Синопсис книг Библии icon

Синопсис книг Библии



НазваниеСинопсис книг Библии
страница1/13
Дата конвертации28.08.2012
Размер2.03 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Д.Н. Дарби.

Синопсис книг Библии.
Псалтирь.




Введение

Псалмы имеют, несомненно, особый характер. Это не история народа Бога или путей Бога в отношении его, не насаждение положительных учений или обязанностей, не формальное пророческое объяснение грядущих событий. На многие известные события, несомненно, ссылаются в псалмах, и они непосредственно связаны с различными пророческими откровениями (как и с наставлениями и со всеми частями божественного слова, на что я только что обращал внимание), но ничто из этого не образует истинного характера самой книги. А явления различных частей писания, на которые я ссылаюсь при изучении, обязательно находят место в мыслях, выраженных в Псалмах. Но Псалмы трактуют их не прямо.

Почти все псалмы выражают чувства, произведенные в сердцах народа Бога событиями (я бы сказал более правильно, если бы произнес "расположенными для них в событиях"), через которые они проходят, и действительно выражают чувства не только народа Бога, но часто, как известно, и самого Господа. Они - выражение части, которую занимает Дух Бога, работая в их сердцах, в печалях и труде святых. Дух производит работу в связи со всеми испытаниями, через которые они проходят, и человеческой немощью, которая проявляется в этих испытаниях, среди которых это порождает мысли о вере и истине, являющихся поддержкой во всем происходящем. Мы находим в них, следовательно, надежды, боязнь, страдание, веру в Бога, которые соответственно наполняют мысли святых, - иногда часть, которую сам Господь занимает лично в них, и иногда, с ограничением для всех, кроме него самого, место, которое Он занимает так, чтобы можно было сочувствовать им. И более зрелое духовное суждение требуется для того, чтобы судить верно об истинном значении и применении Псалтири, чем это надо для других книг Писания, потому что нам следует понять то, что милостиво возвышает ее, и судить о верном месте пред Богом тех, чьи потребности душ выражены здесь; и это еще труднее, так как обстоятельства, положение и связь с Богом людей, чьи чувства она выражает, не таковы, как те, в которых мы находим себя. Благочестие, которое она выражает, поучительно для любого времени; уверенность, которая часто выражается в Боге среди испытания, ободрила сердце многоиспытанного раба Бога по-своему. Это чувство надо тщательно оберегать и хранить; но именно по этой самой причине еще более важно, что наше духовное служение должно осознать положение, к которому относятся настроения, содержащиеся в Псалмах, и которое создает благочестие, находящееся в ней.
Без этого полная сила искупления и сила проповеди благодати Бога утрачены для наших собственных душ, а многие выражения, которые потрясли ум христиан, если невнимательно проследить их истинный смысл и значение, останутся неясными и невразумительными.

Сердце, которое ставит себя в положение, описанное в Псалмах, возвращается к познаниям, которые принадлежат законному положению, и порядку при падении и испытании в этом положении, и к надеждам земного народа. Законное, и для христианина невероятное положение, утверждается в уме: мы оставляем чувство удовлетворения в духовном состоянии, где мало знания об искуплении; и пока мы думаем взять псалмы для себя, мы находимся в душевном состоянии, когда лишены понимания их истинной пользы и наших собственных привилегий, и становимся неспособны истинно понять сами псалмы и восхищаться ими; более того, нам не хватает благословенного и глубоко поучительного понимания, нежного и доброго сочувствия Христа в их верном и божественно данном употреблении. Соответственно, дух эгоизма не познает Христа, как Он есть, как Он показан, и потеря действительно велика. В псалмах есть успокоения и помощь благодати для души при законе, потому что они обращаются к тем, кто находится под законом (и души в том состоянии успокоены); но использовать их для того, чтобы остаться в этом положении, и обратить их, очевидно, на нас самих, это, я повторяю, значит - неправильно употребить сами псалмы, потерять силу того, что нам дано в них и лишить себя настоящего духовного положения, в которое евангелие ставит нас. Различие просто и очевидно. Взаимоотношения с Отцом не могут быть представлены в них, и мы выпадаем из этого, если живем по ним, хотя послушание и доверительная зависимость - всегда наш верный путь.

Я намереваюсь в этом изучении Псалмов исследовать книгу как целое, а также каждый псалом отдельно, чтобы дать общее представление о них. Наиболее благоприятный способ сделать это - так (хотя характер Псалмов представляет это более трудным), как я испробовал в книгах, которые мы уже рассмотрели: дать значение и цель Духа Бога, оставляя выражение драгоценного благочестия, которое содержится в сердце и поддерживается Иисусом через благодать Духа Бога, оно одно способно оценить это.

Псалмы и работа Духа Бога, выраженная в них, относятся, собственно в своем применении и настоящей силе, к обстоятельствам Иуды и Израиля, и вместе с тем они основаны на надеждах и боязни Израиля: и, я добавлю, - к обстоятельствам Иуды и Израиля в последние дни, хотя, что касается духовного положения вещей, то последние дни начались с отвержения Христа. Благочестие и вера в Бога, которыми они наполнены, находят отклик, несомненно, в каждом верующем сердце, но это проявление, как выражено здесь, есть среди Израиля. Это суждение, истинность которого наглядно показана при чтении самих псалмов, освящено апостолом Павлом. Он говорит, после цитирования Псалмов: "Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом".

Псалмы затем касаются Иуды и Израиля, и мы находим положение, в котором есть те, кто принадлежит Иуде и Израилю. Их главная особенность заключается в деятельности Духа Христа в отношении остатка иудеев {Это так четко характеризует псалмы, что только в немногих из них, даже где содержатся пророчества Христа, не говорится об остатке. Во второй книге их нет, потому что такой элемент ясно представляет, как главный предмет, в первой книге: связь через его вхождение в их печали в благодати, и это легко понять. И необходимо помнить это, чтобы объяснить различные отрывки, в которых они появляются, хотя частично подходят или употреблены Христом} (или Израиля) в последние дни. Он входит во все их печали, давая выразиться их исповедям, их уверенности в вере, их надеждам, боязни, благодарности за полученное избавление - словом, каждому деянию их сердец в обстоятельствах, в которых они находятся в последние дни; для того, чтобы дать им наставление, поддержку и сочувствие Духа Христа и выражение работы того Духа в них и даже в самом Христе. В добавление к этому псалмы являют нам место, которое Христос сам, будучи на земле, занял среди них для того, чтобы они разделили его сочувствие и сделали возможным избавление, а их веру в Бога - справедливой, хотя они согрешили пред ним.

В них не говорится, как дано в посланиях, о действенности его работы; но псалмы, которые обращаются к нему, представляют его чувства и исполнение их. Они также напоминают о месте, которое Он занял на небесах по своем отвержении и в конечном итоге - на престоле царства; но, кроме его настоящего возвышения (которое упоминается лишь как факт, который необходимо познать и дать полное описание окончательного избавления Израиля), все, что открывается Господом в той связи с Израилем, отражено не в повествовании, а в выражении его собственных чувств в отношении места, в котором Он находится, как это случилось с самим остатком. Эта особенность является таковой, которая придает особый характер и интерес Псалмов.

Она учит нас, что Христос познал полную глубину страданий, которые сделали его сосудом сочувствующей благодати для тех, кто должен был пройти через них, который видит и испрашивает Бога за них. На пути своего собственного унижения Он имеет язык познания, чтобы знать, как произнести слово для того, кто устал. Они были грешниками, не могли требовать избавления, рассчитывать на благоволение, которое могло избавить и восстановить. Они должны были, если бы Он не пострадал за них, принять подлинные страдания, которые они должны были претерпеть в связи с виной, оставившей их самих без благоволения. Но это не было помыслом Бога, Он был готов избавить их, и Христос входит в благодать. Он принимает вину тех, кто должен быть избавлен. Это - страдание за другого, вместо него. И Он помещает себя на путь совершенного послушания и любви в печали, через который они должны пройти. Послушный, Он вступает в ту печаль, чтобы навлечь через искупление действенность освобождающего благоволения Бога на тех, кто должен быть в нем, и быть, благодаря всему, залогом по добродетели всего, их избавления от этого, выступая, таким образом, для них поддержкой их надежды в этом, дабы они не пали.

Еще им надлежит пройти через печаль в соответствии со справедливыми путями Бога, что касается их юродства и злобности, и очиститься внутренне от этого. Всю эту печаль познал Христос, так как Он тоже понес их грехи, чтобы быть источником жизни и поддержкой веры для них в этом, когда угнетающая рука была бы тяжелой, когда ужасно чувство вины внутри, и это, следовательно, без чувства благоволения, но тот, кто верен им и мог выразить это благоволение, взял на себя их отношения с Богом и прошел через это ради них. Воистину полная действенность его работы по их избавлению, в той смерти одного человека за народ, не будет известна им, пока они не воззрят на того, которого пронзили. Они специально оставлены (и особенно остаток из-за своей простоты, так как остальные присоединятся к идолопоклоняющимся язычникам во имя мира) в глубине испытания, которое, как пути Бога в правлении, приводит их через благодать к ощущению вины за оставление закона и за отвергнутого и распятого Мессию, так что они могут правдиво осмыслить, кем каждый из них является, и склониться пред оскорбленным Сущим в простоте сердца, и сказать: "Благословен грядущий во имя Господне".

Но хотя избавление и лучшее спасение не должны прийти до того, все же благодаря осуществленной ради этого работе Христос может поддержать и увлечь их души к этому, что как раз и есть то, что дано в псалмах. Они есть его речь к их душам, или даже в душах, когда они находятся в тревоге, иногда - рассказ о том, как Он узнал об этом. Следовательно, души, будучи еще под законом, находят себе такое личное утешение. Непозволительно какой-либо душе, разрешите мне заметить, полагать, что глубокий сердечный интерес в этих печалях Христа утерян при переходе из-под закона под благодать. Существует огромная выгода. Различие таково: вместо того, чтобы использовать их исключительно (хотя, несомненно, и верно) для многих собственных нужд и печалей, я, когда под благодатью, вступаю в обожающем созерцании и радостной любви в печали Христа в более глубокую способность, данную его Духом, живущую во мне. Я возвращаюсь теперь в мир, так как Он высоко, и я слежу с божественно данным интересом и пониманием (насколько способен) за всеми печалями, через которые Он прошел, когда был здесь, проходя этот "путь жизни" в любви к нам через мир греха и несчастья, прославляя Бога в этом, через саму смерть к праведной славе, в которой Он теперь. Христос успокаивал своих учеников в по Иоан. 14, хотя не так, как под законом, но Он говорит в завершении: "Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу". Под законом псалмы могут успокоить нас в полезном страдании, под благодатью мы наслаждаемся ими, как любящий Христос, и с божественным пониманием.

Однако вернемся. Большим основанием, которое должно было быть заложено, чтобы вызвать сострадание, возможно, было то, что Христос не исчез, куда остаток Израиля {Именно в вопросе смерти встречаются страдания Христа во имя праведности, и то, что Он испытал, чтобы быть способным сочувствовать им, когда они страдают, при правлении Бога, с одной стороны, или искуплении - с другой, при этом последнее изображено во всесожжении и жертвоприношении за грех (ср. Евр. 9), а первое - в выражении и испытании в совершенстве хлебного приношения. Христос страдал до смерти. И Он также совершил искупление за грех. Некоторые из остатка могут страдать до смерти, как верные под испытаниями этого правления, но затем, как Христос, они получат лучшее воскресение. Конечно, искупление исключительно принадлежит ему}, потому что Он должен испытать полное наказание за вину и зло, или Он не мог справедливо и во славу Бога освободить их. Таким образом, Христос должен лично полностью пройти через печаль, как Он делал в духе, и кроме того совершить искупление за вину. Он прошел через это, сохранив дело искупления, близко к Богу; и Он имеет всю благодать и благоволение Бога к нему; все, что Он нашел, есть Бог для Него в печали, через искупление для тех, кто должен был прийти, чтобы быть в этом так, дабы, таким образом, они могли уразуметь все помыслы Бога по отношению к ним в благодати в том случае, чтобы использовать, когда окажутся в этом положении, даже в неведении. Если так говорить, то что же могут они, когда еще не осознали, что есть для них Бог в искуплении? Эти псалмы, говоря о каждой детали, - точное средство их действия в соответствии с главой 50 книги пророка Исаии, как это уже упоминалось. По правде говоря, многие христиане находятся в таком положении. Они цепляются за обетование, чувствуют свои грехи, успокоены надеждой, видят благость Бога, используют псалмы как подходящие им и не осмысливают ни искупления, ни мира.

Псалмы, собственно, относятся к Израилю {Я здесь использую Израиль в противоположность собранию и язычникам. Мы увидим, что Иуда отличается от Израиля, когда рассмотрим подробности}, а в Израиле - к богоугодному остатку. Это первый основной принцип, который само Слово устанавливает для нас, что, как мы видели, отмечено Павлом - что они говорят тем, кто под законом.

При изучении самих псалмов мы найдем элементы этого суждения, которые очень ясны и действенны. Псалмы различают (Пс. 72) и начинают отличать (Пс. 1) человека, который предан и богобоязнен в соответствии с законом, от остального народа. "Не так - нечестивые", и они "не устоят... в собрании праведных". Действительно, Исаия учит той же правде как догматично, так и сильно {Сравните Ис.48,22; 57,2}. Их характерной темой является истинно верующий остаток, праведные в Израиле (Пс. 15,3 и многие другие). Таким образом, удел и надежда Израиля представлены в них. В псалме 1 это определенно и четко показано. Но это - надежда остатка, участь которого с самого начала отличается наиболее заметным образом от участи грешников.

Очевидно (и это второй общий принцип, который я бы отметил), что это говорит Дух Христа, Дух пророчества. Это, так сказать, Дух Христа, интересующегося положением верного остатка Израиля. Этот Дух говорит о вещах, которые грядут, как о настоящих, как всегда водится у пророков. Но это не делается менее верным, так как это - дух пророчества, который говорит о будущем и который в этом отношении часто возобновляет свой собственный характер. Но если Дух Христа занимается остатком Израиля, то надлежит объявить страдания Христа, которые были полным подтверждением того интереса и без которых он был бы тщетным. И мы действительно находим наиболее трогательное выражение страданий Христа не исторически, а так, как Он ощущал тогда выраженные его собственными устами слова в момент, когда Он их переносил {Отсюда и близость чувств и особый интерес псалмов. Они - биение его сердца, история обстоятельств его жизни, воплощение жизни во взаимоотношениях с Богом и человеком, чье внешнее представление о Боге и, словом, все пути Бога в отношении его находятся в остальной части писания}. Так всегда говорит Дух {Сравните 1Петр.1,11} Христа, как бы сочувствуя в несчастье и горе его народа, либо его Духом в них, либо сам за них, как единственное средство в присутствии справедливого суда Бога, об избавлении возлюбленного, хотя и виновного народа.

Следовательно, мы видим прекрасное соответствие языка псалмов теме, которую я затрону дальше. В псалмах, которые повествуют собственно об искуплении, Христос один и, следовательно, его работа сохранена. В тех, которые говорят о страданиях, не искупающих вину по их природе, даже когда они доводят до смерти, можно найти места, применимые лично к Христу, потому что Он лично прошел через них, но в других частях тех же псалмов представлены также святые, потому что они разделили его страдания, и, следовательно, его личные страдания представлены нам, но его сочувствие также сохраняется.

Другой принцип, дающий третью большую характеристику псалмов, связан с этим. Грехи людей будут духовно препятствовать вере остатка в Бога в своем несчастье. Однако только Бог может спасти их, и на него они должны смотреть в простоте сердца.

Мы находим, что здесь выявляются обе эти детали: несчастья лежат пред Богом при поисках избавления, и проявляется честность, и в то же время исповедуются грехи. Христос, войдя в их печали, как мы видели, и искупив, может вести их, несмотря на их грехи и отношение их грехов к Богу. Они сначала на самом деле не знают, возможно, полного прощения, но они идут по благодати, ведомые Духом Христа (и как много душ находится в том же состоянии!) {Положение блудного сына до того, как он встретил своего Отца, - положение каждой души, где Бог, который есть свет и любовь, открылся во Христе; но дело искупления и принятие в нем неизвестны - там есть вера, а не мир} в выражениях, данных в этих самых псалмах, к Богу избавления, признавая также свои грехи. Они "возьмут с собой молитвенные слова и обратятся к Господу". Прощение также дано им. Когда Дух Христа живет в них (как принцип жизни), закрепляя намерение их сердца, то они могут, признавая свой грех, искренне защищать свою прямоту и верность Богу. Но мысль о милости повсюду предшествует мысли об истине как основе их надежды. В сущности, все это истинно для каждой обновленной души, которая еще не обрела свободы, свободы, полученной через известное искупление. Псалмы, хотя и есть определенная хвала в завершении Псалмов и в конце некоторых из них, никогда не являются выражением этой свободы: и даже, когда есть выражение этого, оно принадлежит земному избавлению или прощению.

В итоге псалмы - выражение Духа Христа либо в иудейском остатке (или в остатке всего Израиля), либо в его собственной личности, страдающей за них, по заветам Бога в отношении его избранного земного народа. И так как эти заветы должны быть исполнены более точно в последние дни, то это является выражением Духа Христа в этом остатке среди событий, которые произойдут в те дни, когда Бог опять начнет деяния в отношении своего земного народа. Духовные страдания, связанные с теми событиями, были более или менее испытаны в истории Христа на земле и в его жизни, или даже больше в его смерти. Он связан с интересами и судьбой этого остатка. В истории Христа, во время его крещения Иоанном, Он уже отождествлял себя с теми, кто образовывал этот остаток, не с нераскаявшимся множеством Израиля, а с первым движением Духа Бога в этих "дивных на земле", которые вели их к признанию Бога в устах Иоанна и к подчинению ему. Сейчас обетования, данные Израилю, будут осуществлены в этом остатке, чтобы, пока только для остатка, их любовь и надежды являлись и любовью и надеждами народа. На кресте Иисус оставался единственным настоящим преданным Богу в Израиле - личностное основание целого остатка, который должен быть избавлен, как и исполнитель той работы, на которой их избавление могло быть основано.

Есть некоторые дальнейшие наблюдения по теме, на которую я уже ссылался, которые, будучи в большинстве своем взятыми из своих псалмов, через свет, проливаемый на это евангелиями, могут помочь нам увидеть дух всей книги и понять смысл многих псалмов в подробностях. Я имею в виду страдания Христа. Мы видели в общем, что книга представляет нам остаток, его печали, надежды, избавление и связь Христа с ним во всем этом. Он вошел в их печали, будет их избавителем и осуществит искупление, которое закладывает основание их избавления как основание избавления любой живой души, - но Он умер за этот народ. Конечно, его собственное совершенство сияет в этом, но здесь мы должны искать его связь с Израилем и землей, хотя надо отметить личное возвеличивание до небес, откуда проистекает окончательное избавление. Однако мы не должны искать ни тайну собрания, которая в это время была сокрыта в Боге, ни Христа, рассматриваемого в его связи с собранием. Псалмы представляют самым изысканным образом все земные познания Христа и его народа, которые Дух Христа изобразит нам. Нам предстоит посмотреть в Новом Завете (Фил. например, или еще где-нибудь), чтобы найти тех божественных, кого Он искупил.

И вот Христос прошел через всякие духовные страдания, через которые может пройти человеческое сердце, был искушен во всем, как и мы, при этом в одиночестве. Ничто не может быть более плодотворным в этом месте (так как не надо слишком долго останавливаться на этом и полностью отделять от божественной стороны его характера или становиться бесполезным или вредным из-за настоящего плотского чувства), чем если занять сердце рассмотрением печалей блаженного Искупителя. Никогда не было подобного ему. Но псалмы изобразят нам их, и я воздерживаюсь от рассмотрения их здесь. В этих вступительных замечаниях я могу только кратко сослаться на принципы и положение, в котором Он страдал. Их, я думаю, три. Он страдал из-за человека за истину и любовь, за свидетельство, которое Он нес в том, что было благом, в чем Он и явил Бога. Он страдал от Бога за грех. Эти две отдельные черты страдания очень просты и ясны уму каждого верующего. Третье страдание предполагает больше внимания к писанию. О путях Сущего с Израилем сказано: "Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их". Это было (что же касается последней части, то еще будет) особенно исполнено во Христе, Сущий приходит как человек в средину Израиля. Но страдания Израиля, по крайней мере остатка иудейской части народа, принимают в конце особый характер. Они - под притеснением языческой власти, среди крайнего беззакония в Израиле, однако они характеризуются простотой сердца (действительно, это то, что делает их остатком), но они сознают это по той самой причине и страдают от последствий греха под правлением Бога, но во власти сатаны и смерти. Избавление, которое освобождает их от этого, еще не пришло, и тяжесть этого лежит на их настроении. Эту печаль Христос полностью разделил.

Во время всей своей жизни, даже до самой смерти, Он страдал из-за человека ради праведности (см. в связи с этим Пс. 10 и другие). Кроме этого, на кресте Он страдал за грех, испил чашу гнева за грех, чашу, которую дал испить ему его Отец. Но кроме этих двух страданий Он нес в своей душе в конце своей жизни (мы можем сказать - после пасхальной вечери) все несчастье и страдание, с которыми иудеи пройдут через правление Бога, - не презрение, а еще последствие греха. Несомненно, Он предвидел и чувствовал это, как в Иоан. 12 - грядущий крест; но сейчас Он разделил это. Что касается обсуждаемого вопроса, то это были, как Он говорил, час отступнического Израиля и власть тьмы. Но Он все взирал на своего Отца в смысле верности. Он еще не был оставлен Богом. Он мог еще взирать на человека, смотрящего с ним. Что же мог сделать взор, когда божественный гнев был на нем? Но отличительный характер этих страданий ясно виден, если мы, наученные Богом, оценим псалмы, которые говорят о них соответственно. Мы, следовательно, увидим, что, когда Он страдает от человека, то ищет, говоря о его Духе в и для Израиля, мести человеку. Часто также видно, что остальные страдают с ним. Когда Он страдает от Бога, то Он совершенно одинок, а последствия - несмешанные благословения и мир. Что касается страдания из-за человека, то мы можем иметь привилегию такого страдания, объединясь с его страданиями. В страдании от Бога под гневом Он сделал так, дабы мы никогда не имели последней капли, что бы ни было в той чаше; это было бы нашей вечной гибелью. В страданиях, которые Он претерпел на кресте, Он выпил чащу гнева приготовленную Богом для нас, приведя нас в славу из под власти сатаны, тьмы и смерти. (см. Евр. 2,10). Он страдал, чтобы сочувствовать иудеям в их несчастьях, в которые они попали из-за своей простоты, но, однако, в своих грехах. Каждая пробудившаяся душа под законом найдет утешение в этом. Все эти страдания являются составной частью псалмов в том, что касается Христа и Израиля. Но иудеи подошли к краю гибели и потере всех обетований (кроме высшей благодати), а остаток, как таковой, подвергся испытаниям и скорби из-за отвержения Мессии.

Необходимо помнить, что, хотя все три принципа страдания в основном отличаются, очень ясны и важны по-своему характеру, а в конце жизни Христа все сплелись и объединились в печалях его последних часов, кроме, в чем я не сомневаюсь, выхода из Гефсимании, давление силы сатаны на его дух прошло и завершилось, но на кресте Он страдал из-за человека за праведность, а от Бога - только за грех. Я убежден, что это последнее, что полностью лежит на его душе, было слишком глубоким, чтобы оставить возможным, чтобы другие или еще кто-нибудь почувствовали всю эту тяжесть.

Сделав эти общие заметки, которые казались мне необходимыми для понимания книги, мы сейчас исследуем с помощью Господа ее содержание, и пусть Он воистину ведет меня и моего читателя в этом! Если она изображает страдания Христа и его интерес к людям на земле, то нам следует исследовать ее почтительно, однако с детским доверием, и уповать, как мы действительно всегда должны, на его учение, чтобы нас можно было вести и учить в нашем исследовании. То, что говорит о том, что Он чувствовал, должно быть тронуто доверительной любовью, сообразуемой со святой почтительностью.

Общеизвестно, что Псалмы делятся на пять книг, первая из которых завершается псалмом 40, вторая - псалмом 71, третья - псалмом 88, четвертая - Псалмом 105 и пятая - псалмом 150. Каждая из этих книг выделяется, я не сомневаюсь, отдельной темой. Наше исследование псалмов, содержащихся в каждой, даст полнейшее понимание характера нескольких книг, но неплохо бы представить сейчас общее значение их содержания.

Тема первой книги - положение иудейского остатка до того, как он был вытеснен из Иерусалима, и, следовательно, положение самого Христа в связи с этим остатком. В первой части о личной истории Христа говорится больше, чем во всех остальных. Это легко понять, так как Он входил и выходил вместе с остатком, соединенным, однако, еще с Иерусалимом. Я использую здесь слово "иудейский" в отличие от Израиля или всего народа.

Во второй книге остаток рассматривается как изгнанный из Иерусалима (Христос, конечно, занимает свое место среди них и дает истинное место для надежды остатку в этом состоянии). Явление им Христа, однако, восстанавливает их, ввиду пророчества, до их положения в связи с Сущим, как народа пред Богом (Пс. 44; 45). Прежде изгнанные, они говорят о Боге (Элогим), нежели об Сущем, так как они потеряли завет благословения; но этим учатся узнавать его намного лучше. Я не сомневаюсь, что история жизни Христа предоставила ему возможность разделить практический личный смысл этого состояния народа, хотя, конечно, в общем менее исторично его место. В псалме 50 остаток признает вину народа (более точно, иудеев) в отвержении его {Я думаю, можно будет заметить, что первые две книги несколько отличаются от трех последних. Первые две больше говорят о присутствии лично Христа среди иудеев, последние три более национальны и историчны. И Пс. 71, последняя часть первых двух книг, завершается царствованием Соломона}.

В третьей книге мы читаем об избавлении и восстановлении Израиля, как народа, и о путях Бога к ним, как таковых (Иерусалим в конце - центр его благословения и правления). Ужасный результат того, что они были под законом, и то, что все милости сосредоточены во Христе, изображено в псалмах 87 и 88, завершающихся взыванием к исполнению последнего. Избирающая благодать в верховной власти за избавление, когда все было потеряно, представлена в псалме 86.

В четвертой книге говорится об Сущем, жилище Израиля во все времена. Израиль спасен приходом Сущего. Это может в своем основном содержании характеризоваться как явление миру единородного. Сущий всегда был жилищем израильтян, они ищут в нем избавления. Для этого вводятся Авраамово и тысячелетние имена Бога - Всемогущий и Всевышний. А где найти его? Мессия говорит: "Ищу их в Сущем, Боге Израиля". Воистину Он - там; следовательно, будет осуждение нечестивых, а праведные спасутся. Полная божественная натура Мессии, однажды отвергнутая, вводится, чтобы заложить основу для того, чтобы Он принял участие в благословениях последних дней, хотя однажды отвергнут. Он - неизменный живой Сущий, Творец. Затем идет благословение Израилю, создание, осуждение язычников, чтобы Израиль мог обладать обетованиями. Но это та же милость, которая так часто щадила их.

Последняя книга - более общая, что-то вроде научения обо всем, а в завершение - ликующая похвала.

Сказав о подробностях их восстановления через трудности и опасности, имени Бога для всей земли, нечестии антихристианского орудия врага, возвышении Мессии до десницы Сущего, доколе его враги не станут подножием ног его, а земной народ - желанным в день его власти, - мы имеем повторение путей Бога, пояснение всему состоянию Израиля, того, через что они прошли, и принципы, на которых они стоят пред Богом; а закон этот начертан в их сердцах.

Затем - завершающая похвала.

Как покажет этот быстрый набросок (а подробности, за которые я сейчас примусь, покажут еще более ясно), в псалмах много больше порядка, чем обычно предполагается теми, кто рассматривает каждый из них отдельной одой, которая служит выражением личного благочестия. Они не связаны, это верно, в одно продолжительное рассуждение или рассказ, как могут быть связаны другие части писания; но они четко и упорядоченно представляют отдельные части той же темы; то есть, как мы видим, положение остатка иудеев, или Израиля, в последний день, их чувства, связь Мессии с ними. Эти темы рассматриваются самым тщательным образом. Дух Бога, который, управляя всем сущим, вдохновляя содержание всего писания, запечатлел определенные следы своей руки на этой особой части его. А кто собирал эти божественные песни, работу различных авторов, написанные в различные эпохи, - я не решусь сказать. Это учение богословов можно обсуждать; но результат не может, я думаю, оставить сомнения в уме любого, кто понимает смысл их, что касается того, чья сила работала в нем.

Я уже в общем отметил тему каждой из пяти книг. Отличие темы, которое я нашел в них, заставило меня разделить все Псалмы так до того, как мое внимание было привлечено к хорошо известному факту такого же разделения в еврейской Библии. Но этот принцип порядка выполняется также в подробностях каждой книги. Этот порядок первой книги и содержание псалмов, которые составляют ее, сейчас должны занять нас. Она, возможно, является полной в общем и характерном виде, каким она изображает темы, о которых говорится в псалмах, и поэтому самой интересной. Остальные, естественно, говорят о подробностях, которые воплощают данную идею.

Надо заметить, что следующий принцип проходит через нее, и более или менее, когда проходит через другие: некая великая истина или историческая особенность выдвигается в том, что касается Христа или остатка, или обоих, а затем следует ряд псалмов, выражающих чувства остатка в связи с той истиной или особенностью.

Книга 1

Первая книга в целом может быть разделена на отдельные части. Первые восемь псалмов образуют общее, вступительное единство по отношению ко всему собранию псалмов. Эта серия может быть поделена на первые два псалма, которые более частным образом закладывают основу всего, что выражено или чему учат псалмы 3-7 и, наконец, псалом 8. Вскоре я коснусь характера этих псалмов. Сейчас же продолжим разговор о структуре книги. Псалом 9 образует основу псалмов, которые заканчиваются псалмом 14. Они дают не основные принципы, которые лежат в основе всей истории Израиля в последние дни, а историческое положение остатка в последний день. Псалмы 10-14 раскрывают различные мысли и чувства, которые порождают то положение и обстоятельства, в коих находится благочестивый остаток. Псалмы 15-23 представляют нам Мессию, внешне входящего в обстоятельства благочестивого остатка, свидетельства Бога, страдания Мессии и последнее проявление его славы, когда Он признан Сущим по его возвращении. Об остатке в этой серии находим в псалмах 16; 19 и 22, но основной темой, которая затрагивается в них, за исключением псалма 18, где дается свидетельство создания и закона, является Мессия. Псалмы 24-38 представляют нам различные чувства при этих обстоятельствах. Вся книга завершается и полна истинным началом вмешательства Мессии в советах и замыслах Бога, местом, которое Он занимал в унижении, благословением, которое принадлежало тому, кто мог с божественным умом различать и войти в его скромное положение и положение праведного остатка, который был связан с ним (ибо это было действительно так, как изображают Псалмы).

Исключительно важно, что, с одной стороны, некоторые псалмы представляют нам Мессию; но также важно и то, что духовные черты, которые создают красоту и величественность его характера в очах Бога, и привлекательный объект, который Бог желает благословить, тоже будут представлены нам так, что, с одной стороны, мы можем радоваться им, а с другой - пред нашим взором может предстать прочная духовная связь между Христом и остатком. Эта связь духовного характера и ее явления в Христе очень четко представлены нам в самом начале нагорной проповеди. Там благословение произносится тем, кто проявляет определенные духовные черты и качества. Это характеризует остаток; однако, если в них тщательно всмотреться, они окажутся духовным описанием самого Христа. Следовательно, мы находим его и остаток такими смешанными вместе во многих псалмах, в то время как некоторые, как я сказал, отчетливо представляют огромную основу для благословения в нем самом. Мы можем также почувствовать это различие отношений Христа с остатком Израиля и отношений собрания с ним. Отношения собрания начинаются тогда, когда осуществлено искупление, а Христос уже превознесен Духом, посланным на небеса, святые соединены там со Христом; а их знания как христиан проистекают из их положения как связанных со Христом вследствие осуществленного искупления, а затем в конфликте с миром.

До знания об искуплении и по той самой причине святые могут сейчас пройти через познания, аналогичные, а в принципе и такие же, что и познания Псалмов, и найти затем огромное утешение от них; но их собственное место как христиан - в союзе со Христом {Следовательно, в Рим. мы также находим познания, потому что душа проведена через процесс, который приводит ее к свободе; в то время как в Еф. мы не находим познаний, потому что человек вначале виден мертвым в грехах, а затем присоединен ко Христу, возвышенному до десницы Бога. Фил. изображает нам почти исключительно христианский опыт}. Отношения Господа с остатком отличаются. Они проходят через свои испытания до познания искупления или его применения в силе к ним. Их познания - не плод союза {Союз принадлежит только положению собрания и через крещение Святым Духом. Мы все крещены одним Духом в одном теле. Тот, кто присоединен к Господу, есть один Дух. Союз в писании просто не относится к жизни (ср. Иоан. 14,20)} со Христом. Христос шел по тому же пути в благодати к ним не потому, что они были соединены с ним, ибо Он был один, но Он страдал в их страдании и притеснении миром. Смерть была пред ним, когда плоды карающего правления Бога были на них, проявляющиеся в положении, в котором тогда находился Израиль. Он явился в благодати, как мы видели. Страдая под нечестивым Израилем и притесняя язычников, как это будет с остатком в тот день, Он, следовательно, своим Духом пророчески связывает себя с ними во всех их печалях и подает голос своим Духом им на их пути к откровению искупления.

Все это делает тон и смысл Псалмов очень ясным. "Отче! прости им, ибо не знают, что делают", - сказано на кресте, когда работа по искуплению, плод благодати, продолжалась. Осуждение Израиля тогда было приостановлено, а Святой Дух благословенно принял этот призыв из уст Петра в Д. Ап. 3,17, где возвращение Иисуса к ним (как детям пророков и людям, в которых должно было быть благословение народов) было предложено при их покаянии. Эта благодать тогда не имела результата, но в последующие дни весь плод того креста и того призыва на земле будет благом, когда они покаются и воззрят на того, которого пронзили. Однако это требование (равно как и его конечное исполнение) было основано на работе по искуплению, осуществленной одним Богом, что покоилось на благодати и принесет благодать, и не в связи с его страданиями от людей, которые приносят суд людям, его неприятелям.

Псалмы постоянно являют нам это последствие нечестия людей против Христа и такое желание остатка, что оно, может быть, наступило. Такого желания, выраженного Христом, никогда не найти в евангелиях. Он пророчит несчастья другим, дабы мешать тому, что входило; но это есть любовь к их душам. Нет призыва к суду. В Псалмах, с другой стороны, нет таких слов, как "Отче, прости им", хотя плод благодати, после его собственного избавления от рога единорога, раскрывается самым поразительным образом. Евангелие было хорошим известием об испытании мира и Израиля в любви Сыном Бога. Воплощением было вступление одного Христа на этот путь любви ко всем. Бог был во Христе, примиряя мир с ним самим. Ничего еще не было, ничто еще не могло быть тогда раскрыто. А было то, чем Он был лично в мире. Но остаток народа Бога должен пройти через эти печали. Единственно возможным способом их избавления было уничтожение их неприятелей. Мы уйдем от наших печалей, чтобы встретить Господа в воздухе; нам не надо желать уничтожения наших врагов для нашего избавления: мы имеем дело в евангелии с благодатью, с божественным Христом, что проходит через печали, и со славой.

Остаток Израиля, следовательно, призывает к исполнению суда над своими врагами. Они имеют дело не с той божественной, высшей, изобильной благодатью, которая дает нам место рядом с Христом, очищение от мира (не от этого, как Он не был от этого, кого возлюбили до того, как мир был основан), а с правлением этого мира. Будучи, несомненно, объектами самой благодати (и явной благодати, потому что отвергли обетования в Христе, явленные им в истине Бога, и были заключены в неверие, так что они могли быть объектами милости), все же они являются народом, в котором сосредотачивается правление этого мира и в отношении которого оно проявляется. Следовательно, они ожидают суда и явления праведного исполнения такого правления, уничтожения притеснителя и нечестивых. Следовательно, Христос (который разделил и разделит в духе их печали, но был уничтожен сам вместо того, чтобы увидеть уничтоженными своих врагов, выполняя лучшую и более славную работу) просил не за мир, а за тех, кто принадлежит ему, чтобы они могли быть с ним, где Он. Иоан. 17 подчеркивает формальную противоположность двух систем. Он не вызовет огонь с небес - не исполнит справедливый суд. На самом деле, в нагорной проповеди подразумевается то, что Он был на одном пути с Израилем (как в Иоан. - то что мир не знал его). Однако христианский путь - это благо: поступать, страдать и принимать все терпеливо, как Он.

Следовательно, проходя через страдания, Он мог быть только пророчески связан с желаниями и стремлениями после суда, которые займут свое справедливое место, когда придет время публичного божественного правления этим миром и время суда. Следовательно, в псалме 2 есть место, где мы находим его. Все псалмы построены на представлении об этом. Таким образом, остаток в страдании, взывая к суду, возвращается к нему, который, хотя никогда не искал суда для себя, все же страдал и будет искать суда для них и исполнит его - будучи самим средоточием той средины земного божественного правления. Он виден пророческим Духом при тех же обстоятельствах, и слышна мольба о суде. Однако увидим, что, как мы уже отметили, остаток, другие люди, что бы ни было, отмечены помимо самого Господа.

В принципе, любой страдающий иудей мог так сказать; только, так как Христос страдал превыше всех, выражения, использованные в псалмах, где встречаются требования о мести, иногда возвышаются до обстоятельств, которые были буквально истинны в нем, в его печали на земле. Но отправной точкой для чувства всего, о чем говорилось, является любой благочестивый иудей в последние дни. Это разделил Христос. Собственное или исключительное личное применение к нему истинно, лишь когда оно доказано обстоятельствами и выражениями отрывка. Духовной отправной точкой всегда является остаток и его положение. Он просто связан с ними в уме пророческого Духа; хотя, что касается фактов, Он разделил более глубокую печаль, нежели все они. Следовательно, огромная прежде всего важность заключается в том, чтобы увидеть положение и необходимые мысли остатка в Псалмах.

Христос просто связан с ними и их положением в благодати; хотя Он должен быть средоточием, превосходящим других, где бы Он ни был. В противном случае нет возможности понять Псалмы вообще. Все объяснение является лживыми, когда не рассматривается этот принцип или истина как его отправная точка. Когда мы встречаем пророческий и правительственный порядок, даже в Новом Завете, мы сразу же находим те же требования о мести. Это - суд, но не благодать. Души под жертвенником в Откровении желают, чтобы за их кровь была месть, а святых апостолов и пророков призывают радоваться разрушению Вавилона.

Далее, важный принцип должен быть заложен так, чтобы при этом в каждом псалме, где благочестивый остаток может иметь место, то есть где личность Христа не является непосредственной темой (мы видели, что есть некоторые псалмы, как 2; 101 и другие, которые говорят лично о Христе), все не должно относиться к Христу, и, главным образом, сам псалом в целом, но относится к положению остатка и говорит об этом, а принцип деяний Бога с ними через Христа часто дается как великий пример печали страдающих благочестивых. И, следовательно, в обстоятельствах, к которым он относится, он может возвыситься настолько, чтобы буквально изобразить такие, через которые прошел Христос, чтобы показать то, как Христос вошел в их обстоятельства. Это последнее, очевидно, есть самая главная часть псалма. Но это не меняет принцип. Могут быть псалмы, где люди остатка вводятся косвенно, как объекты благословения, но отдельная часть может быть явно применима ко Христу, который только обеспечивает этот результат.

У псалма 21 имеется отдельный и особый характер, потому что там Христос, говоря о страданиях, общих по своей природе, но не по степени в отношении его и остатка, проходит туда, где Он был совершенно один. Действительно, изображение их в противоположности - сама тема псалма. Благочестивые были, а остаток будет в страдании. Но благочестивые избавлены, когда взывают, так же будет и с остатком; но с Христом, совершенным в полнейшей печали, так не было. Так что Христос действительно здесь один; хотя для того, чтобы показать противоположность этого страдания другим, в которых святые могли быть и были, упоминается это последнее содержание страдания. Уже упомянутая особенность (что в псалмах, выражающих страдание благочестивого человека от людей, всегда есть взывание к мести со стороны говорящего, и так в жизни Христа - как это дается в евангелиях; то есть в соответствии с истиной, лично входя в мир и являясь свидетелем в мире, Он никогда не делает так, а напротив, на кресте и в своей жизни запрещает это, упрекая учеников в незнании действий духа) явно имеет самое важное влияние на наше осуждение, насколько и как мы находим живого исторического Христа в Псалмах в качестве прямого объекта.

Теперь обратимся к подробностям.

Внимательный читатель заметит, что в порядке псалмов первой книги, о которой я говорил, принцип, на который я ссылался, представлен полностью: то есть вначале идут обычные псалмы с каким-нибудь важным принципом или особенностью, а затем - серия, выражающая чувства и мысли остатка, порожденные ими. Таким образом, за псалмами 1;2 следуют псалмы 3-7, которые изображают положение вещей, как прочувствованное псалмопевцем, и которые связаны с псалмами 1;2, при этом Христос отвергнут (завершающий результат в Пс.8); {Пс. 8, являясь великим результатом, есть могущественное изменение в положении Христа в соответствии с заветами Бога, которое образует основу всего, что следует. На него ссылаются в Иоан. 1 в противоположность тому, что говорит Нафанаил, что относится к пс. 2. Это есть в Лук. 9 и параллельных отрывках, цитируется в Еф. 1, в 1 Кор. 15 и раскрывается в Евр. 2. Также в завершении Иоан. мы замечаем три черты, на которых основываются эти псалмы. Бог отстаивает в свидетельстве своего отвергнутого Сына. Он воскресает Лазаря, и Сын Бога восславляется таким образом. Он въезжает в Иерусалим как царь Израиля. Затем подходят греки, и Он говорит: "Пришел час прославиться Сыну Человеческому"; но таким образом, чтобы занять это место в намерениях Бога, поэтому Он должен страдать и умереть. В гл. 13, следовательно, Он готовится занять свое небесное место. Псалмы 1,2, фактически являются предисловием ко всей книге, ибо его слава как Сына человека, хотя о ней пророчествуется здесь, когда Он познал ее, является другой частью славы Бога. Однако Он признан как таковой, так как Он всегда называл себя так здесь на земле} псалом 9 затем изображает положение дел в последние дни. Псалмы 10-14 - различные чувства остатка, связанные с ними. Далее нам представлены псалмы 15-23, Христос и все свидетельство Бога, и Христос на кресте, или искупление, чувства же, как результат этого, обрисованы в псалмах 24-38. Грехи впервые даны в псалме 24. Об испытании и избавлении говорилось и прежде; но грехи не могли быть признаны, кроме как с точки зрения и построения на основе искупления, когда Бог действительно учил народ. Так исторически на самом деле происходит с Израилем в последние дни; хотя об этом не говорится здесь.

Я сейчас подробно рассмотрю то, что Господь может милостиво предоставить мне о псалмах первой книги. Я уже сказал, что первые два псалма закладывают основу всего собрания псалмов. Они показывают духовный характер, положение остатка и заветы Бога, что касается Христа - царя в Сионе; закон и Христа, две великих основы деяний Бога с Израилем. Псалом 1 - это описание благочестивого остатка и благословения, которое сопровождает их благочестие в соответствии с правлением Бога. Это благословение, кроме как в сердечном утешении и мирной полноте честного ума, никогда не было осуществлено; но оно дано тем же образом, как участь смиренных, когда Христос представляет царство (Матф. 5). Они унаследуют землю; но царство еще не установлено во власти {Но они рассматриваются как в последние дни, когда суд близко}. (Это тема псалма 2.) Следовательно, Господь в евангелии по Матфею говорит о страдании ради праведности. Царство небес - участь тех, кто поступает так; и если страдание - ради его имени, то тогда является само небо, а награда им велика {1Петр. дает то же различие, главы 3,14; 4,14}.

Книга 2

Во второй книге остаток рассматривается вне Иерусалима, город же предан нечестивости. Это проходит через всю книгу. Связь иудеев с Сущим, согласно завету, утеряна, но на Бога они уповают. Когда является Мессия, все меняется. Мы видим далее вознесение Христа на небеса, как средство их избавления, и его отвержение и печаль здесь, внизу. Это завершается тысячелетним царствованием Мессии в мире в образе Соломона. Дух благочестивого человека испытан этими обстоятельствами. И, так как оставлена всякая надежда отыскать в людях благое, души верующих остатка еще более уповают на самого Сущего и еще сильнее расположены к нему. И именно этим открывается настоящая книга.

Книга 3

В третьей книге мы попадаем в больший мир, нежели только положение остатка иудеев в последние дни, будь то в Иерусалиме или в изгнании; и, следовательно, мы находим много меньше личных обстоятельств, чувств и связей Господа, который в свой день ходил среди них. В поле зрения находятся общие интересы Израиля, и, таким образом, сказано о его истории. Перед нами предстает положение всего народа, однако выделяется верный остаток. Заметьте здесь, что, за исключением одного, мы не найдем в этой книге псалмов Давида. Асаф, сыновья Кореевы, Еман являются претендующими на авторство; и я не вижу причины, чтобы это отвергать. Мы наблюдаем положение Израиля в последние дни; только здесь говорится об общих особенностях применительно ко всему народу, а не об отдельных подробностях иудейского остатка, сказано также и о Христе, занимающим место среди них. Мы читаем и о других народах, помимо Израиля; имеется больше ссылок на их прошлую историю и деяния Бога с ними.

Книга 4

Четвертая книга не так четко отделена от третьей, как предыдущие три книги друг от друга, и особенно третья от первых двух, ибо третья, пророчески объявляя благословение, описывает положение ожидания божественного вмешательства, чтобы полностью было привнесено благословение. В первой книге рассматривались великие принципы положения иудейского остатка в связи с историей Христа; во второй он рассматривается вне Иерусалима; третья - обращается к положению Израиля как народа, восстановленного в своей земле, но еще не в полном благословении Сущего; четвертая, как я сказал, завершает все явлением Мессии. Это связывает народ и Христа, равно как народ и Сущего. Таким образом, книга повествует о связи народа, ожидающего его возвращения и благословения их с Сущим, так что его милость будет на них. Второй псалом книги показывает связь Христа с народом, как человека в этом мире; третий псалом (91) преподносит в пророческом прославлении великий итог полного установления, чего желают в псалмах 92-99; затем даются некоторые очень интересные подробности о Христе (Пс. 100,101); в то время как об общем итоге, изображающем пути Сущего, говорится в хвалениях псалмов 102,103, что касается Израиля и земли; о деяниях Сущего сначала и путях Израиля с ним читаем в псалмах 104,105, завершающих книгу.


___________



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




Похожие:

Синопсис книг Библии iconН. Х. Валитов Научные подтверждения истин корана, библии и торы
Тем более, что ни в Коране, ни в Библии, ни в Торе нет запретов нанаучное подтверждение истин в этих трех книгах
Синопсис книг Библии icon"Золотая полка книг"
Золотая полка книг” включает в себя списки книг, которые навсегда вошли в золотой фонд детского чтения. Выбрать чтение навсегда”...
Синопсис книг Библии iconДокументы
1. /синопсис.doc
Синопсис книг Библии iconДокументы
1. /Синопсис.doc
Синопсис книг Библии iconОсновы караимизма
Караимы признают сокральность исключительно книг Та-На-Ха1 (Св. Писание = Ветхий Завет), состоящего из 24 книг
Синопсис книг Библии iconПоявляется Королева Книг. Королева книга
Костюмы для Красной Шапочки, Доктора Айболита, Королеве Книг, почтальона Печкина
Синопсис книг Библии iconИ. В. Мукина и. Я. Яковлев переводчик библии язык и важнейшие переводы Библии
Палестине, арамейский представляет собой позднейший диалект, народный говор, общий разговорный язык евреев на Востоке. Новый Завет...
Синопсис книг Библии iconИ. Л. Галинская Загадки известных книг
Загадки известных книг/Галинская И. Л.— М.: Наука, 1986—128 с., ил.— Из истории мировой куль­туры. 45 к. 142000 экз
Синопсис книг Библии iconВариант №1. В зоомагазине в 7 клетках находятся 56 хомячков. Сколько клеток занимают 48 хомячков? 2
В библиотеку поступили новые книги. После того как 9 читателей взяли по 4 книги каждый, осталось 17 новых книг. Сколько новых книг...
Синопсис книг Библии iconДокументы
1. /Духовное чтение Библии 1 страница.doc
2. /Духовное...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов