Урок на тему «Испарение и конденсация» icon

Урок на тему «Испарение и конденсация»



НазваниеУрок на тему «Испарение и конденсация»
Дата конвертации20.05.2012
Размер84.67 Kb.
ТипУрок

МОУ Нижнепоповская ООШ

Физика, 8 класс

Урок на тему «Испарение и конденсация»

Цели урока:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

создать условия для усвоения нового учебного материала, используя проблемное обучение и принцип цикличности познания В. Г. Разумовского;

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

формировать познания о явлениях испарения и конденсации;

РАЗВИВАЮЩИЕ

развивать когнитивную сферу учащихся, формировать представление о процессе научного познания;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

прививать культуру умственного труда.


Т и п у р о к а - урок усвоения новых знаний.


О б о р у д о в а н и е

^ Для учителя:

таблица «Круговорот воды в природе»,

сосуд с горячей водой,

плитки электрические с закрытой спиралью ( две );

^ Для учащихся:

сосуды со спиртом, сосуды с водой, матовые стекла, стеклянные пластины, металлические пластины, ватные палочки, салфетки, пипетки, опорные схемы.



П л а н у р о к а

1. Организационный момент ( 2 мин. )

2. Подготовка к усвоению нового материала ( 3 мин. )

3. Актуализация опорных знаний ( 3 мин. )

4. Освоение нового материала (20 мин.)

5. Первичная проверка понимания и закрепление знаний (10 мин.)

6. Подведение итогов урока ( рефлексия ) ( 3 мин. )

Х о д у р о к а

1. Организационный момент.

2. Подготовка к усвоению нового материала

а) Мотивация

Послушайте стихотворение:

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.



Как весь процесс называют в народе?

Верно, круговорот воды в природе.

( ^ Показываю картосхему «Круговорот воды в природе»).

Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс

был бы невозможен, а значит, и облик нашей планеты

был бы иным.


б) Формулировка темы урока

Начнем изучать эти явления с опыта.

Подышите на прозрачное стеклышко.


- Что вы наблюдаете?

- Как и почему изменяется «картина» на стеклышке?

- Как называют происходящее явление?

- Какой будет тема урока?

«И С П А Р Е Н И Е И К О Н Д Е С А Ц И Я»

( тему урока ученики записывают в тетрадь )

в) Постановка цели урока

Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где ?

Ученики: мокрое белье сохнет; вода, разлитая на пол,

исчезает; туман; роса и др.

Ваши примеры являются фактами , констатацией того , что мы

наблюдаем в природе и быту. В конце урока мы объясним

эти факты , изучив явления испарения и конденсации.

Тогда какова цель нашего урока ?

Верно, изучить явления испарения и конденсации.

Активизация опорных знаний

Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее

материал.

Вопросы:

  1. Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?

  2. В каких агрегатных состояниях может находится вещество?

  3. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?

  4. Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?

  5. Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия?

  6. Какую энергию называют внутренней?

  7. Отчего и как она зависит? Почему?


Освоение нового материала

На основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений построим

модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним

наблюдение в природе и быту явления, связанные с испарением и

конденсацией.

(В тетрадях ученики рисуют сосуд с жидкостью. На доске рисунок, прикрытый листом

бумаги. Открываю, когда ученики выполнили задание)









Теперь с помощью стрелок изобразим направление движения некоторых

молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? Выделим две

молекулы, находящиеся у поверхности, скорости которых направлены наружу












У какой из них больше вероятность покинуть жидкость?

Почему молекуле, движущиеся с меньшей скоростью, это сделать труднее?

Обобщаем: жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся на поверхности,

кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их

взаимодействия с соседними молекулами.

А что образуется над жидкостью в результате её испарения?

Какое определение можно дать явлению испарения?


Испарение - это явление превращения жидкости в пар,

происходящее с её поверхности



На столе находится сосуд с горячей водой. Что происходит с жидкостью

в процессе испарения?

Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости?

Происходит ли испарение жидкости в сосуде?

Почему масса жидкости при этом не изменяется?


Сделаем вывод: наряду с испарением наблюдается обратный процесс.

Как он называется? какое определение можно дать конденсации?


Конденсация - это явление превращения пара в жидкость.



Дополним нашу модель, отобразив молекулу, возвращающуюся в жидкость.













Итак, нами построены модели явлений испарения и конденсации.

Какие же следствия вытекают из модели испарения жидкости?


Т.к. из жидкости улетают наиболее быстрые молекулы, то средняя скорость

(как и средняя кинетическая энергия) оставшихся молекул жидкости

уменьшается. Поэтому, когда нет притока энергии к жидкости извне,

испарение ведёт к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие

чего жидкость охлаждается. Это положение - следствие модели испарения

жидкости.

Применим его к конкретной ситуации:

Что будет происходить, если смазать быстро испаряющейся жидкостью,

например, спиртом, руку?

Да, она будет охлаждаться, поскольку, испаряясь, жидкость отнимает часть

внутренней энергии руки, вследствие чего её температура понизится.

Убедимся в этом на опыте. Смажьте руку спиртом. Что Вы ощущаете?

Почему?

Таким образом, экспериментальная проверка подтвердила следствие,

вытекающее из модели испарения, тем самым и правильность самой модели.

Мы изучили явление испарения, используя цикл естественнонаучного

познания. Представим его в виде схемы:


ФАКТЫ




МОДЕЛЬ




СЛЕДСТВИЕ




ЭКСПЕРИМЕНТ

Мокрое бельё сохнет, вода, налитая на пол, исчезает...




Наиболее быстрые молекулы покидают поверхность жидкости




Температура жидкости понижается




Рука, смоченная спиртом, охлаждается


Выясним, от каких факторов зависит скорость испарения данной жидкости.

Предлагаю учащимся обсудить этот вопрос и выдвинуть свои гипотезы.


Задаю наводящие вопросы:

  1. Когда быстрее высохнет бельё, в холодную или жаркую погоду?

  2. Где быстрее высохнет вода, в луже или в ведре?

  3. Что быстрее испаряется: подсолнечное масло или спирт?

  4. Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду?


Вы высказали несколько предположений-гипотез. Для того чтобы подтвердить их справедливость, необходимо провести эксперимент. Используя имеющиеся у Вас на столах оборудование, исследуйте зависимость скорости испарения жидкости:

  • от площади поверхности жидкости,

  • рода жидкости,

  • скорости ветра

Сделайте вывод о правильности построенной нами модели. Таким образом, эксперимент доказал справедливость теоретических следствий, вытекающих из модели явления испарения, а значит, и её правильность.

От чего ещё может зависеть скорость испарения? От температуры. (Демонстрирую зависимость скорости испарения от температуры, капнув воду из пипетки на холодную и горячую электрические плитки).

А как объяснить этот опыт?

Конденсация - это процесс обратный испарению. Чем будет сопровождаться конденсация? Вы правы: при конденсации происходит выделение энергии.

Закрепление знаний учащихся.

Используя построенные модели явлений испарения и конденсации, решим следующие задачи:

  • Выйдя в жаркий день из реки, Вы ощущаете прохладу. Это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

  • Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните, почему?

  • Нам часто приходится стирать и сушить бельё. В какую погоду это лучше всего делать? Что необходимо, чтобы бельё быстрее высохло?

  • Почему температура воды в открытых водоёмах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха?


^ Домашнее задание: § 40

Вопросы и задания к параграфу

Экспериментальное задание стр. 109


Подведение итогов урока.

Вспомним основные этапы и их последовательность в изучении явлений

испарения и конденсации. Какой этап научного познания Вам показался

наиболее трудным? Наиболее важным? Наиболее интересным?


Основу метода научного познания заложил великий итальянский учёный

Г. Галилей. Именно этим путём идут учёные, совершая свои открытия. И мы

на этом уроке изучили новый материал соответственно циклу естественнонаучного познания.









Похожие:

Урок на тему «Испарение и конденсация» iconУрок по физике в 8 классе на тему: «Испарение и конденсация»
Для учителя: компьютер, презентация урока, интерактивная доска, весы, стеклянные колбы-2 одинаковых размеров, прозрачная банка, теплоприемник,...
Урок на тему «Испарение и конденсация» iconДокументы
1. /Урок Испарение и конденсация 8кл..doc
Урок на тему «Испарение и конденсация» iconУрок физики в 8 классе по теме «Испарение и конденсация». Моу сош с. Талицкий Чамлык Добринского района Липецкой области учитель физики Ванюков Сергей Александрович
Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?
Урок на тему «Испарение и конденсация» iconУрок природоведения в 4-ом классе на тему: Лес – природное сообщество
У: Урок природоведения. Тему вы узнаете чуть позже, а сначала проверим домашнее задание
Урок на тему «Испарение и конденсация» iconУрок на тему "Деление отрезка в заданном отношении. Золотое сечение" Урок геометрии, 8 класс Вопросы рефлексии

Урок на тему «Испарение и конденсация» iconУроке обществознания. Урок по обществознанию на тему «Государство и его роль в жизни общества»
Урок по обществознанию на тему «Государство и его роль в жизни общества» был разработан с использованием информационно-коммуникативных...
Урок на тему «Испарение и конденсация» iconУрок по английскому языку в 7 классе на тему: "National Parks"(Национальные парки). Подготовила: учитель английского языка Агаркова Е. А
Открытый урок по английскому языку в 7 классе на тему: “National Parks”(Национальные парки)
Урок на тему «Испарение и конденсация» iconС п. В-куркужин Открытый урок в 10 «б» классе на тему: «Лев Толстой и музыка» урок
Сегодняшний наш урок будет о гениальном художнике, писателе огромного дарования и трудолюбия о льве Николаевиче Толстом. Та нравственная...
Урок на тему «Испарение и конденсация» iconУрок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции головного мозга» Подготовила и провела учитель биологии
Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции головного мозга»
Урок на тему «Испарение и конденсация» iconУрок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции спинного мозга» Подготовила и провела учитель биологии
Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции спинного мозга»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов