Урок №48 «Лишайники симбиотические организмы» icon

Урок №48 «Лишайники симбиотические организмы»



НазваниеУрок №48 «Лишайники симбиотические организмы»
Дата конвертации21.05.2012
Размер48.66 Kb.
ТипУрок

УРОК №48 «Лишайники – симбиотические организмы»


I. Проверка знаний.

  1. Плесневые грибы. Строение мукора и пеницилла. Питание. Значение.

  2. Заполнить таблицу:




Водоросли

Грибы

Строение

Одноклеточные

Многоклеточные

Многоклеточные (грибница)

Цвет

Зеленый

Бесцветный

Содержание хлорофилла

Есть

Нет

Тип питания

Автотрофный

Гетеротрофный

Способы питания

Фотосинтез

Сапрофитный

Паразитический

Питательные органические в-ва

Синтезируют

Получают готовыми



^

II. Новый материал

Постановка проблемного вопроса


  1. Что надо водорослям для фотосинтеза? (Н2О, СО2, свет)

  2. Что надо для жизни грибам? (органические вещества)

  3. Может ли водоросль предоставить органические вещества грибам? (да)

  4. Что может дать гриб водорослям? (воду, минеральные в-ва, даже из воздуха)


Вода, мин. в-ва


Гриб

Зеленые водоросли


Орг. в-ва



Вывод: Грибы и водоросли могут существовать в симбиозе. Некоторые грибы могут существовать только рядом с одноклеточными водорослями, иначе погибают. Такой особый вид симбиоза дает новый самостоятельный комплексный организм.


Лишайник – особый симбиотический организм.

Схема строения:


Основа – грибница. ^ Иногда грибница начинает паразитировать на водорослях и организм погибает. Выделенная водоросль может жить в благоприятных условиях.
Гриб обычно погибает.


Лишайник – особый организм. Относят его к ^ Царству Грибы, но он обладает специфическим строением, своеобразным обменом веществ и особыми, нигде больше не встречающимися в природе, веществами – лишайниковыми кислотами.


^ Характеристика лишайников:

  1. Закрепление, оформление в тетради:

А)









Вид толстых ветвящихся кустиков. Растут вертикально вверх (напочвенные) или свисают вниз (на деревьях).

Вид чешуек или пластинок, прикрепляются к субстрату ризоидами.

Прочно срастается с субстратом (камнями, стволами), не отделить, не повредив.



^ Задание по рисунку учебника: приведите примеры к этой классификации.


Ксантория настенная (стенная золотянка)

Пармелия, кладония

Лишайник-бородач, ягель



Связаны между собой переходными формами


^

Б) Размножение:


Частью слоевища, особыми группами клеток (особыми образованиями в виде пылинок, состоящих из 1 или нескольких клеток водорослей, окруженных гифами гриба)

^ Очень медленно растут. Прирост слоевища 1-3 мм/год, средний возраст 30-80 лет.


В) Экологические группы лишайников

  1. напочвенные

почвы неплодородные – тундра, песок, торфяники, где нет конкуренции с высшими растениями.

В тундре: «Исландский мох»

«Олений мох»

В сухих степях, полупустынях: «кочующие» лишайники, не срастающиеся с почвой и переносимые ветром с места на место.

В лесу: кладония.

  1. эпифитные:

Поселяются на деревьях и кустарниках. На листьях – распространены в тропиках и субтропиках. На коре – на участках коры величиной с ладонь. (иногда насчитывали до 38 видов лишайников, которые росли вплотную друг к другу и даже один на один)

На осинах – Спинная золотянка

На сосне – Уснея длиннейшая

На рябине и дубе – Пармелия бороздчатая

  1. эпилитные на камнях и скалах, на черепичных крышах, кирпичных стенах.

  2. водные лишайники (на камнях, покрытых водой – реки Карелии)
^

На доске: Экологические группы лишайников:


Экологическая группа

Название лишайника

Почвенные

Кладония

Ягель, «Олений мох»

На коре деревьев




На камнях и скалах




На камне под водой






^

Значение лишайников


  1. Работа с текстом на стр. 247:

Почему лишайники названы пионерами растительности?

Скалы

Разрушение скал






Лишайниковые к-ты


Лишайники


Мелкозернистые горные породы





Перегной




ПОЧВА




^ Вывод: Лишайники – пионеры растительности (создают среду обитания для других организмов, почвообразователи)


Дополнительный материал: Лишайниковые кислоты. Нигде больше в природе не встречаются. Некоторые из них обладают антибиотическими свойствами (усниновая кислота). Это сильный антибиотик – «бинин» (рекомендован к применению ветеринарами).

  1. Корм для северных оленей (кладония и центрария). Олени обладают способностью чувствовать запах лишайников и сквозь снеговой покров, из-под которого они достают их, разгребая снег копытами.

При кормежке оленьи скусывают лишь верхушки кустиков и лишайники продолжают свой рост. (для восстановления пастбищ требуется от 10 до 30 лет)

Свиньи и овцы охотно поедают кладонию.

  1. Составление схемы:




^

Л

И

Ш

А


Й

Н

И

К

И





















учебник стр. 247















IV. Д/з




Похожие:

Урок №48 «Лишайники симбиотические организмы» iconУрок №48 «Лишайники симбиотические организмы»
Вывод: Грибы и водоросли могут существовать в симбиозе. Некоторые грибы могут существовать только рядом с одноклеточными водорослями,...
Урок №48 «Лишайники симбиотические организмы» iconУрок биологии в 6 классе тема: «лишайники» цели и задачи урока: образовательные: рассмотреть

Урок №48 «Лишайники симбиотические организмы» iconРасписание уроков физической культуры в бассейне День недели Учитель 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок Понедельник

Урок №48 «Лишайники симбиотические организмы» iconРасписание звонков в моу "Гимназия №6" г. Прохладный кбр 1 урок 30 10 2 урок 20- 10. 00 3 урок 10. 20 -11. 00 4 урок 11. 20 -12. 00 5 урок 12. 10 -12. 50 6 урок 13. 00 -13. 40

Урок №48 «Лишайники симбиотические организмы» iconДокументы
1. /экология лишайники.doc
Урок №48 «Лишайники симбиотические организмы» icon5-ые классы Биология «Многоклеточные организмы» Русский язык

Урок №48 «Лишайники симбиотические организмы» iconКомплект "С" математика
Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 1-2 четверть, б класс, Пономарева И. И., КорнилЬва О. А., Куч мен ко B. C
Урок №48 «Лишайники симбиотические организмы» icon«Основные этапы развития растительного мира» I. Обобщение. Беседа
Дарвинизм – теория эволюции (наследственность, изменчивость, выживают наиболее приспособленные организмы)
Урок №48 «Лишайники симбиотические организмы» iconОтветы на вопросы в. Н. Анисимова вопросы
Почему организмы подвергаются прогрессирующему и необратимому уменьшению функций в последней части своей жизни?
Урок №48 «Лишайники симбиотические организмы» iconДомашние заготовки
В свободное от копания в грядках время он лечил местных колхозников. Организмы людей и собак и кошек практически ничем не отличаются...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов