Тема: «Уроки жизни». Урок по «Основам православной культуры» icon

Тема: «Уроки жизни». Урок по «Основам православной культуры»



НазваниеТема: «Уроки жизни». Урок по «Основам православной культуры»
Дата конвертации28.08.2012
Размер222.79 Kb.
ТипУрок

Урок разработала Небыкова Елена Геннадьевна учитель истории, обществознания и ОПК МОУ «СОШ №20 г. Энгельса.


Тема: «Уроки жизни».


Урок по «Основам православной культуры»11 класс. Раздел «Евангельские сюжеты».

Тип урока: комбинированный

Цели:

  1. Образовательная.

- Раскрыть великий духовный смысл Евангельских сюжетов и их актуальность для решения современных жизненных проблем каждого человека.

  1. Развивающая.

- Закрепить навыки работы с источником – Евангелием.

  1. Воспитательная.

- Обогащение мира личности духовными уроками жизни.

Оборудование:

  1. Евангелие. Индивидуальный набор фрагментов документов.

  2. Презентация темы в ИКТ режиме.

  3. Таблички.

Основные понятия: самоотречение, доверие, послушание.

Основная проблема урока: «Возможно ли человеку делать дела по - христиански?»



Основные структурные элементы урока

Содержание и приемы работы учителя

Содержание и приемы работы учащихся

1

2

3

  1. Организационный момент и введение в тему.




-Сегодня на уроке мы продолжим работу с необычным источником – Евангелие. Евангелие называют – Законом Божьим, Новым заветом, Священным Писанием. Это настоящая школа жизни.

^ Читаем на слайде презентации. Евангелие нельзя читать как обычную книгу. Недостаточно просто сопереживать Христу и тем более давать этическую оценку, даже самую высокую, Его словам и действиям. Напротив, сквозь Евангельское уче­ние должно оценить самого себя, начать переживать за участь собственной души. Потому что в Евангелии не столько мы узнаем о Христе, сколько Он Сам обращается к каждому из нас.

Сейчас мы прочитаем некоторые высказывания из Евангелия и еще раз убедимся в этом (высказывания в презентации 1).



^ Учащиеся читают, анализируют, слушают, вспоминают пройденный материал. Просматривают презентацию(1).

2. Проверка знаний учащихся.



- Давайте вспомним некоторые евангельские сюжеты, которые мы изучали на уроках, они явно покажут нам непреходящее значение их великого смысла в жизни каждого христианина и человека. Евангелие отрицает чудо как «причину веры», как доказательство бытия Божьего. О Христе сказано, что в Своем отечестве Он не смог совершить чудес из-за неверия людей (Мф. 13: 58). И, таким образом, как бы мы ни определяли чудо, для христиан не вера от чуда, а чудо от веры.


-Все эти выводы нам будут необходимы сегодня на уроке, чтобы ответить на вопрос. Как вообще совершаются ве­ликие дела в христианстве, и как может проявить­ся в них участие человека?


^ Работаем с источником и набором документов, делают выводы.


- О прокаженном. (Мф. 8: 2-3). Отсутствие эгоистичес­кой воли, предание себя полностью в руки Божии. Смирение, желание освободиться от грехов.


- Об исцелении больных. (Мк. 6: 56). Открывают себя Божьей силе, приближаются к ней.


- О царедворце. (Ин. 4: 46-53). Полное доверие и надежда.


- О слепцах. (Мф. 9: 27-30). Вера в помощь.


- О парализованном человеке и четверо его друзьях. (Мк. 2: 3-12). Воз­можно ходатайство пред Богом одних за других.

3. Переход и изучение основной темы.



^ Учитель образно вводит учащихся в основную тему урока.

- Любовь Спасителя к людям проявлялась постоянно. Ублажая нищих, плачущих, гонимых, призывая искать в первую очередь духов­ных благ, Христос Сам ни разу не обрек последовавших за Ним на ску­дость в чем-либо. Напротив, Он обильно покрывал нужды идущих к Нему, часто совершая такие чудеса, которые не повторит собствен­ной силой более никто во Вселенной. К Спасителю шли душевно над­ломленные, одержимые, больные, увечные, умирающие, голодные, и никто не остался без утешения и реальной помощи. Вот и евангельский рассказ о чуде насыщения пятью хлебами подтверждает это.

Другой вопрос интересует нас: как случилось это чудо? При каких условиях? И помимо Боже­ственной силы Господа, какова здесь доля уча­стия Его учеников? Как вообще совершаются ве­ликие дела в христианстве? Как может проявить­ся в них участие человека? Вот те уроки, которые мы сегодня хотели бы познать. Важно выяснить психологическое отно­шение учеников и апостолов Господа к тому ве­ликому чуду, которое совершилось на их глазах и при их посредстве, наверное, в их душевном состоянии мы можем найти ответ на вопрос о тех условиях, которые требуются от человека для того, чтобы великое дело могло совершиться.

Давайте умом и сердцем поработаем над евангельским сюжетом, чтобы ответить на этот вопрос.

^ Читаем Евангелие и просматриваем презентацию(2).

Учитель подводит учеников к ответам вопросами и делает общий вывод.

Это и есть элементы христианской надежды, той непреодо­лимой силы, которая творила в христианской жиз­ни великие дела. Но не просто эти дела сделать, много препятствий встретиться на этом пути. Давайте разберемся какие?

(ответы в приложении 3)

^ Слушают, анализируют, вступают в беседу, задают вопросы.


Работают с источником Евангелие от (Мф. 14: 13-18).


Просматривают фрагмент – презентацию (2)


Высказываются и делают выводы по вопросу.

Таким образом, ученики в своих отношениях обнаруживают три черты, благодаря которым они могли стать апостолами и продолжателя­ми христианского дела:


^ 1) полное самоотречение;


2) безуслов­ное доверие к Господу;


3) беспрекословное послу­шание Своему Божественному Учителю.


Работают в тетради с табличками, делая выводы по вопросу из объяснения учителя. Приложение (3).


Действительно препятствий много это и внутренние препятствия - самолюбие, саможаление; и внешние – клевета, предательство. Нужно иметь немало мужества, чтобы довести благое дело до завершения.



4. Выводы по теме урока.



Учитель спрашивает.


- Что же является мотивом христианского дела?

- Откуда берутся силы на такие дела, что является источником?


- Какая внутренняя и внешняя работа над собой необходима человеку – исполнителю дела?


- Еще раз вспомним условия успешного выполнения христианского дела?


^ Великие хри­стианские цели требуют для своего осуществления и христианских средств. Христианство не знает принципа "цель оправдывает средства".



Ребята отвечают.


- Любовь и сострадание.


- Молитва и призвание благодати Божьей.


- Работа над собой: духовное воспитание и усовершенствование.


^ Учащиеся смотрят на таблички (на доске), вспоминают и запоминают. Анализируют предлагаемый материал и делают свои умозаключения.



5. Закрепление материала.

- Подходят ли эти условия выполнения к любому христианскому делу?

- Предлагаю вам проанализировать примеры из приложения (2).

Учитель предлагает основной вывод для урока в жизни.

- "Обязанности твои, а следствия Божий", — сказал древний мудрец. При таком понимании послушания можно всегда быть деятельным и оставаться спокойным. Итак, когда на хри­стианском пути вырастают задачи грандиозные и затрудненные, по видимости непреодолимые, подавляющие вас малодушием и сомнениями, тогда вспоминаем достойные примеры из Евангелия с полным доверием, послушанием, самоотвержен­ностью, и вы увидите, что ваши та­ланты, силы и способности увеличатся беспре­дельно, как увеличились пять небольших хлеб­цев, и затруднения будут побеждены.


^ Учащиеся анализируют примеры из приложения(2).

Задумываются, дают ответы.

Читают цитату на доске.


«Заповеди Божии обязатель­ны всегда и при всяких условиях».

Св.ВасилийКишенемский.

Небольшое стихотворение читает ученик из приложения (2).


6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

^ Анализ деятельности учащихся.

- Дорогие ребята мы сегодня плодотворно поработали на занятии. Спасибо вам за труд и усердие. Моей задачей сегодня не было что-либо доказать или объяснить вам. Показать – да, а вы дальше работайте умом и сердцем.

Поищите в истории и современности уроки жизни, подтверждающие наши выводы.

Учащиеся записывают задания на дом.



Литература.

1. Евангелие.

2. Беседы на Евангелие от Марка. Святитель Василий (епископ Кишенемский). М. Отчий дом. 2004.

3. Протодиакон Андрей Кураев. Выступление перед учителями Томска. Ж-л Свет.

Т. 2010.

4.Проповеди иер. Михаила. Журнал «Живая вода». М. 2009.

5. Основы православной культуры. А. В. Бородина .Учебное пособие для старшеклассников. М. Покров. 2009.


Приложение (1).

«И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы» (Мф. 8: 2-3).

Болезнь проказы — одна из самых жутких и неисцелимых. Это процесс медленного гниения, умирания еще живого человека. Но распад естества вмиг прекратился от прикосновения Христа — Источника жизни. Значит, болезни — не дамоклов меч и не кара свыше. Сам Господь хочет нашего исцеления («...хочу, очистись...»). И не только хочет, но и может подать и подает его («...и он тотчас очистился...»).

Поэтому «куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им при­коснуться, хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись» (Мк. 6: 56).

Человечество, увидев обилие чудес Христа, пришло в недоумение: Он превзошел по силе действия всех врачей и достижения медицины всей истории мира, да еще при этом исцелял даром.

Требовалось ли для таких исцелений что-то со стороны самого человека? Да, ведь недостаточно просто иметь лекарство, важно пра­вильно принять его. Упомянутый прокаженный произнес удивитель­ные слова: «если хочешь». Он упразднил в себе действие эгоистичес­кой воли, предал себя полностью в руки Божий. Спаситель, видя его смирение пред Богом, а значит, желание освободиться от грехов. Уврачевал его душу и тело. Только те, «которые прикасались к Нему, исцелялись», сила Христова целительна всегда и везде, но человеку важно открыть себя этой силе, приблизиться к Христу.

У одного царедворца сильно заболел сын и уже находился при смерти. Этот царедворец разыскал Спасителя и обратился к Нему со словами: «Господи! приди, пока не умер сын мой». Однако Спаситель сразу сказал: «Пойди, сын твой здоров». Евангелист Иоанн, один из ближайших спутников Христа, при этом замечает: «Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров». Оказалось, что находившийся при смерти юноша выздоровел в момент произнесения Господом цели­тельных слов (Ин. 4: 46-53).Спаситель ищет встречного движения человеческого сердца. «По вере вашей да будет вам», — сказал Он двум слепцам, поверившим, что Господь дарует им прозрение (Мф. 9: 27-30). Именно вера откры­вает двери нашего сердца Богу, соделывает способным принять от Него дар исцеления.

Часто Господь помогал некоторым по вере и просьбе других людей. Так Он возвращает здоровье сыну упомя­нутого царедворца, дочери одной иноплеменницы (Мф. 15: 22-28), парализованному, которого принесли четверо друзей (Мк. 2: 3-12). На последнем случае следует остановиться внимательней.

«Пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю, где Он находился и, прокопавши ее, спустили постель, на кото­рой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслаблен­ному: чадо! прощаются тебе грехи твои». Христос оказывает милость несчастному, видя веру тех, кто принес его. Значит, среди людей воз­можно ходатайство пред Богом одних за других. Спаситель благо­словляет молитву за другого человека, особенно когда тот находится в болезни или беде.


^ Приложение (2).


1.Воспоминания киноактера. И. Смоктуновский говорил: "Я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошел, когда со мной ну только смерти не было, она просто случайно мимо прошла. Он, наверное, берег меня для каких-то маленьких моих свершений… До войны я жил у тетки, мне было шесть лет, в какой-то праздник она дала мне тридцать рублей: "Пойди в церковь, отдай на храм". Тридцать рублей! Я помню, они были такие длинные, красненькие. А мороженое, которое я так любил, стоило двадцать копеек. На эти деньги года полтора можно есть мороженое! Нет, не отдам я тридцать рублей каким-то тетям и дядям в храме. Я уже принял решение, что оставлю деньги себе, а тетке скажу, что отнес. И, тем не менее, почему-то все равно иду к храму. Сам не понимаю, как с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашел внутрь, там было так красиво, я стоял весь разомлевший, а потом легко подошел к служителю и сказал: "Возьмите на храм, возьмите, пожалуйста"… И вот сейчас я убежден, что это Господь меня испытывал. С той поры я понял, что Кто-то на Небе поверил в меня. Если бы тогда я не отдал эти деньги, я не смог бы пройти войну, плен, тюрьму".

2. Воспоминания Олега Табакова. Он с бабушкой жил на окраине Саратова. Недалеко был лагерь немецких военнопленных. В 1944 году в нескольких городах прошли прогоны немецких военнопленных по улицам. Шла репетиция такого прогона в Саратове. Немцев построили, прогнали к замёрзшей Волге. Там они помёрзли с часик и потом их погнали обратно в бараки. И моя бабушка, - говорит Табаков, почему-то сжалилась над ними. Это странно, потому что у неё к этому времени один сын пропал без вести на войне с немцами, другой сын вернулся с нее калекой. А она, увидев, как они мёрзнут, отрезала им от своего пайково - карточного хлебушка половину и говорит: "Олежек, отнеси!". "Мне было так страшно – я боялся наших конвоиров, я боялся овчарок, я боялся этих немцев… Но я пошёл и отнёс им этот хлеб и – бегом назад. И я убеждён, что Господь за этот хлеб меня отблагодарил: в 1992 году, когда гайдаровские реформы довели до голода, было впору закрывать театр. И вдруг, в самую трудную минуту, звонок из Ленинградского морского порта: "Вам пришёл контейнер с гуманитарной помощью из Германии".

Оказывается, какие-то театры в Германии решили собрать помощь театру Олега Табакова. Несколько раз в году они присылали эти контейнеры, и это помогло выжить артистам, не закрыть театр. "Я убеждён, что так вот та горбушка мне вернулась от Бога"…

3.Воспоминания патриарха Кирилла. "Мой дед более двадцати лет просидел в тюрьмах только за то, что он боролся за сохранение православной веры. Когда его забирали - а дело было в 1932 году - то бабушка обратилась к нему и сказала: "На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет!". Тогда дед сказал: "Я иду страдать за Христа - волос не упадет с вашей головы". И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: "Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать". А ночью раздался стук в окно, и бабушка услышала голос: "Хозяйка, выходи". Вышла - никого. А рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне".


Я зрю Христа передо мною.

С толпою бедных рыбаков

Он тихо мирною стезею

Идет меж зреющих хлебов.

Благих речей Своих отраду

В сердца простые Он лиет,

Он правды алчущее стадо

К ее источнику ведет.

^ А. Толстой


Приложение 3.

Мотив христианского дела – любовь и сострадание.


Источник силы – благословение.


Условия выполнения христианского дела.


  1. Самоотречение.

«Дело выше всего и, прежде всего».

Препятствия.

Саможаление.

Недостаток средств.

Противодействие.

Не понимание.

Лишения.

Искушение.


Самолюбие.

Клевета.

Горечь обиды.

Несправедливость.

Мелкий эгоизм.

Малодушие.

Оскорбление.

Укоризны.

Проклятие.

Предательство.

2.Доверие.

Надежда.

«Поручает дело –

дает силы для его исполнения».


Уныние.

Бессилие.

Трудность.

Скорбь.

Болезни.

Житейские бури.


3.Послушание

«Поиск всем сердцем воли Божьей».


Сомнения.

Горечь оставленности.

Крушение планов.

^ Дополнительный материал для учителя.

Сострадание и любовь — вот христианские мо­тивы всякого истинно великого дела. Величие каж­дой личности и каждого дела и измеряется тем, насколько сильно и полно проникнуты они этими мотивами. От этого же зависит в значительной сте­пени и долговечность великого дела. То дело, цель которого удовлетворить мелкое самолюбие своего автора, никогда не бывает прочным и, несмотря порой на головокружительные успехи, скоро рас­сыпается, как ярко вспыхнувшая ракета, остав­ляя за собой лишь копоть и чад дымящейся гиль­зы. Но даже и в том случае, если человек руково­дится в своей деятельности по видимости альтруи­стическими мотивами, то есть заботой о ближних, но если он не берет для себя за основу Господа и Его учение, то обыкновенно его деятельность не создает истинного счастья для людей, влечет за собой множество разочарований и никогда не вы­держит того страшного испытания, которое ожи­дает каждого человека и его дела на будущем Суде Божием. Поистине никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. III, 11).

Христианское дело для человека всегда имеет две стороны: субъективную и объективную, или, говоря без иностранных терминов, — работу над собой и над общественными отношениями. Если каждый христианин должен представлять из себя кирпичик в будущем здании Царства Божия, то его первая обязанность — этот кирпич хорошень­ко обжечь, сделать из него возможно лучший материал для постройки, другими словами — воспи­тать себя и усовершенствовать в духе Евангелия.

Вторая часть работы будет заключаться в том, чтобы этот евангельский дух внести в практи­ческую жизнь общества. Обе задачи, надо при­знаться, неизмеримо трудны. Вот почему перед ними многие безнадежно опускают руки, и даже в сердцах глубоко верующих рождаются мину­ты малодушия, сомнения и слабости. Ввиду это­го нам важно выяснить психологическое отно­шение учеников и апостолов Господа к тому ве­ликому чуду, которое совершилось на их глазах и при их посредстве, ибо в их душе мы можем найти ответ на вопрос о тех условиях, которые требуются от человека для того, чтобы великое дело могло совершиться. Конечно, чудо творится Божественною силою Самого Господа, но Ему благоугодно было призвать к участию в нем и учеников. Вы дайте им есть, — говорит Он. Затем повелевает ученикам рассадить всех отделениями на зеленой траве и ученикам же дает благословленный хлеб, чтобы они раздали народу.

^ Каковы были настроения учеников, которые создали для них возможность быть посредниками Божествен­ной силы Господа, творившей великое дело их руками? Когда они вернулись к своему Боже­ственному Учителю после первого проповедни­ческого путешествия, они были радостно настро­ены, но голодны и утомлены. Сжалившись над ними, Иисус сказал им: пойдите вы одни в пу­стынное место и отдохните немного, ибо мно­го было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда (ст. 31). Но лишь только они отплыли в лодке на другой берег озера, как народ бросился за ними по берегу вокруг озера к тому месту, где должна была пристать лодка. Когда они высадились, громадная толпа ожида­ла их. Об отдыхе нечего было и думать. Господь снова начал учить народ, и в этом прошло еще много времени (ст. 35). Голод и усталость учени­ков должны были увеличиться до последней сте­пени. И вот в эту-то минуту Господь вдруг требу­ет от них, чтобы последние пять хлебов и две рыбы, имевшиеся у них, они отдали народу. В каждом из нас это требование, наверное, выз­нало бы чувство возмущения. "Помилуйте, мы сами голодные! Дайте же и нам поесть. Да и мыс­лимо разве накормить такую толпу пятью хлеба­ми! Они съедят по крохотному кусочку и не по­чувствуют. Сыты не будут, а мы наверное умрем с голоду! Гораздо лучше отпустить их, чтобы каж­дый из них купил хлеба, сколько ему надо!"

Так или приблизительно так стали бы рассуж­дать мы. Апостолы поступают не так. Усталые, голодные, забывая о себе, они отдают беспреко­словно весь свой хлеб для народа, они уверены, что если этого требует их Учитель, то значит, гак надо. Ни слова жалобы, сомнения или про­теста! И чудо творится.

Таким образом, ученики и своих отношениях к Господу обнаруживают со всею определенностью три черты, благодаря которым они могли стать апостолами и продолжателя­ми Его дела:

1. Самоотречение, или полное забвение о сво­их личных интересах и выгодах, необходимо для побеждения главным образом внешних препят­ствий, которых всегда бывает немало на пути об­щественно-христианской деятельности. Не сле­дует забывать, что на этом пути неизбежна са­мая жестокая борьба, возникнет эгоизм, возбуж­дая в вас чувство саможаления, которое и может быть побеждено только самоотречением. Преж­де всего возникают препятствия во внешней об­становке вашего дела: противодействие не пони­мающих вас и враждебно настроенных людей, невозможность достать необходимые для дела средства, затруднения в создании нужной обста­новки, лишения в личной вашей жизни, часто нужда, голод, отсутствие самых необходимых удобств. Ко всему этому надо приготовиться. Если вы рассчитываете работать в полном комфорте и со всеми удобствами, то с этими расчетами надо покончить раз и навсегда

Далее следуют искушения со стороны людей. Вас оклевещут, обольют грязью, осмеют и про­несут имя ваше яко зло (Лк. VI, 22). Это неиз­бежно. Об этой горькой участи предупреждает Господь Своих последователей: Если мир вас не­навидит, знайте, что Меня прежде вас возне­навидел. Если бы вы были от мира, то мир лю­бил вы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. По­мните слово, которое Я сказал вам: раб не боль­ше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. XV, 18-20). Чтобы преодолеть это искушение, едкую горечь обиды и неспра­ведливости, которая предстоит вам как неизбеж­ная награда от людей за ваши лучшие и беско­рыстные порывы, чтобы не озлобиться и не разо­чароваться окончательно и не бросить дела несмотря на все, для этого нужна уже довольно высокая степень самоотречения. Необходимо, чтобы любовь к делу во Имя Христа и сознание христианского долга бесконечно преобладали над личным самолюбием. "Дело прежде всего и выше всего


2^ . Второе качество, которое делает апостолов по­слушным орудием в руках Господа, — это безгра­ничное доверие к Нем. Обыкновенные люди на требование Господа отдать хлебы, наверное, возра­зили бы: "Из этого ничего не выйдет: хлеба слиш­ком мало и все останутся голодными! Так по край­ней мере, пусть мы будем сыты!" И конечно, ошиб­лись бы в своих расчетах. Вышло бы как раз на­оборот, и со своею скупостью они и сами остались бы голодными, ибо пяти хлебцев даже на неболь­шую группу из двенадцати учеников было совер­шенно недостаточно, и не накормили бы других. Но апостолы надеялись на своего Великого Учите­ля. Они еще не знают, что Он хочет сделать, но когда Он требует принести хлеб и рыбу, они уже уверены, что Он Своею чудотворною силою, кото­рую Он не раз проявлял перед ними, сумеет накор­мить всех. Их надежда оправдывается! Эта надеж­да на Христа и на Его Божественную помощь со­вершенно необходима в христианской деятельно­сти. Задачи, с которыми приходится здесь иметь дело, так грандиозны, обширны и многоразлич­ны, что справиться с ними своими силами невозможно. Подойдя к ним ближе и оценив всю их трудность, можно впасть в полное уныние в со­знании своего бессилия, если бы не живитель­ная надежда! Только она поддерживает энергию и делает возможным всякое великое дело. На­дежда не постыжает (Рим. V, 5). Вот приступа­ют к сердцу страсти, силен поток их, трудно удер­жаться, не поддаться им. Говори: "Борют мя стра­сти, Владыка, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой. От юности моея враг мя искушает, сластьми палит мя; аз же надеясь на Тя, Господи, по­беждаю сие. Только в Боге успокаивается душа моя! Ибо на Него надежда моя! Только Он твер­дыня моя и спасение мое. В Боге спасение мое и слава моя, крепость силы моей и упование мое в Боге. Народ! Надейтесь на Него, во всякое время изливайте перед Ним сердце свое, Бог нам при­бежище! Боящиеся Господа! Уповайте на Госпо­да! Он наша помощь и щит!" Какие бы трудности и испытания ни стояли на вашем пути, надей­тесь на Господа, верьте, что если Он поручил вам какое-либо дело, то Он дает и силы, нужные для его совершения. Господь внемлет всем призываю­щим Его с нуждою и незримо помогает им. Твердо уповал я на Господа, — восклицает псалмопевец Давид, — и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из ти­нистого болота, и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои... Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою (Пс. XXXIX, 1-3, 5). Правда, бывают в жизни христианина часы безотрадной скорби и болезни, в которой так и кажется, что Господь совершенно бросил и поки­нул тебя, ибо нет в душе ни малейшего чувства присутствия Божия; бывают обстоятельства на­столько трудные, что кажутся безысходными, иногда разъяренные волны житейской бури так свире­пы, что кажется — один момент, и они потопят тебя и разрушат до основания твое дело, над кото­рым ты трудился. А помощи нет. Господь медлит. И все-таки надейся! Надейся до последней мину­ты. Ведь Господь видит и твою скорбь, и трудность твоего положения. Помощь может прийти в самый последний момент.

Господь иногда предоставляет Своих служи­телей собственным силам. Кажется порой, что Он отдаляется от них, оставляя их в одиноче­стве, без помощи. Но это только кажется. Он не сводит с них заботливого, любящего взгляда и всегда готов прийти на помощь.. И наконец сквозь свист и вой бури, когда бушующая пучина грозит уже гибелью, слышны тихие, ласковые слова: ободритесь; это Я, не бойтесьНе забудем этой картины. Это сама жизнь. Когда буря вражды и ненависти вздыма­ет волны над вашей головой, грозя поглотить вас, когда свист и вой дикой злобы становятся оглу­шительными, когда с грохотом рушатся ваши планы и, как гнилые нитки, рвутся снасти ва­ших проектов, когда изменяют силы и руль уже выбит из вашей ослабевшей руки, тогда вспом­ните, что Господь следит за вами, Он не забыл вас. С горячей мольбой призовите Его и вы ус­лышите тихие, ласковые слова: ободритесь; это Я, не бойтесь. Он войдет к вам в лодку и ветер утихнет. Зачем Господь допускает такие момен­ты испытаний и временного оставления? Они не­обходимы для нас, для укрепления наших сил, нашей веры, нашей надежды, для воспитания нашей самостоятельности и твердости в борьбе. Видели вы, как мать учит ходить свое дитя? Сна­чала она поддерживает его, приучая уверенно пе­ребирать ножками, потом оставляет одного где-нибудь около стула, отходит шага на три и ма­нит. Малютке страшно. Поддержки нет. Надо оставить стул и сделать три шага самостоятель­но. Целых три шага! Правда, мама близко. Если споткнешься, она сейчас подхватит на руки и не даст ушибиться больно. Но три шага! Целая про­пасть! Малютка мнется в нерешительности. Но стоять скучно. Мама манит. Надо к ней. Тихонь­ко выставляет он одну ножку вперед. Секунда колебания. Потом вдруг страшное усилие, два неверных, быстрых-быстрых, спотыкающихся шага, и он с размаху бросается в мамин подол. Какая радость! Какой восторг! Так и Господь, как любящая мать, учит Своих детей. Их необходи­мо иногда оставлять одних, чтобы заставить сде­лать нужное усилие, приучить держаться твердо на ногах и собственной волей ходить по стезям жизни в Боге. Бурями и временными оставлени­ями укрепляется душа.


3.С христианской надеждой неразрывно связывается христианское послушание, также проявленное апостолами в евангельском расска­зе и необходимое для всякого великого дела как условие получения Божественной помощи.

Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него (Псал. XXXVI, 5—7). Так учит пророк Давид. Чтобы иметь право наде­яться на помощь Божию, надо отдаться Ему в по­слушании. Только те дела, которые согласны с во­лей Божией и с Его заповедями, пользуются Его содействием. Господь не может помогать человеку там, где человек нарушает Его волю и Его законы, действуя самовольно. Наоборот, чем полнее послу­шание, тем вернее и могущественнее Божия по­мощь и поддержка. Но не только потому нужно послушание христианскому деятелю, что оно при­влекает к его делу поддержку Божией силы. Оно нужно психологически.

Чрезвычайно нужно и полезно послушание так­же в периоды неудач и разочарований. Без него легко рождается в душе уныние, когда человек видит, что плоды его работ, иногда тяжелых и продолжительных, гибнут без следа. Это уныние невозможно в душе послушной, вполне вверившей­ся воле Божией. Твердо зная, что жизнь представ­ляет вечную борьбу добра и зла и что плоды этой борьбы всецело в руках Божиих, человек, предан­ный воле Божией, и в крушении своих планов и результатов своих трудов видит также один из бес­численных эпизодов этой борьбы, в которой про­является сила Божия. Если его дело постигнет не удача, то для него это значит, что оно или неугод­но Богу, или сделано не так, как следует, или же, наконец, разрушено попущением Божиим, чтобы испытать или укрепить его верность Богу. Во всех этих случаях он может только благодарить Бога. Для горечи и уныния здесь места нет.
^

Чудесное насыщение народа пятью хлебами



Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
Евангелие от Луки 4,4


Выйдя на берег, Спаситель с учениками поднялся на склон горы. И, когда вокруг Него собрался народ, Он стал учить о Царствии Небесном. При этом многие больные и страждущие получали исцеление.

День склонялся к вечеру, но народ не расходился. Ученики подошли ко Христу и сказали: “Место здесь пустынное, а время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в ближайшие селения купить себе хлеба, потому что им нечего есть”.

Но в ответ на просьбу учеников Господь сказал: “Вы дайте им есть”! Апостолы были сильно удивлены таким ответом. Ведь послушать проповедь Христа в тот день собралось около пяти тысяч человек, и это, не считая женщин и детей! Апостол Андрей сказал Господу, что у одного мальчика есть пять ячменных хлебов и две рыбы, но что это для такого множества? Однако Иисус попросил учеников: “Принесите сюда хлеб и рыбу и велите народу возлечь”.

Апостолы велели народу расположиться на траве. В это весеннее время она, как ковер, покрывала склоны холмов. Люди сели на траву рядами по сто и по пятьдесят человек.

Господь взял в руки хлебы и рыбу. Возведя очи к небу, Он воздал благодарение, благословил и преломил хлебы, а после дал их ученикам, чтобы они раздали народу. Также и две рыбы Христос разделил на всех.

И ели все, кто сколько хотел. А когда насытились, то Господь велел ученикам собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Кусков хлеба и рыбы было собрано 12 полных коробов.

Это чудо произвело глубокое впечатление на людей. Ведь большинство из них именно так представляли себе Мессию — человеком, который принесет им земное изобилие и благополучие.

Христос узнал, что люди хотят провозгласить Его царем, а это могло привести к восстанию против Рима. Но Господь не желал потакать этим ложным представлениям о Мессии, как о земном царе.

Ведь разве в создании земного царства было Его истинное предназначение? Господь неоднократно говорил, что Царство Его не от мира сего, что оно создается в сердцах человеческих и потому не может насаждаться с помощью насилия.

История знает множество примеров, когда человечество пытались насильно осчастливить, устраивая кровавые революции во имя свободы, равенства и братства. Однако никакое справедливое и счастливое общество невозможно, пока в человеческих сердцах гнездятся ненависть, зависть, гордость, корысть, сластолюбие… Вот они, подлинные враги Царства Божия! Именно этих врагов пришел победить Христос, чтобы дать человечеству подлинную свободу — свободу от греха, свободу жизни с Богом.




Похожие:

Тема: «Уроки жизни». Урок по «Основам православной культуры» iconПрограмма проведения семинара учителей православной культуры 30 45 Вступительное слово зам директора по увр осьмаковой Ю. В. 45-10. 30
Урок православной культуры в 10 классе «Святитель Иоасаф- великий светоч православной веры» Учитель: Дроботова Н. С
Тема: «Уроки жизни». Урок по «Основам православной культуры» iconБуклет-путеводитель «По святым местам Черноморского побережья Кубани» (для занятий по основам православной культуры)
Л. И. Селезнёвой и иллюстратором Р. И. Моисеевым выпущен буклет-путеводитель «По святым местам Черноморского побережья Кубани» (для...
Тема: «Уроки жизни». Урок по «Основам православной культуры» iconЕдиная Всекубанская предметная неделя основ православной культуры
Русской Православной Церкви в данном направлении деятельности, усиления роли культурологического курса «Основы православной культуры»...
Тема: «Уроки жизни». Урок по «Основам православной культуры» iconКонспекты занятий по основам православной нравственности. Урок 1
Мф. 5: 25-26; 19: 17; 28: 20; Ин. 1: 17 7: 19; Рим. 10: 4; 1 Тим. 6: 6-12; 1 Ин. 5: 3 Гал. 6: 2;Иак. 2: 13
Тема: «Уроки жизни». Урок по «Основам православной культуры» icon24 марта 2010 года
Рмо для учителей Основ православной культуры «Формы и методы преподавания опк в оу (интегрированные уроки)»
Тема: «Уроки жизни». Урок по «Основам православной культуры» iconВикторина по искусству, посвященная истории православной культуры 03. 11 03. 11 03. 11 1-4 классы
Программа Единой Всекубанской предметной Недели основ православной культуры в мбоу оош №34
Тема: «Уроки жизни». Урок по «Основам православной культуры» iconУрок основ православной культуры в 7 классе Тема «Колокольный звон»
Да, мы будем говорить о колоколах, колокольном звоне. Услышим удивительные звуки, которые заставят каждого из нас соприкоснуться...
Тема: «Уроки жизни». Урок по «Основам православной культуры» iconУрок Физической культуры тема: «Здоровый образ жизни» 2 класс
Цели: формировать знания и представления учащихся о здоровом образе жизни; познакомить с «цветком здоровья»; совершенствовать навыки...
Тема: «Уроки жизни». Урок по «Основам православной культуры» iconДокументы
1. /СЛОВАРЬ КОРАНА (РУС)/DOC/СЛОВА ИЗ СУРЫ 36 ЙА-СИН/Ч. 1.doc
2. /СЛОВАРЬ...

Тема: «Уроки жизни». Урок по «Основам православной культуры» iconПлан проведения мероприятий мбоу сош №5 в рамках краевой тематической Недели здорового и безопасного образа жизни
«Клуб внимательных пешеходов», «Академия правил дорожного движения» открытые уроки по основам безопасности жизнедеятельности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов