4.9.Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Концептуальные положения
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, средствами массовой информации, искусства, культуры и спорта. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни и в сфере дополнительного образования. Полноценное духовно нравственное воспитание и развитие, не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, а открывает перед ним возможности для нравственного поступка. Духовно нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляется на основе программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, которая является составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование у обучающегося активной деятельностной позиции. Программа содержит задачи, принципы, направления, ценностные установки, виды и формы занятий (воспитательные мероприятия), планируемые результаты, контроль степени реализации программы.
Цель: Духовно-нравственное развитие личности в контексте становления гражданской идентичности личности.
Задачи Воспитывать у учащихся основы гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Развивать нравственные чувства и формировать этическое сознание. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни. Формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Формировать ценностное отношение к природе, окружающей среде. Формировать ценностного отношения к прекрасному, формировать представление об эстетических идеалах и ценностях.
Принципы: Принцип ориентации на идеал. Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Принцип идентификации (персонификации). Принцип диалогического общения. Принцип полисубъектности воспитания. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка. Принцип целостности картины мира. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты
№ | Направление | Ценностные установки | Планируемые результаты | 1 | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
| любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. | -сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению; - учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; - учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища | 2 | Развитие нравственных чувств и этического сознания. | нравственный выбор; жизнь и ее смысл; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. | - учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - учащиеся уважительно относятся к традиционным религиям; - учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации; - формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; - учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. | 3 | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие. | - сформировано ценностное отношение к труду (в том числе учебному) и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; - учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях; - учащиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста; - учащиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового; - учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; - учащиеся имеют потребности и начальные умения выражать себя в различных видах творческой деятельности; - учащиеся мотивированы к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. | 4 | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое. | - у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - учащиеся имеют элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; - учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. | 5 | Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). | родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. | - учащиеся имеют ценностное отношение к природе; - учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально- нравственного отношения к природе; - учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; - у учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; - у учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. | 6 | Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). | красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
| - у учащихся есть первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; - у учащихся есть• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; - учащиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; - у учащихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; - у учащихся есть первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; - учащиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи. |
5.Содержание программы (направления, задачи, виды и формы занятий с учащимися)
№ | Направление | Задачи | Виды и формы занятий (воспитательные мероприятия ОУ) | Виды и формы занятий (воспитательные мероприятия ОУ) ПНШ | 1 | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
| - сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; - сформировать представления о символах государства; - сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможности участия граждан в общественном управлении; - сформировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; - развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; - сформировать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; - сформировать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; - сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; - сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; - развивать интерес к важнейшим событиям в жизни России, - мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; - воспитывать уважение к защитникам Родины; - развивать умение отвечать за свои поступки. | - беседа (урочная, внеурочная, внешкольная); - классный час (внеурочная); - экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная); - туристическая деятельность (внеурочная, внешкольная); - краеведческая работа (внеурочная, внешкольная); - просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная); - путешествия по историческим и памятным местам (внеурочная, внешкольная); - сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная); - творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования (урочная, внеурочная, внешкольная); - изучения вариативных учебных дисциплин - участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациям (внеурочная, внешкольная); - встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная, внеурочная, внешкольная) | Клубная работа (проектная деятельность) (урочная, внеурочная, внешкольная) Поход в музейный дом (урочная, внеурочная, внешкольная) | 2 | Формирование нравственных чувств и этического сознания. | - сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; - сформировать представления о правилах поведения; - сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; - воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов; - развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
| - беседа (урочная, внеурочная, внешкольная), - экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная), - заочные путешествия (урочная, внеурочная, внешкольная), - театральные постановки (внеурочная, внешкольная), - литературно-музыкальные композиции (внеурочная, внешкольная), - художественные выставки (внеурочная, внешкольная); - встречи с религиозными деятелями (внеурочная, внешкольная); - уроки этики (внеурочная, внешкольная), - классный час (внеурочная), - просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная), - коллективные игры (внеурочная, внешкольная),, - акции благотворительности, милосердия (внешкольная),, - праздники (внеурочная, внешкольная),, - презентации (урочная, внеурочная, внешкольная), - творческие проекты (урочная, внеурочная, внешкольная). | Клубная работа (проектная деятельность) (урочная, внеурочная, внешкольная) Поход в музейный дом (урочная, внеурочная, внешкольная) Урок: правила вежливости (урочная) | 3 | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | - сформировать первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; - сформировать элементарные представления о профессиях; - - сформировать элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; - сформировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; - развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; - формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам | - экскурсии на производственные предприятия (урочная, внеурочная, внешкольная), - встречи с представителями разных профессий (внеурочная, внешкольная); - беседа (урочная, внеурочная, внешкольная). - презентации «Труд наших родных» (урочная, внеурочная, внешкольная); - сюжетно-ролевые экономические игры (урочная, внеурочная, внешкольная); - праздники труда (внеурочная, внешкольная), - ярмарки (внеурочная, внешкольная),, - конкурсы (урочная, внеурочная, внешкольная), - город мастеров (внеурочная, внешкольная),, - организации работы детских фирм (внеурочная, внешкольная); - работа творческих и учебно-производственных мастерских (внеурочная, внешкольная),, - трудовые акции (внеурочная, внешкольная), | Клубная работа (проектная деятельность) (урочная, внеурочная, внешкольная) Предметные уроки (урочная) | 4 | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | - сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); -- сформировать элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; - сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; - сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; - сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; - формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания. | - беседа (урочная, внеурочная, внешкольная), - просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная), - встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий (внеурочная, внешкольная); - прогулки на природе для укрепления своего здоровья (урочная, внеурочная, внешкольная),; - урок физической культуры (урочная), - спортивные секции (внеурочная, внешкольная); - подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная), - туристические походы (внеурочная, внешкольная), - спортивные соревнования (внешкольная); - игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений (внешкольная); | Предметные уроки (урочная)
Клубная работа (проектная деятельность) (урочная, внеурочная, внешкольная)
| 5 | Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). | -развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; - формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; - сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности; - воспитывать бережное отношение к растениям и животным. | - предметные уроки (урочная); - беседа (урочная, внеурочная, внешкольная), - просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная), -экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю (внеурочная, внешкольная); - экологические акции, десанты (внеурочная, внешкольная); - коллективные природоохранные проекты , (внеурочная, внешкольная); - участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций (внешкольная), | Предметные уроки (урочная)
Клубная работа (проектная деятельность) (урочная, внеурочная, внешкольная)
| 6 | Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). | - сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях; - сформировать представления о душевной и физической красоте человека; -сформировать эстетические идеалы, развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; - развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; - развивать интерес к занятиям художественным творчеством; - развивать стремление к опрятному внешнему виду; | - предметные уроки (урочная); - беседа (урочная, внеурочная, внешкольная), - просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная), -экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамбле (внеурочная, внешкольная); - посещение музеев, на выставок (внеурочная, внешкольная); - посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок (внеурочная, внешкольная); - проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров (внеурочная, внешкольная) -участие в художественном оформлении помещений (внеурочная, внешкольная). | Предметные уроки (урочная)
Клубная работа (проектная деятельность) (урочная, внеурочная, внешкольная)
Кружок изобразительного искусства Предметные уроки (урочная)
Клубная работа (проектная деятельность) (урочная, внеурочная, внешкольная)
Поход в музейный дом (урочная, внеурочная, внешкольная) | 6. Контроль степени реализации программы
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями, родителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о ценностях. Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне семьи, класса, образовательного учреждения, в которых ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. На втором-третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно- ориентированной социально значимой деятельности. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В процессе оценки достижения трех уровней воспитательных результатов используются разнообразные методы и формы контроля, взаимно дополняющие друг друга: - наблюдение; - опрос (беседа, анкетирование, интервьюирование) всех участников образовательного процесса; - самооценка и оценка уровня реализации социально-значимых проектов учащихся; - мониторинг результатов деятельности учащихся; - самооценка и оценка степени активности учащихся; Результаты деятельности учащихся накапливаются в портфеле достижений. |