Введение в психосинтез Тренеры Чайковская Ирина Анатольевна icon

Введение в психосинтез Тренеры Чайковская Ирина Анатольевна



НазваниеВведение в психосинтез Тренеры Чайковская Ирина Анатольевна
Дата конвертации28.08.2012
Размер273.17 Kb.
ТипДокументы

Введение в психосинтез

Тренеры

Чайковская Ирина Анатольевна

К.пс.н., доцент, зав. кафедрой общей психологии ОГПУ

Суслова Татьяна Николаевна

Старший преподаватель кафедры общей психологии ОГПУ


Принято считать, что ПСИХОСИНТЕЗ как направление трансперсональной психологии существует с 1910 года. Именно в то время начал свои исследования итальянский ученый, психиатр Роберто Ассаджиоли (1887 - 1976). Он создал программу, согласно которой можно переходить с одной ступени формирования личности в индивидуальном опыте на другую, параллельно раскрывая в себе и приобретая различные качества...В настоящее время многие последователи этого направления склонны принимать трехуровневую модель, предложенную Т. Йомансом. Он делит процесс психосинтеза не на два, а на три этапа: ЛИЧНОСТНЬЙ, ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ и ДУХОВНЫЙ.

На первой стадии формирования устойчивой личности, способной адекватно выражать себя в повседневной жизни Р. Ассаджиоли усматривал два неодолимых процесса, протекающих практически параллельно: ГЛУБОКОЕ познание своей личности и КОНТРОЛЬ над различными ее элементами. Различные ситуации, способы видения мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя...

Психосинтез как ветвь практической психологии использует очень много Упражнений, связанных с ВИЗУАЛИЗАЦИЕЙ различных аспектов проблем клиента...


^ Из книги: Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.:REFLbook, 1994

…Если мы соберем твердо установленные факты, достоверные и хорошо проверенные сведения, а также достаточно аргументированные объяснения, не обращая внимания на перегибы и теоретические надстройки различных школ, то получим многомерную концепцию человеческой личности; будучи далекой от совершенства и завершенности, эта концепция представляется нам более содержательной и близкой к действительности, чем предшествующие.

Чтобы проиллюстрировать данную концепцию, мы воспользуемся приведенной ниже схемой. Разумеется, это схематическое и крайне упрощенное изображение, способное дать лишь структурное, статическое, едва ли не "анатомическое" представление о строении нашего внутреннего мира, тогда как более важен и существенен именно динамический его аспект. Имея дело с такой пластичной и неуловимой реальностью, как наша психическая жизнь, важно не терять из виду главные ее направления и существующие между ними коренные различия; в противном случае многочисленные детали могут заслонить от нас целостную картину и помешают осознать значение, назначение и ценность различных ее частей.


С учетом этих оговорок и ограничений карта нашего внутреннего мира выглядит следующим образом:

Схема 1




  1. Низшее бессознательное

  2. Среднее бессознательное

  3. Высшее бессознательное,
    или сверхсознательное

  4. Поле сознания

  5. Сознательное "я" [2]

  6. Высшее Я

  7. Коллективное бессознательное

1. Низшее бессознательное

В него входят: простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; разумное согласование телесных функций; основные влечения и примитивные побуждения; многочисленные "комплексы", несущие сильный эмоциональный заряд; образы кошмарных сновидений и фантазий; низшие, неконтролируемые парапсихические процессы; различные патологические проявления, такие как фобии, мании, навязчивые идеи и желания.

^ 2. Среднее бессознательное

Эта область состоит из психических элементов, сходных с психическими элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта; здесь, прежде чем родиться в свете сознания, зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения.

^ 3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное

Из этой области нам являются высшие формы интуиции и вдохновения – художественного, философского и научного, – этические "императивы", стремление к человечным и героическим поступкам. Это источник таких высших чувств, например, как альтруистическая любовь; это источник таланта, а также состояний созерцания, просветления и экстаза. Здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии.

^ 4. Поле сознания

Этот не совсем точный, но понятный и пригодный для практических целей термин обозначает непосредственно сознаваемую нами часть нашей личности: непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке.

^ 5. Сознательное "я"

"Я", которое представляет собой точку чистого самоосознания, нередко путают с только что описанной сознательной частью нашей личности; в действительности же они совершенно различны. В этом можно убедиться путем интроспекции. Изменчивые содержания нашего сознания (ощущения, мысли, чувства и т. д.) – это одно, а "я", центр нашего сознания – это другое. Существующее между ними различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями.

6. Высшее Я

Сознательное "я", как правило, не только погружено в поток содержаний сознания, но, по-видимому, совсем исчезает, когда мы засыпаем, падаем в обморок, находимся под воздействием наркоза, наркотиков или в состоянии гипноза. Но, когда мы пробуждаемся или приходим в сознание, "я" таинственным образом появляется вновь, неизвестно как и откуда, – факт, при ближайшем рассмотрении, действительно непостижимый и озадачивающий. Этот факт вынуждает нас предположить, что за или над сознательным "я" существует истинное Я, постоянный центр, из которого "я" возвращается в сознание.

Выяснить, действительно ли существует Я, можно различными путями. Многие люди, которые испытали более или менее продолжительное сознательное постижение Я, приравнивали это переживание по уровню достоверности к переживанию путешественника, попавшего в некую неведомую прежде страну. Подобные свидетельства можно найти в "Космическом сознании" Р.М.Бака, "Третьем Органоне" П.Д.Успенского, "Мистицизме" Андерхил и других книгах. Я можно осознать также благодаря использованию некоторых психологических методик, например, "процесса индивидуации" Юнга, "пробужденного сна" Дезуаля, приемов Раджа Йоги и т.д.

^ 7. Коллективное бессознательное

Внешнюю линию овала схемы следует рассматривать не как "отделяющую", а как "разграничительную". Ее следует рассматривать как аналог клеточной мембраны, которая обеспечивает постоянный активный обмен веществ между организмом и клеткой. Между нами и другими людьми все время протекают процессы "психического осмоса", протекают они также между нами и окружающей нас психической средой. Последняя соответствует тому, что Юнг назвал "коллективным бессознательным".

Приведенная выше схема помогает примирить два факта, которые на первый взгляд кажутся взаимоисключающими:

  1. ^ Видимую двойственность, кажущееся наличие у нас двух я. В самом деле, на схеме показаны как бы два я, потому что личное я обычно не сознает другого я и даже отрицает его существование; другое же, истинное Я скрыто и не проявляет себя в нашем сознании непосредственно.

  2. ^ Действительное единство и единственность Я. В действительности нет двух "я", двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, которое проявляется на разных уровнях сознательности и самопостижения. Отражение кажется самосущим, но в действительности не имеет собственной субстанциальности. Иными словами, это не новый, другой свет, а проекция источника света.

Данная концепция структуры внутреннего мира человека включает в себя, согласует между собой и сводит воедино результаты различных наблюдений и экспериментов. Она позволяет нам полнее и глубже понять драматические коллизии нашей жизни с ее конфликтами и проблемами, указывает на средства их разрешения и намечает нам путь к освобождению.

Не удивительно, что не зная и не понимая себя, человек не управляет собой, вращаясь в кругу своих ошибок и недостатков. Не удивительно, что иногда человек в своем слепом стремлении к свободе и удовлетворению яростно восстает против существующего положения вещей, а иногда, пытаясь приглушить внутреннюю боль, с головой уходит в лихорадочную деятельность, отдается разгулу страстей или пускается в безрассудные приключения.

…Давайте теперь рассмотрим, возможно ли разрешить эту центральную проблему человеческой жизни и как это сделать, – как излечить этот фундаментальный недуг человека. Давайте посмотрим, как освободиться от этого рабства, осуществить гармоничную внутреннюю интеграцию, постичь истинное Я и вступить в правильные отношения с другими людьми.

Стадии достижения данной цели таковы:

  1. Глубокое познание своей личности.

  2. Контроль над различными ее элементами.

  3. Постижение своего истинного Я – выявление или создание объединяющего центра.

  4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Давайте рассмотрим каждую из этих стадий.
^

1. ГЛУБОКОЕ ПОЗНАНИЕ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ


Для того, чтобы действительно познать себя, недостаточно составить опись элементов, образующих наше сознательное существо. Необходимо также предпринять исследование обширных областей нашего бессознательного. Сперва мы должны бесстрашно спуститься в преисподнюю низшего бессознательного, чтобы выявить те темные силы, которые в свое время обольстили нас и теперь нам угрожают, – "фантазмы", унаследованные или усвоенные в младенчестве мыслеобразы, которые нас преследуют или тихо над нами властвуют, страхи, которые нас сковывают, конфликты, которые расточают нашу энергию. Этого можно достичь с помощью методов психоанализа.

Психоанализ, как правило, на этом останавливается; но такая ограниченность неоправдана. Необходимо исследовать также области среднего и высшего бессознательного. Благодаря этому, мы обнаружим в себе неизвестные прежде способности, свое истинное призвание, свои высшие потенциальные возможности, которые пытаются выразить себя, но которые мы нередко отвергаем и подавляем из-за непонимания, предубежденности или страха. Мы обнаружим также огромный запас недифференцированной психической энергии, скрытой в каждом из нас, – пластичную часть бессознательного, которая находится в нашем распоряжении, наделяя нас неограниченной способностью к научению и созиданию.
^

2. КОНТРОЛЬ НАД РАЗЛИЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ЛИЧНОСТИ


После того, как мы выявим все эти элементы, мы должны овладеть ими и обрести над ними контроль. Наиболее эффективным методом для достижения этой цели служит метод растождествления. Он основан на фундаментальном психологическом принципе, который может быть сформулирован следующим образом:

Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем.
Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя растождествили.

В этом принципе заключен секрет нашей свободы и нашего порабощения. Каждый раз, когда мы отождествляем себя со слабостью, виной, страхом, любой другой своей эмоцией или побуждением, мы ограничиваем и сковываем себя. Каждый раз, когда мы говорим "я в унынии" или "я раздражен", мы все больше отдаем себя во власть депрессии или гнева. Мы сами налагаем на себя данное ограничение; мы сами заковываем себя в цепи. Но если мы при тех же обстоятельствах скажем, что "меня пытается захлестнуть волна уныния" или "мною пытается овладеть вспышка гнева", ситуация резко изменится. Теперь в ней будут участвовать две противостоящие силы: с одной стороны, наше бдительное "я", а с другой – уныние или гнев. И бдительное "я" не потерпит их вторжения: оно может критично и беспристрастно рассмотреть импульсы уныния или гнева: оно может увидеть их причины, предусмотреть их нежелательные последствия и осознать их необоснованность. Нередко этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление таких сил и выиграть битву.

Но даже если эти силы окажутся на какое-то время сильнее, если сознательная личность поначалу будет захвачена их натиском, бдительное "я" никогда не будет побеждено до конца. Оно может отойти во внутреннюю крепость и в ожидании благоприятного момента готовиться там к контрнаступлению. Оно может проиграть ряд сражений, но если оно само не поднимет руки и не сдастся, окончательный исход дела сомнений не вызывает: в конце концов оно одержит победу.
^

3. ПОСТИЖЕНИЕ СВОЕГО ИСТИННОГО Я: ВЫЯВЛЕНИЕ ИЛИ СОЗДАНИЕ ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО ЦЕНТРА


На основании того, что уже было сказано о природе Я, несложно указать теоретически, как достичь этой цели. Для этого нужно расширять личное сознание вплоть до превращения его в сознание Я; нужно объединить низшее "я" с высшим Я. Но за этими легко произносимыми словами скрывается сложнейшее предприятие. Это великое и, разумеется, долгое и трудное дело, и не каждый готов к нему. Вместе с тем между исходной точкой пути, который начинается в долинах нашего обычного сознания, и сверкающим пиком Самопостижения есть промежуточные фазы, разновысокие плато, где человек может отдохнуть и даже поселиться, если он не может или не хочет продолжать восхождение.

При благоприятных обстоятельствах процесс такого восхождения протекает в какой-то мере стихийно – в ходе естественного внутреннего роста, питаемого разнообразным жизненным опытом; но зачастую этот процесс идет очень медленно. При любых обстоятельствах, однако, его можно значительно ускорить путем целенаправленного сознательного действия и применения надлежащих активных методов.

Промежуточные стадии связаны с новыми отождествлениями. Люди, которые не могут постичь свое истинное Я в его чистой сущности, могут создать идеальный образ совершенной личности, соответствующий их масштабу, стадии развития и психологическому опыту, а затем начать практически воплощать его в жизнь.
^

4. ПСИХОСИНТЕЗ: ФОРМИРОВАНИЕ ИЛИ ПЕРЕСТРОЙКА ЛИЧНОСТИ ВОКРУГ НОВОГО ЦЕНТРА


После того, как мы выявили или создали объединяющий центр, у нас появляется возможность построить вокруг него новую личность – органичную, внутренне согласованную и объединенную в одно целое.

Это и есть собственно психосинтез, также имеющий несколько стадий. Прежде всего необходимо разработать план действий, сформулировать "внутреннюю программу". Мы должны визуализировать, мысленно представлять свою цель, – то есть новую личность, к созданию которой мы стремимся, – и ясно сознавать задачи, возникающие перед нами в связи с ее достижением.

Некоторые люди ясно видят свою цель с самого начала. Они способны составить четкое представление о том, кем они могут и хотят стать. Это представление должно быть реалистичным и "достоверным", то есть согласованным с естественным ходом развития данного индивида и потому осуществимым, – по крайней мере, отчасти: это не должен быть невротический, нереалистичный "идеализированный образ", как его называет Карен Хорни. Подлинная "идеальная модель" потребного развития заключает в себе динамическую созидательную силу, она облегчает достижение цели путем устранения неясностей и неопределенностей; она сосредоточивает усилия человека и подключает к делу великую суггестивную силу образов.

После того как идеальная форма определена, начинается практический психосинтез, построение новой личности как таковое. Эта работа может быть разделена на три главные части:

  1. Использование всех имеющихся в распоряжении энергий. К ним относятся: а) силы, высвобождаемые в процессе анализа и разложения бессознательных комплексов; б) стремления, скрыто присутствующие на разных психологических уровнях и до сих пор обойденные вниманием. Чтобы использовать эти бессознательные силы, многие из них нужно "трансмутировать", превратить в нечто иное. Это становится возможным благодаря свойственной им пластичности и изменчивости, фактически, такая трансмутация протекает в нас постоянно.

  2. Развитие недостающих или недостаточно развитых для достижения нашей цели сторон личности. Такое развитие может осуществляться двумя путями: с помощью методов вызывания и самовнушения или с помощью систематической тренировки неразвитых психических функций (таких как память, воображение, воля) – тренировки наподобие той, что применяется, например, в области физической культуры, при наработке технических навыков пения, игры на музыкальных инструментах и т. д.

  3. ^ Согласование и соподчинение (координация и субординация) различных психических функций и энергий, создание устойчивой структуры личности. Такая структура представляет собой любопытную и наводящую на размышления аналогию с устройством современного государства, граждане которого входят в различные объединения, общественные классы, профессиональные группы и т. д., и в котором есть органы управления разного уровня, – например, городского, областного, республиканского.

*   *   *


Так в общих чертах выглядит процесс психосинтеза. Следует уточнить, однако, что все вышеупомянутые стадии и методы тесно взаимосвязаны и прохождение их не предполагает строгой последовательности определенных периодов или фаз. Живой человек – не здание, для которого сперва должен быть заложен фундамент, затем возведены стены и, наконец, положена крыша. Выполнение широкой внутренней программы психосинтеза можно начинать одновременно с разных точек, с разных сторон, а разные методы и действия можно, в зависимости от обстоятельств и внутреннего состояния, чередовать в течение более или менее продолжительных отрезков времени.


Томас Йоманс

^ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОСИНТЕЗУ


… Р. Ассаджиоли, посмеиваясь, бывало говорил своим ученикам, что "практика делает несовершенное совершенным". Это замечание относилось сразу к нескольким аспектам психосинтеза. Во-первых, оно указывало на важность практики как таковой, ибо постоянное повторение определенных упражнений обеспечивает непрерывность процесса психосинтеза, происходящего в человеке. Во-вторых, оно парадоксальным образом подтверждало наше "совершенное несовершенство", тем самым указывая на возможность постоянного роста, на то, что человек никогда не может достичь абсолютного "совершенства" с точки зрения вселенной, и на то, что это "совершенно" нормально. В третьих, оно имело в виду то, что мы можем активно участвовать в собственном росте и способны выбирать способ, который сделает нашу жизнь более глубокой и значительной, и поэтому не должны ждать, пока это произойдет само собой. Практика позволит нам направить осознание и волю на то, чтобы исцелять свою личность, делать ее сильнее, и, в конце концов, осознанно и более полно выражать свое истинное Я. Наконец, в четвертых, это замечание утверждало, что в самом процессе психосинтеза скрыто совершенство, и оно состоит в том, "чтобы сделать нашу жизнь более значительной". Это совершенство, одновременно таинственное и закономерное, заключено в нас самих и существует вне нас, дается нам всем вместе и каждому в отдельности. Оно может стать неотъемлемой частью нашей каждодневной жизни благодаря сознательной практике и, конечно, если мы будем просто стараться наиболее полно прожить отведенные нам годы, что само по себе является самой важной практикой из всех существующих.

Годы показали, что приведенные здесь упражнения наилучшим образом способствуют сознательному участию человека в процессе психосинтеза. Некоторые из них были разработаны самим Р. Ассаджиоли, другие — сотрудниками Института Психосинтеза в Сан-Франциско и Канадского Института Психосинтеза. По мере того, как мы все больше узнавали о том, что в действительности помогает людям, эти упражнения подвергались изменениям и дополнениям (эти упражнения относятся к уровню личности).


  1. ^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ


Одним из самых лучших способов постоянного самоусовершенствования является рабочая тетрадь, дневник или журнал. Мы используем термин "психологический журнал", потому что многие люди ассоциируют слово "дневник" с юношеским увлечением изо дня в день записывать все мелкие и порой скучные события своей жизни. Здесь пойдет речь о журнале, в который будет заноситься все, что касается вашего внутреннего мира и его развития. Внешние события получают в нем отражение постольку, поскольку они связаны с событиями вашей внутренней жизни — с чувствами, мыслями, наблюдениями, — но основное внимание следует уделять все возрастающему осознанию того, что происходит с вами и вокруг вас, новому пониманию, новым ценностям и взаимосвязям, которые вы способны открыть. Такой журнал преследует много целей. Одна из них — помочь нам как можно яснее сформулировать свои мысли, чувства и наблюдения. Излагая что-либо на бумаге, мы в большей степени становимся к этому причастны. Записывая свои мысли, мы совершаем еще один шаг по сравнению с тем, когда мы об этом просто думаем, ибо излагая их на бумаге и стремясь к ясности изложения, мы должны выбирать между различными взглядами, и, таким образом, нам труднее обмануть себя, труднее не обращать внимания на противоречия, содержащиеся в наших взглядах. Если у вас есть нерешенная проблема, или вы не можете в чем-то разобраться, предлагаемый способ поможет вам лучше понять, в чем именно состоят ваши сложности и, таким образом, приблизиться к их разрешению.

Психологический журнал как техника, способствующая саморазвитию, служит и другим целям. Он дает возможность безопасно выражать накопившиеся в нас сильные и разрушительные эмоции. Если мы научимся "выпускать пар", записывая свои переживания, у нас появится прекрасный способ разрядки и осознания того, что лежит в основе наших переживаний. Кроме того, ведение журнала способствует развитию таких свойств, как умение сосредоточиться, быть внимательным и управлять своей волей. Людям застенчивым и испытывающим неудобство в тех ситуациях, когда им приходится раскрываться в присутствии другого человека, это поможет более свободно исследовать какие-то свои качества. Все это делает журнал важным слагаемым процесса психосинтеза. Он является методом, который каждый может использовать самостоятельно, все больше и больше превращая процесс собственного роста и самореализации в дело своих рук.

Помимо записей в журнале можно использовать рисунки и какие-то другие наглядные приемы выражения. Они могут быть самыми разными. Во-первых, это образы, увиденные во сне, рожденные в воображении или пришедшие к вам во время визуализаций. Во-вторых, это схемы, более абстрактные образы и иные способы, помогающие нам выразить свои мысли в графической форме. Это очень удобный прием для того, чтобы наиболее точно сформулировать свои представления или объяснить их другим. И, наконец, в-третьих, сюда относится то, что можно назвать "спонтанными рисунками", рождающимися, когда мы находимся в расслабленном состоянии, и наше внимание сосредоточено на чем-то другом, как в тех случаях, когда мы просто чиркаем на бумажке. Эти рисунки отражают процессы, происходящие в бессознательном, и могут иметь важное значение для того, чтобы понять себя. Таким образом помимо записей в журнале могут быть рисунки.

Ниже приведены разделы, которые могут быть включены в ваш журнал. Выберите те из них, которые наиболее соответствуют вашим внутренним потребностям и переживаниям, но помните, что в дальнейшем в любое время вы сможете вносить изменения в свой выбор. Важно, чтобы каждый раз, делая запись, вы указывали дату. Это позволит вам легче увидеть всю картину своего развития.

Диалог с понятиями. Сюда могут быть включены любые области, представляющие для вас существенный интеллектуальный интерес, например, образование, религия, математика, теория систем, экология и т.д.

Диалог с людьми включает соображения и озарения, связанные с вашими отношениями с людьми.

Диалог с событиями: впечатления по поводу значительных событий вашей жизни. Обратите особое внимание на события, в которых вы заметили "синхронность".

Внутренние диалоги: разнообразные мысли, рассуждения, интуитивные ощущения, а также вопросы или размышления, не подходящие к другим разделам.

Сны: описание снов, того контекста, в котором они вам приснились, ассоциаций, возникших в связи с этими снами, и расширенного их понимания. (Лучше всего это записывать сразу после пробуждения.)

Образы: зрительные или какие-либо иные сенсорные образы, возникшие спонтанно или во время использования одной из техник направляемого воображения.

Воображение: фантазии, истории, ситуации, которые могут служить основой для работы воображения. Сюда лучше всего записывать то, что может иметь какой-то творческий заряд.

Медитация: заметки о различных медитативных техниках, которые вы опробовали, о том, какие изначальные представления вы при этом использовали и к каким результатам пришли. Не забудьте описать все случаи озарения и те решения, которые вам подсказала интуиция.

Я: заметки, касающиеся вашей личностной идентификации, ответы на вопрос "кто я?", воспоминания того, каким вы воспринимали себя раньше, и другие медитативные техники, связанные с вопросом сущности бытия.

Воля: заметки о ваших переживаниях, связанные с различными проявлениями воли, оценка своих сильных и слабых сторон. Обратите внимание на все случаи, когда вы осознавали, что используете волю, и опишите, при каких обстоятельствах это происходило. Отметьте результаты своих упражнений на развитие воли.

Методы саморазвития: ваш опыт работы с помощью различных методов, которые нельзя отнести к другим разделам. Постарайтесь как можно полнее описать обстоятельства, в которых эти различные методики работали или, наоборот, не работали. Что, на ваш взгляд, определило успешный или неуспешный результат работы той или иной методики?

Особо значительные переживания: сюда относятся особенно сильные или глубокие переживания внутреннего покоя, радости, любви, ощущения расширения вашего Я, пробуждения и т. д., описание обстоятельств, в которых они возникли, и их последствий.

Недостатки: сюда относятся слабости, которые вы в себе осознаете и над которыми хотели бы поработать. Особое внимание здесь можно уделить методам, которые помогли бы их преодолеть. Обратите внимание на свои сильные негативные реакции на других людей — они помогут вам разобраться в проблемах, которые вы не осознаете и проецируете на других людей.

Цитаты. Если, читая книгу, вы обнаружите в ней какие-то особо значимые для вас мысли, их можно записать в этом разделе.


  1. ^ УПРАЖНЕНИЕ "КТО Я?"


Это упражнение направлено на то, чтобы развить в человеке осознание себя и помочь ему обрести свое истинное Я. Оно основано на предположении, что каждый из нас, подобно луковице, состоит из многих слоев, покрывающих центральное ядро. Эти слои самовосприятия могут быть как позитивными, так и негативными. Они отражают различные стороны нашей личности и нашего отношения к миру. Некоторые из них подобны маскам или фасадам, за которыми скрываются такие черты нашей личности, которые мы в себе не одобряем, другие являются непосредственно этими не нравящимися нам чертами, а могут быть и скрытые, но весьма положительные стороны, которые нам трудно в себе принять. В любом случае, где-то в глубине, за всеми этими слоями спрятано живое и полное творческой энергии ядро, наше истинное Я, суть нашего существования.

Выполняя это упражнение и последовательно отвечая на вопрос "Кто я?", мы постепенно подходим к пониманию этого Я, и, таким образом, можем прикоснуться к своей сути, своей истинной природе.


^ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ


1. Найдите тихое место, где вам никто не будет мешать. Возьмите бумагу, напишите наверху дату и озаглавьте этот лист "Кто я?". Затем постарайтесь, как можно свободнее и откровеннее, ответить на этот вопрос и, давая себе время подумать в тишине, снова задайте его себе.

2. Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Закройте глаза. Теперь снова спросите себя "Кто я?". Пусть ответ придет в виде образа, который возникнет в вашем воображении. Не пытайтесь специально о чем-то думать или искать чему-то объяснение, пусть образ возникнет сам.

3. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места для движения. Снова закройте глаза и спросите себя "Кто я?". Пусть ответ придет в виде какого-то движения вашего тела. Доверьтесь этому движению, пусть оно разворачивается до тех пор, пока вы не почувствуете, что оно полностью завершено. У вас может возникнуть желание дополнить ответ каким-то звуком или пением. Когда будете готовы, запишите все, что пережили.

Это упражнение рекомендуется делать в течении какого-то периода времени, поскольку при повторении его воздействие становится все глубже.


  1. ^ ВЕЧЕРНИЙ ОБЗОР


Это упражнение лучше всего делать в конце дня. Перед самым сном мысленным взглядом окиньте прошедший день. Прокрутите его перед собой, как кинофильм, но только задом наперед, начиная с того момента, в котором вы сейчас находитесь, затем переходя к концу вечера, началу вечера, к середине дня, к полудню и таким образом добираясь до утра, до того момента, когда вы проснулись.

Вечерний обзор можно использовать для того, чтобы в целом исследовать себя и свою жизнь, а можно видоизменить его таким образом, чтобы, как это будет показано ниже, сосредоточиться на какой-то одной стороне вашего Я, на каком-то стереотипе, о котором вы бы хотели узнать побольше, или на каком-то происходящем в вас процессе, в котором вы бы хотели разобраться. Ваша задача — спокойная и осознанная регистрация того, что означал прожитый вами день, что означали стереотипы поведения, к которым вы за это время прибегали.


^ ОБЗОР СУБЛИЧНОСТЕЙ


Эта разновидность вечернего обзора предполагает исследовать ваш день с точки зрения ваших субличностей.

Субличности — это множество разнообразных персонажей или психологических узлов внутри вашей личности, которые в какой-то степени действуют независимо, обладают своими потребностями и своими целями. Многие из этих субличностей характерны только для вас, другие, такие как Ребенок, Родитель, Искатель, Привязчивый, Одинокий, Поэт — почти универсальны.

Мы предлагаем, чтобы до начала упражнения вы в течение какого-то времени, углубившись в себя, подумали о том, какие из субличностей (возможно это будут две или три из них) особенно важны или особенно активны в вас в данный период жизни.

Вот те вопросы, которые вам могут пригодиться, во время самого вечернего обзора:

1. Какие из моих субличностей доминировали в различных ситуациях в течение дня? Какие внешние или внутренние обстоятельства повлияли на их появление или способствовали их исчезновению с переднего плана? Были ли между ними конфликты?

2. Какие полезные качества были присущи этим субличностям? Какие недостатки? Как они мне помогали или мешали?

3. Чего хотела каждая из субличностей? Во что бы превратилась моя жизнь, если бы их желания исполнились?

4. Было ли согласие между мной и моими субличностями, или же мне приходилось идти у них на поводу? Что я предпринял (предприняла), чтобы привести их в соответствие и направить в нужное русло?

Вы можете обдумать эти вопросы либо во время самого обзора, либо, если они вас отвлекают, в его конце. Все они необязательны и служат только для того, чтобы дать вам представление о том, с каких точек зрения можно делать это упражнение. Главная ваша задача — хорошенько познакомиться со своими субличностями. Мы советуем, особенно в начале, стараться не усложнять это упражнение и отводить на него не больше 15 минут в день.



  1. ^ УПРАЖНЕНИЕ НА ДЕЗИДЕНТИФИКАЦИЮ


Мы находимся во власти всего, с чем отождествляет себя наше Я, и управляем, руководим и используем все, с чем нам удалось дезидентифицироваться.

Центральным, фундаментальным переживанием, всегда присутствующим в человеческом сознании, является опыт самоосознания, открытия собственного Я. Однако чаще всего это самоосознание скорее скрыто присутствует в нас, не являясь чем-то явно выраженным. Оно воспринимается в неясном и искаженном виде, поскольку обычно смешивается и затемняется содержанием сознания.

Постоянный поток мыслей мешает нам ясно воспринять сознание как таковое, и оно начинает ложно идентифицироваться со своим содержанием. Если мы хотим сделать самоосознание очевидным, ясным и ощутимым, необходимо прежде всего дезидентифицировать себя от содержания нашего сознания.

Отождествляя себя с какой-то своей частью, мы обычно выбираем для этого нечто, играющее главную роль в нашей жизни, нечто, находящееся в центре нашего внимания, выполняющее какую-то заглавную функцию. Так, некоторые люди идентифицируют себя со своим телом. Они воспринимают себя и часто говорят о себе с точки зрения ощущений. Иными словами, живут так, как если бы они являлись своим телом. Другие идентифицируют себя с чувствами. Они переживают и описывают свои состояния в терминах эмоций и считают, что их чувства являются самой главной и самой сокровенной их частью, а мысли и ощущения воспринимают как нечто более удаленное, отдельное от них самих. Те, кто отождествляет себя со своим разумом, склонны описывать себя с помощью интеллектуальных построений, даже когда их спрашивают о том, как они себя чувствуют. Они часто полагают, что чувства и ощущения являются чем-то несущественным, и часто вовсе не обращают на них внимания. Многие люди отождествляют себя с какой-то ролью и живут, функционируют и воспринимают себя с точки зрения этой роли, как "мать", "муж", "жена", "ученик", "бизнесмен", "учитель" и т.д.

Отождествляя себя с какой-то одной стороной своей личности, мы можем некоторое время испытывать полное удовлетворение, но у такого отождествления есть серьезные недостатки. Оно не дает нам возможности осознать свое Я, пережить глубокое ощущение самоосознания, понимания, кем мы являемся на самом деле.

Лучше всего этого можно достичь с помощью специального упражнения на дезидентификацию и на самоидентификацию. Оно помогает нам обрести свободу и возможность выбирать тот аспект нашей личности, с которым мы хотим себя идентифицировать или дезидентифицировать в зависимости от того, что нам кажется уместным в каждой отдельной ситуации. Таким образом, принимая и гармонически синтезируя все элементы и аспекты своей личности, мы можем научиться управлять, направлять и использовать их. Именно поэтому настоящее упражнение считается в психосинтезе основным.

Описанный ниже порядок выполнения упражнения предполагает, что его первый этап — дезидентификация — состоит из трех частей, каждая из которых посвящена одному из аспектов осознания: физическому, эмоциональному и интеллектуальному. Выполнив все три части, вы подходите ко второму этапу — самоидентификации.


^ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ


Примите удобное положение, расслабьтесь и несколько раз глубоко вдохните и выдохните (можно предварительно выполнить упражнение на расслабление). Затем медленно и вдумчиво повторите следующее утверждение:

1. У меня есть тело, но я—не есть мое тело. Мое тело может быть больным и здоровым, отдохнувшим и усталым, но это не имеет ничего общего с моим Я, моим истинным Я. Я ценю свое тело как средство, которое позволяет мне приобретать опыт и действовать во внешнем мире, но оно является всего лишь средством. Я хорошо обращаюсь со своим телом, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но оно — это не я. У меня есть тело, но я—не есть мое тело Теперь в своем сознании воспроизведите в общих чертах содержание этого утверждения, а затем постепенно сосредоточьте внимание на основном его положении: "У меня есть тело, но я—не есть мое тело". Постарайтесь как можно лучше осмыслить это как пережитый и подтвержденный опытом факт вашего сознания.

2. У меня есть чувства, но я—не есть мои чувства. Мои чувства разнообразны, изменчивы, иногда противоположны. Они могут колебаться от любви до ненависти, от спокойствия до гнева, от радости до грусти, и все же моя истинная сущность не изменяется. Мое Я остается неизменным. Хотя иногда я могу какое-то время быть охваченным гневом, я знаю, что эта вспышка пройдет, и поэтому я не являюсь этим гневом. Я могу наблюдать за своими чувствами, понимать их; я даже могу постепенно научиться управлять и пользоваться ими, гармонически интегрировать их. Из этого следует, что они — это не я. У меня есть чувства, но я—не есть мои чувства.

3. У меня есть разум, но я—не есть мой разум. Мой разум — драгоценный инструмент познания и выражения, но это не суть моего существования. Его содержание все время меняется, он охватывает новые мысли, знания, опыт. Иногда он отказывается повиноваться мне. Поэтому, он не может быть мной, моим Я. У меня есть разум, но я—не есть мой разум. За этим следует этап идентификации. Медленно и вдумчиво повторите следующее положение:

4. После того, как я отделил свою суть, свое Я от содержания сознания — ощущений, эмоций и мыслей, я осознаю и утверждаю, что Я — это центр чистого самоосознания. Я — центр воли, способный наблюдать за психологическими процессами и за моим физическим телом, направлять их и использовать.

Сосредоточьте внимание на основном понятии: "Я — это центр чистого самоосознания и воли ". Постарайтесь как можно лучше осмыслить это как пережитый и подтвержденный опытом факт вашего сознания.

5. Что же тогда есть я? Что остается после того, как я перестал отождествлять себя со своим телом, со своими ощущениями, со своими чувствами, разумом, действиями? Остается моя суть — центр чистого самоосознания. Это постоянная часть моей вечно меняющейся жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество этому центру, понимаю его неизменность и его энергию (пауза). Я признаю и утверждаю, что я — центр чистого самоосознания. Я понимаю, что из этого центра моей истинной сути я могу научиться наблюдать, направлять и приводить в соответствие все свои психологические процессы и процессы, происходящие в моем физическом теле. И я постараюсь постоянно осознавать это в обыденной жизни, использовать это во благо себе, чтобы моя жизнь получила более глубокий смысл и стала более целенаправленной. По мере того, как вы научитесь все быстрее достигать определенного состояния сознания, стадия отождествления тоже может быть сокращена. Ваша цель — с помощью упражнения научиться быстро и плавно переходить от одной стадии дезидентификации к другой, чтобы оставаться затем в состоянии осознания своего Я в течение необходимого вам времени. Тогда вы сможете по собственной воле в любой момент отделить свое Я от любых всепоглощающих эмоций, неприятных мыслей, неуместных ролей и т.д., и, получив все преимущества стороннего наблюдателя, ясно увидеть ситуацию, ее значение, причины, и то, как лучше из нее выйти.

Как показала практика, это упражнение лучше всего делать ежедневно, в первой половине дня и, если возможно, сразу после того, как вы проснетесь. Тогда его можно будет символически рассматривать как "второе пробуждение". Кроме того, очень полезно повторять его в сокращенном виде несколько раз в день, чтобы постоянно возвращаться к состоянию осознавания своего свободного Я.



  1. ^ УПРАЖНЕНИЕ НА САМОИДЕНТИФИКАЦИЮ


Это упражнение предназначено для того, чтобы помочь вам ощутить связь вашего Я с Высшим Я. В нем используются некоторые представления, которые могут облегчить установление этой связи, но в то же время иногда они затрудняют ее, и поэтому здесь не может быть никаких гарантий. Смысл упражнения в том, чтобы сориентировать ваше сознание в определенном внутреннем направлении, дать вам возможность ощутить природу этой связи. Опыт каждого человека в этом отношении всегда уникален и по своей сути мистичен, но существуют способы, позволяющие указать общее направление поиска.

Лучше всего выполнять это упражнение регулярно в течение определенного периода времени, что позволит вам постепенно укрепить связь со своим Я и лучше ощутить его тождество чистому бытию.

1. Для того, чтобы подготовиться к данному упражнению, выполните сначала упражнение на дезидентификацию Высшего Я в той форме, которая вам больше всего подходит.

2. Как только вы поймете, что вам удалось установить достаточно надежный контакт с тем внешнем наблюдателем в вас, который может следить за потоком физических ощущений в вашем теле, за потоком ваших чувств и мыслей, переключите внимание на восприятие самого этого опыта, т.е. начните наблюдать за тем, как вы наблюдаете, и посмотрите, на что это похоже.

3. Затем постарайтесь ввести в область своего осознавания какой-то отрезок времени, например, час. Пусть этот отрезок расширяется и начинает охватывать день, неделю, месяц, год, десять лет, сто лет, тысячу лет и т.д. Это расширение должно происходить естественно. Теперь, когда в поле вашего осознавания находится огромный период времени, дайте ему возможность расширяться дальше и вырасти до вечности. Сосредоточьтесь на переживании вечности. Удерживайте ее в поле своего осознавания, затем оставьте ее и просто находитесь в состоянии осознавания.

4. Теперь введите в поле своего осознавания пустое пространство в форме шара, диаметром, скажем, полметра. Пусть этот шар растет и достигает сначала метра, затем нескольких десятков метров, сотен метров, километра, десятков километров, тысяч километров и т.д., и снова пусть это увеличение происходит естественно. Теперь, когда в центре вашего осознавания огромное пустое пространство, пусть оно расширяется до бесконечности. Осознавайте эту бесконечность, сосредоточьтесь на переживании ее, затем оставьте ее и просто находитесь в состоянии осознавания.

5. Теперь удерживайте в своем осознавании сразу и вечность, и бесконечное пространство и последите за своими переживаниями. Затем снова оставьте их, продолжая находиться в состоянии осознавания.

6. В конце упражнения сосредоточьте внимание на дыхании, а потом постепенно перенесите его на осознание своего разума, эмоций, тела, пока не почувствуете, что установили связь с настоящим моментом. Теперь уже в этом состоянии снова постарайтесь осознать, что вечность и бесконечность присутствуют "здесь" и "сейчас" и посмотрите, что будет дальше. Затем отдайтесь ритму своего дыхания и, когда будете готовы, откройте глаза и начните воспринимать окружающую вас действительность. После выполнения упражнения желательно записать подробно все ваши переживания, включая впечатления, озарения, образы, важные для вас ощущения. Для того, чтобы лучше видеть, как происходит ваше развитие в области самоидентификации, полезно время от времени просматривать сделанные записи. Но самое главное — постарайтесь получить удовольствие от этого упражнения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Во введении к своей работе "Методы и техники" Р. Ассаджиоли так говорит о психосинтезе: "Основная задача психосинтеза состоит в том, чтобы понять или, точнее, способствовать пониманию энергий, исходящих из Высшего Я. Однако вначале необходимо помочь интегрировать, синтезировать индивидуальное вокруг центра — личностного Я, а уже потом содействовать синтезу личностного Я и Высшего Я. Все используемые техники должны служить этой главной задаче. Не превращаясь в застывший набор приемов, они должны творчески использоваться терапевтами и педагогами, с учетом того, чтобы не была забыта главная цель терапии ".

Таким образом Ассаджиоли хотел предостеречь нас от того, чтобы мы не становились рабами методик и упражнений как таковых, и, что еще важнее, напомнить нам, что основной целью должно быть творческое и конструктивное установление связи с Высшим Я, нашей глубокой и истинной сутью, и высвобождение его энергий.


Литература

  1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М.: РЕЛФ-бук; Ваклер, 1994

  2. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002

  3. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: «Речь», 2001

  4. Йоманс Э. Самопомощь в мрачные периоды.

  5. Йоманс Т. Практические занятия по психосинтезу.

  6. Данченко В. С психосинтезом в XXI век.

  7. Феруччи П. Кем мы можем быть.










Похожие:

Введение в психосинтез Тренеры Чайковская Ирина Анатольевна iconВведение в психосинтез Тренеры Чайковская Ирина Анатольевна
В настоящее время многие последователи этого направления склонны принимать трехуровневую модель, предложенную Т. Йомансом. Он делит...
Введение в психосинтез Тренеры Чайковская Ирина Анатольевна icon«Семейные мифы» в психологическом консультировании Тренеры Чайковская Ирина Анатольевна
Данные механизмы, влияют на развитие мировоззрения, формируемого посредством внутри семейных мифов, что накладывает определенный...
Введение в психосинтез Тренеры Чайковская Ирина Анатольевна iconИгнатьева Ирина Анатольевна. Этапы проведения проекта «статистика знает все». Время провидения проекта одна неделя. На первом занятии 2 урок
Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов
Введение в психосинтез Тренеры Чайковская Ирина Анатольевна iconАвтор: Карашев Алибек, 3 класс Научный Ли Ида Анатольевна Апрель 2011 г г. Нальчик Содержание Введение Аталиковы в борьбе за свободу Родины Аталиков Хажбара Хакяшевич Заключение Литература Введение
Восток. Фашисты стремительно двигались к востоку на Смоленск в Москву. Как раз в этом районе служили юноши 1917-1920 годов рождения...
Введение в психосинтез Тренеры Чайковская Ирина Анатольевна iconДокументы
1. /Введение в DELPHI/Alexs.rtf
2. /Введение...

Введение в психосинтез Тренеры Чайковская Ирина Анатольевна iconДолгих Татьяна Анатольевна
Долгих Татьяна Анатольевна имеет высшее образование, стаж педагогической работы по специальности 3 года, в моу сош №50 работает 3...
Введение в психосинтез Тренеры Чайковская Ирина Анатольевна iconБлиц тренеры Автодорстрой-2010

Введение в психосинтез Тренеры Чайковская Ирина Анатольевна iconДокументы
1. /Психосинтез(Р.Ассаджоли).doc
Введение в психосинтез Тренеры Чайковская Ирина Анатольевна iconДокументы
1. /методические материалы/1. Тренинг Командообразование.doc
2. /методические...

Введение в психосинтез Тренеры Чайковская Ирина Анатольевна iconВивчарь Родион Грищенко Руслан Тараненко Антон Чекаев Антон Кустов Егор Цаповян Ирина Легкоконец Татьяна Рыженко Анастасия Кулик Нина Григоренко Лидия Шеремет Ирина Григорян Андрей Полторацкая Дарья Билетинский Давыд

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов