Жизнь в миру icon

Жизнь в миру



НазваниеЖизнь в миру
Дата конвертации30.06.2012
Размер137.1 Kb.
ТипДокументы
1. /ramana-02/Титул и оглавление книги.doc
2. /ramana-02/Указатель.doc
3. /ramana-02/Часть 1. Атман. Глава 1. Природа Атмана..doc
4. /ramana-02/Часть 1. Атман. Глава 2. Сознавание Себя и неведение Себя..doc
5. /ramana-02/Часть 1. Атман. Глава 3. Джняни..doc
6. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 4. Теория само-исследования..doc
7. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 5. Практика само-исследования..doc
8. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 6. Ошибочные представления о само-исследовании.doc
9. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 7. Отдача себя.doc
10. /ramana-02/Часть 3. Гуру. Глава 8. Гуру.doc
11. /ramana-02/Часть 3. Гуру. Глава 9. Тишина и сат-санг..doc
12. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 10. Медитация и концентрация.doc
13. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 11. Мантры и джапа..doc
14. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 12. Жизнь в миру..doc
15. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 13. Йога.doc
16. /ramana-02/Часть 5. Опыт. Глава 14.Самадхи.doc
17. /ramana-02/Часть 5. Опыт. Глава 15. Видения и психические силы.doc
18. /ramana-02/Часть 5. Опыт. Глава 16. Проблемы и переживания.doc
19. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 17.Теории творения и реальность мира.doc
20. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 18.Перевоплощение.doc
21. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 19.Природа Бога.doc
22. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 20.Страдание и этика.doc
23. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 21.Карма, судьба и свободная воля.doc
24. /ramana-02.txt
Arkana будь Тем, Кто Ты Есть
Указатель абхьяса
Первая
html">Сознавание Себя и неведение Себя
Джняни
Исследование и отдача себя «Я существую»
Практика само-исследования
Ошибочные представления о само-исследовании
Отдача себя
Третья гуру
Тишина и сат-санг
Четвертая медитация и йога
Мантры и джапа
Жизнь в миру
Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад
Пятая опыт
Видения и психические силы
Проблемы и переживания
Шестая теория
Перевоплощение
Природа Бога
Страдание и этика
Карма, судьба и свободная воля

Глава 12

Жизнь в миру

Существует устоявшаяся индуистская традиция, которая предписывает серьезным духовным искателям четыре стадии жизни (ашрамы):

  1. Брахмачарья (целомудренный ученик). Про­
    должительный период духовной подготовки, пред­
    шествующий женитьбе, обычно в учебных за­
    ведениях, дающих глубокое знание Вед.

  2. Грихастха (женитьба и семья). Предпола­
    гается, что по завершении занятий стремящийся
    женится и выполняет свои деловые и семейные обязанности добросовестно, но без привязанности к ним.

  1. Ванапрастха (лесной отшельник). Когда все
    семейные обязанности выполнены (обыкновенно
    подразумевается, что дети выросли и обзавелись
    семьями), стремящийся может уединиться (обычно
    в лесу) и посвятить все время медитации.

  2. Санньяса (странствующий монах). На этой
    последней стадии искатель полностью уходит от
    мира и становится странствующим нищим мона­
    хом. Не имея материальных, социальных или фи­
    нансовых связей с миром; санньяси теоретически
    удаляет все привязанности, которые раньше пре­
    пятствовали его движению к Само-реализации.

Эта освященная временем структура поддерживала об­щепринятое представление индийцев о необходимости оста­вить семью и вести медитативную жизнь целомудренного аскета при серьезной заинтересованности в осознании Ат­мана. Шри Раману часто спрашивали о правильности этого

Жизнь в миру 187

мнения, и он всегда отказывался подтвердить его. Он твердо отказывал своим почитателям и в разрешении оставить мир­ские обязанности ради медитативной жизни, всегда настаи­вая на том, что Реализация доступна всем, независимо от обстоятельств материального характера. Не советуя отречься в буквальном смысле этого слова, Бхагаван говорил своим почитателям, что с духовной точки зрения более действенно выполнять их обычный долг и обязанности, сознавая отсут­ствие индивидуального «я», совершающего действия или от­ветственного за действия тела. Он был твердо убежден, что направленность ума гораздо сильнее влияет на духовный про­гресс, чем физические обстоятельства, и настойчиво расхола­живал всех посетителей, считавших, что даже слабое измене­ние обстановки духовно полезно для них.

Единственными физическими изменениями, которые Шри Рамана всегда приветствовал, были изменения в диете. Он принимал распространенную индуистскую теорию диеты, утверждавшую, что характер потребляемой пищи влияет на количество и качество мыслей, и рекомендовал умеренное потребление вегетарианской пищи как наибольшую помощь в духовной практике.

Эта диета классифицирует различные виды пищи согласно тем состояниям ума, которые они вызывают:

  1. Саттва (чистота, или гармония). Молочные
    продукты, фрукты, овощи и зерновые считаются
    саттвической пищей. Потребление этих продуктов
    помогает духовно утремленным сохранять тихий,
    спокойный ум.

  2. Раджас (активность). Раджастическая пища
    включает мясо, рыбу и пряности, такие как острый
    перец, лук и чеснок. Принятие этой пищи вызывает
    чрезмерную активность ума.

З.Тамас (вялость). Испорченная, несвежая пища или продукты брожения (например, алко­голь) классифицируются как тамасические. Они

188 Медитация и йога

вызывают апатические, оцепенелые состояния ума, которые препятствуют ясному, четкому мышлению.

И: У меня есть твердое желание отказаться от службы, чтобы всегда быть рядом с Бхагаваном.

М: Бхагаван всегда с вами, и вы сами — Бхагаван. Чтобы осознать это, не надо оставлять работу или убегать из дома. Отречение подразумевает не внешний отказ от одежды, се­мейных связей, дома и т.п., но только внутреннее отбрасы­вание желаний, расположений и привязанностей. Нет нужды отказываться от работы, только отдайте себя Богу, который носит бремя всех и всего. Отрекшийся от желаний фактически погружается в мир и обращает свою любовь на вселенную в целом. «Распространяющий любовь и расположение» — го­раздо лучшее название для истинного поклонника Бога, чем «отрёкшийся», ибо тот, кто отказался от ближайших связей, действительно раздвигает узы привязанности и любви в более просторный мир, лежащий по ту сторону кастовых, религиоз­ных и расовых границ. Санньяси, который явно сбросил одежды и оставил дом, поступил так не из отвращения к близким, но потому, что распространил свою любовь на всех других. В таком случае человек не чувствует, что он бе­жит из дома, но падает с него, как созревший плод — с де­рева. Пока это состояние не наступит, безрассудно оставлять свой дом или работу.

И: Есть ли шансы у грихастхи [семьянина] достичь мокши [Освобождения]? Обязательно ли ему для этого ста­новиться нищим?

М: Зачем вы думаете, что вы грихастха? Подобные мысли, что вы — санньяси [странствующий монах], будут преследовать вас, даже если вы покинете мир как отрек­шийся. Останетесь ли вы в миру или же отречетесь От него и уйдете в лес, ум будет преследовать вас. Источником мысли является эго. Оно творит тело и мир и заставляет вас ду­мать, что вы грихастха. Если вы отречетесь от мира, то это только заменит мысль о грихастхе на мысль о санньяси, а окружение дома на лес, но внутренние препятствия всегда

Жизнь в миру 189

с вами. Они даже сильно возрастут в новой обстановке. Изменение среды вам не поможет. Ум — это единственное препятствие, и он должен быть превзойден — дома ли, в лесу ли. Если вы можете сделать это в лесу, то почему не дома? Следовательно, зачем менять окружение? Ваши уси­лия могут предприниматься даже сейчас, при любом окру­жении.

И: Возможно ли наслаждаться самадхи [переживанием Реальности], будучи занятым мирской работой?

М: Помехой этому является чувство «я работаю». Спро­сите себя: «Кто работает?», вспомните, кто вы есть на самом деле, и тогда работа не будет связывать вас, она будет выпол­няться автоматически. Не предпринимайте усилия ни к ра­боте, ни к отречению — ваше усилие само есть узы. Чему суждено случиться — случится обязательно. Если вам не су­ждено работать, то, даже стремясь к работе, вы не найдете ее. Если вам суждено работать, то работы не избежать — вы будете вынуждены заниматься ею. Итак, оставьте работу Высшей Силе — по собственной воле отречься или остаться в миру вы не можете.

И: Бхагаван вчера говорил, что при поиске Бога «внутри» «внешняя» работа будет продолжаться автоматически. В опи­сании жизни Шри Чайтаньи сказано, что, наставляя учени­ков, он на самом деле искал Кришну внутри, полностью за­быв о теле и продолжая говорить только о Кришне. Я сомне­ваюсь, что работа может быть без ущерба предоставлена самой себе. Не следует ли уделять частицу внимания и ра­боте тела?

М: Атман есть всё. Разве вы в стороне от Атмана? Или работа может продолжаться без Атмана? Атман яв­ляется всеобщим, а потому все действия будут происходить в любом случае — стараетесь ли вы изо всех сил заниматься ими или нет. Работа будет идти сама. Так и Кришна ска­зал Арджуне, что ему не нужно стараться убить кауравов — они уже убиты Богом. Это не его задача решаться на битву и беспокоиться о ней — нужно только выполнять волю Выс­шей Силы.

190 Медитация и йога

И: Но ведь работа может пострадать, если я не слежу за ней.

М: Слежение за Атманом и означает слежение за рабо­той. Вы думаете, что работа сделана вами, потому что ото­ждествляете себя с телом. Но тело и его активность, вклю­чающая эту работу, не отделены от Атмана. Какое имеет значение, внимательны вы к своей работе или нет? Ведь вы не следите за своими шагами, когда куда-то направляетесь, но через некоторое время вы у цели. Ходьба продолжается без вашего слежения за ней. Точно так же дело обстоит и с другими видами работы.

И: Если человек постоянно держит Атман в памяти, то его действия всегда будут правильны?

М: Должны быть, но такой человек не озабочен правиль­ностью или ошибочностью действий. Его действия принад­лежат Богу, а потому верны.

И: Как мне успокоить ум, если им нужно слишком часто пользоваться? Чтобы уйти в уединение, я хочу отказаться от должности директора школы.

М: Нет. Вы можете оставаться там, где находитесь, и про­должать работу. Какое скрытое течение оживляет ум и дает ему возможность выполнить всю эту работу? Оно — Атман, а потому — настоящий источник вашей активности. Просто сознавайте Его, когда работаете, и старайтесь не забывать. Даже тогда созерцайте фон вашего ума. Чтобы сделать это, не спешите, овладейте своим временем. Сохраняйте живую память своего истинного состояния даже в процессе работы, избегая спешки, вызывающей забывание. Будьте нетороп­ливы. Практикуйте медитацию, чтобы успокоить ум и заста­вить сознавать истинное отношение к Атману, который Поддерживает его. Не воображайте себя исполнителем ра­боты, думайте, что ее делает течение, лежащее в основе всего. Отождествляйте себя с ним. Если вы работаете мед­ленно, с внутренним вниманием, то ваша деятельность или служба не должна быть помехой.

Жизнь в миру 191

И: Разве на ранних стадиях практики поиск уединения и отказ от внешних жизненных обязанностей не смогут по­мочь искателю?

М: Отречение — всегда внутри, в уме, а не в уходе в лес, места уединения или в отказе от обязанностей. Главное — следить, чтобы ум был обращен вовнутрь, а не наружу. Пой­дет человек туда или сюда, откажется отдавать жизненные долги или нет — это в действительности от него не зависит, ибо все события происходят в соответствии с судьбой. Все активности, через которые должно пройти тело, определяются в самом начале его существования, а потому принятие или отвержение их от вас не зависит. Здесь вы свободны только повернуть ум вовнутрь и там отречься от этих активностей.

И: Но разве не может что-нибудь служить помощью, осо­бенно для начинающего, словно ограда вокруг молодого де­ревца? Например, разве наши Писания не говорят, что по­лезно отправиться в паломничество к святыням или получить сат-санг?

М: Кто-сказал, что это бесполезно? Однако только такие действия не зависят от вас, тогда как обращение вашего ума вовнутрь — зависит. Многие жаждут паломничества или сат-санга, упомянутых вами, но все ли получают их?

И: Почему нам остается только обращение вовнутрь, а не что-либо внешнее?

М: Если вы хотите идти к основам, то должны исследо­вать, кто вы, и найти имеющего свободу или судьбу. Кто вы и почему обрели данное тело с его ограничениями?

И: Для вичары уединение необходимо?

М: Уединение есть везде, и человек уединен всегда. Его дело — найти одиночество внутри, а не искать его где-то, снаружи от себя.

Уединение — в уме человека. Один может быть в гуще мира, сохраняя, тем не менее, совершенное спокойствие ума, и такой человек всегда находится в уединении. Другой может жить в лесу, но быть не в состоянии управлять умом.

О таком человеке нельзя сказать, что он уединен. Уедине­ние определяется направлением ума: человек, привязанный.

192 Медитация и йога

к мирским желаниям, не может достичь уединения, где бы он ни был, а непривязанный всегда пребывает в уединении.

И: Значит, можно в одно и то же время заниматься ра­ботой, быть свободным от желаний и поддерживать уеди­нение?

М: Да. Работа, совершаемая с привязанностью, является оковами, тогда как работа, выполняемая без привязанности, не затрагивает делающего. Даже в процессе работы такой человек пребывает в уединении.

И: Наша каждодневная жизнь не совместима с подоб­ными усилиями.

М: Почему вы считаете себя деятелем? Возьмем простой пример вашего прибытия сюда. Из дома вы уехали на по­возке, сели в поезд, высадились на здешней железнодорож­ной станции, снова сели в повозку, добрались до этого Ашрама. Вы, конечно, можете сказать, что сами пропутеше­ствовали сюда от вашего города. Но так ли это? Разве не факт, что вы оставались собой и на протяжении всего пути двигались не вы, а везущий вас транспорт? Вы смешиваете эти движения со своими собственными, и то же происходит с другими активностями. Они не принадлежат вам, являясь деятельностью Бога.

И: Но как добиться прекращения активности [нивритти] и покоя ума среди домашних обязанностей, требующих по­стоянной деятельности?

М: Поскольку Мудреца считают деятельным только окру­жающие, а не он сам, то, хотя Мудрец, может быть, и вы­полняет громадную работу, в действительности он ничего не совершает. Поэтому его активность не мешает достижению бездействия и спокойствия ума. Ибо Мудрец знает истину, что все происходит только в его присутствии, а сам он ни­чего не делает. Следовательно, он остается лишь безмолвным свидетелем всех деятельностей.

И: Людям Запада уйти вовнутрь себя труднее?

М: Да, так как они склонны к раджасу [сверхактивности ума] и их энергия направлена наружу. Мы должны быть внутренне спокойны, не забывать Атман, и тогда можно

Жизнь в миру 193

проявлять внешнюю активность. Разве мужчина, выступаю­щий на сцене в женской роли, забывает, что он — мужчина? Так и мы должны играть наши роли на подмостках жизни, не отождествляя себя с этими ролями.

И: Как мне убрать духовную лень других?

М: А вы устранили свою собственную? Обратите ваши вопросы к Атману, и сила, утвердившаяся внутри вас, бу­дет действовать также и на других.

И: Но как мне помочь другому в его проблемах, его вол­нениях?

М: Что за разговор о «других», когда существует только Единое? Попробуйте осознать, что нет ни «я», ни «вы», ни «он», а присутствует только единый Атман, который есть, всё. Если вы придаете значение проблеме «другого», то ве­рите в нечто отличное от Атмана. Самую лучшую помощь другому вы скорее окажете осознанием единства всего, чем внешней активностью.

И: Вы одобряете половое воздержание?

М: Истинный брахмачари [давший обет целомудрия] — тот, кто пребывает в Брахмане. Тогда вопроса о желаниях больше нет.

И: В ашраме Шри Ауробиндо есть твердое правило, что супруги могут поселиться в нем, только отказавшись от по­ловой связи.

М: А что толку от этого? Если она живет в уме, то какой: смысл принуждать людей воздерживаться?

И: Является ли женитьба преградой для духовного про­гресса?

М: Жизнь семьянина — не препятствие, но следует делать-все возможное для практики самоконтроля. Если человек очень стремится к возвышенной жизни, то его сексуальная васана утихает. Когда ум уничтожен, остальные желания: также уничтожаются.

И: Я согрешил.

М: Это не имеет значения, если вы потом не думаете, что согрешили. Атман не знает никакого греха, и отречение

194 Медитация и йога

от сексуальности является сокровенным, а не просто только телесным.

И: Меня волнует вид груди моей молодой соседки и часто мучает соблазн прелюбодеяния с ней. Что мне делать? М: Вы всегда чисты. Это ваши чувства и тело искушают вас, а вы путаете их со своим Атманом. Поэтому сначала познайте, кого соблазняют и кто. Но даже если вы нарушили супружескую верность, не думайте об этом впоследствии, по­тому что вы сами всегда чисты. Вы — не грешник.

И: Как же искоренить идею пола?

М: Уничтожением ложного представления о теле как Атмане. В Нем нет сексуальности. Будьте Атманом и тогда вы не испытаете сексуальных волнений.

И: Может ли пост исцелить от полового влечения?

М: Да, но только временно. Умственный пост — реальная помощь. Голодание же — не самоцель, рядом с ним должно идти духовное развитие. Полное голодание делает ум слиш­ком слабым. Чтобы пост помог духовно, его нужно совме­щать с духовным поиском.

И: Можно ли с помощью поста духовно продвигаться?

М: Голодание должно быть в основном умственным [воз­держание от мыслей]. Простое воздержание от пищи не только не принесет пользы, но даже расстроит ум. Духовное раскрытие скорее придет в случае регулирования ее приема. Но если в процессе месячного поста поддерживался духов­ный поиск, то в течение примерно десяти дней после его окончания (когда это сделано правильно и сопровождается умеренным, здравым приемом пищи) ум станет чистым, устойчивым и сохранится таким.

В первые дни после моего прихода сюда я Сидел с закры­тыми глазами и был так глубоко поглощен медитацией, что с трудом отличал день от ночи. Я почти не ел и не спал. Когда тело движется, ему необходима пища, а сытый чело­век нуждается и во сне. При отсутствии движений сон не ну­жен, и для поддержания жизни достаточно очень немного еды. Так было со мной. Когда же я открывал глаза, то кто-то предлагал мне полный стакан какой-то жидкой пищи. Это

Жизнь в миру 195

было все, чем я питался. Запомните следующее: невозможна всецело отказаться от сна или пищи, кроме как при погру­женности в состояние неподвижности ума. Когда тело и ум заняты обычными жизненными стремлениями, то и тело сла­беет, не получая еды и сна.

Есть различные теории касательно того, сколько садхак должен есть и спать. Некоторые говорят, что полезно засы­пать в десять вечера, а вставать в два часа ночи, то есть вполне достаточно четырех часов сна. Другие полагают, что следует, спать шесть часов. Иначе говоря, и в продолжитель­ности сна, и в приеме пищи следует избегать крайностей. Если вы захотите полностью, отказаться от чего-либо из них, то ваш ум всегда будет направлен туда. Поэтому садхак дол­жен все делать умеренно.

Не вредно принимать пищу 3— 4 раза в день, но только не говорите: «я хочу то, а не это» и тому подобное. Кроме того, вы едите в течение двенадцати часов бодрствования, поскольку вы не питаетесь при двенадцати часах сна. Но разве сон ведет к мукти? Ошибочно считать, что простая бездеятельность доставит искателя к цели.

И: Какая диета предписывается искателю?

М: Пища воздействует на ум. Для практики любого вида йоги вегетарианство абсолютно необходимо, так как оно уве­личивает саттвичность [чистоту и гармонию] ума.

И: Можно ли получить духовное просветление, употреб­ляя мясо?

М: Да, но следует постепенно от него, отходить и при­учать себя к саттвическим продуктам. Однако стоит вам до­ стичь Реализации, как различие в пище будет несуществен­ным, ибо совершенно неважно, какое топливо подбрасывать в огромный костер.

И: Мы, европейцы, привыкли, к определенной диете, а ее изменение повлияет на здоровье и ослабит умственные- спо­собности. Разве не нужно постоянно поддерживать свое фи­зическое здоровье?

М: Совершенно необходимо. Чем слабее тело, тем силь­нее разрастается ум.

196 Медитация и йога

И: При отсутствии нашей обычной пищи здоровье стра­дает и ум теряет силу.

М: Что вы понимаете под усилением ума?

И: Способность уничтожить мирские привязанности.

М: Качество питания влияет на ум, так как он кормится потребляемой человеком пищей.

И: Действительно! Тогда как же европейцам приспосо­биться к чисто саттвическому питанию?

М: Привычка — это только приспособление к окружающей обстановке, и здесь все упирается в ум. Дело в том, что он приучен считать вкусной и полезной определенную пищу. Питательные вещества должны быть в равной степени как в вегетарианской, так и в невегетарианской диете, но ум жаждет того, к чему привык и считает вкусным.

И: Касаются ли диетические ограничения человека, осо­знавшего Себя?

М: Нет. Он устойчив и не подвержен влиянию пищи, ко­торую ест.

И: Приготовление мясной пищи — это ведь тоже участие в убийстве?

М: Ахимса [непричинение вреда] — самый главный прин­цип для практиков йоги.

И: Даже и растения живут.

М: В том числе и плиты, на которых вы сидите!

И: Можем ли мы постепенно привыкнуть к вегетарианской пище?

М: Да, именно, так.

И: Курить безвредно?

М: Нет, поскольку табак — яд. Лучше обходиться без него, а потому прекрасно, что вы бросили курение. Люди пора­бощаются табаком и не могут его оставить, но он дает только временное возбуждение, за которым следует реакция организма, требующая большего. Это также не приносит пользы практике медитации.

И: Вы рекомендуете отказаться от мяса и алкогольных напитков?

Жизнь в миру 197

М: Да, потому что такое воздержание полезно для начи­нающих. От них трудно отказаться не потому, что они дей­ствительно необходимы, а из-за того, что мы приучились к ним по обычаю и привычке.

И: Вообще говоря, каким правилам стремящийся должен следовать?

М: Умеренность в пище, умеренность в сне, умеренность в речи.



Похожие:

Жизнь в миру iconМаленькая принцесса
Давно ли мы заглядывали в свое сердце? Да и готовы ли мы к этой аудиенции? А ведь от этого зависит вся наша жизнь. Без этого ее нет....
Жизнь в миру iconМаленькая принцесса
Давно ли мы заглядывали в свое сердце? Да и готовы ли мы к этой аудиенции? А ведь от этого зависит вся наша жизнь. Без этого ее нет....
Жизнь в миру iconЖизнь трех плетней жизнь пса; Жизнь трех псов жизнь коня

Жизнь в миру iconПрограмма по окружающему миру я и мир вокруг. Авторы: А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан; М: Баласс, 2010г. Примерная программа по окружающему миру. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010.(Стандарты второго поколения)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №34
Жизнь в миру iconНазвание произведения: Обрывки Линий
От автора: Это просто несколько небольших рассказиков, может и просто зарисовок, по моему миру Тай. Они никак не связаны между собой,...
Жизнь в миру iconДокументы
1. /Жизнь происходит из жизни/LCFL00CH.rtf
2. /Жизнь...

Жизнь в миру iconДокументы
1. /Жизнь происходит из жизни/LCFL00CH.rtf
2. /Жизнь...

Жизнь в миру iconТема: Мы против спида
Жизнь Самое святое, что дано человеку — это жизнь. Она долгая, трудная. Она всегда разная и у каждого — своя. У любого человека бывают...
Жизнь в миру iconНобелівська премія миру «За безстрашну підтримку фундаментальних принципів миру між людьми І мужню боротьбу із зловживанням владою І будь-якими формами пригноблення людської гідності», 1975 р
Ро Іванович Сахаров — викладач фізики педінституту ім. Леніна, мати Катерина Олексіївна — домогосподарка. Після закінчення середньої...
Жизнь в миру iconВнеклассное мероприятие по окружающему миру во 2 «А» классе, квн «Птицы наши друзья»
Учитель начальных классов Бельчакова Анна Владимировна провела внеклассное мероприятие по окружающему миру во 2 «А» классе, квн «Птицы...
Жизнь в миру iconАлло, мы ищем таланты!
Как помочь ребёнку в стремлении познать мир, сделать свою жизнь и жизнь других людей интереснее, красивее, поверить в себя?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов