Природа Бога icon

Природа Бога



НазваниеПрирода Бога
Дата конвертации30.06.2012
Размер122.77 Kb.
ТипДокументы
1. /ramana-02/Титул и оглавление книги.doc
2. /ramana-02/Указатель.doc
3. /ramana-02/Часть 1. Атман. Глава 1. Природа Атмана..doc
4. /ramana-02/Часть 1. Атман. Глава 2. Сознавание Себя и неведение Себя..doc
5. /ramana-02/Часть 1. Атман. Глава 3. Джняни..doc
6. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 4. Теория само-исследования..doc
7. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 5. Практика само-исследования..doc
8. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 6. Ошибочные представления о само-исследовании.doc
9. /ramana-02/Часть 2. Исследование и отдача себя. Глава 7. Отдача себя.doc
10. /ramana-02/Часть 3. Гуру. Глава 8. Гуру.doc
11. /ramana-02/Часть 3. Гуру. Глава 9. Тишина и сат-санг..doc
12. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 10. Медитация и концентрация.doc
13. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 11. Мантры и джапа..doc
14. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 12. Жизнь в миру..doc
15. /ramana-02/Часть 4. Медитация и Йога. Глава 13. Йога.doc
16. /ramana-02/Часть 5. Опыт. Глава 14.Самадхи.doc
17. /ramana-02/Часть 5. Опыт. Глава 15. Видения и психические силы.doc
18. /ramana-02/Часть 5. Опыт. Глава 16. Проблемы и переживания.doc
19. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 17.Теории творения и реальность мира.doc
20. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 18.Перевоплощение.doc
21. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 19.Природа Бога.doc
22. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 20.Страдание и этика.doc
23. /ramana-02/Часть 6. Теория. Глава 21.Карма, судьба и свободная воля.doc
24. /ramana-02.txt
Arkana будь Тем, Кто Ты Есть
Указатель абхьяса
Первая
html">Сознавание Себя и неведение Себя
Джняни
Исследование и отдача себя «Я существую»
Практика само-исследования
Ошибочные представления о само-исследовании
Отдача себя
Третья гуру
Тишина и сат-санг
Четвертая медитация и йога
Мантры и джапа
Жизнь в миру
Атманом («йога» на санскрите означает «союз»), выполняя специфи­ческие упражнения для тела и ума. Большинство этих упражнений представлено в Йога-сутрах Патанджали, напи­санных около двух тысяч лет назад
Пятая опыт
Видения и психические силы
Проблемы и переживания
Шестая теория
Перевоплощение
Природа Бога
Страдание и этика
Карма, судьба и свободная воля

Глава 19

Природа Бога

На первый взгляд заявления Шри Раманы о Боге кажутся насквозь противоречивыми: в одном случае он мог сказать, что Бог ничего не совершает, а в другом — что ничего не случается без Его воли. Иногда он говорил, что Бог — это не что иное, как представление ума, тогда как в другое время утверждал, что Бог есть единственно существующая Реаль­ность.

Эти противоречия в значительной степени являются отра­жением различных уровней понимания, которые он встречал у задающих вопросы. Почитавшим личность Бога часто дава­лись антропоморфные объяснения. Им говорилось что Бог сотворил мир, что Он поддерживает его своей божественной

силой, что Он присматривает за нуждами всех его обитателей и что противоречащее Его воле никогда не случится. С дру­гой стороны, тем, кого такая теория не привлекала, он гово­рил, что все подобные идеи о Боге и Его силе являются тво­рениями ума, только затемняющими подлинное переживание Бога, которое неотъемлемо присуще каждому.

На высочайшем уровне его Учения термины «Бог» и «Ат­ман» — синонимы всепроникающей Реальности, которая об­наруживается Само-реализацией. Таким образом, постижение Атмана есть постижение Бога, проявляющееся для иска­теля не переживанием Бога, но, скорее, пониманием, что он есть Бог. Для этого конечного уровня высказывания Шри Ра­маны о природе Бога можно резюмировать следующим об­разом:

  1. Он имманентен и бесформен; Он есть чистое
    Бытие и чистое Сознание.

  2. Проявление выступает в Нём и посредством
    Его силы, но Он не творец. Бог никогда не дейст-

270 Теория

вует. Он просто ЕСТЬ. У Него нет ни воли, ни же­лания.

3. Отдельное бытие — это иллюзия, что мы не тождественны с Богом; то, что остается после рас­сеивания этой иллюзии, есть Бог.

На более низком уровне он говорил об Ишваре, высочай­шем личном Боге индуизма, о том, что Ишвара выступает как реальное существо только до тех пор, пока человек вооб­ражает себя отдельной личностью. Если отдельное бытие существует, то существует и Бог, наблюдающий за активно­стями вселенной; в отсутствие индивидуальности Ишвара не существует.

Кроме Ишвары, в индуизме имеется множество божеств, напоминающих богов и демонов норвежской и греческой ми­фологий. Эти божества являются главной особенностью мас­сового индуизма, и их реальность до сих пор широко прини­мается. Шри Рамана многих удивлял, говоря, что такие су­щества так же реальны, как и верящие в них люди. Он до­пускал, что после Реализации они разделят судьбу Ишвары, но до этого они, по его словам, будут занимать важные посты

в космологической иерархии, наблюдая за делами этого мира.


И: Бога описывают как проявленного и непроявленного. В первом случае говорят, что Он включает мир как часть Своего Бытия. Если это так, то мы как часть этого мира должны были бы легко познать Его в проявленной форме.

М: Прежде чем решать вопросы, касающиеся природы Бога и мира, познайте себя.

И: Мое самопознание включает познание Бога?

М: Да, потому что Бог — внутри вас.

И: Что же тогда стоит на пути познания мною себя или Бога?

М: Ваш блуждающий ум и извращенный образ жизни.

И: Бог это личность?

Природа Бога 271

М: Да, Он всегда первое Лицо, Я, постоянно стоящее пе­ред вами, но из-за того, что вы отдаете предпочтение мир­скому, кажется, что Бог удалился от вас. Если же вы все от­бросите и будете искать только Его, то Он один останется как Я, Атман.

И: Бог в стороне от Атмана?

М: Атман — это Бог. «Я есмь» — это Бог. Такой вопрос возникает потому, что вы привязаны к эго. Он не поднимет­ся, если вы держитесь за истинное Я, ибо Оно не хочет и не может о чем-либо спрашивать. Если бы Бог был в стороне от Я, то Он должен был бы быть Богом без Я, а это аб­сурдно. Бог, который кажется человеку несуществующим, один единственно существует, в то время как индивидуаль­ность, считающаяся реальной, никогда (в действительности) не существует. Мудрецы говорят, что то состояние, где позна­ется собственное небытие [шунья], одно есть великолепное высочайшее Знание.

Сейчас вы думаете, что являетесь индивидуальностью, что имеется вселенная и Бог пребывает вне космоса. Поэтому есть идея «отделенности». Она должна уйти, ибо Бог не от­делен от вас или космоса. Гита утверждает то же.

Я есмь Атман, о Гудакеша, В сердце каждого существа Я пребываю, Я — начало и середина, А также конец всех существ. (Бхагавадгита, X: 20).

Таким образом, Бог живет не только в сердце каждого. Он — опора всех, источник всех, всеобщее местопребывание и финал. Все исходит из Него, пребывает в Нем и окончательно растворяется в Нем. Следовательно, Он не находится в сто­роне.

И: Как мы должны понимать следующую выдержку из Гиты: «Весь этот космос составляет частичку Меня»?*

Бхагавадгита (X : 42).

272 Теория

М: Это не означает, что какая-то маленькая часть Бога от­деляется от Него и формирует вселенную. Действует Его шакти [сила], и в результате одной фазы подобной актив­ности космос проявляется. Похожим образом и утверждение в Пуруша-Сукте: «Все существа составляют одну ногу Его» — совсем не имеет в виду, что в Брахмане есть несколько ча­стей.

И: Я это понимаю. Брахман, конечно, неделим.

М: Суть в том, что Брахман есть всё и остается недели­мым. Он всегда реализован, однако человек не сознает это и должен прийти к такому знанию. Знание подразумевает пре­одоление препятствий, которые мешают открытию вечной истины, что Атман тождествен Брахману. Эти препятствия, взятые вместе, формируют вашу идею об отделенности, как индивидуальности.

И: Бог — это то же, что и Атман?

М: Атман известен каждому, но не отчетливо. Вы всегда существуете. Это Бытие есть Атман. «Я есмь» — имя Бога. Из всех определений Бога, действительно нет лучше библей­ского утверждения «Я есмь то Я есмь» в третьей главе книги «Исход» *. Имеются другие формулировки, такие, как Брах­маивахам [Брахман есмь Я], Ахам Брахмасми [Я есмь Брах­ман] и сохам [Я есмь Он]. Но ни одно не является столь непосредственным, как имя Иегова, означающее «Я есмь». Абсолютное Бытие таково, каково есть. Оно есть Атман. Оно есть Бог. Познанием Атмана познается Бог. В сущ­ности, Бог есть не что иное, как Атман.

И: Бога познают под множеством различных имен. Име­ются ли для какого-нибудь из них доказательства?

М: Среди многих тысяч имен Бога ни одно так не соответ­ствует Богу, пребывающему в Сердце, лишенному мысли, не является таким точным, подходящим и прекрасным, как Я, или «Я есмь». Из всех известных имен Бога имя «Я — Я» одно зазвучит триумфально после уничтожения эго; возникая словно безмолвное высочайшее Слово [маупа-пара-вак]

* См. примечание на стр. 86.

Природа Бога 273

в пространстве Сердца тех, кто обращен к Атману. Даже если человек непрерывно медитирует на этом имени «Я— Я», внимая чувству «я», то оно погрузится в источник возникно­вения мысли, уничтожая эго — зародыш, сочлененный с те­лом.

И: Каковы отношения между Богом и миром? Бог тво­рит мир или только поддерживает его?

М: Все существа, чувствующие и не чувствующие, совер­шают свои действия исключительно благодаря простому при­сутствию солнца, которое всходит без какого-либо его жела­ния. Подобным образом все действия выполняются Господом без волевого усилия или желания с Его стороны. Только при свете солнца увеличительное стекло создает огонь, распуска­ется бутон лотоса, водяная лилия закрывается и все бесчис­ленные творения совершают действия, и отдыхают.

Порядок в огромном множестве миров поддерживается простым присутствием Бога, так же, как иголка движется в магнитном поле, как при свете луны лунный камень выде­ляет воду, распускается водяная лилия, а лотос закрывается.

Просто в присутствии Бога, не имеющего даже малейшего желания, живые существа, занятые бесчисленными активно­стями, после вступления на множество путей, к которым они приводятся в соответствии с их собственными кармами, в ко­нечном счете осознают тщетность действия, поворачиваются обратно к Атману и достигают Освобождения.

Деятельности живых существ никоим образом не задевают Бога, который превосходит ум, так же как активности мира не влияют на солнце и качества четырех Великих элементов [земля* вода, огонь, воздух] не влияют на безграничный эфир.

И: Почему самсара — творение и ограниченное проявле­ние — так полна горя и зла?

М: Божья воля!

И: Почему Бог так проявляет волю?

М: Непостижимо. Такой Силе невозможно приписать ни­какого мотива — ни желание, ни стремление достичь не утвер­ждаются этим единым бесконечным, всезнающим и всемогу-

274 Теория

щим Существом. Бог не затрагивается действиями, происхо­дящими в Его присутствии. Сравните это с солнцем и мир­скими активностями. Нет смысла приписывать ответствен­ность и побуждение Единому, прежде чем Оно становится множеством.

И: Всё происходит по воле Бога?

М: Никто не может что-либо противопоставить Плану все­могущего Бога. Поэтому лучше всего оставаться безмолвным у Стоп Бога, удаляющих все беспокойства нечистого, несовер­шенного и нереального ума.

И: Существует ли особый Ишвара [личный Бог], награ­ждающий за добродетели и наказывающий за грехи? Есть ли Бог?

М:Да.

И: На кого Он похож?

М: Ишвара обладает отдельным бытием в уме и теле, ко­торые тленны, но в то же время имеет также трансценден­тальное сознание и внутреннее освобождение.

Ишвара, личный Бог, верховный творец вселенной, дейст­вительно существует. Но это справедливо только с относи­тельной точки зрения тех, кто не постиг Истину, кто верит в реальность индивидуальных душ. С абсолютной точки зре­ния Мудрец не признает никакого другого Бытия, кроме без­личного Атмана, единого и бесформенного.

Ишвара имеет физическое тело, имя и форму, но не столь грубое, как это материальное тело. Тело Ишвары можно на­блюдать в видениях в форме, создаваемой преданным почи­тателем. Формы и имена Бога многочисленны, различны и от­личаются у каждой религии. Его Суть та же, что и у нас, ибо Атман един и бесформен. Следовательно, формы, ко­торые Он принимает, являются лишь творениями, или кажи-мостями.

Ишвара всепроникающ, присущ каждому человеку и каж­дому объекту во вселенной. Все количество предметов и су­ществ учреждает Бога. Есть Сила, маленькая частичка кото­рой становится всей этой вселенной, а остальное — скрыто.

Природа Бога 275

Обе — скрытая Сила плюс проявленная как материальный мир Сила — вместе составляют Ишвару.

И: Таким образом, в конечном счете Ишвара нереален?

М: Существование Ишвары следует из нашего понимания Ишвары. Давайте сначала познаем, чье оно. Это понимание будет только соответствием тому, кто понимает. Найдите, кем вы являетесь, и остальные проблемы решатся сами собой.

Ишвара, Бог, творец, личный Бог — последняя из нереаль­ных форм, которая должна уйти. Только абсолютное Бытие реально. Следовательно, не только мир, не только эго, но также и личный Бог — нереальны. Мы должны отыскать Абсолют — никак не менее.

И: Вы говорите, что даже высочайший Бог все -еще только идея. Это означает, что Бога нет?

М: Нет, Ишвара существует.

И: Он существует в каком-то особенном месте или форме?

М: Если человек — форма, то даже Атман, Источник, который есть Господь, также появится в форме. В противном случае, поскольку тогда не может быть знания чего-либо другого, верно ли утверждение, что Бог имеет форму? Бог принимает любую форму, воображаемую почитателем при многократном размышлении в продолжение медитации. Хотя таким образом Он допускает бесчисленные имена, одно лишь реальное бесформенное Сознание — Бог.

Что касается Его местообитания, то нет иного места для пребывания Бога, кроме Сердца. Только благодаря иллюзии, вызванной эго, или мыслью «Я есть тело», царство Бога представляется расположенным где-то в другом месте. Будьте уверены, что царство Божие — Сердце.

Познайте, что вы есть совершенный сияющий Свет, кото­рый не только делает возможным существование царства Божьего, но также позволяет ему быть видимым, словно ка­кие-то замечательные небеса. Это Знание одно и есть джняна. Следовательно, царство Божие — внутри вас. Безграничное пространство туриятиты [по ту сторону четырех состояний, то есть Атман], которое внезапно воссияет во всей своей пол­ноте внутри Сердца превосходно подготовленного искателя

276 Теория

в период совершенного поглощения ума как свежее и ранее не известное переживание, есть редко достижимая и истинная Шива-лока [царство Божие], сияющая светом Атмана.

И: Говорят, что джива [индивидуальность] подвластна злым воздействиям иллюзии, таким, как ограниченные пред­видение и знание, в то же время Ишвара имеет всеохватыва­ющие Взгляд и Знание. Кроме того, утверждают, что джива и Ишвара становятся тождественными, если человек отбрасы­вает свои ограниченные видение и знание. Не следует ли и Ишваре тоже отказаться от своих особых черт всепроника­ющего Видения и Знания? Они тоже являются иллюзиями, не так ли?

М: В этом ваше сомнение? Сначала отбросьте свое соб­ственное ограниченное видение, и тогда будет достаточно вре­мени, чтобы думать о всеохватывающих чертах Ишвары. Прежде всего откажитесь от своего ограниченного знания. Почему вы беспокоитесь об Ишваре? Он сам позаботится о Себе. Разве у Него меньше возможностей, чем у нас? По­чему нас должно тревожить, обладает ли Он всепроникающим Взглядом и Знанием? Это действительно великая вещь, если мы можем присмотреть за собой.

И: Но Бог знает все?

М: Веды провозгласили Бога всезнающим только для тех, кто невежественно считает себя людьми малого знания. Но если человек достигает и познает Его тем, кем Он действи­тельно является, то обнаружит, что Бог ничего не знает, ибо Его природа есть вечнореальное Целое и нет другого для познавания.

И: Почему религии говорят о Богах, небесах, аде и т. п.?

М: Единственно для того, чтобы люди осознали, что они живут наравне с этим миром и только Атман реален. Рели­гии соответствуют возможным точкам зрения искателя.

И: А Вишну, Шива и другие Боги существуют?

М: Индивидуальные человеческие души — не единствен­ные известные существа.

И: И их священные местообитания — Кайласа или Вай-кунтха реальны?

Природа Бога 277

М: Так же реальны, как и вы в этом теле.

И: Они, подобно моему телу, обладают феноменальным существованием? Или же это чистые выдумки, как рога зайца?

М: Они действительно существуют.

И: Если так, то они где-то должны быть. Где они?

М: Люди, видевшие их, говорят, что Кайласа и Вай-куйтха где-то есть. Поэтому мы должны принять такое утвер­ждение.

И: Где же они существуют?

М: В вас.

И: Тогда это только идея, которую я могу создать и кон­тролировать?

М: Всё подобно этому.

И: Но ведь я могу сотворить чистые фикции, например рога зайца, или только частичные фикции, например мираж, в то время как имеются также факты, не зависимые от моего воображения. Боги Ишвара или Вишну существуют таким образом?

М: Да,

И: Подвержен ли Бог пралайе [космическому раство­рению]?

М: Почему Он должен быть подвержен? Человек, осознав­ший Себя, превосходит космическое растворение и становится освобожденным. Что тогда говорить об Ишваре, который бес­конечно мудрее и способнее?

И: Подобным образом, существуют дэвы [ангелы] и пи-сачи [черти]?

М: Да.

И: Каково положение этих божеств относительно Aт­мана?

М: Шива, Ганапати и другие божества, подобные Брахме, существуют только с человеческой точки зрения; то есть если вы считаете свое личное «я» реальным, то они также суще­ствуют. Как правительство для ведения дел располагает ад­министрацией высокого ранга, так и Творец. Но с точки зре-

278 Теория

ния Атмана все эти боги— иллюзорны и сами должны по­глотиться единой Реальностью.

И: Когда бы я ни почитал Бога с именем и формой, я чувствую искушение мыслить, нет ли здесь ошибки в ограни­чении беспредельного и придании формы бесформенному. В то же время чувствую, что не могу постоянно поклоняться Богу без формы.

М: Пока вы отзываетесь на имя, какие могут быть возра­жения вашему почитанию Бога с именем или формой? Покло­няйтесь Богу с формой или без нее до тех пор, пока не по­знаете, кто вы есть.

И: Мне трудно верить в личность Бога. Фактически я на­хожу это невозможным. Но я могу верить в безличного Бога, божественную Силу, которая правит миром и направляет его. Для меня было бы огромной помощью даже в моей работе врача, если бы эта вера возросла. Могу я узнать, как ее уве­личить?

М: Верят в неизвестное, но Атман самоочевиден. Даже величайший эгоцентрист не в состоянии отрицать свое соб­ственное существование, другими словами, не отрицает Себя. Вы можете называть конечную Реальность любыми именами, которые вам нравятся, и говорить, что верите в Неё или лю­бите Её, но кто здесь не верит в свое собственное существо­вание или не любит себя? А это так, потому что вера и лю­бовь являются нашей истинной природой.

И: Значит, мне не следует иметь какого-либо представле­ния о Боге?

М: Только пока есть другие мысли в Сердце, в Нём может быть мысль о Боге, зачатая человеческим умом. Разрушение даже этой мысли о Боге, обусловленное разрушением всех остальных мыслей, одно есть безмысленная мысль — истинная мысль Бога.



Похожие:

Природа Бога iconСвятыи великии Иоанне Предотече Господень, моли Бога о нас! Аминь
Год 2005 от Рождества по плоти Бога Слова, Господа Бога и Спаса нашего Iсуса Хрiста Вседержителя
Природа Бога iconСубстанциональная природа магнетизма
Возвышенный идеал всеобщего, бесконечного, вездесущего Ноумена Духа, безличного и абсолютного Божества, еще раз угаснет в человеческих...
Природа Бога iconСвятыи священномучениче и исповедниче Аввакуме, моли Бога о нас! Святыи священномучениче и исповедниче Павле, моли Бога о нас! Официоз
Год 2007 от Рожества по плоти Бога Слова, Господа Бога и Спаса нашаго Iсуса Хрiста Вседержителя
Природа Бога iconОт философии всеединства, богоискательства к диалектическому монизму
Веры – знанием с целью найти путем научного познания Бога, в его трех ипостасях: Бога Отца. Бога Сына, Бога Святого Духа – как всемогущее,...
Природа Бога icon-
Год 2007 от Рожества по плоти Бога Слова, Господа Бога и Спаса нашаго Iсуса Хрiста Вседержителя
Природа Бога iconОфициоз
Год 2005 от Рождества по плоти Бога Слова, Господа Бога и Спаса нашего Iсуса Хрiста Вседержителя
Природа Бога iconОфициоз
Год 2005 от Рождества по плоти Бога Слова, Господа Бога и Спаса нашего Iсуса Хрiста Вседержителя
Природа Бога iconОфициоз
Год 2006 от Рожества по плоти Бога Слова, Господа Бога и Спаса нашаго Iсуса Хрiста Вседержителя
Природа Бога iconОфициоз
Год 2005 от Рождества по плоти Бога Слова, Господа Бога и Спаса нашего Iсуса Хрiста Вседержителя
Природа Бога iconХрiстос Воскресе!
Год 2007 от Рожества по плоти Бога Слова, Господа Бога и Спаса нашаго Iсуса Хрiста Вседержителя
Природа Бога iconГенеральному Прокурору РФ
Год 2005 от Рождества по плоти Бога Слова, Господа Бога и Спаса нашего Iсуса Хрiста Вседержителя
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов