Мантры и джапа icon

Мантры и джапа



НазваниеМантры и джапа
Дата конвертации30.06.2012
Размер119.96 Kb.
ТипДокументы
1. /ramana-02/Титул и оглавление книги.doc
2. /ramana-02/Указатель.doc
3. /ramana-02/Часть 1. Атман. Глава 1. Природа Атмана..doc
4. /ramana-02/Часть 1. Атман. Глава 2. Сознавание Себя и неведение Себя..doc
5. /ramana-02/Часть 1. Атман. Глава 3. Джняни..doc
6. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 4. Теория само-исследования..doc
7. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 5. Практика само-исследования..doc
8. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 6. Ошибочные представления о само-исследовании.doc
9. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 7. Отдача себя.doc
10. /ramana-02/Часть 3. Гуру. Глава 8. Гуру.doc
11. /ramana-02/Часть 3. Гуру. Глава 9. Тишина и сат-санг..doc
12. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 10. Медитация и концентрация.doc
13. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 11. Мантры и джапа..doc
14. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 12. Жизнь в миру..doc
15. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 13. Йога.doc
16. /ramana-02/Часть 5. Опыт. Глава 14.Самадхи.doc
17. /ramana-02/Часть 5. Опыт. Глава 15. Видения и психические силы.doc
18. /ramana-02/Часть 5. Опыт. Глава 16. Проблемы и переживания.doc
19. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 17.Теории творения и реальность мира.doc
20. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 18.Перевоплощение.doc
21. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 19.Природа Бога.doc
22. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 20.Страдание и этика.doc
23. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 21.Карма, судьба и свободная воля.doc
24. /ramana-02.txt
Arkana будь Тем, Кто Ты Есть
Указатель абхьяса
Первая
html">Сознавание Себя и неведение Себя
Джняни
Исследование и отдача себя «Я существую»
Практика само-исследования
Ошибочные представления о само-исследовании
Отдача себя
Третья гуру
Тишина и сат-санг
Четвертая медитация и йога
Мантры и джапа
Жизнь в миру
Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад
Пятая опыт
Видения и психические силы
Проблемы и переживания
Шестая теория
Перевоплощение
Природа Бога
Страдание и этика
Карма, судьба и свободная воля

Глава 11

Мантры и джапа

Мантра — это слово или выражение, которое Гуру обычнс дает ученику в рамках ритуала посвящения. Если Гуру в ре зультате Реализации или медитации аккумулировал духов­ную силу, то какая-то часть ее передается в мантре. Непре­рывное повторение мантры вызывает силу Гуру, которая и помогает ученику продвигаться к цели — Само-реализации. Шри Рамана признавал вескость этого подхода, но очень редко сам давал мантры и никогда не использовал их как часть церемонии инициации. С другой стороны, он высоко от­зывался о практике нама-джапы (непрерывном повторении имени Бога) и часто отстаивал ее как помощь тем, кто сле­довал пути отдачи себя.

В главе 7 говорилось, что подчинение Богу, или Ат­ману, можно эффективно практиковать, постоянно сознавая, что существует не индивидуальное думающее и действующее «я», а только «Высшая Сила», ответственная за все актив­ности мира. Шри Рамана рекомендовал джапу как эффек­тивный путь развития этого отношения, поскольку она заме­няет сознавание, индивидуальности и мира постоянным со-знаванием этой Высшей Силы.

На ранних стадиях повторение имени Бога является только упражнением в концентрации и медитации, но с про­должающейся практикой наступает стадия, когда повторение начинает проводиться без усилий, автоматически и непре­рывно. Эта стадия достигается уже не одной только концен­трацией, но полным подчинением божеству, имя которого повторяется: «Упоминая Имя Господа, должно призывать Его, тоскуя и безоговорочно отдавая себя Ему. Только после такого подчинения Имя Бога будет постоянно с человеком». Когда Шри Рамана говорил об этой продвинутой стадии джапы, то его идеи получали почти мистический размер. Он

Мантры и джапа 177

мог сказать о тождестве имени Бога и Атмана, а иногда даже говорил, что при осознании Атмана имя Бога само повторяется в Сердце непрерывно и без усилий.

Эта заключительная стадия достигается только после по­гружения практики джапы в практику само-внимания. Шри Рамана обычно иллюстрировал необходимость такого пере­хода, цитируя Намдева, святого, жившего в XIV веке: «Все­проникающая природа Имени может быть понята, только когда человек узнал собственное „Я". Если собственное имя не познано, невозможно обрести всепроникающее Имя». Эта цитата взята из небольшой работы Намдева «Философия Божественного Имени», полный текст которой дан в одном из ответов Шри Раманы, приведенном ниже в этой главе. Он впервые обнаружил ее в 1937 году и последние тринадцать лет жизни хранил копию в небольшом книжном шкафу рядом со своей кушеткой, сидя на которой принимал посетителей *. Бхагаван часто читал ее вслух, когда посетители спрашивали о природе и полезности джапы, и это дает основание пред­положить, что он полностью одобрял ее содержание.

И: Моя практика заключалась в непрерывной джапе имен Бога на вдохе и имени Шйрди Сай Бабы на выходе. Одно­временно с этим я все время вижу фигуру Сай Бабы. Даже в Бхагаване я вижу Сай Бабу. Надо ли мне продолжать эту практику или лучше изменить ее: ведь какой-то внутренний голос говорит, что если я буду держаться имени и формы, то уже никогда их не превзойду? Однако я не могу понять, что делать после отказа от имени и формы. Просветит ли меня Бхагаван в этом вопросе?

М: Вы можете продолжать свою практику. Когда джапа становится непрерывной, то все остальные мысли исчезают

* Сейчас кушетка, как и при жизни Бхагавана, находится в Старом Холле Шри Раманашрама. На кушетке установлена картина, изображаю­щая Шри Раману сидящим на ней со взглядом Милости, направленным на посетителя. Перед началом медитации последний выполняет поклоне­ние Бхагавану, созерцая его изображение.

Медитация и

и человек остается в своей, истинной природе — джапе или дхьяне. Мы поворачиваем свой ум вовне, на мирское, и по­этому не знаем нашей истинной природы — всегда суще­ствующей джапы. Когда сознательным усилием джапы или дхьяны, как называют их, мы предохраняем ум от посторон­них мыслей, то остающееся — наша истинная природа, кото­рая есть джапа.

Пока вы считаете себя именем и формой, вам и в джапе их не избежать. Они сами уйдут при осознании, что вы — не имя и не форма. Другого усилия не потребуется. Джапа Или дхьяна естественно и как само собой разумеющееся при­ведут к этому. То, что сейчас считается средством, джапа, впоследствии будет признано целью. Бог и Имя не разли­чаются. Это ясно показано в наставлениях Намдева:

  1. Небо и преисподнюю, и вселенную в целом
    насквозь пропитывает Имя. Кто может сказать, на
    какие глубины ада и высоты рая Оно прости­
    рается? Невежественный испытывает 84 лакха
    [8,4 миллиона] видов рождений, не зная сути ве­
    щей. Намдев говорит, что Имя бессмертно. Формы
    бесчисленны, но Имя — это всё.

  2. Само Имя — это Форма. Нет различия между
    Именем и Формой. Бог появился и принял Имя и
    Форму. Отсюда установлено Имя Веды, Осто­
    рожно! Вне Имени мантры не существует. Те, кто
    утверждает иное, — невежественны. Намдев гово­
    рит, что Имя есть Сам Кешава [Бог], Это изве­
    стно только преданным почитателям Господа.

3. Всепроникающую природу Имени человек
может понять только после того, как обнаружил
собственное «Я». Без этого нельзя обрести всепро­
никающее Имя. Когда он знает Себя, то находит
Имя везде. Видеть Имя отличным от Поименован­
ного — значит творить иллюзию. Намдев говорит:
«Спрашивайте Святых».

Мантры и джапа

4. Никто не может осознать Имя практикой знания, медитацией или аскезой. Сначала отдайся Гуру и познай, что Я само есть то Имя. После на­хождения источника того Я погрузи твою индиви­дуальность в самосуществующее и лишенное вся­кой двойственности Единство. ТО, проникающее за пределы двайты [двойственности] и двайта-титы [превосходящего двойственность], то Имя пронизало три мира. Имя есть Сам Парабрахман, где нет действия, вызванного двойственностью.


Та же идея содержится в Библии: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» *.

И: Поэтому истинное имя Бога окончательно открывается само-исследованием?

М: Поскольку вы сами — форма джапы, то что удиви­тельного, если вы познаете свою собственную природу, ис­следуя себя! Джапа, которая до того выполнялась с уси­лием, будет после этого продолжаться, неустанно и без уси­лий в Сердце.

И: Сколько времени я должен выполнять джапу? Надо ли мне одновременно сосредоточиваться и на образе Бога?

М: Джапа важнее внешней формы. Она должна практи­коваться до тех пор, пока не станет естественной, начинаясь с усилием и, продолжаясь до момента, когда не будет вы­полняться сама собой. Самопроизвольная джапа называется Реализацией.

Джапу можно выполнять даже будучи загруженным дру­гой работой. ТО, которое ЕСТЬ, — единственная Реальность, и Она может выражаться формой, джапой, мантрой, вичарой или какой-нибудь другой разновидностью попытки достичь Ее. Все эти практики в конце концов приходят к одной-един­ственной Реальности. Бхакти, вичара и джапа — только раз­личные виды наших усилий воспрепятствовать нереальности.

Евангелие от Иоанна (1 : 1).

180 Медитация и йога

Нереальность сейчас выступает как навязчивая идея, в то время как наша истинная природа — Реальность. Мы упорно продолжаем обманываться нереальностью, то есть привязан­ностью к мыслям и мирским активностям. Их прекращение откроет Истину. Все попытки направлены к тому, чтобы не допускать их, думая только о Реальности. Хотя Она и есть наша истинная природа, но похоже, что мы обращаемся к Ней, пока занимаемся этими практиками. Все, что мы де­лаем, действительно равнозначно удалению препятствий к открытию нашего истинного бытия.

И: Эти попытки обязательно приведут к успеху?

М: Реализация — это наша природа, ничего нового при­обретать не требуется, так как новое не может быть вечным. Поэтому нет нужды сомневаться в утрате или получении Атмана.

И: Полезно ли выполнять джапу, если знаешь, Что самым прямым путем является само-исследование?

М: Все методы полезны, потому что они в конечном счете ведут к исследованию. Джапа — наша истинная природа. Когда мы осознаём Себя, то джапа продолжается без напря­жения. Средство, применяемое на одной стадии, на другой становится уже целью, и когда джапа постоянно длится без усилия, то это и есть Реализация.

И: Я не разбираюсь в Писаниях и считаю метод само-ис­следования слишком трудным для меня. Я мать семерых детей, и обилие домашних забот оставляет очень мало вре­мени для медитации. Я прошу Бхагавана дать мне более простой и легкий метод.

М: Ни изучения, ни знания Писаний не требуется для познания Атмана, так же как человек не нуждается в зеркале, чтобы сознавать, себя. Нужно только в конце кон­цов отбросить все знания как не-Атман, а поэтому ни под­держание хозяйства, ни уход за детьми не обязательно будут являться препятствием. Если вы не способны на большее, то по крайней мере мысленно говорите себе: «Я, Я», как это рекомендуется в «Кто я?»: «... Если человек будет постоянно думать „Я, Я", то обязательно придет к этому состоянию

Мантры и джапа 181

[Атману, или Я]». Продолжайте повторять это во время любой работы, независимо от того, сидите вы, стоите или хо­дите. Я — имя Бога, первая и высочайшая из всех мантр. Даже ОМ — вторая после нее.

И: Какая практика лучше для сдерживания ума: непре­рывно произносить аджапу [невысказанную мантру] или. омкар [звук ОМ]?

М: Что вы подразумеваете под невысказанной и самопро­извольной джапой [аджапой] ? Если вы шепчете «сохам, со­хам» [«Я — Он, Я — Он»], то будет ли это аджапой? На са­мом деле аджапа — это непроизвольная джапа, выполняемая без участия губ. Не зная этого действительного ее смысла, люди думают, что она сводится к тысячекратному устному произнесению «сохам, сохам» с подсчетом на пальцах или четках.

Перед началом джапы предписывается контролировать дыхание. Это означает, что первой выполняется пранаяма [регулирование дыхания], а затем уже повторение мантры. При пранаяме прежде всего закрывается рот, не так ли? Если пять элементов в теле ограничены и удержаны оста­новкой дыхания, тогда то, что остается, есть Атман. Он Сам будет всегда повторять «Ахам, Ахам» [«Я, Я»]. Это и есть аджапа. Как же теперь словесное повторение может быть аджапой? Зрелище Атмана, совершающего джапу са­мопроизвольно, ненамеренно, нескончаемой струей, подобной непрерывному потоку масла, есть аджапа, гаятри и всё вообще.

Если вы знаете, кто делает джапу, то узнаете и ее сущ­ность. Если вы пытаетесь отыскать выполняющего джапу, то она сама становится Атманом.

И: Значит, джапа с участием губ совершенно бесполезна?

М: Кто говорит, что пользы нет? Такая джапа — средство для чйтта шуддхи [очищения ума]. При частом выполнении джапы усилие становится более зрелым и рано или поздно ведет к правильному пути. Хорошее или плохое, но сделанное никогда не бывает напрасным. Однако о различиях, достоин-

182 Медитация и йога

ствах и недостатках каждого действия надо судить, только учитывая стадию духовного развития данной личности.

И: Мысленная джапа лучше словесной?

М: Словесная джапа состоит из звуков, которые следуют за мыслями, ибо человек должен подумать, прежде чем вы­разить их словами. Мысли составляют ум, и поэтому мыс­ленная джапа лучше словесной.

И: Не следует ли совмещать созерцание джапы * с ее словесным повторением?

М: Когда джапа становится внутренней, есть ли потреб­ность в звуках?

Джапа, ставшая внутренней, становится созерцанием. Дхьяна, созерцание и мысленная джапа имеют одну и ту же цель. Когда исчезает разношерстность мыслей и одна мысль удерживается, чтобы не допустить все остальные, то это на­зывают созерцанием. Целью джапы или дхьяны является ис­ключение некоторого числа мыслей и ограничение себя одной-единственной. Затем эта мысль тоже исчезает в своем источ­нике — чистом Сознании, Атмане. Ум занимается джапой и затем погружается в собственный источник.

И: Говорят, что ум находится в мозгу.

М: А где расположен мозг? Он — в теле, а я говорю, что само тело — проекция ума. Вы толкуете о мозге, когда ду­маете о теле, но это ум творит тело, в нем мозг, а также убеждает, что последний есть его, то есть ума, местопребы­вание.

И: Шри Бхагаван сказал, что джапу нужно проследить до ее источника. Разве тут имеется в виду не ум?

М: Все такие сомнения — только действие ума. Джапа по­могает установить ум на единственной мысли, которой под­чиняются все остальные, пока они не исчезнут. Когда джапа становится созерцательной, то это — дхьяна. Она — ваша ис­тинная природа, но тем не менее ее зовут дхьяной, ибо для выполнения тут требуется усилие. Оно необходимо при раз-

* Созерцание джапы —это внимательная и сознательная концентра­ция на значении слов джапы.

Мантры и джапа 183

породности в мыслях, потому что в этом случае непрерыв­ность единственной мысли вы и зовете медитацией, или дхьяной. Если она станет совершенно легкой, то обнаружит себя вашей истинной природой.

И: Люди дают Богу какие-то имена, говорят, что такое имя — священно, а его повторение заслуга человека. Это правда?

М: А почему бы и нет? Вы носите имя, на которое откли­каетесь, но ваше тело не родилось с надписанным на нем именем и не сообщает каждому, что называется так-то. И, однако, имя дано вам, и вы отвечаете на него, потому что отождествили себя с ним. Поэтому имя все же что-то озна­чает и не является просто выдумкой. Подобным образом Имя Бога также действенно. Повторение имени — это вспо­минание того, что оно обозначает, а отсюда и заслуга.

И: Когда я выполняю джапу в течение часа и более, то впадаю в состояние, подобное глубокому сну. При пробужде­нии я вспоминаю, что моя джапа была прервана, и начинаю снова.

М: «Подобное глубокому сну» — это верно. Это естествен­ное состояние, но сейчас вы связаны с эго, а потому пола­гаете, что естественное состояние — нечто, прерывающее вашу работу. Поэтому необходимо повторение этого пережи­вания до тех пор, пока не осознаете, что оно есть ваше естественное состояние. Тогда вы обнаружите, что сама джапа является посторонней, но она все еще будет продол­жаться автоматически. Ваше нынешнее сомнение вызвано ложным отождествлением себя с умом, выполняющим джапу. Цель джапы — привязать ум к одной мысли, чтобы исклю­чить все другие, и она ведет к дхьяне, которая завершается Само-реализацией, или джняной.

И: Как мне следует проводить джапу?

М: Нельзя произносить имя Бога механически и поверх­ностно, без чувства преданности.

И: Поэтому механическое повторение непродуктивно?

М: Тяжелую болезнь не излечишь простым повторением наименования лекарства, но-лишь его приемом. Подобным

184 Медитация и йога

образом, оковы рождения и смерти не исчезнут только после многократного повторения махавакьи, например «Я — Шива».

Вместо того чтобы бесконечно повторять «Я — Высочай­шее», пребывайте как то Высочайшее сами. Страдание ро­ждения и смерти не исчезнет от шумного бесконечного по­вторения «Я — ТО», но лишь от пребывания как ТО.

И: Можно ли извлечь какую-нибудь пользу повторением священны* слогов [мантры], подобранных совершенно слу­чайно?

М: Нет. Нужно быть компетентным и посвященным в эти мантры. Это поясняет история с царем и его министром. Как-то царь навестил своего премьера в его резиденции, но ему сказали, что тот занят повторением священных слогов. Царь подождал, а при встрече спросил, какая это была мантра. Премьер ответил, что самая священная из всех — гаятри. Царь пожелал, чтобы министр посвятил его, но тот признался, что не может этого сделать. Тогда царь обучился этой мантре у другого человека и, снова встретив министра, повторил при нем гаятри, чтобы убедиться, верно ли он ее произносит. Тот сказал, что мантра правильна, но царю она не подходит. Царь потребовал объяснений. Тогда 'министр подозвал стоящего поблизости мальчика-слугу и приказал ему схватить царя. Приказ не был выполнен даже, после многократных повторений. Царь разгневался и велел этому же слуге арестовать министра, что было немедленно сделано. Тогда премьер рассмеялся и сказал, что случившееся и было тем объяснением, которое требовалось царю. «Как?» — уди­вился царь, и министр ответил: «В обоих случаях приказ и исполнитель были одни и те же, но власть оказалась раз­личной. Когда слуге приказал я, результата не последовало, в то время как ваш приказ был выполнен незамедлительно. То же и с мантрами».

И: Меня учили, что мантра джапа — очень мощное сред­ство духовной практики.

М: Атман — это самая сильная из всех мантр. Он про­должается автоматически и вечно. Если вы не осознаёте эту внутреннюю мантру, то вам следует сознательно привыкнуть

Мантры и джапа 185

к ней как к джапе, которой занимаются с усилием, чтобы не допустить все остальные мысли. Постоянным вниманием к ней вы в конечном счете осознаете внутреннюю мантру, ко­торая есть состояние Реализации и не требует усилий. Твер­дость в этом сознавании будет непрерывно и легко держать вас в ее потоке, несмотря на то, что вы можете быть сильно загружены другими делами.

Благодаря повторению мантр ум обретает сдержанность. Тогда мантра становится единой с ним, а также с праной [энергией, поддерживающей тело].

Когда слоги мантры становятся едиными с праной, то это называют дхьяной, и при глубине и твердости она ведет к са-хаджа стхити [естественному состоянию].

И: Я уже получил мантру, но люди пугают меня, говоря, что ее повторение может иметь непредсказуемые результаты. А это всего только пранава [ОМ]. Я прошу Вашего совета, можно ли мне повторять ее? Я очень верю в эту мантру. М: Конечно, мантру следует повторять с верой. И: Этого достаточно или Вы будете столь добры, что да­дите мне дальнейшие указания?

М: Цель, мантра джапы — осознать, что та же джапа всегда продолжается в себе и даже без усилия. Словесная джапа становится мысленной, а мысленная джапа в конце концов открывает себя вечной. Эта мантра является истин­ной природой человека. Она также есть состояние Реали­зации.

И: Таким образом завоевывается блаженство самадхи? М: Джапа становится внутренней и окончательно откры­вает себя как Атман. Это —самадхи.



Похожие:

Мантры и джапа iconЦентр "синтез" Дыхание. Медитация. А. Наумкин "Калагия" Пранаяма Сукха Пурвах
Если трудно соблюдать данную длительность вдохов и выдохов, то можно вначале применить длительность их в соответствии произнесению...
Мантры и джапа iconИзбранные мантры

Мантры и джапа iconИзбранные мантры

Мантры и джапа iconИзбранные мантры

Мантры и джапа iconДокументы
1. /Все мантры-25.03.18.doc
Мантры и джапа iconДокументы
1. /Анкета кандидата на получение пранама-мантры.doc
Мантры и джапа iconДокументы
1. /Тест на получение пранама-мантры гуру ИСККОН (новый вариант).doc
Мантры и джапа iconДокументы
1. /ramana-02/Титул и оглавление книги.doc
2. /ramana-02/Указатель.doc
Мантры и джапа iconЦентр «синтез» Джордж Арнсби Джонс
Книга описывает Сюрат Шабд Йогу, йогу звука и света. С помощью мантры, даваемой Мастером своему ученику и Его непосредственной помощи,...
Мантры и джапа iconДокументы
1. /2 этап работы по растворению паутины темных сил..doc
2. /2003-12-27...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов