Предисловие icon

Предисловие



НазваниеПредисловие
Дата конвертации29.07.2012
Размер49.91 Kb.
ТипИсследование

Предисловие




Центрально-Черноземный Центр Защиты Прав СМИ - некоммерческая организация, основной задачей которой является защита одного из самых фундаментальных демократических принципов - свободы слова и мнения, свободы доступа к информации. Занимаясь правовой защитой прав журналистов и редакций СМИ, мы тем самым стремимся защитить конституционное право каждого на доступ к информации.


Целью данного исследования мы ставили изучение положения дел с соблюдением прав граждан и журналистов, как отдельной профессиональной категории, на доступ к информации в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях и доступа к государственным информационным ресурсам.

Исследование проводилось в г. Ворон еже с августа по декабрь 2002 года и включало в себя несколько основных этапов и мероприятий:

  • Социологическое исследование доступности информации для населения г. Воронежа (по репрезентативной выборке для г. Воронежа) - проводилось по заказу Центра Защиты Прав СМИ Институтом Общественного Мнения "Квалитас";

  • Социологическое исследование доступности информации для журналистов г. Воронежа (экспертный опрос) - проводилось по заказу Центра Защиты Прав СМИ Институтом Общественного Мнения "Квалитас"

  • Опрос государственных и муниципальных служащих о доступности информации, находящейся в распоряжении органов власти и местного самоуправления, которые они представляют для граждан и журналистов (экспертный опрос) - проводилось по заказу Центра Защиты Прав СМИ Институтом Общественного Мнения "Квалитас";

  • Тестовые посещения зданий и помещений органов государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждений с целью проверки их открытости и доступности для граждан;

  • Тестовые посещения должностных лиц указанных органов и учреждений в установленные для приема граждан дни с целью получения от них информации, относящейся к открытым государственным информационным ресурсам;

  • Тестовое направление письменных запросов от редакций СМИ г. Воронежа и направления письменных запросов от граждан с просьбой предоставить не ограниченную законом в доступе информацию;

  • Мониторинг публикаций в местной прессе по изучаемой проблеме.


Как видно вся деятельность велась по двум основным направлениям:

  1. изучение мнения заинтересованных групп по поводу положения дел с доступов к информации и

  2. изучение реального положения дел путем проведения тестовых попыток реализовать право на доступ к информации.


Такой подход к изучению проблемы позволил получить более объективные результаты, проведя анализ полученных результатов как по каждому из направлений исследования, так и сравнив их между собой.


Результаты социологической части исследования проблемы подготовлены кандидатом социологических наук, директором Института Общественного Мнения "Квалитас" Н. А. Романович и приведены в соответствующем разделе настоящей публикации.


Результаты практической части исследования подготовлены сотрудниками Центрально-Черноземного Центра Защиты Прав СМИ, специалистом службы мониторинга И.В. Трегубовой и юристами Центра Г.Ю. Араповой и М.А. Андрук.


Юристы Центрально-Черноземного Центра Защиты Прав СМИ также в рамках проекта провели анализ федерального и регионального законодательства, регулирующего право на доступ к информации граждан и журналистов в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждений и право на доступ к государственным информационным ресурсам. В соответствии с действующим законодательством была разработана инструкция для участников мониторинга, включающая разработанную юристами нормативно-правовую базу данного исследования.


Перед посещением органов государственной власти, местного самоуправления и госучреждений, с участниками групп мониторинга (наблюдателями) был проведен инструктаж о правовых основах и технике проведения мониторинга открытости органов власти.


Мы исходили из основной концепции законодателя - деятельность органов власти и местного самоуправления должна быть открыта и прозрачна.


Любое ограничение на информацию о деятельности данных органов должно быть установлено федеральным законом. Все наблюдатели имели перечень сведений, доступ к которым не может быть засекречен (в частности, извлечения из ст. 7 Закона о государственной тайне) и сведений, доступ к которым не может быть ограничен (ст. 10 Закона об информации, информатизации и защите информации).


Каждый участник группы мониторинга был проинструктирован, что в соответствии с действующим законодательством (Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации"), любая информация из указанных категорий должна быть предоставлена по требованию гражданина. Причем Закон прямо указывает на право не объяснять владельцу этой информации необходимость получения запрашиваемой информации.


В целях обеспечения чистоты эксперимента по проверке реализации прав граждан на доступ к информации, при посещении должностных лиц органов власти и местного самоуправления наблюдатели-граждане представлялись как "граждане, жители г. Воронежа", а участвующие в мониторинге журналисты представлялись соответственно "журналистами".

В процессе мониторинга доступности органов государственной власти и органов местного самоуправления, доступности государственных информационных ресурсов для граждан и журналистов мы изучили практическое состояние дел с доступом к информации в этих учреждениях г. Воронежа.

Ниже представлены результаты анализа полученных данных по следующим направлениям мониторинга доступности органов государственной власти, местного самоуправления и государственных учреждений и государственных информационных ресурсов:

  1. анализ посещений учреждений;

  2. анализ посещений чиновников;

  3. анализ письменных запросов на получение информации от граждан и от редакций СМИ г. Воронежа;

  4. мониторинг воронежской прессы по изучаемой проблеме.

Мы надеемся что полученные нами результаты исследования дадут пищу для размышления всем, кому не безразлична судьба нашей страны и каждого ее гражданина в отдельности. Будет ли у нас правовое государства, будет ли на практике соблюдение прав человека и уважение к каждой личности таким же естественным, как восход солнца. Или же реальность будет продолжать давать нам повод проводить такие исследования.

Мы абсолютно уверены, что данное исследование принесет пользу. Если даже эта польза не выразится в сиюминутном изменении организации работы органов власти в Воронеже или в другом регионе, и в соблюдении прав граждан на доступ к информации. По крайней мере, большее число людей узнает о своих правах, связанных с доступом к информации в органах государственной власти и местного самоуправления. Просветительская задача в любом случае будет выполнена. Но нам хотелось бы надеяться, что наше небезразличие к поднятой проблеме всколыхнет и в других желание сделать «мир лучше», пусть даже если начать с малого. Сказать о проблеме вслух и признать ее существование.


Директор Центрально-Черноземного

Центра Защиты Прав СМИ

Галина АРАПОВА



Декабрь, 2002


Центрально-Черноземный Центр Защиты Прав СМИ


e-mail: gala@media.vrn.ru

Web-site: www.mmdc.narod.ru

Тел/факс (0732) 550-600 тел. (0732) 522-942




Похожие:

Предисловие iconПредисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам
Предисловие переводчика
Предисловие iconОглавление издательство Предисловие Предисловие к третьему изданию 6
Вопрос об условиях тождественности фарадеевской и максвелловской формулировок закона электромагнитной индукции 58
Предисловие iconСодержание предисловие
Предисловие (Йог Раманантата)
Предисловие iconПредисловие к русскому изданию предисловие I. Чувство направления
Беседа Питера Брука с Питером Робертсом во время репетиций “Короля Лира” в Стратфорде-на-Эйвоне в 1962 году
Предисловие iconТом Хорнер. Все о бультерьерах Предисловие
Нет ни одной такой книги о бультерьерах, кроме книги, написанной моим старым другом Томом Хорнером, к которой я очень хотел, чтобы...
Предисловие iconТом Хорнер. Все о бультерьерах Предисловие
Нет ни одной такой книги о бультерьерах, кроме книги, написанной моим старым другом Томом Хорнером, к которой я очень хотел, чтобы...
Предисловие iconВ. Н. Сагатовский Антропокосмизм мировоззрение для пост-новой эры Оглавление предисловие 4 диагностика 5 Урок
Предисловие 4 диагностика 5 Уроки ХХ века. Конец «новой эры» 5 Разочарование 6 Аксиологическая типология человечества 11 Кто я и...
Предисловие iconПредисловие

Предисловие iconПредисловие переводчика

Предисловие iconСодержание предисловие. Раздел I. Задачи государственной власти и основы общественного устройства россии
Предисловие. Раздел I. Задачи государственной власти и основы общественного устройства россии
Предисловие iconДокументы
1. /Предисловие.rtf
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов