Информация об итогах реализации регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Павловского района icon

Информация об итогах реализации регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Павловского района



НазваниеИнформация об итогах реализации регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Павловского района
Дата конвертации28.08.2012
Размер129.68 Kb.
ТипИнформация

Информация об итогах реализации регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Павловского района


Коллегия управления образования

администрации Павловского муниципального района

3 ноября 2010 года


Приказом министерства образования и науки Нижегородской области 4 марта 2005 года № 57 был утвержден региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области на период 2005-2010 года.

Данный региональный документ разрабатывался на основе государственного стандарта общего образования первого поколения, утвержденного приказом министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089 и федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312.

2009-2010 учебный год являлся последним годом реализации данного учебного плана.

Мониторинг реализации учебного плана, проводимый в 2009-2010 учебном году по запросу министерства образования Нижегородской области, показал, что на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения сложилась профессиональная культура работы с данным документом: во всех общеобразовательных учреждениях района учебные планы утверждены руководителями, согласованы с управлением образования, структурно выдержаны, имеют пояснительные записки, имеют анализ реализации за предыдущий учебный год, перед согласованием проходят предварительную экспертизу.

За эти годы педагогами общеобразовательных школ района разработаны и используются в учебно-воспитательном процессе 19 программ, имеющих экспертное заключение НМЭС НИРО, еще 14 программ в настоящее время направлены на экспертизу в НИРО. У 14 программ срок действия истек, на сертификацию в областной экспертный совет эти программы направлены не были.


Остановимся подробнее на ступенях обучения.


^ Начальная школа.

Последние пять лет федеральные и региональные документы позволяют школам самостоятельно определять организацию учебного процесса по четырем вариантам. В этом учебном году ситуация сложилась следующим образом:

- 5-дневка (35 мин) – 2 ОУ (Ясенецкая СОШ, НОШ г. Ворсма)

- 5-дневка (40-45 мин) – 1 ОУ (ООШ д. Лаптево)

- 6-дневка (35 мин) – нет

- 6-дневка (40-45 мин) - 21 ОУ (87,5%)

В районе преподавание на 1 ступени ведется по следующим УМК: «Школа России» (54% классов), «Гармония» (18,3%), «Начальная школа 21 века» (11%), система Занкова (8%), «Планета знаний» (5%), «Перспективная начальная школа» (3,7%). Можно отметить, что с каждым годом реализации РБУП увеличивалось количество классов, обучающихся по вариативным УМК.


И, конечно же, нельзя не сказать о том, что переход на ФГОС начального общего образования с 1 сентября 2011 года уже сейчас заставляет задуматься о выборе УМК. По рекомендациям МОН РФ и НИРО в большей степени соответствуют ФГОС нового поколения следующие УМК: система Эльконина-Давыдова, система Занкова, «Гармония», «Классическая начальная школа». Низкие результаты в ходе апробации показала «Школа России», а у нас 14 школ из 24 (58%) используют только этот УМК. Хотя, надо отметить, что в настоящее время издательством проводится большая работа по наполнению данного УМК.

Еще раз обращаю внимание администрации ОУ на то, что определение списка учебников это компетенция ОУ, а учитель выбирает учебники из определенного ОУ списка. Решение должно быть принято коллегиально.

В связи с тем, что федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения становится двухкомпонентным (федеральный компонент и компонент образовательного учреждения) предметы регионального компонента с 2010 года могут вводиться в рамках компонента образовательного учреждения.

В этом учебном году предметы регионального компонента сохранены во всех ОУ района и в рамках компонента образовательного учреждения продолжается ведение учебных предметов: гражданское образование (83% ОУ), физическая культура (третий час) (13% ОУ), в одном ОУ (4%) ведется экономика. В ОУ созданы условия для ведения этих предметов: имеются подготовленные кадры и соответствующие УМК. Отсутствие данных предметов объясняется только причинами, связанными с обучением в рамках пятидневной учебной недели (ОШ д. Лаптево) или по специальным коррекционным программам (СШ № 1 г. Горбатов, СШ № 1 р.п. Тумботино) или программам, предусматривающим пропедевтическую подготовку к изучению программ повышенного уровня, (СШ № 9 г. Павлово).

Таким образом, можно констатировать, что в 100% школ района содержание регионального компонента стало неотъемлемой частью образовательной программы учреждения.


В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования иностранный язык и информатика входят в обязательный перечень учебных предметов в начальной школе.

В нашем районе с 2006 года иностранный язык был введен практически во всех вторых классах. С отставанием в 1-2 года иностранный язык был введен в школах с. Ярымово и с. Чмутово в связи с отсутствием подготовленных кадров. Занятия проводятся учителями иностранного языка, имеющими опыт работы или курсовую подготовку по раннему обучению иностранному языку, в одной школе занятия проводит учитель начальных классов, который прошел курсовую подготовку, связанную с преподаванием иностранного языка.

В апреле 2010 года ИДК был проведен мониторинг уровня и качества усвоения образовательных стандартов по английскому языку выпускниками начальной школы. Результаты следующие: средний процент выполнения теста составил 77%, что свидетельствует о хорошем уровне обученности в начальной школе. Качество знаний – 63%. Выше районного эти показатели в школах № 5,6,9,10,11 г. Павлово, № 2 р.п. Тумботино, НОШ г. Ворсма, с. Грудцино, с Таремское, Ясенецкой, Вареж, Лаптево, Ярымово.


Изучение курса «Информатика и ИКТ» на первой ступени обучения проходит в двух вариантах:

1 вариант: курс изучается в 3-4 классах в объеме 1 часа в неделю в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология» (4 школы – 16,5%), а также во 2-м классе – факультативный курс, а в 3-4 классах – учебный модуль (9 школ – 37,5%).

2 вариант: курс вводится со 2 класса по 1 часу в неделю, в 3-4 классе ведется как отдельный учебный предмет, «Технология» остается в объеме 2 часа (11 школ – 46%).

Информатику в начальных классах преподают 85 педагогов, из которых 87% учителя начальных классов, 9,5% - учителя информатики, 3,5% - другие учителя-предметники. С точки зрения подготовленности кадров для преподавания информатики наибольшее внимание должно уделяться учителям начальных классов. Но только 49,5% этих педагогов прошли соответствующую курсовую подготовку (по области – 62%).

В апреле 2010 года ИДК был проведен мониторинг уровня и качества усвоения образовательных стандартов по информатике и ИКТ выпускниками начальной школы. Результаты следующие: средний процент выполнения теста составил 76%, успеваемость – 98%, качество знаний – 83%. Выше районного показатели в школах № 3,6,9,10,16 г. Павлово, № 1 г. Ворсма, с. Грудцино, НОШ д. Б-Окское. Причем, в школах № 16 г. Павлово, с. Грудцино и Д. Б-Окское данный предмет преподается как модуль предмета «Технология».


^ Основная школа

Учебный план 2005 года предоставил школам возможность выбора предметов регионального компонента. И, если на 1 ступени обучения в течение 5 лет учебный предмет «Гражданское образование» являлся основным, то в 5-9 классах акценты меняются: приоритет отдавался изучению экономики, информатики и экологии, граждановедение занимало четвертое место. Это связано с тем, что в 6-х классах в рамках федерального компонента введено обществознание, содержание которого дублирует содержание курса граждановедения.


В учебных планах на 2010-2011 учебный год предметы регионального компонента сохранены во всех ОУ района и в рамках компонента образовательного учреждения продолжается ведение предметов: экономика, информатика, экология, граждановедение, религии России. Компонент образовательного учреждения наполнен также учебными предметами: биологическое краеведение, географическое краеведение, черчение, МХК, компьютерная графика, физическая культура.


Учебный план 2005 года предоставил ОУ возможность устанавливать обязательную нагрузку для каждого класса школы в соответствии с особенностями образовательной программы, изменениями в содержании учебных предметов, а также спецификой развития детей. Эта возможность использована ОУ:

- в 5-х классах на 1 час увеличена нагрузка в 4 ОУ (№ 1,6 г. Павлово, № 1 р.п. Тумботино, № 1 г. Ворсма);

- в 6-х классах на 1 час увеличена нагрузка в 6 ОУ (№ 1,3,6,10,16 г.Павлово, № 1 р.п. Тумботино), на 2 часа в 1 ОУ (№ 1 г. Ворсма);

- в 7-х классах на 1 час увеличена нагрузка в 4 ОУ (№ 1,7 г. Павлово, 3 1 р.п. Тумботино, № 1 г. Ворсма);

- в 8-х классах в 2 ОУ (№ 5 г. Павлово, № 1 г. Горбатов) нагрузка снижена до 31 часа (так как 1 час регионального компонента после изучения «Информатики» перешел в компонент ОУ), в 5 ОУ (№ 7,9,11 г. Павлово, № 1 г. Ворсма, Ясенецкой) она увеличена на 1 час, в 3 ОУ (№ 1, 6 г. Павлово, № 1 р.п. Тумботино) нагрузка увеличена на 2 часа.

- в 9 классах в 4 ОУ нагрузка снижена на 1 час (№ 5,10 г. Павлово № 2 р.п. Тумботино для ведения предпрофильной подготовки, № 1 г. Горбатов), в 5 ОУ (№ 6,9,11 г. Павлово, № 1 г. Ворсма, Ясенецокй) она увеличена на 1 час, в 2 ОУ (№ 1 г. Павлово, № 1 р.п. Тумботино) она увеличена до максимальной – 35 часов.

В связи с введением Госстандарта первого поколения на второй ступени обучения изменились подходы к организации преподавания предметов образовательной области «Искусство» и учебному предмету «Черчение».

В настоящее время образовательная область «Искусство» представлена в следующих вариантах:

- в 8-х классах: в 19 ОУ (86%) ведутся предметы «Изо» и «Музыка» по 0,5 часа, в 1 ОУ (5%) ведется «Изо», в 2 ОУ (9%) – предмет «МХК»;

- в 9-х классах продолжается изучение предметов данной области в следующих вариантах: в 14 ОУ (64%) ведутся предметы «Изо» и «Музыка» по 0,5 часа, в 4 ОУ (18%) ведется «Изо», в 3 ОУ (13%) – предмет «МХК», в 1 ОУ (5%) – предмет «Искусство».

Предмет «Черчение» ведется в 17 ОУ (77%) в 62 классах, что составляет 77% (по области этот показатель – 37,8%).

Предпрофильная подготовка ведется в 6 ОУ, в том числе в 1 ОУ вводятся предметные курсы, в 2 ОУ – профориентационные, в 3 ОУ – и предметные и профориетационные. Предпрофильной подготовкой охвачено 300 учащихся 9-х классов.


^ Средняя школа

Принципы построения регионального базисного учебного плана 2005 года для 10-11 классов были основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Динамика профилизации третьей ступени обучения за период реализации регионального базисного учебного плана показала следующее:

Название профиля

Кол-во классов 2005

Кол-во классов 2009

Кол-во классов 2010

Гуманитарный

1

1 гр

1 гр

Естественно-математический

2

1+2 гр

3 гр

Социально-экономический

-

1 гр

4 гр

Технологический

3

2 гр

-

ИУП




3

8

Многопрофильные классы

-

4

5

Всего

6/5ОУ

8/5ОУ

13/9ОУ


Сравнение доли охвата старшеклассников профильным обучением показывает также позитивный рост.

Учебный год

Кол-во учащихся 10-11 классов

Кол-во учащихся в профильных классах

Доля (%)

2005-2006

1534

131

8,5

2009-2010

758

171

22,5

2010-2011

705

321

45,5


В 2010-2011 учебном году на третьей ступени обучения 53% 10-х классов (9 из 17) открыты как профильные классы (СШ № 1,5,6,10,16 г. Павлово, № 1,2 г. Ворсма, № 2 р.п. Тумботино).

В школах № 1,6,10 г. Павлово, № 2 г. Ворсма открыты профильные классы по индивидуальным учебным планам.

В школах № 5,16 г. Павлово, № 1 г. Ворсма, № 2 р.п. Тумботино открыты многопрофильные классы.

В 11-х классах продолжается профильное обучение в 4 из 15 классов, что составляет (27%). В СШ № 1,3,6 г. Павлово – по индивидуальным учебным планам, в школе № 10 г. Павлово многопрофильный класс.

Всего профильным обучением охвачены 321 учащийся (45,5 % от учащихся третьей ступени).


Название профиля

Кол-во учащихся

Доля (%)

Гуманитарный

14

4,3

Естественно-математический

35

10,9

Социально-экономический

62

19,3

ИУП

210

65,5


В учебные планы профильных классов включены элективные курсы, рассчитанные на 1-2 года. Для ведения элективных курсов используются программы, рекомендованные МОН РФ, НИРО, авторские программы, имеющие экспертное заключение НМЭС НИРО.

Безусловно, организация обучения по программам профильного уровня проводится с ориентацией на результат, под ним понимается:

- мотивация, т.е. продолжение обучения в учреждениях профессионального образования по выбранному профилю;

- более высокий уровень знаний выпускников, освоивших программы повышенного уровня.

Анализ первой позиции за 2 года (мотивация) показал следующее:

- 63% выпускников выбирают для сдачи в рамках ГИА предметы, изучаемые на профильном уровне (47% - без учета обязательных предметов);

- 50% выпускников поступают в учреждения профессионального образования по профилю предмета, изучаемого в школе.

Анализируя вторую позицию (уровень знаний) по результатам 2010 года можно констатировать следующее:

- по 5 предметам (русский язык, математика, физика, история России, химия) выпускники, освоившие профильные программы, показали результаты, превосходящие результаты в общеобразовательных классах, а также среднеобластной и среднероссийский показатели;

- по информатике выпускники, освоившие профильные программы, показали результат несколько ниже, чем в общеобразовательных классах, но выше среднеобластного и среднероссийского показателей;

- по биологии выпускники, освоившие профильные программы, показали результаты, ниже результатов в общеобразовательных классах, а также среднеобластного и среднероссийского показателей.

В 2009 году результаты были лучше по информатике, а по биологии ситуация не изменилась. Но, если сравнить результаты 2009 и 2010 года по одним и тем же предметам, то картина следующая: по русскому языку, математике и биологии результаты стали выше, а по информатике произошло снижение.


Остановимся на общеобразовательных классах третьей ступени:

- в 5 ОУ (из 6), имеющих 10-е общеобразовательные классы, обязательная нагрузка увеличена: на 1 час в 2 ОУ, на 2 часа в 3 ОУ. Таким образом, максимальный объем обязательной нагрузки увеличен до 29 часов, для сравнения обязательная нагрузка в 5-х классах – 29 часов.

- в 9 ОУ (из 10), имеющих 11-е общеобразовательные классы, обязательная нагрузка увеличена на 1 час в 1 ОУ, на 2 часа в 2 ОУ, на 3 часа в 5 ОУ, на 4 часа в 1 ОУ. Таким образом, максимальный объем обязательной нагрузки увеличен до 29 часов.

Данные часы использованы на введение новых курсов (экономика, экология, право, налоговая грамотность, компьютерная графика) и увеличение количества часов на изучение отдельных курсов (информатика, экономика). Остальные часы используются на введение факультативных курсов, которые являются необязательными для посещения учащимися.

В заключении хотелось бы остановиться на условиях, созданных в ОУ для реализации регионального базисного учебного плана.

Обеспеченность учебниками.

На протяжении 5 лет реализации регионального базисного учебного плана планомерно проводилась работа по обеспечению учащихся 1-11 классов современными учебно-методическими комплексами.

На сегодняшний день ситуация с обеспеченностью учебниками такова:

- средний процент обеспеченности учебниками учащихся 1-4 классов составляет 92,07%. На слайде вы видите процент обеспеченности учебниками по предметам федерального компонента: процент по средним школам и общий по району, так как по основным школам этот показатель – 100%;

- средний процент обеспеченности учебниками учащихся 5-9 классов составляет 91,8%. На следующем слайде также наглядно представлена картина обеспеченности учебниками по предметам федерального компонента;

- средний процент обеспеченности учебниками учащихся 10-11 классов составляет 96,2%.

- средний процент обеспеченности учебниками учащихся 1-11 классов составляет 94,1%. Выше районного этот показатель в СОШ № 7,11 г. Павлово, № 1,2 г. Ворсма, № 2 р.п. Тумботино, № 1 г. Горбатов, с. Грудцино, с. Таремское, НОШ № 14 г. Павлово, всех ООШ.

Обеспеченность учебно-наглядным и лабораторным оборудованием.

За 3 года в рамках ПНПО за счет средств федерального и областного бюджетов в 12 школ района поставлены: 2 кабинета биологии, 3 кабинета физики, 2 кабинета химии, 2 кабинета географии, 3 кабинета русского языка и литературы, 8 интерактивных досок. За 5 лет 4 школы, 2 из которых дважды, получали по 1 млн. рублей, а также 1 школа – 740 тыс. рублей. 90% выделенных средств каждой школой было израсходовано на приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения и модернизацию материально-технической базы.

По данным мониторинга, проводимого управлением образования в 2008 и 2009 году, можно отметить, что в 2009 по сравнению с 2008 годом по всем предметам увеличился процент обеспеченности учебным оборудованием. Проблемными остаются следующие позиции:

- лабораторное оборудование по физике для 9 класса

- демонстрационное оборудование по разделу «ядерная физика»

- лабораторное оборудование и химические реактивы для 10 класса

- демонстрационное оборудование по разделу «общая биология»

- карты по всеобщей истории

- оборудование для выполнения программы по разделу «Кулинария»

- не достаточно высокий процент обеспеченности учебным оборудованием и печатными пособиями кабинетов начальных классов, иностранного языка, изобразительного искусства (особое внимание обратить на кабинеты начальных классов – обеспечение условий для введения ФГОС).

Вывод: в 2009-2010 учебном году все общеобразовательные учреждения района завершили переход на федеральный государственный стандарт первого поколения, принятый в 2004 году. Переход на федеральный государственный стандарт первого поколения осуществлен своевременно и качественно. В 2010-2011 учебном году предстоит провести большую организационную работу по подготовке к переходу на ФГОС нового поколения.









Похожие:

Информация об итогах реализации регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Павловского района iconПриказ №180 о создании рабочей группы по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
На основании решения коллегии министерства образования Нижегородской области от 18 февраля 2010 года №3 р "Об итогах реализации регионального...
Информация об итогах реализации регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Павловского района iconАнализ реализации учебного плана 2010 -2011 учебного год
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана...
Информация об итогах реализации регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Павловского района iconПриказ №167 о подготовке к введению в общеобразовательных учреждениях Павловского муниципального района комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
О подготовке к введению в общеобразовательных учреждениях Павловского муниципального района комплексного учебного курса «Основы религиозных...
Информация об итогах реализации регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Павловского района iconУправление образования Администрации Павловского района прика з от 28 октября 2011г. №531 о выполнении плана мероприятий по подготовке к введению фгос ноо в общеобразовательных учреждениях Павловского муниципального района
Павловского муниципального района, утверждённым приказом управления образования от 04. 2010 года №193, в ходе подготовки введения...
Информация об итогах реализации регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Павловского района iconПриказ №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих программы общего образования»
Министерства образования РФ от 09. 03. 2004г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов...
Информация об итогах реализации регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Павловского района iconПояснительная записка к учебному плану по моу сош №284 на 2010 2011 учебный год Учебный план моу сош №284 составлен на основании: закона РФ «об образовании»
Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утверждённого...
Информация об итогах реализации регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Павловского района iconАнализ реализации учебного плана 2009-2010 учебного год
Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях. СанПин...
Информация об итогах реализации регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Павловского района iconАнализ реализации учебного плана 2009-2010 учебного год
Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях. СанПин...
Информация об итогах реализации регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Павловского района iconПриказ №113 §4 от 22. 07. 2011г. «Об утверждении плана по реализации комплекса мер по модернизации общего образования Павловского муниципального района на 2011 год»
В соответствии с приказом Павловского моо №113 §4 от 22. 07. 2011г. «Об утверждении плана по реализации комплекса мер по модернизации...
Информация об итогах реализации регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Павловского района iconСправка об итогах подворового обхода микрорайонов ст. Павловской и населенных пунктов муниципального образования Павловский район в январе 2009 года
Павловского района, согласно постановлению главы Павловского района от 23. 03. 2005 №276 «О закреплении прилегающих территорий за...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов