Ludovico ariosto лудовико ариосто icon

Ludovico ariosto лудовико ариосто



НазваниеLudovico ariosto лудовико ариосто
Дата конвертации28.08.2012
Размер44.53 Kb.
ТипДокументы

LUDOVICO ARIOSTO

ЛУДОВИКО АРИОСТО

(1474-1533)


Старший из десяти детей в семье, Лудовико Ариосто (Ludovico Ariosto) родился в г.Реджо-Эмилия 8 сентября 1474 г. Его отец Никколо, происходивший из знатной болонской семьи, давно находившийся на службе у графов д'Эсте в Ферраре, командовал в Реджо военным гарнизоном. Мать, Дария Малагуцци Валери, происходила из знати Реджо. Семья жила затем в Ровиго и в Реджо, пока в 1484 г. не переехала окончательно в Феррару, где отец занимал впоследствии различные административные должности. Тем временем Лудовико обучался грамматике, а с 1489 по 1494 гг., по воле отца и без всякого собственного желания изучал юриспруденцию в университете Феррары, получив звание “iurisperitus”. Одновременно он участвовал и в придворной жизни герцога Эрколе I, и в 1493 г. даже был даже в числе труппы актеров, организованной герцогом для постановки придворных спектаклей. Оставив затем занятия юриспруденцией, Ариосто занялся серьезным изучением литературы и латыни, и в последние годы столетия начал писать на латыни поэтические произведения. Его интересы в области литературы находили много точек соприкосновения с общей культурной ситуацией в Ферраре: здесь велась оживленная театральная жизнь, неплохо преподавалась философия в университете, распространялись произведения Платона и “необычных античных авторов (в частности, Лучано), была создана поэма Боярдо “Влюбленный Орландо”, лирика на латыни и на volgare; благодаря стараниям Пьетро Бембо (который жил в городе с 1497 по 1499 и с 1502 по 1505 гг. и с которым у Ариосто установились прочные дружеские отношения), возрождается культ Петрарки. Общая культурная атмосфера повлияла на выбор молодого поэта: он решил посвятить себя поэзии на volgare, прежде всего лирической.


В 1497 г. Ариосто вошел в число придворных, содержавшихся на средства герцога Эрколе I (впрочем, денежное довольствие было незначительным). После смерти отца (10 февраля 1500) он вынужден взять на себя опеку над младшими детьми (включая парализованного брата Джованни) и заниматься делами, касавшимися семейного имущества. Являясь главой дворянского семейства, он вынужден также занимать различные официальные должности. Примерно в 1503 г. от служанки у него рождается сын, а в 1509-м второй, от Олимпии Сассомарино. В октябре 1503 г. Ариосто поступает на службу к кардиналу Ипполито д'Эсте, сыну Эрколе, и именно это обстоятельство приводит его к тому, чтобы принять сан chierico. Различные поручения, связанные с саном, помешали ему в полную силу заняться литературной деятельностью, несмотря на то, что от кардинала он ожидал большего признания своих трудов и большей свободы.


Наблюдая бурные политические события тех лет, Ариосто все больше чувствовал свою привязанность к Ферраре и к двору д'Эсте, которые были для него достаточно надежной опорой на фоне потрясений, охвативших Италию.
Однако его отношения с двором были cовсем иными, чем у Боярдо, синьора-феодала, не ощущавшего никакого противоречия между своей увлеченностью литературой и отношениями с семейством д'Эсте. Ариосто принадлежал к более мелкому дворянству и оказался в значительно большей зависимости от своих хозяев. Он надеялся, что его литературный труд станет необходимой чертой придворной жизни и ожидал, что он будет оценен по достоинству, - а вместо этого вынужден был заниматься рутинными административными делами. В это время Ариосто переживает конфликт между своей литературной деятельностью (которая, тем не менее, была направлена на прославление семейства д'Эсте) - и довольно стесненными материальными условиями придворной жизни. Благодаря, однако, своему дворянскому происхождению и церковным бенефициям, связанным с его саном, со временем Ариосто смог получить определенную независимость и свободу действий.


Около 1505 г. он начал работать над текстом “Неистового Орландо”, а в 1507 г. в Мантуе пересказал сюжет поэмы Изабелле д'Эсте Гонзага. В то же время он был занят в придворном театре, для которого написал, а затем поставил две комедии: “Сундук” (Cassaria) и “Подмененные” (I Suppositi), которые стали первыми значительными экспериментами для театра на volgare. В то время, когда Ариосто работал над редактированием “Неистового Орландо”, д'Эсте активно участвовали в военных действиях, охвативших Италию. Ввиду бурных отношений между Феррарским двором и папой Юлием II Ариoсто пришлось неоднократно ездить в Рим в качестве посла от Феррары.


После смерти Юлия II и избрания папы Льва X, весной 1513 г., он снова отправился в Рим с поздравлениями новому понтифику (в предыдущие годы у них были достаточно дружеские отношения), надеясь получить при нем какую-либо должность, чтобы вести спокойный образ жизни. Заехав на обратном пути во Флоренцию, он сделал признание в любви Алессандре Бенуччи, ставшей “женщиной его жизни” и овдовевшей в 1515 г. Они никогда не жили вместе, хотя Ариосто и женился на ней тайно примерно в 1428-30 гг. В случае брака она потеряла бы право на наследство мужа, а он - свои церковные бенефиции. Во время понтификата Льва Х Ариосто неоднократно бывал в Риме. Тем временем в апреле 1516 г. вышло первое издание “Неистового Орландо”, - произведение было посвящено кардиналу Ипполито, который, впрочем, не выказал автору никакой благодарности, - напротив, перед поездкой в 1517 г. в Венгрию, где Ипполито должен был стать епископом, он приказал поэту сопровождать себя в качестве “секретаря для мелких поручений” (tuttofare). Однако Ариосто отказался от такого “поручения” и порвал с кардиналом все отношения, перейдя в апреле 1518 г. на службу к герцогу Альфонсо, занявшему место отца - Эрколе - после его смерти в 1505 г., - казалось, этот представитель семейства д'Эсте может дать поэту возможность спокойного существования. “Неистовый Орландо” начинал пользоваться известностью, и Ариосто уже задумывал расширить и улучшить текст поэмы. В марте 1519 г. в Риме была поставлена его комедия “Подмененные”.


В то же время Ариосто был погружен в различные повседневные проблемы, и папский Рим представлялся ему идеальным центром культуры. В 1520 г. он послал Льву Х свою комедию “Чернокнижник”. Трудности, с которыми столкнулся герцог Альфонсо, вынудили его в начале 20-х годов отменить придворное денежное содержание Ариосто, а в 1522 г. он направляет поэта герцогским комиссаром-управляющим в горный район Гарфаньяна. Порядок в этой местности мог поддерживаться только с очень большим трудом (здесь было немало разбойничьих банд), но Ариосто вынужден оставаться в Гарфаньяне до июня 1525 г. вместе с младшим сыном, пытаясь удержать под контролем ситуацию и даже проявляя определенное человеческое участие к своим подчиненным, но страдая ввиду удаленности от Феррары, привычной обстановки и семьи. Вернувшись ко двору, Ариосто стал членом “Магистрата мудрецов” (Maestrato dei savi) и вплотную занялся придворным театром: создал новую комедию “Сводня” (Lena), переработал текст первых двух комедий и занимался постановками различных придворных спектаклей (в числе которых были и выступления театральной труппы из Падуи, которую в 1532 г. направил в Феррару Руццанте). В октябре этого же года в Ферраре вышла окончательная, третья версия поэмы “Неистовый Орландо”. Ариосто в эти годы почти не выезжает из Феррары, - в ноябре 1532 г. он едет в Мантую вместе с герцогом д'Эсте, чтобы увидеться с императором. Вернувшись в Феррару, Ариосто заболел энтеритом, который вызвал затем осложнения в легких, и умер 6 июля 1533 г. в своем доме в квартале Мирасоле, где проживал последних четыре года.




Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов