Министерство образования Нижегородской области гоу спо «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького» icon

Министерство образования Нижегородской области гоу спо «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького»



НазваниеМинистерство образования Нижегородской области гоу спо «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького»
страница1/7
Комиссаров В.В
Дата конвертации28.08.2012
Размер1.23 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7



Министерство образования Нижегородской области

ГОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького»


Книга для чтения

по краеведению


Составитель: Комиссаров В.В. –

преподаватель педагогического колледжа.


Лукоянов -2010


Пояснительная записка


«Местная история представляет сочетание своеобразных общественных элементов, в большей или меньшей степени обнаруженных в данной местности, свойственных, в большей или меньшей степени, именно для этой местности. Но каждый этот особенный элемент отражается в истории. И не важно, было это более цельное или мимолетное, глубокое или поверхностное, все равно – это есть история.»

В.О.Ключевский

Данная методическая разработка призвана разрешить дидактические, методологические и когнитивные вопросы, связанные с преподаванием краеведческих аспектов в курсе изучения отечественной истории в педагогическом колледже. Она представляет собой «Книгу для чтения по краеведению» и сопровождается методическими рекомендациями по оптимизации краеведческой работы посредством данной книги.

Еще в XIX веке российские историки признали особую значимость изучения истории своей страны, сопряженного с одновременным анализом особенностей развития отдельных территорий, знакомых учащимся или являющихся их малой родиной. Ведь именно история малой родины – это отражение создания местного колорита, становления населения, его культуры, обычаев, традиций. Сведения о прошлом любого населенного пункта хранятся в памяти народной и передаются из поколения в поколение, можно сказать, на генетическом уровне.

В школьной программе существует отдельный краеведческий предмет – «История Нижегородской области», который изучается в 7 классе в объеме 34 часов и носит научно-познавательный характер. Кроме того, он не адаптирован к местному колориту. Изучение краеведческих вопросов в 8-11 классах носит лишь рекомендательный характер. По мнению учителей истории средних школ, объем учебной нагрузки на изучение истории Отечества не позволяет отводить время на краеведение, хотя подобный интегративный подход мог бы способствовать оптимизации процесса осмысления различных, порою даже спорных, исторических фактов.

Таким образом, предлагаемый нами методический материал восполняет данный пробел и может быть использован на уроках, во внеклассной деятельности, а также для самостоятельной работы студентов колледжа и учащихся средних школ.

Система исторического образования в рамках педагогического колледжа имеет свою специфику. Отечественная история изучается в пределах второго и третьего концентров, предусматривающих аналитико-исследовательскую работу студентов, направленную на анализ проблемных вопросов курса.
Но наши студенты – будущие учителя начальной школы, в программу которой (в 4 классе) входит предмет «Родная история». И в задачу преподавателей истории входит еще и методическая подготовка студентов к преподаванию данного предмета, что еще более повышает значимость рассмотрения краеведческих вопросов при обучении в педколледже.

Следует отметить тот факт, что в стенах педагогического колледжа необходимо сформировать основы исторического самосознания у будущего учителя. Немалую роль в этом играет активная позиция студента: в одном случае, он осваивает учебную дисциплину с подачи преподавателя, а в другом, более продуктивном – он сам на доступном ему уровне и материале постигает сущность глобального исторического процесса, частичкой которого является его локальная история.

«Тот народ знает свою историю, - отмечал В.О.Ключевский, - где ход и смысл родного прошедшего есть достояние общего народного сознания и где это сознание прошлого есть привычный акт мышления. Мало, чтобы отечественную историю излагали в книгах, преподавали в школах; надобно, чтобы её выводы и предания передавались одним поколением другому вместе с детскими сказками, с житейскими уроками матери …». (т 7, стр 5-6) Формирование самосознания – дело трудное и медленное. Оно « венчает работу человека или народа над собой, и достигается разными путями …» (Ключевский В.О., т9, стр 101)


На протяжении ряда лет преподаватели педколледжа разрабатывали свою уникальную систему краеведческого образования, предусматривающего три направления краеведческой работы.

  • Изучение основ краеведения в рамках факультативного курса (40 часов), где рассматриваются теоретические сведения по организации краеведческой работы в школе.

  • Историко-культурологические экскурсии. С этой целью в колледже создана система экскурсионных маршрутов, обеспечивающая знакомство студентов с историко-культурными, этническими, социальными и экономическими особенностями родного края. Эти экскурсии дают возможность, как отмечал В.О.Ключевский «на минутку остановится, чтобы осмотреться, перевести дух, оглянутся на пережитое, сосчитать прожитые годы. Так в пути оглядываются назад, чтобы по выдающимся пунктам сообразить пройденное расстояние и проверить направление». (Ключевский В.О. т.9, стр.101-102) Организация подобного рода экскурсий дает студентам замечательную возможность погрузиться в особую атмосферу своей малой родины, почувствовать её красоту и уникальность, гордость за родной край.

  • Изучение краеведческих вопросов на уроках отечественной истории. Здесь имеются свои отличительные черты, свои особенности, своя специфика. Обратимся к его отличительным чертам.

Учебная дисциплина «Отечественная история» изучается на 2-3 курсах в объеме 78 часов. Процесс обучения происходит на основе установленной общепризнанной периодизации истории. На каждый период отводится определенное количество часов. Это отражено в рабочей программе. Такой подход в изучении истории обеспечивает преемственность, целостность и научность познания исторического процесса. Из опыта преподавания истории на протяжении более четверти века сложилось мнение, что изучение отдельных учебных разделов необходимо дополнять темами краеведческой направленности.

Нет необходимости отводить много учебного времени на освоение местной истории, т.к. краеведческий материал используется на уроках и по другим дисциплинам. Нами предложена система изучения краеведческого материала, смыслом которой является интеграция местной истории и отечественной. Выбраны темы, которые менее всего рассмотрены в местной краеведческой литературе. Мы предлагаем, тем самым, создать условия студентам для усвоения основ истории родного края.

В нашем педагогическом колледже большинство студентов проживают за пределами Лукояновского района. Но статистический анализ показывает, что почти 95% из них, все равно живут на территории бывшего Лукояновского уезда, и необходимо дать им понять, что у всех нас одни и те же корни, совместная территория, похожие традиции и обычаи. Например, Гагинский район выделился из состава нашего района только в 1964 году. Да и соседним, Б-Болдинскому, Починковскому районам, чуть более 80 лет. Поэтому об изучении истории нашего уезда 200-300 летней давности можно говорить как об общей истории Лукояновского уезда.

Чтобы преподавателям было легче ориентироваться в изучении исторического материала, в рабочей программе представлены конкретные темы, способы и методы осуществления намеченных целей. Целесообразно разместить краеведческий материал следующим образом:

  • В разделе 2 «Московская Русь и Россия в Х1У-ХУ11 веках», краеведческий материал изучается в теме 6;

  • В разделе 3 «Развитие России в ХУ111- Х1Х столетиях. Особенности Российской империи», краеведческий материал изучается в темах 7,8,9;

  • В разделе 4 «Россия и СССР в ХХ веке», краеведческий материал изучается в темах 11 и 14.

При этом авторы подчеркивают, что краеведческий материал рассматривается как дополнение к основным изучаемым темам. При создании методической разработки мы исходили из того, что студенты уже имеют определенные историко-краеведческие знания, полученные в средней школе.

Данная методическая разработка имеет цель представить преподавателям систематизированный краеведческий материал, связанный с историей нашего края. Она дает возможность преподавателям минимизировать трудности соединения исторического и краеведческого материалов как в ходе лекционно-семинарских занятий, так и в ходе самостоятельной работы.

Новизна данной методической разработки состоит в том, что впервые преподавателям представлена книга для чтения по краеведению отдельного региона области, по отдельным эпизодам родной истории, которые упоминаются на уроках отечественной истории на 1-2 курсах педагогического колледжа. Она создана на основе исторических статей автора методической разработки, которые были опубликованы в различных научных сборниках, исторических альманах, прочитаны в ходе областных и республиканских конференциях в 2006-2010 годах. Эта книга в описательной форме раскрывает богатую историю нашего края. При этом преподаватель имеет возможность использовать представленный материал, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

В связи с этим задачи методической разработки сформулированы нами следующим образом:

  1. Теоретически обосновать необходимость использования краеведческого материала на уроках истории;

  2. Обобщить педагогический опыт исследовательской работы по данной теме;

  3. Определить содержание и структуру краеведческого материала, используемого в ходе учебной деятельности;

  4. В соответствии с Рабочей программой «Отечественная история» разработать задания для самостоятельной работы, тематику курсовых работ и практических заданий, варианты заданий по организации внеклассной работы по краеведению.


Ожидаемые результаты освоения методической темы:

  • активизация краеведческой работы, как среди преподавателей, так и среди студентов колледжа;

  • развитие способностей к творческому осмыслению исторического и краеведческого материала;

  • развитие способностей к сбору и обработке краеведческого материала;

  • оптимизация работы преподавателей по использованию краеведческого материала на уроках отечественной истории;

  • оказание методической помощи преподавателям по организации педагогической внеклассной работы в ходе практики пробных уроков в базовых школах и в ходе преддипломной практики студентов.



^ Книга для чтения


Борьба боярских кланов за земельные наделы

в период Смутного времени


Начало ХУ11 столетия считается в отечественной истории Смутным временем или Смутой. Данные исторические события затронули и наш город. Речь пойдет о переделе земли между двумя помещиками – Федором Киреевым и Федором Левашовым. Оба персонажа играли заметную роль в истории нашего края того времени.

С июля 1608 года в стране возникло двоевластие: « … в Московском Кремле находился царь Василий Иванович Шуйский, а в подмосковном Тушино себя царем провозгласил Лжедмитрий 11», прозванный «тушинским вором». (1) Разделение властей привело и к разделу территорий. Земли будущего Лукояновского уезда входили в состав Арзамасского уезда, который отошел под контроль лже-царя. Арзамас «присягнул Лжедмитрию и воеводой был назначен Федор Киреев». (2) На протяжении нескольких лет Арзамас был оплотом тушинцев на территории Алатыря-Волжской зоны.

Как известно из исторических источников д.Лукоянова до середины 80-х годов ХУ1 века находилась в вотчине Бутурлина. Но царь Иван Васильевич 1У Грозный передает лукояновские земли Федору Кирееву и Авдотье Карповой. Получив царскую грамоту на здешние земли, Киреев с семьей переезжает из Свияжска в Арзамас. Известно, что в начале семнадцатого столетия Киреев стал влиятельным лицом уездного города. Лукояновом владел как помещик. В 1608 году в деревне проживало 20 душ мужского пола, имелось 300 четвертей земли. Сам Киреев имел здесь, согласно документам, « … хоромы да горницу, погреб, ледник да поварню, три житницы да денник конский…» (3)

Находясь в должности воеводы, Ф.Киреев активно помогал Лжедмитрию 11. Тем более, у него были и союзники, в лице властей Балахны. Такая коалиция долгое время контролировала ситуацию в нашем регионе. Нижегородский уезд остался верен Василию Шуйскому. А потому наш регион представлял собой территорию, где было две власти, две армии, две системы управления.

Смутное время изменило положение многих боярских, да и просто богатых родов России. Многие известные люди не могли для себя решить, на чьей стороне находится. Поэтому происходило изменение собственных взглядов под воздействием быстро меняющейся ситуации. Так случилось и с другим важным персонажем в нашей истории – Федором Васильевичем Левашевым. В декабре 1608 года арзамасец Левашев переметнулся к «тушинскому вору». Но уже через месяц (7 января 1609 г) «перешел на сторону В.Шуского и целовал крест» на верность царю. (4) До этих известных событий Ф.Левашов был головой «служилого города» Арзамаса, т.е. был достаточно влиятельным лицом. Ну а переход из одной коалиции в другую был естественным делом того времени.

40 арзамасцев во главе с Ф.Левашевым пополнили отряд воеводы А.С.Алябьева и двинулись через Муром к Владимиру. Именно здесь в марте-апреле 1609 года прославится своими боевыми подвигами Ф.Левашев. Арзамассцы приняли самое активное участие в освобождении Владимира от тушинцев. За эти боевые действия Ф.В.Левашев получил «Похвальную грамоту и поместье». (5) В указе царя значится, что « … за Федорову измену, так как Ф.Киреев с детьми были в измене и служили Тушинскому вору, передать деревню Лукоянову Левашеву в вотчину со всеми дворами и крестьянами, а сыновьям Киреевым деревней впредь владеть не велено». (6)

Тогда же он становится владимирским воеводой. На него возлагается обязанность по охране восточных территорий, которые остались верными царю Василию. В мае 1609 года царь Василий Шуйский приказывает Левашеву вместе с войском двигаться к Троице-Сергиевому монастырю, который отражал нападения со стороны поляков. Царь в своем указе отмечает боевые заслуги Ф.Левашева и особо подчеркивает, что он и его люди «освободили Муром и Владимир от беды, и себе вечную славу и похвалу учинили».(7) Важные государственные дела не дают возможность Левашеву вступить в права владения д. Лукояновой. Но и Киреев не желает отказываться от своих земель.

Но с этого момента между Киреевым и Левашевым начинается борьба за Лукоянов. Преимущество сохранялось за Киреевым, т.к. он являлся воеводой Арзамаса. Такое высокое положение давало ему возможность контролировать ситуацию, а принадлежность к «тушинскому царю» не выполнять указы Шуйского. А потому Ф.Левашев мог вступить в наследство лишь только после смерти Ф.Киреева и разгрома тушинцев в нашем крае.

Перелом в противостоянии тушинцев и войск московского царя наступит летом 1610 года. «В середине июня 1610 года нижегородская рать во главе с кн.А.М.Львовым приступом возьмет Арзамас – последний оплот тушинцев в регионе». (8) В этом сражении арзамасский воевода-тушинец будет убит. Во второй половине июня войска под началом «кн.Львова очистят окрестности Арзамаса от тушинцев, а к началу июля население уезда было приведено к присяге на верность царю Василию Шуйскому». (9)

После такого поворота дел, можно считать, что земли переходят в руки Левашева. Но он в это время находится в отряде Алябьева, который направляется под Москву, где польские войска предприняли очередное наступление. В 1611 и 1612 годах Ф.Левашев находится в войсках и защищает Нижний Новгород. Решать свои хозяйственные вопросы он не может. И лишь после того, как второе ополчение наводит порядок на большей территории страны, Ф.Левашев отправляет чиновников в Лукоянов, с целью переписи населения и земель. В октябре 1612 года сюда приезжал боярин Владимир Сычев, произвел опись имущества, земель и крестьян.

В документе, составленным Сычевым отмечается, что « … деревня отказана Ф.В.Левашеву в вотчину, со всеми угодьями. А крестьянам велено слушаться во всем, пашню на него пахать, доход его платить. Василию, Федору и Ивану Киреевым и их людям из той деревни выслать…». (10) Грамота о пожаловании деревни подписана кн.Д.М.Пожарским. Именно он в это время возглавляет «Совет всея земли», как высший орган власти в стране.

Сам Ф.Левашев в это время становится заметной фигурой Нижегородского ополчения. В двадцатых числах июля 1612 года из Ярославля к Москве Д.М.Пожарским был отправлен передовой отряд ополченцев под командованием М.Дмитриева и Ф.Левашева. Как сообщают польские источники, отряд насчитывал около 400 человек. 3 августа отряд прибыл под Москву и построил укрепления у Петровских ворот.(11) Таким образом, Ф.Левашев и его ополченцы первыми подошли к Москве и первыми вступили в бой с поляками. Но этому отряду было суждено отбить несколько атак со стороны кн.Трубецкого, который в это время еще точно и не определился, к какому же лагерю ему прибиться.

Являясь активным сторонником Д.М.Пожарского, Ф.Левашев еще раз заручается его поддержкой в отношении лукояновских земель. Но вдова Киреева Авдотья и её сыновья вступают в спор с Левашевым, отстаивая свое право на здешние земли. Они отправляют прошение на имя Д.Пожарского. Поздней осенью 1612 года в деревню Лукоянову приезжают чиновники. Опять происходит перепись земель и имущества. Левашев опять получает документ на право владения здешней деревней, «но арзамасский воевода приостанавливает действие грамоты. И передает деревню Лукоянову в ведение московских бояр!» (12) Почему так поступил воевода? Сложно ответить на этот вопрос, т.к. документов, которые бы объясняли такое решение местных властей, нет. Скорее всего, сам Левашев не проявлял особых усилий для вхождения в права на лукояновские земли.

Полученные из Арзамаса документы будут рассмотрены в Москве в начале 1613 года. И 5 февраля деревня будет отписана вдове и сыновьям Киреева. Так не просто развивались события в начале ХУ11 столетия на нашей земле.


Вопросы и задания

  1. В чем причина нестабильного положения в нашем крае в начале ХУ1 столетия?

  2. Как вы думаете, почему бояре вели борьбу за земельные наделы в Арзамасском уезде?


Литература

  1. Пудалов Б.М. Нижегородское Поволжье в 1608-1612 г.г и действия ополчения под руководством К.Минина и Д.М.Пожарского. /Нижегородская старина №19-20, 2009, с.22

  2. Там же, с 22

  3. Веселовский С.Б. Арзамасские поместные акты. М: 1915, с333

  4. Пудалов Б.М. указ.соч. с 24

  5. Любомиров П.Г. Очерки истории Нижегородского ополчения 1611-1613 г.г М: 1939, с284

  6. Веселовский С.Б. указ.соч., 420

  7. Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Т.Х1, стр 32

  8. Пудалов Б.М. указ.соч., с 26

  9. Там же, с26

  10. Веселовский С.Б. указ.соч., с421

  11. Пудалов Б.М. указ.соч, с33

  12. Веселовский С.Б. указ.соч. с440


Литература для домашнего чтения

  1. Бутусов М.Н. Город Лукоянов. Исторический очерк.- Горький: Волго-Вятское изд-во, 1980 г.

  2. Инжутов А.А. Шатковский край в ХУ1-ХУ11 вв,: страницы истории и географии. – Арзамас, 2009 г.

  3. Край наш Лукояновский. Выпуск 2. Исторический справочник. Сост. Кашина Г.И, Комиссаров В.В, Табашин Н.В. – Арзамас; 2009 г

  4. Седов А.В. Глядя с Откоса. – Н-Новгород: Из-во «КНИГИ» 2009 г.

  5. Федоров В.Д, Титков Е.П. История Нижегородской области, -Арзамас: АГПИ, 2010 г.



^ Сенокосная политика ХУ1 столетия.

Во все времена животноводство играло существенную роль в развитии аграрного сектора экономики. И сейчас, в условиях глубокого кризиса в сельском хозяйстве, животноводство, наверное, является той «соломинкой», которая оставляет на плаву всю экономику любого хозяйства.

Хотелось бы в этой связи представить некоторые сведения о состоянии этой сферы экономики в начальный период нашей истории. Как известно, основная часть наших деревень и сел появилась в конце ХУ1 – начале ХУ11 веко. Именно тогда стали закладываться основы хозяйственных отношений. Мордовское население до прихода русских занималось, в основном, охотой и бортничеством. Земледелием и скотоводством мордва стали активно заниматься только с приходом на эти земли русских переселенцев.

Пришлое население изменило устоявшийся уклад жизни коренного населения. Мордва и русские начинают «соседствовать мирно». Между ними стали складываться добрососедские и взаимовыгодные отношения. Мордва хорошо знала здешние места, а русские могли содействовать развитию новых видов хозяйствования. Свободных мест здесь было предостаточно, а значит, развивать хозяйство и помогать друг другу, было делом времени. Два народа помогали друг другу выжить в тяжелых условиях становления экономики края.

Приход русского населения не сразу сказался на изменении системы хозяйственных отношений. Ведь местное население ещё длительное время продолжало сохранять традиционный уклад жизни, а пришлое население стало культивировать земледелие и скотоводство. Но соседство с более прогрессивной системой хозяйствования привело к процессу интеграции хозяйственных систем двух народов.

В конце ХУ1 столетия между русскими и мордовскими поселениями начинают возникать тесные экономические контакты. Это можно проследить на примере торговли сеном. Историк П.В.Чеченков отмечает, что « в это время намечается рост землепашества и скотоводства, а также рост покосов». (1) Земли в нашем уезде получают, в основном, арзамасские помещики. При этом хозяйства новых землевладельцев описываются как комплекс «угодий и с пашней, и с покосами, и с лесом». (2) Исследовали, которые изучают хозяйственных отношений того времени отмечают, что «рост покосов заключался в том, что они являлись основной кормовой базой домашнего скота». (3)

Но что интересно, на нашей территории появление новых поселений сопровождалось тем, что многие бывшие населенные места оставлялись населением. На оставленных местах имелись пригодные территории для занятием земледелием. Но люди ушли, и пахотные земли превратились в прекрасные сенокосные угодья. Примером может служить территория около Неверова. Владелец тех земель Андрей Неверов оставил их, а пришедший помещик Бахметьев стал пользоваться и землями, и сенокосами. Как говорят, нет худа без добра. Пахотные земли заброшены, зато можно косить сено.

Именно «пустые места» и поймы местных рек и речек стали служить прекрасными сенокосами. Да и помещики получали от правительства не только пашни, но и сенокосы. С них платили и налоги. Помещики с большим желанием приобретали сенокосные угодья. За них велись серьезные споры. Помещики даже обращались к царям, чтобы решить спор в свою пользу. Так было, например, с землями по р.Ежать. Долгие годы спор за пойменные луга вели помещики Микулины и Саврасовы.

Владение пойменными лугами обеспечивало большие доходы их хозяевам. Так, уже упоминаемый нами помещик Бахметьев, развернул серьезную торговлю сеном. Помещик не только сам торговал сеном, но и заставлял своих крестьян покупать у него сено. А если была у крестьян возможность, то и торговать своим сеном.

Согласно документам конца ХУ1 столетия Бахметьев и его крестьяне только за один 1599 год реализовали более 3 тысяч копён сена. (4) Копна сена – это условная единица измерения сена. Одна копна равнялась количеству скошенного сена с одной сотки сенокоса.

Бахметьев и его крестьяне продавали сено в с.с.Собакино, Выездное, Новый Усад, Мерлиновку, Шатки, Озерки и ещё в 10 населённых пунктов Залесного стана. Получается, что сено вывозили на 20 и более км. Доход от продажи сена составлял ежегодно 50-60 рублей. Поясним доходность от продажи сена на примере цен начала ХУ11 столетия. Так, пуд меда стоил 41 копейку, корова стоила 67 коп, лошадь – 1 рубль 38 коп, а рабочий получал в день 1 копейку! (5) Это подтверждает мысль о том, что прибыль была весомой.

Согласно документам, продажа сена происходила с января по март. Так, 10 января 1599 года Ерофей Бахметьев продал 47 копён сена, 15 января – 72 копны. В остальные дни января продажа с каждым днем увеличивалась. (6)

Рост покосов был свидетельством быстрого роста скотоводства. Но примечательно, что сено закупали только русские сёла. Почему не мордовские? Хотя пределы их владений в этот период времени простирались по всей территории нашего уезда и даже в соседних уездах, но их доход зависел от реализации меда. Ведь их бортные ухожаи были разбросаны по всей округе. А вторая причина состояла в том, что мордва только начали активно заниматься и скотоводством, и земледелием.

Вопросы и задания

  1. Объясните значение древнерусских понятий: ухожай, сотка, копна, борть.

  2. Какими землями в будущем Лукояновском уезде владели помещики Саврасовы, Микулины, Бахметьевы?


Литература

  1. Чеченков П.В. К вопросу об экономическом развитии Нижегородского края в конце Х1У первой половины ХУ1 века./ Нижегородский краеведческий сборник Т1. Н.Новгород, 2005, с163

  2. Там же, с163

  3. Там же, с164

  4. Веселовский С.Б. Арзамасские поместные акты 1578-1618 г.г. М, 1915, стр. 166-173

  5. Покровский М.Н. Избранные произведения. Кн.3 М, 1967, с285,207

  6. Веселовский С.Б. Арзамасские поместные акты 1578-1618 г.г. М, 1915, стр. 168


  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Министерство образования Нижегородской области гоу спо «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького» iconГоу спо ленинградский педагогический колледж
Работа воспитателя с детьми с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении
Министерство образования Нижегородской области гоу спо «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького» iconМинистерство образования Саратовской области гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» психолого-педагогическая
Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации (методические рекомендации)...
Министерство образования Нижегородской области гоу спо «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького» iconРуководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области
В рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" министерство образования Нижегородской области приступило к реализации...
Министерство образования Нижегородской области гоу спо «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького» iconМинистерство образования Нижегородской области
О создании рабочей группы по подготовке к введению комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных...
Министерство образования Нижегородской области гоу спо «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького» iconПедагогический колледж №7
«Дошкольное образование», «Педагогика дополнительного образования в области туристско-краеведческой деятельности»
Министерство образования Нижегородской области гоу спо «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького» iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева»
Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева»
Министерство образования Нижегородской области гоу спо «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького» iconРуководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных общеобразовательных учреждений
В связи с многочисленными обращениями администраций общеобразовательных учреждений по вопросу организации учебного процесса первоклассников...
Министерство образования Нижегородской области гоу спо «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького» iconСведения о возможностях обучения на краткосрочных курсах в гоу спо «Георгиевский региональный колледж «Интеграл» в 2010 году
Общежитие имеется. Проживание в двухместном номере – 250 рублей с человека сутки
Министерство образования Нижегородской области гоу спо «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького» iconПриказ №311 Об участии в областном туристском слёте обучающихся
В соответствии с приказом Министерства образования Нижегородской области от 22 сентября 2011 №354-а, письмом цдютэ нижегородской...
Министерство образования Нижегородской области гоу спо «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького» iconМинистерство образования Нижегородской области
На основании решения комиссии по государственной аккредитации образовательных учреждений от 27. 06. 2008
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов