Основные подходы в nlp тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт icon

Основные подходы в nlp тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт



НазваниеОсновные подходы в nlp тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт
Дата конвертации28.08.2012
Размер77.91 Kb.
ТипДокументы

Основные подходы в NLP

Тренер Ищенко Геннадий Петрович

Психотерапевт

В качестве терапевта или консультанта вы оказываетесь последним средством решения проблемы только тогда, когда человек понимает, что неудачные попытки разрешить ситуацию показывают, что у него или нет ресурсов для этого , или он их неправильно использует.

Поскольку большинству клиентов совершенно очевидно не хватает в настоящий момент навыков, с помощью которых они бы справились с проблемой, психолог отвечает за то, чтобы использовать свой опыт, имеющуюся у него информацию и интуицию для того, чтобы определить, какого рода изменения будут наиболее эффективными и адекватными для человека, сидящего перед ним. Люди могут знать, что хотят получить результат, но обычно они не знают, какое новое состояние или поведение им нужно для того, чтобы достичь желаемого результата.

И вот клиенты пришли к вам, пришли потому, что они не знают точно, почему они пришли. У них есть проблемы, и если бы они понимали, в чем они ЗАКЛЮЧАЮТСЯ, то они бы не пришли. Вам необходимо сделать что-то, что вызовет изменение в клиенте... любое небольшое изменение, потому что он хочет измениться, пусть немного, и он примет это как изменение. Он не остановится для того, чтобы измерить СТЕПЕНЬ этого изменения. Он согласится, что это - изменение и тогда последует за этим изменением, и изменение будет развиваться в соответствии с его собственными потребностями...

Всегда доверяйте своему подсознанию. Многие консультанты пытаются планировать, о чем они будут думать, вместо того, чтобы подождать и посмотреть, какой стимул к ним поступит, а потом позволит своему подсознанию ОТРЕАГИРОВАТЬ на этот стимул...

Доверяйте своему подсознанию ... нежели создавая ПРЕВАРИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ о природе проблем клиента.

Другой способ сделать адекватным психологическое вмешательство заключается в том, что консультант обдумывает эффективность и экологичность вмешательства, с учетом среды в которой живет клиент.

Очень часть сознательно или невольно психолог пытается передать клиенту тот взгляд на мир и отношение к нему, которые принесли бы пользу психологу или другим людям. Но это может быть неадекватно тому, как клиент воспринимает мир.

Роль консультанта заключается в том, чтобы создать клиенту подходящие условия для обучения и изменения, но изменяется именно сам клиент, и любые изменения возникают в результате собственных усилий клиента.

Психолог обязан быть заинтересован не только в том, чтобы разрешить проблему человека, но и в том, чтобы помочь своим клиентам стать самостоятельными личностями, способными получать доступ ко всем своим ресурсам так, чтобы человек сам смог помочь себе, если бы в этом возникла необходимость.


^ ГЕНЕРАТИВНЫЕ ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ

В работе эффективного психолога наиболее часто прослеживаются три критерия: умение быть гибким, относиться с юмором к себе и окружающему миру и смотреть в будущее. ГИБКОСТЬ: один из способов описывать проблемы клиента - определять, гибко он действует или нет. Под гибкостью, мы понимаем способность человека рассматривать ситуацию с различных точек зрения или способность действовать в различных ситуациях по-разному и адекватно.

ЮМОР: Вам необходимо научить своих клиентов СМЕЯТЬСЯ над своими горестями и наслаждаться тем, что им приятно.... Хотя многое из того, что с людьми происходит или что люди думают сами о себе, нельзя назвать смешным, но смешное можно найти практически во всем. Уместная шутка каким-то образом помогает облегчить боль, сделать приемлемым что-то новое или пугающее и облегчить ситуацию так, чтобы она перестала на вас давить.

БУДУЩЕЕ - Истоки проблем человека лежат в прошлом, и это, без сомнения, правда. Но считать, что истоки проблемы и ключ к ее решению - это одно и тоже, - спорная позиция. Клиенты обычно приходят на прием, принося с собой историю бесконечных, в том числе и повторных исследований проблем. И это, потеря ценного времени, и значительная часть терапевтической работы направлена на то, чтобы имплицитно или эксплицитно переориентировать клиентов с прошлого на будущее.

РАППОРТ И ПРИСОЕДИНЕНИЕ. В основе успешной консультации лежит ДОВЕРИЕ. Профессиональное умение вызвать к себе доверие - это, конечно, очевидно необходимый первый шаг по созданию атмосферы, в которой люди смогут свободно говорить о своих проблемах, но одного этого недостаточно для того, чтобы психологическое взаимодействие было эффективным. Способность психолога и пациента общаться друг с другом доверительно и понимать друг друга, и является тем, что мы называем РАППОРТ. Раппорт - это способность симметрично отвечать на модель мира другого человека. Одним из мощных шаблонов создания раппорта - это подстройка к характерным для клиента предикатам. Другой способ установить раппорт - это отражение аналогичных действий клиента. Другой уровень установления раппорта, заключается в том, что психолог демонстрирует своим клиентам, словом или делом, что он понимает их модель мира и понимает их проблемы. Такая демонстрация понимания становится очень важной, потому что именно на этой основе строится затем вся остальная часть психологического и психотерапевтического вмешательства. Успешный психолог использует саму модель клиента, чтобы изменить нежелательную ситуацию. РАППОРТ НА УРОВНЕ СОДЕРЖАНИЯ - психолог просто принимает содержание убеждений клиента в его ситуации и потом демонстрирует это во время общения с ним. РАППОРТ НА УРОВНЕ ПОВЕДЕНИЯ - это то, что вы явно отражаете макроповедение клиента не снижая его ценности для установления раппорта, но при этом необходимо, чтобы ваше микроповедение было конгруэнтно намерению или цели этого поведения - то есть, чтобы ваш клиент понимал, что вы это делаете ради его блага, а не во вред ему.

РАППОРТ НА УРОВНЕ КУЛЬТУРЫ - то есть, для спешного общения с клиентом необходимо установить раппорт путем отражения моделей мира ваших клиентов на любом из возможных уровней, включая и уровень « культуры».

ФРЕЙМ РЕФЕРЕНЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ - Всякий раз, когда вы оцениваете информацию или опыт, вы обязательно получаете доступ к тем критериям, с помощью которых осмысливается эта конкретная область жизни.

ДОСТУП КРИТЕРИЯМ - «СОРТИРОВКА» И «ПЕРЕСОРТИРОВКА»: Понятно, что многое в мире может быть хорошим или плохим в зависимости от того, КАК вы смотрите на это. Все, что составляет личность человека, сконцентрировано в его обобщениях, убеждениях, потребностях и так далее. Модель мира человека может представлять собой длинный список составляющих, но сотрите этот список и человек превратится в аморфную массу из мяса и костей. Обобщения о природе окружающего мира создаются и обновляются за счет внешних и внутренних действий, и в то же самое время эти обобщения влияют на внешнее и внутреннее поведение. И когда информация поступает к человеку, и он сортирует свой опыт в поиске критериев, которые релевантные для той оценки, которую он собирается совершить - это и называется СОРТИРОВКОЙ КРИТЕРИЕВ. Это похоже на развешивание белья. И хотя каждый из нас обычно отсортировывает какие-то критерии в отношении определенных контекстов, все мы можем отсортировывать и использовать новые критерии в отношении тех же самых ситуаций, когда эти критерии адекватно включаются. Это известно под названием «точка зрения» или «фрейм референции».

ПОИСК ЦЕННЫХ КАЧЕСТВ. Очень важно мастерски превращать недостатки характера и поведения в ценные качества. Если вы можете существенно повлиять на точку зрения человека относительно какой-то конкретной области жизни, то вы сможете вызвать соответствующие изменение в его поведении. И когда вы изменяете точку зрения
человека, важно то, что при этом человеку дается возможность найти новые ресурсы на уровне убеждений и поведения, которые более полезны, адекватны и больше его удовлетворяют. Один из способов сделать это, описать неприятное для клиента поведение или характеристику как ресурс, который позволяет выразить или реализовать что-то очень важное для человека.

Шаги стратегии:

  1. Определите причинно-следственную связь, в которую верит человек.

  2. Определите какое - то очень ценное желаемое состояние или критерий, с которым нежелательное поведение или характеристика связаны сейчас или с, которыми их можно было бы связать.

  3. Присоединитесь к своему клиенту, эксплицитно выражая ваше понимание того, что он определяет в качестве причинно-следственной связи в этой ситуации.

  4. Пусть человек откажется от той позиции, которую он защищает сейчас.

  5. Сделайте эксплицитной причинно-следственную связь между нынешнем
    нежелательным поведением или характеристикой и очень ценным желаемым состоянием, которое вы выделили из модели мира клиента.

ПОИСК КРУПНЫХ НЕДОСТАТКОВ - В таких ситуациях вам необходимо переориентировать своего клиента таким образом, чтобы его поведение, которое он считает в настоящий момент приемлемым или, по меньшей мере, терпимым (несмотря на его убеждения, все же приносит вред) стало неприемлемым, и было бы вытеснено другим, более полезным. Проводя консультацию с таким человеком, ВАЖНО учитывать природу и последствия поведения, возникающего в настоящий момент, и фрейма референции (убеждения, представления, точка зрения), который порождает это поведение. Точка зрения человека важна потому, что она является удобным ресурсом для изменений, способным влиять на его действия. Итак, первый шаг в этом алгоритме такой:

Определите для себя шаблон поведения, который нужно изменить удостоверившись в том, что изменить его можно. И что это полезно сделать.

Определите в модели мира вашего клиента такой ОЧЕНЬ ЦЕННЫЙ критерий, действие, обстоятельство или цель, которые можно описать как нечто, чему неадекватное поведение наносит вред.

Присоединитесь к клиенту и усильте его уверенность в том, что его нынешняя точка зрения по отношению к неадекватному поведению приемлема.

Ясно продемонстрируйте вашему клиенту причинно-следственную связь между его нынешним поведением и тем вредом, который оно наносит чему-то очень важному для этого человека.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ. Все люди, существуя по-человечески склонны реагировать шаблонно и подчиняться шаблонам поведения. В большинстве случаев шаблоны поведения дают нам преимущество - нам не приходится осознавать и обдумывать пошагово все, что мы делаем. Люди применяют шаблоны поведения, которыми были научены или которые освоили применительно к определенному контексту. Содержание проблемы вашего клиента - это конкретные люди, и места событий, названия нежелательных действий, чувств, а также особых результатов, которые этот человек получает. И содержание проблемы будет заключаться в значении слов, с помощью которых человек описывает свою проблему. А шаблоны поведения - это те действия, которые человек постоянно совершает, руководствуясь этими значениями.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШАБЛОНОВ ПОВЕДЕНИЯ. Шаблоны поведения - это цепочка действий, которые постоянно характеризуют поведение человека или его реакции в конкретном контексте. Для консультанта наиболее важен поиск повторений и использование сравнения, чтобы их найти. Когда вы согласуете слова вашего клиента и его выражение лица, движения его тела, изменение тона голоса и так далее, то вы вскоре обнаружите, что клиент ДЕЛАЕТ то, о чем в этот момент рассказывает. КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОВЕРШАТЬ? Необходимо проводить небольшие изменения в поведении клиента, которые просто, но эффективно перестраивают шаблоны поведения человека, и этого оказывается достаточно для того, чтобы получить стабильный и полезный для клиента результат. Этот подход оправдан. Причина, по которой желательно совершать небольшие изменения, заключается в том, что клиентам почти всегда незначительные изменения будут казаться приятнее глобальных. Терапевтическое вмешательство необходимо проводить незаметно, так, что действия консультанта не кажутся связанными с проблемой, и таким образом клиент избегает бесполезного морального противостояния, которое не приносит пользы. И внешне сводя до минимума свою роль консультанта, мы помогаем людям почувствовать их личную ответственность.


Список литературы.

  1. Черепанова И. Дом колдуньи. Язык творческого Бессознательного. М.: «КСП+», 1999.

  2. Бакиров А.К. С чего начинается НЛП. М: «КСП+», 2001.

  3. Ричард Бендлер, Джон Гриндер. Из лягушек - в принцы (Вводный курс НЛП тренинга), 1978.

  4. Бендлер Ричард, Гриндер Джон - Структура Магии (в 2-х томах).

  5. Ричард Бендлер, Джон Гриндер. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий Перев. с англ. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.




Похожие:

Основные подходы в nlp тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт iconВведение в индивидуальное консультирование Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическая помощь
Психологическая помощь — оказание специфических услуг людьми друг другу или самим себе с целью разрешения личных психологических...
Основные подходы в nlp тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт iconВведение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование
Только наше ощущение естественных процессов внутри и вне нас самих обладает ключом к глубочайшим загадкам природы Через сито ощущений...
Основные подходы в nlp тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт iconВведение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование
Только наше ощущение естественных процессов внутри и вне нас самих обладает ключом к глубочайшим загадкам природы Через сито ощущений...
Основные подходы в nlp тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт iconТугушев геннадий Петрович, капитан на судах Севрыбхолодфлота. В начале 1970-х годов ходил старпомом на тр «Эрнст Тельман»
Тугушев геннадий Петрович, капитан на судах Севрыбхолодфлота. В начале 1970-х годов ходил старпомом на тр «Эрнст Тельман», был удостоен...
Основные подходы в nlp тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт iconСемейные расстановки ( по Б. Хеллингеру) Тренер Моисеев Сергей Валентинович Психотерапевт
Терапевт определяет уже сам какому участнику, какое место нужно занять в этой расстановке, а также диалог между протагонистом и участника-ми,...
Основные подходы в nlp тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт iconИнформатика Ищенко Алексей Петрович
Этим термином пользовались очень давно для определения чисто практических понятий, таких, как некоторая совокупность знаний, сведений...
Основные подходы в nlp тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт iconЭриксонианский гипноз Тренер Постнов Виктор Викторович Канд мед наук, доцент огма, психотерапевт Гипноз это естественное явление
В течение дня у нас нередко наступают моменты задумчивости, рассеянности, когда внимание отключается. Эрнест Л. Росси основываясь...
Основные подходы в nlp тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт iconЧебурашка vs. Покемоны
Чудесное утро, течёт речка, на берегу сидит Крокодилов Геннадий Афанасиевич. Рядом пробегает стадо покемонщиков (человек 10). Отодравшись...
Основные подходы в nlp тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт iconДокументы
1. /методические материалы/1. Тренинг Командообразование.doc
2. /методические...

Основные подходы в nlp тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Петровска
««Основные условия повышения качества методической работы в школе. Новые подходы к реализации методической работы в образовательном...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов