Постановление 21 декабря 2005 г. №13-П icon

Постановление 21 декабря 2005 г. №13-П



НазваниеПостановление 21 декабря 2005 г. №13-П
страница1/4
В.Д. Зорькина
Дата конвертации21.05.2012
Размер0.5 Mb.
ТипПостановление
  1   2   3   4

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 декабря 2005 г. №13-П


"По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя

В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,

Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова,

А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой,

Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

с участием граждан В.Ф. Гришкевича, А.В. Лопарева и Б.Б. Надеждина,

адвоката В.Ю. Прохорова - представителя граждан, обратившихся в

Конституционный Суд Российской Федерации, постоянного представителя

Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации

Е.Б. Мизулиной, полномочного представителя Совета Федерации в

Конституционном Суде Российской Федерации Ю.А. Шарандина, полномочного

представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде

Российской Федерации М.В. Кротова,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской

Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3,

частью первой статьи 21, статьями 36, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального

конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности

отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации".

Поводом к рассмотрению дела явились жалоба гражданина

В.Ф. Гришкевича, а также жалобы граждан Н.С. Манжиковой, Э.С. Моргасова и

Ж.А. Санжаповой, Н.А. Анфилатовой, В.И. Гурова, М.В. Полежаева и

А.Н. Попова, А.Н. Варакиной, А.В. Моисеенко, М.Е. Осовского,

Н.Б. Смольянова и С.Н. Тремасовой, О.В. Бабинского, М.Ю. Вдовенко,

В.П. Колотова, Е.В. Клюшниковой, В.П. Небальзина, П.Т. Тимофеева,

Е.А. Федотова и А.С. Якушевой, Ю.В. Богуша, И.А. Жарской и О.Г. Маерова,

Ю.Э. Гоголева, В.Л. Лунева, Г.Г. Новикова, О.С. Носова и И.Е. Панкратова,

С.С. Букина, В.А. Гудеева и К.Ю. Кулдасова, А.Н. Милостных и

В.М. Скрипкина, О.Д. Дячкина, В.И. Качанова, В.А. Крысанова,

С.А. Нефедова и В.Ф. Щедрина, А.В. Лопарева, Н.П. Лыхина, Б.Б. Надеждина,

С.В. Рудакова, В.В. Сиднева, Г.Е. Соколовой и К.П. Фокина, В.И. Иванова,

И.А.
Лебедевой и В.В. Ульянова, Е.А. Двилянской, Ю.А. Скворцова и

С.А. Тарасова, А.Б. Зайцева и В.В. Попова, Ю.В. Буханца, С.А. Жиркова,

М.Ю. Максимова и В.А. Орехова. Основанием к рассмотрению дела явилась

обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли

Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями положения

Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции

Федерального закона от 11 декабря 2004 года "О внесении изменений в

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти

субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации").

Поскольку все жалобы касаются одного и того же предмета,

Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48

Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской

Федерации", соединил дела по этим жалобам в одном производстве.

Заслушав сообщение судей-докладчиков Н.С. Бондаря и Б.С. Эбзеева,

объяснения сторон и их представителей, выступления специалистов - доктора

политических наук В.Н. Лысенко и депутата Государственной Думы

С.А. Попова, исследовав представленные документы и иные материалы,

Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Определением судьи Тюменского областного суда от 28 февраля 2005

года гражданину В.Ф. Гришкевичу отказано в принятии к рассмотрению

заявления о признании незаконным и подлежащим отмене решения Тюменской

областной Думы от 17 февраля 2005 года "О наделении Собянина Сергея

Семеновича полномочиями Губернатора Тюменской области" со ссылкой на то,

что порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями

высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя

высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской

Федерации), в соответствии с которым вынесено данное решение, прямо

предусмотрен статьей 18 Федерального закона "Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации", а разрешение

вопроса о том, были ли нарушены этим Федеральным законом конституционные

права гражданина В.Ф. Гришкевича, может быть осуществлено лишь

посредством конституционного судопроизводства.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации

В.Ф. Гришкевич оспаривает конституционность статьи 18 Федерального закона

"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и

исполнительных органов государственной власти субъектов Российской

Федерации" (в редакции Федерального закона от 11 декабря 2004 года) в

части, закрепляющей, что гражданин Российской Федерации наделяется

полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти

субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской

Федерации законодательным (представительным) органом государственной

власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном данным

Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской

Федерации, а также конституционность соответствующих положений

Федерального закона от 11 декабря 2004 года "О внесении изменений в

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти

субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации".

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, как

предусматривающие наделение гражданина Российской Федерации полномочиями

высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя

высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской

Федерации) по представлению Президента Российской Федерации

законодательным (представительным) органом государственной власти

субъекта Российской Федерации, а не в результате прямых выборов

населением соответствующего субъекта Российской Федерации, как это было

установлено Федеральным законом "Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации" в первоначальной

редакции, неправомерно ограничивают конституционное право граждан

избирать и быть избранными в органы государственной власти и тем самым

противоречат статьям 17, 18, 32 и 55 (часть 2) Конституции Российской

Федерации.

В заседании Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему

делу В.Ф. Гришкевич дополнительно выдвинул требование о проверке

конституционности положений Федерального закона "Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации", регулирующих

правомочия Президента Российской Федерации в случаях, когда

законодательный орган субъекта Российской Федерации не принимает

соответствующее решение.

Между тем гражданин - в силу статьи 125 (часть 4) Конституции

Российской Федерации, пункта 3 части первой статьи 3, статей 96 и 97

Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской

Федерации" - может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации

с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом и его жалоба

может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к

рассмотрению, если закон затрагивает конституционные права и свободы и

применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого

завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

В деле, в связи с которым В.Ф. Гришкевич обратился в Конституционный

Суд Российской Федерации, были применены лишь положения пунктов 1 и 2

статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции

Федерального закона от 11 декабря 2004 года) о наделении гражданина

Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта

Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа

государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению

Президента Российской Федерации законодательным (представительным)

органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Иные

положения названного Федерального закона, на проверке конституционности

которых В.Ф. Гришкевич настаивал в заседании Конституционного Суда

Российской Федерации, в указанном деле не применялись и не подлежали

применению. Следовательно, его жалоба в этой части не является

допустимой, а производство по ней подлежит прекращению в соответствии с

пунктом 2 части первой статьи 43 и статьей 68 Федерального

конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Конституционность тех же положений, содержащихся в пунктах 1 и 2

статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации", оспаривается

также в жалобах граждан, которым избирательные комиссии Республики

Калмыкия, Республики Коми, Республики Мордовия, Алтайского и Хабаровского

краев, Брянской, Камчатской, Курской, Липецкой, Московской, Новгородской,

Орловской, Тамбовской и Тверской областей отказали в регистрации их

инициативных групп по проведению референдума, в ходе которого

предполагалось выяснить отношение граждан к тому, каким образом гражданин

Российской Федерации может получить полномочия высшего должностного лица

субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного

органа государственной власти субъекта Российской Федерации) -

посредством прямых выборов, в которых участвуют граждане, проживающие на

территории данного субъекта Российской Федерации, или же в порядке,

установленном статьей 18 Федерального закона "Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации". Законодательные

(представительные) органы государственной власти Республики Коми,

Республики Мордовия, Алтайского и Хабаровского краев, Брянской, Липецкой,

Московской, Новгородской, Тамбовской и Тверской областей признали

предлагаемый на референдумы вопрос не соответствующим требованиям

федерального законодательства. Суды общей юрисдикции в Республике Коми,

Республике Мордовия, Алтайском крае, Брянской, Камчатской, Курской,

Липецкой, Московской, Новгородской, Орловской, Тамбовской и Тверской

областях оставили заявления граждан об обязании избирательных комиссий

зарегистрировать инициативные группы без удовлетворения.

Свой отказ правоприменители мотивировали тем, что согласно пункту 2

статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и

права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на

референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только

вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в

совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,

если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской

Федерации, федеральным законом; поскольку же в данном случае предлагаемый

вопрос получил свое разрешение в Федеральном законе "Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации", проведение в

субъектах Российской Федерации референдумов по нему невозможно.

Кроме того, в жалобах оспаривается конституционность положений

Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти

субъектов Российской Федерации", которыми Президент Российской Федерации

наделяется правом назначать временно исполняющего обязанности высшего

должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего

исполнительного органа государственной власти субъекта Российской

Федерации), правом отрешать от должности высшее должностное лицо субъекта

Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа

государственной власти субъекта Российской Федерации), правом распустить

законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта

Российской Федерации (пункты 4 и 4.1 статьи 9, подпункты "б" и "г" пункта

1, пункты 5, 6, 9 и 11 статьи 19, пункты 3, 3.1, 4 и 6 статьи 29.1).

По мнению заявителей, оспариваемые ими законоположения чрезмерно

ограничивают право граждан на участие в управлении делами государства и

их избирательные права, нарушают конституционные принципы разделения

властей, разграничение предметов ведения и полномочий между Российской

Федерацией и ее субъектами, не соответствуют конституционным положениям о

полномочиях Президента Российской Федерации, а потому противоречат

статьям 10, 11 (часть 2), 32 (части 1 и 2), 55 (часть 2), 71 (пункт "г"),

72 (пункты "л", "н" части 1), 73, 78, 83, 84, 85, 96 (часть 2), 117

(часть 5) и 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Между тем в конкретных делах, в связи с которыми заявители

обратились в Конституционный Суд Российской Федерации, положения пунктов

4 и 4.1 статьи 9, подпунктов "б" и "г" пункта 1, пунктов 5, 6, 9 и 11

статьи 19, пунктов 3, 3.1, 4 и 6 статьи 29.1 Федерального закона "Об

общих принципах организации законодательных (представительных) и

исполнительных органов государственной власти субъектов Российской

Федерации" не были применены, не подлежали применению и не могут

рассматриваться как затрагивающие конституционные права заявителей в

смысле пункта 1 статьи 97 Федерального конституционного закона "О

Конституционном Суде Российской Федерации". В этой части их требования,

обращенные к Конституционному Суду Российской Федерации, сводятся, по

сути, к требованию проверить конституционность указанных законоположений

в порядке абстрактного нормоконтроля. Однако такая проверка может быть

осуществлена лишь по запросам перечисленных в статье 125 (часть 2)

Конституции Российской Федерации управомоченных субъектов, к числу

которых граждане не отнесены. Следовательно, данные жалобы в этой части

не являются допустимыми, а производство по ним также подлежит

прекращению.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда

Российской Федерации по настоящему делу являются содержащиеся в пунктах 1

и 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих

принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных

органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в

редакции Федерального закона от 11 декабря 2004 года "О внесении

изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный

закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации") положения, в соответствии с

которыми гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего

должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего

исполнительного органа государственной власти субъекта Российской

Федерации) по представлению Президента Российской Федерации

законодательным (представительным) органом государственной власти

субъекта Российской Федерации.

2. Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация -

демократическое федеративное правовое государство (статья 1, часть 1);

носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской

Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою

власть непосредственно, а также через органы государственной власти и

органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти

народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, части 1, 2 и 3);

суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию

(статья 4, часть 1); Конституция Российской Федерации и федеральные

законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, при

этом Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и

прямое действие (статья 4, часть 2; статья 15, часть 1); федеративное

устройство Российской Федерации основано на ее государственной

целостности, единстве системы государственной власти, разграничении

предметов ведения и полномочий между органами государственной власти

Российской Федерации и органами государственной власти субъектов

Российской Федерации (статья 5, часть 3).

Названные конституционные положения, закрепляющие

конституционно-правовой статус Российской Федерации как суверенного

государства, основанного на принципах демократии, верховенства права,

федерализма, предопределяют необходимость соответствующего

организационно-правового механизма достижения фундаментальных целей,

провозглашенных многонациональным народом Российской Федерации при

принятии Конституции Российской Федерации, таких как утверждение прав и

свобод человека, незыблемости демократической основы России, возрождение

ее суверенной государственности и сохранение исторически сложившегося

государственного единства (преамбула Конституции Российской Федерации).

Исходя из этих целей и с учетом вытекающего из Конституции

Российской Федерации требования о балансе конституционно защищаемых

ценностей и общенациональных интересов Российская Федерация на каждом

конкретном этапе развития своей государственности самостоятельно

корректирует установленный ею государственно-правовой механизм, в том

числе в части, касающейся обеспечения единства системы государственной

власти и разграничения предметов ведения и полномочий между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти субъектов Российской Федерации. Такое правомочие как неотъемлемый

элемент конституционно-правового статуса Российской Федерации обусловлено

ее государственным суверенитетом, полнота которого изначально принадлежит

Российской Федерации в целом, а не ее субъектам, чем обусловливается и

характер федеративного устройства Российской Федерации (Постановление

Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года N 10-П по

делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции

Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации").

Указанные конституционные начала конкретизируются в других

положениях Конституции Российской Федерации, регулирующих установление

системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти в

Российской Федерации, порядка их организации и деятельности, их

формирование, а также избирательные права граждан и их право на участие в

референдуме. При этом порядок формирования органов государственной власти

субъектов Российской Федерации Конституция Российской Федерации

непосредственно не регламентирует. Провозглашая свободные выборы наряду с

референдумом высшим выражением власти многонационального народа

Российской Федерации и закрепляя избирательные права граждан и право на

участие в референдуме (статья 3, часть 3; статья 32, части 1 и 2), она в

то же время не рассматривает выборы в качестве единственно допустимого

механизма формирования всех органов публичной власти на каждом из уровней

ее организации.

Так, Государственная Дума избирается (статья 96, часть 1),

избирается также Президент Российской Федерации (статья 81, часть 1). Что

касается Совета Федерации, то избирался лишь Совет Федерации первого

созыва (пункт 7 раздела второго "Заключительные и переходные положения"),

в силу статей 95 (часть 2) и 96 (часть 2) он формируется, в его состав

входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по

одному от представительного и исполнительного органов государственной

власти, т.е. вопрос о порядке наделения гражданина Российской Федерации

полномочиями члена Совета Федерации оставлен на усмотрение федерального

законодателя. Председатель Правительства Российской Федерации назначается

Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы (статья

83, пункт "а"; статья 111, часть 1), заместители Председателя

Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на

должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя

Правительства Российской Федерации (статья 83, пункт "д"; статья 112,

  1   2   3   4




Похожие:

Постановление 21 декабря 2005 г. №13-П iconСообщение для печати Постановление от 17 октября 2006 г. N 614 о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. # 655
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. # 655 "О...
Постановление 21 декабря 2005 г. №13-П iconПравительство российской федерации постановление от 22 декабря 2005 г. N 800
Федерального управления накопительно-ипотечной системы в количестве 80 человек и размер ассигнований для его содержания исходя из...
Постановление 21 декабря 2005 г. №13-П iconПостановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г.)
Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г n 1008 "Oб утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"...
Постановление 21 декабря 2005 г. №13-П iconПоложение об общеобразовательном учреждении
Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г.,...
Постановление 21 декабря 2005 г. №13-П iconП. А. Серебрякова Д. Р. Арутюнов 2005 год положение о Международном конкурс
Международный конкурс-фестиваль «Tabula rasa» проводится в Волгограде с 14 по 18 декабря 2005 года
Постановление 21 декабря 2005 г. №13-П iconПриказ фсфр россии от 13 декабря 2005 г. №05-79/пз-н
Российской Федерации, 2005, №47, ст. 4932) и Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства...
Постановление 21 декабря 2005 г. №13-П iconПостановление От 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении санпин 4 2821-10 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (Собрание законодательства Российской...
Постановление 21 декабря 2005 г. №13-П iconПостановление 18 декабря 1997 г. N 116 г. Минск о нормах подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет === в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда работающих подростков на предприятиях,
Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. №116 "О нормах подъема и перемещения тяжестей вручную...
Постановление 21 декабря 2005 г. №13-П iconПоложение
Постановление правительства от 19 марта 2001 г. N 196 в ред. Постановлений Правительства РФ от 23. 12. 2002 n 919, от 01. 02. 2005...
Постановление 21 декабря 2005 г. №13-П iconКассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 01 июля 2005 года
По итогам рассмотрения кассационного представления прокурора, участвующего в деле Сенина Р. М. на постановление Октябрьского районного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов