Для классической шестиструнной гитары maestoso icon

Для классической шестиструнной гитары maestoso



НазваниеДля классической шестиструнной гитары maestoso
Дата конвертации28.08.2012
Размер103.3 Kb.
ТипДокументы

ВАРИАЦИИ «QUASI FANTASIA» ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЫ


Maestoso

Прошедший в Казани с 8 по 13 февраля III Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке» уже давно стал не только неотъемлемой частью культурной жизни города, но и одним из самых заметных и значительных событий в музыкальном мире. С каждым годом уверенно растет его популярность и авторитет у многочисленной слушательской аудитории. Этому в немалой степени способствуют высокий профессиональный уровень столь крупного форума и его великолепная организация.

Айнур Бегутов – гитарист, художественный руководитель фестиваля «Классическая гитара в XXI веке»:

«Идея проведения Международного фестиваля в Казани возникла давно. Наша казанская гитарная школа становится ведущей в России благодаря открытию в казанской консерватории класса гитары, но и наш фестиваль во многом способствует тому, что бы о ней узнавали во всем мире… Конечно, не просто было в одно время и в одном городе собрать первоклассных музыкантов из разных стран, гастрольный график которых расписан на месяцы вперед, но мы очень хотели, что бы праздник музыки состоялся, и нам это удалось! Я вижу, что с каждым годом интерес к фестивалю только растет, и это убеждает нас в том, что фестиваль нужен городу».

Рашид Калимуллин – композитор, председатель Союза композиторов РТ:

«Если первый фестиваль «Классическая гитара в ХXI веке» был пробный, то теперь он становится традицией и это радует. Фестиваль набирает обороты и завоевывает авторитет в музыкальном мире. Трудно делать фестивали в кризисное время, но нас поддержали и власти и спонсоры…»

Под патронатом Мэрии Казани, Управления культуры г. Казани, Центра современной музыки Софии Губайдуллиной, Министерства культуры Республики Татарстан и Союза композиторов Республики Татарстан оргкомитет фестиваля – 2009 подготовил довольно обширную и разнообразную в своей направленности программу. Её основной лейттемой, явившейся, безусловно, самым ярким и праздничным подарком для всех почитателей шестиструнной классической гитары, стала концертная феерия, зажигающая каждый день золотые огни вечерней Казани.

Brillante

Залы Государственного Большого Концертного Зала им С.Сайдашева, Национального культурного центра «Казань», Казанской Ратуши, Союза Композиторов Республики Татарстан гостеприимно распахнули свои двери гостям и участникам фестиваля. Лучшие сцены столицы приветствовали исполнителей международного класса, ведущих представителей российской и европейской гитарных школ.

Высокий уровень мастерства каждого из участников буквально покорил сердца зрителей и слушателей, чутко внимающих искусству звуков и выражающих свою искреннюю признательность продолжительными аплодисментами. Особенно яркими красками в многоцветном фестивальном «букете» были отмечены классические трактовки концертов Х.
Родриго «Аранхуэз» (исп. Андреас фон Вангенхайм), «Фантазия для джентельмена» (исп. Дмитрий Илларионов), экспрессивное прочтение произведений Л. Брауэра, И. Альбениса, М. де Фальи (исп. В. Доценко), высокотехничное исполнение современных пьес А. Хинастеры и К. Фреге (исп. Д. Павлович), латиноамериканские гротесковые ритмы А. Пьяццоллы в переложении для двух гитар (исп. дуэт «Melis»).

Символичны и ставшие уже традиционными для казанского фестиваля репертуарные премьеры. Слушателям предоставлена прекрасная возможность знакомства с новыми сочинениями российских и зарубежных авторов, мастерски исполненными ведущими гитаристами России и Европы. Успешному дебюту многих из них в немалой степени способствовал высокий уровень полноправного участника фестивальной программы – Казанского государственного камерного оркестра «La Primavera» под руководством его создателя, бессменного художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, народного артиста РТ Рустэма Абязова. Произведения, исполненные в творческом тандеме с одним из самых ярких музыкальных коллективов России, явились кульминационной точкой фестиваля, представив классическую гитару в её неповторимом концертном звучании.

Рамзия Усеинова, музыковед:

«Это один из лучших коллективов нашей страны, подкупает его безупречное звучание, музыканты чувствуют любой стиль и эпоху – от барокко до современных партитур 21 века…»

Рустем Абязов – художественный руководитель и главный дирижер Казанского камерного оркестра «La primavera»:

«Мой оркестр принимает участие в фестивале уже не впервые, и мне кажется, что фестиваль очень вырос по сравнению с прошлым годом, особенно по исполнительскому уровню… Интересно было музицировать с московским музыкантом Дмитрием Илларионовым. С ним мы исполнили очень разноплановую музыку: произведения Ф. Сора, Х. Родриго, популярные мелодии из репертуара «Битлз», которые специально для него сделал композитор А.Зеленский в форме Сюиты для гитары и струнного оркестра. Порадовал потрясающий исполнительский рост Айнура Бегутова, он исполнил очень сложный в техническом отношении Концерт для гитары с оркестром Р. Калимуллина».

Об этой музыкальной премьере хочется сказать особо. Она явилась своеобразным подарком участникам и гостям фестиваля от композиторской организации Татарстана. Автор произведения заметил, что всячески стремился уйти от так называемого «испанского или латиноамериканского гитарного клише», создавая сочинение, где доминирует тема Востока. Ведь такому инструменту, как гитара, подвластны не только опусы классики и зажигательного фламенко. И прозвучавшие в программе фестиваля произведения Карима Фреге «Seawards» и сюита Карло Доминикони «Куюнбаба» явились ярким тому подтверждением.

Рамзия Усеинова, музыковед:

«Я очень порадовалась за нашу композиторскую организацию. Интересное сочинение «Концерт для гитары с оркестром» представил Рашид Калимуллин. В нем много колористических находок, сонорных эффектов и в то же время в нем есть философская глубина. В последнее время композитор пишет много симфонической музыки и этот концерт – несомненно, в ряду лучших его оркестровых партитур».

Символично, что первым исполнителем этого концерта стал гитарист из Казани, Заслуженный артист Республики Дагестан Айнур Бегутов – музыкант, чьё незаурядное техническое мастерство, трепетное отношение к звуку, вдохновенное проникновение в художественную суть исполняемых произведений получило признание коллег-профессионалов.

Н.А. Комолятов, Заслуженный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных:

«Творческий портрет этого неординарного музыканта определяют безграничная любовь к своему инструменту, глубина и точность интерпретации, а также широчайший репертуар, включающий в себя сочинения композиторов разных эпох и стилей – от лютневой музыки эпохи Возрождения до композиций, написанных самым современным музыкальным языком. Эти его качества как исполнителя в сочетании с широкой музыкальной эрудицией создали ему репутацию первоклассного гитариста общероссийского масштаба».

Однако сам А. Бегутов считает, что сегодня недостаточно быть только хорошим музыкантом. Не меньшую роль для себя он видит в том, чтобы направлять неиссякаемую энергию и энтузиазм на развитие культуры и искусства города Казани, Республики Татарстан, Поволжья и России в целом. И активная деятельность музыканта в ранге художественного руководителя Международного фестиваля «Классическая гитара в XXI веке» – не что иное, как прямое следование своим убеждениям, а также приверженности идеям подвижничества и просветительства.

Recitativo

Традиционно ни один крупный музыкальный форум не ограничивает свою программу рамками концертов, премьерных исполнений и конкурсными прослушиваниями. Гостям и участникам фестиваля всегда не менее интересны мастер-классы известных музыкантов, тематические лекции специалистов, а также творческие диалоги с коллегами за «круглым столом». Подобная «лаборатория» – необходимая составляющая профессионального роста любого исполнителя и один из показателей его соответствия современному уровню развития музыки в целом.

Интересно, что включенные в программу III Международного фестиваля «Классическая гитара в XXI веке» мастер-класс Заслуженного деятеля искусств России, члена Союза композиторов России и члена Всемирной ассоциации гитаристов композитора Игоря Рехина и лекция российского гитариста, лютниста, педагога и руководителя уникального ансамбля гитаристов «Guitara Magica» (г. Казань) Александра Лаврентьева, тематически «перекликались», рассматривая взаимодополняющие друг друга вопросы. И основные среди них - связаны с признанием и упрочением за классической шестиструнной гитарой статуса академического инструмента – универсального по своей природе для исполнения стилей гармонического и полифонического письма, а также разнообразных техник современной композиции.

Написанный в 1990 году И. Рехиным цикл «24 прелюдии и фуги для гитары соло» явился для музыкантов своеобразной и давно ожидаемой премьерой, раз и навсегда поднявший и поставивший гитару на качественно новый уровень инструментов, обладающих преимуществами темперации. В лекции А. Лаврентьева была подробно освещена специфика гитарного строя, возможности которого максимально использованы и наиболее ярко раскрыты в вышеназванном полифоническом цикле. А творческая встреча с автором произведения, прочно занявшим место в репертуаре профессиональных гитаристов, явилась логическим следствием начатого разговора.

Гостям и участникам мастер-класса И. Рехина была предоставлена редкая возможность знакомства с историей создания цикла в изложении самого композитора, аудио- и видео-материалами, запечатлевшими исполнение известными российскими музыкантами В. Терво и Д. Илларионовым избранных прелюдий и фуг, музыковедческими комментариями к ним, а также с методикой непосредственно практической работы над полифонией в классе гитары. На примере прелюдии и фуги in E , исполненной студентом Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова М. Кореневым (кл. заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан В. Харисова), автор цикла с блеском продемонстрировал основные приемы педагогического искусства, основанные на профессионально грамотном прочтении текстовых и драматургических задач. Присутствующие в концертном зале Союза Композиторов Татарстана молодые музыканты и уже опытные гитаристы были вовлечены в интереснейший творческий процесс, результатом которого явилась художественно-звуковая версия микроцикла, максимально раскрывающая композиторский замысел.

Проведение подобных мероприятий историко-теоретической и методико-педагогической направленности в рамках исполнительских фестивалей и конкурсов, безусловно, создают особую атмосферу «профессиональной общности» музыкантов и поднимают уровень любого представительного форума, способствуя его бесспорному авторитету.

Spirituoso

Именно так – с воодушевлением – был встречен новый проект фестиваля «Классическая гитара в XXI веке» – I Международный конкурс имени Михаила Высотского.

Уникальность этого события видится не только в его масштабности и значимости, но и в том, что за всю двухсотлетнюю историю существования гитары в России ещё ни разу не проводился конкурс, идея которого была бы обращена к возрождению истоков русской гитарной школы. Произведения признанных отечественных мастеров - семиструнников М.Т. Высотского (1791 – 1837), В.М. Юрьева (1881 – 1962), М.С. Павлова-Азначеева (1888 – 1963), С.Д. Орехова (1935 – 1998), А.А. Агибалова (1940) звучали в программах конкурсантов наряду с сочинениями зарубежных авторов различных стран и эпох, внося в музыкальную атмосферу фестиваля ноту удивительной искренности, тепла и задушевности.

Талантливые молодые гитаристы из Москвы и Казани Ирина Александрова, Аркадий Резник, Павел Алмазов, Михаил Нагорнов, уже не раз побывавшие в ранге участников и лауреатов различных российских конкурсов, с большим энтузиазмом восприняли идею участия в III Международном фестивале «Классическая гитара в XXI веке». Они подготовили предусмотренные положением конкурса программы трех туров и представили их на суд авторитетного жюри, в состав в которого вошли ведущие представители исполнительских и педагогических школ России и зарубежья: профессор РАМ им. Гнесиных, заслуженный артист РФ Комолятов Н.А., член Всемирной ассоциации гитаристов, заслуженный деятель искусств России, композитор И. В. Рехин, профессор ХГК, заслуженный артист Украины В. Доценко, профессор гитары в Музыкальной Академии (г. Эстергом, Венгрия) Д. Павлович, профессор гитары в высшей школе музыки (г. Карлсруэ, Германия) А. фон Вангенхайм, лауреаты международных конкурсов гитаристов С. Прието и А. Музуракис (Испания, Греция), гитарный мастер Ю. Вергелес (Россия).

Уровень мастерства приглашенных для участия в III Международном фестивале музыкантов, а также уровень произведений, включенных в программу I Международного конкурса им. М.Т. Высотского, сразу задали высокий тон Казанскому гитарному форуму – 2009. Ему соответствовать дерзнули немногие – лишь те, для кого девиз «в искусстве легких путей не бывает» является единственным и определяющим в процессе своего становления как музыканта и профессионального роста как исполнителя.

Индивидуальность каждого гитариста, его стиль, манера игры, культура звукоизвлечения, особенности интерпретации – всегда очевидны и удивительны в своей неповторимости. Особенно это слышимо и зримо в условиях конкурса – в представлении, так называемых, обязательных произведений. Прозвучавшие на первом туре Фуга И.С. Баха из цикла "Прелюдия, фуга и Allegro" (BWV 998) и вариации на тему русской народной песни «Ах, что ж ты, голубчик» М.Т. Высотского сразу же выявили исполнительский «почерк» каждого участника и обозначили яркие грани его музыкальности: лиризм и поэтичность И. Александровой, камерность и «классичность» М. Нагорнова, выверенность и уравновешенность П. Алмазова, яркость и динамичность А. Резника.

Включенные в программу второго и третьего туров так называемые «свободные» произведения (на выбор исполнителя) продемонстрировали практически весь спектр гитарной музыки в его временном и художественном контексте. Исполнение ставших уже классическими сочинений М. Джулиани, Ф. Сора, П. Агуадо, М. де Фальи, А. Хинастеры, Х. Родриго, Л. Брауэра наряду с опусами современной отечественной музыкой И. Рехина, С. Руднева, В. Харисова представило участников конкурса не только как музыкантов, обладающих широким художественно-стилистическим кругозором, но и как интересных перспективных гитаристов, владеющих различными стилями и техниками игры. Но самой сложной исполнительской задачей для всех конкурсантов в равной степени оказалась задача выражения посредством классической шестиструнной гитары богатой гаммы чувств непостижимой русской души, так удивительно тонко и проникновенно раскрытой в произведениях русских гитаристов-семиструнников. Эта планка оказалась самой высокой, и мудрое жюри оставило высшую ступеньку конкурса той вершиной, к которой молодым музыкантам предстоит еще идти, совершенствуя свой исполнительский уровень. Самым ярким выступлением на I Международном конкурсе им. М.Т. Высотского признано выступление студента 5 курса РАМ им. Гнесиных Аркадия Резника (кл. профессора Н.А. Комолятова). Ему на заключительном гала-концерте и вручен главный приз конкурса – концертная гитара работы московского мастера Юрия Вергелеса.

Подводя итоги I Международного конкурса им. М. Высотского, председатель жюри, Заслуженный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных Н. Комолятов в частности сказал, что «…гитарная общественность страны и члены жюри, как российские так и зарубежные, уверены в его будущем как наиболее перспективном конкурсе в современной России».

Con anima

Не остались без внимания и самые преданные почитатели классической гитары – зрители. Всем им, кто дарил исполнителям тепло своих сердец и радушные аплодисменты, спонсоры фестиваля предоставили уникальную возможность участия в необычной лотерее. Её главными призами стали три шестиструнные гитары, каждая из которых нашла своего счастливого обладателя.

P.S.

Фестиваль закончился… Но его звуки еще долго будут жить в сердцах гостей и участников, приближая тем самым новую и долгожданную встречу с Её Величеством Музыкой... И пусть строки добрых отзывов и пожеланий в адрес III Международного гитарного форума «Классическая гитара в XXI веке» явятся добрым напутствием IV Международному – 2010.


Музыковед Л.В. Гурьянова

Статья предоставлена для публикации
проекту «Гитаристы и композиторы» Айнуром Бегутовым.




Похожие:

Для классической шестиструнной гитары maestoso iconКонкурс проводится в 2 тура, без возрастного ценза
Международный Фестиваль – Конкурс классической гитары “Guitar Gems” 2008, Нетания, Израиль
Для классической шестиструнной гитары maestoso iconКонкурс проводится в 2 тура, без возрастного ценза
Международный Фестиваль – Конкурс классической гитары “Guitar Gems” 2008, Нетания, Израиль
Для классической шестиструнной гитары maestoso iconЧарльз дункан искусство игры на классической гитаре
Да­лее постоянное возрастание признания гитары среди серьезных музы­кальных сообществ. Немалое влияние оказало появление недорогих,...
Для классической шестиструнной гитары maestoso icon«классическая гитара»
Новосибирской области, Министерство культуры Новосибирской области, Мэрия г. Новосибирска, Управление культуры г. Новосибирска, Новосибирская...
Для классической шестиструнной гитары maestoso iconБардак в степи
Их пароль "Лиловый ветер". Позывные аккорды гитары. Место сбора урочище Тамгалы-Тас. Из всех дорог они выбирают непройденную, из...
Для классической шестиструнной гитары maestoso icon«голубые гитары» — 1969 Г. — Игорь гранов
Они играли мелодию и пели: «плачут гитары, ну что же — пусть, если на парня находит грусть». Пла­стинки «Голубых гитар» так же, как...
Для классической шестиструнной гитары maestoso iconКнига о двух гитарных строях
Эта книга не только для профессионалов и любителей игры на гитаре, а, пожалуй, даже в большей степени для тех, кто только начинает...
Для классической шестиструнной гитары maestoso icon«поющие гитары» — 1966 Г. — Анатолии васиаьев
При этом использовались модные электрогитары, электроорганы, ударные. «Первыми» в нашей стране оказались виа «Поющие гитары» с берегов...
Для классической шестиструнной гитары maestoso iconВопросы по истории экономических учений (2 курс в/о)
Зарождение классической политэкономии в Англии (У. Петти) Зарождение классической школы во Франции (П. Буагильбер)
Для классической шестиструнной гитары maestoso iconДокументы
1. /Экспосито Х.М. Цвета радуги (детская сюита для гитары).pdf
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов