Интернет в российских школах сегодня: первые шаги большого пути icon

Интернет в российских школах сегодня: первые шаги большого пути



НазваниеИнтернет в российских школах сегодня: первые шаги большого пути
Дата конвертации28.08.2012
Размер48.19 Kb.
ТипДокументы

Интернет в российских школах сегодня: первые шаги большого пути


Кавалерчик Татьяна Леонидовна,

методист кафедры теории развития

образовательных систем СПбАППО


Для начала определимся с терминами. Что понимается под термином «эффективное использование Интернета в ОУ»?

Начнем с более простого термина: «использование Интернета в ОУ». Будем говорить о школах, ибо в вузах ситуация несколько иная.

Сейчас все больше школ получают возможность работы с Интернетом. Но техническое обеспечение возможности выхода – это далеко еще не обеспечение возможности работы в Интернете. Это только одно, пусть и первое, из необходимых условий. Какие еще условия должны выполняться?

Посмотрим на общую ситуацию: каков процент школ, реально использующих Интернет в своей деятельности? Даже в Петербурге, с его множеством ОУ высокого уровня, этот показатель вряд ли достигнет и 10% (речь идет о реальном использовании, а не о стандартных отчетных терминах типа «внедрили», «освоили», «активно используем»). В чем причина? Самое простое – ссылаться в поисках причины на консерватизм школы как механизма. Тогда можно критиковать и агитировать отстающих в освоении. Такой подход не изменит ситуации, и процесс присоединения школ к интернет-пространству будет идти так же трудно, как и сегодня.


Что мешает? Иными словами, каковы барьеры? Как сделать процесс перехода школ к активному освоению Интернета более простым?

Во-первых, особого внимания заслуживает сегодня подготовка кадров к использованию Интернета. Речь идет и о педагогах, и о школьной администрации.

Во-вторых, в школах нужно создавать условия для работы педагогов с Интернетом.

Возьмем один пример. Некто впервые садится за руль автомобиля, не имея в прошлом никакого опыта вождения. Он сразу начет эффективно использовать автомобиль? Ответ очевиден. Поначалу самые простые действия по управлению машиной будут представлять проблему. Первый перекресток и первая парковка запомнятся надолго! Но еще до первой поездки придется изучать правила и работать с инструктором. И уже потом пройдет немало времени, прежде чем начинающий автомобилист станет грамотным водителем (правда, иногда так и не станет – но это уже вопрос культуры).

Так же и с Интернетом.

Нужны:

  • эффективная система подготовки кадров,

подкрепленная

  • созданием условий для работы педагогов с Интернетом.


Система подготовки педагогических кадров к использованию Интернета будет действительно эффективной, если она будет:

    • многоуровневой,

    • ориентированной на педагогическую практику.



Многоуровневой – т.е. имеющей несколько уровней, определенных начальной подготовкой учителей:

      • уровень A – начинающие пользователи без опыта работы с компьютером (или с незначительным опытом);

      • уровень B – для пользователей, владеющих основными навыками работы с компьютером, но не имеющих прочных навыков по работе с Интернетом;

      • уровень C – для тех, кто имеет опыт работы в Интернете и сможет стать помощником в обучении остальных (в качестве преподавателя или тьютора).


При обучении на любом из уровней важно учитывать следующее:

        • любой такой курс должен проводить педагог, понимающий особенности обучения взрослых;

        • педагог должен строить курс по принципу «от простого – к сложному», позволяя слушателям быстро приобретать опыт небольших учебных успехов, что позволит уменьшить психологические барьеры при работе с компьютером (которые часто существуют у взрослых);

        • обучение должно строиться с учетом минимизации затрат слушателей (в первую очередь, временных). Научиться работать за компьютером (в т.ч. с Интернетом) можно и в собственной школе, если:

- несколько занятий проведет преподаватель (это вполне может быть учитель информатики этой же школы). Разумеется, встанет вопрос об оплате труда – ведь на эти часы не планировались затраты средств. Можно пытаться изыскать средства из школьных резервов, но реальной поддержкой было бы централизованное выделение средств в рамках федеральных или региональных программ.

- у педагогов есть компьютеры на рабочем месте. Какими бы эффективными не были курсы по обучению, легкость в использовании Интернет-ресурсов придет к каждому учителю только тогда, когда в его классном кабинете или лаборатории будет стоять компьютер. Кстати, многие школы уже сегодня идут по этому пути.

- у педагогов есть набор программных средств для самостоятельного обучения (это могут быть обучающие программы, программы дистанционного обучения и т.п.).

- обучение ориентировано на педагогическую практику: при обучении нужны не просто учебные задания, а такие задания, которые педагог сможет адаптировать к своей педагогической деятельности и в короткие сроки получить значимые для себя результаты. Это повысит заинтересованность в обучении.


Только при соблюдении этих условий обучение может быть эффективным. Институты системы повышения квалификации могли бы заниматься информационным и методическим обеспечением такого обучения с помощью:

    • подготовки преподавателей из состава учителей информатики и завучей по ИКТ школ (учитывая все особенности этой подготовки, о чем говорилось выше);

    • разработки и распространения программных средств для самообразования учителей (по уровням A, B и C);

    • повышения квалификации как заместителей директоров школ по ИКТ и инженеров по технической поддержке компьютерной техники (эти должности нужны теперь практически каждой школе), так и учителей информатики в области организации процесса информатизации в школе.


* * *

Все, о чем говорилось выше, касалось освоения школами использования Интернета. Только когда эту задачу в конкретной школе можно будет считать решенной, можно анализировать эффективность такого использования.

Эффективность – это соотношение затраченных ресурсов и полученного результата. Значит, определяя возможные затраты (временные, финансовые и прочие), нужно помнить о главной цели. В чем же главная цель использования Интернета в школе? Массу возможностей, предоставляемых Интернетом, не случайно называют «Интернет-ресурсами». Современные школьники сами с легкостью научатся проводить свой досуг с помощью Интернета или скачивать из сети рефераты. А вот научить использовать Интернет именно как многоцелевой ресурс – важная задача, которая должна быть решена за годы школьного обучения. Если школьник, а впоследствии выпускник сможет свободно использовать Интернет для решения значимых для него задач – будь то поиск необходимого товара или услуги, определение места отдыха, выбор вуза, устройство на работу или что-то иное – тогда можно считать, что обучение использованию Интернета прошло успешно.

И, в заключение, еще одно замечание. Не преуменьшая значимость обучения школьников работе с Интернетом, стоит иметь в виду, что это обучение может потребовать значительных временных затрат ученика. Потому важной задачей школьной администрации (прежде всего, завуча по ИКТ) должен стать поиск таких форм организации обучения, при которых существует разумное соотношение затрат времени школьника на изучение Интернета и затрат времени на другие, не менее значимые виды учебной деятельности.








Похожие:

Интернет в российских школах сегодня: первые шаги большого пути iconИнтернет в российских школах сегодня: первые шаги большого пути
Для начала определимся с терминами. Что понимается под термином «эффективное использование Интернета в оу»?
Интернет в российских школах сегодня: первые шаги большого пути iconКаким должен быть современный учитель?
Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов-...
Интернет в российских школах сегодня: первые шаги большого пути iconДокументы
1. /Для профи/10.DOC
2. /Для профи/11.DOC
Интернет в российских школах сегодня: первые шаги большого пути iconИнформация по организации и проведению XIII районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», I зональной научно-практической конференции Малой академии наук учащихся Кубани
В 13. 00 в моу дод «Дом детского творчества» – совещание с ответственными за научно-исследовательскую работу учащихся в школах
Интернет в российских школах сегодня: первые шаги большого пути iconКонтрольная работа №1 по теме:«Механическое движение. Плотность вещества.»
Определите среднюю скорость автобуса на всем пути, если первые 7,5 км пути он проехал за 10 мин, а следующие 10,5 км пути – за 15...
Интернет в российских школах сегодня: первые шаги большого пути iconМитинг, посвященный Дню космонавтики
Юрий Алексеевич Гагарин первый из первых, дерзнувший на черное безбрежье космоса, поднявшийся над Планетой. Новая эра в истории Земли...
Интернет в российских школах сегодня: первые шаги большого пути iconКурс лекций для желающих преподавать предмет "Основы православной культуры" в школах
Преподавание в российских школах и вузах курса "Основы православной культуры" людьми, не имеющие никакого представления о религии,...
Интернет в российских школах сегодня: первые шаги большого пути iconМай 2006 г. № Ежемесячная газета г. Барнаул первые 90 дней
Возможно увеличить свой доход в пять, десять, пятьдесят раз? Возможно? Конечно! Вы можете делать самые невероятные вещи уже сегодня,...
Интернет в российских школах сегодня: первые шаги большого пути iconДокументы
1. /Путь в магию - Первые шаги.doc
Интернет в российских школах сегодня: первые шаги большого пути iconРезультаты XIV районной научно – практической конференции «Первые шаги в науку» в 2008-2009 учебном году

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов