|
воронежские чиновники о доступностиинформацииИ, наконец, еще один непосредственный участник исследуемых нами взаимоотношений – чиновничий аппарат. В процессе исследования мы постарались охватить те организации, куда часто поступают запросы от граждан или куда они обращаются за помощью. Первый вопрос, который был задан представителям органов власти: «Как Вы считаете, насколько доступно для посещения здание Вашего учреждения?» Практически все – 95% - считают, что полностью доступно. Что, в общем-то, соответствует действительности. В процессе исследования было отмечено, что в здания госучреждений действительно можно пройти беспрепятственно. Представители Областной Думы отметили, что их здание доступно для большинства посетителей (так ответили всего 5% из числа опрошенных чиновников). Но пройти в здание – это лишь полдела. Неплохо было бы еще получить то, за чем пришел. И, судя по ответам чиновников, и рядовые граждане, и представители СМИ в большинстве случаев получают доступ к интересующей их информации. ^ В какой степени доступна информация в Вашем учреждении для:
Так отвечали чиновники. Напомним, что отвечали на этот же вопрос население и журналисты. Таблица 6 Получили ли Вы необходимую информацию?
Как видно из цифр, население, в некоторых позициях подтверждает ответы чиновников. С журналистами же ситуация прямо противоположная. В процессе исследования было отмечено, что недовольство журналистами со стороны чиновников вызвано по большей части непрофессионализмом представителей СМИ. Этот же факт, кстати, отмечают и половина самих журналистов. На вопрос об осведомленности госслужащих о своих обязанностях по предоставлению информации получены следующие ответы (см. Таблицу 7). ^ «Должны ли сотрудники госучреждений предоставлять информацию?»
Многие чиновники в процессе опроса даже поправляли: «не должны, а обязаны». Ответ же «не всем» подразумевает, что есть личная информация, не имеющая отношения к лицу, ее запрашивающему. Таким образом, по мнению чиновников, СМИ находятся в приоритетном положении по сравнению с населением в отношении доступности информации. По признанию большинства представителей власти (70%), лично к ним (опрашивались в основном начальники отделов) рядовые граждане обращаются довольно часто. График 13 Обращаются ли к Вам лично рядовые граждане и представители СМИ за получением информации и как часто? ![]() Хотя понятие «часто» весьма относительно, если учесть тот факт, что подавляющее большинство граждан вообще никогда не обращаются в государственные и муниципальные учреждения. Количество обращений журналистов за информацией зависит в большей степени от учреждения и рода самой информации. Таким образом, 40% чиновников отвечали, что журналисты приходят к ним довольно часто, 30% - «время от времени». Каждый четвертый чиновник (25%) ответил, что журналисты приходят к ним редко. И лишь в Областной администрации (отдел мониторинга и прогнозирования отраслей народного хозяйства) респондент заявил, что к ним практически никто из журналистов не обращается. По итогам опроса ^ % власть предержащих не отказывают в информации тем, кто за ней приходит. 26% отказывают достаточно редко и по веским причинам. Чаще всего отказывать приходится из-за закрытости информации: 40% чиновников мотивируют своё поведение именно этим обстоятельством. Остальные отказы объясняются следующими причинами: «не соответствует действующему законодательству» (20%), «коммерческая тайна» (20%), «отказываю, если посетителей эта информация не касается» (20%). Сравним, объяснения чиновников и ответы рядовые граждан – почему им было отказано в информации. Какова мотивировка отказа Вам в информации? Таблица 8
Итак, мы видим, что большинство граждан, получивших отказ в информации, не удостоились и объяснения причин. Сравнительный анализ даёт возможность прийти к заключению, что чиновники несколько приукрашивают своё собственное поведение по отношению к посетителям, нуждающимся в информации. Еще один момент, которого коснулись в ходе опроса, это сроки предоставления информации. Законодательно установлены следующие максимальные сроки: для граждан – месяц, для журналистов – две недели. Исследование показало, что чиновники неплохо осведомлены о том, насколько быстро необходимо удовлетворить запрос граждан. ^ опрошенных называли максимальный срок – месяц. 15% власть предержащих сократили его до 15 дней. Еще 15% затруднились с ответом. В процессе опроса даже фигурировал срок в 10 дней. Как видим, если чиновники и «меняют» сроки, то, во всяком случае, не в сторону увеличения. Сравним с тем, как все происходит на практике. В течение суток запрос граждан удовлетворяют ^ чиновников. Самые распространенные сроки предоставления информации – в течение двух недель или месяца (40%). Это по большей части связано с запросами, требующими привлечения дополнительных возможностей, исследований. Напомню, что большинство граждан (63%), обращавшихся за информацией, получали ее тотчас по обращению. СМИ гораздо чаще получают необходимую информацию сразу (в тот же день). 60% чиновников предоставляют ее в течение суток, так как обычно журналистами запрашивается оперативная информация. И только в каждом седьмом случае информацию предоставляют в течение нескольких дней, что опять-таки связано с характером запроса. Знакомы ли чиновники с регламентируемыми сроками предоставления информации для СМИ? График 14 «Знаете ли Вы регламентируемый срок, по которому необходимо ответить СМИ?» ![]() Как видим, большинство даже не знает, как быстро следует удовлетворить запрос журналистов. Видимо, из-за того, что традиционно информацию для СМИ предоставляют тотчас (в силу ее оперативности), чиновники и не могут назвать сроков, установленных законом. Регламентирующие предоставление информации нормативные акты, которыми руководствуются в процессе работы представители власти, в основном относятся к категории внутренних приказов (45%). Каждый пятый чиновник опирается на Устав Воронежской области. Каждый седьмой – на Закон о делопроизводстве, распоряжение главы города/области и т.д. Для повышения эффективности работы учреждения обычно основную информацию, связанную с процессом работы данного учреждения, вывешивают для всеобщего обозрения, чтобы работникам учреждения не приходилось сотни раз отвечать на одни и те же вопросы. Таблица 9 Имеется ли в Вашей организации наглядно оформленные стенды (или что-то другое) для публичного ознакомления населения и журналистов
Но чиновники считают, что оформление публичных стендов не является эффективной мерой, поэтому не стремятся вывешивать наглядные информационные пособия. В ходе опроса один из госслужащих пояснил это следующим образом: «Хоть вывешивай, хоть не вывешивай, они все равно заходят в кабинет и спрашивают». И, наконец, вопрос, который имеет непосредственное отношение к связям с общественностью. График 15 Отчитывается ли Ваша организация перед общественностью?![]() Оказалось, что почти все организации обязаны отчитываться перед общественностью, что они, по их заверениям, и выполняют. К числу организаций, которые не отчитываются перед общественностью в силу специфики своей деятельности, относится, например, Отдел оборонных отраслей (обладминистрация), который обязан отчитываться только перед Управлением делами обладминистрации. |
![]() | Краткое изложение дела по иску Жукова С. А. к Ооо «Издательский дом «Воронежские вести» Жукова С. А. к Ооо «Издательский дом «Воронежские вести», главному редактору газеты «Воронежские вести» Попову В. С. о защите чести,... | ![]() | Наумов Сергей Михайлович (вице-губернатор Воронежской области) Ответчик: Редакция газеты «Воронежские вести» решение: в удовлетворении иска отказано Краткое изложение Наумова С. М. к Редакции газеты «Воронежские вести» о защите конституционного права на неприкосновенность частной жизни, чести и... |
![]() | Наумов Сергей Михайлович (вице-губернатор Воронежской области) Ответчик: Редакция газеты «Воронежские вести» решение: в удовлетворении иска отказано Краткое изложение Наумова С. М. к Редакции газеты «Воронежские вести» о защите конституционного права на неприкосновенность частной жизни, чести и... | ![]() | В. С. о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда Жукова С. А. к Ооо «Издательский дом «Воронежские вести», главному редактору газеты «Воронежские вести» Попову В. С. о защите чести,... |
![]() | Выступление на коллегии управления образования «Обеспечение доступности услуг дошкольной ступени образования» Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования – важнейшее направление модернизации российского образования.... | ![]() | Чиновник и грант Я хотел бы поделиться по этому поводу своими соображениями, поскольку имел возможность воочию наблюдать, как чиновники конвертируют... |
![]() | 11 (155) ноябрь 2007 По этому поводу я вступил в переписку с разными инстанциями. Как и следовало ожидать, чиновники не увидели в действиях Т. Мерзляковой... | ![]() | Введение новых образовательных стандартов в среднем звене Российской Федерации; доступности получения качественного основного общего образования |
![]() | Качество образования: многообразие взглядов Основная идея стратегии модернизации образования заключается в его доступности, качестве и эффективности | ![]() | Рефератов партнерство государства и частного сектора: финансирование общественного благосостояния Всё чаще чиновники местных органов власти и их партнеры в промышленности и торговле садятся вместе, чтобы определить способы строительства,... |