С. 6 Андрей белый. «Песнь Солнценосца». 1 icon

С. 6 Андрей белый. «Песнь Солнценосца». 1



НазваниеС. 6 Андрей белый. «Песнь Солнценосца». 1
Дата конвертации05.06.2012
Размер47.88 Kb.
ТипДокументы

Скифы. Вып. 2. 1918.

с. 6


АНДРЕЙ БЕЛЫЙ.

«Песнь Солнценосца».

1.


«Утенок» был «гадок».

И утки клевали утенка; «утенки» рождались; такого уродца, как «гадкий утенок»1 не видели утки; и был он противен утиному миру не оттого, что противен он был, например, для людей, а оттого, что он не был утенок: он был — лебеденок.

Дети — Ангелы.

Но появляется Фрейд и порочит детей; в освещении Фрейда дети — преступники; еслибы клевета на детей распространилась надолго, то отнеслись бы мы к детям, как к гадким утятам. Родись среди нас богатырь (так, как в сказке у Пушкина), пожалуй, дадим ему имя: «Зверушка». Только мать будет знать, что она — «родила богатыря»; ей подскажет ее материнское сердце. Бабы старые, Бабарихи — все мы: Парки, старыя бабы, бормочут, пророчут и глазят всех «гадких утят»; и от века до века так водится; царство уток — всесильно.

Их жертвы стоят перед нами; обруганный некогда Пушкин, обруганный Лермонтов, — Гоголь, Толстой, Достоевский, Белинский, Бетховен, Сократ, Микель-Анжело: всем доставалось! Бранили, щипали, травили, сжигали и гнали их всех. На всех Фрейд поименно указывал: «Ты — Зверушка... И ты»...

Всех утиное стадо щипало.

Но величайшего среди всех оно распяло.

2.


Грядущее издали слышно. Но гром серафической молнии, бьющий над нами, ужасен: тем не менее гром серафической молнии он; этот гром — извещение

с. 7


он – но и в нем – упование; был Мессия предвещен, не в куще эдемской, а в болях работы; лучше-ли жить в Раю, если б Мессии нам не было? Нет: лучше нам пострадать, чтоб исполнить задачи судьбы.

Льдистые кряжи, которыми восхищаются издали, при подъеме на них угрожают нам гибелью: лучше труд восхождений с опасностью жизни, чем сон под периною: все равно — изменяется мир: смерть найдет нас везде.

Когда все вокруг рушится, это вовсе не значит, что рушится мир; представленья о мире нам надо расширить, для цыпленка вхождение в мир сопровождается треском разбитого купола неба; но этот купол — яичная скорлупа: в «небе» — много небес; падение неба вокруг означает, что новое небо восходит.

3.


Красота—в глубине: глубина не раскроется в миге, но — зреет в веках; угловатости творчества христианской культуры выветвляют из времени великолепие башен романского стиля и полифонные, оживальныя арки готических храмов, гремят фугой Баха. И лебеди-храмы распластаны крыльями.

Глубина красоты в миг рождения ужасает. Нарцисс в материнской утробе наверно ужасен пуристу; неужели ему не родиться поэтому? Неужели его умертвить до рождения?

Над колыбелью великих младенцев стоит возмущение, страхи, обиды, хотя час рождения предрешен; негодующие принимают его; почему же они негодуют?

Они не узнали младенца: еслибы он родился Нарциссом, — пожалуй; но… материнские крикн и кровь...
Фи! Ужасно!

Все читали эклогу Виргилия о рожденье дитяти. Все ругали Распятого.

Не узнали младенца эклоги Виргилия — в Нем.

4.


И младенец родился в звериные ясли: прекрасный, «культурный», его ожидающий мир — не дал места ему.

Величайший Младенец перекликается с временем нашим: голоса сынов человечества (лебедей) возвещали его; мы их гнали; потом украшали их бюстами письменный стол, провеличали грядущее, отдали в переплет их творенья, читали, что громы к нам крадутся «на голубиных шагах», что слепительна молния (где?)…

с. 8


В промежуток меж громом и молнией написали по книге молнии»...

Грянули громы (от молнии гром отстает): мировая война, революция, грохот великолепных обломков, разруха, «трус», «глад», впереди —что еще?

Это все есть: «Покайтесь! Приблизилось Царствие Божие! Ясли ищите в них Кто-то лежит».

5.


Утиное стадо испугано.

Если найдет оно ясли, — над ними поднимется гомон. Утиное стадо читало о рухнувших зданьях, лавинах, пожарах, безумии мира, грядущих, предпосланных Радости, — сорок уж лет; читая, оно говорило себе: «Это — сказки: как будто».

Оно в громе бежит.

Все грома — очистительны. — «Полноте», отвечают, «на улице грязь». Но разве в грозах нет ливня?

Так гроза человечества, ураган, все метущий и зревший в веках — не вызывает в нас мысли, что ныне завесою ливней закрыт миг рождения... в ясли: грядущей культуры: что маги прошли за звездой (сорок лет уж идут) и пастухи отвечают на песни веков славословием, перемогающим миллионы убитых, терзаемых, поднимающих руки «горе»: —

|!— пастухи славословят Звезду.

6.


— «Лев пришел», говорит Заратустра, «мои дети уж близко». И тучею голуби окружают его. Другой маг идет в горы: искать там младенца.

Пастухи перекликнулись с магами.

Но жрецы храмов Митры (ученые, охранители «кельтов» культуры), надевши очки, не понимают: не видят сквозь муки рождений — зари; были глухи они к предупреждениям грома и извещениям о молнии: хохотали они.

Грянул гром: убоялись они.

А пастухи слышат явственно: глас «хлада тонка».
^

7.


Слышит Клюев, народный поэт, что — заря, что огромное, громное солнце восходит над «белою Индией»:

с. 9


И страна моя, Белая Индия,
Преисполнена таин и чудес.

И его не пугает гроза, если ясли младенца — за громом: Дитя-Солнце родится. И маги Европы, и глас пастухов перекликнулись:

Три огненных дуба на пупе земном
От них мы три желудя Солнца возьмем:
Лазоревым — облачный хворост спалим,
Павлиньим — грядущего даль озарим,
А красное солнце — мильонами рук
Подымем над Миром печали и мук.

8.


Ценности видений утонченнейших магов Европы — Монблан — перевернуты чашей сердечной в глубинах сознанья народа:

Пылающий кит взбороздит океан
Звонарь преисподний ударит в Монблан...
На каменный зык отзовутся Миры
И Демоны выйдут из адской норы.

Уже они вышли: и жерла орудий рвут жизни.

В потир отолыотся металлов пласты,
Чтоб солнца вкусили народы-Христы.

Если русский народ — «богоносец», то «богоносец» не в том смысле, что вынесет из души боготворенье: кумир; богоносен он, если сердца его — ясли: а в яслях — Христос, соединитель народов.

Пастухи ведь услышали первые: «Мир на земле и человекам благоволенье» — и весть пастухов из народа передает Клюев нам: да, Народы — Христы, если сердца станут в них, как ясли Христовы. Он — все просвещает.
^

9.


Мы — рать солнценосцев, на пупе земном
Воздвигнем стобашенный, пламенный дом:

с. 10


Китай и Европа, и Север и Юг
Сойдутся в чертог хороводом подруг;
Чтоб Бездну с Зенитом в одно сочетать
Им Бог — восприемник, Россия же — мать.

Сердце Клюева соединяет пастушечью правду с магической мудростью; Запад с Востоком; соединяет воистину воздыхания четырех сторон Света. И если народный поэт говорит от лица ему вскрывшейся Правды Народной, то прекрасен Народ, приподнявший огромную правду о Солнце над миром — в час грома. Воскреснем: «Воистину»...


Андрей Белый.

1 Сказка Андерсена «Гадкий утенок».




Похожие:

С. 6 Андрей белый. «Песнь Солнценосца». 1 iconСеребряный голубь повесть в семи главах
Источник: Андрей Белый. Сочинения в двух томах. М.: Художественная литература, 1990. Том 1, стр. 377 -642
С. 6 Андрей белый. «Песнь Солнценосца». 1 iconАндрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)
Слышишь ли вздох о свободе вздох ветерка улетевший весть о грядущем восходе?
С. 6 Андрей белый. «Песнь Солнценосца». 1 iconАндрей белый, из сборника
Трудность ответа — в его краткости; не раз я собирался посвятить отдельное исследование вопросу, поднятому анкетой сборника
С. 6 Андрей белый. «Песнь Солнценосца». 1 iconДокументы
1. /Песнь о нибелунгах/5ballov-14202.rtf
2. /Песнь...

С. 6 Андрей белый. «Песнь Солнценосца». 1 iconАндрей Белый
Литературное наследство Андрея Белого. Обзор К. Бугаевой и А. Петровского, in: «Литературное Наследство», т. 27-28. M. 1937, с. 547...
С. 6 Андрей белый. «Песнь Солнценосца». 1 iconДокументы
1. /Авадхута.doc
2. /Гимн практикующих в ритрите.doc
С. 6 Андрей белый. «Песнь Солнценосца». 1 iconАндрей Белый Московский чудак Москва – 1
В этом смысле первая и вторая часть романа («Московский чудак» и «Москва под ударом») суть сатиры шаржи; и этим объясняется многое...
С. 6 Андрей белый. «Песнь Солнценосца». 1 iconАндрей Белый Петербург ocr busya
Роман «Петербург» – одно из самых ярких явлений русской прозы начала ХХ века – по праву считается главным произведением Андрея Белого....
С. 6 Андрей белый. «Песнь Солнценосца». 1 iconАндрей Белый Маски Москва – 3
Москве. Основную идею автор определяет так: "…разложение устоев дореволюционного быта и индивидуальных сознаний в буржуазном, мелкобуржуазном...
С. 6 Андрей белый. «Песнь Солнценосца». 1 iconАндрей Белый Москва под ударом Москва – 2
Москве. Основную идею автор определяет так: "…разложение устоев дореволюционного быта и индивидуальных сознаний в буржуазном, мелкобуржуазном...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов