Введение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование icon

Введение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование



НазваниеВведение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование
Дата конвертации28.08.2012
Размер194.67 Kb.
ТипДокументы

Введение в телесноориентированную терапию

Тренер Ищенко Геннадий Петрович

Психотерапевт


Психологическое совершенствование.


Совершенствование Вильгельм Райх определял как процесс разрушения психологического и физического защитного панциря, процесс становления свободной и открытой человеческой личности, способной наслаждаться доставляющим полное удовлетворение оргазмом. Только наше ощущение естественных процессов внутри и вне нас самих обладает ключом к глубочайшим загадкам природы... Через сито ощущений проходят все наши внутренние и внешние раздражители. Ощущения — вот связующее звено между нашим эго и внешним миром (Reich, 1961).

В системе Райха мышечный панцирь делится на семь основных сегментов, состоящих из мышц и органов, обладающих связанными между собой экспрессивными функциями. Эти сегменты формируют семь горизонтальных кругов, находящихся под прямым углом к позвоночнику и туловищу. Центры их располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Семь панцирных сегментов Райха довольно близко соотносятся с семью чакрами кунда-лини-йоги, хотя полным это соответствие назвать нельзя. Интересно заметить, что в своей работе Райх движется от верхнего сегмента вниз, т. е. работа с пациентом считается законченной, когда наиболее важный, по его мнению, защитный сегмент, расположенный в области таза, раскрыт и заряжен энергией. В йоге же, напротив, движение происходит от основания позвоночника вверх и работа йога считается законченной, как только раскрывается и заряжается энергией тысячелепестковыи лотос мозга, который здесь считается важнейшей чакрой. Более подробное обсуждение этой проблемы предлагает в своей работе Боаделла (Boaclella, 1987). Согласно Райху, энергия оргона естественно перетекает вверх и вниз по телу, двигаясь параллельно позвоночнику. Защитные панцирные круги располагаются перпендикулярно ее течению и препятствуют ему. Райх указывал на то, что вовсе не случайно человек западной культуры, когда он хочет сказать «да», двигает головой сверху вниз и обратно, то есть в тех направлениях, по которым течет в нашем теле энергия; когда же он говорит «нет», голова его движется из стороны в сторону, то есть параллельно элементам защитного панциря. Возможность вырваться из ловушки существует. Однако для того, чтобы удрать из тюрьмы, необходимо прежде всего признать, что ты именно сидишь в тюрьме. Наша эмоциональная структура, структура личности — вот наша ловушка. Мало проку в хитроумных системах, толкующих о природе ловушки, ведь для того, чтобы вырваться из нее, нужно просто хорошо знать устройство этой ловушки, и тогда сумеешь найти из нее выход (Reich, 1961). Защитный панцирь сдерживает свободное течение энергии и препятствует свободному выражению эмоций. Все начинается с защиты против всепоглощающей тревоги, а заканчивается формированием физической и эмоциональной смирительной рубашки.


В организме человека, облаченном в защитный панцирь, энергия оргона скована хроническими сокращениями определенных мышц. Оргон в теле человека не способен свободно циркулировать до тех пор, пока не ослаблены тиски защитного панциря... С разрушением первых панцирных бло­ков вместе с оргонотическими потоками и ощущениями все больше и больше проявляется движения, выражающего «уступку». Хотя полное раскрытие затрудняется теми панцирными блоками, которые еще не разрушены (Reich, I976).

Основная цель терапии Райха состоит в разрушении панциря в каждом из семи сегментов, начиная с сегмента, локализованного в области глаз, и заканчивая сегментом области таза. Каждый из этих сегментов является относительно независимой единицей, и работа с ним должна проводиться от­дельно

Мышечный панцирь

Согласно системе Райха, каждой личностной позиции соответствуй позиция физическая, выражаемая телесно в мускульной жесткости или, другими словами, в формировании мышечного панциря. Райх пришел к осознанию этой связи в результате длительного наблюдения затем, как его пациенты имеют обыкновение двигаться и какие позы для них привычны, в сочетании с подробнейшим анализом структуры их личности. Он самым внимательным образом рассматривал каждый нюанс, связанный с физическим поведением пациента. Райх призывал своих пациентов сосредоточиться на источнике того или иного напряжения, чтобы осознать его причину и установить, какая именно эмоция привела к напряжению в этой части тела. Лишь после того, как сдерживаемая эмоция выражена, считал он, можно полностью избавиться от хронического напряжения.

Мышечные судороги — это соматическая сторона процесса подавления и основа его постоянного сохранения (Reich, 1973, р. 302).



Рисунок. Семь сегментов человеческого тепа.

Источник: Baker (1967)

Таким образом, в свой курс терапии Райх включил непосредственную работу над мышечным панцирем. В результате он пришел к выводу, что ослабление мышечного панциря освобождает энергию либидо и облегчает процесс психоанализа. Психоаналитический метод Райха во все большей степени опирался на принцип освобождения эмоций (удовольствия, гнева, тревоги) через работу с телом пациента. Он обнаружил, что этот процесс ведет к интенсивному переживанию пациентом психологического материала, не вскрытого в ходе анализа.

В конечном счете, я не мог избавиться от впечатления, что соматическая жесткость представляет собой самую существенную часть во всяком процессе подавления. Все наши пациенты сообщают, что в детстве они переживали такие периоды, когда с помощью определенных приемов... (задерж­ка дыхания, напряжение мускулов живота и т. д.) они научились подавлять собственные импульсы ненависти, тревоги и любви... Не перестает удивлять тот факт, что ослабление мышечных спазмов не только освобождает вегетативную энергию, но более того, вызывает в памяти ту ситуацию в детстве, когда произошло подавление данного инстинкта (Reich, I973). Райх обнаружил, что хроническое мышечное напряжение блокирует один из трех основных биологических видов возбуждения: тревогу, гнев и половое возбуждение. Он пришел к заключению, что по своей сути физический и психологические панцири есть одно и то же. Элементы характерного панциря теперь должны рассматриваться как функционально идентичные соответственным элементам мышечного гипернапряжения. Понятие «функциональной идентичности», которое мне пришлось ввести, означает, что в механизме психики личностная позиция и состояние мышц человека обладают одной и той же функцией: они могут заменять друг друга и способны оказывать взаимное влияние. Пo существу, они не могут быть отделены друг от друга. Их функции абсолютно идентичны (Reich, I973).

Панцирь может лежать на «поверхности» или пребывать в «глубине», он может быть «мягким, как губка» или «твердым, как скала». В каждом конкретном случае функция его в том, чтобы оградить человека от неприятных преживаний. Однако он еще и влечет за собой ограничение возможностей испытывать удовольствие (Reich, 1973).

Для разрушения панциря используются три инструмента: I) накопление в теле энергии с помощью глубокого дыхания; 2) прямое воздействие на хронически напряженные мышцы с целью их расслабления (давление, пощипывание и т. д.); 3) постоянное поддержание состояния сотрудничества с пациентом, открытое обсуждение с ним каждого случая возникновения эмоционального сопротивления или напряженности. Эти три инструмента Райх. использовал при работе над каждым из семи панцирных сегментов. РАССЛАБЛЕНИЕ ПАНЦИРНЫХ СЕГМЕНТОВ

1. Глаза. Глаза — это основное средство контакта ребенка с окружающим миром. Согласно концепции Райха, область зрительного восприятия, как правило, травмируется в первую очередь,
причем происходит это при восприятии холодных, агрессивных или вызывающих страх проявлений окружения. Защита этой области выражается в неподвижности лобной мускулатуры и в «пустом» выражении глаз, которые как бы выглядывают из застывшей маски лица. Этот панцирь
может быть разрушен тем, что пациент, чтобы увеличить подвижность век и мышц лба, широко, как бы в страхе, раскрывает глаза. Чтобы усилить эмоциональную выразительность, пациентам также предлагается вращать глазами, переводить взгляд из стороны в сторону и т, д.

2. Рот. Оральный сегмент включает в себя мышцы подбородка, горла и задней части головы. Челюсти могут быть крепко сжаты либо неестественно расслаблены. Напряжением мышц этой области сдерживаются чувства, которые эмоционально выражаются плачем, пронзительным криком, гримасами, желанием кусаться или сосать. Этот панцирь может быть разрушен имитацией пациентом плача, звуками, усиливающими подвижность губ, движениями, имитирующими укусы,
отрыжку, а также непосредственным физическим воздействием на соответствующие мышцы.

3.. Шея. Данный сегмент включает в себя внутренние мышцы шеи, а там же язык.

Панцирь здесь служит, главным образом, для удержания гнева, плача. Поскольку непосредственное воздействие на внутренние мышцы шеи осуществить невозможно, для расслабления этой области предлагается пронзительно кричать, вопить, визжать, имитировать
отрыжку.

4. Грудь. Грудной сегмент включает в себя большие мышцы груди, мышцы плечевого пояса, лопаток, все мышцы грудной клетки, а также рук и кистей. Напряжение в этом сегменте способно подавить смех, ярость, печаль, страстное желание. Задержка дыхания, являющаяся
весьма важным средством подавления всякой эмоции, происходит по большей части в области груди. Панцирь может быть расслаблен дыхательными упражнениями, особенно такими, которые
включают в себя полный выдох. Руки и кисти рук используются для упражнений, имитирующих удары, разрывание на части, удушение либо выражение страстного желания.

5. Диафрагма. Этот сегмент включает в себя область диафрагмы, желудок, солнечное сплетение, различные внутренние органы, а также мышцы, расположенные вдоль нижней части грудного позвонка. Наличие здесь панциря выражено искривлением позвоночника вперед таким
образом, что у сидящего на стуле пациента между нижней частью его спины и спинкой стула остается значительное пространство. Кроме того, выдох ему дается с большим трудом, чем вдох. Этот элемент панциря подавляет главным образом такие чувства, как сильный гнев или ярость.
Перед тем как с помощью специальных дыхательных упражнений и рефлекса отрыжки приступать к освобождению от панциря в этой области (люди, у которых в этом сегменте существует крепкая
блокировка, страдают от полной неспособности очищать желудок рвотой), необходимо убедиться, что первые четыре сегмента относительно свободны,

6. Брюшная полость. Брюшной сегмент включает в себя большие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом перед возможной агрессией. Наличие панциря в области торса и с боков порождает боязнь щекотки и связано с подавлением
злости. Если верхние сегменты уже открыты, освобождение данного сегмента от панциря про­ходит относительно легко.

Способность вегетативной системы организма унифицирование и тотально исполнять функцию «напряжение — разрядка», без сомнения, является базисной характеристикой вегетативного и психического здоровья... Помехи, препятствующие наиболее полному самовосприятию, не исчезнут до тех пор, пока рефлекс оргазма не доведен до совершенства единого целого (Reich, 1973),.

7. Область таза. Этот сегмент включает в себя осе мышцы таза и нижних членов. Чем крепче броня, тем больше таз выступает назад, что сразу заметно по торчащим ягодицам. Лишние мышцы в этой
части болезненно напряжены; сам таз неподвижен, «мертв», несексуален. Панцирь в области таза служит для подавления как тревоги или гнева, так и удовольствия. Поскольку тревога и гнев возникают в результате подавления сексуального удовольствия, свободно переживать последнее в этой области становится невозможным до тех пор, пока гнев, заблокированный мышцами таза, не будет выпущен на свободу. Этот панцирь может быть ослаблен с помощью упражнений, в которые входят энергичные движения тазом или, скажем, удары им о жесткую кушетку, а также имитация многократных пинков ногой.

Райх пришел к выводу, что с обретением способности к «полному генигальному подчинению» все существо пациента и образ его жизни в корне меняются.

Унификация рефлекса оргазма, помимо прочего, возрождает чувство полноты и серьезности переживаний. Пациент вспоминает то время в раннем детстве, когда единство его телесных ощущений еще было ничем не нарушено. Охваченный сильнейшим переживанием, он начинает рассказывать о том, что когда-то, будучи ребенком, он чувствовал, что живет в согласии со всей природой, с окружающим миром, что он «живое существо», о том, как в конце концов все это было разбито и уничтожено воспитанием и образованием (Reich, 1973).

Именно змий, символизирующий фаллос и одновременно биологическое первичное движение, склоняет Еву к тому, чтобы соблазнить Адама... «Кто вкусит от древа познания, познает Бога и жизнь и будет наказан», предостерегает нас Ветхий Завет. Знание закона любви ведет к знанию закона жизни, а знание закона жизни ведет к знанию Бога (Reich, 1961).

Такой человек начинает ощущать, что жесткие нормы общества, которые раньше он принимал как нечто само собой разумеющееся, неестественны, чужды и даже враждебны ему. Заметно меняется и отношение к труду. Многие пациенты, прежде выполнявшие свою работу механически, не думая о ней, относясь к ней лишь как к средству заработка, неожиданно бросали ее и принимались за поиски новой, живой деятельности, которая отвечала бы их внутренним потребностям. А тот, кто испытывал хоть какой-то интерес к своей профессии, буквально расцветал, ощущая прилив свежей энергии.


^ Препятствия к совершенствованию.


Райх полагал, что существует два основных обстоятельства, препятствующих развитию и созреванию человека. Одно из таких препятствий — психологический и физический панцирь, рано или поздно приобретаемый всяким человеком. Другое — проблемы, связанные с социальным подавлением в индивиде сексуальных и иных здоровых биологических импульсов.

Панцирь

Райх полагал, что главным препятствием нашему совершенствованию является приобретенный нами панцирь.

Организм, закованный в панцирь, не способен самостоятельно разбить и сбросить его с себя. Но он в равной степени не способен и выразить свои простейшие биологические ощущения. Ему знакомо ощущение щекотки. Для размышления!..


^ Панцирь в твоей жизни


Прочитайте в тексте описание панциря. Какой именно панцирный сегмент вам представляется наиболее важным именно для вас? Что вы можете сказать об этой части своего тела? Какое влияние он оказал на ваш личный жизненный опыт? Стали ли вы благодаря ему человеком весьма уязвимым или, наоборот, весьма жестким и нечувствительным? (Будьте как можно более точны в своих ответах.)

«…но он никогда не испытывал чувства оргонотического удовольствия. Индивид, закованный в панцирь, неспособен простым вздохом выразить чувство удовольствия или даже сознательно имитировать его. Когда он пытается это сделать, у него получается не вздох, а стон, оханье, сдерживаемое рычание и даже нечто, похожее на позыв к рвоте. Он не способен не только дать выход своему гневу, но даже просто стукнуть кулаком, сделав вид, что рассердился…» (Reich, I976).

Боаделла (Boadella, I987) отмечал, что почти всякий человек, страдающий от неспособности адаптироваться к окружающей обстановке, живет как бы режиме постоянной катастрофы. Лишь изменив такое состояние хронической напряженности, индивид способен наладить разумные и здоровые отношения с окружающим миром.

Я обнаружил, что на всякое нарушение невротического баланса своего панциря люди отвечают глубочайшей ненавистью (Reich, 1973).

Райх считал, что процесс обретения человеком панциря породил две ложные интеллектуальные традиции, которые легли в основу современной цивилизации: механистическую науку и религиозную мистику. Люди, по складу характера склонные придерживаться первой, так называемые механисты, обладают столь прочным панцирем, что не имеют реального понятия о процессах, происходящих в их жизни, о собственной внутренней природе. Их поведением и мыслями руководит фундаментальный страх перед всяким глубоким чувством, живостью, непосредственностью. Они склонны к выработке жесткой, механистической концепции природы, их в первую очередь интересуют внешние объекты и естественные науки. Машина обязана быть совершенной. Следовательно, мышление и деяния физиков должны быть «совершенными». Перфекционизм, болезненное стремление к совершенству во всем, является существенной характеристикой механистического мышления. Оно не терпит никаких ошибок; неопределенность, непостоянство им не приветствуется... Но стоит лишь применить подобный принцип к процессам и явлениям природы, как это неизбежно приведет к путанице. Природа непоследовательна. В основе всех природных процессов лежит не механистический принцип, но функциональный (Reich, 1961).

Религиозные мистики, согласно Райху, напротив, не обладают столь сильно развитым панцирем; они частично сохранили связь с источниками своей жизненной энергии и благодаря такому контакту с собственной сокровенной природой способны к глубочайшим прозрениям. Лишь одни только мистики, хотя и начисто лишенные всякой научной интуиции, всегда сохраняли связь с глубинными проявлениями жизни. И поскольку реальная жизнь оказалась в сфере интересов мистицизма, серьезные естественные науки отказывались уделять ей должное внимание (Reich, 1961). Корни всех секс-негативных религий кроются в разрушении единства телесных ощущений сексуальным подавлением, а также в постоянном страстном желании восстановить утраченную связь с самим собой и с остальным миром. Так называемый «Бог» есть всего лишь получившая мистический ореол идея вегетативной гармонии человеческой самости и природы (Reich, 1973). Райх, однако, считал, что интуиции мистиков искажают истинное положение вещей. Аскетические и антисексуальные религии приводят нас к отрицанию нашей физической природы, к враждебному отношению к собственному телу. Они не замечают тот факт, что источник жизненной энергии находится в нашем теле; они помещают его в гипотетическую душу, которая, по их же гипотезе, с телом связана весьма непрочно! Сексуальное подавление

Другим препятствием к совершенствованию служит социальное и культурное подавление естественных импульсов и сексуальности индивида. Райх утверждал, что подобное, подавление есть главный источник всех неврозов и что оно проявляется в течение трех основных периодов жизни человека: в раннем детстве, в период созревания и в зрелом возрасте (Reich, I973). Еще в младенчестве дети попадают во враждебную авторитарную атмосферу семьи, где царствует дух подавления всего, что имеет отношение к сексу, Райх подтверждает выводы Фрейда о негативном результате родительских требований, касающихся обучения детей навыкам туалета, самоограничения и «примерного» поведения.

Инстинкт разрушения, заложенный в характере человека, есть не что иное, как чувство ярости, вызванное неудовлетворенностью вообще и отказом в сексуальном удовлетворении, в частности (Reich, 1973). В период созревания молодых людей всячески удерживают от активной, открытой сексуальной жизни; большинство родителей все еще строго запрещают мастурбацию. Но что еще более важно, наше общество так устроено, что подросткам, как правило, невозможно найти осмысленную работу. И в результате такого неестественного образа жизни подросткам особенно нелегко из­бавиться от инфантильной привязанности к своим родителям.

И, наконец, в зрелом возрасте (это особенно справедливо для времени, когда жил сам Райх) многие люди попадают в ловушку брака, который не приносит им никакого удовлетворения, для которого они, по причине добрачного воздержания, были сексуально не подготовлены. Райх также указывает, что в современной западной культуре существуют врожденные противоречия внутри самих брачных отношений:

Браки распадаются в результате все углубляющегося несоответствия между сексуальными потребностями и экономическими условиями. С одним и тем же партнером сексуальные потребности могут удовлетворяться лишь в течение ограниченного времени. С другой стороны, экономические узы, требования морали и традиция стимулируют постоянство брачных отношений. В результате выходит, что институт брака у нас никуда не годится | (Reich, 1973). Подобная ситуация в семье порождает аналогичную ситуацию невроза и для последующего поколения.

Процесс жизни по сути своей — процесс «рациональный». Когда ему не дают развиваться свободно, он искажается и превращается в абсурд (Reich, 1973, р. 19).|

Райх считал, что у человека, воспитанного и взращенного в атмосфере, где к жизни и к сексу как неотъемлемой ее составляющей внушается негативное отношение, развивается чувство страха перед всем, что несет с собой удовольствие, и это находит выражение в формировании у него мышечного панциря. «Формирование характерологического панциря служит основой для изоляции, одиночества, нужды, непреодолимой потребности в авторитете, страха ответственности, мистической жажды того, чего не существует на свете, страданиям на сексуальной почве, а также для невротически бессильного бунтарства, тупого упрямства вкупе с патологической нетерпимостью» (Reich, 1973).

Учение живой жизни, воспринятое и искаженное закованным в панцирь человеком, обернется проклятием для всего человеческого рода и его институтов... Не подлежит сомнению, что наиболее вероятным результатом принципа «оргастической потенции» станет повсеместное распространение пагубной философии четырех букв. Как стрела, выпущенная из туго натянутого лука, стремление к немедленному, легкому и губительному генигальному удовольствию уничтожит человечество (Reich, 1961).

Райх далеко не оптимистически смотрел на возможные результаты своих открытий. Он был уверен, что большинство людей таскают на себе такие прочные панцири, что вряд ли смогут понять его теории и неизбежно исказят его идеи.


Литература:

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

^ Категории стилей коммуникаций В. Сатир.


Виржиния Сатир выделила пять стилей коммуникаций, присущих, на ее взгляд, большинству людей, которые варьируются и зависимости «требований среды и целей, преследуемых индивидом. На основании «Моделей», были разработаны маски, запечатлевшие доминантные мышечные напряжения.

1. Плакатор (угодник).

Характеризующие признаки: Слово: «Согласие» Внутри: «Я никчемна».

Поза: будьте самым слащавым мученическим существом, каким вы только можете быть. Представьте, что вы сюите на одном колене, несколько пошатываясь и по - нищенскому вытянув руки, убедитесь, что вы вытянули голову достаточно, чтобы у вас заболела шея, и что ваши глазные яблоки напряглись до предела - не произойдет и мгновения, как у вас заболит голова. В этой позе появится хныкающий, писклявый голос, поскольку вы держите свое тело в таком положении, что вам не хватает воздуха для сильного полноценного голоса Вы будете говорить «ДА» в ответ на любое предложение, независимо оттого, что вы чувствуете или думаете.

2. Блеймер (обвинитель).

Характеризующие признаки: Слово: «Несогласие» Тело: «Я здесь самый главный» Обвиняет. Внутри: «Я одинок», и я неудачник». Поза: Внутренние его ощущения характеризуются сжатием мышц и внутренних органов, при котором кровяное давление возрастает. Голос его грозен, напряжен, громок. Вы стоите, упершись одной рукой в бок, а другой размахиваете вокруг себя (с вытянутым указательным пальцем). Независимо от осознания этого, при обвинении вы дышите небольшими рывками либо вообще задерживаете дыхание, поскольку мышцы горла стиснуты. Ноздри раздуваются, глаза навыкате, голос напоминает работу отбойного молотка

3. Компьютер.

Характеризующие признаки: Слово: «Сверхразумное». Тело: Вычисляет (я спокоен, хладнокровен, собран) Внутри: Я чувствую себя уязвимо.

Поза: Тело обычно неуклюже и исполнено ощущений сухости и холода.

Голос - выразителен, глух, монотонен, словарь насыщен абстракциями.

Ваш позвоночник - это длинный тяжелый стальной трос, связывающий ваши ягодицы с затылком, а на шее висит железное ожерелье диаметром 10 дюймов. А при обездвиженности всего тела, рук и рта голое естественным образом лишается всяких признаков жизни. Мозг занят подбором правильного слова

4. Днстрактор, (тот, кто отвлекает, сбивает столку, смущает).

Характеризующие признаки: Слово: Нечестное, не относящееся к делу, бессмыслица. Тело: Угловатое, где-то «витает» Внутри: никому до меня нет дела. Для меня нигде нет места.

Поза: По внутренние чувства можно сравнить с головокружением. Голос

может быть певучим, ударение в словах часто неправильно, интонации могут повышаться и понижаться без всякой причины, потому что он ни на чем не фокусируется.

Его роль это роль «волчка» постоянно вертящегося, но никогда не знающего, зачем он вертится и куда он движется. Слишком занят движениями своего тела, рта, рук, ног. Тело одновременно в разных направлениях. Соедините колени так, чтобы ноги оказались вывернутыми наружу. Это позволит раздвинуть ягодицы, что облегчит возможность ссутулиться и двигать плечами и предплечьями в разных направлениях и вызове! ощущение одиночества и бессмысленности собственного существования.

5. Левелинг (выравнивание, нивелирование).

При восприятии этого типа мы можем наблюдать оптимальное поведение при продуктивном соответствии между произносимыми словами, выражением лица, положением тела и характером поведения. Этому типу присуще свойство уникальности, индивидуальности. Текучесть пластических качеств левелинга предполагает подвижность мимики его лица, отсутствие мышечной блокады

Десмонд Моррис. Описание стадий сексуального контакта.

1. Взгляд на тело. Взгляд - весьма важный критерий. От этого зависит, будет один человек привлекательным для другого пли пег.

Глаза в глаза.

Голос к голосу.

Рука к руке. Мужчина может помочь женщине спуститься с высокой ступени или подняться на нее. Однако если люди продолжают держаться за руки, это уже свидетельство начала романтической привязанности друг к другу.

Рука на плече. Мужчина может обнять женщину за плечи, хотя данный факт еще ни о чем не свидетельствует. Тем не менее, когда физические контакты между людьми принимают форму «рука на плечо», это уже нечто большее, чем обыкновенная дружба; возможно, однако еще и не настоящая любовь.

Рука на талии. Это уже нечто, чего люди обоего пола обычно не делают. Что-то явно романтическое. На этой стадии люди уже достаточно близки, чтобы доверять друг другу секреты и говорить на своем интимном языке.

Липом к лицу. На этой стадии развития отношений люди начинают пристально смотреть друг другу в глаза, обнимать и целовать друг друга.

Руки на голове. В нашей культуре люди очень редко касаются головы другого человека. Только если это член семьи. В романтических отношениях это указывает на глубокую эмоциональную близость между людьми.

Последние шаги. В течение этих последних четырех стадий отношения менаду людьми приобретают преимущественно сексуальный и исключительно интимный характер.

Руки касаются груди.

Губы касаются груди.

11. Прикосновения ниже талии.
12. Соитие.

Так вот, прикосновение рук к голове по Д. Моррису, восьмая стадия (из двенадцати) подготовки к сексуальному контакту. Heт ничего удивительного в том, что это прикосновение получает интимно-сексуальную интерпретацию.


^ Литература по телесно-ориентированной терапии.

  1. Александер Ф. Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней: Пер. с англ. М: Прогресс-Культура; Издательство агентства «Яхтсмен», 1995.

  2. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, «Роснекс», 1997.БольшаковВ.Ю. Психотренинг: социодинамика. Упражнения. Игра. - СПб: «Социально-психологический центр», 1996.

  3. Горин с, Гипноз: техники россыпью. Часть 2. Библиотека прикладной психологии и психотерапии под ред. В.В. Макарова и Б.И. Хасана. Канск, 1995.

  4. Мэри Гулдинг. Роберт Гулдинг, Психотерапия нового решения. М.: Независимая фирма класс. 1997.Данилова В.Л. как стать собой. Психотехника индивидуальности. Пособие для самообразования. М.: - Интерпракс, 1994.

  5. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров:
    социально-психологнческнй тренинг и прикладные психотехнологии. — М.: РАУ, 1993.

  6. Пьер Дако. Новое искусство жить. Пер. с фр. М: Институт практической психологии. 1995.

  7. Кондратенко В.Т., Донской Д.И. Внутри души н снаружи: Психотерапевтические этюды М: Выш. Шк., 1998.

  8. Джеймс Кепнер. Телесный процесс. Пер. Е. Цветкова.

  9. Кон И. С. Вкус черешни. - М., 1992.Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила
    безопасности. Рига, ПЦ «Эксперимент», 1996.

  10. Клюева НВ. Программа соицально-психологического тренинга для педагогов (руководство для ведущего группы) – СПб. 1992.

  11. Луиза Л. Хей. Исцели свою жизнь. Исцели свое тело. Сила внутри нас. Каунас.

  12. Луиза Хей. Полная энциклопедия здоровья. Пер. с англ. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

  13. Лоуэн. А Любовь и оргазм. Ростов — на — Дону: Изд. «Феникс».

  14. Морле С. и др. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. - СПб., 1996.

  15. Никитин В. Психология телесного сознания.

  16. Норбеков Мирзакарим. Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавиться от очков. - СПб.: Изд. «Весь», 2002.

  17. Норбеков М. Дурака учить — что мертвого лечить, или советы здоровья на каждый день. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002.

  18. Осипова А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - м.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Из-во НПО «МОДЭК», 2000.

  19. Подводный А. О, текучая! Воронеж: НПЛ «МОДЭК», 1994.

  20. Памела Дж. Фри. Вернись в свое тело. Серия «Панацея». Ростов — на- Дону, «Феникс», 1998.

  21. Прокопьев В.Н. Методология здоровья. Пособие для педагогов. СПб -2000.

  22. Прутченков Л. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально- психологических тренингов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

  23. Райх В. Функции оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. Университетская книга». СПб - М.: 1997.

  24. Роджерс К. К науке о личности. // В кн: История зарубежной психологии. /Тексты - М: 1986.

  25. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах: Как стать собственным психотерапевтом.. /Пер. с англ. Ф.Е. Василюка. — М:
    Прогресс, 1992.

  26. Рудестам К Групповая психотерапия. М: 1990.

  27. Свами Прем Амрит. Рейки — энергия света. - Мн.: Издательство «ТД Молодежный мир», 2000.

  28. Столяренко Л. Д Основы психологии. Ростов - на - Дону. Изд. «Феникс», 1996,

  29. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Уч. пособие для вузов. — М.: Школа — Пресс, 1995.

  30. Курт Теппервайн. О чем хочет сказать твоя болезнь: язык симптомов. / Пер. с нем. - М.: АО «Интерэксперт», 1996.

  31. Цзен Н.Пахомов Ю. Психотренинг, игры и упражнения. М: 1988.

  32. Хрестоматия по телесноориентированной психотерапии и психотехнике. — М.. 1992.

  33. Юдин. И. Психотехнологии телесного гипноза (или как вводить человека в измененные состояния сознания без слов и как эти состояния использовать) Мастерская психотерапии и психотехнологий. Орел, 1997.

  34. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. - Киев, 1987.




Похожие:

Введение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование iconВведение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование
Только наше ощущение естественных процессов внутри и вне нас самих обладает ключом к глубочайшим загадкам природы Через сито ощущений...
Введение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование iconВведение в индивидуальное консультирование Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическая помощь
Психологическая помощь — оказание специфических услуг людьми друг другу или самим себе с целью разрешения личных психологических...
Введение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование iconОсновные подходы в nlp тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт
В качестве терапевта или консультанта вы оказываетесь последним средством решения проблемы только тогда, когда человек понимает,...
Введение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование iconТугушев геннадий Петрович, капитан на судах Севрыбхолодфлота. В начале 1970-х годов ходил старпомом на тр «Эрнст Тельман»
Тугушев геннадий Петрович, капитан на судах Севрыбхолодфлота. В начале 1970-х годов ходил старпомом на тр «Эрнст Тельман», был удостоен...
Введение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование iconДокументы
1. /методические материалы/1. Тренинг Командообразование.doc
2. /методические...

Введение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование iconСемейные расстановки ( по Б. Хеллингеру) Тренер Моисеев Сергей Валентинович Психотерапевт
Терапевт определяет уже сам какому участнику, какое место нужно занять в этой расстановке, а также диалог между протагонистом и участника-ми,...
Введение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование iconИнформатика Ищенко Алексей Петрович
Этим термином пользовались очень давно для определения чисто практических понятий, таких, как некоторая совокупность знаний, сведений...
Введение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование iconЭриксонианский гипноз Тренер Постнов Виктор Викторович Канд мед наук, доцент огма, психотерапевт Гипноз это естественное явление
В течение дня у нас нередко наступают моменты задумчивости, рассеянности, когда внимание отключается. Эрнест Л. Росси основываясь...
Введение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование iconЧебурашка vs. Покемоны
Чудесное утро, течёт речка, на берегу сидит Крокодилов Геннадий Афанасиевич. Рядом пробегает стадо покемонщиков (человек 10). Отодравшись...
Введение в телесноориентированную терапию Тренер Ищенко Геннадий Петрович Психотерапевт Психологическое совершенствование iconДокументы
1. /Введение в DELPHI/Alexs.rtf
2. /Введение...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов