Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева icon

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева



НазваниеОсобенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева
Дата конвертации28.08.2012
Размер34.19 Kb.
ТипДокументы

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ

Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю.Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева Психологический институт РАО. Москва.


Отрыв маленького ребёнка от семьи и его жизнь в закрытом детском учреждении имеют серьёзные негативные последствия для развития его психики и личности. В лаборатории психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО в течение ряда лет проводились сравнительные исследования психического развития детей, живущих в семье и вне семьи (в доме ребёнка и в детском доме). Результаты этих исследований позволили выявить существенные отклонения и задержки в развитии детей, растущих вне семьи. Этих детей отличает отсутствие инициативы, эмоциональное безразличие, неразвитость сознания и внутреннего плана действия, недоразвитие волевой и мотивационной сферы. На разных этапах дошкольного детства эти отклонения выражаются по-разному.

У младенцев, воспитывающихся без родителей, значительно позже, чем у детей из семьи, возникает потребность в общении со взрослым и оформляется непосредственно-эмоциональное общение («комплекс оживления»). Само общение отличается вялостью, безынициативностью, бедностью коммуникативных средств. Во втором полугодии жизни у этих детей не возникают аффективно-личностные связи со взрослым: они не стремятся разделить с ним свои эмоции, не ищут у него сопереживания в новой или пугающей ситуации (как это делают семейные дети). Всё это приводит к снижению общей и познавательной активности детей.

В раннем возрасте (от года до 3-х) к этому прибавляется ещё ряд особенностей, отличающих воспитанников дома ребёнка от их сверстников из семьи: пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении специфическими предметными действиями (в том числе орудийными), эмоциональная глухота, выражающаяся в нечувствительности к отношению взрослого, отсутствие стремления к самостоятельности. У детей, воспитывающихся вне семьи, обнаружена также невосприимчивость к образцам поведения, неадекватное отношение к оценке взрослого: похвала слабо интенсифицирует деятельность ребёнка, а порицание совсем не изменяет её. Практически, положительная и отрицательная оценки со стороны взрослого не дифференцируются. Это приводит к задержкам в овладении активной речью и предметными действиями, к серьёзным искажениям в развитии самосознания.

У дошкольников из детского дома также обнаруживается сниженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности, особенно игровой. Кроме того, сравнительный анализ показал, что у детей без семьи, в отличие от обычных дошкольников, отсутствует способность к сопереживанию другим людям - как взрослым, так и сверстникам. Контакты детей друг с другом отличаются бессодержательностью и слабой эмоциональной насыщенностью.
Игровые действия дети выполняют формально, не осмысливая их и не переживая с позиции ролевого персонажа, хотя внешне рисунок действия может быть вполне адекватен выбранному сюжету. Игровые роли, создание мнимой, воображаемой ситуации, символические замещения, характерные для игры дошкольников, практически отсутствуют у детей из детского дома. Контакты детей во время игр сводятся к конкретным указаниям ("дай, подвинься, иди сюда" и пр.). Значительно чаще, чем у детей из семьи, наблюдаются конфликты и агрессивные формы поведения.

Общение детдомовских дошкольников со взрослым не соответствует ни одной из 4-х форм общения (выделенных М.И. Лисиной). Их отличает повышенная потребность во внимании и доброжелательности взрослого, характерная для детей первого года жизни, которая выражается не экспрессивно-мимическими, а обеднёнными речевыми средствами. Содержательное речевое общение (познавательное или личностное), характерное для

старших дошкольников, оказывается для них недоступным. Обращает на себя внимание сниженная инициативность в общении (они обращаются ко взрослому в 5-10 раз реже, чем в детском саду), эмоциональная бедность, однообразие содержания обращений ко взрослому, которое направлено в основном на регламентацию поведения.

У дошкольников из детского дома очень слабо развит временной план их действий: они не выделяют и не фиксируют в сознании своих действий, не помнят, что они делали, не знают, что они будут делать. Их прошлое и будущее связаны исключительно с режимными моментами (спать, есть, гулять) и ограничиваются одним днём. Их отличает повышенная ситуативность - в общении, в поведении, в мышлении, в желаниях и в действиях.

Таким образом, для детей, воспитывающихся вне семьи, характерны существенные отставания и деформации по всем линиям психического развития. В то же время, в детском доме наблюдались значительные индивидуальные различия между детьми, которые во многом определялись отношениями с родителями и сроками поступления ребёнка в закрытое детское учреждение. В тех случаях, когда родители или другие близкие взрослые регулярно навещали ребёнка, его развитие проходило более благополучно. Дети, поступившие в детский дом в 2-3 года (даже из самой неблагополучной семьи) были значительно более восприимчивы к воздействиям взрослых и опережали своих сверстников, с рождения живущих в доме ребёнка, по темпам развития. Это может свидетельствовать об особой значимости и необходимости семейного воспитания в первые три года жизни ребёнка.

________________________________________________________________________________




Похожие:

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева iconПсихологические особенности детей с зпр
«зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены к особой категории – детей с задержкой психического развития (зпр)
Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева iconПриказ №13/1 от 28. 02. 2011 г. «Об открытии Консультационных пунктов для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи»
Ия психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям, воспитывающимся в условиях семьи, развития вариативных...
Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева iconСпецификация банка тестовых заданий
Национальные особенности белорусской семьи. Национальные особенности татарской семьи. Национальные особенности немецкой семьи. Национальные...
Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева iconОсновная общеобразовательная программа
...
Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева iconПрограмма «система выявления. Поддержки и развития одарённых детей» Актуальность проблемы
Детей, имеющих такой потенциал, в педагогике принято называть одарёнными. Именно эта категория учащихся часто оказывается вне специального...
Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева iconДокументы
1. /Особенности психического развития личности взрослого человека.doc
Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева iconПоложение об областном заочном конкурсе творческих работ “Мир семьи глазами детей“
Областной заочный конкурс творческих работ «Мир семьи глазами детей» (далее – конкурс) проводится с целью формирования нравственно-эстетических...
Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева iconВозрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет
Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны...
Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева iconМоу «Гимназия №6» дошкольное отделение №11 Консультационный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи Особенности общения со старшими дошкольниками в семье Материалы для размещения на сайте Апрель, 2011 г.
Вы, наверное, еще хорошо помните, как ваш ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет был своевольным, капризным, упрямым; часто по­вторял...
Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная, Л. М. Царегородцева iconБиблиография «Раннее детство»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов