Рождество и Новый Год в Великобритании icon

Рождество и Новый Год в Великобритании



НазваниеРождество и Новый Год в Великобритании
Дата конвертации28.08.2012
Размер402.55 Kb.
ТипРассказ
1. /rtf/Дивеево.rtf
2. /rtf/Иван Шмелев Рождество в Москве.rtf
3. /rtf/Интервью с о Сергием Жариковым.rtf
4. /rtf/История Нового Года.rtf
5. /rtf/История Рождества.rtf
6. /rtf/Месяцеслов.rtf
7. /rtf/Новости Православия.rtf
8. /rtf/Поздравление Владыки рус.rtf
9. /rtf/Поздравление Владыки удм.rtf
10. /rtf/Поздравление Патриарха.rtf
11. /rtf/Проповедь на Рождество.rtf
12. /rtf/Рождественский стол.rtf
13. /rtf/Рождество и Новый Год - празднование.rtf
14. /rtf/Русь народная.rtf
15. /rtf/Слово Патриарха Тихона.rtf
16. /rtf/Стихи.rtf
17. /rtf/Указ Владыки по о Владимиру.rtf
И все Ангелы помогут вам
Рассказ делового человека
Расскажите, пожалуйста, как началось Ваше увлечение музыкой?
И в основном было приурочено к марту месяцу. Постановление считать Новый год с месяца "авив" (т е. колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю встречается в закон
Соперничая с Пасхой своей торжественностью, праздник Рождества Христова заставляет думать, что он появился в самые первые времена Христианства, в век еще апостольский
27. 12, пятница
О почитании икон в штате Массачуcеттс
Рождественское послание Архиепископа Ижевского и Удмуртского николая. «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, ангели и человецы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися »
Ижевск-Удмурт Епархилэн кивалтись Архиереезлэн Николай Архиепископлэн Христослэн Вордсконэныз зечкылан гожтэтэз «Пророк верамъя, ин но музъем туннэ мед шумпотозы, кылчинъёс но адямиос лулынызы мед шулдыръяськозы, уго Инмар мугорын лыктиз »
Восток востоков, и сущия во тьме и сени
Праздник Божественного смирения
html">Рождественский стол
Рождество и Новый Год в Великобритании
От Спиридона-солнцеворота до самого Рождественского сочель­ника (24 декабря по старому стилю/ 6 января по новому) готовится не только посельская-попольная, но и погородная Русь ко встрече великого праздника
Приведенный ниже текст является новогодним словом Патриарха Тихона, последнего русского церковного первоиерарха пред началом массовых гонений на Православие
Рождество Христово
Указ №109 от 13 декабря 2002 года заштатному клирику ижевской и удмуртской епархии игумену владимиру (наумову)

В большинстве СМИ уже стало негласным правилом накануне Нового Года и Рождества рассказывать об обычаях и традициях встречи этих праздников в других странах. Что ж, последуем ему и мы. И хотя очень жаль, что большинство этих обычаев несут в себе больше языческого, чем христианского, все же именно они истинно отражают ту огромную радость и ликование людей, что с нетерпением ожидают наступления великого Рождества Христова и долгожданного Нового Года.


Рождество и Новый Год в Великобритании


На рождество все окна сельских домов освещены в Великобритании свечами, поэтому среди местных жителей ночь под рождество называется "ночь свечей". В Англии в наши дни в сочельник вместо традиционного рождественского бревна зажигают толстую рождественскую свечу. В Уэльсе зажженные свечи в рождественский праздник украшали не только частные дома в сельских местностях, но и сельские церкви и часовни. Свечи для украшения церкви изготовляли и дарили священнику жители прихода. Во многих деревнях незадолго до праздника женщины устраивали соревнования на лучшее украшение рождественских свечей. Эти украшения делались из полосок цветной бумаги, фольги, золотых и серебряных нитей, ярких лент и пр. В некоторых областях Уэльса с такими же украшенными и зажженными свечами в руках жители прихода шли на утреннюю обедню, начинавшуюся прежде в 2-3 часа ночи. Много подобных свечей зажигали в эту ночь и в частных домах.

Еще со времени средневековья старые обряды ряжения стала использовать церковь для того, чтобы дать народу более живые впечатления о библейских историях. Таким образом возникли "мистерии" - драматические представления таких религиозных сцен, как благовещение, посещение младенца Христа тремя мудрецами Востока и пр. Участники драматических версий библейских историй были обычно в масках или с закрытым платком лицом, как и исполнители древних языческих обрядов. Из представлений подобного рода у англичан была особенно распространена драматическая игра-пантомима о св. Георгии и драконе, широко известная и во многих других странах.

В Шотландии в средние века на рождество исполнялась очень древняя игра - пантомима, называемая голосхан (goloshan). Об этой игре встречаются упоминания в старых письменных шотландских источниках. Сходная с голосхан игра-пантомима была ранее распространена в тех областях Англии, где сильны были кельтские традиции - в Корнуэлле и юго-западных графствах. В основе игры лежит, по-видимому, миф о воскрешении природы после длительной смерти, так как сущность пьесы заключается в том, что главный герой ее, называемый Галгакус (Galgacus), Гoлосхан (Goloshan) или Галациан (Galatian), убит в битве македонским королем Фалкирком или в других вариантах Черным рыцарем и возвращен к жизни доктором Бельзебалом (Beelzebal) или просто доктором Брауном.

Магическое значение рождественских обрядов ряженья было забыто давно, теперь ряженье еще сохраняется по всей Англии как развлечение; исполняют такие обряды в большинстве случаев подростки. Следы этих древних магических обрядов можно видеть в устраиваемых в Англии в прошлое время и сейчас различных пантомимах и маскарадах. О маскарадах и пантомимах на рождество имеются сведения уже от XIV- XV вв. Так, в одном из источников сообщается, что в 1377 г. была устроена рождественская пантомима при шотландском королевском дворе для увеселения маленького принца Ричарда. В казначейских реестрах Шотландии XV в. часто перечисляются средства, затраченные на устройство придворных маскарадов на рождество.

С устройством маскарадов был связан и еще один интересный обычай в Британии: на 12 дней святок в каждом дворце или замке выбирался распорядитель всего празднества, называемый в Англии "Лорд беспорядка" (Lord Misrule), а в Шотландии - "мнимый аббат" (Abbot of Mock). Лордом беспорядка выбирался тот, кто мог хорошо шутить, устраивать различные развлечения, карнавалы. Он сам подбирал себе свиту, члены которой были разодеты в яркое платье, украшенное лентами и колокольчиками. В Шотландии в свите "мнимого аббата" участвовали такие характерные для народных процессий ряженых персонажи, как Хобби-хорс - "Hobbie-horse" - парень, изображавший лошадь. Такой шумной компании и особенно ее руководителю разрешалось делать все, что они захотят - врываться в любые дома, чтобы сыграть какую-либо шутку над их обитателями, устраивать игры, танцы и прочие развлечения. Этот обычай был запрещен Генрихом VIII.

Во многих селениях Шотландии мужчины и юноши в день рождества, под предводительством волынщиков и в сопровождении множества народа выходили за пределы села и на какой-либо лужайке играли в футбол, шары, устраивали различные спортивные соревнования: бег, упражнения в метании молота и пр. Победитель всех игр получал берет, украшенный перьями и лентами; после соревнования молодежь пела и танцевала, а вечером с победителем во главе возвращалась в деревню. Вечером победитель соревнования председательствовал на балу.

На все эти старые традиционные обычаи с большой силой обрушилась новая протестантская церковь в XVII в. Особенным гонениям подвергался праздник рождества в пуританской Шотландии. Каждый языческий обряд и обычай, даже самый невинный, был безжалостно проклят церковью. Так, по записям церковной сессии в 1574 г., было обвинено несколько человек за игры, танцы и пение рождественских песен в этот праздник. Даже выпечку рождественского хлеба духовенство протестантской церкви считало преступлением. В декабре 1583 г. от глазговских булочников потребовали назвать имена тех, для кого они выпекали рождественский хлеб. В 1605 г. пять человек были вызваны в суд в Абердине за то, что на рождество они шли по городу в масках и с танцами. Наконец, в 1644 г. празднование рождества было запрещено по всей Англии специальным парламентским актом.

После таких гонений в Шотландии празднование рождества никогда уже не достигало прежней популярности, сохранились лишь некоторые обряды, большинство их стало приурочиваться к Новому году. И в настоящее время 24-25 декабря там - рабочие дни, а праздником считается Новый год - 1-2 января. В Англии же уже в конце XVII в. рождество вновь стали праздновать, но на протяжении XIX столетия сопровождавшие его обряды изменились, и к началу XX в. из большого социального события всей общины рождество стало чисто семейным праздником, лишь некоторые из его старых обычаев дожили до наших дней.

Повсеместно, например, соблюдается среди англичан обычай обмениваться подарками в день рождества. С введением христианства этот обычай ассоциировался с принесением даров младенцу Иисусу тремя магами Востока. В память этого подарки дарят прежде всего детям. Подарки детям разносит добрый старый джентльмен Санта Клаус, краснощекий, с длинной белой бородой, одетый в красную шубу и высокую красную же шапку. Происхождение его не совсем ясно, но само имя Santa Claus является искажением имени св. Николая и, по-видимому, пришло в Британию из южных стран. Некоторые отождествляют Санта Клауса с существами подземного мира - гномами, что, по их мнению, подтверждает его внешний вид. Обычно на рождество подарки получают не только дети, но и взрослые, перед обедом их вручает всем самый младший член семьи.

С XIX в. вошло в обычай обмениваться поздравительными открытками - вместо обязательных когда-то личных поздравлений с праздником. В 1843 г. была напечатана в типографии первая рождественская открытка, а вскоре их изготовление стало особой отраслью полиграфического производства. В оформлении открыток часто встречаются мотивы старых традиционных рождественских обычаев: малиновка, которая с XVIII в. часто заменяет крапивника в обрядах, ветки вечной зелени - падуба, плюща, омелы, а на шотландских открытках изображение веточки вереска, перевитой тартановыми лентами, - национальный символ Шотландии. Такие открытки в большом количестве рассылаются к рождеству во все части мира шотландским эмигрантам как напоминание о покинутой ими Родине.

Рождественский обед и в наши дни включает такие традиционные блюда, как фаршированная индейка (у англичан) или жареный гусь (в Уэльсе, Ирландии) и непременный плум-пуддинг.

Сохраняется еще старый обычай украшения дома к рождеству ветками вечной зелени - плющом, остролистом и др. Как и прежде, укрепляют веточку омелы над дверью. По обычаю, ветка омелы дает право поцеловать каждого входящего в дверь, над которой она висит.

По-видимому, поздней трансформацией обычая украшать дома вечной зеленью явилось рождественское дерево-елка, как символ неумирающей природы. Обычай украшать ель появился в Англии сравнительно недавно, в середине XIX в., и был завезен сюда из Германии. Королева Виктория и принц Альберт впервые устроили елку для своих детей в Виндзоре, и эта мода быстро распространилась. Сейчас почти в каждом английском доме к рождеству украшают разноцветными блестящими игрушками и сладостями елку, на верхушке ее обычно укрепляют рождественскую фею или большую серебряную звезду. В период второй мировой войны в Англию, где в то время находились норвежский король и правительство, была впервые доставлена контрабандой из оккупированной Норвегии огромная ель, которую установили на Трафальгар-сквере. С этих пор такую ель ежегодно дарит город Осло британской столице, и она устанавливается на той же площади. Ее украшают елочными игрушками, разноцветными электрическими лампочками.

Наконец, от распространенных некогда процессий ряженых и драматических представлений ведут свое начало устраиваемые во всех театрах, концертных залах в дни святок рождественские пантомимы, балы-маскарады. Второй день рождества в церковном календаре посвящен святому Стефану. В Англии этот день называется боксйнг дей (Boxing day). Это название произошло от обычая устанавливать в церквах перед рождеством особые ящики-копилки, куда опускали приношения для бедняков. В день св. Стефана пастор распределял собранные деньги среди своих прихожан. Позднее ящики в церкви перестали устанавливать, но бедняки прихода собирались группами и в день св. Стефана с ящиком-копилкой обходили дома, получая мелкие монеты. Такие группы состояли из подмастерьев, учеников, рассыльных и пр. И сейчас еще сохранилась традиция одаривать в этот день небольшими суммами денег письмоносцев, посыльных и слуг.

В средние века в сельских местностях Англии в день св. Стефана пускали кровь домашним животным. Верили, что такое средство хорошо действует на здоровье животных и сохраняет их силу во время тяжелых работ. Раньше некоторые старые люди в этот день пускали сами себе кровь, чтобы сохранить здоровье на весь год. Такой же практикой примитивной медицины, вероятно, может быть объяснен и другой жестокий обычай этого дня, сохранившийся вплоть до конца XIX в. В некоторых областях Уэльса в этот день мужчины большими связками колючего падуба хлестали обнаженные руки и ноги женщин - до тех пор, пока не появлялась кровь. В Монтгомершире же связками падуба били того, кто в этот день вставал последним.

Первый день нового года является четким рубежом между недавним прошлым и тем таинственным будущим, которое ожидает человека в наступающем году. Именно с этим днем было связано много примет и поверий, различного рода гаданий, с помощью которых люди стремились предугадать будущее, старались уберечь себя и свое имущество от действия злых сил, от разных несчастий.

Фермеры замечали погоду первых 12 дней января, так как верили, что каков день, такова будет и погода в соответствующий ему по порядку месяц. Дождь в утро Нового года предвещает плохой, неурожайный год. Пытались также определить, каков будет урожай, по очертанию облаков. Шотландцы в канун Нового года гадали и о судьбе семьи. Для этого вечером перед сном покрывали горящий торф золой, а утром старались увидеть на ней знак, напоминающий отпечаток человеческой ноги: если носок у следа повернут к двери, значит число членов семьи в этом году уменьшится, если от двери - увеличится. Нет отпечатка на золе, не будет никаких изменений.

Большое распространение имеет на Британских островах обычай "Впуска Нового года" (Letting in New Year). В Хердфордшире обычай впуска Нового года заключается в том, что когда часы начинают бить 12, открывают заднюю дверь дома, чтобы выпустить Старый год, а с последним ударом часов открывают переднюю дверь, впуская Новый год. В Шотландии перед полуночью на фермах разводят яркий огонь в камине и вся семья садится вокруг него в ожидании боя часов. Когда стрелки часов приближаются к 12, хозяин дома встает и молча открывает дверь. Он держит ее открытой до тех пор, пока часы не пробьют последний удар. Так он выпускает старый год и впускает новый.

И сейчас в Великобритании еще готовят на Новый год особые традиционные блюда. На завтрак обычно подают овсяные лепешки, пудинг, особый сорт сыра - кеббен (Kebben), на обед - жареного гуся или бифштекс, пирог, яблоки, запеченные в тесте. Новогодние овсяные лепешки у кельтских народов имели особую форму - круглые с отверстием посередине. Старались при выпечке их не сломать, так как это было бы дурным предзнаменованием.

В настоящее время в Шотландии выпекают для новогоднего стола большой круглый песочный торт, с защипами по краям, украшенный сваренными в сахаре миндалем, орехами, конфетами, сахарными и марципановыми фигурками. Каждый год огромное количество таких тортов рассылается во все уголки земного шара шотландцам, находящимся в эмиграции. Их обычно украшают национальные эмблемы - вереск, шотландский крест, руки, скрещенные над морем, горы и пр.

В Эдинбурге в ночь под Новый год особенно много народа бывает на улице Принцев. В церквах идет новогодняя служба. Фруктовые и кондитерские магазины работают всю ночь. Наступление Нового года возвещают звон колоколов, гудки и сирены заводов. После 12 часов все поздравляют друг друга и расходятся по домам, к праздничным столам.

Рождество с большой торжественностью отмечают в Швеции в областях Смоланд и Сконе. Подготовку к празднику начинают за месяц до него. Кто-либо из семьи, согласно старому обычаю, должен заранее позаботиться о новой одежде и обуви к рождеству. В какой-то из дней, недели за две до праздника, режут откормленных рождественских поросят, что происходит обычно между двумя-тремя часами утра. За день до этого хозяйка готовит хорошо вычищенный или новый котел с мукой, в который должна стекать кровь животных. Когда поросят режут, то кто-нибудь находится возле котла и помешивает кровь и муку до тех пор, пока смесь становится густой и запекается. Это чаще всего выполнялось женщиной в возрасте за 50 лет, не имеющей беременности, так как считали, что у беременной женщины в таком случае может родиться больной ребенок (с падучей болезнью или с физическим недостатком). Молодым женщинам или девушкам, имеющим жениха, строго воспрещалось принимать какое-либо участие в убое скота.

После того, как скот убили, пиво сварили, а хлеб выпекли, начинается уборка помещения - моют потолки и стены, оклеивают их обоями, натирают полы, красят печи, чистят инвентарь и посуду. Оловянную и серебряную посуду, начищенную до блеска, выставляют на полках над дверью в жилье. Утром в сочельник наряжают елку.


Новый Год и Рождество в Испании и Португалии


В Испании и Португалии широко распространен такой обычай - изготовлять на рождественские праздники своеобразные "ясли", называемые belen (от слова Бетлеем - Вифлеем). Это небольшие макеты в особых застекленных ящиках, изображающие сцену из евангельского рассказа о рождении Иисуса. В деревнях их обычно мастерят дети из дерева, бумаги, глины, стекла; в городах - продают в магазинах, на праздничных базарах и ярмарках. Сцена обычно изображает пещеру, где в яслях лежит младенец, а над ним богородица, Иосиф, тут же бык, осел, ангел и пришедшие поклониться новорожденному пастухи. Фигурки для этих макетов (их называют в Испании nacimientos, в Каталонии - pessebres, в Португалии - presepios; ср. итальянские presepe) продаются на ярмарках и поодиночке, и целыми комплектами, вместе с ящиками; иногда они даже освещены электрическими лампочками, иногда движутся.

Существует множество вариаций: пастухи часто заменяются "королями" (Гаспар, Мельчор, Бальтазар), один из них изображен стариком, другой - молодым, третий - негром. Местами, например, в Португалии - персонажи яслей одеты в современную крестьянскую одежду (как южнофранцузские "сантоны").

Обычай сооружать рождественские ясли распространен, как известно, во многих католических странах Европы, но, быть может, нигде он не получил такого массового выражения, как в Испании и Португалии. Изготовление и продажа "беленов" и фигурок к ним - целая отрасль индустрии, весьма доходная. Однако не совсем ясен вопрос о происхождении этого обычая. Сюжет яслей чисто христианский. Есть легенда, что обычай устраивать ясли введен Франциском Ассизским (конец XII - начало XIII в.) или его последователями, монахами-францисканцами. Очень вероятно, что кукольные ясли заменили собой прежние церковные мистерии, где евангельские сцены разыгрывались живыми актерами. Когда церковные власти начали запрещать эти спектакли, их сменили белены. Но неясно, не существовало ли что-то подобное кукольным представлениям еще в дохристианские времена?

Во многих местностях крестьяне верят, что души умерших родственников участвуют в праздничной трапезе; для них оставляют за столом пустые приборы; считается, что хозяева не должны покидать дома, ибо надо встретить души покойников; оставляют горящий огонь на очаге, чтобы покойники могли разогреть себе еду. В Португалии принято оставлять после трапезы накрытый стол для умерших и остатки кушаний. По народным верованиям, души умерших появляются в виде мерцающих огоньков. Но отношение живых к ним двойственное: их и почитают, стараются накормить, и в то же время боятся.

В провинции Минью (Португалия) есть поверье, что души умерших приходят, только если не читать особых молитв для успокоения их в могилах: значит, смотрят на них как на нежелательных гостей. Подобные поверья и обычаи распространены очень широко.

Есть еще одна группа обычаев, характерная для испанцев и португальцев, да и вообще для европейских народов,- это обычаи, связанные с огнем, и, в частности, возжигание большого полена на очаге. Но в отличие от других стран в Испании и Португалии это полено не жгут непрерывно все дни святок, а лишь обжигают его рождественским пламенем и вынимают. Его потом хранят, верят в его чудодейственную силу, и зажигают в разных трудных для семьи обстоятельствах. У португальцев эти святочные головешки хранятся и зажигаются потом во время грозы; видимо, чтобы обезопасить дом от удара молнии ".

Кроме рождественского полена во многих местностях на рождество и Новый год зажигают огромные костры, и молодые парни прыгают через них. Такой обрядовый огонь называется lumbre nuevo ("новый огонь"). И еще один магический обряд, исполняемый на рождество и опять-таки знакомый другим народам - после трапезы, вечером, хозяева и гости идут во фруктовый сад, бросают камни в деревья и притворно угрожают срубить их как негодные; гости уговаривают хозяина пощадить дерево, обещая за него дать хороший урожай плодов, и хозяин с угрозой уступает

Обычай украшать и зажигать рождественскую елку лишь недавно стал известен в Испании и Португалии, и то только в городах. Обычай этот - немецкого происхождения; в Испании так и называют рождественскую елку аrbol germanico (немецкое дерево). В скотоводческих районах Испании празднование рождества отличается некоторыми характерными обычаями. Католическое духовенство объясняет эти особенности тем, что именно пастухи-скотоводы, по рассказу евангелия от Луки, первыми узнали о рождении Иисуса Христа и первыми пришли поклониться ему. В сочельник перед вечером пастухи запирают весь свой скот в загоны и поручают охрану его св. Антонию, а сами же спешат в поселок, чтобы чествовать "Nochebuena".

Первого января отмечается Новый год (по-испански - Ano nuevo, по-португальски и по-галисийски - Ano novo). Новогодняя ночь (Noche vieja, Noite veilha) справляется в городах и селах по-разному. Горожане любят проводить эту ночь на улице, в гуляньях, танцах. Когда городские часы пробьют полночь, начинаются взаимные поздравления, пожелания счастья, обмен подарками. Бывают и процессии "великанов". Дома у каждого заготовлен обильный по возможности ужин. Утром идут в церковь, потом опять угощаются.

Деревенская молодежь в новогоднюю ночь ходит по домам, распевая новогодние песни; песни эти называются aninovo, anibon, у португальцев - janeiras ("январи"). Ходят в причудливых нарядах и масках, обычно под предводительством "старика" и "старухи". В Галисии, в провинции Понтеведра, эти предводители ряженых ходят с метлами и выметают всю нечисть, накопившуюся за старый год.

Фигуры "старика" и "старухи" иногда делают из соломы, одевают в лохмотья; их с песнями и со смехом таскают по всему поселку и в заключение торжественно сжигают. Это сжигание - символическое уничтожение старого года со всеми его неприятностями. В северных провинциях Испании, где этот обычай сожжения старого года сохранился до наших дней, сжигают и другие чучела, одетые в мужские и женские тряпичные платья. Перед этим их тоже таскают с шумом и смехом по деревне. Девушки обычно таскают мужские чучела, а парни - женские, отпуская соответствующие шутки.

Еще более выразительные черты эротического культа несет на себе один из новогодних обычаев, соблюдающийся и теперь во многих деревнях Испании, хотя теперь уже в шуточной форме: "estrechos" (в Астурии - "devotos")- заключение фиктивных браков. Под Новый год девушки и парни всей деревни тянут жребий - бумажки с именами односельчан обоего пола. Парни таким образом получают "невест", девушки - "женихов". Кое-где, например в округе Оренсе, эта процедура проделывается перед кострами у церковной паперти. Образовавшиеся брачные пары считаются до самого конца святок влюблен-ными, и и ведут себя соответствующе.

В Барселоне, в Мадриде еще недавно в новогоднюю ночь продавали билетики с именами гостей обоего пола и потом соединяли их парами наобум: получались "женихи" и "невесты" на весь вечер. На следующее утро "жених" должен был прийти к своей "невесте" с визитом и подарком - цветами, конфетами. Иногда молодые люди подстраивали дело так, чтобы получить в "невесты" любимую девушку, и дело кончалось настоящим браком. Очень вероятно, что здесь - следы древнего, вполне серьезного брачного обычая, когда браки заключались под строгим контролем общины.

Некоторые новогодние обряды связаны с виноградарством , особенно развитым в южных провинциях - Андалусия, Херес. Виноградная гроздь - средоточие разных поверий: кто ест виноград на Новый год, будет с деньгами весь год; виноградинка, съеденная в 1 день Нового Года, отгоняет нечистую силу; когда часы на Новый год бьют полночь, надо в такт каждому удару проглотить по виноградинке; если хранить целый год гроздь черного винограда, будешь при деньгах.


Рождество в Бельгии и Нидерландах


Рождественская ночь всегда считалась волшебным временем. По народному поверию, в полночь совершались различные чудеса: например, вода становилась вином; в западной Фландрии верили, что в этот час лошади начинают говорить no-человечьи, а овцы становятся на колени. В период полного угасания природы, в мрачное холодное время года особое значение приобретают предметы, которые являются символами нового возрождения природы. Поэтому большую роль в рождественских обрядах играют ветки вечной зелени или распускающиеся зимой. Таким растениям приписывалась особая жизненная сила и, чтобы перенять от них эту всепобеждающую жизненную силу, старались внести их на время праздника в дом или коснуться ими людей и животных.

В Лимбурге по обычаю ставят днем в сочельник в воду особое растение, которое по-фламандски носит название Рооз ван Иерихо (Roos van Yericho). В полночь все садятся вокруг цветка, поют рождественские песни и наблюдают за его распустившимися цветами, напоминающими розу. Почетное место между волшебными растениями рождественской ночи занимает Hydros kropisciteit. Это растение имеет способность быстро раскрывать свои лепестки, если их смочить водой. По преданиям, первый цветок этого растения появился при рождении Христа, погиб при его распятии и вновь распустился при его воскресении.

К рождеству много приурочено поверий о нечистой силе. В период зимней стужи и мрака особенно губительную силу приобретали различные мифические создания народной фантазии - эльфы, гномы, ведьмы и пр. В это время по воздуху проносится "дикая охота" - духи под водительством Водана. В течение средних веков часто в качестве предводителя дикой охоты стали упоминать и многих исторических личностей - Аттилу, Дидериха Бернского, Карла Великого и позднее даже Наполеона. Чаcто языческая дикая охота получает и христианское осмысление: говорят, что это души грешников под предводительством Ирода и Каина проносятся по облакам.

Чтобы отвести от себя зло и мщение адских созданий, принимающих участие в дикой охоте, в Нидерландах и Бельгии совершали различные охранительные действия: обходили с горящими факелами или свечами вокруг дома и стойла, окуривали жилище дымом горящего можжевельника, отпугивали нечистую силу звоном колоколов. Еще недавно в Оверейсселе и Гельдерланде сохранялся обычай трубить с этой же целью в рождественский рог (Midwin-terhoorn). Его изготовляли из изогнутого и выдолбленного куска ольхового дерева длиной в 1-1,5 м, а в настоящее время делают и из металла. В рог трубят над колодцем, и звук становится сильнее. В этот рог трубили по ночам на протяжении всех святок - с сочельника и до крещения. В такую темную зимнюю ночь были часто слышны монотонные пронзительные звуки этих самодельных инструментов, далеко разносящиеся в тишине по морозному воздуху.

На второй день рождества празднование продолжается. В городах многие люди отмечают этот день посещением театров, вечеров, концертов или встречей с друзьями в кафе или ресторане.

Среди католиков на второй день рождества, 26 декабря, отмечается день памяти св. Стефана, который считается в этих странах покровителем домашнего скота, особенно лошадей. В церквах освящают в этот день сено и овес для лошадей, повсюду разъезжают верхом на лошадях, организуют конные скачки. В этот день каждой корове поверх сена кладут по кусочку хлеба - "в честь св. Стефана". В Дренте мальчики носят по домам охапки сена, от которых оставляют в каждом доме клочок для коровы. За это хозяева дома их угощают.

Канун Нового года голландцы называют днем св. Сильвестра (Sint Sylvester vooravond). Тому, кто встал последним 31 декабря, дают прозвище "Сильвестр" и берут с него штраф. Девушки старались в этот день быть очень прилежными, потому что, по поверию, та из них, которая не закончит своей обычной работы до захода солнца, уж ни за что не выйдет замуж в наступающем году.

В ночь перед Новым годом в Нидерландах посещали вечернюю службу в церквах даже те, кто обычно туда не ходит. В городах все выходили на улицы и там ожидали наступления Нового года. О его приходе извещали гудки фабрик, сирены пароходов.

Как и в других странах Европы, повсеместно распространена "магия первого дня", смысл которой заключается в том, что по поведению человека в первый день Нового года судят о том, что ему предстоит в наступающем году. Поэтому старались ничего не занимать в этот день, надеть что-нибудь новое и т. д. Чтобы весь год был достаток в доме, необходимо было и изобилие еды в Новый год.

День Нового года является также и праздником для детей. В этот день дети поздравляют родителей с Новым годом и читают им заранее приготовленные поздравительные письма, написанные на специальной, украшенной яркими цветами и лентами бумаге. У фламандцев и валлонов в ночь под Новый год по домам ходит "Добрый ангел" или "Младенец Христос", которые кладут сладости под подушку спящим детям.

С древних времен существует в Нидерландах и Бельгии еще один широко распространенный и в других странах обычай - выборы короля праздника. Для этого хозяйки пекут пирог, в который запекается боб. Тот, кому достается кусок пирога с бобом, становится королем на весь праздник. Король сам подбирает себе королеву и свиту: придворного шута, вельможу, "Черного Петера" и др.

В Брабанте и Западной Фландрии существует и другой способ избрания короля. Изготовляются 16 специальных так называемых королевских открыток (Koningsbriefs), на которых изображены король, его придворные и слуги: советник, кравчий, духовник, посол, певец, актер, повар и др. В деревне часто рисуют такие открытки от руки. Затем присутствующие наугад берут по одной открытке, и таким образом распределяются роли праздничного вечера. Король и королева, увенчанные коронами из золотой бумаги, руководят вечером. Все их жесты, поступки присутствующие должны повторять. Их власть продолжается и весь день 6 января, который проходит в веселых развлечениях и шутках.


Новый Год и Рождество в Норвегии и Дании


В Норвегии рождество нередко называют праздником мира. В рождественские дни не охотятся ни на птиц, ни на животных. Для птиц выставляют в деревнях пшеничный сноп хавречерв (havrekjerv) на палке или на коньке крыши. В городах снопы привязывают к балконам (это относится и к Швеции). Домашним животным выдается корм со словами магического заклинания. С рождеством связано много обрядов и обычаев, поверий. В Норвегии рассказывают легенду о нерадивой девушке, не накормившей животных в этот день. Девушка сидела у забора и вдруг услышала слова "пусть ослепнет тот, кто у забора сидит", и она тотчас ослепла. Считают, что это был голос голодной коровы.

За две недели до праздника в Норвегии и в Дании убирают помещения, чистят утварь, пекут пироги и особые булочки, приготавливают вина и различные напитки. В деревнях крестьяне убирают скотный двор, чистят и кормят лучшим сеном домашних животных, чтобы "они готовы были приветствовать веселое рождество". На плугах и боронах рисуют кресты и убирают орудия под навесы дворов. В Дании до сих пор существует поверье о том, что бродячий сапожник может обнаружить вещь, на которой крест не нарисован, и сесть на нее, это принесет несчастье в дом. Объяснение находят в легенде, что "несший свой крест" остановился отдохнуть у дверей сапожника. Сапожник его прогнал, и тогда "несший крест" пригрозил сапожнику, что он будет бродить до его возвращения. В народе говорят, что сапожник уже двести лет ходит по Дании и ищет неосвященный плуг, и если он найдет его, то проклятье кончится и перейдет от него к владельцу плуга. В ночь под рождество можно услышать шаги бродячего сапожника.

Перед рождеством заканчивается праздничная выпечка и изготовление украшений для дома: бумажных вырезок на стены, звездочек для елки, деревянных игрушек, соломенных животных - козлов юлебокар (julebockar), свиней юлегризар (julegrisar). Среди разных фигур, украшений, подарков наиболее популярен козел.

Популярны и рождественские птицы (петух, голубь), деревянные или соломенные. Они часто стоят с козлом на рождественском столе. Их вешают к потолку. Эти соломенные фигурки связаны с древней мифологией: козел - атрибут Тора, бога-громовержца, свинья - бога Фрея и т. п. По всей Скандинавии очень принято дарить подарки родным, друзьям, знакомым. Подарки заворачиваются и запечатываются красным воском, в них вкладываются стишки или поговорки об употреблении подарка. Наряжают елку или рождественское дерево (пихту, ветви сосны и можжевельника) втайне от детей, украшают обязательно национальным флагом сверху, мелкими флажками снизу, всякими игрушками.

24 декабря днем в Норвегии, как и в Швеции, семья собирается у очага для "макания в котел" (dopp grytan). Котел с вареным мясом, сосисками или ветчиной стоит на очаге. Каждый, включая гостей и слуг, отрезает кусок белого хлеба вёртбред, вертербред, вербред (varibrod, vortebrod, vorbrod), опускает ни пилке в котел с мясным соусом, затем ест этот хлеб с куском мяса. Произносят тосты за счастье, пьют глинтвейн из вина, рома и пряностей.

На селе в каждом окне горят свечи. Катаются на санях с сосновыми факелами. Затем горящие факелы бросают в костер, разведенный на высоком месте церковного двора. Произносят традиционное праздничное приветствие "God jull". Огонь тушат с наступлением рассвета и т. д. С первой рождественской ночью было связано много поверий. Например, если в сочельник между 11 и 2 часами ночи смотреть через окно или замочную скважину в церковь, можно увидеть всех умерших. Они присутствуют на церковной службе. Можно по дороге встретить в это время их свадебную или похоронную процессию и узнать, кто женится или умрет в новом году.

Дома до обеда каждый занимается своими личными делами. Первое января принято проводить в семье. В гости никто не ходит, так как считают, что тем самым выносят счастье из дома. Чужого человека, зашедшего в дом, однако, угощают пивом.


Новый Год и Рождество в Финляндии


И праздник Рождества и его название - йоулу (joulu) пришли в Финляндию из Швеции (jul). Вероятно, первоначально заимствование имело форму юхла (julila), что означает теперь вообще праздник, но в Карьяла так называется день всех святых, а в Похъянмаа - именно рождество.

Канун рождества специального названия не имел - говорили просто "канун рождества" (jouluaatto). В этот день работали, как в будни, но старались начать работу пораньше, выполняли ее особенно тщательно, заканчивали рабочий день рано. Уже днем была натоплена баня, ужин подавался рано, многие и спать ложились пораньше, чтобы утром можно было рано выехать в церковь.

Елка в качестве рождественского дерева появилась в финской деревне очень поздно. Она была заимствована из Западной Европы в начале XIX в.; первоначально ее знали только в городах. В сельских местностях украшенная елка появилась сначала в школах, и в крестьянских домах получила распространение к концу прошлого века. Вечерняя трапеза в сочельник была довольно ранней. От нее давали еду - обычно хлеб и пиво - домашним животным.

Предполагалось, что в ночь под рождество и в следующую ночь появлялись души покойников, духи-покровители и нечистая сила. Для покойников и духов всю ночь стояла на столе еда, была истоплена на ночь баня. Для того чтобы нечистая сила не проникла в дом и другие помещения, на всех дверях снаружи рисовали крест. В новое время - уже в XX в. - распространился обычай ездить в сочельник на кладбище и ночью зажигать свечи на могилах ближних. В старину молодежь в ночь под рождество обычно гадала - по горению лучины, по поведению животных, по тому, как клевал зерно принесенный в избу петух, полагали, что можно угадать свою судьбу; верили в вещие сны в эту ночь и т. д.

Второй день рождества был днем св. Стефана (фин. Тапани), первого христианского мученика, который в Финляндии стал покровителем лошадей. Очевидно, это произошло вследствие совпадения во времени дня этого святого с дохристианским праздником, посвященным лошади. Во многих местностях Финляндии именно в этот день впервые запрягали жеребенка, впервые выезжали на молодой лошади и т. д. Почти повсеместно в этот день устраивались скачки на лошадях. В Южной Финляндии до сих пор помнят, что раньше день Тапани начинался с того, что кто-нибудь из молодых мужчин въезжал верхом в жилое помещение и сидел на лошади, пока она съедала ведро отрубей или овса. С Тапани начинались и различные развлечения молодежи, игры, появлялись ряженые. Ряженые ходили в любое время со Стефанова дня до Кнута.

Их было два рода: "козлы" и "звездные дети". Среди ряженых, называвшихся "кнутовыми козлами" (nuuttipukit), "рождественскими козлами" (joulupukit), были различные фигуры и маски животных. В первую очередь это были козлы - люди в вывернутых шубах, с рогами и хвостами, "рождественский журавль" (joulukurki), а также всадник на лошади (tapaninvalko). Мужчины переодевались женщинами, женщины - мужчинами, чернили себе лицо сажен и т. д. Ряженые ходили из дома в дом, затевали игры, разыгрывали сценки; их угощали.

По финским старинным представлениям, центральный зимний месяц был лисиным. Январь и февраль назывались большим и малым или первым и вторым месяцем таммикуу (tammikuu). Празднование Нового года 1 января было воспринято финнами в XVI в. До этого, как уже говорилось, год начинался после Михайлова дня, постепенно передвигался к концу октября и одно время праздновался, очевидно, 1 ноября. С того времени, как Новый год стали отмечать 1 января, на канун его и на первое число перешли характерные для такой даты черты. В канун стали гадать. В том числе распростра-нилось пришедшее с запада литье олова в воду. Отливали по фигурке для каждого члена семьи и последнюю - для духа земли, чтобы узнать, будет ли он покровительствовать дому. В воде из-под литья девушки смачивали свои платки и клали их под голову, надеясь увидеть во сне суженого. Кроме того, смотрели в зеркало, что якобы поможет увидеть лицо жениха, предсказать в наступающем году: предстоящее замужество, время смерти и т. д.

Каждый должен был достойно вести себя в день Нового года !!! - как делаешь все в этот день, так будет и весь год.


Новый Год и Рождество в Австрии


В это сумрачное и холодное время перехода от старого года к новому сложилось представление о злых силах, которые могли оказать влияние на судьбу человека, о возвращении умерших домой. С этим были связаны легенды о "дикой охоте", или "войске мертвых", известные и среди других германских народов. В Альпах были распространены рассказы о не нашедших успокоения "бедных душах" людей, погребенных под лавинами или в ледниках. Часто их связывали с мифологическими образами "Дикого охотника" - Вотана или Перхты.

Жители старались обезопасить себя от них различными средствами. В сочельник после мессы не только дом и еду, но и скот, амбары кропили святой водой и окуривали дымом от горящих веток можжевельника или хвои, поэтому рождество, Новый год и их кануны называли "Ночи окуривания" (Rauch-nachte).

Старый обычай приносить зеленые ветки или деревце в дом или ставить его во дворе был широко известен в прошлом в Австрии и, по-видимому, сохранялся еще в начале XIX в. В Каринтии и Штирии елку (Weihnachtsgros-sing) ставили во дворе у входа в дом или в стойло, где она оставалась до 2 февраля. Такому дереву приписывали особые свойства - отгонять болезни и несчастья. 28 декабря ветками этих деревьев дети ударяли прохожих, говоря: "Будь здоровым, живи счастливо". Как оберег от злых сил еловые ветки использовали в сочельник для чистки каминов и печных труб (в повериях печные трубы считали дорогой духов).

В домах деревце, чаще его верхушку с украшениями или без них, подвешивали к потолку (Бургенланд, Штирия, Каринтия). В некоторых районах Штирии этот обычай был известен еще в 30-е годы. В Вене на рождество делали букеты из веток елки и украшали их бумажными цветами. В XVI в. украшенные елки ставили во время цеховых рождественских праздников, вечером трясли дерево и ловили упавшие яблоки и сласти. Можно предполагать, что эти виды зелени были предшественниками современной елки. К их числу надо отнести также подставки (в день рождества и св. Николая), украшенные ветками, яблоками, пряниками. В отдельных районах Бургенланда был также распространен обычай нарядно украшать кусты терновника в дни этих зимних праздников.

Обычай рождественского дерева, как нехристианский, сначала не нашел поддержки и даже встретил сопротивление со стороны католического духовенства. Благодаря своей популярности среди народа со временем елка появилась и в церкви. В последние годы елка вышла за пределы семейного круга, "дерево для всех" (Baum furalle) стало в центре общественных, детских, школьных праздников, ее ставят и на городских площадях или в селах перед церковью. После первой мировой войны еловые деревья появились на могилах и у памятников военного времени.

В Австрии, как и в других странах Европы, на рождество дарят подарки детям, их приносят ряженые или родители кладут их незаметно на стол, в чулки или в башмачки, поставленные или повешенные около печной трубы, окна, двери, под елкой. В последнее время этот обычай связан с представлением о "золотом коне" (Golden Rossle) или ребенке Иисусе (Jesuskind), якобы приезжающем на нем.

В противоположность рождеству встреча Нового года особенно в городах еще раньше получила общественный характер. 31 декабря называется вечер Сильвестра или день Сильвестра. Это наиболее распространенное название произошло от имени римского папы Сильвестра. Горожане проводят его шумно и весело, собираются в кафе и театрах и встречают Новый год.

Современный обычай подарков и поздравлений на Новый год был распространен еще в конце XVIII и начале XIX в. Теперь принято дарить фигурки или посылать почтовые открытки с традиционными символами счастья; таковыми считаются трубочист, четырехлистный клевер, свинья. Ужин 31 декабря должен быть обильным, чтобы в Новом году хорошо жилось. Обязательным мясным блюдом был заливной поросенок или свинина. Считали, что, для того чтобы быть счастливым, надо съесть кусок головы или свиного рыла; это называлось "участвовать в свином счастье" (Saugluck teilhaftig werden).

Известны старинные обычаи изгнания Старого года. В Каринтии после 12 часов ночи начиналась погоня за Сильвестром. Сильвестр ("Старый год") был закутан в солому, на голове его надет венок из омелы. В Верхней Австрии в подобном обычае участвовали Старый и Новый годы в виде женских фигур. Проводы Старого года, вероятно, символизировали маски с метлами, заключавшие процессии ряженых.

Рождественско-новогодний цикл заканчивался 6 января. Этот день богоявления (эпифания) известен в Австрии больше как день трех королей, связанный с христианским преданием о трех магах - Бальтазаре, Каспаре, Мельхиоре, которым звезда указала путь к младенцу Христу. Это нашло отражение в многочисленных шествиях со звездой, местами сохранившимися и сейчас. Главные действующие лица - три мальчика в длинных белых рубахах и коронах на головах, один из них Каспар с черным лицом, иногда в сопровождении хора, ходят по домам, поют или читают стихи, за что получают гостинцы. Основная тема их - извещение о рождении Христа и различные пожелания; последние иногда сохраняют форму старых заклинаний.

Я пришел от имени Иисуса,

Пусть бог сохранит ваш скот и ваших свиней

И все, что вы имеете в вашем доме...

И весь год ни один волос не порвется,

Не прольется ни одной капли крови.

Чего и Вам желаем.


Новый Год и Рождество в Венгрии


В сочельник в Венгрии соблюдался строгий пост, не ели обычно до вечера, до того, как зажгут лампы. Не давали есть даже и скоту. Весь день до обеда занят последними приготовлениями к празднику, так как, по поверью, в рождество никакую работу делать нельзя, даже варить пищу не рекомендуется, можно только разогреть ее. Ближе к вечеру подготавливали стол к ритуальному ужину.

В католических деревнях сельские жители в праздничных нарядах ждали звона колокола, призывающего верующих на полночную рождественскую мессу в церковь. Девушки в это время часто гадали. В полночь звон колоколов возвещал наступление праздника. По народным верованиям, в первые минуты этого большого праздника происходят чудеса: животные начинают разговаривать человеческим голосом, разговаривает и огонь, большей частью жалуясь, что его недостаточно кормят. Вода в колодцах и источниках на мгновение превращается в вино, а если в эту минуту встать под яблоней и взглянуть на небо, то можно увидеть ангелов и услышать их пение.

Но и нечистая сила активизируется, особенно к полночи. Поэтому с первым ударом колокола пастухи выходят на дорогу и по пути в церковь ударами бича, гудением в рожок, трещотками отгоняют нечисть. То же повторяется и по возвращении из церкви. Придя домой из церкви, вся семья вновь садилась за праздничный стол, существенную часть которого составляют уже мясные кушанья, преимущественно разного сорта колбасы, студень, голубцы. Утром в рождество первым вставал хозяин и прежде всего выпивал рюмку водки, чтобы у скота весь год был хороший аппетит. До завтрака хозяин дома должен был сходить за водой (в этот праздник воду из источника могут брать только мужчины) и напоить и накормить скот, которому в этот день дается в изобилии еда и питье.

По общераспространенному поверию, женщина, вошедшая в этот день в дом первая, приносит несчастье. Поэтому часто в дом родственников под каким-нибудь предлогом отправляют мальчика, после посещения которого дому уже не страшен и визит женщины. Раньше считали, что поведение каждого члена семьи в этот день определяло его судьбу на весь год. Поэтому на рождество не разрешалось ни просить, ни давать взаймы, ходить в старом платье, сердиться на кого-нибудь, плакать и пр. Вплоть до настоящего времени рождество остается чисто семейным праздником. В первый его день не в обычае принимать гостей, самим ходить в гости. Вся семья в праздничных костюмах собирается вместе за завтраком и обедом.

Основные блюда праздничных завтрака и обеда были преимущественно мясные, особенно из свинины, так как считалось, что свиное мясо приносит счастье. В то же время, по поверью, плохой приметой для будущего благополучия семьи было употребление в пищу в этот день кур. Из рождественских обрядов наиболее многочисленны те, которые были связаны с колядованием, шествием ряженых. Некоторые из них сохранились до наших дней.

Новый год - уй эв (uj ev) не имел в прошлом такого значения, как рождество, хотя некоторые рождественские обряды и поверия соблюдались и в это время. Очень, например, были распространены поверия, относящиеся к магии первого дня, среди них немалую роль играли суеверия, связанные с первым посетителем. Много магических действий предпринималось для того, чтобы в Новом году быть здоровым и богатым. Так, в иных местностях, умываясь утром, вместо мыла трут руки монетами, чтобы они не переводились в руках весь год.


Рождество и Новый Год в Югославии


К рождеству в Югославии специально откармливали какую-нибудь домашнюю живность, отбирая обычно животных светлой масти - в Сербии это, как правило, была свинья, в других областях - свинья, овца, гусь, индейка, из которых и готовили ритуальное мясное блюдо (печеница, пециво, божипар, божипььар, заоблица, веселица, божак, божура, божица).

Специально, в соответствии с обычаями того или иного края, готовился стол, за которым собиралась вся семья на праздничную трапезу в сочельник и на рождество. Хозяйки прилагали много сил, чтобы стол выглядел как можно красивее, украшались даже ножки стола. Стол, за которым ужинали в сочельник, нельзя было двигать в течение трех дней рождества. Определенную роль в этих обычаях отводили столу, который выполнял функции своеобразного домашнего жертвенника,- на стол и под него ставили самые различные предметы, символизирующие процветание и плодородие, защиту от злых сил и т. д. В ряде районов вместе с сеном под скатерть (или под стол) сыпали семена и зерна различных культур. У хорватов и сербов некоторых сел Попово-Поле сохранился древний интересный обычай - шjаканье, в котором ярко проявляются пережитки древних жертвоприношений. Сущность этого обычая заключается в том, что перед началом трапезы, после прочтения молитвы, глава семьи пригоршнями разбрасывал зерно по комнате, говоря при этом, кому оно предназначается (упоминаются бог, рождество, домашние животные и птицы, рыбы, путники, члены семьи, сам хозяин).

Одним из центральных событий рждественского дня был приход первого посетителя - полазника. Следует отметить, что в большинстве областей Югославии не было принято ходить в гости в первый день рождества; считалось, что этот день нужно провести дома, в кругу своей семьи. Правда, в отдельных местах, например в Боке Которской, ходили в гости именно в первый день рождества, причем до полудня - мужчины, а после - женщины. Желанным гостем, которого ждали в каждом доме, был полазник. Как правило, в роли полазника выступал мужчина или мальчик, хотя есть сведения и о том, что в отдельных местах (в Муле и Кривокапиче - Бока Которска) полазником могла быть и женщина. В роли полазника могло выступать и какое-нибудь домашнее животное - вол, свинья, овца, теленок и т. д. Обычай наделять животное функциями полазника был довольно широко распространен у сербов, черногорцев, хорватов, словенцев (особенно в восточных районах), а также у мусульман славянского происхождения. Так, например, у словенцев эту роль выполнял баран или петух, которого водили по комнате вокруг стола и здесь же кормили (аналогичные обычаи были известны и в других областях, например в Лепенице, Ливаньском Поле); у сербов - вол, которого также кормили чесницей; у мусульман - овца (Лепеница) или вол (Гласинац - Босния и Герцеговина).

Приход полазника в дом - это могло случиться в любое время после полуночи - был обставлен самыми различными действиями магического характера. Интересно, что в ряде мест он наравне с хозяином дома участвовал в преломлении чесницы, начинал есть печеницу, резал петуха или курицу. В других местах ему отводилась более пассивная роль и его просто угощали. Полазник, как лицо, приносящее счастье семье, выполнял магические действия, призванные обеспечить прежде всего ее благосостояние. Входя в дом, он поздравлял всех с праздником и сыпал по дому зерно, принесенное им в рукавице, а домашние посыпали его зерном; если еще горел бадняк, то он ударял его кочергой и говорил: сколько искр, столько овец, лошадей и т. д. (перечисляется скот, птица и пр.); подобные же слова произносятся и тогда, когда полазник лущит початок кукурузы и разбрасывает зерна по комнате - так было, например, в Оролике, или становится на колени на принесенное с собой полено (Словения), бросает мелкие деньги на край очага. Домочадцы накрывали полазника одеялом или покрывалом, чтобы было много сливок (например, Качер - Сербия), снимали с него опанак и бросали его на балку, "чтобы лучше росла конопля" (Ярменовцы), или вешали опанак на вешалку, "чтобы в кукурузе не завелись черви", и т. д. Полазника хорошо угощали и дарили ему подарки - калач, колбасу, яблоки, иногда деньги.

Почти повсеместно на Новый год были в обычае обходы домов с пожеланиями счастья (коледники, сировари, полажари и т. д.). В Словении, например в Горной Лендаве, коледники или, как их там называли, полазичи - (polazici) носили с собой прутики, ритуальное прикосновение к которым считалось магическим. И поэтому, ударяя легонько ими девушку, говорили - "к мужу, к мужу!", парня - "к жене, к жене!" Всем остальным членам семьи при этом желали здоровья. У македонцев был сходный обычай: группа детей с "василичарками" (пучками прутьев) в руках обходила дома и перед каждым домом трижды возглашала: "Сура година, веселаа божа"; а когда их впускали в дом, они этими василичарками ворошили огонь в очаге, приговаривая: "Сколько искр, столько дочерей, сколько деревянных гвоздей, столько сыновей". За это они получали подарки. В Словении и Черногории в новогоднее утро дети ходили поздравлять своих родственников и соседей, за что те давали им мелкие деньги. По обычаю, эти деньги втыкали в апельсин или яблоко, которые дети носили с собой.

В районе Битоля (Македония) под Новый год молодые парни в сообществе с одной девушкой, ряженые ("бобари"), обходили дома с песнями и плясками. В районе Дебара дети хлестали прутьями всех домашних, приговаривая: "Сура, сура година, повесели господ". Если первым гостем дома оказывалась женщина, то это предвещало несчастье.

На Новый Год много гадали: по посоленным 12 долькам лука определяли погоду в том или ином месяце (хорваты, словенцы). В некоторых областях Словении на стол выкладывали десять разных предметов: среди них были сосновая веточка (счастье), кольцо (свадьба), кукла (рост семьи) деньги (богатство) и т. д., которые накрывались меховой шапкой. Каждый гадавший должен был трижды вытащить предмет, и если все время ему попадался один и тот же, то это означало, что в течение года в его жизни произойдет событие, связанное с символикой данного предмета.


Рождество и Новый Год в Болгарии


В Болгарии под Рождество часто гадали на продуктах: серебряная монета в куске хлеба означала счастье, полный орех - здоровье, а пустой - болезнь. Девушки не съедали первый кусок обрядового хлеба, а клали его под подушку, - чтобы приснился суженый.

В то время как обычаи в Рождественскую ночь по всей Болгарии почти одинаковы, по форме колядования можно четко выделить две области: западную и восточную. Граница идет по реке Искыр, горе Риле и западным склонам Родоп.

Колядники организовывались в дружины, четы (Западная Болгария), куды, четы (Восточная Болгария). В обеих областях дружины состояли только из мужчин - женатых или неженатых, но сравнительно молодых. Среди восточноболгарских колядников (чаще всего встречается термин коладници) нет ряженых. Они были одеты по-праздничному, шапки их украшались цветком и нанизанными на нитку пуканками (нагретыми в печке кукурузными зернами), носили свежесрезанные палки из кизилового дерева, на которые нанизывались собранные караваи. В Северо-Восточной Болгарии предводитель куды назывался царем.

Он одет в вывернутый кожух, украшенный стручками красного перца. В Юго-Восточной Болгарии глава дружины назывался станеник, кудабашия (глава куды), мармарин (от мармаря - лит. мърморя - бормотать), причем часто он становится царем на кукерских весенних играх. Глава колядников произносил славы или благословления при получении обрядовых хлебов.

Песни колядников имеют величальный характер. Их сюжеты ясно связаны с жизнью и трудом земледельца, насыщены пожеланиями здоровья, счастья всем членам семьи, плодородия и богатства. Колядование кончалось утром в Рождество, когда дружина собиралась на сельскую площадь, где происходили торги девичьих караваев, при этом каждый парень старался купить каравай у своей любимой девушки. На богоявление или в Иванов день колядники угощались частью собранных продуктов в доме у станеника. Другую часть продуктов продышали, а деньги раздавали бедным или жертвовали школе, церкви. В Западной Болгарии нет собственно колядования и коледников. Только в окрестностях Софии существовали коледары, колежане, в составе которых были мужчины в масках, что сближало их с новогодними дружинами Западной Болгарии. Среди них два пожилых персонажа: старец и баба (бабушка). Старец был одет в кожух мехом наружу, обвешан колокольцами и носил деревянный молот или саблю. Обыкновенно он охранял бабу от других колядников, которые старались ее умыкнуть.

После освобождения Болгарии от турецкого ига (1878 г.) в городах на рождество стали наряжать елку. Этот обычай в деревне не прижился. В городах он теперь перенесен на Новый год. Своей богатой обрядностью с Коледой соперничает Новый год, в народе более известный как Василовдън, Васи-лия, Василица, Васил, Сурва (Северо-Западная, Западная и Юго-Западная Болгария), Сурваки, Суроваки, Сурва (Северо-Восточная и Юго-Восточная Болгария). Есть предположение, что названия Сурва и другие происходят от слова суров - сочный, зеленый. Важнейшими моментами праздника являются: обрядовая трапеза, сурвакание (обход домов с поздравлениями), ладувания (гадания по кольцам или букетикам, опущенным в воду, под обрядовые песни), дружины ряженых.

Канун Нового года по обрядности очень похож на канун рождества и носит те же названия. Только ужин скоромный и главное блюдо на нем - свиная голова. Новогодние обрядовые хлебы имеют те же названия, форму и украшения, что и рождественские. Пекли и специальный слоеный скоромный пирог, называемый баница (Западная, Юго-Западная и Северная Болгария), плакета (Северо-Восточная Болгария), млин (Юго-Восточная и Южная Болгария), в который запекали серебряную монету, а сверху вставляли кизиловые почки, означающие поля, виноградники, домашних животных.


Рождество и Новый Год в Румынии


В некоторых местах в Румынии Новый год называют "малым рождеством" (Craciunul mic) или "Братьями Крэчиуна" (Fratele Craciunului). Особенно торжествен канун Нового года - вечер на св. Василия. Едва только опустится солнце, как в каждом доме перед иконой Христа зажигали свечу из чистого воска, которая должна была гореть всю ночь, "чтобы счастье могло зайти в дом". Двери и пороги в доме, в помещениях для скота, в хранилищах зерна обмазывали чесноком и разного рода топленым жиром. Этим же составом на домашних животных ставили знак креста и, наконец, мазали себя и всех членов семьи. По народным представлениям, таким путем можно было уберечь себя от козней дьявола и стригоев, которые в эту ночь бродят возле дома и пытаются выдоить коров или нанести какой-нибудь ущерб человеку.

Но этой ночью бродит не только злая сила. Считалось, что раскрывались небеса и люди могли увидеть бога в окружении святых. Однако это было дано не всем - только людям строгой и праведной жизни. По румынским поверьям небеса раскрывались не только под Новый год, но и в канун рождества, крещения и Пасхи. Люди верили, что все это происходит очень быстро и тот, кто это увидел, мог просить у бога всего, чего хочет. Румыны думали, что в новогоднюю ночь может разговаривать и скот, но во избежание несчастья подслушивать его нельзя.

Этот вечер, как и канун рождества, был богат всевозможными колядками (соlinda). Парни ходили по домам, распевая их, произнося поздравления и пожелания. Все это сопровождалось хлопаньем бича и веселым шумом. Ни один дом не пропускали колендаторы. Временем наибольшего колядования был канун рождества. В сочельник в колядовании принимало участие большое количество народа, независимо от возраста. В канун св. Василия колядовали немного меньше, и здесь колядки, особенно такие, как плугушорул (plugu-sorul), были более целенаправлены и посвящены "вызыванию плодородия" земли. Но все же между колядованием в сочельник и в канун св. Василия существенных отличий не наблюдалось. Как и в другие праздники, собирались по домам, и старики рассказывали легенды о святых, в которых последние большей частью выступали как бедные чабаны.

Одним из наиболее древних и красочных новогодних обычаев у румын был плугушорул. Любопытно отметить, что в тех областях, где его исполняли, в колядовании принимали участие только бедняки и мальчики поменьше, т. е. те, кто больше всего был занят пахотой в качестве пахарей и погонщиков. В канун Нового года, как только стемнеет, ребята ходили по домам и колядовали. Наиболее разговорчивый из них, стоя около дома, читал колядку пахаря (плугушорул). Во время колядования проводили первую борозду по снегу. После произнесения колядки и поздравлений хозяевам дома последние одаривали плугурашей, как и на рождество: калачами, орехами, яблоками, деньгами и т. д. Так они ходили от дома к дому до полуночи. А затем, разделив по-братски подарки и пожелав друг другу счастья в новом году, расходились.

Канун Нового года был посвящен и различного рода гаданиям. Прежде всего стремились угадать погоду в новом году. Для этого служил так называемый луковый календарь. Луковицу делили на двенадцать долек и каждой из них присваивали наименование определенного месяца. Затем эти дольки посыпали солью и оставляли на всю ночь. Наутро по количеству выступившей на них влаги предсказывали, какой из месяцев будет сухой, а какой - дождливый.

В бывшем цинуте Дорней (Буковина) за несколько дней до нового года они выбирали из своей среды "господаря". Этот выбор считался большим почетом, и поэтому его встречали с радостью. В канун Нового года, когда стемнеет, в тех домах, где соблюдали обычай, звучали бучум и дрымба, давая знать, что пора собираться. После того как все собирались, на инструментах больше не играли.

Хозяйки дома накрывала стол чистой скатертью, а хозяин ставил на него непочатую кадушку воды. Подавался знак, что "верджел" начался, и каждый, кто хотел узнать свою судьбу, кидал в воду какой-нибудь предмет: ножик, крест, кольцо, сережку и т. д. Из числа присутствующих выбирали мальчика от 10-13 лет, в обязанности которого входило вынимать эти вещи из воды. Все отходили от стола, а мальчик с речистым стариком, называемым верджелатор (vergelator) или "вестник нового года" (vestitor de anul пои), приближались к столу. В каждой руке верджелатор имел по зеленой веточке и постукивал ими по краю кадушки, произнося колядку, после чего мальчик вынимал из воды чью-нибудь вещь и показывал собравшимся. Если владелец находился, верджелатор говорил, когда бог даст ему счастье (на Новый год, крещение или другой праздник). Вещь возвращалась владельцу, а верджелатор опять постукивал по краю кадушки и произносил колядку. Так продолжалось до тех пор, пока не были розданы все вещи.

Но случалось и так, что в кадушке еще что-нибудь оставалось, а на все календарные праздники были уже розданы пожелания. Тогда верджелатор желал владельцам оставшихся вещей приобрести овец, коз, быков, лошадей и т. д. Если же домашний скот был весь перечислен, то верджелатор желал им убить диких зверей. Пока шли пожелания счастья в новом году, в доме царило молчание. Но как только доходило до пожеланий завести скот, начинался хохот, который считался хорошим предзнаменованием в выполнении предсказания. Для того чтобы его вызвать, верджелатор, одновременно с пожеланием владельцу вещи получить какой-нибудь скот, начинал предсказывать его судьбу. Так как он не знал, кому принадлежит предмет, вынутый из воды, не обходилось без курьезов.

Мужчине он говорил, что он в наступающем году получит хорошего мужа, а женщине - жену и т. д. Когда все вещи были розданы, верджелатор заканчивал этот обряд новогодним пожеланием в стихах, на что присутствующие отвечали: "VivatI Traias ca!" (Да здравствует! Пусть живет!). Часть мужчин выходила наружу и стреляла из пистолетов. Хозяин снимал со стола кадушку, выливал из нее воду, наполнял вином и ставил на стол. Начиналось веселье, а парни и девушки танцевали до утра. В народе считали, что этот обычай справлялся не только для того, чтобы пожелать счастья и узнать свою судьбу в наступающем году, но и для того, чтобы поближе познакомиться друг с другом и дать возможность парням посвататься к девушкам.

В новогоднее утро дети от 3 до 12 лет ходили по домам с зеленой веткой яблони или груши, украшенной разноцветной бумагой, блестками, позолотой и искусственными цветами. В Мунтении ее называли сокрова (Socrova). О сохранении этих веточек в свежем виде заботились матери семей, которые собирали их в день Св. Андрея (30 ноября). Дети заходили в дом с пожеланием счастья и долгих лет, подражая в то же время мычанию быков. Они прикасались веточкой к каждому члену семьи. Так же поступали дети и со всеми, проходящими по улице. За это их одаривали подарками, предназначавшимися взрослым членам их семей: нитями, пряжей, решетом яблок, иногда - деньгами.

Рождество и Новый Год в Албании

Праздник Рождества слился в Албании с праздником середины зимы - Krishtlindje, Kershendella, Kullanat, Kolendre. Слово "Kolendre" означает и само рождество, и круглый пирог в виде большого кольца, который пекли накануне рождества. Привязка основных вех традиционного календаря к христианским святцам несколько спутала их хронологические места и сделала эти вехи приблизительными. "День середины зимы" должен был бы приходиться на день зимнего солнцестояния. Это ясно из тех поговорок, которые бытуют сейчас в народе; в день середины зимы горцы из окрестностей Шкодры говорят: "Солнце ведет за собой лето"; "солнце совершает поворот",- говорят жители Люмы; начинает расти со скоростью, с какой петух переступает с балки на балку", - замечают в Шкодре. Хотя день середины зимы слился с христианским праздником рождества, по существу своему он имеет мало общего с христианской религией и таит в себе черты очень древних народных религиозных представлений

Мусульмане, которые также праздновали этот день, переосмысливают его по-своему. У мусульман Шкодры, например, он назывался "Днем мерного снега". Вместо возжигания свеч они клали в огонь кусочек воска. День середины зимы в различных районах Северной Албании назывался по-разному: в Люме "середина зимы" (Mjedis i dimnit), в Мирдите "ночь рождества" (Nate kendellja), в Шаля, Никай и Мсртури "ночь буами" (Nata е Buzmit). Задолго до праздника в лесу присматривали большое дерево с толстым несуковатым стволом, срубали его, но не вносили в дом, а оставляли его перед домом, помещали в хлеву или же прятали в лесу. В ночь на 25 декабря, в сочельник, вся семья собиралась у огня; посылали одного из семьи - сильного и ловкого человека принести "бузми". Появление полена встречали приветствиями: Ро vjen buzmi bujar Me gjeth e me bar, Me edha (keca) e shqerra, Mbas tyne vjen veral.
Вот приходит буяр С листьями и травою, С козлятами и ягнятами, А за ними появляется лето.
Mire se vjen me dhen e me dhi, me lope e me mashkuj, me bere bereqet dhe me te gjith tc miral.
Добро пожаловать с овцами и козами, с коровами, с детьми мужского пола, с хлебом и со всем хорошим.

Полено торжественно зажигали. Иногда в пламя очага подкладывали ветви вишневого дерева, виноградную лозу, ветви орехового дерева, т. е. тех растений, которые особенно почитаются как символы плодородия. В окрестностях Печа и Джяковицы на очаг звездообразно укладывали 15 дубовых поленьев, самое большое из них называлось "бузми". Считалось, что в огне должны сгореть все несчастия. Иногда в него подбрасывали ветки можжевельника, и когда они с треском вспыхивали, все присутствующие восклицали: "Пусть так сгорят наши враги и все, кто не желает нам добра!" Городское население Призрена и Джяковицы укладывало в камин не специальное полено, а просто две пары поленьев крест-накрест. По четырем углам комнаты укрепляли четыре зажженных свечи. Крестьяне сохраняли в доме головешки от рождественского полена или полуобгоревшие ветви вишневого дерева. Горожане тоже придерживались традиций: по внешнему виду огнища, горевшего в сочельник, они делают заключение относительно того, что ждет их на будущий год. Наконец разводят праздничный огонь и накрывают праздничный стол с раками, водкой и закуской.


По материалам www.newyear.ru



Похожие:

Рождество и Новый Год в Великобритании iconНовый Год – Рождество – Старый Новый год (2003 – 2004)
Это время было посвящено путешествию по Уралу, за это мне хочется сказать отдельное большое спасибо моим добрым друзьям, наташе и...
Рождество и Новый Год в Великобритании iconНовогодние забавы
Новый год, детские каникулы, Рождество, святки, старый Новый год. Как будто специально, чтобы нашлось время для семьи, для, казалось...
Рождество и Новый Год в Великобритании iconТурфима Альмира: Новый год и Рождество для любителей горнолыжного спорта
В165 км от Новосибирска, недалеко от п. Журавлево находится новый горнолыжный комплекс под названием "танай". От Томска 350 км, от...
Рождество и Новый Год в Великобритании iconПресс-центр моу глебовская сш Шеф-редактор
Наступил новый год. И уже первый месяц январь принес людям много радостных мгновений – любимые праздники, прежде всего, конечно,...
Рождество и Новый Год в Великобритании iconСценарий новогоднего утренника «Здравствуй Новый год» Действующие лица: Дед Мороз Снегурочка Новый Год Заяц Медведь Лесная нечисть: Леший

Рождество и Новый Год в Великобритании iconСценарий праздника
Баба Яга. А вот и нет. Новый год не придет, не наступит Новый год. Ваш домовой не усмотрел, стащили часики у вас
Рождество и Новый Год в Великобритании icon«Новый год» Подготовила и провела: Карпушева В. А. Воспитатель гпд 2 «В» класса п. Ровеньки 2011г. Новый год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...
Рождество и Новый Год в Великобритании icon1. На дворе под Новый год, Новый год Водит вьюга хоровод, хоровод

Рождество и Новый Год в Великобритании iconРождество, Рождество ожидание чудес

Рождество и Новый Год в Великобритании iconДокументы
1. /Новый год/НГ.doc
2. /Новый год/Новый год...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы