Проповедь, произнесенная в Богоявленском Соборе на 2 неделе По Пасхе, о Фоме icon

Проповедь, произнесенная в Богоявленском Соборе на 2 неделе По Пасхе, о Фоме



НазваниеПроповедь, произнесенная в Богоявленском Соборе на 2 неделе По Пасхе, о Фоме
Дата конвертации28.08.2012
Размер50.73 Kb.
ТипДокументы

Протоиерей Валентин Асмус


Проповедь, произнесенная в Богоявленском Соборе

на 2 неделе По Пасхе, о Фоме


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


Миновала, возлюбленные братья и сестры, светоносная несравненная седмица Святой Пасхи. Нынешний воскресный день называется по церковному неделей Антипасхи, т. е. воскресным днем, сменяющим Пасху. Эта же самая часть слова звучит в таких словах, как антиминс (вместопрестолие), антифоны (попеременное пение). Если следующие воскресения попразднества Пасхи будут близко напоминать нам по составу песнопений Светлую Седмицу, то нынешний день имеет совершенно особую службу и приближается по своему характеру к Двунадесятым праздникам. Другое название нынешнего дня - неделя Новая. В Ветхом Завете днями обновления назывались дни ежегодных воспоминаний великих событий.

Величайшее мироспасительное событие Воскресения Христова мы

воспоминаем не ежегодно, но ежедневно, и празднуем еженедельно. Восемь дней назад мы как бы стали свидетелями самого Воскресения Господня. А ныне - первое обновление этого праздника праздников - первый в ряду воскресных дней, в течение всего года устрояющих и украшающих нашу христианскую жизнь. Но воскресный день, всякий вообще, и сегодняшний в особенности, несет еще и иное наименование: это не только первый день творения, это не только день воссоздания человека и мира при светлом и все радостном Воскресении Христовом, Воскресении Второго Адама; этот день первый есть также и день восьмой, знаменующий ту блаженную Личность, к которой мы приобщены, нас ради пострадавшим и воскресшим Спасителем. И наслаждаясь этим пиром веры, мы вспоминаем сегодня Фомуневерствовавшего. Очень немногое знаем мы об этом Апостоле Христовом, одном из двенадцати, из Священного Писания. В первых Трех Евангелиях, равно как и в книге Деяний, Фома всего лишь называется по имени среди других ближайших учеников Христовых.

Но того совсем немногого, что мы читаем о нем в четвертом Иоанновом Евангелии, достаточно для того, чтобы увидеть духовный облик святого Апостола Фомы и его духовный путь.

Фома - человек, который не может веровать по-детски из одного только доверия к возлюбленному учителю. Он ищет знания и разумения, проистекающих от веры. Когда Христос-Спаситель в прощальной беседе с учениками сказал: "Куда Я иду, вы знаете и путь знаете", Фома возразил Ему: "Господи, не знаем, куда идешь, и как можем знать путь". Сомнение и недоумение Фомы разрешается здесь тем, что Спаситель указывает на Себя Самого: "Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня".

Путь веры - не только и не столько усвоение учения Христова, сколько вера во Христа, любовь ко Христу, следование за Христом. Колеблющийся и сомневающийся Фома имеет самое главное - любовь ко Христу.
Когда Христос после смерти Своего друга Лазаря намеревался идти в Вифанию, чтобы прежде своих Голгофских страданий явить ученикам и всему миру торжество веры в воскрешении Лазаря, Фома был настроен на худшее. Он сказал: "Пойдем и мы умрем с Ним (со Христом)". Но при этом любовь Фомы ко Христу так велика и сильна, что он не отделяет своей жизни от Него, и даже саму смерть готов с Ним разделить. И вот исполняются самые горестные предчувствия апостола Фомы - Христос казнен. Велика была скорбь учеников, и едва ли не больше других скорбел Фома. Погрузившись в свои горестные чувства, он остался с ними наедине, не желая искать утешения в общении со учениками, поэтому и не было его при первом явлении воскресшего Христа Апостолам. И когда Апостолы сказали Фоме, что видели Господа воскресшего, он отказался поверить, сказав: "Если не увижу на руках Его от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". Ему недостаточно увидеть воскресшего Господа Иисуса, он понимает, что видение могло быть и призрачным. Фоме нужно убедиться, что действительно произошло телесное Воскресение Христа, что Тот, Кто явился ученикам - не Дух, принявший призрачный телесный облик, что воскресно Тело пострадавшее на Кресте, пронзенное гвоздями и прободенное копием. Еще не поверив, Фома уже понимает, что должно было произойти в Воскресение, если оно совершилось. Очень ясно видя силу зла и смерти в этом мире, он чувствует, чем должна быть победа над злом и смертью. Но он еще не может поверить - он не знает, победил ли Христос, или же мировое зло поглотило тот свет и ту жизнь, которые воссияли во Господе.

Именно здесь проходит граница между верой и неверием. Человек может иметь самые возвышенные представления о личности Христа, о Его учении, о Его жизни и смерти, но если он не признает Воскресения, то мировоззрение такого человека самое грустное, самое мрачное. Фома всей душой хочет перейти границу, отделяющую его от веры, но ему совершенно не нужны иллюзии, никакой самообман. Только действительность ощутимого, осязаемого события Воскресения уверит его в том, что одержал победу над грехом, смертью и диаволом, над всеми ужасами того мира, в котором мы живем.

На примере Фомы мы видим, что Апостолы уверовали в Воскресение Христово не потому, что они хотели уверовать, не Потому, что они готовы были принять это событие, хотя потом они вспомнили, что Христос предуведомлял их о своем восстании из мертвых. Нет, напротив, в Евангелии многократно говорится о неверии не одного только Фомы, но и других учеников Христовых. Это неверие было побеждено не их собственными усилиями, но всепобеждающей реальностью Воскресения.

Через восемь дней после первого дня Воскресения вновь является Господь ученикам, среди которых на этот раз находится и Фома. Преподав мир ученикам, Господь говорит Фоме: "Подай персть твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим". Спаситель не упрекает Фому за неверие, Он даже предлагает Фоме удостовериться в истине Воскресения тем самым образом, каким хотел Фома. Обнаруживая, что Ему известны слова и мысли Фомы, Христос показывает не только Свое Божественное всеведение, но и Свою всеобъемлющую любовь. Когда Фома не веровал и отчаивался, Господь не оставлял его своим состраданием, Господь был с ним. И в ответ на слова Спасителя Фома говорит: "Господь мой и Бог мой!" Он не только уверовал в Воскресение, но и яснейшим образом исповедовал Христа Богом. Теперь понял он слова Христовы, некогда сказанные Апостолам: "Видевший Меня видел Отца Моего; Я во Отце, и Отец во Мне; Я и Отец - одно". И Господь говорит уверовавшему Фоме: "Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие". Здесь опять нет упрека Фоме, поскольку и все остальные Апостолы видели Господа воскресшего, видели раны на теле Его, которые хотел осязать Фома.

Всем Апостолам надлежало стать свидетелями Воскресения Христова, чтобы вера апостольская передалась всем, кто пойдет за Христом на всем протяжении истории. Христос не должен являться каждому поколению так, как Он явился Апостолам по Воскресении Своем. Тысячи и миллионы восприняли веру в Господа Воскресшего, и она была у них не менее сильна и действенна, чем в непосредственных свидетелях Воскресения, так что за веру они с готовностью шли на любые страдания и лишения, и саму смерть принимали с великою радостью.

Хотелось бы сказать, что ублажая не видевших и уверовавших, Господь ублажает всех нас. Но совесть обличает нас в маловерии, совесть обличает нас в том, что часто наша вера становится мертвою, т.е. сводится к одной лишь умственной убежденности. Истинная вера объемлет всю жизнь человека, она неотделима от любви к Богу и людям, т. е. немыслима без наполняющих всю жизнь дел любви. В вере не должно и не может быть какого-то среднего состояния. Неверие, в чем бы оно ни проявлялось, есть не просто отсутствие веры, но противление вере. Вера - это встреча человека с Богом. В вере действует не только Божественная благодать, но и человеческое произволение. Вера - не только дар Божий, но и человеческая заслуга и добродетель. Моля Господа, как некогда просили Его Апостолы: "Господи! Умножь в нас веру", мы в эти благодатные Пасхальные дни чувствуем, как Господь умножает веру в нас и вокруг нас, видим, как возлюбил Бог мир и радуемся победе Воскресшего Христа над мировым злом.

Наша нынешняя пасхальная радость - ощутимое предвкушение вечной и нетленной радости в Царствии Божием. Аминь.


(Вероятно, прочитана 08.04.97.)




Похожие:

Проповедь, произнесенная в Богоявленском Соборе на 2 неделе По Пасхе, о Фоме iconПроповедь, прочитанная на Сырной седмице, во вторник 24 февраля 1998 г
Святейшества будет отмечаться завтра, по этому случаю завтра в Богоявленском Патриаршем Соборе будет совершена Божественная Литургия....
Проповедь, произнесенная в Богоявленском Соборе на 2 неделе По Пасхе, о Фоме iconПроповедь, произнесенная после Литургии во время Рождественского поста
Это тоже неправильная мысль. Человек спасается, человек сподобляется благодати Божией не потому, что он этого достоин, не потому,...
Проповедь, произнесенная в Богоявленском Соборе на 2 неделе По Пасхе, о Фоме iconДокументы
1. /Триодь цветная, черновик/!оглавление, Триодь цветная.txt
2. /Триодь...

Проповедь, произнесенная в Богоявленском Соборе на 2 неделе По Пасхе, о Фоме iconПроповедь в Татьянин день в Успенском соборе Московского Кремля «Свет Христов просвещает всех»
А что сказать о тех, которые совсем лишены даже знания имени Христова, будучи воспитаны в среде, которая или не слышала о Христе,...
Проповедь, произнесенная в Богоявленском Соборе на 2 неделе По Пасхе, о Фоме iconПоложение об организации питания учащихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №17 I. Общие положения
...
Проповедь, произнесенная в Богоявленском Соборе на 2 неделе По Пасхе, о Фоме iconАлександр Мень. Проповедь о терпении
Александр Мень. Проповедь о терпении Сегодня в слове своем апостол Павел призывает нас к терпению. Об этом
Проповедь, произнесенная в Богоявленском Соборе на 2 неделе По Пасхе, о Фоме icon№7 качество процесса "среднее", качество результата "среднее
Управляющий Совет школы. Обучается 105учащихся в одну смену, 1-4 классы по пятидневной учебной неделе, 5-11 классы по шестидневной...
Проповедь, произнесенная в Богоявленском Соборе на 2 неделе По Пасхе, о Фоме icon№7 качество процесса "среднее", качество результата "среднее
Управляющий Совет школы. Обучается 97 учащихся в одну смену, 1-4 классы по пятидневной учебной неделе, 5-11 классы по шестидневной...
Проповедь, произнесенная в Богоявленском Соборе на 2 неделе По Пасхе, о Фоме iconРасписание для написания контрольных работ по математике, сочинений по литературе, выполнения практических работ по физике, химии, биологии, информатике
Школа работает по 5-дневной неделе для 1-7 классов, 6-дневной рабочей неделе для 8-11 классов
Проповедь, произнесенная в Богоявленском Соборе на 2 неделе По Пасхе, о Фоме iconПраздник Рождества Христова самый радостный и торжественный праздник в году, уступающий в торжестве только Пасхе
Праздник Рождества Христова – самый радостный и торжественный праздник в году, уступающий в торжестве только Пасхе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов