Результаты практической части исследования доступа к информации в органах государственной власти и местного самоуправления г Воронежа icon

Результаты практической части исследования доступа к информации в органах государственной власти и местного самоуправления г Воронежа



НазваниеРезультаты практической части исследования доступа к информации в органах государственной власти и местного самоуправления г Воронежа
Дата конвертации18.06.2012
Размер127.74 Kb.
ТипДокументы

Результаты практической части исследования

доступа к информации в органах государственной

власти и местного самоуправления г Воронежа

1. Посещение учреждений.

Участники группы мониторинга, как граждане, так и журналисты в составе групп наблюдателей по два человека посетили органы государственной власти и местного самоуправления, государственные учреждения в целях получить открытую по своему статусу информацию, которая представляла для них интерес.

Обстановку в этих учреждениях и реакцию работников, предоставление/не предоставление информации, обращение наблюдатели фиксировали и заносили в листы посещений (наблюдений) для дальнейшей обработки и анализа. За период реализации проекта набл.датели посетили 6 районных администраций г. Воронежа (по 2-3 раза каждую), администрацию города Воронежа и администрацию Воронежской области.

Также наблюдатели посетили следующие государственные учреждения:

  1. Главное управление здравоохранения Воронежской области

  2. Городской отдел здравоохранения

  3. Главное управление архитектуры и градостроительства г. Воронежа

  4. Главное управление экологии Воронежской области

  5. Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Воронежа

  6. Государственную налоговую инспекцию

  7. Страховую медицинскую компанию.

Эти учреждения были избраны в силу наличия в них информации, представляющей общественную значимость и для разрешения конкретных общественно-значимых вопросов, для помощи конкретным людям, которые обращались за информацией и помощью в нашу организацию и другие правозащитные организации г. Воронежа, в частности в Объединенный Демократический Центр.

В лист наблюдений по соблюдению права на свободное посещение зданий и помещений государственных органов, органов местного самоуправления и государственных учреждений были включены следующие вопросы и получены следующие результаты.


Как показывает анализ полученных данных, самой закрытой является городская администрация (главное здание). Пройти туда не смогли ни наблюдатели-граждане, ни наблюдатели-журналисты. Милиционеры на входе (3 человека) не только не пустили через свой пост, но и отказались дать какую-либо информацию о правилах прохода в помещение администрации. Но следует отметить, что в другие помещения городской администрации, находящиеся по другим адресам, наблюдатели проходили свободно.

В помещение Областной администрации также вход далеко не свободный, но там есть возможность получить четкие и ясные разъяснения милиционеров-охранников и доступен телефон с номерами всех служб и сотрудников администрации.

В районных администрациях ограничений по входу в здание нет, хотя в большинстве из них у входа сидит дежурный.


В Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города есть охранник, и он дает полную информацию о правилах входа и имеет связь с должностными лицами.

В большинстве посещенных наблюдателями зданий созданы нормальные условия для посетителей (есть стулья, доступен общественный туалет).

Только в одном учреждении - Главном управлении архитектуры и градостроительства есть правила обжалования решений чиновников и адреса вышестоящих организаций, во всех остальных - их нет (по крайней мере в доступных для посетителей местах).

^ 2. Посещение чиновников.

Всего за время мониторинга наблюдатели побывали на приеме у 28 чиновников органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, государственных учреждений.

В ^ 64% случаев чиновники приняли наблюдателей без предварительной записи, в рабочее время. В 18% - только в приемные часы. В 12% случаев встреча с должностным лицом состоялась после предварительной записи на прием.

В большинстве случаев (24 из 28) наблюдатели попали на прием к чиновнику в день посещения, в одном случае (запись к чиновнику областной администрации - от 14 до 30 дней), в остальных случаях в течение 3-7 дней после записи на прием.

Во время встреч с чиновниками наблюдатели запрашивали общественно-значимую информацию, по многим вопросам был получен ответ и/или разъяснение. Поскольку у жителей города Воронежа недостаточно информации по некоторым вопросам о безопасности, экологии, градостроительству, здравоохранению, образованию, сбору налогов и функционированию страховых медицинских фондов, наблюдатели эти вопросы задавали чиновникам.

В ^ 4 случаях визиты к чиновникам оказали практическую помощь конкретным людям и группам лиц.

Легко ли попасть на прием к главе администрации? Как показывают данные мониторинга, самое сложное в настоящее время в г. Воронеже - это встретиться с главой администрации любого уровня (района, города, области).

Наблюдатели пытались записаться на прием к главам районных администраций. Мы не ожидали, что это так сложно. Первый вопрос, который задает чиновник общего отдела- «По какому вопросу?» Следующий вопрос «А Вы откуда?» «А кто Вы?», «А зачем Вам эта информация?» Если ответ удовлетворяет чиновника, то он определяет, в компетенции какого заместителя главы администрации находится этот вопрос и стоит ли с этим вопросом вообще обращаться.

Наблюдатели интересовались, на основании каких нормативных актов они задают эти вопросы. В некоторых администрациях чиновники ссылались на те или иные внутренние акты, но во всех случаях просьбы показать эти нормативные акты остались неудовлетворенными. А в одной из районных администраций чиновник заявил "Да, есть такое постановление, но я его не покажу!" По вопросам, связанным с правилами записи на прием к главам администраций, были направлены письменные запросы во все эти районные администрации. Ответы получены на 30% письменных запросов.

^ Городская администрация. К главе города Воронежа можно попасть на прием только после посещения трех его замов. Наблюдателей поставили в известность, что в настоящее время запись к главе города вообще закончена, график посещений заполнен на полгода вперед.

^ Областная администрация. В областной администрации существует четкий порядок записи к заместителям главы администрации области. Известны конкретные дни приема, в приемных проводится предварительную запись. Глава администрации области регулярно встречается с жителями сельских районов области.

^ На приеме у должностных лиц. Должностные лица, с которыми встречались наблюдатели, поводят приемы граждан более одного раза в неделю (57%), один раз в неделю - 43%.

В среднем продолжительность приема у должностных лиц - 16 минут, самая долгая встреча длилась 45 минут, самая короткая - 5 минут.


Наблюдателям было отказано в предоставление запрашиваемой информации в 36% случаев.


В 64% информация была предоставлена, но отличалась по полноте предоставленной информации. Ответ должностного лица был:

  • полным - 39%

  • частично полным - 21%

  • скорее неполным - 17%

  • совсем неполным - 21%.


В 67% случаев ответов на запросы запрашиваемая информация была предоставлена лично чиновником, к которому обращались.


В 29% - другим должностным лицом, к которому переадресовал вопрос чиновник, к которому обращались первоначально.


В 4% - информация была получена через секретаря должностного лица, к которому обращались наблюдатели.


На вопрос "^ Была ли удовлетворена Ваша потребность в информации?" в 54% запросов информации у чиновников, наблюдатели ответили "Да". Соответственно в 47% - "Нет". А это почти половина!


В ^ 60% наблюдатели остались довольны работой посещенных должностных лиц, в 40% - нет.


В большинстве случаев к наблюдателям отнеслись с должной вежливостью (60%). В нескольких случаях (30%) - не достаточно вежливо, равнодушно, а в 10% случаях - просто откровенно грубо.


^ 3. Письменные запросы граждан и журналистов.


За время мониторинга были направлены тестовые письменные запросы в органы государственной власти и местного самоуправления от граждан и редакций СМИ г. Воронежа.


А) Письменные запросы граждан.


От граждан было направлено 26 запросов.


Получены ответы в установленный Законом Воронежской области "Об обращениях граждан" срок на письменные запросы граждан в ^ 54% случаев отправленных запросов (на которые получены уведомления о вручении адресатам). 2/3 из этих полученных ответов содержали переадресовку в другие учреждения. После чего были направлены повторные запросы по указанным в ответах адресам.


Полные ответы (из полученных) составили ^ 23%.


Ответы получены на 30% запросов по правилам записи на прием к главам районных администраций г. Воронежа. Ответы содержали информацию о том, что прием граждан главой администрации ведется на основании закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Закона Воронежской области "Об обращениях граждан".


На ^ 70% запросов мы не получили ответа вообще.


Справка: Закон Воронежской области "Об обращениях граждан" рассматривает обращения "как важное средство укрепления связи граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления Воронежской области по реализации конституционного права граждан на их непосредственное участие в самоуправлении, в восстановлении нарушенных прав и свобод."

Статья 2 этого закона утверждает принципы работы с обращениями граждан: "Основными принципами в работе с обращениями граждан являются демократичность, доступность, гласность, законность, широкий круг рассматриваемых вопросов, контроль за своевременностью и полнотой рассмотрения обращений гражданю."

Статья 4 говорит о праве граждан на обращения:

"Граждане - жители Воронежской области, иные граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства, законно находящиеся на территории Воронежской области, вправе лично или через своих представителей, уполномоченных в установленном законом порядке, обращаться в органы государственной власти Воронежской области, в органы местного самоуправления, к их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, к руководителям предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов. Органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, должностные лица, депутаты Воронежской областной Думы, депутаты Муниципального Совета г. Воронежа, государственные и муниципальные служащие в соответствии со своими служебными обязанностями, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений обязаны своевременно и по существу рассматривать обращения граждан и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Законом."


Такой результат говорит о систематическом игнорировании должностными лицами органов власти и местного самоуправления на практике права на доступ к информации. Это определенным образом противоречит тому, что говорили чиновники при опросе на данную тему. (см. раздел исследования " Воронежские чиновники о доступности информации"). Напомним, что на вопрос об осведомленности госслужащих о своих обязанностях по предоставлению информации получены следующие ответы.


«Должны ли сотрудники госучреждений предоставлять информацию?»

^ Предоставление информации

рядовым гражданам

представителям СМИ

должны всем

70%

90%

должны, но не всем

30%

10%

По итогам опроса 74% власть предержащих, по их собственному мнению, не отказывают в информации тем, кто ее просит. 26% отказывают достаточно редко и по веским причинам.


Как видно, отвечая на вопросы, госслужащие видимо пытались приукрасить реальное положение вещей, будучи осведомленными в принципе, что на них законом возложена обязанность предоставить информацию не составляющую охраняемую Законом тайну. Кому же захочется признавать, что он нарушает закон?


Любопытно, что опрашивая население и журналистов мы получили тоже весьма позитивный результат.


^ Получили ли Вы необходимую информацию?

Получение информации

население

Журналисты

в полном объеме

62,7%

35%

не в полном объеме

24%

65%

не получили

13,2%

-


Получается, что большинству просителей от населения предоставляют по запросам информацию в полном объеме, и отказывают только в 30% случаев (по их мнению), а журналистам не отказывают вообще (!). На практике же, при попытке получить определенную информацию, гражданам в 70% случаев на запросы просто не ответили (не говоря уже о мотивированном отказе). Это существенно отличается от вышеуказанных 13,2%.


В 80% отправленных запросов редакции СМИ не получили ответа. Это существенно противоречит тому, что журналисты сами об этом говорят в ответ на вопросы социологов. Что это, забывчивость? Вероятнее всего, это можно объяснить тем, что журналисты просто редко посылают письменне запросы (ввиду невысокой оперативности такого поиска информации), а пользуются личными связями и черным ходом для получения информации, когда отказов, как правило, не бывает.


Б) Запросы от редакций СМИ г. Воронежа.


Редакциями воронежских газет было направлено 20 запросов руководителям различных государственных органов и государственных и муниципальных учреждений с просьбой предоставить ту или иную информацию, не относящуюся ни к конфиденциальной, ни к другой охраняемой законом тайне.


10% ответов за письменные запросы редакций СМИ составили полные ответы и в установленный Законом РФ "О средствах массовой информации" срок - 7 дней (см. Ст. 39-40 Закона). 20% - ответы с указанием нового адресата для ответа на заданный вопрос и/или получения запрашиваемой информации (переадресовка) в срок (ответы были получены в течение 5 и 6 дней), 10% - ответы с нарушением установленного срока, содержащие переадресовку.


В ^ 80% отправленных запросов редакции не получили ответа. В 20% случаях отказа в предоставлении информации редакторы СМИ подали жалобы в суд на нарушение права на получение информации.


^ 4. Мониторинг прессы.


За время реализации проекта наши сотрудники провели мониторинг областных и городских изданий г. Воронежа.


Это следующие издания:

  1. "Воронежский курьер" - областная общественно-политическая газета, Тираж 7250 экземпляров, выходит три раза в неделю.

  2. "Коммуна" - областная газета, 34415 экземпляров, выходит четыре раза в неделю.

  3. "Моё!" - еженедельник, тираж 105417 экземпляров.

  4. "Комсомольская правда", воронежский выпуск, тираж 29025 экземпляров, еженедельник.

  5. "Аргументы и факты - Черноземье" - региональное приложение, еженедельник, общий тираж по России - 2929000экз.


Все издания публикуют информацию о деятельности органов власти, местного самоуправления и государственных учреждений. Но, как правило, эта информация носит новостной характер.


Обратила на себя рубрика "Прямая линия" в "Комсомольской правде". Предваряет "Прямую линию" анонс: "Спросите у главы N-ского района! Вопросы Вы можете задать Ф.И.О. главы района, указаны дата, время, телефон." В одном из последующих номеров публикуются вопросы читателей и ответы главы соответствующего района г. Воронежа.


Значительное количество информации о деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и государственных учреждений содержится в письмах читателей, напечатанных в газетах, информация о нарушении прав граждан на доступ к информации в различные органы можно встретить в письмах читателей в газету (так, например, в газете "Коммуна" есть специальная рубрика "Ваше письмо").


Газета "Воронежский курьер" в рубрике "Хроника власти" публикует новости о деятельности областной и городской администрации.


Так в одной из статей проведен анализ девятимесячной работы с обращениями граждан в администрацию области (за период с 1.01.2002 по 1.09.2002).


Мы приводим эту любопытную информацию, так как она прямо перекликается с настоящим исследованием.


Так, за период с 1.01.2002 по 1.09.2002 "в администрацию области поступило 11515 обращений. Из них - 6675 письменные, 4835 - устные; в том числе заявлений - 6482, жалоб - 177, предложений - 7, благодарностей -4 . 12% всей корреспонденции - от коллективных авторов.


Из общего числа письменных обращений половину составляют письма жителей области, адресованные непосредственно главе администрации области. В частности, во время встреч главы администрации области с избирателями шести сельских районов и города Нововоронежа ему было передано 141 обращение.


В администрацию Президента РФ обратились 1840 человек. Что составило 30% зарегистрированной почты. Более 1000 заявлений переслано на рассмотрение из различных федеральных структур власти. Пять процентов составили обращения к главному федеральному инспектору Воронежской области. 638 заявлений, рассмотренных в администрации области, касаются реализации права на жилье. Большинство авторов - малоимущие, вынужденные переселенцы, военнослужащие, то есть люди, претендующие на получение бесплатного государственного или муниципального жилья. Исполнение каждого третьего обращения контролировалось, но только по девяти было найдено положительное решение.

Вдвое сократилось число просьб о предоставлении жилищных субсидий. Растет объем почты по проблемам реализации права пользования полноценными жилищно-коммунальными услугами. Так, по ремонту домов и квартир поступило 160 обращений. О несвоевременном устранении неполадок в сетях коммунальных систем - 131. Благодаря мерам, принятым администрацией области, сократилось число жалоб об отключении электроэнергии. На прежнем уровне остается количество регистрируемой почты по вопросу газификации сел.

Несмотря на сокращение на 12% количества писем по теме социальной защиты, их объем остается самым высоким и составляет 38,7%. Четвертая часть писем касается выплаты задолженности по детским пособиям. Как правило, это обращения матерей многодетных семей и семей с низкими доходами. На помощь этой категории жителей направлено 26 млн. рублей.


Недостаточный уровень пенсий и пособий является причиной 500 обращений об оказании материальной помощи. Снижение уровня выплаты по опекунским пособиям в текущем году стало причиной обращения в администрацию президента РФ 26 опекунов из Советского района.

Активно проводилась работа по обеспечению инвалидов военной службы спецавтотранспортом. Всего выдано 480 автомобилей "Ока". И все же количество обращений с просьбой предоставить автотранспорт вне очереди постоянно возрастает.

^ Увеличение затрат на содержание системы бесплатного здравоохранения позволило снизить в два раза число жалоб на работу государственных лечебных учреждений."


Также в газете "Воронежский курьер" публиковалась полоса "Возьмем свое", в которой можно найти ответы на многие волнующие граждан вопросы, связанные с товарами (покупка, пошлина и пр.) и услугами (банковскими, юридическими, фармацевтическими, риелторскими).


Газеты регулярно печатают анонсы встреч и прямых линий с руководителями и должностными лицами органов власти, местного самоуправления и государственных учреждений. За время мониторинга прессы мы не встретили публикаций о правилах обращений граждан за информацией, о правилах обжалования фактов не предоставления информации, неправомерных действий должностных лиц.




Похожие:

Результаты практической части исследования доступа к информации в органах государственной власти и местного самоуправления г Воронежа iconКонцепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества
Тетов деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее...
Результаты практической части исследования доступа к информации в органах государственной власти и местного самоуправления г Воронежа iconЗенков максим юрьевич
Система связей с общественностью в государственных органах и органах местного самоуправления. Создание общественных приемных и регламентация...
Результаты практической части исследования доступа к информации в органах государственной власти и местного самоуправления г Воронежа iconБахтин с. И., Тюгашев е. А
Экстремистской деятельности органами государственной власти и местного самоуправления
Результаты практической части исследования доступа к информации в органах государственной власти и местного самоуправления г Воронежа iconОсновные понятия и принципы местного самоуправления
В настоящее время в литературе отсутствует единое научное толкование местного самоуправления и предлагается более тридцати его определений....
Результаты практической части исследования доступа к информации в органах государственной власти и местного самоуправления г Воронежа iconКраткая информация о Конгрессе муниципальных образований РФ
Российской Федерации и обеспечения их взаимодействия с федеральными органами государственной власти и международными организациями...
Результаты практической части исследования доступа к информации в органах государственной власти и местного самоуправления г Воронежа iconИнструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти эталон структуры инструкции по дел-ву в любой организации
Федеральный закон от 25. 01. 1995 №24-фз «Об информации, информатизации и защите информации»
Результаты практической части исследования доступа к информации в органах государственной власти и местного самоуправления г Воронежа icon2. Организация работы с населением в органах местного самоуправления
Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года в части, не противоречащей Конституции Россий­ской Федерации, Закону...
Результаты практической части исследования доступа к информации в органах государственной власти и местного самоуправления г Воронежа iconРоссийская федерация федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации
Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
Результаты практической части исследования доступа к информации в органах государственной власти и местного самоуправления г Воронежа iconРоссийская федерация федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации
Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
Результаты практической части исследования доступа к информации в органах государственной власти и местного самоуправления г Воронежа iconПоложение
Управами, назначаемыми правительством субъектов Федерации, то есть являющиеся также государственными органами. А по ст. Ст. 12 Конституции...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов