Шестая теория icon

Шестая теория



НазваниеШестая теория
Дата конвертации30.06.2012
Размер181.55 Kb.
ТипДокументы
1. /ramana-02/Титул и оглавление книги.doc
2. /ramana-02/Указатель.doc
3. /ramana-02/Часть 1. Атман. Глава 1. Природа Атмана..doc
4. /ramana-02/Часть 1. Атман. Глава 2. Сознавание Себя и неведение Себя..doc
5. /ramana-02/Часть 1. Атман. Глава 3. Джняни..doc
6. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 4. Теория само-исследования..doc
7. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 5. Практика само-исследования..doc
8. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 6. Ошибочные представления о само-исследовании.doc
9. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 7. Отдача себя.doc
10. /ramana-02/Часть 3. Гуру. Глава 8. Гуру.doc
11. /ramana-02/Часть 3. Гуру. Глава 9. Тишина и сат-санг..doc
12. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 10. Медитация и концентрация.doc
13. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 11. Мантры и джапа..doc
14. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 12. Жизнь в миру..doc
15. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 13. Йога.doc
16. /ramana-02/Часть 5. Опыт. Глава 14.Самадхи.doc
17. /ramana-02/Часть 5. Опыт. Глава 15. Видения и психические силы.doc
18. /ramana-02/Часть 5. Опыт. Глава 16. Проблемы и переживания.doc
19. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 17.Теории творения и реальность мира.doc
20. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 18.Перевоплощение.doc
21. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 19.Природа Бога.doc
22. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 20.Страдание и этика.doc
23. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 21.Карма, судьба и свободная воля.doc
24. /ramana-02.txt
Arkana будь Тем, Кто Ты Есть
Указатель абхьяса
Первая
html">Сознавание Себя и неведение Себя
Джняни
Исследование и отдача себя «Я существую»
Практика само-исследования
Ошибочные представления о само-исследовании
Отдача себя
Третья гуру
Тишина и сат-санг
Четвертая медитация и йога
Мантры и джапа
Жизнь в миру
Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад
Пятая опыт
Видения и психические силы
Проблемы и переживания
Шестая теория
Перевоплощение
Природа Бога
Страдание и этика
Карма, судьба и свободная воля

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

Теория

Все метафизические дискуссии бесплодны, если они не заставляют нас искать внутри себя истин­ную Реальность.

Любые споры о творении, природе вселенной, эволюции, цели Бога и т. п. бесполезны. Они не способствуют нашему истинному счастью. Люди стараются узнать о том, что лежит вне их, прежде чем осознают «Кто я?». Только посредством послед­него можно обрести Счастье.

Глава 17

Теории творения и реальность мира

Шри Рамана очень мало интересовался теоретической стороной духовности. Главной его заботой было довести лю­дей до сознавания Себя и, исходя из этого, он всегда настаи­вал, что практика значительно важнее теории. Махарши от­бивал охоту задавать теоретические вопросы либо сохраняя молчание, когда его спрашивали, либо рекомендуя вопрошав­шему найти источник того «я», которое этот вопрос поста­вило. Иногда он смягчался и подробно излагал различные философские аспекты, но если задающие вопросы слишком упорствовали в своих сомнениях или если разговор повора­чивал к чистому интеллектуализму, то мог изменить тему и направить внимание собеседников на более практические вещи.

Философская проблематика в основном сосредоточивалась вокруг природы и происхождения физического мира, так как было известно, что Шри Рамана имел точку зрения, абсо­лютно отличную от обыденного взгляда на этот мир. Как и по большинству других тем, он строил свои утверждения в со­ответствии с уровнями понимания собеседников, но даже при этом почти все его идеи радикально опровергали концеп­ции физической реальности, нежно лелеемые подавляющим большинством людей.

Говоря о природе физического мира, Шри Рамана прини­мал три различные точки зрения. В разное время он отстаи­вал их все, но из его общих толкований этого предмета ясно, что только первые две теории из приведенных ниже Бхагаван считал или истинными, или полезными.

1. Аджата вида (теория не-причинности). Это древняя доктрина индуизма, утверждающая, что

246 Теория

творения мира не было вообще. Она представляет-собой полное отрицание, всей причинности в физи­ческом мире. Шри Рамана подтверждал данную точку зрения ссылкой на опыт джняни, в котором нет ни начала, ни прекращения какого-либо бытия* ибо бытийствует, истинно существует только Ат­ман, как единственная неизменяемая Реальность. Из этой теории следует тот естественный вывод, что время, пространство, причина и следствие, обяза­тельные, компоненты всех теорий творения, присут­ствуют только в уме аджняни и что переживание Атмана открывает их небытие.

Эта теория отрицает не реальность мира, но только процесс творения, благодаря которому он существует. Исходя из своего собственного пережи­вания, Шри Рамана говорил, что джняни сознает реальность мира, однако не как скопление взаимо­действующих материи и энергии, но как ничем не обусловленный феномен в Атмане. Он раскры­вал эту тему, поясняя, что поскольку действитель­ная природа, или субстрат этого феномена, тожде­ственна бытийности Атмана, то мир неизбежно принимает участие в Его реальности. Другими сло­вами, этот мир реален для джняни благодаря не просто своему появлению, но только тому, что истинная природа этого появления неотделима от Атмана.

С другой стороны, аджняни ничего не подозре­вает об этой единой природе и источнике мира и, как следствие, его ум строит иллюзорный мир от­дельных взаимодействующих объектов путем упор­ного ошибочного толкования получаемых им чув­ственных впечатлений. Шри Рамана указывал, что это видение мира не более реально, чем сновиде­ние, так как оно налагает творение ума на реаль­ность Атмана. Он суммировал различие между точками зрения джняни и аджняни, говоря, что мир

Теории творения и реальность мира 247

нереален, если он воспринимается умом как скопление разрозненных объектов, и реален, когда он непосредственно переживается как феномен в Ат­мане.

2. Дрйшти-срйшти вада. Если собеседники не
могли усвоить идею аджаты, или не-причинности,
то Бхагаван учил их, что существование мира, на­
чинается одновременно с появлением «я»-мысли и
прекращается при ее отсутствии. Эта теория из­
вестна как дршити-сришти, или одновременное
творение, и утверждает, в действительности, что
мир, появляющийся для аджняни, есть продукт
воспринимающего его ума и что в отсутствии этого
ума мир перестает существовать. Данная теория ис­
тинна в том смысле, что именно ум творит вообра­
жаемый мир для себя, но с точки зрения Атмана
воображаемое «я», творящее воображаемый мир,

не творит совсем, и поэтому доктрина аджаты не рушится. Хотя Шри Рамана иногда говорил, что дришти-сришти не является конечной истиной в во­просе творения, он поощрял своих последователей принять ее в качестве рабочей гипотезы. Бхагаван оправдывал этот подход тем, что если садхак мо­жет твердо считать, мир нереальным творением ума, то этот мир теряет свою привлекательность и становится легче поддерживать неуклонное созна-вание «я»-мысли.

3. Срйшти-дрйшти вида (постепенное творение).
Это общепринятый взгляд, заключающийся в том,
что мир есть объективная реальность, управляемая
законами причины и следствия, которые могут быть
прослежены «назад» к единичному акту творения:
Он суммирует фактически все западные идеи по
этому вопросу, начиная с теории «большого
взрыва» до библейского представления, изложен­
ного в книге Бытия. Шри Рамана обращался

248 Теория

к подобным теориям, лишь когда задающие вопрос не хотели принять выводы доктрин аджаты и дри-шти-сришти. Но даже в этом случае он обычно указывал, что такие теории не следует принимать слишком серьезно, так как они распространяются только для удовлетворения интеллектуального лю­бопытства.

Буквально дришти-сришти означает, что мир существует только тогда, когда он воспринимается, в то время как сри-шти-дришти означает, что мир уже существует до чьего-либо восприятия его. Хотя первая теория звучит как ошибочная, Шри Рамана настаивал, что серьезным искателям следует удовлетвориться ею, частью из-за того, что она дает близкое приближение к истине, а частью из-за того, что это наиболее выгодная позиция для искренне заинтересованного в осозна­нии Себя.

И: Как происходило сришти [творение]? Некоторые гово­рят, что оно предопределено, а другие что оно лила, или забава, Господа. Кто из них прав?

М: Книги дают различные объяснения. Но есть ли творе­ние? Только при утвердительном ответе нужно объяснять, как оно случается. Мы можем не знать всех этих теорий, но опре­деленно знаем, что существуем. Почему бы не познать «я», а затем посмотреть, есть ли творение?

И: В веданте Шри Шанкарачарьи принцип творения этого мира принят ради начинающих, но для продвинутых предла­гается закон не-творения. Какова Ваша точка зрения?

М: «Нет растворения или создания, никто не связан, нет следующих духовным практикам. Нет ни жаждущих Осво­бождения, ни Освобожденных. Такова абсолютная истина». Эта шлока из второй главы комментария [карта] Гауда-пады*. Человек, установившийся в Атмане, видит это своим знанием Реальности.

*На Мандукья упанишаду.

Теории творения и реальность мира 249

И: Но разве Атман не причина этого мира, который мы наблюдаем вокруг?

М: Атман Сам появляется как мир разнообразных имен и форм. Однако Он не выступает действенной причиной [ни-митта карана], творящей, поддерживающей и уничтожающей мир. Не спрашивайте: «Почему возникает смущение Ат­ мана, не знающего истины Своего появления как мир?». Если вместо этого спросить: «Для кого возникает эта пута­ница?», то обнаружите, что, для Атмана никакого смуще­ния никогда нет.

И: Вы кажетесь представителем доктрины аджаты в ад-вайта веданте.

М: Я не учу только доктрине аджаты, а одобряю все школы мысли. Чтобы соответствовать подготовленности слу­шателя, одна и та же истина должна быть выражена различ­ными способами. Учение аджаты говорит: «Ничто не суще­ствует, кроме единой Реальности. Нет ни рождения, ни смерти, ни проекции, ни возвращения*, ни искателя, ни рабства, ни освобождения. Существует одно Единство». Тем, кто не в состоянии уловить эту истину и спрашивает: «Как можно игнорировать этот плотный мир, который мы видим во­круг нас?», указывается на переживание сна и говорится: «Все, что вы видите, зависит от наблюдателя. Отдельно от видящего нет видения». Такой подход называется дришти-сришти вада и подразумевает, что человек сначала создается собственным умом, а затем видит, что сам ум тоже сотворен. Некоторые не могут уловить даже это и продолжают спорить в следующих выражениях: «Опыт сна так короток, в то время как мир существует всегда. Переживание сновидений отно­сится только ко мне, но мир чувствую и вижу не я один, а многие другие. Поэтому мы не можем называть такой мир несуществующим». При подобной аргументации людям пред­лагается теория сришти-дришти, например в такой формули­ровке: «Бог сначала создал то-то и то-то из таких-то и таких-

* Здесь Бхагаван имеет в виду эволюцию и инволюцию соответ­ственно.

250 Теория

то элементов, а затем сотворил иное и так далее». Лишь это убеждает данную категорию людей. В противном случае их умы не удовлетворяются, и они спрашивают себя: «Как могут все географии, все карты, все науки, звезды, планеты и зако­ны, управляющие ими или связанные с ними, и всё знание, быть абсолютно неправильными?» Таким лучше всего сказать: «Да, Бог создал все это, и поэтому вы видите Его творение».

И: Но все эти доктрины не могут быть истинными одно­временно. Только одно учение должно быть истинным.

М: Перечисленные теории лишь соответствуют подготов­ленности искателя. Абсолют может быть только Один.

Веданта говорит, что вселенная появляется в поле зрения одновременно с видящим и что детального процесса творения нет. Такая точка зрения называется югапат-срйшти [мгновен­ное творение]. Она очень напоминает происходящее во сне, где переживающий сновидение возникает одновременно с его объектами. Некоторых людей этот подход не удовлетворяет из-за глубоко укоренившегося в них объективного знания. Они хотят разобраться, как могло произойти внезапное творение, и доказывают, что причина должна предшествовать следствию. Короче говоря, эти люди хотят, чтобы им разъяснили суще­ствование видимого вокруг мира. В таком случае шрути [Пи­сания] пытаются утолить их любопытство теориями творения. Этот метод обращения с субъектом творения называется крама-срйшти [постепенное творение], но истинный искатель может довольствоваться югапат-срйшти, мгновенным творе­нием.

И: В чем цель творения?

М: В том, чтобы возник этот вопрос. Исследуйте ответ на него и в конечном счете пребывайте в высочайшем или, ско­рее, первичном источнике всего — в Атмане. Исследование само перейдет в поиск Атмана и прекратится только после того, как не-Атман отсеется, а Атман осуществится в Его чистоте и славе.

Теорий творения может быть сколько угодно, и все они простираются наружу. Им не будет предела, поскольку время и пространство не ограничены. Эти теории, однако, присут-

Теории творения и реальность мира 251

ствуют только в уме, и если вы увидите ум, то превзойдете время и пространство и осознаете Себя.

Научно или логически творение объясняют, чтобы кого-то удовлетворить. Но есть ли тут какая-либо законченность? По­добные объяснения называют крама-сршити [постепенное творение]. С другой стороны, дришти-сришти [одновременное творение] есть югапат-сришти. Без видящего нет объектов видения. Найдите наблюдателя, и творение окажется вклю­ченным в него. Зачем оглядываться по сторонам и продол­жать объяснение феноменов, которым нет числа?

И: Веды содержат противоречивые объяснения созданию космоса. В одном месте говорится, что первым был сотворен эфир, в другом жизненная энергия [прана], в третьем что-либо другое, в четвертом — вода и так далее. Как все это примирить между собой? Разве эти примеры не подры­вают доверие к Ведам?

М: Различные Мудрецы видели разные аспекты истины в различное время, и каждый выделяет одну точку зрения. Почему вас беспокоят эти противоречивые утверждения? Ос­новная цель Вед — учить нас природе неразрушимого Ат­мана и показать, что мы есть ТО.

И: Я удовлетворен таким ответом.

М: Тогда рассматривайте все остальное как артха ваду [дополнительные аргументы], или разъяснения ради тех не­вежественных, которые хотят проследить происхождение вещей.

И: Я представляю собой часть творения и потому остаюсь зависимым. Мне не разрешить загадки творения до тех пор, пока я не стану независимым. Однако я спрашиваю Шри Бхагавана, и ему не следует отвечать мне?

М: Да. Это Бхагаван говорит: «Станьте самостоятельным и разгадайте загадку сами. Здесь ваша работа». Кроме того, где вы сейчас находитесь, что задаете вопрос? Вы — внутри мира или мир — внутри вас? Необходимо согласиться с тем, что мир не воспринимается вами в глубоком сне, хотя вы не отрицаете своего существования тогда. Мир появляется, когда вы пробуждаетесь. Поэтому где он? Ясно, что мир — это

252 Теория

ваша мысль, а мысли — это проекции вашего ума. Сначала создается «я» и потом — мир, творимый этим «я», поднимаю­щимся из Атмана. Таким образом, загадка творения мира будет разгадана, если вы разрешите проблему творения «я». Поэтому я и говорю: «Найдите Себя, Атман».

Кроме того, разве этот мир приходит и спрашивает вас: «Почему я существую? Как я сотворен?». Это вы задаете во­прос. Вопрошающий должен установить соотношение между миром и собой. Он должен допустить, что мир есть его соб­ственное воображение. Кто воображает мир? Пусть искатель сначала найдет «я» и затем Себя. С другой стороны, все науч­ные и теологические объяснения не согласуются. Различия в таких теориях наглядно показывают бесполезность поиска подобных разъяснений. Они являются работой ума, или интел­лекта, и ничем более. Тем не менее каждое из них согласу­ется с точкой зрения определенной индивидуальности. В со­стоянии Реализации творения нет. Когда человек видит мир, он не видит Себя, а когда он видит Себя, мир не виден. По­этому наблюдайте Атман и осознайте, что творения ни­когда не было.

И: «Брахман — реален. Мир [джагат]—иллюзия», это главное высказывание Шри Шанкарачарьи. Однако другие говорят: «Мир Реальность». Где правда?

М. Оба утверждения верны, но они соответствуют различ­ным ступеням духовного развития и высказаны с различных точек зрения. Устремленный [абхьяси] начинает с определе­ния, что являющееся Реальностью существует всегда. Затем он отрицает мир как нереальный, поскольку тот вечно меня­ется. Искатель в конце концов постигает Атман и находит Единство как господствующий принцип. Тогда первоначально отвергнутое за нереальностью обнаруживает себя частью этого Единства, Бытие поглощено Реальностью, и мир также — Реальность. В Само-реализации есть только Бытие и ничего, кроме Бытия.

И: Шри Бхагаван часто говорит, что майя [иллюзия], и Реальность это одно и то же. Может ли так быть?

Теории творения и реальность мира 253

М: Шанкару критиковали за его взгляды на майю, не по­нимая существа вопроса. Он показал, что:

  1. Брахман реален,

  2. вселенная нереальна и

  3. вселенная есть Брахман.

Шанкара не останавливался специально на втором утвержде­нии, ибо третье объясняет остальные два. Оно означает, что вселенная реальна, если воспринимается как Атман, и не­реальна, если понимается отдельной от Атмана. Следова­тельно, майя и Реальность — одно и то же.

И: Поэтому мир на самом деле не иллюзорен?

М: На уровне духовного искателя вы должны говорить, что мир — иллюзия. Другого пути нет. Когда человек забы­вает, что он — Брахман, реальный, постоянный и вездесущий, и обманывается, мысля о себе как о теле во вселенной, напол­ненной преходящими телами, и трудится под этим заблужде­нием, то вам надо напомнить ему, что мир нереален и обман­чив. Почему? Потому что его взгляд, забывший свое собствен­ное Я, пребывает во внешней, материальной вселенной. Он не повернется вовнутрь для интроспекции, пока вы не вну­шите ему, что вся эта внешняя, вещественная вселенная — нереальна. Как только такой человек реализует Себя, он по­знает, что здесь нет ничего иного, кроме его Атмана, и станет рассматривать цельную вселенную как Брахмана. Без Атмана вселенной нет. Пока человек не видит Атмана, который есть источник всего, но смотрит лишь на этот внеш­ний мир как реальный и постоянный, вы должны сказать ему, что эта внешняя вселенная суть иллюзия. Вы не можете уйти от этого. Читая газету, вы видите только текст, но не замечаете бумаги, на которую он нанесен. Однако бумага всегда здесь независимо от того, напечатано на ней что-либо или нет. Тем, кто считает шрифт реальностью, необходимо объяснить, что он иллюзорен, ибо лежит на бумаге. Мудрец воспринимает и бумагу, и текст как одно. Точно так же дело обстоит с Брахманом и вселенной.

254 Теория

И: Поэтому мир реален, когда он переживается как Ат­
ман, и нереален, когда видится отдельными именами и фор­
мами?


М: Как дым скрывает огонь, так и собрание имен и форм, мир, загораживает сияющий свет Сознания. Когда с помощью сострадательной Божественной Милости ум становится чи­стым, природа мира познается не как иллюзорные формы, а единственно как Реальность.

Только те, чьи умы лишены пагубной силы майи, отбросив­шие знание мира, не привязанные к нему и посредством этого добившиеся Знания самосветящейся высочайшей Реальности, могут правильно понимать смысл утверждения: «Этот мир Реален». Если человек переходит к точке зрения истинного Знания, то мир пяти элементов, начиная с эфира [акаша], будет реальным, бытием высочайшей Реальности, которая есть сущность Знания.

Первоначальное состояние этого пустого мира, сбитого-с толку и загроможденного многочисленными именами и фор­мами, есть Блаженство, которое едино, словно желток яйца у многоцветного павлина. Познайте эту Истину пребыванием: в состоянии Атмана.

И: Я не могу сказать, что мне всё ясно. Мир, который видится, чувствуется и ощущается нами столь разнообраз­ными путями, есть нечто подобное сну, иллюзия?

М: Если вы ищете Истину и только Истину, то для вас нет альтернативы, кроме принятия мира как нереального.

И: Почему?

М: По той простой причине, что если вы не откажетесь от идеи реальности мира, то ваш ум всегда будет следовать за ней. Если вы принимаете кажимость за Реальность, то нико­гда не познаете саму Реальность, хотя именно Реальность есть то, что единственно существует. Этот момент иллюстри­руется аналогией со «змеей в веревке». Можно обманываться, принимая кусок веревки за змею. До тех пор пока вы вооб­ражаете веревку змеей, вы не можете увидеть веревку как та­ковую. Несуществующая змея реальна для вас, в то время как реальная веревка кажется абсолютно несуществующей.

Теории творения и реальность мира 255

И: Легко только предположить, что мир не является окон­чательной Реальностью, но трудно иметь твердое убеждение в том, что он на самом деле нереален.

М: Точно так же и ваш мир сновидений реален, пока вы дремлете. В продолжение сновидения все, что вы видите и чувствуете в нем, является реальным.

И: Мир, таким образом, ничем не лучше, чем сновидение?

М: В чем ошибка вашего чувства реальности в процессе сновидений? Вы можете видеть во сне совершенно невозмож­ное, например дружескую встречу с умершим человеком. На мгновение вы можете усомниться в сновидении, сказав себе: «Разве он не умер?», но почему-то ваш ум примиряется со сновидением и умерший человек кажется во сне живым. Дру­гими словами, само сновидение как сновидение не позволяет вам усомниться в его реальности. Точно так же вы не сомне­ваетесь в реальности мира вашего бодрствующего пережива­ния ибо как может ум, который сам создал этот мир, считать его нереальным? Отсюда и вытекает значимость сравнения мира бодрственного опыта и мира сновидения, поскольку оба являются лишь творениями ума, и пока ум погружен в одно из этих двух состояний, он не способен отказаться от реально­сти мира сновидений в процессе сна и бодрствующего мира в период бодрствования. Если, наоборот, вы полностью уда­лите свой ум от мира, повернете его вовнутрь и будете пре­бывать в этом состоянии, то есть если вы всегда пробуждены и открыты для Атмана, являющегося Субстратом всех пе­реживаний, то обнаружите мир который вы сейчас единст­венно сознаете, таким же нереальным, как и мир, в котором жили в своем сновидении.

И: Мы видим, чувствуем и ощущаем мир различными пу­тями. Эти ощущения являются реакциями на объекты виде­ния, чувствования и т. п., а не продуктами ума, как в снови­дениях, которые различаются не только у разных людей, но и у одной и той же личности. Разве этого соображения не достаточно для доказательства объективной реальности мира?

М: Но ведь весь разговор о несообразностях мира снови­дений возникает только сейчас, когда вы бодрствуете, а пока

256 Теория

вы спали, сновидение было совершенно единым целым, то есть если вы чувствовали во сне жажду, то иллюзорное питье иллюзорной воды утоляло вашу иллюзорную жажду. И все это было реальным и не иллюзорным для вас, пока вы не знали, что само сновидение было иллюзией. Таков и мир бодрствования, где ощущения, которые вы сейчас испыты­ваете, согласуются между собой, чтобы дать вам впечатление реальности мира.

Если, наоборот, мир является само-существующей реаль­ностью, (тем, что вы, очевидно, понимаете под его объектив­ностью), то что препятствует миру открыться вам во сне без сновидений? Вы же не отрицаете своего существования в глу­боком сне.

И: Я никак не отрицаю существования мира во время моего глубокого сна. Он существует все это время. Если в те­чение глубокого сна я не видел мира, то другие, не будучи спящими, видели его.

М: Необходимо ли призывать других в свидетели, чтобы самому себе доказать свое существование во время глубокого сна? Почему вы ищете их свидетельства именно сейчас? Эти «другие» могут рассказать вам о своем видении мира в тече­ние вашего глубокого сна, только когда вы бодрствуете. Здесь нет ничего общего с вашим собственным существованием, ведь при пробуждении вы говорите, что крепко спали, причем до такой степени, что точно знаете — были в глубочайшем сне, когда о существовании мира у вас не было ни малейшего по­нятия. Даже сейчас, при бодрствовании, разве это мир гово­рит: «я реален», или это ваши слова?

И: Конечно, я говорю это, но я говорю это о мире.

М: Хорошо, но в таком случае этот мир, по вашим сло-вам, — реальный, действительно смеется над вами за попытку доказать его реальность, когда вы сами не знаете своей соб­ственной Реальности.

Вы хотите так или иначе защитить представление о реаль­ности мира. Но что является стандартом Реальности? Един­ственная Реальность — это то, что существует само по себе, открывается само собой и является вечным и неизменным.

Теории творения и реальность мира 257

Разве мир существует сам по себе? Разве когда-либо его видели без помощи ума? В глубоком сне нет ни ума, ни мира, а при бодрствовании есть ум и есть мир. Что означает это неизменное сочетание отрицаний и утверждений? Вы знакомы с принципами индуктивной логики*, которая является фун­даментом научного исследования, так почему же вы не ре­шаете вопрос о реальности мира в свете этих общепринятых принципов логики?

О себе вы можете сказать: «я существую», так как ваше существование есть не просто существование, а существова­ние, которое вы сознаете. Действительно, Оно есть Бытие, тождественное Сознанию.

И: Мир может не сознавать себя, однако он существует. М: Сознание — это всегда Само-сознание. Если вы со­знаете что-либо, то, по существу, сознаете себя. Не сознаю­щее себя существование есть противоречие в терминах, ибо тогда существования вообще нет. Это только формальное су­ществование атрибута, тогда как истинное Бытие, Сат, не есть атрибут, а суть сама Субстанция. Оно есть Васту [реаль­ность]. Реальность, следовательно, известна как Сат-Чит, Бы­тие-Сознание, и никогда как только одно за исключением другого. Мир не существует сам по себе и не сознает своего существования. Как же вы можете говорить, что такой мир — реален?

А какова природа этого мира? Она есть вечное изменение, непрерывное, бесконечное течение. Зависимый, несамосознаю­щий, вечно изменяющийся мир не может быть реальным. И: Имена и формы этого мира реальны? М: Вам не удастся обнаружить их отдельными от Суб­страта [адхиштана], ибо когда попытаетесь постигнуть имя и форму, то найдете только Реальность. Поэтому достигайте знания того, которое реально всегда.

* Индуктивная логика — способы рассуждений для перехода от зна­ния о единичном и частном к знанщо об общем, основанные на установ­лении .причинной связи между явлениями.

258 Теория


И: Почему бодрственное состояние выглядит таким несом­ненным?

М: При показе кинофильма на экране видится множество сюжетов, но они не реальны. Реален здесь только экран. Также и в бодрствовании нет ничего реального, кроме адхи-штаны. Знание бодрственного состояния — это знание позна­ющего бодрственное состояние [джаграт-прама есть прама джаграт-прамата]. Они оба исчезают в глубоком сне.

И: Почему в этом мире мы наблюдаем такие неизменность и постоянство?

М: Это происходит из-за ошибочных представлений. Когда кто-то говорит, что дважды купается в одной и той же реке, то заблуждается, ибо во второй раз река уже не та, что была при первом купании. Взглянув два раза на блеск пламени, человек уверен, что видит то же самое пламя, в то время как оно изменяется каждое мгновение. Бодрственное состояние точно так же изменчиво, и ощущение постоянства — ошибка восприятия.

И: Где эта-ошибка находится?

М: В познающем [прамата].

И: Как познающий появился?

М: Из-за ошибки восприятия. На самом деле познающий и его неправильное восприятие появляются одновременно, но, когда Знание Атмана обретено, они одновременно исче­зают.

И: Откуда пришли познающий и его ошибочные восприя­тия?

М: Кто задает этот вопрос?

И: Я.

М: Найдите это «я», и все ваши сомнения разрешатся. Как в сновидении возникают ложные знания, познающий и познаваемое, так и при бодрствовании действует тот же про­цесс. В обоих состояниях, познавая это «я», вы постигаете все и для познания ничего не остается. В глубоком сне познаю­щий, знание и познаваемое отсутствуют. Таким же образом они не существуют и при переживании истинного Я. Что бы ни случилось в бодрственном состоянии, это происходит

Теории творения и реальность мира 259

только для познающего, но поскольку он нереален, то в дей­ствительности ничего никогда не происходит.

И: Свет, который дает индивидуальность и знание мира чувству «я», это неведение или Чит, Сознание?

М: Это только отраженный свет Чит, Сознания, заставля­ющий «я» считать себя отличным от других. Отраженный свет Чит также побуждает «я» создавать объекты, но для отра­жения должна иметься поверхность, где оно происходит.

И: Что это за поверхность?

М: При Реализации Атмана вы обнаружите, что отра­жение и поверхность, на которой оно имеет место, фактически не существуют, а представляют собой одно и то же Сознание, Чит. Имеется внешний мир, требующий места для своей жизни и света, чтобы стало возможным его восприятие. И то, и другое возникает одновременно. Поэтому физическое суще­ствование и восприятие зависят от света ума, являющегося отражением Атмана. Как в кино изображение видимо только в отраженном свете и только в темноте, так и картины мира доступны для восприятия лишь в свете Атмана, отра­женном в темноту авидьи [неведения]. Мир невозможно уви­деть ни в абсолютной тьме неведения, как в глубоком сне, ни в абсолютном свете Атмана, как при Само-реализации, или самадхи.



Похожие:

Шестая теория iconДокументы
1. /Методичка по ДМ теория/DISKR_01.DOC
2. /Методичка...

Шестая теория icon1. Мешающие факторы возникновения новых знаний
Теория сжатия Вселенной, теория с изменяющейся скоростью света. Теория «непопулярная», по многим причинам, некоторые из них, и самые...
Шестая теория iconДокументы
1. /Глава шестая.doc
Шестая теория iconДокументы
1. /Теория графов и комбинаторика/Lecture01.doc
2. /Теория...

Шестая теория iconДокументы
1. /Хэмминг Р.В.Теория кодирования и теория информации.1983.djvu
Шестая теория iconРешение планиметрических задач С4 Наумова Л. Г. Моу сош №3 Теория Теория Теорема
Отношение площадей треугольников, имеющих общий угол, равно отношению произведений сторон этого угла
Шестая теория iconСодди Ф. Радий и его разгадка (Одесса: Матезис, 1910. – фрагменты из книги) стр. 40
Природа излучения – эфир – испускание телец – волнообразная теория света – теория раздельных частиц
Шестая теория iconДокументы
1. /Троицкий И. Н. - Статистическая теория томографии. М. Радио и связь, 1989. 240 с ил. ISBN...
Шестая теория iconДокументы
1. /Теория покера - перевод Лесного/001.doc
2. /Теория...

Шестая теория iconДокументы
1. /Теория автоматического управления.Под ред.А.А.Воронова.1986.Ч1.Теория линейных систем автоматического...
Шестая теория iconЛитература Предисловие
Системный подход, системное движение, анализ систем, теория систем, теория сложных систем, системология вот часть терминов и понятий,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов