Урок опк. Пути духовного восхождения. (На примерах из жизни святых) icon

Урок опк. Пути духовного восхождения. (На примерах из жизни святых)



НазваниеУрок опк. Пути духовного восхождения. (На примерах из жизни святых)
Небыкова Елена Геннадьевна
Дата конвертации28.08.2012
Размер162.6 Kb.
ТипУрок

Урок ОПК.

Пути духовного восхождения.

(На примерах из жизни святых).


Занятие рассчитано на два часа, как повторительное - обобщающее с применением творчески- проектной деятельности учащихся старшей школы.

Составитель. Небыкова Елена Геннадьевна, учитель истории и ОПК МОУ «СОШ № 20 г. Энгельса».

Цель: на жизненных примерах святых земли Саратовской показать возможности личностного духовного роста каждого человека, формирование любви к малой родине, интереса к изучению родного края и города.

Задачи:

  1. Расширить кругозор знаний по краеведческому материалу жизни
    святых земли Саратовской области.

  2. Привлечь к творческому поиску путей духовного восхождения через
    проектную групповую работу.

  3. Выработка компетенций применения духовного опыта святых для
    личного духовного роста.

Оборудование: наглядный материал по теме, репродукции икон святых, творческие детские проекты «Духовное восхождение».

^ План урока.

1. Обобщение знаний по темам «Святость», «Кто такие святые?», «Пути Богопознания», «Духовная жизнь» и др.

2. Выступления учащихся по результатам исследовательской деятельности (жизнеописание святых).

3. Творческая проектная групповая деятельность учащихся по теме «Духовное восхождение».

4. Подведение итогов занятия.


Ход работы


1.Вступительная беседа с учащимися.

Учитель. Кто такие святые, и какими духовными качествами они отличаются от обычных людей?

Учащиеся. Отвечают на вопрос. Приводят примеры.
^

Дополнительный материал для учащихся и учителя (можно составить по материалу вопросы или использовать жизнеописания конкретных святых по пройденным темам).

^

Суть святости.


«Святые — это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а те, кто были причастны запредельной Реальности. Им во всей полноте присущи черты конкретного человека, вписанного в определенную эпоху. И в то же время они возвышаются над ней, указывая путь в будущее».

пр. А. Мень

Давайте зададимся вопросом, а в чём суть святости? Прочтём труды известных богословов по этому вопросу (Павла Флоренского, Александра Мень, Андрея Кураева, Петра Мещериноваи др.) Тема святости окажется очень интересной и полезной для нашего личного духовного роста.

Святые – это люди, близкие Богу. С одной стороны, они такие же, как и каждый из нас.
В какой-то момент жизни они серьезно задумались: «Для чего мы живем на свете? К чему стремимся? Где будем потом?» С другой стороны они обладают иным взглядом на мир внутренний и внешний. Они увидели в первую очередь свою неправедность и удаленность от Бога. Глубоко ощутили, что никакое добро невозможно совершить без Бога и обратились к Нему всей душой.

Всю свою жизнь они боролись со злом, и не только с тем которое окружало их, но и с тем которое было внутри их. Этим они отличаются от героических личностей. Герои пытаются изменить мир путём внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путём внутреннего его преображения и начинают это преображение с самих себя, во всем полагаясь на Бога.

Святые - это люди, которые увидели замысел Божий о себе и воплотили этот замысел в собственной жизни. В подвигах своих святые различаются друг от друга.

В зависимости от этих подвигов их называют по-разному: преподобные, праведные, исповедники, святители, благоверные и мученики. Святые Косма, Дионисий и Иоанн Саратовские тоже мученики, то есть были мучемы и умерщвлены за веру в истинного Бога. В переводе с греческого мученики – свидетели, они действительно свидетели истинной веры, просвещенные благодатью Божьей. Святые, таким образом, самим своим пребыванием в мире свидетельствуют не только о норме христианской веры и жизни, но и дают возможность осознать всем христианам свое глубокое несовершенство и отсюда необходимость в Боге Спасителе.

Высказанная интерпретация понятия "святой" была оригинально и глубоко разработана священником профессором Павлом Флоренским (+1943). Рассуждения его по данному вопросу настолько важны, что мы считаем необходимым процитировать здесь хотя бы самые основные его мысли. «Природа святости Божественна», то есть святость не декларация своей высокой нравственности, а путь стяжения Духа Святого».

Святость есть не что-то самозамкнутое, но активная сила, имеющая глубокое преображающее воздействие на человека и мир в целом, и потому она прямо отвечает обетованию Божию о мире. Своим подвигом, молитвой и духовным воздействием святые пролагают путь для многих в Царство Божие.

Святые были добродетельны, и смирение является той первой из добродетелей, на которой зиждется все здание совершенства святых. Без нее не возможны ни правильная духовная жизнь, ни приобретение каких-либо иных богоподобных свойств.

Преподобный Макарий Египетский говорит: "Смиренный никогда не падает: да и куда ему пасть, когда ниже всех? Великая высота есть смирение. И почесть и достоинство есть смиренномудрие". Святой Иоанн Златоуст называет смирение главной из добродетелей, а преподобный Варсонофий Великий учит, что "смирение имеет первенство среди добродетелей".

Еще одним неотъемлемым качеством святых является христианская любовь. Это не обычное земное чувство, не результат систематического нервно-психического возбуждения в себе особого влечения к Богу и к людям, но следствие исполнения заповедей, высший дар неба, дар Духа Святого, посылаемый лишь смирению. Только святые могут иметь чистую христианскую любовь, духовную.

Это суть лишь некоторые знаки исполнения Божия обетования в тех, кого Церковь именует святыми. Церковь канонизирует в лике святых новомученников российских, чтобы для нас простых христиан – это послужило духовным уроком, образцом духовного развития и восхождения.

«Канонизация - это не пропуск в рай (Господь туда сам зовет), а урок для нас.» проф А.Кураев. *Духовная жизнь это не просто благочестие, не просто молитва, не просто даже подвиг или отреченность от мира. Она есть, прежде всего красота, то есть, в первую очередь, строгая упорядоченность в развитии, особая последовательность в приобретении добродетелей, закономерность в достижениях и созерцаниях. И здесь опыт святых, являющихся очевидными и бесспорными знаками исполнения Божия обетования человеку, безусловно, послужит самым надежным источником.

^ Учитель. Много святых на земле Российской просиявших, назовите их, среди них есть и святые земли Саратовской, кого вы знаете?


Учащиеся. Называют имена святых.

Учитель. В начале ХХI века на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о прославлении в лике святых Космы Петриченко, Дионисия Щеголева, Ионна Днепровского наших земляков. Сведений и фактов из жизни этих святых не так много. Тяжелое время испытаний выпало на их долю. Время «становления новой деспотичной и атеистической власти, при которой они отстаивали принципы религиозной жизни», что само по себе было подвижничеством.

. ^ Учитель. Давайте узнаем, каков их христианский путь, их подвиг, прославивший Христа, из выступлений, которые подготовили для нас ребята.


Учащиеся. Выступления по докладам (желательно, чтобы учащиеся собрали необходимый материал самостоятельно и обработали его с помощью учителя).

  • Дополнительный материал для учащихся и учителя.



^

Жизненный подвиг саратовских святых


Петриченко Косма Никифорович

Годы жизни (1869-1937).

Петриченко Косма Никифорович родился в крестьянской семье в слободе Рыбушка Саратовской губернии. Служил псаломщиком в Христорождественской церкови.

Окончил служение в 1928г.До революции занимался крестьянским трудом и не получил духовного образования. Будучи глубоко верующим человеком, Косма Никифорович прислуживал в местной церкви и хорошо изучил богослужебный устав. После революции он, несмотря на потрясение и насильственную ломку основ русской жизни, продолжал жить по-прежнему: занимался землепашеством, содержал хозяйство и в свободное время прислуживал в храме. В те годы становления новой деспотичной и атеистической власти отстаивание принципов религиозной жизни само по себе было уже подвижничеством. И Косма Никифорович решается на такой жертвенный шаг, который мог быть продиктован только его верой и сугубой любовью к Церкви Христовой: он передает свое хозяйство дочери Анастасии, а сам подает прошение о принятии священного сана.

Отец Косма был рукоположен во иерея в 1928 году к рыбушкинскому Христорождественскому храму. Незадолго перед тем, как назначили нового Саратовского Владыку, митрополита Серафима (Александрова). Служил Косма до 1935года.*

В 1935 году церковь в слободе Рыбушка была закрыта. Закрытие храмов в эти годы происходило повсеместно. Видя, что все мероприятия антицерковного характера не уменьшают религиозности населения, особенно в деревне, власти начали прямую ликвидацию действующих церквей. Однако

и в этих условиях новой фазы усиленных гонений на Православие отец Косма не прекращал своей пастырской деятельности.

У себя на дому он собирал прихожан, совершал богослужения, читал сельчанам духовную литературу, крестил новорожденных младенцев, одним словом, делал все, чтобы поддержать в них в эти нелегкие годы огонек веры Христовой. Два года после закрытия храма отец Косма оставался на свободе, и все это время продолжал свое священническое служение. Его деятельность, как и деятельность многих других пастырей Русской Церкви, не могла оставаться незамеченной для местных властей.31 октября 1937 года сотрудник районного отдела НКВД получил ордер на обыск и арест гражданина Петриченко Кузьмы Никифоровича. В этот же день отец Косма был препровожден в Саратовскую тюрьму. Обвинение При Осуждении: "антисоветская агитация под видом религиозных молебнов в домах колхозников" Приговором была высшая мера наказания – расстрел 2 ноября состоялся первый и единственный допрос арестованного К. Н. Петриченко, во время которого Рыбушкинский настоятель категорически отверг все возводимые на него обвинения в антисоветской деятельности. В какой бы то ни было, контрреволюционности он себя виновным не признал. Вероятно, поведение подследственного в камере и на допросе было настолько твердым и непреклонным, что оперативники убедились в бессмысленности дальнейшего нажима. Больше отца Косму к следователю не вызывали. На следующий день, 3 ноября, были допрошены пять свидетелей, которые дали нужные следствию показания. Все они носят неконкретный, вымышленный характер и почти дословно повторяют друг друга. Характерно, что ни одно из свидетельских показаний так и не было
предъявлено арестованному и ни с одним из них отцу Косме не дали очной ставки.

Вся следственная процедура носила откровенно подложный и формальный характер.

14 ноября было составлено обвинительное заключение. 16 ноября 1937г. Он был расстрелян в Саратовской тюрьме в 22.00, место погребения мученика осталось неизвестным.

Священномученик священник Косма Петриченко канонизирован 25 марта 2004г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.*

25 марта 2004 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению от Саратовской епархии приходской священник Косма Никифорович Петриченко был прославлен в Соборе святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Храм, в котором нес свое служение святой Косма, не сохранился до наших дней. В декабре 2004 года в Рыбушке был заложен новый храм. По благословению Преосвященнейшего Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, храм будет двухпрестольным. В верхнем этаже престол будет освящен, как и когда-то, в честь Рождества Христова. А в крипте будет устроен придел во имя святого священномученика Космы. Помощь приходу оказывает родной правнук святого, В. З. Высоцкий. 14 мая 2005 года Владыка Лонгин совершил Чин основания рыбушкинского храма. Кроме того, памяти святого Космы будет посвящен храм, заложенный в парке им. Ю. А. Гагарина в Комсомольском поселке Саратова.


Дионисий Щеголев.

Священник Дионисий Ефимович Щеголев родился в 1870 году в селе Расказнь Родничковского района Саратовской области. Служил в с.Чиганак Аркадского района Саратовской области.

В 1931 году был "раскулачен" и выслан на спецпоселение в Казахстан.

Проживал в спецпереселенческом поселке №21 Карагандинской области.

Арестован И августа 1932 года на том основании, что "...проживая в Трудпоселке №21 Карагандинской области ... проводил службы, религиозные обряды, при этом высказывал свою непримиримость к советской власти, обращался к прихожанам: "... Ваше дело просить Бога и влиять религиозными убеждениями на все крестьянство, а наше дело, если вернется старая власть, расправиться с коммунистами".

В предъявленном обвинении виновным себя не признал, но не отрицал факта проведения богослужений. "...Как священник я проводил богослужения в поселке Майкудук и однажды говорил проповедь, где было до 20-и человек, собравшихся спецпереселенцев. Проповедь была собственного сочинения на основании Священного Писания".

Решением тройки при ПП ОГПУ в Казахстане от 13 января 1933 года осужден по ст. 58 п. п. 10, 11 УК сроком на 3 года ссылки в Сибирь.

По возвращении из ссылки проживал в Саратовской области, где был арестован 26 октября 1937 года.

Постановлением тройки при УВД по Саратовской области 14 ноября 1937 года приговорен к расстрелу по обвинению в проведении антисоветской агитации (ст. 58-10 УК).

Приговор приведен в исполнение 23 ноября 1937 года в г. Балашове, Саратовской области.

Место погребения неизвестно.

Совместным заключением областной прокуратуры и Управлением КГБ по Карагандинской области от 24 мая 1989 года священник Дионисий Щеголев реабилитирован.

Заключением прокуратуры Саратовской области священник Дионисий Щеголев реабилитирован 16 января 1989 года.

Священномученик священник Дионисий Щеголев канонизирован 25 марта 2004г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.*

* Максим Плякин. Святые выпускники Саратовской духовной семинарии// Православие и современность.- Саратовские Епархиальные Ведомости, 2008 год.- 98 с.

25 марта 2004 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению от Саратовской епархии приходской священник Дионисий Ефимович Щеголев был прославлен в Соборе святых Новомучеников и Исповедников Российских.


Иоанн Днепровский

Священномученик Иоанн родился 18 сентября 1875 года в селе Старый Чиртим Камешкирской волости Кузнецкого уезда Самарской губернии в семье пономаря Михаила Днепровского. По окончании Духовной семинарии поступил псаломщиком в храм в селе Улыбовка Вольского уезда Саратовской губернии. В 1898 году Иван Михайлович женился на девице Александре, и впоследствии у них родилось четверо детей.
     В 1905 году Иван Михайлович был рукоположен во диакона ко храму в селе Терса, а в 1914 году — во священника ко храму в селе Полчаниновка. По всей вероятности, храм в селе был в 1929 году закрыт. Отец Иоанн переехал в город Новоузенск Саратовской области, устроившись работать наблюдателем на Нижне-Волжскую метеорологическую станцию, и здесь он прожил до своего ареста, поддерживая отношения с местным священником и верующими.*
     8 декабря 1937 отец Иоанн был арестован, заключен в тюрьму в городе Саратове и на следующий день допрошен.
    « — Вы обвиняетесь в контрреволюционном действии против существующего политического строя в СССР.
     — Виновным себя в этом не признаю.
     — Вы клеветали на сталинскую конституцию, говорили, что это кабала и больше ничего и что хорошего от нее ждать нельзя. Признаете ли это?
     — Это я также категорически не признаю.
     — Вы говорили, что в день выборов сгонят всех на отдельные базы и *Плякин М. Новый саратовский святой - священномученик Иоанн// Православная вера. Саратов,
2004. N 6(258).
прикажут голосовать за того, кто им будет выгоден, — будете ли это отрицать?
     — Не признаю и это.

— Вы говорили, что советская власть посягнула на религию, разграбила храмы, невинно сослала все духовенство, — признаете ли это?
     — Да, это я действительно говорил — что все храмы советская власть уничтожила и что священство невинно все сослано, других разговоров я совершенно не вел.
     — Расскажите следствию, с кем из духовенства в Новоузенске вы поддерживали связь?
     — Я был тесно связан только со священником Алексеем Поповым, у которого часто бывал и вел беседу, как вывести из тупика религию, так как советская власть окончательно добивает ее и жить нам становится все труднее.
     — В беседе Попов защищал права религии, предлагал вам быть еще активнее в религиозных мероприятиях — вы дали согласие действовать заедино?
     — Когда мы с Поповым беседовали относительно религии, то он мне говорил, что христианская религия самая идеальная и что отступать от нее не следует, — с этим, и я с ним согласился, обещал чем смогу помочь, другого у нас в разговорах ничего не было.
     — Вы говорили, что скоро советская власть будет свергнута, это осуществят культурные державы — Япония, Германия. Признаете ли это?
     — Нет, этого я не признаю.
     — Вы производили у себя на квартире сборы верующих, среди которых распространяли контрреволюционную пропаганду, создавали фонды для поддержания религии.
     — Это я категорически отрицаю.»

В тот же день следствие было закончено, и на следующий день, 10 декабря, тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу.

Священник Иоанн Днепровский был расстрелян 15 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

Учитель. Так судил Господь, что все святые новомученики, прославленные в нашей епархии, - и ранее прославленные святые Дионисий Щеголев и Иоанн Днепровский, и новопрославленный святой священномученик Косма, были простыми сельскими пастырями, несшими свое внешне незаметное, но такое высокое служение. И теперь они на Небесах предстательствуют о нас, своей пастве, а мы к ним взываем: Святии священномученицы Дионисие, Иоанне и Космо, молите Бога о нас!

Любовь к нашему краю лежит через ее историю. Она богата и интересна в разные исторические периоды. Но особенно нас поразил духовный подвиг людей во время гонений, которые отстаивали религиозные принципы и остались верны вере и Богу в этот трагический период. Эти люди были духовно богатыми людьми.

^ Учитель. Что такое духовная жизнь? В чём её смысл и как её проходить?

Духовная жизнь «есть путь, а всякий путь предполагает указатели – чтобы нам не забрести в тупик или не сорваться с обрыва». Такими указателями для нас являются заповеди Евангелия и подвиги святых.

А сейчас мы разделимся на группы и поработаем над проектами «пути нашего духовного восхождения»

Возможны два варианта проведения этой части урока.

1. презентация подготовленного проекта.

2.Работа над проектами в группах.

Учитель. Задачи проекта.

  1. Проект выполнить в виде прикладного творчества, используя символы, которые имеют глубокий христианский смысл (храм, лоза, древо и т.п.).

  2. Поразмыслить над проблемой возможности духовного восхождения обычного человека в суете повседневной жизни.

  3. Изобразить пути возможного духовного роста и препятствия, которые могут встретиться на этом пути.

  • Дополнительный материал для учащихся и учителя.



^

Пути духовного восхождения



Чем становимся мы старше, тем мы больше хотим знать и понимать смысл жизни. У нас формируется свое мировоззрение. Мы пытаемся познать мир внешний и внутренний. И когда мы начинаем познавать этот мир с православной точки зрения, то жизнь становится интересней, свободней, радостней. Мы становимся на путь духовного возрастания.

Жития святых помогают нам оценить жизнь, осознать какую-либо ситуацию, понять, для чего нужно помогать друг другу, верить и любить. История жизни саратовских новомучеников дает нам яркий пример как можно познать себя и развивать свой духовный мир. Мы начинаем оценивать не только то, что происходит вокруг нас, но самое главное внутри – с нашей душой и духом. На пути духовного восхождения мы сталкиваемся со многими трудностями, потому что на многие ситуации, проблемы и конфликты надо смотреть уже с другой стороны, оценивая свои поступки, мысли, чувства. И в этом нам помогает подвиг смирения, которому учат нас святые отцы своим жизненным примером.

Очень трудно перебороть в себе всё злоё, даже на уровне мыслей. Все в человеке и мысли, и чувства, и воля должны быть направлены на добрые дела, на дела христианской любви к ближнему. Иногда в конфликтной ситуации мы можем обидеть человека, развивать самомнение, гордиться собой и постепенно падать в духовную пропасть. Святые учат нас в таких ситуациях обращать внутренний взор на свой духовный мир, искренне раскаиваться в том зле, которое мы причиняем окружающим людям и самим себе. Нужно много трудиться над своей душой и духом. Всегда сдерживать себя в злых проявлениях, относиться к другим людям с пониманием, добром и любовью. Для этого мы должны духовно развиваться. Изучая сокровенный мир православия: жития святых, духовную литературу, беседуя с духовником и непрестанно внутренним взором следить за состоянием своего духа.


П. ^ Защита проектов.

Учащиеся представляют свои проекты.

Один из примеров такого проекта - проект «Духовное восхождение» участников кружка ОПК МОУ «СОШ № 20», выполнен в виде прикладного творчества, символы которого имеют глубокий христианский смысл. Ребята приглашают вас поразмыслить над проблемой возможности духовного восхождения обычного человека в суете повседневной жизни.

Проект имеет исследовательскую информационно-познавательную, краеведческую направленность. Он в виде объемной газеты с храмом-макетом. Слева — иконы святых и их путь восхождения к Богу (храму), справа внизу изображения участников кружка у начала пути восхождения. Дорога не прямая, чистая, на ней встречаются тупики. Нужно найти способы восхождения и выходы из тупиковых ситуаций на пути духовного роста. Ребята использовали пройденный материал по темам: верность, праведность, любовь, смирение, терпимость, милосердие, покаяние и др.


Авторы проекта уже ответили на главную проблему проекта о возможности духовного восхождения современного человека, но не дают готового ответа, а с помощью вопросов, стихов, беседы, подвигают к поиску разрешения этой проблемы всеми участниками урока. Постепенно дорога восхождения по мере нахождения ответов заполняется словами.


^ III. В заключение делается общий вывод об уроке сообразно его цели (что удалось сделать).Затем ребята делятся впечатлениями, высказывают свои суждения по теме занятия.

Учитель. Хочется, чтобы все наши дела имели смысл и приносили пользу. Этого мы хотели достичь и в нашей работе. Смысл изучения всей истории и особенно малоизвестных вопросов истории края очевиден. Это и новые знания, и духовный опыт, и просто наш долг перед этими скромными, простыми и в то же время великими по духу людьми, не предавшими свои убеждения. Сегодня наша жизнь сводится к удовлетворению материальных потребностей, к материальным накоплениям, корыстным поискам удовлетворений. Поэтому сразу бросается в глаза низкий духовно-нравственный уровень нашего поколения. Невольно приходишь в уныние. Есть ли выход из этого? Уныние мешает жить. Как бороться с ним? Работать и душой и телом, так учит нас жизненный путь святых новомучеников саратовских, как бы трудно не было идти дорогой добра и любви, прощения и покаяния. А, как известно «добрый, любвеобильный дух человека способен преображать, оживлять других». Хотелось бы, чтобы это было не подвигом, а естественно для человека, как дыхание жить, заботиться о своем духовном возрастании, основанием которому, безусловно, является христианские нравственные ценности. Узнать об этих ценностях, понять их помогают нам занятия по Основам православной культуры, изучение жизни высокодуховных исторических личностей, наших земляков, святых священномучеников-свидетелей христианской веры, которые своей жизнью и своей мученической смертью свидетельствуют нам о возможности достижения высот духовного роста. Мы привели только некоторые из числа многих примеров самоотверженности, мудрости и доброй деятельности Христовых служителей. Но и эти примеры помогают нам на не легком пути к духовному познанию и духовному развитию.

.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интернет-ресурсы http://kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1240&Itemid=5

http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/5g10_1.shtml

2. Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Архирное уголовное дело № ОФ-39313

3. Валерий Духанин. Сокровенный мир православия.- Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006 год,- 93 с.

4. Дворцова Н. Б., Чанилова Н. Г. Инновационные технологии в
воспитательном процессе ОУ: учебно-метод. Пособие для
педагогических рабюотников ОУ - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2004.


5. Кураев Андрей, диак. Если Бог есть Любовь… М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997 год.-75 с.

6. Максим Плякин. Святые выпускники Саратовской духовной семинарии// Православие и современность.- Саратовские Епархиальные Ведомости, 2008 год.- 98-99 с.

7. Павел Флоренский О святости.- Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008 год.-64 с.

8. Плякин М. Новый саратовский святой - священномученик Иоанн// Православная вера. Саратов,
2004. N 6(258).

9. Романовкая Н. Б. Метод проектов в учебном процессе. Метод.Пособие/М.:Центр «Педагогический поиск».2006

10. Журнал N 6 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004г.




Похожие:

Урок опк. Пути духовного восхождения. (На примерах из жизни святых) iconТема: «Уроки жизни». Урок по «Основам православной культуры»
Урок разработала Небыкова Елена Геннадьевна учитель истории, обществознания и опк моу сош №20 г. Энгельса
Урок опк. Пути духовного восхождения. (На примерах из жизни святых) iconДокументы
1. /ОПК/10-11_шк_2010-11.doc
2. /ОПК/5-7_шк_2010-11.doc
Урок опк. Пути духовного восхождения. (На примерах из жизни святых) iconКраткое содержание «Жизни и мученичества святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы»

Урок опк. Пути духовного восхождения. (На примерах из жизни святых) iconУрок «Экологические проблемы в современной России и пути их решения»
...
Урок опк. Пути духовного восхождения. (На примерах из жизни святых) iconТема урока: Ароматические соединения в природе и жизни человека
Тип урока: Итоговый (результирующий) урок по защите проектов, связанных со значением ароматических углеводородов и их производных...
Урок опк. Пути духовного восхождения. (На примерах из жизни святых) icon3 марта 2011 года
Опк учащиеся сош №9 посетили Свято Успенский собор. С ними провёл беседу отец Константин о православных традициях и роли церкви в...
Урок опк. Пути духовного восхождения. (На примерах из жизни святых) iconСодержание мейбл Коллинз. Свет на пути
«Света на Пути». Все правила основаны на трех коренных положениях восточной философии: на перевоплощении, на законе причинности (кармы)...
Урок опк. Пути духовного восхождения. (На примерах из жизни святых) iconТема. "Выражение со скобкой"
Цели. Закреплять вычислительные навыки в пределах 20; познакомить с постановкой скобок в примерах в несколько действий, их ролью,...
Урок опк. Пути духовного восхождения. (На примерах из жизни святых) iconОтчет «Активизация познавательного интереса у учащихся»
Цель моей педагогической деятельности создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении опк,...
Урок опк. Пути духовного восхождения. (На примерах из жизни святых) iconФедор Михайлович Достоевский. Начало пути [Голгофа]. В 80-х годах вышла книга
Её Селезнёв тоже начал с Голгофы. Голгофа как бы предваряет, как бы служит эпиграфом к жизни, к пути во Христе и к творчеству Достоевского....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов