Урок Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы). (Подготовила учитель биологии моу «сош №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л. В.) Цель icon

Урок Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы). (Подготовила учитель биологии моу «сош №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л. В.) Цель



НазваниеУрок Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы). (Подготовила учитель биологии моу «сош №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л. В.) Цель
Дата конвертации28.08.2012
Размер78.75 Kb.
ТипУрок

Урок

Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы).


(Подготовила учитель биологии МОУ «СОШ №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л.В.)

Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии современных рептилий;

Задачи:

Образовательные: углубить и расширить понятие о классе; на различных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания;

Развивающие: совершенствовать умения работать с текстом, продолжать развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать.

Воспитательные: через работу в малых группах способствовать воспитанию таких качеств как взаимопомощь, толерантность, чувство коллективизма;


Тип урока: урок изучения нового материала.


Ход урока.


I. Организационный момент.


II. Проверка знаний учащихся.

а) 3 человека работают по карточкам у доски (см. приложение, вопрос № 1 в карточках можно не рассматривать)

б) класс устно решает биологические задачи:

  • Ящерицы, в отличие от лягушек, могут жить на суше, вдали от водоёмов. Почему?

Ответ: дышат лёгкими, кожа покрыта роговыми чешуйками, что спасает от высыхания, кожных желёз почти нет.

  • Оказывается, прыткая ящерица, в жаркие дни бодра и подвижна, а в прохладную погоду она менее активна. Почему?

Ответ: ящерицы холоднокровные животные.

  • Загадка гласит:

«Она, как змейка,

В траве мелькает.

Хвостом виляет.

Хвост оторвёт –

Другой наживёт!»

Кто это? Какое биологическое явление нашло отражение в загадке? Какова его роль в жизни животного?

Ответ: Разрыв хвоста ящерицы происходит в специальном месте. Здесь имеется позвонок, который разделён узкой щелью на две половины хрящевой перемычкой. Резкое рефлекторное сокращение мышц хвоста приводит к разрыву этих перемычек и к отделению части хвоста.

  • Почему взгляд змей немигающий, гипнотизирующий?

Ответ: Глаза змеи всегда открыты, т.к. веки их срослись, и они прозрачны как стекло.

  • На биологическом турнире ученик сказал: «Во время линьки змея «выползает» из старой шкуры, которая сохраняется полностью». Прав ли был ученик?

Ответ: Такое утверждение ученика справедливо только для здоровых змей. У больных змей шкура сходит кусками.

  • Змеи видят и слышат плохо. Однако когда наступают сумерки, змеи выходят на охоту. Как можно объяснить этот факт?

Ответ: У змей есть термолокатор, который располагается в ямках между ноздрями и глазами. Термолокатор реагирует на тепловое излучение жертвы. В сумерках тепловое излучение более резкое.


  • Кто автор этого стихотворения? Как оно называется?

«Так вот, где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!

Из мёртвой главы гробовая змея,

Шипя, между тем выползала,

Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь»

Может ли змея ужалить человека? Почему?

Ответ: А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Трение, возникающее главным образом между чешуйками брюха, обуславливает шипение змеи. Змеи шипят, когда раздражены. Нет, не может. Змея не имеет жала. Люди неправильно называют жалом раздвоенный на конце язык змеи, который служит органом обоняния, осязания и вкуса.


в) слушаем ответы учащихся, работавших по карточкам у доски;

III. Сообщение темы, цели и задач урока.

IV. Формирование новых знаний.

а) Классификация пресмыкающихся.

Класс пресмыкающихся чрезвычайно многообразен и насчитывает более 8 тыс. современных видов.

(^ Учащиеся открывают тетрадь с печатной основой и заполняют в ходе объяснения таблицу задания № 1 тетради с печатной основой с.38

Авторы: С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. Животные. Под редакцией профессора В.М. Константинова, 7 класс, рабочая тетрадь № 2)

б) Возьмите рабочий листок и приготовьтесь к заполнению таблицы «Общая характеристика пресмыкающихся» (см. приложение)

^ Отряд Клювоголовые. Единственный представитель этого отряда, доживший до наших дней – Гаттерия.


Внимательно прослушайте сообщение «Гаттерия – живое ископаемое» и внесите в таблицу особенности строения Гаттерии. (^ Сообщение делает один из уч-ся класса не более 3 мин.)

в) А теперь познакомимся с особенностями рептилий, принадлежащих к отряду Чешуйчатые, который насчитывает 8000 видов. (Организуется работа в 5 группах по 5 человек. Проводится поэтапное изучение материала. На I этапе каждая группа получает текст с особенностями строения и жизнедеятельности змей. Все учащиеся группы работают над изучением одного вопроса. Их задача совместными усилиями составить общую характеристику группы животных. Для этого учащиеся сначала читают рассказы-зарисовки, выделяют в тексте главную особенность животных, готовят рассказ об этой особенности. Слушая рассказ каждой из групп, учащиеся заполняют таблицу. При заполнении таблицы можно использовать параграф учебника. На II этапе уч-ся получают тексты с особенностями строения ящериц. На каждом столе не только тексты, но и раздаточный наглядный материал: рисунки, фотографии, коллекции).


г) Ящерицы, наиболее многочисленные представители пресмыкающихся (4500 видов), обитают в основном на суше, но не чужда им и морская стихия – на Галапагосских островах живут Морские игуаны, прекрасно плавающие и ныряющие за морскими водорослями, которыми они питаются.

(^ Учащимся предлагается просмотреть фрагмент кинофильма «Галапагосские острова» 5 мин.)

д) В Африке, на острове Мадагаскар и др. соседних островах, на некоторых островах Средиземного моря, Малой Азии и в Сирии обитают ещё одни интересные ящерицы – Хамелеоны. (Сообщение «Хамелеоны» делает один из учащихся класса не более 3 мин. Учащиеся класса записывают в таблицу особенности строения этих ящериц).


Ш. Закрепление.


1) В рабочей тетради выполните задание № 3 на с. 39

Выпишите нужные номера названий пресмыкающихся.

Пресмыкающиеся

  1. Кавказская агама

  2. Пустынная игуана

  3. Обыкновенный уж

  4. Среднеазиатская кобра

  5. Лазающий полоз

  6. Обыкновенная веретеница

  7. Кавказская гадюка

  8. Дневной геккон

  9. Серый варан

  10. Песчаная эфа

  11. Древесный удав

  12. песчаная круглоголовка

  13. Обыкновенная медянка

  14. Щитовник сцинк

  15. Обыкновенный щитомордник


Ящерицы:_________________________________

Змеи:______________________________________


2) Прослушайте вопрос и дайте ответ одним предложением:


а) Какие основные особенности внешнего строения позволили пресмыкающимся освоить наземную среду обитания?

(^ Ответ: сухая кожа, покрытая роговыми образованиями)

б) Какие особенности размножения позволили пресмыкающимся освоить наземную среду обитания?

(Ответ: внутреннее оплодотворение, откладывание крупных яиц на суше)

в) На какие отряды делят современных пресмыкающихся?

г) Какие ящерицы не имеют ног?

(^ Ответ: Веретеница и Желтопузик)

д) Каких размеров достигают самые крупные ящерицы?

(Ответ: более 3 м длина Комодского варана)

е) Назовите отряд и представителя пресмыкающихся, представляющих собой слепую ветвь примитивных рептилий?

(Ответ: отряд Клювоголовые. Гаттерия)


3) В рабочих листках разгадайте кроссворд «Пресмыкающиеся»


IV. Анализ и оценка итогов работы.


V. Определение и разъяснение домашнего задания.


^ Домашнее задание двух уровней:

I уровень (задание для всех): § 42, вопросы в конце параграфа.

II уровень (задание для желающих): подготовьте сообщения по темам: 1) Миссисипский аллигатор.

2) Средиземноморская черепаха.

3) Гавиал.

4) Сколько живут черепахи?

5) Крокодиловы слёзы.

6) Крокодилы и море.

Литература.

  1. Дмитров, Е. Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения [Текст]: пособие для учащихся и учителей / Е.Н. Дмитров. – Тула: «Родничок», 1999. – 144 с.

  2. Константинов В. М. Биология. Животные [Текст]: учебник для учащихся 7 класс общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В. С. Кучменко; под редакцией проф. В.М. Константинова.—2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 304 с.: ил.

  3. Пепеляева, О.А. Поурочные разработки по биологии 7-8 классы [Текст]: в помощь школьному учителю / О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. – М.: ВАКО, 2004. – 432 с.

  4. А.В. Пименов: диск биология, дидактика, раздел животные.
^

Тема: Класс Пресмыкающиеся (Reptilia).

Карточка 1. «Скелет ящерицы»


Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:





  1. Что обозначено на рисунке под цифрами 1 – 19?

  2. Из каких отделов состоит скелет позвоночника?

  3. Как называются первые два позвонка в шейном отделе позвоночника?

  4. Чем образована грудная клетка?

  5. Сколько крестцовых позвонков у ящерицы?

  6. У каких пресмыкающихся отсутствуют конечности?
^

Карточка 2. «Внутреннее строение ящерицы»


Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:






  1. Что обозначено на рисунке под цифрами 1 – 14?

  2. Чем дыхательная система ящерицы отличается от дыхательной системы лягушки?

  3. Какие дыхательные пути сформировались у пресмыкающихся?

  4. В какой отдел кишечника открываются протоки печени и поджелудочной железы?

  5. Чем заканчивается пищеварительная система пресмыкающихся?




^

Карточка 3. «Кровеносная система
ящерицы»


Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке под цифрами 1 – 10?

  2. По каким сосудам кровь течет из желудочка?

  3. Какая кровь течет по легочным артериям?

  4. В какую камеру сердца попадает артериальная кровь от легких?

  5. В какую камеру сердца попадает венозная кровь от органов тела?

  6. Почему в желудочке сердца кровь смешивается лишь частично?

Рабочий листок.

Общая характеристика пресмыкающихся.

Отряд Чешуйчатые 8000 видов

Отряд Клювоголовые 2 вида

Гаттерии

Змеи 3000 видов

Ящерицы 4500 видов

Ящерицы- Хамелеоны

1)__________________________

___________________________

___________________________

2)__________________________

___________________________

___________________________

3)__________________________

___________________________

___________________________

4)__________________________

___________________________

___________________________

1)________________

_________________

2)________________

_________________

3)________________

_________________

4)________________

_________________

5)________________

_________________

_________________

6)________________

_________________

1)_________________

__________________

2)_________________

__________________

3)_________________

__________________

4)_________________

__________________

5)_________________

__________________

6)_________________

__________________

1)________________

_________________

_________________

2)________________

_________________

_________________

3)________________

_________________

_________________

4)________________

_________________

_________________






Похожие:

Урок Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы). (Подготовила учитель биологии моу «сош №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л. В.) Цель iconУрок разработала учитель биологии моу сош с. Грачевка Петровского района Саратовской области Пичугина Антонина Федоровна. Урок биологии 7 класс
Задачи: 1 познакомить учащихся с многообразием ракообразных, сформировать знания о среде обитания
Урок Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы). (Подготовила учитель биологии моу «сош №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л. В.) Цель iconИван Андреевич Крылов. Жанр басни творчестве в Крылова. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Цель урок
Мурина Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы моу «сош №32» г. Энгельса Саратовской области
Урок Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы). (Подготовила учитель биологии моу «сош №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л. В.) Цель iconИван Андреевич Крылов. Жанр басни творчестве в Крылова. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Цель урок
Мурина Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы моу «сош №32» г. Энгельса Саратовской области
Урок Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы). (Подготовила учитель биологии моу «сош №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л. В.) Цель iconЭлементы триз, применяемые при активном методе обучения
Работу подготовила учитель технологии моу «сош с. Заветное» Энегельсского района Саратовской области воронцова н. Ж
Урок Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы). (Подготовила учитель биологии моу «сош №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л. В.) Цель iconПубличный отчёт директора моу "сош №3" г. Энгельса Коваленко Г. А. за 2 полугодие 2008-2009 учебного года
Моу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Энгельса Саратовской области» открыта в 1960 году
Урок Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы). (Подготовила учитель биологии моу «сош №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л. В.) Цель iconУрок русского языка в 3 классе Учитель: Хрусталева Елена Владимировна, учитель начальных классов моу сош №3, г. Петровска Саратовской области, высшая категория
Учитель: Хрусталева Елена Владимировна, учитель начальных классов моу сош №3, г. Петровска Саратовской области, высшая категория
Урок Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы). (Подготовила учитель биологии моу «сош №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л. В.) Цель iconПлан работы моу дпос «Учебно-методический центр» г. Энгельса 2010 -2011год
«Решение задач уровня «С» егэ по биологии. Умк по биологии для подготовки к егэ в профильной группе» (учитель моу «сош №15» Мяделец...
Урок Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы). (Подготовила учитель биологии моу «сош №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л. В.) Цель iconУрок природоведения в 3 классе. «Школа России» Автор: Тимощук Светлана Васильевна, учитель начальных классов моу сош №3 г. Петровска Саратовской области, высшая категория. Тема
Цель: создать у учащихся представление о том, как люди воспринимают окружающий мир
Урок Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы). (Подготовила учитель биологии моу «сош №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л. В.) Цель iconР. И. Косенко 2011г. План работы моу дпос «Учебно-методический центр» г. Энгельса 2010 -2011год
«Решение задач уровня «С» егэ по биологии. Умк по биологии для подготовки к егэ в профильной группе» (учитель моу «сош №15» Мяделец...
Урок Многообразие пресмыкающихся (змеи и ящерицы). (Подготовила учитель биологии моу «сош №20» г. Энгельса Саратовской области Егубова Л. В.) Цель iconУрок в 6 классе Составила учитель музыки мбоу сош №32 г. Энгельса Саратовской области Русанова Юлия Анатольевна Тема: «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского»
Цель: Осознать силу музыки П. Чайковского, воспевающую красоту, богатство и силу человека, красоту, богатство и силу самой жизни
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов