Проповедь, прочитанная в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской icon

Проповедь, прочитанная в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской



НазваниеПроповедь, прочитанная в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской
Дата конвертации28.08.2012
Размер42.17 Kb.
ТипДокументы

Протоиерей Валентин Асмус


Проповедь, прочитанная в Неделю 5-ю Великого поста,

прп. Марии Египетской


Вот, братья и сестры, так быстро прошел Великий пост! Сегодняшнее воскресение - это последнее воскресение Великого поста. Великий пост, святая Четыредесятница - это только 40 дней, как явствует из самого названия святой Четыредесятницы. У нас в России в древние времена книга Постная триодь, которая включает в себя службы Великого поста, заканчивалась пятницей перед Лазаревой субботой, а Лазарева суббота открывала Цветную триодь. Отсюда и название Пасхальной богослужебной книги – Цветная триодь, потому что Вербное воскресение иначе на церковном языке называется Неделя цветная. Конечно, пост не прекращается, пост продолжается, но Великий пост оканчивается в эти дни. Сегодня последнее воскресенье, когда мы служим Литургию святого Василия Великого. Это время, когда нам нужно подвести духовные итоги нашего нынешнего Великого поста. И Святая Церковь нам в этом помогает, ставя сегодня перед нами образ преподобной Марии Египетской. Каждое воскресенье Великого поста связано с неким священным воспоминанием: первая Неделя - Торжество Православия, торжество иконопочитания и почитания Православной веры, как таковой; второе воскресение - память святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского - это торжество правого исповедания веры и христианского подвига; третье воскресенье - это поклонение Кресту, это поклонение неизреченному и недомыслимому подвигу нашего Спасителя и Искупителя, Господа нашего Иисуса Христа; четвертое воскресенье возвращает нас к подобному нам человеку, святая Церковь предлагает нам прославить преподобного Иоанна Лествичника, который был подобно святому Григорию Фессалоникийскому и учителем веры, и учителем христианской жизни; в нынешнее, пятое, последнее воскресенье Великого поста мы почитаем преподобную Марию Египетскую.

Совершенно недаром ее память поставлена именно здесь, в конце поста, а не в начале - как можно было бы по нашему человеческому рассуждению предположить - именно в конце, именно в завершение. Мы знаем из жития, которое мы недавно слышали, что преподобная Мария в первой части своей жизни была величайшей грешницей. Житие говорит об этом грехе совершенно беспощадно. Обычно мы, в тайне надеющиеся оправдать свой собственный грех, оправдываем и грехи ближних всякими лукавыми соображениями, очень многое мы относим к тому греху, который царит в мире, очень многое мы относим, скажем, к социальным условиям - есть воры, есть богатые и бедные, и если бы не было такого разделения, то никакого воровства бы не было. Это лукавство, которым враг нашего спасения хочет отвратить нас от правильного понимания того, что такое грех.
В житии говорится о том, что святая Мария Египетская в начале своей жизни была грешницей не потому, что ее принудили ко греху какие-то внешние условия жизни, в которых она была не властна, не потому, что что-то непреодолимое, вне нее находящееся ее принуждало ко греху. Там прямо говорится, что она любила грех, именно поэтому она была грешницей. И вот она, будучи великой грешницей, явила во второй половине своей жизни великое покаяние, и соответственно этому, великую праведность. И она сегодня предлагается нам как образец, как вечный и всеобщий образец для каждого из нас.

Мы не должны говорить, что мы чем-то лучше ее, это было бы тоже великим грехом - считать себя лучше святой преподобной Марии Египетской, даже в той части ее жизни, когда она предавалась греху. Господь хочет, чтобы мы сознавали спасение не как нашу собственную заслугу. Наша совесть говорит нам, что мы ничего не заслуживаем, кроме осуждения. И никаких наших подвигов, никаких постов, никаких наших молитв, коленопреклонений и всего прочего не хватит для того, чтобы спасти нас, грешных. Господь хочет, чтобы мы прежде всего это усвоили. Господь хочет, чтобы мы знали, что Он действительно желает нашего спасения, и Он все делает для нашего спасения, несмотря на наше сопротивление этому. Преподобная Мария, конечно, с детства слышавшая о Христе, будучи с детства христианкой, противилась спасению. Нельзя сказать в ее оправдание, что она ничего не знала. Мы с вами тоже не можем этого сказать в свое оправдание. Мы все знаем, Господь все нам открыл, что нужно для нашего спасения. Если мы грешим, то мы отпадаем от Бога, и в этом виноваты только мы. Господь все-таки нас спасает, спасает несмотря на все наши беззакония, потому что Его сила, сила Его любви к нам, сила Его благодати, всесильно действующей в мире и в каждом из нас, непреодолима. Единственное препятствие, которое Господь встречает в Своем освящающем благодатном действии на мир - это наша воля. Господь не хочет, чтобы мы были какими-то автоматами, Господь хочет, чтобы мы спасались по своей собственной воле. И когда эта воля присутствует, когда мы говорим, что мы хотим спастись, одного этого уже достаточно, чтобы начался для нас путь нашего спасения. Этот путь начинается где-то далеко в начале нашей христианской жизни, но он должен продолжаться всю нашу жизнь до самого ее конца. Преподобная Мария Египетская - это образ нашего греха, совершенного или до того, как мы узнали о Христе, или и в христианском состоянии, подобно тому, как и она грешила, уже будучи христианкой. В то же время, преподобная Мария Египетская – это образ нашего спасения.

И как безмерен грех человеческий, оскорбляющий правду Божию, оскорбляющий, больше того, любовь Божию к нам, так велико должно быть наше покаяние, так велик должен быть наш покаянный подвиг. Если мы можем соразмерять наш грех с грехом преподобной Марии Египетской в ее молодости, то мы также должны требуемый от нас подвиг с ее подвигом соразмерять. Мы знаем, каким великим подвигом она подвизалась, и мы должны знать, что от нас требуется не меньше, чем совершила она. Ей было дано совершить этот великий подвиг, но это требуется и от каждого из нас, и каждому из нас дается все необходимое для того, чтобы совершить свое покаяние, совершить этот путь земной жизни, который действительно должен привести нас ко спасению.

Будем молиться, чтобы Господь простил наши грехи, чтобы Господь дал нам силы для прохождения нашей жизни, и, самое главное, чтобы Господь дал нам в близкие наступающие дни радость быть с Ним в те моменты, в те дни Его жизни, когда Он совершает наше спасение. Мы должны быть с Ним и на Голгофе, и при Воскресении Его. Именно к этому мы и готовимся настоящим Великим постом. Господь хочет, чтобы мы не вотще провели эти дни, Господь хочет, чтобы мы в эти дни в разуме и в любви сердечной, в торжестве духовном восприняли все, что нам предстоит пережить в эти наступающие великие святые дни.

Да хранит вас всех Господь, братья и сестры! Будем вместе молиться, чтобы Господь не отверг нас, чтобы Господь был с нами и в эти святые дни и во все дни нашей жизни.


Аминь. 


05.04.98 г.




Похожие:

Проповедь, прочитанная в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской iconПроповедь, прочитанная в Прощеное воскресенье
...
Проповедь, прочитанная в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской iconПроповедь, прочитанная в 3-ю неделю Великого поста, Крестопоклонную
Божия к роду человеческому и к каждому из нас, что мы все имеем для того, чтобы нести и гораздо более тяжелый крест, чем мы несем...
Проповедь, прочитанная в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской iconДокументы
1. /Триодь постная/1-я седмица Великаго Поста.doc
2. /Триодь...

Проповедь, прочитанная в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской iconПроповедь, прочитанная в Родительскую субботу первой недели Великого поста
На самом деле, самое главное это поминовение в алтаре. Будем стараться, чтобы всех наших сродников священник поминал в алтаре. Для...
Проповедь, прочитанная в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской iconПроповедь, прочитанная в Родительскую субботу второй недели великого поста
Чашу со словами: "Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих". Там же на Дискосе лежат...
Проповедь, прочитанная в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской iconПроповедь, прочитанная в первое воскресение Великого поста
Но, конечно, праздник имеет и более общий и более глубокий смысл. Праздник недаром, не только по случайным каким-то совпадениям приходится...
Проповедь, прочитанная в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской iconПроповедь, прочитанная в неделю Святок
Бонапарт вошел в Москву, Москва была сожжена. И вот, в этот страшный час, когда само существование России было под вопросом, Господь...
Проповедь, прочитанная в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской iconДокументы
1. /0001W97/ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА.doc
Проповедь, прочитанная в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской iconПроповедь, прочитанная накануне дня Всех святых
Русской Церкви. В тот трудный момент, когда Константинопольская Церковь, Церковь-мать оказалась в таких трудных обстоятельствах,...
Проповедь, прочитанная в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской iconПроповедь, прочитанная в Воскресение (за день до Преображения Господня)
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов