Assembler & win32 icon

Assembler & win32



НазваниеAssembler & win32
Дата конвертации28.08.2012
Размер245.98 Kb.
ТипДокументы
1. /asmwin32/ASMWIN32.RTFAssembler & win32

ASSEMBLER & WIN32 Александр Усов

ASSEMBLER & WIN32

Программирование на ассемблере под Win32 воспринимается весьма не однозначно. Считается, что написание приложений слишком сложно для применения ассемблера. Собственно обсуждению того насколько оправдана такая точка зрения и посвящена данная статья. Она не ставит своей целью обучение программированию под Win32 или обучение ассемблеру, я подразумеваю, что читатели имеют определённые знания в этих областях.

В отличие от программирования под DOS, где программы написанные на языках высокого уровня (ЯВУ) были мало похожи на свои аналоги, написанные на ассемблере, приложения под Win32 имеют гораздо больше общего. В первую очередь, это связано с тем, что обращение к сервису операционной системы в Windows осуществляется посредством вызова функций, а не прерываний, что было характерно для DOS. Здесь нет передачи параметров в регистрах при обращении к сервисным функциям и, соответственно, нет и множества результирующих значений возвращаемых в регистрах общего назначения и регистре флагов. Следовательно проще запомнить и использовать протоколы вызова функций системного сервиса. С другой стороны, в Win32 нельзя непосредственно работать с аппаратным уровнем, чем “грешили” программы для DOS. Вообще написание программ под Win32 стало значительно проще и это обусловлено следующими факторами:

  • отсутствие startup кода, характерного для приложений и динамических библиотек написанных под Windows 3.x;

  • гибкая система адресации к памяти: возможность обращаться к памяти через любой регистр общего назначения; “отсутствие” сегментных регистров;

  • доступность больших объёмов виртуальной памяти;

  • развитый сервис операционной системы, обилие функций, облегчающих разработку приложений;

  • многообразие и доступность средств создания интерфейса с пользователем (диалоги, меню и т.п.).

Современный ассемблер, к которому относится и TASM 5.0 фирмы Borland International Inc., в свою очередь, развивал средства, которые ранее были характерны только для ЯВУ. К таким средствам можно отнести макроопределение вызова процедур, возможность введения шаблонов процедур (описание прототипов) и даже объектно-ориентированные расширения. Однако, ассемблер сохранил и такой прекрасный инструмент, как макроопределения вводимые пользователем, полноценного аналога которому нет ни в одном ЯВУ.

Все эти факторы позволяют рассматривать ассемблер, как самостоятельный инструмент для написания приложений под платформы Win32 (Windows NT и Windows 95). Как иллюстрацию данного положения, рассмотрим простой пример приложения, работающего с диалоговым окном.

Пример 1.
Программа работы с диалогом

Файл, содержащий текст приложения, dlg.asm

IDEAL

P586

RADIX 16

MODEL FLAT


%NOINCL

%NOLIST

include "winconst.inc" ; API Win32 consts

include "winptype.inc" ; API Win32 functions prototype

include "winprocs.inc" ; API Win32 function

include "resource.inc" ; resource consts


MAX_USER_NAME = 20

DataSeg

szAppName db 'Demo 1', 0

szHello db 'Hello, '

szUser db MAX_USER_NAME dup (0)


CodeSeg

Start: call GetModuleHandleA, 0

call DialogBoxParamA, eax, IDD_DIALOG, 0, offset DlgProc, 0

cmp eax,IDOK

jne bye

call MessageBoxA, 0, offset szHello, \

offset szAppName, \

MB_OK or MB_ICONINFORMATION

bye: call ExitProcess, 0


public stdcall DlgProc

proc DlgProc stdcall

arg @@hDlg :dword, @@iMsg :dword, @@wPar :dword, @@lPar :dword

mov eax,[@@iMsg]

cmp eax,WM_INITDIALOG

je @@init

cmp eax,WM_COMMAND

jne @@ret_false


mov eax,[@@wPar]

cmp eax,IDCANCEL

je @@cancel

cmp eax,IDOK

jne @@ret_false


call GetDlgItemTextA, @@hDlg, IDR_NAME, \

offset szUser, MAX_USER_NAME

mov eax,IDOK

@@cancel: call EndDialog, @@hDlg, eax


@@ret_false: xor eax,eax

ret


@@init: call GetDlgItem, @@hDlg, IDR_NAME

call SetFocus, eax

jmp @@ret_false

endp DlgProc

end Start

Файл ресурсов dlg.rc

#include "resource.h"

IDD_DIALOG DIALOGEX 0, 0, 187, 95

STYLE DS_MODALFRAME | DS_3DLOOK | WS_POPUP | WS_CAPTION | WS_SYSMENU

EXSTYLE WS_EX_CLIENTEDGE

CAPTION "Dialog"

FONT 8, "MS Sans Serif"

BEGIN

DEFPUSHBUTTON "OK",IDOK,134,76,50,14

PUSHBUTTON "Cancel",IDCANCEL,73,76,50,14

LTEXT "Type your name",IDC_STATIC,4,36,52,8

EDITTEXT IDR_NAME,72,32,112,14,ES_AUTOHSCROLL

END


Остальные файлы из данного примера, приведены в приложении 1.

Краткие комментарии к программе

Сразу после метки Start, программа обращается к функции API Win32 GetModuleHandle для получения handle данного модуля (данный параметр чаще именуют как handle of instance). Получив handle, мы вызываем диалог, созданный либо вручную, либо с помощью какой-либо программы построителя ресурсов. Далее программа проверяет результат работы диалогового окна. Если пользователь вышел из диалога посредством нажатия клавиши OK, то приложение запускает MessageBox с текстом приветствия.

Диалоговая процедура обрабатывает следующие сообщения. При инициализации диалога (WM_INITDIALOG) она просит Windows установить фокус на поле ввода имени пользователя. Сообщение WM_COMMAND обрабатывается в таком порядке: делается проверка на код нажатия клавиши. Если была нажата клавиша OK, то пользовательский ввод копируется в переменную szValue, если же была нажата клавиша Cancel, то копирования не производится. Но и в том и другом случае вызывается функция окончания диалога: EndDialog. Остальные сообщения в группе WM_COMMAND просто игнорируются, предоставляя Windows действовать по умолчанию.

Вы можете сравнить приведённую программу с аналогичной программой, написанной на ЯВУ, разница в написании будет незначительна. Очевидно те, кто писал приложения на ассемблере под Windows 3.x, отметят тот факт, что исчезла необходимость в сложном и громоздком startup коде. Теперь приложение выглядит более просто и естественно.

Пример 2. Динамическая библиотека

Написание динамических библиотек под Win32 также значительно упростилось, по сравнению с тем, как это делалось под Windows 3.x. Исчезла необходимость вставлять startup код, а использование четырёх событий инициализации/деинициализации на уровне процессов и потоков, кажется логичным.

Рассмотрим простой пример динамической библиотеки, в которой всего одна функция, преобразования целого числа в строку в шестнадцатеричной системе счисления.

Файл mylib.asm

Ideal

P586

Radix 16

Model flat

DLL_PROCESS_ATTACH = 1


extrn GetVersion: proc


DataSeg

hInst dd 0

OSVer dw 0


CodeSeg

proc libEntry stdcall

arg @@hInst :dword, @@rsn :dword, @@rsrv :dword

cmp [@@rsn],DLL_PROCESS_ATTACH

jne @@1

call GetVersion

mov [OSVer],ax

mov eax,[@@hInst]

mov [hInst],eax

@@1: mov eax,1

ret

endP libEntry


public stdcall Hex2Str

proc Hex2Str stdcall

arg @@num :dword, @@str :dword

uses ebx

mov eax,[@@num]

mov ebx,[@@str]

mov ecx,7

@@1: mov edx,eax

shr eax,4

and edx,0F

cmp edx,0A

jae @@2

add edx,'0'

jmp @@3

@@2: add edx,'A' - 0A

@@3: mov [byte ebx + ecx],dl

dec ecx

jns @@1

mov [byte ebx + 8],0

ret

endp Hex2Str


end libEntry

Остальные файлы, которые необходимы для данного примера, можно найти в приложении 2.

Краткие комментарии к динамической библиотеке

Процедура libEntry является точкой входа в динамическую библиотеку, её не надо объявлять как экспортируемую, загрузчик сам определяет её местонахождение. LibEntry может вызываться в четырёх случаях:

  • при проецировании библиотеки в адресное пространство процесса (DLL_PROCESS_ATTACH);

  • при первом вызове библиотеки из потока (DLL_THREAD_ATTACH), например, с помощью функции LoadLibrary;

  • при выгрузке библиотеки потоком (DLL_THREAD_DETACH);

  • при выгрузке библиотеки из адресного пространства процесса (DLL_PROCESS_DETACH).

В нашем примере обрабатывается только первое из событий DLL_PROCESS_ATTACH. При обработке данного события библиотека запрашивает версию OS сохраняет её, а также свой handle of instance.

Библиотека содержит только одну экспортируемую функцию, которая собственно не требует пояснений. Вы, пожалуй, можете обратить внимание на то, как производится запись преобразованных значений. Интересна система адресации посредством двух регистров общего назначения: ebx + ecx, она позволяет нам использовать регистр ecx одновременно и как счётчик и как составную часть адреса.


Пример 3. Оконное приложение

Файл dmenu.asm

Ideal

P586

Radix 16

Model flat


struc WndClassEx

cbSize dd 0

style dd 0

lpfnWndProc dd 0

cbClsExtra dd 0

cbWndExtra dd 0

hInstance dd 0

hIcon dd 0

hCursor dd 0

hbrBackground dd 0

lpszMenuName dd 0

lpszClassName dd 0

hIconSm dd 0

ends WndClassEx


struc Point

left dd 0

top dd 0

right dd 0

bottom dd 0

ends Point


struc msgStruc

hwnd dd 0

message dd 0

wParam dd 0

lParam dd 0

time dd 0

pt Point <>

ends msgStruc


MyMenu = 0065

ID_OPEN = 9C41

ID_SAVE = 9C42

ID_EXIT = 9C43


CS_VREDRAW = 0001

CS_HREDRAW = 0002

IDI_APPLICATION = 7F00

IDC_ARROW = 7F00

COLOR_WINDOW = 5

WS_EX_WINDOWEDGE = 00000100

WS_EX_CLIENTEDGE = 00000200

WS_EX_OVERLAPPEDWINDOW = WS_EX_WINDOWEDGE OR WS_EX_CLIENTEDGE

WS_OVERLAPPED = 00000000

WS_CAPTION = 00C00000

WS_SYSMENU = 00080000

WS_THICKFRAME = 00040000

WS_MINIMIZEBOX = 00020000

WS_MAXIMIZEBOX = 00010000

WS_OVERLAPPEDWINDOW = WS_OVERLAPPED OR \

WS_CAPTION OR \

WS_SYSMENU OR \

WS_THICKFRAME OR \

WS_MINIMIZEBOX OR \

WS_MAXIMIZEBOX

CW_USEDEFAULT = 80000000

SW_SHOW = 5

WM_COMMAND = 0111

WM_DESTROY = 0002

WM_CLOSE = 0010

MB_OK = 0


PROCTYPE ptGetModuleHandle stdcall \

lpModuleName :dword


PROCTYPE ptLoadIcon stdcall \

hInstance :dword, \

lpIconName :dword


PROCTYPE ptLoadCursor stdcall \

hInstance :dword, \

lpCursorName :dword


PROCTYPE ptLoadMenu stdcall \

hInstance :dword, \

lpMenuName :dword


PROCTYPE ptRegisterClassEx stdcall \

lpwcx :dword


PROCTYPE ptCreateWindowEx stdcall \

dwExStyle :dword, \

lpClassName :dword, \

lpWindowName :dword, \

dwStyle :dword, \

x :dword, \

y :dword, \

nWidth :dword, \

nHeight :dword, \

hWndParent :dword, \

hMenu :dword, \

hInstance :dword, \

lpParam :dword


PROCTYPE ptShowWindow stdcall \

hWnd :dword, \

nCmdShow :dword


PROCTYPE ptUpdateWindow stdcall \

hWnd :dword


PROCTYPE ptGetMessage stdcall \

pMsg :dword, \

hWnd :dword, \

wMsgFilterMin :dword, \

wMsgFilterMax :dword


PROCTYPE ptTranslateMessage stdcall \

lpMsg :dword


PROCTYPE ptDispatchMessage stdcall \

pmsg :dword


PROCTYPE ptSetMenu stdcall \

hWnd :dword, \

hMenu :dword


PROCTYPE ptPostQuitMessage stdcall \

nExitCode :dword


PROCTYPE ptDefWindowProc stdcall \

hWnd :dword, \

Msg :dword, \

wParam :dword, \

lParam :dword


PROCTYPE ptSendMessage stdcall \

hWnd :dword, \

Msg :dword, \

wParam :dword, \

lParam :dword


PROCTYPE ptMessageBox stdcall \

hWnd :dword, \

lpText :dword, \

lpCaption :dword, \

uType :dword


PROCTYPE ptExitProcess stdcall \

exitCode :dword


extrn GetModuleHandleA :ptGetModuleHandle

extrn LoadIconA :ptLoadIcon

extrn LoadCursorA :ptLoadCursor

extrn RegisterClassExA :ptRegisterClassEx

extrn LoadMenuA :ptLoadMenu

extrn CreateWindowExA :ptCreateWindowEx

extrn ShowWindow :ptShowWindow

extrn UpdateWindow :ptUpdateWindow

extrn GetMessageA :ptGetMessage

extrn TranslateMessage :ptTranslateMessage

extrn DispatchMessageA :ptDispatchMessage

extrn SetMenu :ptSetMenu

extrn PostQuitMessage :ptPostQuitMessage

extrn DefWindowProcA :ptDefWindowProc

extrn SendMessageA :ptSendMessage

extrn MessageBoxA :ptMessageBox

extrn ExitProcess :ptExitProcess


UDataSeg

hInst dd ?

hWnd dd ?


IFNDEF VER1

hMenu dd ?

ENDIF


DataSeg

msg msgStruc <>

classTitle db 'Menu demo', 0

wndTitle db 'Demo program', 0

msg_open_txt db 'You selected open', 0

msg_open_tlt db 'Open box', 0

msg_save_txt db 'You selected save', 0

msg_save_tlt db 'Save box', 0


CodeSeg

Start: call GetModuleHandleA, 0 ; не обязательно, но желательно

mov [hInst],eax


sub esp,SIZE WndClassEx ; отведём место в стеке под структуру


mov [(WndClassEx esp).cbSize],SIZE WndClassEx

mov [(WndClassEx esp).style],CS_HREDRAW or CS_VREDRAW

mov [(WndClassEx esp).lpfnWndProc],offset WndProc

mov [(WndClassEx esp).cbWndExtra],0

mov [(WndClassEx esp).cbClsExtra],0

mov [(WndClassEx esp).hInstance],eax

call LoadIconA, 0, IDI_APPLICATION

mov [(WndClassEx esp).hIcon],eax

call LoadCursorA, 0, IDC_ARROW

mov [(WndClassEx esp).hCursor],eax

mov [(WndClassEx esp).hbrBackground],COLOR_WINDOW

IFDEF VER1

mov [(WndClassEx esp).lpszMenuName],MyMenu

ELSE

mov [(WndClassEx esp).lpszMenuName],0

ENDIF

mov [(WndClassEx esp).lpszClassName],offset classTitle

mov [(WndClassEx esp).hIconSm],0

call RegisterClassExA, esp ; зарегистрируем класс окна


add esp,SIZE WndClassEx ; восстановим стек

; и создадим окно

IFNDEF VER2

call CreateWindowExA, WS_EX_OVERLAPPEDWINDOW, \ extended window style

offset classTitle, \ pointer to registered class name

offset wndTitle,\ pointer to window name

WS_OVERLAPPEDWINDOW, \ window style

CW_USEDEFAULT, \ horizontal position of window

CW_USEDEFAULT, \ vertical position of window

CW_USEDEFAULT, \ window width

CW_USEDEFAULT, \ window height

0, \ handle to parent or owner window

0, \ handle to menu, or child-window identifier

[hInst], \ handle to application instance

0 ; pointer to window-creation data

ELSE

call LoadMenu, hInst, MyMenu

mov [hMenu],eax

call CreateWindowExA, WS_EX_OVERLAPPEDWINDOW, \ extended window style

offset classTitle, \ pointer to registered class name

offset wndTitle, \ pointer to window name

WS_OVERLAPPEDWINDOW, \ window style

CW_USEDEFAULT, \ horizontal position of window

CW_USEDEFAULT, \ vertical position of window

CW_USEDEFAULT, \ window width

CW_USEDEFAULT, \ window height

0, \ handle to parent or owner window

eax, \ handle to menu, or child-window identifier

[hInst], \ handle to application instance

0 ; pointer to window-creation data

ENDIF

mov [hWnd],eax

call ShowWindow, eax, SW_SHOW ; show window

call UpdateWindow, [hWnd] ; redraw window


IFDEF VER3

call LoadMenuA, [hInst], MyMenu

mov [hMenu],eax

call SetMenu, [hWnd], eax

ENDIF


msg_loop:

call GetMessageA, offset msg, 0, 0, 0

or ax,ax

jz exit

call TranslateMessage, offset msg

call DispatchMessageA, offset msg

jmp msg_loop

exit: call ExitProcess, 0


public stdcall WndProc

proc WndProc stdcall

arg @@hwnd: dword, @@msg: dword, @@wPar: dword, @@lPar: dword

mov eax,[@@msg]

cmp eax,WM_COMMAND

je @@command

cmp eax,WM_DESTROY

jne @@default

call PostQuitMessage, 0

xor eax,eax

jmp @@ret

@@default:

call DefWindowProcA, [@@hwnd], [@@msg], [@@wPar], [@@lPar]

@@ret: ret

@@command:

mov eax,[@@wPar]

cmp eax,ID_OPEN

je @@open

cmp eax,ID_SAVE

je @@save

call SendMessageA, [@@hwnd], WM_CLOSE, 0, 0

xor eax,eax

jmp @@ret

@@open: mov eax, offset msg_open_txt

mov edx, offset msg_open_tlt

jmp @@mess

@@save: mov eax, offset msg_save_txt

mov edx, offset msg_save_tlt

@@mess: call MessageBoxA, 0, eax, edx, MB_OK

xor eax,eax

jmp @@ret

endp WndProc

end Start

Комментарии к программе

Здесь мне хотелось в первую очередь продемонстрировать использование прототипов функций API Win32. Конечно их (а также описание констант и структур из API Win32) следует вынести в отдельные подключаемые файлы, поскольку, скорее всего Вы будете использовать их и в других программах. Описание прототипов функций обеспечивает строгий контроль со стороны компилятора за количеством и типом параметров, передаваемых в функции. Это существенно облегчает жизнь программисту, позволяя избежать ошибок времени исполнения, тем более, что число параметров в некоторых функциях API Win32 весьма значительно.

Существо данной программы заключается в демонстрации вариантов работы с оконным меню. Программу можно откомпилировать в трёх вариантах (версиях), указывая компилятору ключи VER2 или VER3 (по умолчанию используется ключ VER1). В первом варианте программы меню определяется на уровне класса окна и все окна данного класса будут иметь аналогичное меню. Во втором варианте, меню определяется при создании окна, как параметр функции CreateWindowEx. Класс окна не имеет меню и в данном случае, каждое окно этого класса может иметь своё собственное меню. Наконец, в третьем варианте, меню загружается после создания окна. Данный вариант показывает, как можно связать меню с уже созданным окном.

Директивы условной компиляции позволяют включить все варианты в текст одной и той же программы. Подобная техника удобна не только для демонстрации, но и для отладки. Например, когда Вам требуется включить в программу новый фрагмент кода, то Вы можете применить данную технику, дабы не потерять функционирующий модуль. Ну, и конечно, применение директив условной компиляции – наиболее удобное средство тестирования различных решений (алгоритмов) на одном модуле.

Представляет определённый интерес использование стековых фреймов и заполнение структур в стеке посредством регистра указателя стека (esp). Именно это продемонстрировано при заполнении структуры WndClassEx. Выделение места в стеке (фрейма) делается простым перемещением esp:

sub esp,SIZE WndClassEx

Теперь мы можем обращаться к выделенной памяти используя всё тот же регистр указатель стека. При создании 16-битных приложений такой возможностью мы не обладали. Данный приём можно использовать внутри любой процедуры или даже произвольном месте программы. Накладные расходы на подобное выделение памяти минимальны, однако, следует учитывать, что размер стека ограничен и размещать большие объёмы данных в стеке вряд ли целесообразно. Для этих целей лучше использовать “кучи” (heap) или виртуальную память (virtual memory).

Остальная часть программы достаточно тривиальна и не требует каких-либо пояснений. Возможно более интересным покажется тема использования макроопределений.

Макроопределения

Мне достаточно редко приходилось серьёзно заниматься разработкой макроопределений при программировании под DOS. В Win32 ситуация принципиально иная. Здесь грамотно написанные макроопределения способны не только облегчить чтение и восприятие программ, но и реально облегчить жизнь программистов. Дело в том, что в Win32 фрагменты кода часто повторяются, имея при этом не принципиальные отличия. Наиболее показательна, в этом смысле, оконная и/или диалоговая процедура. И в том и другом случае мы определяем вид сообщения и передаём управление тому участку кода, который отвечает за обработку полученного сообщения. Если в программе активно используются диалоговые окна, то аналогичные фрагменты кода сильно перегрузят программу, сделав её малопригодной для восприятия. Применение макроопределений в таких ситуациях более чем оправдано. В качестве основы для макроопределения, занимающегося диспетчеризацией поступающих сообщений на обработчиков, может послужить следующее описание.

Пример макроопределений

macro MessageVector message1, message2:REST

IFNB

dd message1

dd offset @@&message1

@@VecCount = @@VecCount + 1

MessageVector message2

ENDIF

endm MessageVector


macro WndMessages VecName, message1, message2:REST

@@VecCount = 0

DataSeg

label @@&VecName dword

MessageVector message1, message2

@@&VecName&Cnt = @@VecCount

CodeSeg

mov ecx,@@&VecName&Cnt

mov eax,[@@msg]

@@&VecName&_1: dec ecx

js @@default

cmp eax,[dword ecx * 8 + offset @@&VecName]

jne @@&VecName&_1

jmp [dword ecx + offset @@&VecName + 4]


@@default: call DefWindowProcA, [@@hWnd], [@@msg], [@@wPar], [@@lPar]

@@ret: ret

@@ret_false: xor eax,eax

jmp @@ret

@@ret_true: mov eax,-1

dec eax

jmp @@ret

endm WndMessage


Комментарии к макроопределениям

При написании процедуры окна Вы можете использовать макроопределение WndMessages, указав в списке параметров те сообщения, обработку которых намерены осуществить. Тогда процедура окна примет вид:


proc WndProc stdcall

arg @@hWnd: dword, @@msg: dword, @@wPar: dword, @@lPar: dword

WndMessages WndVector, WM_CREATE, WM_SIZE, WM_PAINT, WM_CLOSE, WM_DESTROY


@@WM_CREATE:

; здесь обрабатываем сообщение WM_CREATE

@@WM_SIZE:

; здесь обрабатываем сообщение WM_SIZE

@@WM_PAINT:

; здесь обрабатываем сообщение WM_PAINT

@@WM_CLOSE:

; здесь обрабатываем сообщение WM_CLOSE

@@WM_DESTROY:

; здесь обрабатываем сообщение WM_DESTROY


endp WndProc


Обработку каждого сообщения можно завершить тремя способами:

  • вернуть значение TRUE, для этого необходимо использовать переход на метку @@ret_true;

  • вернуть значение FALSE, для этого необходимо использовать переход на метку @@ret_false;

  • перейти на обработку по умолчанию, для этого необходимо сделать переход на метку @@default.

Отметьте, что все перечисленные метки определены в макро WndMessages и Вам не следует определять их заново в теле процедуры.

Теперь давайте разберёмся, что происходит при вызове макроопределения WndMessages. Вначале производится обнуление счётчика параметров самого макроопределения (число этих параметров может быть произвольным). Теперь в сегменте данных создадим метку с тем именем, которое передано в макроопределение в качестве первого параметра. Имя метки формируется путём конкатенации символов @@ и названия вектора. Достигается это за счёт использования оператора &. Например, если передать имя TestLabel, то название метки примет вид: @@TestLabel. Сразу за объявлением метки вызывается другое макроопределение MessageVector, в которое передаются все остальные параметры, которые должны быть ничем иным, как списком сообщений, подлежащих обработке в процедуре окна. Структура макроопределения MessageVector проста и бесхитростна. Она извлекает первый параметр и в ячейку памяти формата dword заносит код сообщения. В следующую ячейку памяти формата dword записывается адрес метки обработчика, имя которой формируется по описанному выше правилу. Счётчик сообщений увеличивается на единицу. Далее следует рекурсивный вызов с передачей ещё не зарегистрированных сообщений, и так продолжается до тех пор, пока список сообщений не будет исчерпан.

Сейчас в макроопределении WndMessage можно начинать обработку. Теперь существо обработки, скорее всего, будет понятно без дополнительных пояснений.

Обработка сообщений в Windows не является линейной, а, как правило, представляет собой иерархию. Например, сообщение WM_COMMAND может заключать в себе множество сообщений поступающих от меню и/или других управляющих элементов. Следовательно, данную методику можно с успехом применить и для других уровней каскада и даже несколько упростить её. Действительно, не в наших силах исправить код сообщений, поступающих в процедуру окна или диалога, но выбор последовательности констант, назначаемых пунктам меню или управляющим элементам (controls) остаётся за нами. В этом случае нет нужды в дополнительном поле, которое сохраняет код сообщения. Тогда каждый элемент вектора будет содержать только адрес обработчика, а найти нужный элемент весьма просто. Из полученной константы, пришедшей в сообщении, вычитается идентификатор первого пункта меню или первого управляющего элемента, это и будет номер нужного элемента вектора. Остаётся только сделать переход на обработчик.

Вообще тема макроопределений весьма поучительна и обширна. Мне редко доводится видеть грамотное использование макросов и это досадно, поскольку с их помощью можно сделать работу в ассемблере значительно проще и приятнее.

Резюме

Для того, чтобы писать полноценные приложения под Win32 требуется не так много:

  • собственно компилятор и компоновщик (я использую связку TASM32 и TLINK32 из пакета TASM 5.0). Перед использованием рекомендую “наложить” patch, на данный пакет. Patch можно взять на site www.borland.com или на нашем ftp сервере ftp.uralmet.ru.

  • редактор и компилятор ресурсов (я использую Developer Studio и brcc32.exe);

  • выполнить перетрансляцию header файлов с описаниями процедур, структур и констант API Win32 из нотации принятой в языке Си, в нотацию выбранного режима ассемблера: Ideal или MASM.

В результате у Вас появится возможность писать лёгкие и изящные приложения под Win32, с помощью которых Вы сможете создавать и визуальные формы, и работать с базами данных, и обслуживать коммуникации, и работать multimedia инструментами. Как и при написании программ под DOS, у Вас сохраняется возможность наиболее полного использования ресурсов процессора, но при этом сложность написания приложений значительно снижается за счёт более мощного сервиса операционной системы, использования более удобной системы адресации и весьма простого оформления программ.

Приложение 1. Файлы, необходимые для первого примера

Файл констант ресурсов resource.inc

IDD_DIALOG = 65 ; 101

IDR_NAME = 3E8 ; 1000

IDC_STATIC = -1

Файл заголовков resource.h

#define IDD_DIALOG 101

#define IDR_NAME 1000

#define IDC_STATIC -1

Файл определений dlg.def

NAME TEST

DESCRIPTION 'Demo dialog'

EXETYPE WINDOWS

EXPORTS DlgProc @1

Файл компиляции makefile

# Make file for Demo dialog

# make -B


NAME = dlg

OBJS = $(NAME).obj

DEF = $(NAME).def

RES = $(NAME).res


TASMOPT=/m3 /mx /z /q /DWINVER=0400 /D_WIN32_WINNT=0400


!if $d(DEBUG)

TASMDEBUG=/zi

LINKDEBUG=/v

!else

TASMDEBUG=/l

LINKDEBUG=

!endif


!if $d(MAKEDIR)

IMPORT=$(MAKEDIR)\..\lib\import32

!else

IMPORT=import32

!endif


$(NAME).EXE: $(OBJS) $(DEF) $(RES)

tlink32 /Tpe /aa /c $(LINKDEBUG) $(OBJS),$(NAME),, $(IMPORT), $(DEF), $(RES)


.asm.obj:

tasm32 $(TASMDEBUG) $(TASMOPT) $&.asm


$(RES): $(NAME).RC

BRCC32 -32 $(NAME).RC

Приложение 2. Файлы, необходимые для второго примера

Файл описания mylib.def

LIBRARY MYLIB

DESCRIPTION 'DLL EXAMPLE, 1997'

EXPORTS Hex2Str @1


Файл компиляции makefile

# Make file for Demo DLL# make –B# make –B –DDEBUG for debug information


NAME = mylib

OBJS = $(NAME).obj

DEF = $(NAME).def

RES = $(NAME).res


TASMOPT=/m3 /mx /z /q /DWINVER=0400 /D_WIN32_WINNT=0400


!if $d(DEBUG)

TASMDEBUG=/zi

LINKDEBUG=/v

!else

TASMDEBUG=/l

LINKDEBUG=

!endif


!if $d(MAKEDIR)

IMPORT=$(MAKEDIR)\..\lib\import32

!else

IMPORT=import32

!endif


$(NAME).EXE: $(OBJS) $(DEF)

tlink32 /Tpd /aa /c $(LINKDEBUG) $(OBJS),$(NAME),, $(IMPORT), $(DEF)


.asm.obj:

tasm32 $(TASMDEBUG) $(TASMOPT) $&.asm


$(RES): $(NAME).RC

BRCC32 -32 $(NAME).RC

Приложение 3. Файлы, необходимые для третьего примера

Файл описания dmenu.def

NAME TEST

DESCRIPTION 'Demo menu'

EXETYPE WINDOWS

EXPORTS WndProc @1

Файл ресурсов dmenu.rc

#include "resource.h

"MyMenu MENU DISCARDABLE

BEGIN POPUP "Files"

BEGIN

MENUITEM "Open", ID_OPEN

MENUITEM "Save", ID_SAVE

MENUITEM SEPARATOR

MENUITEM "Exit", ID_EXIT

END

MENUITEM "Other", 65535

END

Файл заголовков resource.h

#define MyMenu 101

#define ID_OPEN 40001

#define ID_SAVE 40002

#define ID_EXIT 40003

Файл компиляции makefile

# Make file for Turbo Assembler Demo menu

# make –B

# make -B -DDEBUG -DVERN for debug information and version

NAME = dmenu

OBJS = $(NAME).obj

DEF = $(NAME).def

RES = $(NAME).res

!if $d(DEBUG)

TASMDEBUG=/zi

LINKDEBUG=/v

!else

TASMDEBUG=/l

LINKDEBUG=

!endif


!if $d(VER2)

TASMVER=/dVER2

!elseif $d(VER3)

TASMVER=/dVER3

!else

TASMVER=/dVER1

!endif


!if $d(MAKEDIR)

IMPORT=$(MAKEDIR)\..\lib\import32

!else

IMPORT=import32

!endif


$(NAME).EXE: $(OBJS) $(DEF) $(RES)

tlink32 /Tpe /aa /c $(LINKDEBUG) $(OBJS),$(NAME),, $(IMPORT), $(DEF), $(RES)


.asm.obj:

tasm32 $(TASMDEBUG) $(TASMVER) /m /mx /z /zd $&.asm


$(RES): $(NAME).RC

BRCC32 -32 $(NAME).RC

28.08.12



Похожие:

Assembler & win32 iconДокументы
1. /Assembler.doc
Assembler & win32 iconEnhanced Metafiles in Win32

Assembler & win32 iconHttp://www radiotime narod ru/ Как победить вирус “Trojan-Downloader. Win32. AutoIt fn” (csrcs exe)
Троянец содержит в себе встроенного irc-бота, с помощью которого "кто-то" может получить доступ к компьютеру пользователя. Заразив...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов