Как начиналась Новая Малыкла icon

Как начиналась Новая Малыкла



НазваниеКак начиналась Новая Малыкла
Дата конвертации28.08.2012
Размер53.2 Kb.
ТипДокументы

Наследие


Как начиналась Новая Малыкла


В будущем году, по нашим подсчетам, Новой Малыкле исполнится 250 лет, хотя в документах Центрального архива древних актов она впервые упоминается в 1747 году. В том году по государеву указу была обревизована, иначе говоря, поименно переписана мужская часть населения России. В переписных документах, именуемых Ревизскими сказками, мы впервые встречаем письменное свидетельствование о существовании « новопоселённой деревни в вершине реки Малыклы». Из ревизских сказок мы узнаем о том, что основателями новопоселенной деревни были выходцы из деревни Малыклы, стоящей в низовьях реки Малыклы. Мы-то теперь знаем, что в низовьях ныне высохшей речки Малыклы и по сей день стоит село, именуемое Старой Малыклой, и совсем нетрудно догадаться, тот починок, что впервые зарегистрирован государевыми чиновниками, чуть позже получил название Новой Малыклы.

А как все начиналось, как проходило, как становилось, расскажем по тому порядку и с теми подробностями, какие удалось узнать, читая Ревизские сказки и другие документы архива древних актов.

В страдную пору лета 1747 года, описав изрядное число селений ( к августу были составлены «сказки» по деревням Мелекесс, Чердаклы, Озерки, Тургеневка, Якушкино, Аврали и другим), государевы служители явились в деревню Малыклу, что стояла в нижнем течении речки Малыклы. Как и всюду, они потребовали от старосты собрать сход, объявили царский указ о ревизии, предупредили всех и каждого дать о себе «сказку» «истинно и без утайки». С выборного, тут же избранного, взяли клятвенное обещание без утайки сообщать о всех положенных в подушной оклад душах, «а буде кем уличен в обмане или утайке», говорилось в том заклинании, «буду бит нещадно». Клятва была скреплена приложением руки и обязывала выборного и каждого главу семьи дать самые исчерпывающие данные. Требовалось. Например, называть фамилию, имя и отчество, степень родства, точный или приблизительный возраст. Данные давались только на лица мужского пола, поскольку мужчин брали на военную службу и облагали подушным окладом. И казалось, при таком строжайшем предупреждении отклонений быть не должно.

В предисловии к «сказке» ревизоры отметили, что как в первую ревизию 1719 года, так и теперь (в1747г) деревня Малыкла находится в Казанском уезде по Ногайской дороге. В первую ревизию состояла из «ясашной» (некрещеной) мордвы и входила в коронованное (казенное) ведомство.во вторую ревизию Малыкла рказалась разделенной на две неравные половины. Одна, большая, по-прежнему оставалась в подчинении казны, другая отдана в поместное владение принявшему русское подданство грузинскому князю генерал-майору Егору Леонтьевичу Дадьяну и его супруге Софье Александровне. Если полистать «Ревизские сказки» от корки до корки, то дадьяновы владения можно встретить и в Бесовке, и в Исаклах, Конновке, Матюшкине и других местах.
Помещикам в те давние глухие времена довольно легко удавалось завладевать и землями, и крепостными. Не получая за службу жалования, они обращались к царю с просьбой отвести им пустопорожние земли для поместий, указывая в челобитных облюбованные места. От царя они обманом получали жалованные грамоты и по ним отрезали у крестьян лучшие угодия и закрепляли за собой крепостных. У мордвы и чуваш защиты не было никакой. Будучи в основном беглыми людьми или съехавшими по доброй воле из Нижегородской губернии, они никакими актами не владели и волей-неволей оказывались кабальными людьми.

Итак, деревня Малыкла делилась на два общества. Одно управлялось казной, другое – помещиком Дадьяном. Учитывалась и третья группа крестьян. Это крещеные люди.

За четыре года до второй ревизии в уезде началось обращение в православие язычников: мордвы, чуваш и татар. Указ о крещении был издан Петром 1 еще в 1720 году. А в 1743 году его повторили: «новокрещеные разных народов люди, воспринявшие веру греческого закона, обретают льготы на три года во всяких государственных сборах…». Переписчикам было приказано запись крестьян в ревизских сказках начинать с тех, кто принял православную веру, поскольку они по указу освобождались от рекрутчины и подушного оклада. В деревне Малыкле крещеными налицо оказалось три ревизских души: Айдарка Атамаев 58 лет, ставший после крещения Азарием Макаровым, Семен Ивашкин68 лет, по крещении Семен Макаров, и его сын Нянка Усанин 37 лет, по крещении Назар Макаров. Другие же, как разъяснено ревизорам, года с три назад съехали, образовав новую деревню «в вершине речки Малыклы». «Года с три назад »

- это ни больше ни меньше 1744 год. Эту дату мы и взяли за основу,когда решились определить возраст Новой Малыклы. Но в ту деревню мы отправимся позже, а пока нам следует подзадержаться в деревне Малыкле и проследить за дальнейшими событиями.

Государевы ревизоры, сверяя реестр, полученный от священнослужителя на крещеных крестьян, обнаружили, что все семь крещеных душ в прошлую ревизию обманом уклонились от переписи. Открылся обман, и в нынешнюю ревизию Государевы слуги учинили строгий сыск. По мужицким спинам загуляли кнуты и плети. Пороли. Надо полагать, без всякой пощады. Выколачивая признания. По-видимому, находились доносители - список «утаенных быстро пополнялся новыми именами.» Так, у ясашного (некрещеного) крестьянина Петруньки Китаева 40 лет из семи живых сыновей четверо – Пронька 18 лет, Волотька 16 лет, Антон 13 лет и Остайка 6 лет – были утаены от ревизии. У Кечкана Родькина 52 лет из шести сыновей укрыто трое: его брат Сабанка 47 лет спрятал от ревизии сына Усуряна. Ревизоры отметили, что в утайку показаны умершими Виткаска Гришин 42 лет, Костинка Прашкин 40 лет. Алмакай Мансуров (прижившийся здесь башкирец), Зинка Нестеров, Тимошка Алянкин, Кудаш Родионов, Аркайка Стеянов, Степка Пятаев, Нечайка Баймашев – а всего 164 человека. Это более чем треть мужского населения деревни Малыклы! Наконец, ревизоры успокоились, на бумагу записали 323 души казенных, опять же «ясашных», и 133 – помещичьих крестьян, подлежащих обложению подушным окладом.

«Новопоселенная деревня в вершине речки Малыклы», куда ревизоры не замедлили отправиться сразу же после переписи ревизских душ в деревне Малыкле, состояла из семи крестьянских дворов, построенных в один ряд по правому берегу тихой равнинной реки. Три двора принадлежали зачинателям нового поселения. В первую ревизию они проживали в деревне Малыкле, но спрятались от переписи. Теперь же приняли крещение и потому в ревизскую сказку 1747 года записаны первыми . Это Василий Спиридонов 62 лет и его дети: Сергей 20 лет и Яков 8 лет, и еще один сын Сергей 14 лет, которого глава семьи пытался скрыть от учета – это тоже отметили ревизоры. Дальше в списках значатся Семдиянка А лексеев 35 лет, по крещении Николай Михайлов, Кияков Сичкин, по крещении Григорий Михайлов, и Петешка Гаврилин 31 года по крещении Григорий Клементьев.

К этим четырем семьям пожелали присоединиться «сын убитого в бунт Уфимского уезда деревни Салтынбекова башкирца Мансура Сулейманова по крещении Дмитрий Матвеев 18 лет», крещеные чуваши, переехавшие из села Мелекесс, Панкрат Степенов 24 лет, Василий Михайлов и Афанасий Архипов. Сюда же приписался неведомо как оказавшийся здесь крестьянин деревни Костыши Арзамасского уезда крещеный мордвин Ефим Дмитриев 50 лет. И еще один пришлый человек пожелал приписаться в новой деревне. Это, как записано в сказке, из «симбирских городовых разночинцев польской нации Иван Васильев сын Быков 25 лет с сыном Осипом 5 лет.» всего в новой деревне ревизоры взяли на учет 27 окладных душ.

Тучная плодородная земля, немеренные просторы степей привлекали к себе землепашцев. Селились родственники, надеялись на счастье пришлые люди. Как видим в самом начале небольшой деревушки, всего в семи дворах, уживались люди четырех национальностей и, по-видимому, друг друга уважали, если записывались в оклад по своему желанию. Деревня росла. В следующую ревизию 1762 года она еще по-прежнему именовалась новопоселенной деревней, но уже писалась Малыклой. Мужское население составляло 61 человек, а с учетом женского (в третью ревизию стали записывать и женскую половину) 120 человек.

В 1780 году в докладе князя Платона Мещерского императрице Екатерине Второй о состоянии будущей Симбирской губернии сказано, что в новопоселенной деревне Малыкле, принявшей крещение ясашной мордвы, проживают 165 душ (опять-таки учитывались только мужчины), а в Дмитриевской Малыкле (так стала называться бывшая деревня Малыкла, где была построена церковь, освященная во имя святого князя Дмитрия Донского) государственных крестьян проживало197, помещичьих 127 душ.

В те годы коренные землепашцы вели отчаянную борьбу с засилием помещика-крепостника.


(с) www.nm-school.narod.ru

(с) www.nm-school.narod.ru




Похожие:

Как начиналась Новая Малыкла iconЕ. А., 2007 старинные книги по биологии на русском языке
С чего начиналась биология? С чего начиналась отечественная биология? Чтобы ответить на этот вопрос, опишем некоторые старинные книги...
Как начиналась Новая Малыкла icon«Человек в XXI веке как социокультурный феномен и объект научного познания». 16. 03. 2011
...
Как начиналась Новая Малыкла icon«Человек в XXI веке как социокультурный феномен и объект научного познания». 16. 03. 2011
...
Как начиналась Новая Малыкла iconНачиналась тропинка стремглав

Как начиналась Новая Малыкла iconДокументы
1. /Новая папка/1 Границы распростронения льда(рис1 прод).doc
2. /Новая...

Как начиналась Новая Малыкла iconОтказалась от ценностей старой
«Новая физика» это физика инвариантов. Сказанное означает, что только то является ценным объектом для «новой физики», что есть инвариант...
Как начиналась Новая Малыкла iconДокументы
1. /Новая папка/1 Границы распростронения льда(рис1 прод).doc
2. /Новая...

Как начиналась Новая Малыкла iconДокументы
1. /Новая папка/1 Границы распростронения льда(рис1 прод).doc
2. /Новая...

Как начиналась Новая Малыкла iconКак обучение сделать здоровье сберегающим в национальном проекте «Наша новая школа»
В национальном проекте «Наша новая школа» отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую...
Как начиналась Новая Малыкла iconКак помочь детям подготовиться к экзаменам
Егэ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов