Министерство образования Российской Федерации icon

Министерство образования Российской Федерации



НазваниеМинистерство образования Российской Федерации
Дата конвертации28.08.2012
Размер144.94 Kb.
ТипДокументы

Министерство образования Российской Федерации


Заместителю Министра

Чепурных Е.Е.


От руководителя детского объединения «Горизонт»

экспериментального центра детско- юношеского туризма и экскурсий «Родина»

Восточного окружного управления образованием г. Москвы

Попова Игоря Федоровича

проживающего по адресу 107065 г. Москва ул. Хабаровская д. 19 к. 2 кв. 308 тел. 467-27-67


Уважаемая Елена Евгеньевна !


Обращаюсь к Вам в связи с тем, что проблема, речь о которой пойдет ниже, касается не только меня лично, но имеет большое значение для всех педагогов, работающих в сфере детско-юношеского туризма. Во всяком случае, все руководители детских туристских объединений Москвы (а я работаю в области детского туризма 45 лет из своих 70) возмущены произволом, исходящим от чиновников даже не от образования, а от бухгалтерии.

Мне уже приходилось обращаться к Вам со сходной проблемой (а именно – с проблемой финансирования моих групп учебных групп летом 2000 года) и я благодарен Вам за помощь в решении вопроса, от которого зависело воспитание большого количества детей, в том числе и с девиантным поведением.

Специфика детского туризма состоит в том, что руководитель туристской группы один-единственный несет в походе ответственность за всё – за хорошее настроение ребёнка, его комфортность в коллективе, спортивную, краеведческую, финансовую часть, проезд и питание, но главное – за жизнь и здоровье детей в туристской группе из 15-25 человек.

В то же время в обычных профильных стационарных детских лагерях отдыха, ЛТО или спортивных эти функции распределены между большим количеством педагогических и других работников: начальник и заместитель, педагог и вожатый в каждом отряде, медицинский работник, шеф-повар, повара, работники кухни, кладовщик, кастелянша, прачка, инструктор физкультуры, или тренеры, музыкальный работник, руководители кружков, массовик-затейник, ночные няни, водитель, слесарь-электрик, а вместо сторожа появились теперь и охранники и обязательно в каждом лагере определённые сотрудники отвечают за финансовую отчетность и счетоводство.

В туристском же походе все эти должности круглосуточно исполняет единственный человек – руководитель похода, в табеле для оплаты которому проставляется лишь 8 часов в день. А если ребёнок, к примеру, заболел среди ночи, то по логике наших чиновников помощь он должен получить с начала рабочего дня педагога! Правда, за систематическую переработку (вдумайтесь: более чем в два раза ежедневно) сверх нормальной продолжительности рабочего времени предусмотрена смешная надбавка в 15%, а к ней ещё положена, но никогда не выплачивается надбавка «…за проведение мероприятия в сельской местности… в размере 25%.
» Даже здесь ущемляются права педагога – руководителя туристского похода!

Когда же мне с трудом удалось заполучить ещё один циркуляр Московского департамента образования (всё от педагогов держится в секрете, как государственная тайна!), то поделюсь о ней и с Вами: « 20.03.95. № 2-9-118. Начальникам учебных округов. Бухгалтериям учебных округов

«Об оплате работы руководителей и заместителей руководителей походов, экспедиций и экскурсий с учащимися» В связи с многочисленными запросами МДО сообщает, что оплата работы руководителей и заместителей руководителей походов производится на основании приложения 1 к Приказу Министерства образования РФ от 29 марта 1993 г. № 113 пункта 8.


В соответствии с выше названным документом педагогическим работникам, направляемым в качестве руководителей (старших руководителей – при наличии нескольких групп участников) и заместителей руководителей туристских походов……, в период, не совпадающий с их отпуском, помимо сохраняемой заработной платы, установленной при тарификации, выплачивается з/плата из расчёта должностного оклада, установленного в пределах диапазона разрядов, предусмотренного Единой тарификационной сеткой для руководителей структурных подразделений.

Кроме того, указанным работникам:

- возмещаются расходы по проезду в оба конца и суточные в порядке, установленном при оплате служебных командировок;

- может производиться доплата к должностному окладу за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени в размере 15% в пределах имеющихся средств.

...помощникам руководителей из числа участников этих мероприятий, оплачивается проезд»

Как видите, и 15% надбавка по инструкции может вовсе и не выплачиваться, а о 25% надбавке за работу в сельской местности и вспоминать не следует, всё это - как случайно залетевший дым от костра.


Если подсчитать экономическую целесообразность похода по сравнению с лагерем, то разница будет очень внушительной. Примерно в 10 раз в пользу туристского похода

Да, воспитание обходится дорого. А невоспитанность уже сейчас стала не только во много крат дороже, но и страшней для нашего общества и не мне, Елена Евгеньевна, простите, говорить Вам это.

Педагогической наукой давно установлено, что педагогически правильно организованный туризм – одно из средства гармоничного развития личности, причем важно, что в этой деятельности присутствуют все средства воспитательного воздействия. Думаю, нет необходимости повторять, что воспитание морально-нравственных, эстетических, физических, и волевых качеств подрастающего поколения, оздоровления его, формирование любви к Отечеству -- является одной из важнейших целей детского туризма.

В связи с этим походы очень часто проходят в обстановке, далекой от комфортной и благоприятной как со стороны климата, рельефа местности так и физических нагрузок. И педагог специально усложняет из года в год своим воспитанникам районы походов и их маршруты разных категорий сложности.

Но если у педагога встает вопрос по прибытии группы во время многодневного похода в населенную местность – накормить ли детей горячим питанием в столовой при шахте или горно-обогатительном комбинате горячим питанием или использовать промокшие в рюкзаках под многосуточным проливным дождём сухари в связи с тем, что оправдательных документов на расходование средств в столовой он не получит – он, безусловно, выберет первый вариант, т.е. столовую. Правда, не без колебания… Общение с работниками бухгалтерии при сдаче финансового отчета радостей не доставляет. Однако подобные проблемы с финансовыми документами встают на каждом шагу – при заброске группы грузовым транспортом к началу маршрута, проходящего в ненаселенной местности, при организации питания в поездах и т.д. А какой оправдательный документ может получить туристская группа, упросившая охотника продать им часть муки в таёжной избушке, которую он закупил для собственных нужд? Туристская группа всегда находится в форс-мажорных обстоятельствах и, учитывая эти обстоятельства, Минпрос и Минфин СССР ещё в 70-х гг. утвердили соответствующую инструкцию отчётов в походах.

К счастью, в Министерстве образования России работают люди, которые вникли в суть проблемы, и в связи с этим 16 апреля 1997 года заместителем министра общего и профессионального образования Российской Федерации В. А. Галановым была утверждена «Инструкция о порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям, экспедициям и туристским лагерям учащихся», в которой была установлена упрощенная форма финансовой отчетности по итогам туристского похода.

^ Подчеркиваю – не освобождение руководителя группы от финансовой отчетности, а упрощенная форма, ведь в штате сотрудников похода нет должности бухгалтера!

Данный документ прошел согласование в Минфине России 15.04.97 и был официально разослан для исполнения в соответствующие учреждения образования.

Инструкция официально переиздана в сборнике Центра детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России «Организация работы и финансирование туристско-краеведческой работы объединений учащихся» совсем недавно, всего год назад, в 2001 году (сборник подготовлен по заказу Управления экономики и Отдела дополнительного образования Минобразования России), и во вступительном письме к сборнику заместитель министра Г. А. Балыхин подтверждает действие этого документа. Сборник разослан руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации и руководителям образовательных учреждений.

Казалось бы, – проблема решена… Но всё не так просто. Централизованные бухгалтерии, обслуживающие окружные управления образования г. Москвы никогда не стремились исполнять инструкцию, поскольку привыкли действовать по своему усмотрению (несмотря на утверждение Инструкции в Минфине, называют её не иначе, как «рекомендацией»).

Теперь же финансовые отчеты по форме, утвержденной туристской инструкцией, и вовсе не принимаются, и не только в Восточном округе Москвы, в котором я имею счастье работать.

Предлог – утверждение Минфином России 30 декабря 1999 года новой Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Однако туристская Инструкция Минобразования ни словом не противоречит указанной инструкции по бухучёту!

Педагоги – руководители туристских групп, как этого и требует Инструкция Минфина идут отчитываться в бухгалтерии о потраченных средствах авансовыми отчетами с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. В качестве таких документов используются ведомости, утвержденные Инструкцией Минобразования 1997 года. Но эти отчёты не принимаются Централизованной бухгалтерией ВОУО Москвы и...

Позвольте мне на своем примере описать Вам, как выхолащивается на нижнем уровне суть нормативных документов, утвержденных Министерством образования России, а педагогические работники подталкиваются чиновниками нижнего уровня на должностные нарушения и подлоги. Так, к примеру, вопреки Инструкции Минобразования, утвердившей форму финансовой отчетности по туризму, директор Дома творчества детей и молодежи Восточного ВОУО г. Москвы Роганова О. А. по согласованию с главным бухгалтером централизованной бухгалтерии ВОУО Стариковой Н. И. (и, естественно, с подачи последней), утверждает «документ», называемый «Документы к отчету (экспедиция, поход)». Данный документ: во-первых, и документом-то не является (не утвержден приказом, не имеет номера и даты – правильно, кто же его будет оформлять, коли он незаконный). Во-вторых, издан в превышение полномочий лиц, их издавших (ни один нормативный документ не дает им права утверждать нормативные акты в области финансовой отчетности, тем более, противоречащие действующим инструкциям Министерства образования). В-третьих, содержание документа говорит о непонимании его авторами не только специфики детского туризма, но и основ педагогики. Действительно – чего стоит только требование, чтобы дети расписывались за получение каждой порции сухого пайка в пути и туда и обратно (а почему не каждой ложки супа?). Какие отношения сформирует практическое применение этого документа между педагогом и воспитанником – отношения Учителя и Ученика или отношения лотошника и кладовщика? О каком педагогическом процессе может идти речь, если ребенку дважды вдалбливают – смотри за своим учителем, как бы он тебя не обворовал…


Когда же руководитель группы при сдаче финансового отчета объясняет: допустим, эти деньги я потратил на дорогу из населенного пункта А в пункт Б, автобусы ходят только по вторникам, а я вез группу в четверг попутной вахтовкой, вот ведомость, составленная группой со всеми подписями, подготовленная в соответствии с Инструкцией Минобразования и т.д. – он получает иезуитский ответ: «Мы все понимаем…но и вы нас поймите – как же мы примем отчет без приходного кассового ордера или другого квитка…вот идите на Черкизовский рынок – там этих квитков… ну вы понимаете…». Педагог встает перед выбором – или годами добиваться правды, как я, или идти на откровенный подлог, между прочим, уголовно наказуемый.

Педагоги устали слушать о том, что нет денег ни на школы и школьников, ни на их зарплату, в то время, когда многочисленные газеты, радио и все каналы ТВ ежедневно просто кричат властям о ежегодных многомиллиардных утечках в долларах из нашей страны, которые продолжаются более 10 лет. И как тогда можно назвать такую власть, которая в упор ничего не слышит и слышать не хочет? И к чему должен призывать честный учитель детей на уроках истории, обществоведения, экономической географии или просто при общении у походного костра? К смирению???


Елена Евгеньевна ! Убедительно прошу Вас:


1.Кардинально разобраться в ситуации, сложившейся с детско-юношеским туризмом в Москве и разослать на места циркуляры с подтверждением действия ранее принятой Инструкции Минобразования 1997 года. Причем необходимо, чтобы эти разъяснения добрались до уровня бухгалтерий и контролёров и были ими поняты при принятии финансовых отчетов, что туристская группа всегда находится в особых, т.е. форс мажорных обстоятельствах. Они же даже Приказ Министра толкуют по-своему: мол, это только устаревшие рекомендации, а не приказ к действию. Но если руководителю похода доверяют самую дорогую ценность государства -- жизнь и здоровье многих детей, то (выскажу крамолу!), можно было бы ему также доверить свободно распоряжаться в пределах сметы (питание 100 руб и 26 руб хозяйственные в 2002 году) денежными средствами, иметь право перекинуть с одной статьи расходов на другую в случаях необходимости, что на практике иногда вынуждает руководителя, к примеру, хозяйственные деньги тратить на питание при задержке группы, медицинскую помощь при непредвиденных обстоятельствах.

Во взрослом туризме это предусмотрено: в смету расходов дополнительно закладывается статья «Непредвиденные расходы» в пределах 15-17 % от общей суммы. Руководители детского туризма, чтобы не идти на криминал, используют для этой цели деньги со статьи «Командировочные расходы», т.е. свои личные средства, зная, что жизнь и здоровье детей дороже всех денег.


2. И можно ли финансировать ребёнка, занимающегося, допустим туризмом, в одном округе Москвы, а проживающего в другом, который учится в школе на территории третьего округа Москвы? А какие права бывших учеников школы, но ныне - учащихся СПТУ на финансирование. А как быть с финансированием учеников школ города Москвы, которые проживают в 5-10-и минутах ходьбы от школы, но формально их местожительство в Московской области?

Прошу дать разъяснение и по этим вопросам.

3.Решить совместно с Советом профсоюза работников образования и науки и другими органами вопрос оплаты труда педагогам – руководителям туристских походов, экскурсий и экспедиций . Моё предложение: установить оплачиваемый рабочий день педагога в походе не 8 часов в сутки, как сейчас, а не менее 16 часов, ведь юридически он несёт уголовную ответственность за все 24 часа пребывания с детьми весь срок похода, который в дни осенних, зимних и весенних каникул продолжается декаду, а в летние доходит до 30 дней, что с подъездами и отъездами составляет лагерную смену. Даже еженедельных дней отдыха, которые имеют сотрудники стационарных, не туристских лагерей, он не может получить ни в лесу, тундре, горах или в тайге, а тем более в населённых пунктах, где группу могут подстерегать опасности и социального порядка.

Но это лишь только три наши главные глобальные проблемы


Есть ещё масса вопросов, которые трактуются нашими финансовыми и контролирующими органами субъективно, когда как, в непонятно какой зависимости от каких-то обстоятельств

Вот, некоторые из них:

  1. есть ли разница в формулировках приказа: направить, командировать, разрешить (группе выйти в поход и др.)

  2. В ЦБ Восточного округа Москвы трактуют «Инструкцию МО РФ по отчётности по туристским походам…», утверждённую приказом Министра своеобразно: так, например, пункт 6 Инструкции МО РФ гласящий, что: «Оправдательным документом на приобретение за наличный и безналичный расчёт и израсходование продуктов питания в период проведения многодневного туристского мероприятия является ведомость о приобретённых и израсходованных продуктах» ,трактуется в Восточном округе как недостаточный для отчёта. Слово «оправдательный» не есть «финансовый» или «отчётный», и поэтому, вы, руководители, должны приложить все чеки и др финансовые документы, которые оправдают Ваши закупки или затраты, а ваша ведомость, о которой говорится в пункте 6, для нас - ничто

    Хотя тут же к пунктам 7 и 8 никаких претензий пока нет, хотя там и записано:

    «7. На внутримаршрутные переезды при отсутствии проездных документов составляется маршрутный лист…

    8. За произведённые культурно-массовые и хозяйственные расходы группа отчитывается перед бухгалтерией счётами, квитанциями или билетами. Если нет возможности их получить, то составляется ведомость…»

    Оплата труда руководителя и заместителя руководителя похода

  3. как определяется разряд ЕТС руководителя похода и его заместителя?

  4. как нормируется работа руководителя туристской группы в период нахождения группы на маршруте?

  5. как оплачивается работа в ночное время руководителя похода и его заместителя?

  6. как оплачивается работа в выходные и праздничные дни руководителям похода?

  7. как составляется табель на работу руководителя и заместителя в дневное и ночное время?

  8. Сколько часов оплачивается руководителю за поход продолжительностью 1, 2 3 4 дня? В многодневном походе?

    ^ Ответственность за жизнь и здоровье детей

    -сколько часов в день (сутки) ответственность за жизнь и здоровье детей несёт руководитель похода? Заместитель руководителя похода? 8, 12, 16, 24 часа? Или только в пределах 8-и часового рабочего дня + 15%, что во временном эквиваленте будет менее 9.5 часов, а после «оплаченного» времени уже не несёт ответственность? Как будет называться ответственность, которая наступит (уголовная, административная, материальная, моральная)? Какие наказания понесут лица, никакого отношения не имеющие к происшедшему случаю в походе, (директор, завуч, члены МКК), формально только как бы косвенно причастные: официально правильно оформившие документы и выпустившие группу на маршрут? (Пример наглядный: сняли с работы зам.зав Мосгороно Пилипенко В.И., заведующего РОНО, инспектора РОНО и директора школы за то, что в экскурсионный автобус со школьниками врезался бензовоз на улицах Москвы в 80-х гг?

    - какими документами это регламентируется?

    ^ Оплата командировочных расходов

    -оплачивается ли руководителям и их заместителям билеты на экскурсию, включённую в программу похода (целевая экскурсия, связанная с выполнением основного краеведческого или другого задания)?

    -оплачивается ли руководителям и замам внутримаршрутный проезд

    ( например: до начальной точки маршрута, подъезд внутри маршрута и от конечной точки маршрута до основного вида транспорта)?

  9. распространяется ли на руководителя и его заместителя 100% скидка (льгота) по оплате питания, как на работников объединений детских пароходств, экипажи которых имеют эту льготу даже при швартовке судна на берегу?

  10. возмещаются ли педагогу учебным учреждением расходы при проведении походов «выходного дня» (1-3) дня, предусмотренных годовым учебным планом и программой детского объединения (стоимость проезда на городском транспорте, автобусах, электричках на слёты, соревнования и походы, а также командировочные, если туристское мероприятие имеет продолжительность более 24-х часов). Какими документами это подтверждается в настоящее время?



  11. ^ Оплата путёвок для детей руководителей туристских походов

  12. распространяется ли на детей (родственников) руководителей дотация по оздоровительной кампании, если они являются дошкольниками и родители вынуждены их брать с собой?

  13. -возможно ли финансирование (включение в группу) в состав команды школы или учреждения дополнительного образования если они учатся: -в другой школе, -в другом округе, районе, -в институте? (если нет, то на основании какого документа)?


^ Финансовые ревизии

-какими документами регламентируется работа ревизоров КРУ при проверке отчётов по туристским походам?

-имеют ли право проверяющие требовать предоставления документов, не предусмотренных правилами Инструкции по походам (меню-раскладку питания, например)?

-имеют ли право ревизоры звонить по телефону ребёнку домой и выяснять у него, как практикуется, например в ВОУ МДО, чем кормили группу в обед 17 августа или что было на ужин 12 дня пути?

- какое должностное лицо имеет право производить денежные начёты на руководителя похода? Какими документами это установлено? Как и где, в какой срок этот незаконный акт можно опротестовать, без вмешательства прокуратуры и судебных органов?


Чего тут еще сказать… Хотелось бы только напомнить, что отношение государства к проблеме воспитания подрастающего поколения – показатель степени прочности государственного строя и мудрости его руководства.


Руководитель детского туристского объединения «Горизонт» Экспериментального центра детско-юношеского туризма и экскурсий «Родина» Восточного окружного управления образованием г. Москвы

Попов Игорь Федорович, -

педагог высшей квалификационной категории, педстаж 45 лет,

академик Московской международной академии детско-юношеского туризма и краеведения,

награждённый знаком «За заслуги в развитии детско-юношеского туризма»,

Действительный член Русского географического общества,

Старший инструктор-методист по туризму,

«Заслуженный путешественник Российской Федерации»


« __» _________ 2002 г.


_____________ Попов И.Ф.


Пока составлял Вам это письмо в Восточном учебном округе - ещё новшество. Для получения финансирования детей в туристские походы в зимнюю и летнюю оздоровительные кампании необходимо предоставить в окружной отдел социальной защиты господину Ситникову В.А. от каждого учителя или ПДО, уводящего свою группу в поход - годовой учебный план и копию учебного журнала со списком участников туристского объединения на начало учебного года. Повторяю: на начало учебного года, а если ребёнок придёт в детский коллектив заниматься туристско-краеведческой деятельностью позже 1 четверти – он, что, теряет право участвовать в походе летом и быть профинансированным по летней оздоровительной кампании? Объясните, как и когда формируются списки отрядов летних лагерей? Неоднократно был начальником в пионерских лагерях, но в практике такого никогда не встречал. Неужели такая же документация как для юных туристов ещё осенью 2002 года будет востребована г-м Ситниковым и с руководителей лагерей разных профилей в дни Лета-2003 года?




Похожие:

Министерство образования Российской Федерации iconГосударственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 2015 годы
Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,...
Министерство образования Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации письмо от 18 июля 2011 г. N мд-942/03 о выполнении поручения президента российской федерации
Основы религиозных культур и светской этики (далее комплексный учебный курс или орксэ) Министерство образования и науки Российской...
Министерство образования Российской Федерации iconМинистерство образования российской федерации письмо
В связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"...
Министерство образования Российской Федерации iconМинистерство образования российской федерации
Российской Федерации" и в рамках реализации Программы развития воспитания в системе образования России Министерством образования...
Министерство образования Российской Федерации iconМинистерство образования российской федерации
В связи с поступающими запросами о порядке награждения в 2004 году золотыми и серебряными медалями выпускниками общеобразовательных...
Министерство образования Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...
Министерство образования Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России) прика з
В соответствии с пунктом 9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства...
Министерство образования Российской Федерации iconМинистерство образования Российской Федерации прика з от 26 июня 2000 г. N 1908 об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальныхобразовательных учреждений
Об образовании (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, n 3, ст. 150) и Положением о Министерстве образования Российской...
Министерство образования Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...
Министерство образования Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...
Министерство образования Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов