Право на Доступ к информации: комментарий юриста icon

Право на Доступ к информации: комментарий юриста



НазваниеПраво на Доступ к информации: комментарий юриста
Дата конвертации18.06.2012
Размер188.46 Kb.
ТипСтатья

Право на Доступ к информации:

комментарий юриста



юристы Центрально-Черноземного

Центра Защиты Прав СМИ


Маргарита АНДРУК

Галина АРАПОВА

Статья 29 Конституции РФ закрепляет право каждого на свободное получение информации. Это не просто декларативная норма Конституции, а одно из необходимых условий существования правового, демократического государства.



Право на получение информации занимает особое место среди других прав и свобод человека. И поскольку мы живем в обществе, в социуме, где существуют определенные институты власти, аккумулирующие в своих банках данных большой объем общественно-значимой информации, то особо важно для каждого члена общества иметь возможность ознакомиться с этой информацией. Причем в полном объеме и своевременно.


Органы государственной власти и местного самоуправления - это органы публичной власти, призванные упорядочивать общественную жизнь и управлять общественными процессами в интересах граждан. Соответственно их деятельность должна быть открытой и прозрачной для тех, для кого они работают. Парадокс - но именно государственные органы как правило стремятся к закрытости. Почему? Распространенное мнение - "народу знать все - не обязательно". Или - "лишняя информация может навредить". Но кто решает, какая информация "лишняя", или что из "всего", можно держать в тайне от народа? И почему собственно!


Информация действительно может как навредить, так и спасти и защитить. Поистине силу слова (устного и письменного) переоценить трудно. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется право на информацию, то есть право свободно искать, получать и передавать информацию. Право на информацию является неотчуждаемым правом человека и гражданина.


Важность права на доступ к информации состоит и в том, что оно одновременно является механизмом защиты других прав, так как прозрачность и открытость деятельности органов власти снижает уровень нарушений прав и свобод. Кроме того, без реализации этого права гражданам невозможно активно участвовать в управлении делами государства, общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления. Поэтому, гражданам необходимо получать информацию о деятельности государственных органов и по другим общественно важным вопросам.


В проекте Закона о праве на информацию, который все еще находится на доработке, в ст.
4 "Основные принципы реализации права на информацию" были отражены следующие основные принципы реализации права на информацию:

  • общедоступность и открытость информации;

  • обеспечение безопасности личности, общества и государства;

  • информированность граждан о деятельности органов и организаций;

  • законность поиска, получения и передачи информации;

  • предоставление достоверной информации;

  • защита права на информацию."

Они неплохо поясняют важные аспекты реализации данного права.

Еще в 1995 году был издан Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», который установил принцип информационной открытости деятельности органов государства, их должностных лиц, что должно выражаться:

  • в доступности информации для граждан, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

  • в систематическом информировании граждан о предполагаемым или принятых решениях;

  • в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.


Для осуществления этого права недостаточно его декларативного провозглашения и закрепления принципов открытости в деятельности государственных органов в нормативно-правовых актах. Необходимо также наложение на соответствующих должностных лиц обязанности предоставить информацию, наличие санкции за незаконный отказ в предоставлении информации.


Вопрос о доступе к информации регулируется различными нормативно-правовыми актами: федеральными, региональными, местными. Общим правилом является то, что государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. И только в исключительных случаях возможно засекречивание информации. В соответствии с законодательством (ст. 10 Закона РФ «Об информатизации, информации и защите информации») по категориям доступа информация подразделяется на:

  1. открытую и

  2. с ограниченным доступом:

  • государственная тайна и

  • конфиденциальная информация.


Ограничение права на получение информации возможно на общих основаниях, установленных ст. 55 Конституции РФ. Конституция требует, чтобы ограничение было установлено федеральным законом ради защиты ряда ценностей и было необходимым. Следовательно, если оно не соответствует этим требованиям, то является незаконным.


Неправомерное ограничение права на доступ к информации возможно на двух стадиях:

  • на стадии при принятии закона,

  • и на этапе правоприменения.


Наше исследование было направлено на мониторинг соблюдения права на доступ к информации на последней стадии, следовательно, и анализ законодательства мы ограничим только этой стадией.


Как уже упоминалось, Конституция закрепляет право каждого на получение информации. Способы реализации этого права могут быть различными: запрос информации, посещение соответствующего государственного органа, должностного лица. Главное требование к путям поиска информации - они должны быть законными.


^ Право на запрос информации


Одним из способов получения информации является запрос информации. Правовое регулирование и порядок запроса отличаются для граждан и для журналистов.

Если для журналистов порядок запроса детально закреплен в статьях 39-40 Закона РФ «О средствах массовой информации», то аналогичного правового регулирования порядка получения информации по запросам гражданами на федеральном уровне нет.

23 мая 2002 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ был отклонен проект закона “О праве граждан на информацию”. Председатель подкомитета комитета Госдумы по информационной политике, в интервью в качестве причины отклонения этого законопроекта назвал его недостаточную проработанность. В отсутствие этого закона при необходимости запроса гражданами информации в федеральных органах государственной власти РФ можно руководствоваться общими принципами, содержащимися в Конституции РФ, Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации».

В отдельных субъектах федерации, не дожидаясь принятия закона в центре, предпринимаются шаги к урегулированию этого важнейшего вопроса и принимаются соответствующие законы, которые регулируют получение информации в государственных органах этого субъекта . Так например, в Калининградской области принят закон «О порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области», который непосредственно регулирует порядок запроса информации гражданами.

Конечно же, в идеале должны существовать как Федеральный Закон «О праве граждан на информацию», который был бы рамочным для получения информации в органах власти различных уровней, и содержал бы более детальный порядок получения информации в федеральных органах, так и закон в каждом субъекте, который регулировал бы эту сферу правоотношений и детализировал Федеральный закон.

^ Редакционный запрос

Закон РФ «О СМИ» закрепляет за редакцией право направить запрос (как устный, так и письменный) о деятельности государственных органов, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Так как Закон «О СМИ» уже действовал до принятия Конституции, он не говорит об органах местного самоуправления. Думается, что этот пробел в отношении муниципальных органов может быть устранен применением аналогии закона.

Орган в любом случае обязан ответить на запрос. За это ответственны те лица, к которым он был направлен (руководители, их заместители, работники пресс-службы). Однако, содержание ответа на запрос может отличаться:

  • содержать необходимую информацию;

  • отказ в предоставлении информации;

  • уведомление об отсрочке.

К каждому из этих видов ответов закон предъявляет различные требования. Отказ в предоставлении возможен лишь в случае, когда запрашиваемая информация составляет какую-либо охраняемую законом тайну. В отказе должны быть указаны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую тайну.

Уведомление об отсрочке в предоставлении информации должно быть мотивировано, то есть содержать причины, по которым информация не может быть предоставлена в обычный семидневный срок, а также, содержать дату, к которой будет предоставлена информация. Каждый из ответов должен в обязательном порядке быть подписан полномочным должностным лицом.

Закон «О СМИ» устанавливает сроки, в течение которых должен быть предоставлен ответ:

3 дня – отказ в предоставлении информации, уведомление об отсрочке,

7 дней – предоставление информации.

Игнорирование любого из вышеперечисленных требований к ответу на запрос, будет считаться нарушением законодательства.

Можно выделить следующие виды наиболее существенных нарушений:

  1. необоснованный отказ в получении информации (когда должностное лицо отказывает предоставить информацию на основании, которое отсутствует в ст. 40 Закона «О СМИ»);

  2. непредставление ответа;

  3. нарушение срока ответа на запрос.

Каждое из этих нарушений зачастую встречается на практике. Действующее законодательство предусматривает возможными следующие виды ответственности за отказ в предоставлении информации: дисциплинарная, административная, гражданская и уголовная.

^ Запрос информации гражданами

Порядок запроса информации гражданами не так детально урегулирован в законодательстве, как запрос информации редакциями СМИ. Специальное правое регулирование полностью отсутствует.

Право на направление запроса является составной частью закрепленного Конституцией права на получение информации, таким образом можно просто ссылаться на статью 29. Если гражданин запрашивает информацию о себе, то законную силу имеет и ст. 24, которая возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обязанность «обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

^ В Воронежской области принят Закон «Об обращениях граждан». Он регулирует порядок обращения граждан в органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, к их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, к руководителям предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов. Обращениями могут быть предложения, заявления, жалобы, ходатайства в устной или письменной форме, в том числе коллективные обращения и петиции граждан. Закон дает определение каждому из видов обращений. При анализе этих понятий, следует, что запрос информации возможен лишь в форме заявления. Следовательно, тот порядок предоставления информации, который предусмотрен этим Законом, является обязательным и для запросов информации гражданами.

Статья 11 этого Закона, довольно подробно регулирует вопрос о сроках предоставления ответа на запрос информации:

  1. запросы не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются безотлагательно, не позднее 15 дней;

  2. в тех случаях, когда для ответа на запрос необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего органа власти Воронежской области или его заместителем, но не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу, подавшему обращение;

  3. общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для принятия решения и ответа на запрос, рассматриваются в суде. В таких случаях общий срок рассмотрения обращения продлевается на весь период судебного разбирательства. В подобном случае информация об этом направляется гражданину в течение 10 дней с момента принятия по нему соответствующего решения.

Таким образом, если применять вместе Конституцию РФ, Закон РФ «Об информации, информатизации, защите информации», Закон Воронежской области «Об обращениях граждан», то можно сделать вывод, что на запрос информации (письменный или устный), которая не отнесена федеральными законами к государственной тайне или конфиденциальной информации, каждый гражданин должен получить содержательный ответ по общему правилу в течении 15 дней, а если необходимо совершить какие-либо дополнительные действия, то срок может быть продлен не более чем до 1 месяца. Отказ в предоставлении информации по иным основаниям, а также пропуск установленного законодательском срока, является нарушением конституционного права на получение информации.


^ Открытость органов государства,

как условие реализации права на доступ к информации

Органы государственной власти, местного самоуправления должны быть открытыми для граждан, в том числе и для журналистов. В противном случае, гражданам (журналистам) не будет доступна информация, которую можно получить при непосредственном посещении органов государственной власти.

Как и в предыдущем случае, право журналистов на посещение органов государственной власти прямо предусмотрено в п. 2 ст. 47 Закона РФ «О СМИ», а право граждан напрямую в законодательстве не предусмотрено. Однако его можно вывести из права на получение информации, как один из законных способов его реализации.

Открытость государственных органов и органов местного самоуправления предполагает три составляющие:

  1. открытость здания органов государства;

  2. реальную возможность попасть на прием к должностному лицу, в компетенции которого предоставление интересующей граждан информации;

  3. общедоступность информации о государственном органе, его деятельности (время работы, порядок записи к должностным лицам, условия прохода в здание государственного органа, если проход в него каким-то образом ограничен).

Общим правилом является, что каждый гражданин, желающий посетить интересующий его государственный орган (орган местного самоуправления), может беспрепятственно это сделать. Конечно же, это право может быть ограничено, но ограничение должно соответствовать требованиям ст. 55 Конституции РФ, то есть быть установленным Федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ссылки на другие нормативно-правовые акты, в том числе внутренние, являются незаконными и необоснованными. Так же необоснованным будет отказ в ознакомлении с этими документами, так как эти документы касаются права человека на получение информации, а ст. 24 Конституции РФ прямо предусматривает: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы».

Кроме того, в соответствие со ст. 10 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» запрещается отнесение нормативно-правовых актов к информации с ограниченным доступом. То же положения касаются отказа в предоставлении документов, устанавливающих порядок приема граждан должностными лицами.

В принципе могут существовать формальные требования (условия) при входе в здание органа государственной власти (органа местного самоуправления), при выполнении которых гражданин может беспрепятственно попасть в здание (например, предъявление паспорта, иного документа, удостоверяющего личность, проверка на наличие предметов опасных для здоровья окружающих, безопасности помещения и граждан и т. п.), но эти требования должны быть общеизвестны и выполняться уважительно и корректно по отношению к посетителям.

^ Прием должностного лица

как способ получения информации


Гражданин и журналист имеют право получить открытую информацию также и на приеме у должностного лица.


Правовые нормы о приеме должностных лиц разбросаны в различных нормативно-правовых актах, в законах, в положениях о соответствующих органах государственной власти, положениях о делопроизводстве органа. В основном в законах говорится, что соответствующее должностное лицо ведет прием граждан (Федеральный закон РФ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» устанавливает, депутат ведет личный прием граждан, Устав Воронежской области содержит аналогичную норму в отношении главы Администрации Воронежской области).


Положения о делопроизводстве устанавливают порядок организации приема более детально: кто ответственен за организацию приема граждан, какой правовой акт устанавливает график приема и т.п. На примере администрации г. Воронежа этот вопрос урегулирован Постановлением Исполкома Администрации города Воронежа от 21 января 1999 г. N 21 "Об инструкции по делопроизводству". Оно устанавливает правила о том, что запись граждан на прием по личным вопросам к главе администрации города, его заместителям осуществляется работниками группы по работе с обращениями граждан ежедневно в рабочие дни и часы. Прием граждан по личным вопросам руководителями администрации ведется ежедневно, кроме выходных, по утвержденному главой администрации города графику. Учет посетителей и высказанных ими предложений на личном приеме ведется на карточках установленной формы. Карточки заполняются работниками приемной граждан во время записи на прием с последующей подготовкой дополнительного материала и передачей для ознакомления руководителями, ведущими прием.


Закон «О СМИ» (ст. 47) также особо оговаривает, что журналист имеет право быть принятым должностным лицом в связи с запросом информации, которым в данном случае будет признаваться любая просьба о предоставлении информации, как устная, так и письменная, как частный случае например, интервью.


Вопрос о предоставлении или не предоставлении информации решается также, как и при получении информации в порядке запроса. Если информация является открытой, то она должна быть предоставлена. Думается, что сроки предоставления информации должны соответствовать Закону Воронежской области «Об обращениях граждан». Если не требуется дополнительных действий, должностное лицо должно предоставить информацию непосредственно на приеме, если сразу информация не может быть предоставлена, то должностное лицо должно указать в какой срок оно предоставит информацию, но не позднее чем через месяц.


^ Нарушение права на получение информации,

установленная ответственность


Приходится констатировать факт, что право граждан на получение информации очень часто нарушается. И гражданам и журналистам регулярно отказывают предоставить открытую информацию, государственные органы нарушают установленные законодательством сроки предоставления информацию, здания и помещения государственных органов не доступны. В них не могут попасть не только граждане, но даже и журналисты, право которых на посещение госорганов прямо закреплено в федеральном Законе «О СМИ» и др.


Законодательство предусматривает меры ответственности за непредоставление информации.

  1. Административная ответственность. Ответственности за отказ в предоставлении информации посвящена отдельная статья Кодекса об административных правонарушениях — ст. 5.39. Именно на нее теперь смогут ссылаться граждане и журналисты в случаях неправомерных препятствий в получении информации. Появление этого состава административного правонарушения является чрезвычайно важным, поскольку ранее в законодательстве практически отсутствовала законная возможность оперативного привлечения должностных лиц к ответственности за неправомерные действия либо бездействие при выполнении обязанности по предоставлению информации.

Административными правонарушениями согласно КоАП РФ (ст. 5.39) признаны следующие деяния:

  1. неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина;

  2. несвоевременное предоставление таких документов и материалов;

  3. непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом;

  4. предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации.

Третий из вышеперечисленных четырех пунктов статьи имеет прямое отношение к запросам редакции, поданным в государственные органы, организации и общественные объединения и их должностным лицам.

Принципиальное значение имеет закрепленный в ст. 4.1 КоАП РФ следующий принцип: «^ Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено». Это означает, что должностное лицо не может повторно отказать в предоставлении информации, сославшись на то, что оно уже было привлечено за это к административной ответственности, в связи с чем считает отношения с редакцией СМИ исчерпанными.

Если же должностное лицо вновь не предоставит информацию по запросу редакции, журналиста, гражданина, то согласно ст. 4.3 КоАП РФ, это может расцениваться как продолжение противоправного поведения, что является отягчающим основанием при решении вопроса о назначении административного наказания. Аналогичным образом будет рассматриваться повторное совершение правонарушения — например, по отношению к другой редакции (гражданину), — если за совершение первого административного правонарушения на должностное лицо был наложен штраф, но не истекли 12 месяцев с момента привлечения его к ответственности.

^ Ответственность в порядке Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Статья 24 «Защита права на доступ к информации» Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» закрепляет, что отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Все указанные раннее нарушения, лицо, чье право на запрос нарушено, может обжаловать в суд. Однако, необходимо помнить о трехмесячном сроке обжалования.

При обращении в суд, в случае нарушения права на получение информации, заявитель должен будет иметь доказательства того, что действительно со стороны государственного органа, должностного лица имелись нарушения закона. В данном случае, нарушение порядка предоставления ответа на устный запрос доказать практически невозможно, так как вызывает большие трудности доказывание самого факта наличия запроса. С остальными нарушениями дело обстоит иначе. Так при письменном запросе необходимо иметь копию запроса с подписью уполномоченного лица о получении запроса и датой получения запроса.

^ 3. Уголовная ответственность. Объективная сторона данного правонарушения установлена ст.140 УК «Отказ гражданину в предоставлении информации». Отличие ее от ранее указанного административного правонарушения лишь в наличие/отсутствие такого элемента, как причинение вреда правам и законным интересам гражданина (при преступлении он всегда присутствует).

По данным Центра Защиты прав СМИ еще не одно должностное лицо в Центрально-Черноземном регионе (возможно и во всей стране) не было привлечено к ответственности за отказ в предоставлении информации. Думается, это обусловлено несколькими причинами: отсутствие надлежащей законодательной базы, незнание журналистами и гражданами своих прав, нежелание обжаловать неправомерные действия, так как со временем информация теряет свою ценность, а судебные процессы длятся месяцами и даже годами.

Но мы убеждены, что каждому, чье право на получение информации нарушено, необходимо предпринимать активные действия по его восстановлению и привлечению к ответственности нарушителей. Так как в противном случае, должностные лица, оставаясь безнаказанными, вообще перестанут предоставлять запрашиваемую информацию. И это войдет в привычку и станет нормой общения между представителями власти и гражданами.

И в заключение приведем данные мониторинга нарушений прав журналистов, проводимого Фондом Защиты Гласности в России и Центрально-Черноземным Центром прав СМИ в Черноземном регионе. Эта статистика, конечно, лишь вершина айсберга, тем не менее позволяет оценить масштабы нарушения права на доступ к информации в нашей стране и нашем регионе, в частности.


^ Статистика нарушений прав журналистов, связанных с правом на получение информации за 1999- 2002 годы

на территории Центрально-Черноземного региона


(Воронежской, Липецкой, Белгородской, Курской, Тамбовской, Рязанской, Тульской областей)




^ Количество зафиксированных нарушений права журналистов на доступ к информации в областях Центрально-Черноземного региона




2002

2001

2000

1999

Ограничение права на посещение и присутствие в органах государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях, учреждениях, организациях, а также иных объектах и территориях

5

7

19

10

Необоснованный отказ в предоставлении запрашиваемой информации, а также нарушение порядка предоставления информации, ограничение доступа к документам и материалам

11

13

13

31

Необоснованное ограничение права производить записи

1

5

4

6

Запрещение работникам предприятий, учреждений, организаций предоставлять журналистам информацию, не составляющую государственную тайну




1

1

3

Ограничение права на посещение и присутствие на пресс-конференциях или праве задавать вопросы

1

1

-

2

Необоснованный отказ в аккредитации




1

-

3

Всего нарушений:

18

28

37

55


Как видно количество нарушений в данной сфере растет ежегодно.


^ Статистика нарушений прав журналистов

на доступ к информации


(в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку, отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях)

на территории России

по данным Фонда Защиты Гласности (информация доступна на сайте ФЗГ www.gdf.ru).



Год

Всего конфликтов в области прессы

Из них число нарушений права на доступ к информации

1999

1380

146

2000

1219

67

2001

1505

77

2002

1540

168




Похожие:

Право на Доступ к информации: комментарий юриста iconКомментариЙ юриста 27 июля Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»
Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Закон «Об информации,...
Право на Доступ к информации: комментарий юриста iconКомментариЙ юриста 27 июля Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»
Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Закон «Об информации,...
Право на Доступ к информации: комментарий юриста iconПредисловие
Занимаясь правовой защитой прав журналистов и редакций сми, мы тем самым стремимся защитить конституционное право каждого на доступ...
Право на Доступ к информации: комментарий юриста iconДоступ к информации вопросы и ответы
Иногда это действительно проще, хотя так интересно знать, на что каждый из нас имеет право по закону
Право на Доступ к информации: комментарий юриста iconДоступ к информации вопросы и ответы
Иногда это действительно проще, хотя так интересно знать, на что каждый из нас имеет право по закону
Право на Доступ к информации: комментарий юриста iconКомментарий к Федеральному закону "О политических партиях"
Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции рф, каждый имеет право на объединение. Это право закреплено в Федеральном законе n 82-фз "Об общественных...
Право на Доступ к информации: комментарий юриста iconУчебник для вузов. Элиста: заор "нпп джангар", 2006. 448 с. Комментарий к Федеральному закону "О личном подсобном хозяйстве" (постатейный) / Под ред. А. П. Анисимова. М.: Ось-89, 2007. 144 с
Алексей Павлович ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института современного права Волгоградской академии государственной...
Право на Доступ к информации: комментарий юриста iconРубрика «Комментарий юриста»
Что такое счастье? Это когда утром хочется идти на работу, а вечером возвращаться домой. В этом смысле Маше повезло: работу свою...
Право на Доступ к информации: комментарий юриста iconПереведено Центром "Право и средства массовой информации"
Переведено Центром “Право и средства массовой информации” по просьбе Совета Европы
Право на Доступ к информации: комментарий юриста iconПереведено Центром "Право и средства массовой информации"
Переведено Центром “Право и средства массовой информации” по просьбе Совета Европы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов