Организация внеклассной работы по химии. «Путешествие по периодической таблице химических элементов» химический конкурс в пять этапов, посвященный юбилейным датам icon

Организация внеклассной работы по химии. «Путешествие по периодической таблице химических элементов» химический конкурс в пять этапов, посвященный юбилейным датам



НазваниеОрганизация внеклассной работы по химии. «Путешествие по периодической таблице химических элементов» химический конкурс в пять этапов, посвященный юбилейным датам
Дата конвертации28.08.2012
Размер68.79 Kb.
ТипКонкурс

Организация внеклассной работы по химии.

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЕ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»

ХИМИЧЕСКИЙ КОНКУРС В ПЯТЬ ЭТАПОВ,

ПОСВЯЩЕННЫЙ ЮБИЛЕЙНЫМ ДАТАМ

(175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА И 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАКОНА).

Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения.

Каждый учитель в процессе своей работы опирается на факты действительности и не только сообщает учащимся основы наук, но и готовит их к сознательной трудовой деятельности. Большую помощь в этом учителю оказывают внеклассные мероприятия, организация которых в современной школе представляет вопрос чрезвычайной важности. Учителя много внимания уделяют поискам новых форм и методов внеклассной работы, которые позволили бы сохранить здоровье учащихся, не «заставляли бы выучить», а «помогли развиться» , чтобы учение было с увлечением.

С первых уроков у учащихся 7-8 классов появляется интерес к химии. Она привлекает их многим. Это и новизна предмета, и большая практическая польза химии, и эффектность опытов, и возможность их выполнения на уроке и дома. Учитель ставит перед собой задачу – поддержать этот интерес, способствовать дальнейшему его развитию. Если процесс познания будет интересным, значит, снизится и утомляемость, и учебная нагрузка ученика.

«Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо», - говорил Э.Ильенков. Осмысливая эти слова, можно сказать, что процесс обучения необходимо индивидуализировать, дать возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, а учителю - выявить наиболее талантливых ребят.

Проведение внеклассных мероприятий расширяет кругозор учащихся, способствует углубленному изучению отдельных вопросов и формированию устойчивого интереса, развивает творческое мышление, помогает учащимся самостоятельно приобретать и применять знания.

Химический конкурс – распространенная форма мероприятий, проводимых во внеклассной работе. Формы и тематика конкурсов могут быть самыми разнообразными. В своей практике провожу их, заканчивая изучение какой-либо темы. Тематические конкурсы имеют большую познавательную ценность, поскольку при их подготовке, обсуждении и проведении можно решить целый комплекс общеобразовательных и воспитательных задач. Систематическое проведение конкурсов вызывает у учащихся интерес к изучению последующих тем, поскольку в ожидании предстоящего соревнования они с большей ответственностью относятся к текущему учебному процессу.

Не потеряют своей актуальности и конкурсные мероприятия, посвященные юбилейным датам. Ведь это наша история, а она всегда привлекает чем-то пока еще неизвестным.

Такие мероприятия во внеклассной работе достаточно эффективны.
Все без исключения учащиеся стремятся понять, обдумать конкурсные задания и дать на них хотя бы мысленный ответ, ребята работают в своем привычном темпе, добровольно, без принуждения, по интересам .

Главное действующее лицо в конкурсе – школьник. Именно он учится проверять себя, сообщать слушателям информацию, быть в роли «первооткрывателя», т.е. думать, логически мыслить, рассуждать, восхищаться, многое знать и уметь.

Моя цель – заинтересовать ребят, чтобы им хотелось получать знания, учиться добывать их самостоятельно, творить и удивлять других своими находками.

В 2008/09 учебном году в нашей школе проходил химический конкурс «Путешествие по периодической таблице химических элементов», посвященный двум юбилейным датам. Ко дню рождения Д.И.Менделеева (8 февраля) было приурочено начало конкурса, а его завершение - ко дню открытия периодического закона (1 марта).

Каковы цели и задачи этого конкурса? Прежде всего это повышение интереса школьников к истории страны, людям, прославившим ее своими научными подвигами, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину, популяризация имени великого русского ученого Д.И.Менделеева, расширение знаний учащихся о его жизни и деятельности, приобщение учащихся к чтению художественной и научно-популярной литературы, реализация принципа взаимосвязи урочной и внеклассной работы с целью повышения интереса учащихся к учению, развитие творческих способностей ребят.

Подготовительный период сводился к определению учителем содержания конкурсных этапов, тщательному отбору необходимого материала и его оформление. Сам Д.И.Менделеев , много работая в области просвещения, говорил: «Если камин завалить дровами, то камин дымит, а гореть не будет. Но отобрать нужный материал – дело педагога…».

О проведении конкурса заранее извещаем красочным плакатом в вестибюле школы, призывая всех желающих принять в нем участие. Участниками конкурса могли стать учащиеся 8-11 классов. За неделю до начала конкурса, необходимо ориентировать учащихся на то, что они должны знать и уметь по данной теме. В кабинете химии вывешивается перечень вопросов и заданий всех этапов конкурса. Предлагаются разные варианты оформления творческих работ (рефераты, стенгазеты, книжки-раскладушки, презентации и др.), темы творческих работ, критерии их оценивания, дополнительная литература, которой располагает кабинет, школьная и сельская библиотека, по возможности источником информации может стать интернет.

Темы творческих работ: «Великий закон сегодня», «История открытия периодического закона», «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева», «Три службы Родине», «Научный подвиг Д.И.Менделеева», «Значение периодического закона Д.И.Менделеева для науки и техники», «Необычные истории из жизни Д.И.Менделеева», «История открытия какого-либо (по выбору) химического элемента».

Перечень вопросов и заданий этапов конкурса: 1 этап «По страницам истории…». Задание: выбрать тему творческой работы, пользуясь дополнительной литературой, раскрыть содержание выбранной темы, указав источники информации, придать работе художественное оформление.

На этом же этапе, по мере изучения исторических данных, найти ответы

на вопросы викторины: 1. Где родился Д.И.Менделеев? 2. Кто были его родители? 3. Дед Д.И.Менделеева по отцу имел фамилию Соколов, отец же — Менделеев. Почему? Откуда произошла фамилия Менделеев? 4. Где учился Д.И.Менделеев? Кем он хотел стать? Почему это ему не удалось? 5. Какое высшее учебное заведение окончил Д.И.Менделеев? 6. Когда был открыт периодический закон? 7. Кем и где работал Д.И.Менделеев во время своего великого открытия? 8. В каком году и по какой причине Д.И.Менделеев скончался? 9. Как читается периодический закон по Д.И.Менделееву? 10. Современная формулировка периодического закона? 11. В чем значение периодического закона для науки, техники, промышленности?

На плакате высказывания А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости», «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».

2 этап «Что в имени тебе моем?» Задание: найти ответы на вопросы: 1. Почему элемент называется элементом? 2. Какие химические элементы названы в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов? Напиши названия и порядковые номера этих элементов.

3. Назови элементы, предсказанные Д.И.Менделеевым на основе периодической системы.

На плакате высказывание Д.И.Менделеева: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает», «Без периодического закона мы не имели никаких поводов предсказывать свойства неизвестных элементов, даже не могли судить о недостатке или отсутствии тех или других из них. Открытие элементов было делом одного наблюдения. И оттого-то только слепой случай и особая прозорливость и наблюдательность вели к открытию новых элементов… Закон периодичности открывает в этом … отношении новый путь». - этими словами Д.И.Менделеев четко высказал мысль о том, что в истории химических элементов наступило время, когда стало возможным заранее предвидеть существование еще не открытых элементов и оценивать их важнейшие свойства.

3 этап «Составь код» (программированное задание) 1.В чем физический смысл номера периода? а) показывает кол-во электронов на внешнем электронном уровне; б) показывает кол-во электронных уровней; в) соответствует высшей степени окисления элемента. 2. В побочные подгруппы периодической системы входят: а) хим.элементы малых периодов; б) хим. элементы больших периодов; в) хим.элементы малых и больших периодов. 3.Какое из следующих свойств атомов хим. элементов возрастает в группах по мере возрастания заряда ядра? а) число электронов на наружном слое; б) атомный радиус; в) электроотрицательность. 4. Какое из следующих свойств атомов хим. элементов не изменяется в периоде? а) число электронных слоев в атоме; б) число электронов в наружном электронном слое; в) атомные радиусы. 5.Побочные подгруппы составляют: а) только металлы; б) только неметаллы; в) металлы и неметаллы. 6. Какое из следующих веществ имеет в твердом состоянии атомную кристаллическую решетку? а) кислород; б) вода; в) йод; г)алмаз.

4 этап «Химический лабиринт». Задание: найти верный путь к финишу и отметить его последовательно цифрами.




5 этап « Проба пера». Эпиграфом взяты слова Ромена Роллана: « Вся радость жизни в творчестве. Творить – значит убивать смерть».

Задание: Составить игры, ребусы, шарады, кроссворды, головоломки, сочинить стихи, сказки или загадки о химических элементах, юмористические рассказы или курьезные случаи из школьной жизни с химическим содержанием, «рецепты химии» на все случаи жизни и др.

На плакате приводятся примеры стихотворений, кроссвордов, ребусов, химических сказок и т.д.

Итоги подводятся по окончании конкурса членами жюри. В состав жюри вошли учителя, но учитывалось и мнение учащихся, не задействованных в конкурсе. Критерии оценивания творческих работ 1 и 5 этапов: содержание, глубина раскрытия выбранной темы, логичность изложения, используемые источники информации, эстетическое оформление творческих работ; правильность ответов 2,3,4 этапов.

Все участники конкурса получают свидетельство участника, победители конкурса – почетные грамоты.

Мы подвели итог конкурса, но на этом наше сотрудничество с ребятами не остановится. Как говорил Д.И.Менделеев: «Наука – это двигатель истории, двигатель прогресса, это дело, которому люди служат всю жизнь».

Литература

Г.: « Химия». Издательский дом «Первое сентября», 2005, № 6.

Ж.: «Химия в школе», 1997, № 3.

Я иду на урок химии: 8-11 классы: Книга для учителя. – Я11 М: Издательство «Первое сентября», 2002.


Сердобинцева Людмила Петровна,

учитель химии

МОУ «СОШ с.Заветное»

Энгельсского района

Саратовской области.






Похожие:

Организация внеклассной работы по химии. «Путешествие по периодической таблице химических элементов» химический конкурс в пять этапов, посвященный юбилейным датам iconОрганизация внеклассной работы по химии. «Путешествие по периодической таблице химических элементов» химический конкурс в пять этапов, посвященный юбилейным датам
Летию со дня рождения д. И. Менделеева и 140-летию со дня открытия периодического закона
Организация внеклассной работы по химии. «Путешествие по периодической таблице химических элементов» химический конкурс в пять этапов, посвященный юбилейным датам iconИнструкция №1 Изучаемые вопросы: Положение углерода в Периодической таблице химических элементов Д. И. Менделеева

Организация внеклассной работы по химии. «Путешествие по периодической таблице химических элементов» химический конкурс в пять этапов, посвященный юбилейным датам iconМ. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии ахметов м. А. Урок
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе...
Организация внеклассной работы по химии. «Путешествие по периодической таблице химических элементов» химический конкурс в пять этапов, посвященный юбилейным датам iconМ. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии ахметов м. А. Урок
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов...
Организация внеклассной работы по химии. «Путешествие по периодической таблице химических элементов» химический конкурс в пять этапов, посвященный юбилейным датам iconПлан-конспект урока химии с учащимися 9класса Тема урока: «Алюминий металл будущего». Цели урока: Изучить свойства металлов а группы на примере алюминия
Дать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов
Организация внеклассной работы по химии. «Путешествие по периодической таблице химических элементов» химический конкурс в пять этапов, посвященный юбилейным датам iconБелок и всё о нём в биологии и химии {
Тогда же А. М. Бутлеров создал теорию строения химических соединений, а Д. И. Менделеев открыл периодический закон (см. Периодическая...
Организация внеклассной работы по химии. «Путешествие по периодической таблице химических элементов» химический конкурс в пять этапов, посвященный юбилейным датам iconФорма 9 рейтинг-план
Предмет общей и неорганической химии. Законы химии. Классификация и свойства химических элементов и их соединений
Организация внеклассной работы по химии. «Путешествие по периодической таблице химических элементов» химический конкурс в пять этапов, посвященный юбилейным датам iconЭкзаменационные билеты по химии. 9 класс. Билет №1 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от атомного (порядкового) номера
Организация внеклассной работы по химии. «Путешествие по периодической таблице химических элементов» химический конкурс в пять этапов, посвященный юбилейным датам iconУрок упражнение по теме «Соединения химических элементов»
Цели: обобщить и систематизировать полученные знания о соединениях химических элементов
Организация внеклассной работы по химии. «Путешествие по периодической таблице химических элементов» химический конкурс в пять этапов, посвященный юбилейным датам iconПрезентация для 9 класса Цели урока: Изучить свойства металлов 3 а группы на примере алюминия
Дать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов