Троицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов icon

Троицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов



НазваниеТроицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов
Дата конвертации28.08.2012
Размер57.44 Kb.
ТипДокументы
1. /н 20-45 21х06х02 Заикание у ребенка исх.rtf
2. /н 20-45 21х06х02 Зеленые святки исх.rtf
3. /н 20-45 21х06х02 Иван Шмелев Глава 3 Стар Валаам исх.rtf
4. /н 20-45 21х06х02 Месяцеслов исх.rtf
5. /н 20-45 21х06х02 Мироточащая икона исх.rtf
6. /н 20-45 21х06х02 Новости Православия исх.rtf
7. /н 20-45 21х06х02 Пограничные истории исх.rtf
8. /н 20-45 21х06х02 Семья начинается с детей исх.rtf
9. /н 20-45 21х06х02 Слово на Троицу исх.rtf
10. /н 20-45 21х06х02 Таинство причащения исх.rtf
Почему у ребенка возникает заикание?
Троицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов
Глас в нощи
22. 06 (суббота), Троицкая родительская суббота
14 декабря в Московском храме Девяти мучеников кизических православный люд припал к иконе Спасителя, которая буквально истекает кровью
Ваше Блаженство, возлюбленные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры!
Пограничные истории
Семья начинается с детей
Велик и знаменит в кругу целого лета нынешний день, слу­шатели благочестивые, по тем высочайшим таинственным знамениям, которые он представляет собою в Церкви Христо­вой
Христианин готовит себя к Таинству Причащения постом, молитвой и исповедью

Троицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицей, или "Се­мицкою", неделей было связано столько самобытных проявлений на­родного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Свя­ток... Конец мая и начало июня, на которые приходится-падает Трои­цын день, особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной раститель­ностью, еще не успевшей утратили своей обаятельной свежести... С течением времени языческий дух растворился в мировоззрении новой веры славян, просветленной стремлением к горним вершинам добра.
Однако пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и те­перь еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с природой, окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступа­ющей его жизнь.

"Семицкая" - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Трои­цыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губернии) носит название "Зеле­ных Святок".

"Семик", названный так потому, что приходится на седьмую неде­лю по Пасхе - преимущественно девичий праздник. В Поволжье (Верх­нем и Среднем) повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчи­на: собирают яйца, пекут лепешки, закупают лакомства. Девушки, це­лыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать бе­резки, "играть песни" и пировать. На березки вешают венки, по кото­рым девицы красные загадывают о своей судьбе; бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкой начинают водить хороводы, прекращающиеся с Троицы до Успения. Семицкие хороводы сопровож­даются особыми обрядами, посвященными "березке-березоньке", кото­рой воздаются особые почести (вероятно, как живому олицетворению древней богини весны). Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губер­нии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на бе­регу речки, и поют ей старинную песню: "Береза моя, березонька, бере­за моя белая, береза моя кудрявая!.." и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем "Поляны". Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Семицкие обычаи были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый "праздник венков", в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия. Семик является про­образом союза неба с землею.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празд­нования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два ми­ра - языческий с христианским.

Против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в язы­ческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убо­гих, похороненных в так называемых "убогих домах" и "скудельницах". Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Троицын день во времена московских царей всея Руси сопрово­ждался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник "являлся народу". Царский выход был обставлен но особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было "цар­ское платно" (порфира), царский "становой кафтан", корона, бармы, наперсный крест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башма­ки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца под­держивали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферезеи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов - впереди, а бояре и окольничие - сзади государя. Постельничий со стряпчими нес "стряп­ню": полотенце, стул "со зголовьем", подножье, "солношник" от дож­дя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор - в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов ("веник") и "лист" дре­весный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого "во все колокола с реутом"; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого "места", обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольни­ки поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед Троицкой вечерней, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный Патриархом. Смешав его с "государевым листом" и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и ок­ропляли его розовой водой. Взятым от государя листом они шли усти­лать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавали боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и - как говорилось в то время - "лежал на листу", благоговей­но внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, "являлся наро­ду", приветствовавшему его радостными кликами, и в предшествии одного из ближних стольников, несшего "веник" государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.

На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-хороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов - как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Царевен увеселяли сен­ные девушки, "игрицы", которыми - вероятно - "игрались" те же са­мые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу "Семика честного" и Троицы - Зеленых Святок...

Речист русский народ-пахарь, тороват на всякое слово красное. Многое-множество таких слов сделалось "крылатыми", - не то что из года в год, а из века в век, перелетающими вместе с сопутствующими им обычаями, поверьями и приметами. Не обойден народным красным словцом и "Духов день", - как именуется в народе следующий за празд­ником Троицы-Пятидесятницы понедельник. "До Свята - Духа не сни­май кожуха!" - говорит деревенская Русь. Выдаются местами, действи­тельно, такие непогожие весны, что только к этому времени и переста­ет знобить мужика холодом; особенно близко относится приведенное присловье к русскому северу, где зима - Морана - долго еще дает о себе знать, несмотря на теплые ласки Лады-весны, которая даже и от угрюмых обитателей северного - студеного поморья не скрывает своей красной красы.

Только после этого праздника и можно позабыть о морозах-ут­ренниках вплоть до самой осени - на всем неоглядном просторе Земли Русской. "С Духова дня не с одного неба, а даже из-под земли тепло идет!" - замечает посельщина - деревенщина: "Не верь теплу до Духова дня!", "Придет Свят Духов день, - будет на дворе, как на печке!", "И сиверок холоден до Духова дня!", "Зябка девица-рассада, а и та просит у Бога холодку после Духова дня!", "Свят-Дух весь белый свет согре­ет!", "Доживи до Троицы - Духова дня, а тепло будет!" - приговари­вает дождавшийся лета православный честной люд, во многих местностях с этого праздника, по обычаю старины, начинающий выбираться на летний ночлег из душной избы в более прохладные сени-клети.

Троица - повсеместный праздник цветов и березок. На Духов день последние остаются красоваться как возле хат, так и в хатах; цветы же, вместе с травой устилавшие пол церковный во время Троицкой Боже­ственной службы, подбирают богомольцы, приносят домой и тщатель­но сберегают под божницею: опытные хозяева советуют пользовать ими - вперемешку с другим кормом - больную домашнюю животину (коров - в особенности). Набожные старухи сушат и толкут в ступе принесенные от обедни Духова дня цветы и бережно хранят порошок на случай болезни кого-нибудь в семье. Достаточно, по их словам, во­время окурить больного благовонным дымом этого порошка из "свя­щенного цвета", чтобы недуг пошел на поправку.

В народе с давних пор ходит сказание о том, что Духова дня, "как огня", страшится бродящая по земле нечисть. По старинному преда­нию, повторяющемуся и теперь во многих местах Среднего Поволжья, на этот праздник - во время Божественной службы - сходит с неба Священный огонь, испепеляющий всех злых духов, попадающихся ему. "И бегут беси огня-Духа", - повествует седое народное слово, - "и мещутся злые духи в бездны подземныя. И в бездне настигает их сила сил земных. Слышит вопль бесовский в сей день Господень заря утрен­няя. и полдень внемлет ему, и вечер свете - тихий, - такожде до полунощи... Погибают огнем негасимым беси, их же тьма тем... И не токмо силу бесовскую, - разит огнь Небесный всяку душу грешную, посягающу на Духа Свята дерзновением от лукавствия "...




Похожие:

Троицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов iconУрок технологии в 9 классе по элективному курсу «Обычаи и традиции русского народа» Тема: Роспись пасхальных яиц в технике восковой живописи
Цель: Сформировать представление о художественной культуре русского народа, познакомить с техникой восковой росписи, воспитывать...
Троицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов iconФестиваль русских народных обычаев и традиций «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…» Цели
Цели: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского...
Троицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов iconУчебник до сих пор остается одним из лучших руководств по теоретической поэтике
Данный учебник до сих пор остается одним из лучших руководств по теоретической поэтике
Троицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов iconДокументы
1. /Энциклопедия обрядов и обычаев.txt
Троицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов iconФ. В. И. «Об отношении реального и идеального в природе» (конспект статьи)
Это тоже известно с давних времён. Но, тем не менее, Шеллинг считает, что глубина понятия и предмета материи до сих пор привлекательна...
Троицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов iconЧеловек жив памятью…”
Всего на военном кладбище г. Щецинка похоронены 4427 советских солдат и офицеров, в том числе 4109 – до сих пор остаются неопознанными;...
Троицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов iconЯзык – это история народа язык – это история народа
Поэтому-то и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…
Троицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов iconМесяц, который никак не может кончиться2 Исторический смысл и уроки «Великого Октября»
Октябрьская революция остается до сих пор частью современности и потому можно сказать — остается до сих пор еще незавершенной. В...
Троицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов iconПлан-конспект урока по технологии для 5 класса «Пиление древесины»
Человек пользовался пилой с незапамятных времен. Изображение пиления металлической пилой обнаружено в одной из погребальных камер...
Троицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов iconВеличайший русский драматург Александр Николаевич Островский автор почти 50 оригинальных пьес, которые до сих пор
Александр Николаевич Островский автор почти 50 оригинальных пьес, которые до сих пор популярны среди режиссеров и зрителей
Троицын день с незапамятных времен является одним из люби­мейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов iconКиты нахлебники
Косатки, не срывайте план. Эта проблема известна еще с 50-х годов и во многих районах мира и есть довольно много научной литературы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов