М. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека программа icon

М. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека программа



НазваниеМ. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека программа
Дата конвертации10.06.2012
Размер244.37 Kb.
ТипПрограмма
1. /Философская антропология - полная программа с.з..docМ. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека программа

Московский Государственный Университет

им. М.В. Ломоносова


Философский факультет


Кафедра философской антропологии

и проблем комплексного изучения человека


программа по курсу


Философская антропология


Планы семинарских занятий общего годичного курса для студентов философского факультета (4 курс II семестр, 5 курс I семестр)


Составители – проф. Гиренок Ф.И.,

ст. преп. Козолупенко Д.П.,

асп. Постникова Т.В.,

асп. Харламов И.Н.


Москва 2005


Часть I. Классическая антропология


IV курс (8 уч. семестр)


Тема 1. Методологическое ведение в курс



Основные понятия и структура курса. История понятия «философская антропология»; методология исследования; тематическое строение курса (проблемы и персоналии).

Понимание философии. Есть ли у философии свой язык и свой предмет? Двойная непрозрачность философии. Причины отказа от метафизики.

Антропологические конфигурации философии, их антиметафизическая направленность. Изменение статуса сознания повседневности. Что делает обычную речь философской?

Можно ли представить философию как систему знаний, научить философии? Вопрос преемственности в философии. Философия как профессия и философия как поступок.


Литература:

Хайдеггер М. Что такое – философия// Вопросы философии, 1993, №8

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991


Тема 2. Антропологические конфигурации философии


Антропология и онтология. Антропология и социология: два понимания истории. Визуализация и театрализация антропологического дискурса. Онтология как война, объявленная человеку. Без онтологии – мрак непонимания.

Причины возникновения и основания философской антропологии. Поиск тотальности. Попытка универсального синтеза картины мира. Знаниевые разрывы и стремление к системе. Возможна ли наука о человеке?

Если человек – это «дыра» в онтологии, то философская антропология – попытка залатать эту «дыру». Изображение человека в модусе ускользающего «что». Изображение человека в модусе позитивной полноты. Способы представления человека в модусе символического расширения. Возможно ли создание трансцендентальной антропологии? Причины существования современной антропологии во множестве вариантов.
Необоснованность претензий философской антропологии на построение научной картины мира.

Точки интенсивности философии и модусы антропологии. Зачем язык для мысли? Пустой и содержательный человек: возможность различения.


Литература:

Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии// Философия хозяйства, 2001, №1.с.26-53

Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989.

Степин В.С. Философия науки и философская антропология. М., 1992.

Гиренок Ф.И. Философский манифест археоавангарда// Философия хозяйства № 2, 2001


Дополнительная литература:

Хайдеггер М. Что такое философия?// в журн. «Вопросы философии» №8, 1993

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992

Рикер П. Человек как предмет философии// в журн. «Вопросы философии», 1989, №2.

Мамардашвили М. Проблема человека в философии// О человеческом в человеке. М., 1991

Сервера Эспиназе. Кто есть человек? Философская антропология// сб. Это человек. М., 1995

Цанер Р.М. О подходе в философской антропологии// там же

Фарре Л. Философская антропология// там же.


Тема 3. Точки интенсивности антропологического мышления философа


Четыре точки интенсивности мышления: тавтология, метафора, антоним, абсурд. Тавтология как основное средство построения пространства Я; метафора как основа конституирования Другого. Антоним как один из механизмов идентификации. Нонсенс, или пространство построения абсурда. Тавтология и парадокс: две формы рефлексии тождества. Понятие нулевого дискурса в философской антропологии. Проблема оседания антропологических смыслов. Кризис просветительской модели человека. Критика антропоцентризма в рационалистической традиции.

Точки интенсивности философии и модусы антропологии. Что такое метафизический шов? Виды метафизических швов. Связь метафизических швов человека и модусов антропологии. Дословное. Плодотворность антропологической тавтологии. Немая речь. Другие виды дискурсов. Археография философской антропологии. Различные способы представления философии. Формы редукции философской антропологии. Претензии и проблемы философской антропологии.

Крайние точки мысли. Репрезентации тождества в философской антропологии и в самоописаниях общества. Рефлексия тождества: вопрос плодотворности. Тавтология как различение без различания.


Литература:

Гиренок Ф.И. Философский манифест археоавангарда// Философия хозяйства, 2001, № 2

Делез Ж. Логика смысла. М., 1999.

Проблема человека в западной философии. М., 1991.

Это человек. М., 1995.

Лукман Т. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества// Социологос, №1, 1991


Дополнительная литература:

Мамардашвили М.К. , Пятигорский А.М. Символ и сознание. М., 1999

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995

Шелер М. Положение человека в космосе// Проблема человека в современной западной философии. М., 1988

Дюркгейм Э. Метод социологии// Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. М., 1996. - С. 256-309.

Вебер М. Хозяйство и общество// Вебер М. Избранные работы. М., 1990

Плеснер Х. Ступени органического и человек// Проблема человека в современной западной философии. М., 1988


Тема 4. Способы представления человека в античной философии



Антропологическое измерение мифа. Космоцентризм. Антропологический смысл теории андрогина. Незавершенность и неполнота как свойства человеческого бытия. Платон. «Пир». Забота о себе. Проблема конституирования человека в «Алкивиаде» Платона. Миф об Эре и трех частях строения души. Понимание Платоном человека как куклы богов. Возможно ли конституирование человеческой реальности вне абсолюта? Опыт стоиков. Человек как микрокосм. Человек как политическое животное.


Литература:

Платон. «Государство», «Законы»; диалоги «Алкивиад», «Пир», «Федон», «Федр»// Платон. Собрание сочинений в 4-х томах, М., Мысль, 1994

Марк Аврелий. Что важно для самого себя. М., 1911.

Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии// Философия хозяйства, 2001, №1. сс.43, 47-48

Аристотель. О душе// Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. – М., 1976. - Т.1.


Тема 5. Человек в горизонте картезианской теории страстей



Страсти тела и страсти души. Что понимается под страстями души. Их виды. Основание антропологии Р.Декарта: отделение субъектности от человека. Действие и претерпевание, эмоции и интеллект. Причины, по которым мир не может быть только миром действия; онтологические предпосылки теории любви и теории печали Декарта.


Литература:

Декарт Р. Страсти души// Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т. 1. / Сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. М., Мысль, 1989. (Декарт Р. Избранные произведения. М., 1998)

Гиренок Ф.И. Картезианская теория страстей// Философия хозяйства, 2002, №3., с.241-251


Дополнительная литература:

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1999


Тема 6. Прагматическая антропология Канта


Виды антропологии по Канту. Источники знания и трудности в познании человека. Теория дозволенной моральной видимости. Апология чувственности. Болезни души. Антропологическая тавтология Канта Допущение об изначальном зле и одиночестве человека. Антропологический смысл движения от культуры к морали. Три порока человека. Теория неокончательного человека. Объяснение причин, по которым воображение предшествует мышлению.

Три максимы мысли Канта. Антропологические антонимы.


Литература:

Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., Наука 1999

Гиренок Ф.И. Антропологические исследования: Кант и Гегель. М., 2001


Дополнительная литература:

Доброхотов А.Л. Категории бытия в классической западноевропейской философии. М., 1996.

Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966

Кант И. Из рукописного наследия. Лекции по психологии М., 2000

Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М., 1997


Тема 7. Соотношение антропологии и феноменологии в метафизике Гегеля


Различие природной души и рефлексивного сознания. Антропология и феноменология. Теория самости. Понятие природной души. Соотношение мышления и воли. Определение болезней души. Теория безумия. Другой и Сам. Полагание личности как автомата. Доминирование всеобщего над единичным в антропологии Гегеля. Роль культуры в становлении человека.


Литература:

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977

Гиренок Ф.И. Антропологические исследования: Кант и Гегель. М., 2001.


Дополнительная литература:

Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб., 2003.


Тема 8. Антропологии Фихте, Шеллинга, Фейербаха, Кассирера


«Враг человека – сам человек». Антропологические антонимы Шеллинга. Основание антропологии Фейербаха. Чтобы быть богом, нужно стать личностью. Нужен ли другой богу? Смысл смены знаков субъектности в философии Фейербаха. Почему высказываемое соотносится с видимым? Может ли мысль быть причиной мысли? Тождество Я как экран отражения мысли и причина ее удвоения. Концепт символа в теории Кассирера.


Литература:

Фихте И.Г. Назначение человека// Фихте И.Г. Собр. соч. в 2-х тт. Т.2. СПб., 1993

Шеллинг Ф.В.И. О сущности человеческой свободы// Шеллинг Ф.В.И. Сочинения в 2-х тт. Т.1. М., 1987

Фейербах Л. Сущность религии// Фейербах Л. Сочинения в 2-х тт. М., 1995

Кассирер Э. Философия символических форм// Проблема человека в западной философии. М., 1988 (или в сб. ст. Что такое человек).


Тема 9. Экзистенциальная антропология


Онтологический дефицит. Заимствованное существование. Компрессия бытия. Ничтожество человека. Свобода и бунт. Самообман. Тело и плоть. Экзистенциальное счастье.


Литература:

Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., 2002

Гиренок Ф.И. Экзистенциальная антропология// Философия хозяйства. М., 2003 № 3-4


Дополнительная литература:

Сартр Ж.П. Проблемы метода. М., 1993

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм// Сумерки богов. М., 1989. cс. 319-344

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990

Камю А. Эссе об абсурде// Сумерки богов. М., 1989


Тема 10. Феноменологический концепт человека


Философия как способ реализации одиночества. Отказ от истины, предложенной другим. Абсолютная нищета познания. Статус Я и другого в философии Гуссерля. Проблемы конституирования интерсубъективной реальности.

Теория Эго и проблема солипсизма. Самовосприятие. Переход от восприятия Я к восприятию Другого. Основание интерсубъективности. Новая онтология.


Литература:

Гуссерль Э. Картезианские размышления. М., 1998. (Размышление 5-ое)

Гиренок Ф.И. Феноменологическая антропология// Философия: учебник под ред. С.А.Лебедева. М., Изд. Высшая школа, 2003


Дополнительная литература:

Гадамер Г.-Х. Истина и метод. М., 1988

Деррида Ж. Голос и феномен. СПб., 1999

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999

Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб., 2001


Тема 9. Философская антропология: проект позитивной антропологии


Причины возникновения «философской антропологии». Вопрос возможности антропологии как синтеза знаний. Методы разрешения проблемы «антропологической пустоты». «Положение человека в космосе» М. Шелера как новый антропологический проект. Философская антропология - попытка вернуть человека в лоно европейского сознания. Феноменологический подход к человеку. Теория неокончательного бога Шелера. Иметь тело или быть телом – статус человека в антропологии Шелера. Понятие совместного мира и антропологические законы у Плеснера. Понятие психофизической нейтральности действия у Гелена. Соотношение рефлексивного и дорефлексивного человека.


Литература:

Гелен А. О систематике антропологии// Проблема человека в западной философии. М., 1988

Плеснер Х. Ступени органического и человек// Проблема человека в западной философии. М., 1988

Шелер М. Положение человека в космосе// Проблема человека в западной философии. М., 1988

Гиренок Ф.И. Человек в модусе позитивности// Философия хозяйства, 2002, № 3.


Тема 11. Другой и Самость в концепте человека


Проблема определения природы человека. Человек: аутист или реалист (суть проблемы). Человек как неудачное животное в «философии жизни». Полагание и самополагание человека. Различные философские контексты понимания смерти. Проблема человеческого в человеке.

Человек как вопрошающее бытие. Сознание и тело, бытие и ничто. Представление о «дорефлексивном перемигивании» тел.


Литература:

Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Соч. в 2-х томах. Т. 1. М., 1990.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., 2000.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Гиренок Ф.И. Экзистенциальная антропология// Философия хозяйства, 2003. № 1, 2, 3


Тема 10. Антропология диалогизма


Критика Бубером антропологии Канта. Я как Я-Ты и как Я-Он. Возможности и пределы диалогизма Бубера.


Литература:

Бубер М. Два образа веры. М., 1995

Бубер М. Я и Ты. М., 1993

Гиренок Ф.И. Антропологии// Философия хозяйства, 2003 №3


Дополнительная литература:

Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. СПб., 2000

Розеншток-Хюсси О. Бог заставляет нас говорить. М., 1998


Тема 12. Неклассический способ представления человека


Фуко как аналитик антропологического сна философии. Философская антропология как следствие потери человеком своих привилегий. Гипердействие и гиперреальность в человеке. Диагноз Бодрийяра. «Смерть человека» в интерпретации Ж.Делеза. Проблема симулякра. Антропологический сон. Спор Фуко и Бодрийяра.


Литература:

Бодрийяр Ж. Забыть Фуко. СПб, 2000

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999

Делез Ж. Мишель Фуко. М.,1998

Фуко М. Слова и вещи. М, 1987


Дополнительная литература:

Фрейд З. Введение в психоанализ. Минск, 1989.

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004


Тема 13. Проблема человека в русской философии


Антропология духовности Н.А. Бердяева. Антропология души С.Л. Франка. Антропология Ф.М. Достоевского и А.П. Платонова.


Литература:

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993

Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997

Достоевский Ф.М. Записки из подполья// Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 20 тт. Т.2. М., 1998

Платонов А.П. Сокровенный человек// Платонов А.П. Собр.соч. Т.1,2. М.: Изд-во "Информпечать", 1998.


Тема 12. Проблема человека в советской философии


Деятельностная концепция человека. Опредмечивание и распредмечивание. Феномен идеального. Спор Э. Ильенкова и Д. Дубровского. Опыт работы со слепоглухонемыми. Сознание и мозг. Концепция человека в философии М. Мамардашвили. Диалогическая антропология М. Бахтина.


Литература:

Бахтин М.М. К философии поступка// Бахтин М.М. Собр. соч. в 7-ми тт. Т.1. М., 2003

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986

Бородай Ю.М. Эротика – смерть – табу: трагедия человеческого сознания. М., 1996

Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М., 1971

Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968

Мамардашвили М. Проблема человека в философии// О человеческом в человеке. М., 1991


Дополнительная литература:

Мамардашвили М.К., Пятигорский М.А. Сознание и символ. М., 1998


Часть II. Неклассическая антропология


V курс (9 уч. семестр)


Тема 1. От философской антропологии к вопросу о языке и мысли


Причины краха программы «философской антропологии» Шелера и предпосылки перехода от трактовки бытия человека как осознанного бытия к вопросу о языке и мышлении.

Неадекватный рефлекс и ультрапарадоксальная ситуация. Нервный срыв с точки зрения Поршнева Б.Ф.

Возможности и пределы деятельностной парадигмы А.Н. Леонтьева и её продолжения (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Жинкин Н.И.)

Человек безъязыкий и нечеловеческий язык. Человек говорящий – предмет философской антропологии.


Литература:

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996

Гиренок Ф.И. Метафизика пата. М., 1995. сс.161-183, 72-90

Гиренок Ф.И. Философия минималистских форм. М., 2003. сс.4-14 (http://www.fedorgirenok.narod.ru/#1)

Дискуссия Зинченко и Лекторского// Вопросы философии 2001 № 2, 3

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974


Дополнительная литература:

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999

Плеснер Х. указ. соч.

Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993


Тема 2. Виртуальность


«Пока язык спит, говорит воображение». Виртуальная реальность с точки зрения философии. Концепты внутреннего. Плодотворность абсурда. Реальность как присутствие. Непреднамеренная координация воображаемого и реальности. Реальность как отсутствие. Имитация. Знаковое как симуляция реального. Симуляция и имитация: отличие.


Литература:

Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997

Гиренок Ф.И. Философия минималистских форм. М., 2003

Гиренок Ф.И. Философский манифест археоавангарда// Философия хозяйства № 2, 2001


Дополнительная литература:

Лакан Ж. Стадия зеркала и её роль в формировании функции Я// Лакан Ж. Инстанция буквы или судьба разума после Фрейда. М., Русское феноменологическое общество, 1997, С. 7-15.


Тема 3. Воображаемое и символическое


Функции воображаемого. Понятие о депривации. Игра и ритуал в структуре человеческого действия. Смысл формулы: «Человек – аутист, животное - реалист».

Тело и организм, символ и симулякр в пространстве воображаемого. Образ и знак. Понятие дипластии и абсурда.

Изображение. Галлюцинация. Образ. Функции образа. Что значит воображать?

Воображаемое и символическое: два вида удвоения. Я как спорная территория между воображаемым и символическим. Агрессия символического.


Литература:

Блейлер Э. Аутистическое мышление. Одесса, 1927

Валлон А. От мысли к действию. М., 1956

Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000

Платон. Миф о пещере// Платон. Собрание сочинений в 4-х томах, Т.3. Государство, кн.6-7. М., Мысль, 1994

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974

Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре// Потебня А.А. Собр. трудов. Т.2. М., 2000

Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989


Дополнительная литература:

Лакан Ж. Стадия зеркала и её роль в формировании функции Я// Лакан Ж. Инстанция буквы или судьба разума после Фрейда. М., Русское феноменологическое общество, 1997, С. 7-15.

Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., Гнозис, 1995.

Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. М., 1999

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004


Тема 4. Знаково-символический порядок


Речевой знак как знак вообще. Соотношение знака и смысла. Критика Пирса и Соссюра.

Знак и антизнак. Слово как первознак. Антислово. Знаки знаков. Символы понимают. «Уже сознание». Почему знак это всегда два знака? Синонимия. Знак, значение, смысл. Общность значения и индивидуальность смысла. Звук и смысл. Указующий жест. Нуждается ли коммуникация в плане выражения? Выразительность монолога. Указательность диалога. Молчание и бытовость. Значение как инвариантный обмен знаками. Почему значение нельзя приписать одному знаку? Мы и Они. Вы как изобретатель знаков. Язык для непонимания. Типы знаков. Семиотический парадокс. Языковые и неязыковые знаки. Индивидуальные знаки. Антоним и метафора. Суггестивность языка. Ф. де Соссюр и М.М. Бахтин о речи и языке.


Литература:

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986

Гиренок Ф.И. Метафизика пата. М., 1995. сс. 161-183, 72-90

Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб., Алетейя, 2000

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 1999


Дополнительная литература:

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999

Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. М., 2000. (или: Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. М., 1993)

Кондратов А.М. Звуки и знаки. М., 1966.

Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000

Марр Н.Я. Язык и мышление. М., 1932

Пирс Ч. Логические основания теории знаков. СПб., 2000

Потебня А.А. Мысль и язык// Потебня А.А. Собрание трудов. Т.1. М., 1999

Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М., 2000

Черепанова И. Дом колдуньи. М., 1999


Тема 5. Слова и вещи


Слово и антислово. Слово-суггестор. Суггестивность вещей. Недостаточность слова. Слово-магия. Слово-миф. Теория слова П.Флоренского. Слово-перекрёсток. Слова-бумажники. Слова-заглушки. Слова-термины. Проблема первого слова. Теория слова М.Бахтина.

Почему пониманию на словах должно предшествовать дословное понимание? Мысли как нечто, не создающееся словами и не нуждающееся в словах. Зачем слово для мысли? «Другая речь» как внутренняя речь и речь Другого. Слова и вещи. Имена. Значения и назначения.


Литература:

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986

Делез Ж. Логика смысла. Екатеринбург, М., 1998

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974

Флоренский П.А. Введение в историю античной философии. Лекция 10// Философские науки №3, 2004


Дополнительная литература:

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999

Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979

Марр Н.Я. Язык и мышление. М., 1932

Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М., 2000

Фуко М. Слова и вещи. М., 1987


Тема 6. Превращение формы. Кризис психологии.


Метод превращённых форм: М.К. Мамардашвили и Б.Ф. Поршнев. Два возможных подхода к антропологии. Доминирование Другого у Л.С. Выготского и доминирование самопорождения человека у М.К. Мамардашвили.

Кризис психологии. Отличие человека от животного. «Разумность животного» и «недостаточность человека». Почему забвение абсурда стирает следы, ведущие к речи, к сознанию и к человеку?

«Внешняя-внутренняя» концепция речи. Немая речь.


Литература:

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996

Дискуссия Зинченко и Лекторского// журнал «Вопросы философии» № 2, 3, 2001

Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. М., 1999

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974


Дополнительная литература:

Гордеева О.В. Проблема структуры сознания в трудах Л.С. Выготского// Мир психологии, №1, 1999

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999

Плеснер Х. (ук.соч.)

Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993


Тема 7. Прагматика речи


Инстинкт и первичная репрезентация. Речь между инстинктом и воображаемым. Проблема понимания речи. Критика Остина. Язык и антиязык. Дословное письмо. Немая речь. Внешняя и внутренняя речь. Речь и письмо. Мышление и речь. Критика Пиаже и Выготского, Хомского и Марра, Жинкина и Розенштюк-Хюсси.

«Мысль не выражается в слове, но совершается в слове». Видоизменение модели Выготского у Н.И. Жинкина и А.Р. Лурии. «Речевой поступок». Внутренняя речь. Речь и язык. Кинестезия. Мышление и язык. Коды языка и язык как код. «Язык речи». Слова-предложения и слова-поступки. Инстинкт и речь. Крик. Синтагматическая речь. Понимание.


Литература:

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2001

Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000

Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998

Лурия А.Р. Речь и мышление. М., 1975

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979

Марр Н. Яфетидология. М., 2002

Розеншток-Хюсси О. Язык рода человеческого. М, 2000

Розенштюк-Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994

Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972 (и материалы дискуссии на философском факультете: Гиренок Ф., Васильев В. «Помогает ли Хомский понять сознание?» http://www.censura.ru/view.htm?articulum=47)


Дополнительная литература:

Бахтин М.М. К философии поступка// Бахтин М.М. Собр. соч. в 7-ми тт. Т.1. М., 2003

Марр Н.Я. Язык и мышление. М., 1932

Потебня А.А. Мысль и язык// Потебня А.А. Собрание трудов. Т.1. М., 1999

Седов К.Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии// Мир психологии, № 1, 1999


Тема 8. Сознание. Воображаемое и означенное


Сознание без знания. Сознание как страдание и императив. Понятие «уже-сознания». Сознавать – значит воображать. Символы сознания – это не знаки языка. Сознание как безъязыкое, язык как бессознательное. Речь как соединение воображаемого и языка. Знаковое сознание и «уже-сознание». Отказ от интенционального строения сознания и его обоснование. Антропология гениальности.


Литература:

Гиренок Ф.И. Сознание с точки зрения археоавангардиста// Философия сознания: история и современность. М., Современные тетради, 2003

Деннетт Д. Виды психики. М., 2000

Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 2003

Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Сознание и символ. М., 1989

Прист С. Теории сознания. М., 2000

Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002


Дополнительная литература:

Гиренок Ф.[И]. Археография наивности// Философия наивности. Сост. А.С. Мигунов. М., Изд-во МГУ, 2001

Философия сознания: история и современность. М., Современные тетради, 2003


Тема 9. Антропология эмоции


Эмоция как произвольное воздействие себя на самого себя. Амбивалентность эмоций. Эмоция – клей для образа. Органическая теория эмоций. Абсурд как порождающая причина эмоций.


Литература:

Выготский Л.С. Учение об эмоциях// Выготский Л.С. Собр. соч. Т.6. М., 1984

Сартр Ж.-П. Очерки теории эмоций. М., 1984


Дополнительная литература:

Изард К.. Психология эмоций. СПб., 2000

Психология мотивации и эмоций/ Хрестоматия под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М., ЧеРо, 2002

Психология ощущений и восприятия/ Хрестом. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова и др. М., ЧеРо, 1999


Тема 10. Невербальная коммуникация


Два типа коммуникаций. Коммуникации понятий и знаков и коммуникации жестов и симулякров. Почему жест – это не знак? Паралингвистика и кинетика.


Литература:

Гиренок Ф.И. Невербальная коммуникация// Философия хозяйства №4 2005.

Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. М., 2002


Дополнительная литература:

Канетти Э. Превращение// Проблемы человека в западной философии. М., 1988. С.483–503


Вопросы к первой части курса:


  1. Исследование коммуникативных складок человека

  2. Аналитика антропологического сна

  3. Сдвиг в понимании человека в теории Шелера. От сущности к антропологии места человека

  4. Фуко: вызов антропологии

  5. Теория «неокончательного бога» Шелера

  6. Возможна ли наука о человеке?

  7. Теория страстей Декарта

  8. Обоснованность претензий философской антропологии

  9. Понятие природной души в антропологии Гегеля

  10. Антропологические конфигурации философии

  11. Антропологические законы Плеснера

  12. Точки интенсивности философского дискурса

  13. Психофизическая нейтральность. Понятие действия у Гелена

  14. Антропологический смысл теории андрогина у Платона («Пир»)

  15. Человек в дискурсе археоавангарда. «Место человека всегда пусто»

  16. Забота о себе. Описание проблемы конституирования человека в «Алкивиаде» Платона

  17. Теория рефлексии Плеснера

  18. Теория души у Платона и Аристотеля

  19. Понятие «совместного мира»

  20. Возможна ли трансцендентальная антропология?

  21. Позитивные складки человека в антропологии К. Лоренца

  22. Теория дозволенной моральной видимости Канта

  23. Антропология пустоты. Плодотворность антропологической тавтологии

  24. Антропологический смысл движения человека от культуры к морали

  25. «Враг человека – сам человек». Антропология Фихте

  26. Соотношение антропологии и феноменологии (Гегель)

  27. Антропологические антонимы Шеллинга

  28. Философская антропология как проект нового синтеза знаний

  29. Перемена антропологических знаков в теории человека Фейербаха

  30. Онтология и антропология в структуре европейской философии

  31. Гиперреальность человека. Понятие симулякра у Бодрийяра

  32. Археография философской антропологии

  33. Назначение человека в философии Бердяева

  34. Нулевой дискурс в антропологии

  35. Спор Бодрийяра и Фуко

  36. «Немая речь» и проблема оседания антропологических смыслов

  37. Антропологический символизм Кассирера



Вопросы ко второй части курса:


По лекциям:

По текстам:

  1. Немая речь

  2. Нулевая коммуникация

  3. Образ и мысль

  4. Депривация. Символ и знак

  5. «Уже-сознание»

  6. Синонимия знаков

  7. Типология слова. Слова и вещи

  8. Знаковое и незнаковое сознание

  9. Абсурд и речь

  10. Эмоция

  11. Письмо и речь

  12. Невербальная коммуникация

  13. Превращение формы

  14. Слово-антислово

  15. Язык-антиязык

  16. Кризис психологии

  17. Кинетическая речь

  18. Реальное и воображаемое

  19. Антропологические фигуры философии

  20. Четыре модуса антропологии

  21. Дипластия

  22. Онтология и антропология




  1. Мамардашвили, Пятигорский «Символ и сознание»

  2. Бахтин «Эстетика словесного творчества»

  3. Бахтин «К философии поступка»

  4. Выготский «Мышление и речь»

  5. Лурия «Язык и сознание»

  6. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность»

  7. Поршнев «О начале человеческой истории»

  8. Якобсон «Язык и бессознательное»

  9. Жинкин «Механизмы речи»

  10. Щедровицкий «Языковое мышление»

  11. Мещеряков «Слепоглухонемые дети»

  12. Успенский «История и семиотика»

  13. Лакан «Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда» (статья)

  14. Фрейд «Психопатология обыденной жизни»

  15. Кант «Антропология с прагматической точки зрения»

  16. Гегель «Антропология» (раздел «Энциклопедии философских наук»)

  17. Декарт «Страсти души»

  18. Фуко «Слова и вещи»

  19. Деррида «О грамматологии»

  20. Бубер «Я и ты»

  21. Сартр «Бытие и ничто»

  22. Шелер «Положение человека в космосе»






Литература:


Web-сайт проф. Гиренка Ф.И., на котором вы можете найти многие тексты: http://www.fedorgirenok.narod.ru/#1

А так же: http://www.hrono.ru/avtory/girenok.html


Библиотеки философских текстов:

  1. Библиотека на сайте философского факультета МГУ - http://www.philos.msu.ru/

  2. Библиотека Института Философии РАН - http://philosophy.ru/library/library.html

  3. Проект Елены Косиловой - http://elenakosilova.narod.ru/uhref.html

  4. Библиотека Клинамен - http://klinamen.com/

  5. Страница проф. Г.К. Косикова http://www.libfl.ru/mimesis/index.html

  6. Библиотека Максима Мошкова - http://www.lib.ru/FILOSOF/

  7. Библиотека Славы Янко - http://yanko.lib.ru/fort-library/philosophy/index.html

  8. Литература по семиотике (Московский Институт Культурометрии им. С. Курёхина) http://culturemetry.cyclop.ru/resources/index.php

  9. «Пограничные исследования» - http://pi.neo-lit.ru/index.php

  10. Web-кафедра философской антропологии СпбГУ - http://anthropology.ru/ru/texts/classic.html


Обязательный список литературы для учащихся кафедры философской антропологии:


2 курс


  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества

  2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: 1993

  3. Сартр Ж.-П. Воображение// Логос. 1992 №3

  4. Семиотика. М., 1983

  5. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987

  6. Якобсон Р.О. Новейшая русская поэзия. М., 1921

  7. Бердяев Н.А. Назначение человека

  8. Франк С. Человек и реальность

  9. Достоевский Ф.М. Записки из подполья

  10. Флоренский П. Иконостас

  11. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004

  12. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994

  13. Мамардашвили М.К. Философские чтения. СПб., 2002

  14. Платон «Пир».

  15. Аристотель «Поэтика», «О душе».

  16. Марк Аврелий «Наедине с собой».

  17. Августин «Об учителе», «Исповедь».

  18. Боэций «Утешение философией».

  19. Абеляр «История моих бедствий», трактаты.

  20. Фома Аквинский «Сумма против язычников»

  21. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000

  22. Гиренок Ф.И. Русский космизм. М., 1990;

  23. Гиренок Ф.И. Судьба русской интелигенции. М., 1991

  24. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000

  25. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972

  26. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.


3 курс



  1. Вертгеймер М., Продуктивное мышление. М., 1987

  2. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1996

  3. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. М., 1999

  4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994

  5. Потебня А.А. Мысль и язык // Слово и миф. М., 1989

  6. Степанов В.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997

  7. Структурализм «за» и «против». М.:1975

  8. Щедровицкий Г.П. Языковое мышление. М., 1964

  9. Эфроимсон. Генетика гениальности. М., 1997

  10. Декарт «Страсти души».

  11. Спиноза «Этика» (гл. 5).

  12. Лейбниц «Теодицея».

  13. Руссо «Новая Элоиза» (+ Деррида «О грамматологии»).

  14. Кант «Антропология с прагматической точки зрения», «Что такое просвещение».

  15. Фихте «Назначение человека».

  16. Фейербах «Сущность религии».

  17. Гегель «Энциклопедия философских наук» (т.3, особенно раздел «Антропология»).

  18. Кьеркегор «Дневник обольстителя», «О воспитании этических и эстетических начал», «Страх и трепет».

  19. Ницше «Esse Homo», «Генеалогия морали», «По ту сторону добра и зла».

  20. Гиренок Ф.И. Картография дословности. М., 1998

  21. Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. М., 1994

  22. Фрейд «будущее одной иллюзии», «Остороумие и его отношение к бессознательному», «Я и Оно», «По ту сторону принципа удовольствия».

  23. Якобсон Р., Язык и бессознательное. М., Гнозис, 1996

  24. Ролан Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. Г.К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989

  25. Барт Р. S/Z / Перевод Г.К. Косикова и В.П. Мурат. М.: Ad Marginem, 1994.


4 курс



  1. Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу. М.:1996

  2. Валлон А. От действия к мысли. М., 1956

  3. Волконский С. Выразительный человек. СПб., 1913

  4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956

  5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч., т.2. М., 1982

  6. Выготский Л.С. Очерки о теории эмоций

  7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958

  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975

  9. Марр Н.Я. Язык и мышление Л., 1932

  10. Мещеряков А.Н. Слепоглухонемые дети. М.. 1974

  11. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974

  12. Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М., 2000

  13. Проблемы человека в западной философии»: Шелер, Гелен, Плеснер

  14. Гуссерль «Картезианские размышления» (5-е размышление)

  15. Сартр: «Взаперти», «Тошнота», «Стена», «Бытие и ничто».

  16. Бубер «Я и Ты».

  17. Хайдеггер «Бытие и время», «Разговоры на проселочной дороге», «Исток художественного творения».

  18. Камю «Бунтующий человек», «Миф о Сизифе».

  19. Батай «Внутренний опыт», «Ненависть к поэзии».

  20. Бланшо «Пространство литературы», «Последний человек» («Пение сирен»).

  21. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., Гнозис, 1995.

  22. Лакан Ж. Стадия зеркала и её роль в формировании функции Я // Лакан Ж. Инстанция буквы или судьба разума после Фрейда. М., Русское феноменологическое общество, 1997, С. 7-15.

  23. Мосс «Эссе о даре».

  24. Леви-Стросс «Структурная антропология».

  25. Маркс «Экономико-философские рукописи 1844 г.», «Тезисы о Фейербахе»

  26. Мерло-Понти М. Знаки. М., Искусство, 2001

  27. Арто А. Театр и его Двойник. СПб., Симпозиум, 2000



5 курс


  1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996

  2. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000

  3. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994

  4. Фуко «Слова и вещи» (особ. «Антропологический сон»), «История сексуальности» (особ. «Использование удовольствий»).

  5. Бодрийяр «Забыть Фуко», «Соблазн», «Система вещей», «Прозрачность зла», «К критике политэкономии знака».

  6. Жижек «Возвышенный объект идеологии», «Looking Awry», «The Ticklish Subject».

  7. Слотердайк «Критика цинического разума»

  8. Нанси «Corpus».

  9. Бердяев «О назначении человека».

  10. Подорога «Феноменология тела».

  11. Зимовец «Клиническая антропология».

  12. Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации// Философия хозяйства, 2001, №2

  13. Гиренок Ф.И. Археография события// Событие и смысл. М., 1999

  14. Гиренок Ф.И. Философский манифест археоавангарда// Философия хозяйства № 2, 2001 (http://www.elenakosilova.narod.ru/studia/gman.htm)

  15. Делез Ж. Кино. М., Ad Marginem, 2005

  16. Кристева Ю. Избранные труды Разрушение поэтики. М., 2004

  17. Эко У. Открытое произведение. М., 2004.

  18. Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М., Прогресс, 2000






Похожие:

М. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека программа iconМ. В. Ломоносова Факультет журналистки Реферат
Гегелем. Шлейермахер оказал большое влияние на либеральный протестантизм 19 века, на развитие истории философии и педагогики в Германии,...
М. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека программа iconВ. Л. Воейков био-физико-химические аспекты старения и долголетия
Кафедра биоорганической химии, биологический факультет мгу им. М. В. Ломоносова, Москва
М. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека программа iconМ. В. Ломоносова факультет журналистики кафедра гуманитарных факультетов конспект
Диалектика познания: компоненты, аспекты, уровни. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1983. – 168 с
М. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека программа iconМ. В. Ломоносова Факультет журналистики Реферат
История есть совершенно особая реальность, которая неотделима от деяний человека и одновременно не исключает влияние природных факторов,...
М. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека программа iconМ. В. Ломоносова факультет журналистики кафедра философии реферат
Бог, а дальше мир предоставлен действию собственных законов, которые, однако, сочетались у него с религиозно-мистическими взглядами,...
М. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека программа iconМ. В. Ломоносова Факультет журналистики Реферат
Она не может диктовать человеку, каким он должен быть, она оставляет окончательный выбор «образа человечности» за самим человеком....
М. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека программа iconМосковский государственный университет им. М. В. Ломоносова филологический факультет министерство образования РФ учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию совет по филологии
Объединения региональных центров греко-латинской лингвокультурологии и проблемной учебно-методической комиссии по латинскому языку...
М. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека программа iconМосковский государственный университет им. М. В. Ломоносова филологический факультет министерство образования РФ учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию совет по филологии
РФ, "Проблемной учебно-методической комиссии по латинскому языку и основам терминологии" умо министерства здравоохранения РФ и "Объединения...
М. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека программа iconАлтайский государственный университет Филологический факультет Кафедра общего и исторического языкознания Информационное письмо №1
Кафедра общего и исторического языкознания Алтайского государственного университета планирует проведение Всероссийской конференции...
М. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека программа iconМ. В. Ломоносова Факультет журналистики реферат
Вопрос: Какова мировоззренческая значимость диалектического (метафизического) понимания развития?
М. В. Ломоносова Философский факультет Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека программа iconДагестанский государственный педагогический университет математический факультет кафедра преподавания математикм и информатики

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы