменах («расщепление», групповые деструктивные тенденции и т. д.).

Выбор участниками материалов также указывает на проявление потребности в психологической защите или их готовности к самораскрытию. Как правило, в начале работы участники группы предпочитают пользоваться более плотными материалами карандашами, восковыми мелками, фломастерами, — которые позволяют лучше контролировать процесс создания образов и отражают защитные тенденции участников и их страх конфронтации перед сильными переживаниями и неосознаваемым материалом. Такая тенденция характерна и для лиц с высоким самоконтролем, испытывающих страх раскрытия своих переживаний в группе, а также тех, кто, воспринимая арт-терапевтические занятия как некий аналог школьных занятий рисованием, стремится создавать «правильные», «красивые» образы. На последующих этапах группового процесса участники группы, как правило, начинают более активно пользоваться менее плотными материалами, такими, в частности, как краски, иногда растворяя их большим количеством воды и брызгая или выливая их на бумагу, что позволяет отреагировать сильные чувства, делает изобразительный процесс более спонтанным, малопредсказуемым и связанным с активным проявлением неосознаваемого материала. В то же время использование менее плотных материалов может быть характерно для некоторых участников группы с самого начала группового процесса.

Как отмечает Л. Штейнхардт, использование таких материалов, которые предполагают низкую степень контроля над изобразительным процессом и создание образов с нечеткими границами, «иногда отмечается в начале психотерапевтического процесса, до то как между клиентом и психотерапевтом сформируется взаимное доверие, когда клиент исследует границы допустимого поведения и стремится убедиться в том, насколько психотерапевт способен к его безусловному принятию. Хотя это более характерно для детей, нечто подобное происходит и при работе со взрослыми. В арт-терапевтическом процессе иногда бывает трудно провести границы между исследовательскими манипуляциями с материалами и плохим или деструктивным поведением. Клиенты могут переживать острое чувство вины из-за того, что им «не удалось сдержать своих чувств» или что у них появилось желание запачкать себя и окружающее пространство. Взрослый испытывает явное замешательство, когда у него появляется непреодолимое желание залить лист бумаги грязной краской, поцарапать его или поскрести по нему ногтями, а также посмотреть, как с него капает краска. Такое поведение связано с переживанием клиентом острой душевной боли, страданием или гневом, для выражения которых он не находит слов.

Не только краска, но и различные объемные, предполагающие прямой тактильный контакт материалы, такие как песок, глина или тесто, создают возможности для выражения сильных чувств, в том числе чувства гнева. Следует также учитывать, что тактильный контакт с материалом оказывает значительный стимулирующий эффект, что в одних случаях способствует эмоциональной вовлеченности человека в процесс работы и делает его поведение более спонтанным, а в других — приводит к эмоциональному перевозбуждению, что необходимо, например, учитывать с гиперактивными детьми или склонными к бессознательному отреагированию взрослыми.

Применение техник коллажа и ассамбляжа позволяет преодолеть чувство робости и страха перед изобразительной работой и дает участникам группы чувство защищенности, поскольку, используя уже готовые образы и лишь комбинируя их друг с другом, они не в такой степени идентифицируют их с личным материалом. Это позволяет им дистанцироваться от сложных переживаний и вносит в процесс работы значительный элемент игры и даже ролевого перевоплощения.

Многие арт-терапевты считают, что чем больше у участников группы имеют возможность выбора различных материалов и техник изобразительной работы, тем более вероятно, что они смогут найти то средство самовыражения, которое в наибольшей степени отвечает их склонностям и потребностям. Это также создает условия для динамической коммуникации участников группы посредством разных материалов и средств творческого самовыражения, поскольку в течение даже одной сессии они могут переходить от одних материалов или средств творческого самовыражения к другим. В то же время наличие в арт-терапевтическом кабинете слишком большого количества различных материалов может вызывать у некоторых участников группы растерянность.

В процессе работы с арт-терапевтическими группами может быть целесообразно отвести определенное время на знакомство их участников с оборудованием кабинета и возможностями разных материалов. Некоторые арт-терапевты также считают, что в определенных случаях, параллельно с проведением арт-терапевтических занятий, участникам группы полезно посетить несколько занятий, проводимых художниками и посвященных освоению разных изобразительных техник. Д. Уоллер полагает, что «сотрудничество художников и арт-терапевтов может быть для пациентов очень полезным».

Обсуждая возможности различных используемых в арт-терапевтической работе материалов. Л. Штейнхардт (2001) делит их на три группы:

  • бесформенные материалы, позволяющие создавать объемные образы;

  • материалы, имеющие определенную форму;

  • предметы, имеющие определенную форму, которые можно использовать в качестве материалов.

К первой группе она относит мягкие и более плотные материалы, включая краски, глину, дерево и другие, которые могут быть использованы для создания художественных образов, живописных произведений или скульптуры. Ко второй группе, по ее мнению, относятся такие материалы, которые «включаются в изобразительный процесс в неизменном виде» — целлофан, туалетная бумага, песок, ткань и другие. И, наконец, к третьей группе материалов могут быть отнесены естественные или созданные человеком объекты или их части — камни, раковины, пуговицы, детали часов и другие.

Помимо деления изобразительных материалов на вышеназванные три группы Л. Штейнхардт также называет некоторые иные критерии их классификации. К таким критериям могут относиться:

  • происхождение материалов (естественное или искусственное);

  • каким образом материалы обычно используются (например, с применением тех или иных инструментов, таких как кисти, или непосредственно — руками);

  • какие чувства и образы они вызывают у человека;

  • степень физических усилий и затраты времени, необходимые для работы с материалом;

  • степень контроля над изобразительным процессом;

  • символическое содержание образов, созданных с использованием тех или иных материалов;

  • двух- или трехмерность и другие критерии.

К этому перечню следовало бы добавить и такой важный в арт-терапевтической работе критерий, как размер или объем изобразительного материала. Так, например, иногда участники группы при создании трехмерных образов используют находящуюся в кабинете мебель или даже включают в свою композицию в качестве одного из «изобразительных элементов» себя или других людей.

Различные манипуляции с готовыми образами и их преобразование в ходе групповой арт-терапевтической работы представляют собой особую группу феноменов, связанных с использованием перформансов в арт-терапии. С учетом этого представляется важным, чтобы ведущий арт-терапевтической группы не только владел основными техниками изобразительной работы и знал возможности различных материалов, но и был знаком с разными жанрами и формами современного актуального искусства.

Выбирая ту или иную форму и модель групповой арт-терапии, ведущий также должен ориентироваться на те задачи, которые они позволяют решать. Так, он может учитывать, что групповая арт-терапия, используемая преимущественно как метод психотерапии, позволяет решать следующие общие задачи:

  • обеспечивать выход эмоций и достижение катарсической разрядки;

  • делать для участников группы более понятными их потребности и переживания;

  • обеспечивать осознание и коррекцию дизадаптивных паттернов взаимодействия с окружающими;

  • развивать копинговые умения и укреплять механизмы психологической защиты и самоконтроля;

  • развивать самодирективность и способность к принятию ответственности за свои действия;

  • делать (при определенных условиях) участников группы более спонтанными и способными к эксперименту с новыми формами опыта;

  • развивать сенсомоторные навыки, обеспечивать эмоциональную стимуляцию и некоторые другие задачи.

Кроме того, следует учитывать те задачи, которые позволяет решать групповая арт-терапия как форма образовательной и развивающей практики. К этим задачам могут быть отнесены:

  • развитие интересов, мотивации и творческих способностей;

  • развитие межличностной компетентности;

  • укрепление чувства «я», личных границ во взаимоотношениях и навыков самоорганизации;

  • развитие способности к пониманию своего мира и чувств и потребностей других людей;

  • совершенствование навыков включения в деятельность;

  • осознание и принятие групповых норм и ценностей и общности проблем и человеческого опыта;

  • развитие мышления (в первую очередь, невербального), эстетических переживаний, мануальных навыков и т. д.

Как видно из этого перечня, групповая арт-терапия позволяет решать широкий круг задач, причем в зависимости от формы, модели и в какой-то степени общей продолжительности работы эти задачи могут быть разными. Чаще всего воздействие групповой арт-терапии на участников группы имеет комплексный характер, а это значит, что она ведет к достижению целого ряда положительных эффектов и позволяет решать сразу несколько задач.

^ Организационные процедуры в процессе групповой арт-терапии


Размер арт-терапевтических групп может быть различным и определяться формой и теоретической моделью групповой арт-терапии, особенностями клиентов, задачами работы, размерами помещения и его оснащенностью и другими факторами. Тем не менее, в большинстве случаев размер арт-терапевтической группы не превышает 6-8человек.

Определяя оптимальную частоту и продолжительность групповых сессий, специалист должен руководствоваться следующими соображениями:

- общим физическим состоянием участников группы и уровнем их утомляемости (от 45 - 60 минут до 3 - 4 часов);

- временными возможностями клиентов;

- формой и моделью групповой арт-терапии и теми задачами, которые необходимо решить в ходе сессии и процессе групповой арт-терапии в целом.

К организационным процедурам в процессе групповой арт- терапии и на стадии терминации можно отнести следующие действия специалиста:

1) регистрацию хода арт-терапевтических сессий;

2) оценку промежуточных результатов групповой арт-терапии и целесообразности ее продолжения либо перевода клиента на иную форму или модель работы;

З) оценку конечных результатов групповой арт-терапии.

Данные организационные процедуры сопровождаются оформлением соответствующих документов. В первом случае таким документом является журнал посещений и хода арт-терапевтических сессий; во втором — промежуточное резюме; в третьем — заключительное резюме.


Регистрация хода групповых арт-терапевтических сессий


Регистрация посещений и хода групповых арт-терапевтических сессий необходима не только для контроля за деятельностью специалиста, но и динамического анализа его работы, позволяющего принимать те или иные решения, связанные с ведением арт-терапевтических групп. Хотя журнал посещений может вестись отдельно от журнала регистрации хода групповых арт-терапевтических сессий, их целесообразно объединять в единый документ.

Развернутое описание по схеме содержит следующие пункты:

  • ФИО участников сессии, кто отсутствовал;

  • Ведущий/ведущие;

  • Дата и время сессии, какая сессия по счету;

  • Цель и задачи сессии;

  • Тема (темы), используемые упражнения и задания;

  • Общая атмосфера в группе в начале, в конце и в середине сессии; общий характер взаимодействия;

  • Что происходило в группе, как вели себя отдельные участники (что делали, как участвовали в обсуждении);

  • Каково было участие ведущего и ассистента в ходе сессии и их взаимодействие;

  • Итоги сессии, планы относительно дальнейшей работы.

Вполне оправданным является также использование специалистом при регистрации хода групповых арт-терапевтических сессий элементов интегративного анализа.

^ Интегративный анализ представляет собой резюме специалиста относительно того:

а) какой опыт, по его мнению, смогла получить группа благодаря участию в данной сессии;

б) как это повлияло на участников группы;

в) какое значение это может иметь для решения краткосрочных и долгосрочных задач групповой арт-терапии;

г) какое значение это имеет для дальнейшей работы данной группы.


^ Психотерапевтические факторы групповой работы


К ведущим психотерапевтическим факторам групповой работы мы относим следующие:

1) фактор художественной экспрессии;

2) фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений;

3) фактор интерпретации и вербальной обратной связи.

Фактор художественной экспрессии

Фактор художественной экспрессии связан с выражением чувств, потребностей и мыслей клиента посредством его работы с различными изобразительными материалами и созданием художественных образов. Их создание является не одномоментным актом, но более или менее развернутым во времени процессом, который может включать несколько этапов. Каждый человек характеризуется особым темпом работы, который может также определяться различными внешними факторами, в том числе условиями проведения арт-терапии, характером психотерапевтических отношений, оснащенностью арт-терапевтического кабинета, наличием или отсутствием у клиента опыта занятий изобразительным творчеством или участия в арт-терапевтической работе и другими факторами. Кроме того, на изобразительную деятельность клиента могут также оказывать влияние особенности его темперамента, уровень мотивации к занятиям изобразительной деятельностью или работы в арт-терапевтической группе, его физическое и психическое состояние и культурный опыт.

В настоящее время представители разных психотерапевтических школ по-разному обосновывают психотерапевтическое воздействие художественной экспрессии: представители бихевиорального направления связывают его с отвлечением внимания клиента от болезненных переживаний и развитием посредством изобразительной деятельности более адаптивных моделей реагирования; представители гуманистического подхода — с самоактуализацией и развитием самодирективности клиента, представители психодинамического направления — с выражением и осознанием неосознаваемых чувств и потребностей и т. д.

Для более полного понимания терапевтического воздействия изобразительного творчества на человека необходимо учитывать не только то, какие изменения в его состоянии происходят непосредственно в ходе изобразительной деятельности, но и то, что предшествует созданию визуальных образов и что за этим следует. Кроме того, в определенных условиях и при работе с некоторыми клиентами изобразительная деятельность может быть не связана с созданием законченных визуальных образов, но, тем не менее, сопровождаться достижением определенных терапевтических эффектов. В этих случаях они могут быть, например, связаны с сенсорной стимуляцией, развитием моторики, снятием напряжения, развитием навыков саморегуляции, «выплеском» негативных переживаний и другими механизмами.

Наблюдения за клиентами в ходе арт-терапевтической работы показывают, что еще до создания художественных образов клиенты нередко используют изобразительные материалы для того, чтобы с ними «поиграть», сформировать для себя «защищенное пространство» путем обозначения своих личных границ, самонастройки и с другими целями.

Наблюдения за арт-терапевтической работой также указывают на то, что работа клиёнта с изобразительными материалами даже в тех случаях, когда он не создает законченных художественных образов, является средством для его взаимодействия с психотерапевтом.

Большое значение имеет и то, что происходит в ходе арт-терапевтической работы, когда клиент заканчивает создание визуального образа или манипуляции с изобразительными материалами. Некоторые специалисты рассматривают те или иные виды последующей работы клиента с созданной им изобразительной продукцией как важный фактор достижения психологических изменений. К этим видам работы относятся художественные описания, драматические представления (перформансы) на основе созданной изобразительной продукции, превращение художественных образов в своеобразные «талисманы» или совершение с ними определенных ритуальных действий и другие. Хотя все эти виды творческой деятельности связаны с музыкальным, литературным, драматическим или иным творчеством, они могут быть органично связаны с фактором художественной экспрессии.

Изобразительная деятельность в условиях групповой работы протекает во многом иначе, чем в индивидуальной арт-терапии, причем большое значение при этом имеют особенности группы и те форма и модель групповой арт-терапии, которые при этом используются.

Изобразительная деятельность участников группы оказывает существенное влияние на характер и динамику групповой работы, что связано с тем, что во время индивидуальной работы внимание членов группы фокусируется на изобразительных материалах и образах, а также их собственных переживаниях, представлениях и фантазиях. Перемещение фокуса внимания с межличностного взаимодействия и общегрупповых процессов в ходе арт-терапевтических сессий на изобразительную деятельность является важным средством укрепления личных границ членов группы и их психологической защиты. Вместе с тем это возможно лишь в той случае, если будут соблюдены основные требования и условия групповой арт-терапевтической работы, а именно, созданы определенные пространственно-временные границы сессий, оборудован арт-терапевтический кабинет, а все члены группы будут следовать общим правилам поведения, в частности, уважать «личное пространство» друг друга, не мешать друг другу в ходе изобразительной деятельности и не оценивать работы других.

Уважение «личного пространства», связанное с процессом художественной экспрессии в условиях групповой работы, имеет очень большое значение, и это относится не только к правилам поведения и отношению членов группы к работам друг друга, но и к правилам использования изобразительных материалов и расположению рабочих мест и самих участников сессий в пространстве. В то же время границы «личного пространства» и степень их гибкости и открытости могут быть различны, в зависимости от стадии арт-терапевтического процесса, формы групповой арт-терапии, конкретных упражнений или техник работы, состава участников и других обстоятельств. Поэтому психотерапевт должен оценивать художественную экспрессию в группе на трех основных уровнях:

1) на общегрупповом уровне («художественная культура», «групповые образы»);

2) на межличностном уровне (художественная экспрессия как средство общения членов группы друг с другом и с ведущим, либо выражения своего отношения друг к другу и к ведущему);

3) на внутриличностном уровне (художественная экспрессия как инструмент выражения индивидуальных чувств, потребностей, мыслей, проблем, фантазий, установок и т. д.)

  1   2   3




Похожие:

Арт – терапия Тренер Донских Татьяна Петровна Старший преподаватель кафедры общей психологии огпу iconУченые записки кафедры общей психологии мгу им. М. В. Ломоносова
Летуновский В. В. Психология духовного бытия // Ученые записки кафедры общей психологии мгу им. М. В. Ломоносова / Под ред. Б. Братуся...
Арт – терапия Тренер Донских Татьяна Петровна Старший преподаватель кафедры общей психологии огпу iconВлияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации
Зенков Максим Юрьевич, старший преподаватель кафедры социальной психологии управления Сибирского государственного университета путей...
Арт – терапия Тренер Донских Татьяна Петровна Старший преподаватель кафедры общей психологии огпу iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Программу разработала старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии, кандидат педагогических наук
Арт – терапия Тренер Донских Татьяна Петровна Старший преподаватель кафедры общей психологии огпу iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Программу разработала старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии, кандидат педагогических наук
Арт – терапия Тренер Донских Татьяна Петровна Старший преподаватель кафедры общей психологии огпу iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Программу разработала старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии, кандидат педагогических наук
Арт – терапия Тренер Донских Татьяна Петровна Старший преподаватель кафедры общей психологии огпу icon«Родной и государственный языки надо срочно уравнять в правах с русским»
И. Н. Милев, старший преподаватель кафедры культуры и искусств, факультета национальной культуры Комратского госуниверситета
Арт – терапия Тренер Донских Татьяна Петровна Старший преподаватель кафедры общей психологии огпу iconЗенков М. Ю. старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Сибагс, аспирант рагс
Публично-правовое юридическое лицо: проблемы адекватного их природе правового регулирования статуса государственных и муниципальных...
Арт – терапия Тренер Донских Татьяна Петровна Старший преподаватель кафедры общей психологии огпу iconСценарий презентации профессии журналиста Презентация составлена с целью профориентационной работы № п/п Видеоряд Звуковой ряд Титры
Целевые установки презентации представляет Петренко М. А., старший преподаватель кафедры журналистики
Арт – терапия Тренер Донских Татьяна Петровна Старший преподаватель кафедры общей психологии огпу iconОбластная туристско – краеведческая конференция «Живи, Кузнецкая земля!» Финал протокол результатов
Председатель: Шиллер Вадим Викторович кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры политических наук Кемгуки
Арт – терапия Тренер Донских Татьяна Петровна Старший преподаватель кафедры общей психологии огпу iconГеометрия Специальность 030100. 00 Информатика с дополнительной специальностью математика Физико-математический факультет Форма обучения дневная
Программу разработал старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии, кандидат физико-математических наук
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов