Александринские «тайны мадридского двора» icon

Александринские «тайны мадридского двора»



НазваниеАлександринские «тайны мадридского двора»
Дата конвертации28.08.2012
Размер46.39 Kb.
ТипДокументы

Александринские «тайны мадридского двора»

Молодежный еженедельник «Сорока» 16 декабря 1996 год


Светлана Мергель, Виктор Лавров


В Государственном Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина, который частенько называют по старинке Александринкой, проходят «тайные свидания» с английской королевой Елизаветой I и француженкой Анной де Бейль. Подготовила эти «встречи» для небольшой части посвященных зрителей режиссер театра Светлана Миляева. Первая проходит в помещении Царского фойе, а вторая — под самой крышей, на чердаке. Заглянули в театральную экспериментальную мастерскую и мы.


^ Любовь и политика — вещи несовместимые.


Такой вывод сделал австрийский драматург Фердинанд Брукнер в своей драме «Елизавета Английская». На этом же ставит акцент и режиссер одноименного спектакля. Еще более усиливает его актриса Нина Ургант. Ее Елизавета и «Тюдор в юбке», и «леди в неглиже» одновременно. Нещадно стегать хлыстом своих подданных, быть самой битой любовником, да еще и стоять перед ним на коленях может себе позволить только английская королева. Любить так любить! Ненавидеть так ненавидеть! Страдать так страдать! Такова Елизавета и такова Нина Ургант. А между этими страстными крайностями всегда стоит на страже интересов Англии и ее Короны лорд Сесил. Он рядом — настолько, что, кажется, будто и не спит вовсе: бдит. И надо отдать должное актеру Сергею Паршину: делает он это по-джентельменски. Герой-любовник граф Эссекс, напротив все время, стоит… на коленях перед королевой и под ее окнами. Скорее, как шут гороховый, нежели как победитель испанцев. И выстаивает себе акциз на винную торговлю в Англии. Бесшабашного баловня судьбы, мота и выжигу актер Александр Баргман играет с лихостью кавалериста, только что соскочившего с взмыленного коня. В таком залихватском виде он вполне устраивает стареющую королеву, даже когда она узнает о его романе с хорошенькой фрейлиной Мэри и устраивает той сцену.

— Ну-ка, обнажи грудь! Ну-ка, оголи ногу!.. Ага! — самодовольно удовлетворяется Елизавета, любуясь победой своей, хотя уже и несколько поблекшей, миниатюрности… Но как только Эссекс выходит из привычного образа и заявляет о себе как о политике, ему тут же отрубают голову. И все из-за кого — философа Фрэнсиса Бекона, жаждавшего получить должностькоролевского прокурора через Эссекса. И Елизавета подписывает «эшафот» возлюбленному чисто по-английски: скрипя пером и скрепя свое королевское сердце. Ее не смущает и то, что 20 тысяч лондонцев стали авторами прошения о помиловании Эссекса.

А где сам народ? Где движение масс? — воскликнули бы недавние рецензенты, восхвалявшие идеи соцреализма в искусстве этого театра. Народ, как и понятие «нация», только на устах Бэкона, и, скорее, лишь в его болезненном воображении, чем в сути. Игорь Волков играет свою роль как бы походя.
В конце концов, даже королева Англии — это всего лишь «средняя аксиома» для его размышлений о «Новом Орлеане». Через этот прозорливо-скептический взгляд понимаешь, что настоящий герой драмы — ИНТРИГА: между мужчиной и женщиной, королевой и шутом, любовью и предательством, разумом и смыслом, чувством и долгом, жизнью и смертью, лицом и маской. Все — сплошная интрига! Поэтому не жалко никого, даже страдающую под черной вуалью королеву, тайком наблюдающую за казнью Эссекса. Жалко лишь куклу, небрежно брошенную на стул ее хозяйкой Мэри, сошедшей с ума, как Офелия…

Общее впечатление от «английской» игры актеров в пышных раззолоченных костюмах конца XVI века усиливает и богато декорированное помещение Царского фойе, где когда-то прогуливались в перерывах спектаклей русские императоры. А норяший камин и «живая» музыка (клавесин, флейта и виолончель), подыгрывающие драме, создают иллюзию того, что находишься в Вестминстерском дворце. Настолько, что зрителям, сидящим вплотную к актерам (сцены-то нет), невольно приходится извиняться в душе, что они пришли не в камзолах и кринолинах.


^ Кто боится Анну де Бейль?


Если богатое убранство Царского фойе погружает в интригу дворцовых переворотов, то аскетическая обстановка чердачного этажа наводит на мрачные мысли о подвалах средневековой инквизиции. Черные шляпы и плащи, белые рубашки и металлический блеск шпаг резко очерчивают грань между добром и злом, преступлением и наказанием. Гулкая поступь сапог, шорох одежды еще более усиливают это гнетущее впечатление. На таком настороженно-торжественном фоне впереди, в розовом одеянии выступает рыжеволосая красавица Анна де Бейль, знаменитая миледи из «Трех мушкетеров» Дюма. Это она отравиа ядом бедняжку Констанцию Бонасье, которая здесь же — в белых одеждах — присутствует немой свидетельницей своей роковой гибели.

За время спектакля не проронят слова и остальные участники действия: Д Артаньян, его друг Атос, лорд Винтер и палач города Лилля. Все они — молчаливые судьи как преступлений миледи, так и уже свершившегося над ней возмездия (однажды все они единогласно приговорили ее к смерти, и лилльский палач отрубил ей голову). Их собрали отнюдб неспроста.

Говорит, а в основном поет только миледи. Причем актриса Ольга Боброва в необычной для себя зонг-оперной роли делает это своим голосом и не под фонограмму. Она — обвиняет.

Так кто же отравил Констанцию Бонасье? Да, миледи, но первый шаг к престкплению совершил лилльский палач, когда уличенная в греховной любви и преступном сговоре, 16-летняя монахиня Анна де Бейль была им заклеймена позорным знаком «лилии». Повинен и Атос, он же граф де ла Фер и первый муж Анны. Случайно обнаружив на ее плече преступное клеймо и спасая свою честь, он неудачно повесил жену на дереве, как бешеную собаку. И безумно влюбленный в миледи Д Артаньян виновен тоже, потому что оказался удачливее ее в политических кознях. Причастен к удийству и лорд Винтер, который чудом остался жив на дуэли с Д Артаньяном. И леди Кларик не смогла стать наследницей всего состояния их богатого рода.

Каждому в отдельности миледи преддъявляет свой счет. «Когда приходит час расплаты — виновны все!» — констатирует она, уверенная, что была лишь исполнительницей воли рока в цепи преступлений против нее. И мы помним откровение миледи, когда, опустив красноватое зернышко с ядом в рюмку с вином для Констанции, она воскликнет: «Ах, не так мне хотелось отомстить!.. Но приходится делать то, что возможно»… Поэтому виновен и сам Дюма, который хладнокровно и по-мужски цинично позволил уничтожить миледи, скрыв кровавые следы земного существования жертвы под водой.

Вы трусы, вы жалкие убийцы! Вас собралось десять мужчин, чтобы убить одну женщину! — таков приговор миледи своим судьям.

Так кто же боится Анну де Бейль? Все и каждый в отдельности — утверждает режиссер спектакля вместе с авторами либретто А. Голлем и Н. Тучинским, мужественно вставшими на защиту заклейменной на вечный позор женщины. И даже больше — все мужские тысячилетия, обрекавшие и обрекающие красивых женщин на такое непосильное испытание, как мыслить и поступать по-мужски, в ущерб своей обожеНствленной природе.

— Господа, ведь вы не убьете меня? — обращается миледи к зрителям-современникам конца XX века. И как напоминание о ее изначальной чистоте и безгрешности в финале появляется 16-летняя Анна де Бейль, в образ которой удивительно точно попала юная актриса Анастасия Миляева. Сразу становится понятно, что не она когда-то соблазнила молодого священника Тамплемарского монастыря бенедиктинок, а он ее. Зрители неожиданно для себя начинают сознавать, что и они повинны в смерти Констанции Бонасье.




Похожие:

Александринские «тайны мадридского двора» iconТайны старого дольмена
Черного моря и Адриатики, встречающиеся на суровых склонах Великого Альбиона и далеко на севере. Как это часто бывает, столкнувшись...
Александринские «тайны мадридского двора» iconПроект доброго дела Славим руки матери…» добрыми делами Патриотический отряд «Наследники»
Абинский район под лозунгом «Все начинается со школьного двора…» ежемесячно выходят на благоустройство школьного двора. Ребята высаживают...
Александринские «тайны мадридского двора» iconЦаревна с нашего двора

Александринские «тайны мадридского двора» iconВ сером квадрате двора

Александринские «тайны мадридского двора» iconДевчонки нашего двора

Александринские «тайны мадридского двора» iconВ глуби двора стоял старик, Подслеповато щуря глазом

Александринские «тайны мадридского двора» iconКнига уволенныхъ со двора нижнихъ чиновъ 4-й роты л гв. Павловскаго полка

Александринские «тайны мадридского двора» iconКнига уволенныхъ со двора нижнихъ чиновъ 4-й роты л гв. Павловскаго полка

Александринские «тайны мадридского двора» iconДокументы
1. /zarevna/zarevna1.pdf
2. /zarevna/zarevna2.pdf
Александринские «тайны мадридского двора» iconРенар Лариса – Круг женской силы Энергии стихий и тайны обольщения
Ренар Л. Круг женской силы. Энергии стихий и тайны обольщения. Спб.: Вектор, 2008. 320 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов