|
С 26 апреля по 4 мая 2003 года Православная Церковь совершает память: 26.04, суббота: Великая Суббота. Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303). Мч. Крискента, из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды Египетской (476). Литургия св. Василия Великого. Утр. — 1 Кор., 133 зач., V, 6-8; Гап., 206 зач., III, 13-14. Мф., 114 зач., XXVII, 62-66. Лит. — Рим., 91 зач., VI, 3-11. Мф., 115 зач., XXVIII, 1-20. На утрене — «Бог Господь», похвалы со стихами 17-й кафизмы, на три статии. По кафизме — «Ангельский собор» (совершается каждение всего храма). По 9-й песни канона и малой ектений — «Свят Господь Бог наш» и сразу хвалитные стихиры. После пения великого славословия Святая Плащаница обносится вокруг храма с пением погребального «Святый Боже...». Затем «Премудрость, прости...», тропарь «Благообразный Иосиф...». Прокимен, паримия, Апостол и Евангелие (читаются перед Святой Плащаницей). После Евангелия ектений — сугубая «Рцем вси...» и просительная. Отпуст утрени: «Иже нас ради человеков...» 1-й час. На изобразительных Блаженны читаются. Литургия св. Василия Великого начинается великой вечерней. Вход с Евангелием. Прокимна нет, но сразу начинается чтение 15 паримий с пением припевов. Затем малая ектения, возглас «Яко Свят еси...» и далее — литургия. Вместо Трисвятого — «Елицы во Христа крестистеся...». После Апостола певцы вместо «Аллилуиа» поют «Воскресни, Боже...». Священнослужители в это время переоблачаются в светлые облачения. Вместо Херувимской песни — «Да молчит всякая плоть человеча...». Задостойник «Не рыдай Мене, Мати...». По заамвонной молитве поются тропари «Благообразный Иосиф…», «Слава» — «Егда снизшел еси...», «И ныне» — «Мироносицам женам...» (гласовым распевом); молитва на благословение хлебов и вина, но без упоминания о пшенице и елее; затем «Буди имя Господне», 33-й псалом и отпуст литургии: «Христос, Истинный Бог наш...» 27.04, воскресенье Светлое Христово Воскресение. ПАСХА Свт. Мартина исп., папы Римского (655). Св. Александра исп., пресвитера (1941). Мчч. Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (1347). Мч. Ардалиона (305-311). Мчч. 1000 Персидских и Азата скопца (ок. 341). Виленской иконы Божией Матери. Лит. – Деян., 1 зач., I, 1-8. Ин., 1 зач., I, 1-17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19-25. Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии — ирмоса 9-й песни канона — Плащаница вносится в алтарь. Отпуст полунощницы: «Христос, Истинный Бог наш...» В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...» совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом «Слава Святей...» и пением «Христос воскресе» со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии.) При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И сущим во гробех живот даровав») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Катавасия и каждение на каждой песни канона. По каждой песни – малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог...» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху (при чтении полное название Слова обязательно): «Аще кто благочестив...», после чего поется тропарь св. Иоанну Златоусту: «Уст твоих якоже светлость огня...» На литургии антифоны Пасхи; входный стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Вместо Трисвятого — «Елицы во Христа крестистеся...». Вместо «Достойно» — «Ангел вопияше... Светися...». Причастен «Тело Христово приимите...». Вместо «Благословен Грядый во имя Господне...», «Тело Христово приимите...» (во время причащения), «Видехом Свет Истинный...», «Да исполнятся уста наша...», «Буди имя Господне» и 33-го псалма поется «Христос воскресе». (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпуст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых...» (на вечерне, утрене и литургии). Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы. Вечером совершается вечерня. Вход с Евангелием, великий прокимен и чтение Евангелия иереем в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню и утреню в полном облачении. 28.04, понедельник Светлая седмица — сплошная. Понедельник Светлой седмицы. Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских — Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (100-130) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372). Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26. Ин., 2 зач., I, 18-28. Вечерня, утреня и литургия начинаются по пасхальному чину пением «Христос воскресе» со стихами. Порядок службы как в первый день Пасхи. На вечерне вход, великий прокимен. Начало утрени в алтаре. К тропарям пасхального канона добавляются тропари Богородичного канона. Ектений по 3, 6 и 9-й песнях. Каждение на 1, 4, 7 и 9-й песнях. Часы пасхальные. На литургии антифоны Пасхи, входный стих, вместо Трисвятого — «Елицы...», задостойник Пасхи. Окончание литургии как в первый день Пасхи. С такими же особенностями совершаются богослужения во все дни Светлой седмицы. 29.04, вторник Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы). Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских (XVII) (Груз.) (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы). Икон Божией Матери: Ильинско-Черниговской (1658), Тамбовской (1692) и Шуйской (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы). Деян., 4 зач., II, 14-21. Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. 30.04, среда Среда Светлой седмицы. Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Сщмч. Иоанна пресвитера (1918); сщмч. Феодора пресвитера (1942). Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536). Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся (переходящее празднование в среду Светлой седмицы). Касперовской иконы Божией Матери (переходящее празднование в среду Светлой седмицы). Деян., 5 зач., II, 22-36. Ин., 4 зач., I, 35-51. 1.05, четверг Четверг Светлой седмицы. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (820-850). Сщмч. Виссариона пресвитера (1918); св. Михаила исп., пресвитера (1935). Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидон-ского, и прп. Авксентия (815-820). Мч. Иоанна Нового из Янины (1526). Максимовской иконы Божией Матери (1299). Деян., 6 зач., II, 38-43. Ин., 8 зач., III, 1-15. 2.05, пятница Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы). Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII). Свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1934); сщмч. Димитрия пресвитера (1942). Мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (813-820). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). Прп. Никифора игумена. Деян., 7 зач., III, 1-8. Ин., 7 зач., II, 12-22. Богородице: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. После литургии, по обычаю, совершается малое освящение воды. 3.05, суббота Суббота Светлой седмицы. Прп. Феодора Трихины. Прп. Александра Ошевенского (1479). Мч. младенца Гавриила Белостокского (1690). Свтт. Григория (593) и Анастасия Синаита (599), патриархов Антиохийских. Прп. Анастасия, игумена Синайской горы (685). Кипрской иконы Божией Матери (392). Деян., 8 зач., III, 11-16. Ин., 11 зач., III, 22-33. По заамвонной молитве на литургии читается молитва на раздробление артоса и бывает раздробление и раздача артоса. Перед 9-м часом закрываются Царские врата. 4.05, воскресенье Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Сщмч. Ианнуария епископа и с ним мчч. Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мч. Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппин, Диоскора, Сократа и Дионисия (II). Прав. Алексия Бортсурманского (1848). Св. Николая исп., пресвитера (1933). Мчч. Исакия, Аполлоса и Кодрата (303). Свт. Максимиана, патриарха Константинопольского (434). Утр. — Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16-20. Лит. — Деян., 14 зач., V, 12-20. Ин., 65 зач., XX, 19-31. На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившего». «Ангельский собор» не поется. По Евангелии — «Воскресение Христово видевше» трижды (так во все воскресные дни до отдания Пасхи). Канон праздника (Недели Фоминой, а не пасхальный). Катавасия «Воскресения день...». С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые начинаются с возгласа священника, а также перед началом шестопсалмия трижды поется или читается «Христос воскресе». Во все воскресные дни до отдания Пасхи «Честнейшую» не поем. На литургии по входе: «Приидите, поклонимся... Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых...» Вместо «Достойно» — «Ангел вопияше... Светися...» (так во все дни, кроме праздника Преполовения и отдания его). После «Спаси, Боже...» — «Христос воскресе» один раз; после «Слава Тебе, Христе Боже...» — «Христос воскресе» трижды. Отпуст «Воскресый из мертвых...» (такое окончание литургии бывает во все воскресные и седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи). Вечерня в Неделю Антипасхи со входом и великим прокимном. Во все воскресные дни периода пения Цветной Триоди служба совершается только по Цветной Триоди, а Минея опускается (за исключением памятей святых, имеющих бдение или полиелей). В период пения Триоди Цветной на литургии во все дни Апостол и Евангелие дня читаются первыми, а чтения святым — вторыми. Седмицы от Пасхи до Пятидесятницы начинаются не с понедельника, а с воскресенья. Молитва «Царю Небесный» до Пятидесятницы не читается и не поется. Когда в Уставе говорится о пении на службах периода Пятидесятницы песнопений «праздника», то имеются в виду не пасхальные песнопения, а служба той или иной Недели Триоди Цветной (а также Преполовения). |