К. Д. Ушинский Урок клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны icon

К. Д. Ушинский Урок клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны



НазваниеК. Д. Ушинский Урок клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны
Дата конвертации28.08.2012
Размер97.16 Kb.
ТипУрок

Современный урок

  • «Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему и нравственному, - и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда человеческое достоинство»

К.Д. Ушинский


  • Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

  • Урок – это не передача готовых знаний, а процесс открытия и развития.

  • Урок – это творимое педагогом педагогическое произведение.

  • Урок – это основная форма педагогической деятельности.

  • Урок – это зеркало культуры учителя.

  • Урок – это встреча с любимым учителем.

Вопросы, вопросы, вопросы…

  • Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, т.е. более 350 лет.

  • Что такое сегодня «хороший урок»?

  • Что определяет «современность» урока?

  • Мастерство педагога?

  • Совокупность методических приемов?

  • Наличие технических средств обучения?

  • Каким он должен быть?

Урок - это

  • Целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей.

  • Что объединяет отдельные части и этапы урока в единое целое?

Цели

Этапы учебного занятия объединяют в единое целое его образовательные цели (ОЦ). Именно они являются системообразующим компонентом учебного занятия".

  • Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться.


Цели развития личности:

  • личностно-смыслового отношения к предмету;

  • ценностных отношений к действительности;

  • интеллектуальной культуры;

  • исследовательской культуры;

  • культуры самоуправления учебной деятельностью;

  • информационной культуры школьников;

  • коммуникативной культуры;

  • рефлексивной культуры.

Итак,главная цель-развитие личности ребенка.


Предметные цели урока

  • Отражают логику процесса усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

  • Примеры из практики:
    «научить учащихся…», «сформировать знания о…», «доказать теорему о…», «познакомить учащихся с…»

^ МЫ НИЧЕГО НЕ МОЖЕМ СФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ

  • Предметные цели предполагают определение того, что должно «прибавиться» в знаниях и специальных умениях учащихся.

  • Усвоить означает понять, запомнить и применить.


Предметные цели:

  • Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;

  • Организовать совместное с уч-ся планирование изучения новой темы;

  • Организовать деятельность по изучению и первичному закреплению:

  • фактов …;

  • понятий …;

  • правил …;

  • законов …;

  • способов действий.

  • Обеспечить закрепление понятий, правил, умений;

  • Обеспечить применение знаний и способов действий в разнообразных ситуациях;

  • Организовать деятельность по обобщению и систематизации;

  • Обеспечить проверку и оценку;

  • Организовать коррекционную деятельность уч-ся.

Структура урока

-дидактическая

-логико-психологическая

-мотивационная

-методическая

  • Все вышеназванные структуры урока реализуются в практической деятельности учителя при помощи методической структуры.

  • Методическая структура определяется учителем. Он отбирает средства, приемы и способы преподавания с учетом всех структур.

Схема методической структуры Колба

  • Мотивация и объявление новой темы - 10% времени урока;

  • Закрепление (повторение) - 20%;

  • Изучение нового материала - 50%;

  • Оценивание - 10%;

  • Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) - 10%

.

Вечная формула урока

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

и я научусь


Конфуций


Как же происходит усвоение знаний?

  • Слушание речи – до 15%

  • Чтение – до 30%

  • Наблюдение – до 50%

  • Деятельность, применение – до 90%

  • Объяснение, передача – до 100%

Какие же есть формы организации деятельности на уроке?

Пассивный метод

  • Форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель является основной действующей фигурой урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей.

^ Активный метод

  • форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся теперь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

^ Интерактивный метод

  • форма организации деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

^ Личностно ориентированное обучение

  • отношения преподавателей и учащихся строятся на равноправных позициях субъектов образовательного процесса, в основе которого лежит организация активных форм работы школьников и общение на уровне смыслов.

Личностно ориентированное общение

Интерактивные методы

  • Творческие задания;(ТЗ)

  • Работа в малых группах;

  • Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

  • Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);

  • Разминки;

  • Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);

  • Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», проективные техники, «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);

  • Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация»)

ТЗ – основа интерактивных методов

  • ТЗ требуют от учащихся не воспроизводства информации, а творчества, т.к. содержат элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

  • Творческое задание придает смысл обучению, мотивирует учащихся.


Обязательные свойства ТЗ:

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

  • является практическим и полезным для учащихся;

  • связано с жизнью учащихся;

  • вызывает интерес у учащихся;

  • максимально служит целям обучения.




  • Главное — предоставить ребенку возможность познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен, и в котором он чувствует себя комфортно.


Индивидуальные учебные проекты

  • Это наиболее доступный и эффективный способ организации познавательной деятельности. Можно использовать различные виды проектов. Как правило, любой проект интегрирует в себе и различные области знаний, и способы деятельности, и различные цели. Предлагается следующая типология проектов:

  • проекты, направленные на развитие того или иного типа интеллекта;

  • проекты, основанные на программном материале;

  • тематические проекты;

  • ресурсные проекты;

  • проекты по выбору учащихся.



Какой он – современный урок?

 Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — что учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Любой урок имеет определенную структуру построения и реализации. При этом хотелось бы отметить, что структура урока должна определяться самим учителем и включать те этапы урока, которые наиболее эффективно и рационально позволят достигнуть поставленной образовательной цели. Современный урок как раз и должен строиться на том, что известные теоретические подходы к его созданию будут использованы таким образом, что позволит учителю  рационализировать сам процесс обучения, решить эффективно образовательные задачи. Попробуем схематично представить вышесказанное 

  Структура современного урока представляет собой совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока. Ю.Б.Зотов выделяет 5 наиболее встречающихся в практике элементов урока:

Изучение нового материала.

                  Закрепление пройденного.

                  Контроль и оценка учащихся.

                  Домашнее задание.

                  Обобщение и систематизация знаний.

Какие элементы урока будут использованы учителем на конкретном уроке, зависит  от типа и вида урока.

Чтобы создать современный урок существует ряд рекомендаций.

Шаг 1.

  четко определить и сформулировать для себя тему урока;

  определить место темы в учебном курсе;

  определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Шаг 2.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Шаг 3.

Спланировать учебный материал

^ Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

^ Подобрать учебные задания, целью которых является:

  узнавание нового материала;

  воспроизведение;

  применение знаний в новой ситуации;

  применение знаний в незнакомой ситуации;

  творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". ^ Составить три набора заданий:

  задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

  задания, способствующие осмыслению материала учеником;

  задания, способствующие закреплению материала учеником.

Шаг 4.

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Шаг 5.

Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Шаг 6.

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  что контролировать;

  как контролировать;

  как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

Шаг 7.

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

^ Шаг 8.

Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Шаг 9.

Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Урок № _____________________

Тема ______________________

Цель ______________________

Задачи:_____________________

обучающие__________________

развивающие ________________

воспитывающие_____________

Оборудование_____________________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

 

Конечно же, теоретические изложения не дают полного ответа на вопрос: «Какой он – современный урок?» Нам с вами предстоит найти свой ответ и попробовать взглянуть на урок  через призму современной школы.

Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. В этом могут помочь новые педагогические и, разумеется, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Использование информационно-коммуникативных технологий должно стать обычным и привычным в деятельности каждого учителя предметника и неотъемлемой, органичной частью любого урока.


Посредственный учитель излагает,

хороший учитель объясняет,

выдающийся учитель показывает,

великий учитель вдохновляет.

(Л. Толстой)

 

Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Сегодня, определяя урок как клеточку педагогического процесса, в котором как солнце в капле воды, отражаются все его стороны, мы попытаемся доказать, что эффективный урок – это основа результативности УВП. Мы с вами должны наметить направления повышения эффективности урока как основы качества образования. Как построить урок эффективно? Как привести к результату других? Как стать успешным самому и как обеспечить успех учащихся? Я предлагаю Вашему вниманию краткие советы и рекомендации: как построить урок, что такое ТЦУ, немного о домашнем задании...Все это в раздаточном материале.




Похожие:

К. Д. Ушинский Урок клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны iconАвтор: Чернышка
Давным-давно, за тридевять племен в Клане Падающей Воды родился один любознательный котенок. Его глаза блестели как две луны, а хвост...
К. Д. Ушинский Урок клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны iconВ первые дни войны
В ней, как в капле воды, отражается история других частей нашей армии, на долю которых не выпала слава громких побед. Но бойцы и...
К. Д. Ушинский Урок клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны iconД. М. Турусин 1 Комплексная образовательная программа
«Москва не город, а целый мир» – гласит старинная поговорка. Столица прошла длительный путь развития, в её истории, как в капле воды...
К. Д. Ушинский Урок клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны iconКоммунистической диктатуры. С другой стороны, все недовольны демократией, потому что в России видны в основном её отрицательные стороны. И как обычно Россия надеется на крепкую власть. Она, мол, наведет порядок
Во неустойчиво. Об этом свидетельствует хотя бы то, что за короткое время возникла партия которая обеспечила победу на выборах себе...
К. Д. Ушинский Урок клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны iconХваловой Елены Викторовны 2003 год Содержание Введение стр. 3 Теоретические основы организации самостоятельной работы с использованием дифференцированного подхода на урок
Охватывают все существенные стороны учебно – воспитательного процесса. Наши учащиеся могут их найти на стенде «Учись учиться» в кабинете...
К. Д. Ушинский Урок клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны icon…на этот вопрос ответит нам Белиаль
Но мне безразличны все эти обожатели и поклонники… Ведь все, о чем я только могу мечтать. Это только о нем… о его глазах, в которых...
К. Д. Ушинский Урок клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны iconУчебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе
Одной из целей этих усилий являет­ся формирование устойчивых познавательных интересов у школь­ников. В связи с этим уровень учебной...
К. Д. Ушинский Урок клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны iconПлан работы Управляющего Совета моу «сош №3» с п. Атажукино на 2011-2012 учебный год
Данный план охватывает все стороны организации учебно-воспитательного процесса и считаю, что его можно утвердить
К. Д. Ушинский Урок клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны icon1. Подчеркни названия природных объектов
Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками; в Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег
К. Д. Ушинский Урок клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны iconКак я стал «песняром»
Меня часто спрашивают, особенно музыканты, как я умудрился попасть в такой знаменитый ансамбль, тем более в самом зените его славы....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов