Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч. Российская Федерация (2002) icon

Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч. Российская Федерация (2002)



НазваниеВсемирный доклад Хьюман Райтс Вотч. Российская Федерация (2002)
Дата конвертации21.05.2012
Размер152.91 Kb.
ТипДоклад

Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч. Российская Федерация (2002)


Хьюман Райтс Вотч, 2002 г.

Развитие событий в области прав человека

2001 год прошел под знаком продолжавшегося конфликта в Чечне и горячих споров о свободе прессы. Ситуация в Чечне по-прежнему характеризовалась насильственными исчезновениями, пытками и внесудебными казнями со стороны федеральных сил, в то время как боевики стали все чаще прибегать к физическому устранению чеченцев, сотрудничающих с федеральными властями. Крушение холдинга "Медиа-Мост" привело к крупным изменениям на московском информационном поле. С подачи президента В.Путина пришли в движение реформы суда и уголовного судопроизводства, буксовавшие долгие годы. Они, однако, не в полной мере обеспечивали решение таких наболевших проблем, как пытки в милиции и перенаселенность тюрем.

В Чечне сохранялась тупиковая ситуация: Объединенная группировка численностью более 75 тыс. человек так и не смогла окончательно справиться с боевиками. В январе президент В.Путин передал руководство контртеррористической операцией Федеральной службе безопасности и объявил о начале поэтапного вывода войск. В места постоянной дислокации из республики вернулось 5 тыс. военнослужащих, после чего в мае этот процесс остановился.

Объявленная президентом новая тактика точечных операций против конкретных полевых командиров никак не сказалась на отношении федеральных сил к мирному населению в Чечне. По-прежнему проводились многочисленные сплошные и адресные "зачистки", задерживалось, зачастую необоснованно, значительное число мужчин, подвергались разграблению дома мирных жителей, а их имуществу нередко наносился неоправданный ущерб. Задержанные систематически подвергались пыткам и жестокому обращению. Многие из них "исчезали"; тела некоторых позднее находили в безымянных могилах.

"Образцово-показательными" в этом смысле стали спецоперации в Алхан-Кале (юго-западный пригород Грозного). Во время "зачистки" 19-25 июня, в результате которой был ликвидирован известный полевой командир Арби Бараев, жертвами внесудебных казней стали по меньшей мере 6 человек, сотни мужчин были задержаны; впоследствии многие рассказывали о жестоких побоях. После "зачистки" в конце апреля 12 мужчин "пропали без вести".

Беспрецедентной жесткостью отличались июльские "зачистки" в Серноводске и Ассиновской (к западу от Грозного). После теракта, унесшего жизни нескольких милиционеров, солдаты сотнями забирали жителей, часто даже не интересуясь их документами. Впоследствии многие подверглись жестоким побоям и пытке электрошоком.

Сплошь и рядом людей задерживали и вне связи с конкретной спецоперацией; потом задержанные "исчезали". Так, после задержания в январе в Грозном Зелимхан Мурдалов был доставлен в местный ОВД и с тех пор его судьба остается неизвестной.

В 2001 г.
местным населением в Чечне было найдено большое число безымянных захоронений людей, которых в последний раз видели в момент их задержания федеральными силами. Самое крупное захоронение (51 тело) было обнаружено в феврале близ главной базы федеральных сил. После формального расследования дело прикрыли. По меньшей мере 16 человек, чьи тела были найдены в этом захоронении и опознаны, в последний раз видели живыми в заключении у федеральных сил. На нескольких телах из этого и других безымянных захоронений имелись явные следы пыток.

Чеченские боевики, по общему мнению, несут ответственность за целую серию покушений на работников местной администрации и представителей духовенства, сотрудничавших с федеральными властями. В 2001 г. было убито по меньшей мере 18 руководителей районов и городов, пять имамов и множество сотрудников чеченской милиции, учителей и рядовых чиновников. Несколько покушений было совершено на главу администрации Чечни А.Кадырова, погиб один из его заместителей.

9 января у села Старые Атаги неизвестные в масках похитили Кеннета Глака, сотрудника международной гуманитарной организации "Врачи без границ". При освобождении, примерно через три недели, похитители вручили ему письмо, подписанное Ш.Басаевым, в котором случившееся было названо "ошибкой". 18 апреля в Алхан-Кале был обстрелян известный российский правозащитник Виктор Попков, скончавшийся через полтора месяца от полученных ран. В окружении В.Попкова полагают, что к нападению на него были причастны чеченские боевики.

Около 140 тыс. вынужденных переселенцев из Чечни (многие - без элементарных условий для существования) оставались в Ингушетии, несмотря на сильное давление со стороны федеральных властей, стремившихся вернуть их обратно в Чечню. Главным препятствием возвращению они в июле называли представителям Хьюман Райтс Вотч отсутствие гарантий безопасности.

Российское правительство продолжало саботировать процесс обеспечения реальной ответственности за нарушения прав человека в Чечне, хотя число уголовных дел в 2001 г. ощутимо возросло. В апреле совместной рабочей группой Совета Европы и Госдумы был составлен перечень из 358 дел по заявлениям о нарушениях прав мирного населения. Однако в процессе реального расследования находилось лишь около 20% дел, в то время как более половины дел было приостановлено. По фактам "пропажи без вести" было приостановлено 79% дел. По фактам пыток и недозволенного обращения не было возбуждено ни одного дела. Только отдельные дела дошли до суда. 11 военнослужащих были признаны виновными, пятеро из них получили различные сроки лишения свободы.

В единственном судебном процессе по делу старшего офицера (обвиняемого в убийстве чеченской девушки в марте 2000 г.) явно прослеживалось стремление свести наказание к минимуму. В сентябре психиатрическая экспертиза установила, что в момент убийства Хеды Кунгаевой полковник Ю.Буданов находился в состоянии "сильного душевного волнения", что открывает возможности для смягчения обвинения и последующей амнистии. Обвинение в изнасиловании было снято еще раньше, несмотря на убедительные доказательства того, что девушка подверглась сексуальному надругательству.

По-прежнему ограничивалась свобода СМИ в Чечне. За независимые репортажи были наказаны или на короткое время задержаны несколько журналистов. Жесткие ограничения на посещение республики журналистами действовали на протяжении всего года.

21 февраля в Хатуни федеральными силами была задержана журналист "Новой газеты" Анна Политковская, проводившая расследование нарушений. Ее допросили и ночь продержали в подвале в расположении части. В декабре 2000 г. дагестанский суд признал корреспондента радиостанции "Свобода" Андрея Бабицкого (задержанного в Грозном в том же году) виновным в использовании поддельных документов (российский паспорт ему не отдали), но применил к нему амнистию. За публикацию интервью с лидерами боевиков Минпечати вынесло московским газетам и телеканалу НТВ несколько предупреждений.

21 ноября 2000 г. неустановленными лицами, говорившими по-чеченски, был застрелен в Алхан-Кале независимый оператор Адам Тепсуркаев, снимавший многочисленные случаи нарушений федеральными силами прав мирных жителей Чечни. Ранее федеральные военнослужащие задерживали и пытали его младшего брата, требуя, чтобы А.Тепсуркаев предстал перед российскими властями.

В декабре 2000 г. в Панкисском ущелье на территории Грузии чеченские боевики на короткое время задержали трех грузинских тележурналистов, заподозрив их в работе на российские спецслужбы.

На фоне продолжавшихся весь год ожесточенных дебатов о свободе слова произошел распад холдинга "Медиа-Мост", и на московском информационном поле произошли крупные изменения. На момент написания данного доклада общенациональные электронные СМИ отражали широкий спектр политических взглядов.

В центре эмоциональных споров о свободе слова были бурные и запутанные события вокруг "Медиа-Моста" и контролируемых им средств массовой информации, в особенности телеканала НТВ и радиостанции "Эхо Москвы". В апреле 2001 г. крупнейший негосударственный телеканал НТВ перешел под контроль газового гиганта "Газпром", часть акций которого принадлежит государству. Генеральная прокуратура предъявила владельцу "Медиа-Моста" В.Гусинскому новые обвинения и безуспешно попыталась, добиться от Испанией его выдачи.

Несколько топ-менеджеров "Медиа-Моста" побывали на допросах в прокуратуре, финансовый директор был задержан по обвинению в хищениях. Как утверждали представители холдинга, начиная с середины 2000 г. (в это время было начато следствие по делу В.Гусинского) до середины февраля 2001 г. прокуратура и налоговая полиция не меньше тридцати раз побывали в офисе компании.

Первая попытка взять НТВ под контроль была предпринята "Газпромом", когда "Медиа-Мост" оказался не в состоянии погасить кредит на сумму в несколько сотен миллионов долларов США. После нескольких месяцев взаимных обвинений обе стороны пришли к соглашению, по которому газовый монополист не получал контрольный пакет в НТВ. Однако в начале 2001 г. "Газпром" все же получил контрольный пакет, когда по решению суда часть акций "Медиа-Моста" была заморожена. В апреле "Газпром" сменил совет директоров и назначил своего исполнительного директора. В знак протеста часть коллектива ушла с НТВ. "Газпром" также распорядился закрыть "Сегодня", ведущую газету "Медиа-Моста", и уволил в полном составе редколлегию информационного еженедельника "Итоги".

На октябрь 2001 г. судьба самой популярной российской радиостанции "Эхо Москвы" оставалась неопределенной. Сотрудники заявили, что уйдут с радиостанции в случае получения "Газпромом" контрольного пакета. "Газпром", имеющий 52% акций, в июле обещал продать журналистам "Эха" 9,5%, но к октябрю 2001 г. обещание еще не было выполнено.

При всей коммерческой заинтересованности газовой компании в делах "Медиа-Моста" характер перехвата "Газпромом" контроля над НТВ, как и рвение, проявленное правоохранительными органами по отношению к "Медиа-Мосту" и его владельцу, давали серьезные основания предполагать наличие политической подоплеки: В. Гусинский активно критиковал президента В.Путина.

В регионах журналисты и средства массовой информации по-прежнему сталкивались с насилием (по данным Фонда защиты гласности на конец мая 2001 г., по меньшей мере пять журналистов были убиты, 39 подверглись нападениям), однако в большинстве случаев невозможно установить наличие или отсутствие политических мотивов. Несколько журналистов подверглись уголовному преследованию за свою профессиональную деятельность.

В апреле по обвинению в клевете в Белгороде была задержана журналист и депутат Ольга Китова. За несколько месяцев до этого она опубликовала в "Белгородской правде" статью о том, как сотрудники милиции пытками выбивали из нескольких юношей признание в сексуальных приставаниях к однокурснику. Когда милиционеры попытались доставить О.Китову, пользующуюся депутатской неприкосновенностью, для допроса в местное отделение, она оказала им сопротивление, и в результате ей было предъявлено обвинение еще и в сопротивлении сотрудникам милиции. В мае О.Китова была отпущена прокуратурой под подписку. На момент написания данного доклада ее дело слушалось в местном суде.

Федеральная служба безопасности продолжала ограничивать свободу самовыражения и свободу научной деятельности, раскручивая дела о шпионаже, в которых фигурировали открытые, как утверждают обвиняемые, материалы. В июле вновь слушалось дело военного журналиста Григория Пасько после отмены Верховным судом оправдательного приговора владивостокского суда 1999 г. В свое время Г.Пасько был оправдан, поскольку суд не принял ряд доказательств, как сфабрикованных ФСБ, обвинившей журналиста в передаче японским СМИ сведений о боеготовности Тихоокеанского флота - информации, составляющей государственную тайну. По состоянию на октябрь 2001 г. суд все еще продолжался.

Продолжался и процесс по делу научного сотрудника Института США и Канады Игоря Сутягина, занимавшегося проблемами безопасности и контроля за вооружениями. Он был арестован ФСБ в 1999 г. и обвинен в передаче двум сотрудникам британской консалтинговой фирмы сведений, составляющих гостайну. Однако, как утверждают его адвокаты, И.Сутягин никогда не имел допуска к закрытой информации и лишь систематизировал общедоступные материалы.

ФСБ предъявила обвинение в шпионаже и ученому Валентину Данилову, руководителю Теплофизического центра в Красноярске. После ареста ученого 16 февраля ФСБ обвинила В.Данилова в передаче китайской компании секретной информации, касающейся спутниковых технологий. В открытом письме в прокуратуру двадцать коллег ученого заявили, что эта информация была рассекречена еще в 1992 г. Процесс по делу В.Данилова должен был начаться в конце года.

Приговор по обвинению в шпионаже бывшего сотрудника МИДа Валентина Моисеева также оставлял ряд вопросов относительно справедливости этого суда. Решению Московского городского суда предшествовал неоднозначный процесс, когда трех судей, поочередно приступавших к слушанию дела, отстраняли без внятных объяснений. В итоге четвертый председательствующий в августе приговорил В.Моисеева к четырем с половиной годам лишения свободы.

В июне Президиум Российской академии наук издал директиву, чреватую ограничением свободы научной деятельности: в соответствии с "Планом мероприятий по воспрепятствованию нанесения ущерба Российской Федерации в сфере международного экономического и научно-технического сотрудничества" академическим институтам было предписано осуществлять "постоянный контроль" за сотрудничеством с иностранцами с целью предупреждения шпионажа. В документе не было конкретных положений, касающихся ограничения свободы научной деятельности или свободы самовыражения, однако на фоне упомянутых судебных процессов многие отмечали опасность произвола при его применении на практике.

Серьезной проблемой в Москве оставались как расистские вылазки "бритоголовых", так и милицейский произвол на национальной почве. Президент В.Путин неоднократно и резко осуждал такое насилие, однако эти заявления не подкреплялись конкретными шагами по привлечению сотрудников милиции к ответственности за притеснение национальных меньшинств.

За отсутствие регистрации милиция систематически вымогала взятки у представителей национальных меньшинств, в особенности чеченцев. Сотрудники милиции по-прежнему подбрасывали чеченцам боеприпасы, взрывчатку или наркотики, во многих случаях рассчитывая на получение крупных взяток за прекращение дела.

В конце октября группа "бритоголовых" разгромила рынок в одном из московских "спальных" районов, двое торговцев-кавказцев погибли. Как представляется, имело место расистское нападение, однако милиция оценила случившееся как "хулиганство", связанное с проигрышем в Испании московской футбольной команды. Первая вспышка насилия со стороны "бритоголовых" имела место в апреле и была приурочена ко дню рождения Гитлера: группа (приблизительно 150 человек) разгромила азербайджанский рынок на юго-западе столицы, избив многих торговцев. На следующий день в центре Москвы "бритоголовые" пристали к молодому чеченцу и зарезали его.

В августе группа подростков с осколками бутылок и бейсбольными битами напала на шестерых африканских беженцев у представительства Управления верховного комиссара ООН в Москве. Один из пострадавших через несколько недель скончался в больнице. Через неделю после инцидента двое подростков предупредили представительство УВКБ о своем намерении "… объявить настоящую войну африканцам".

Российские правоохранительные органы продолжали помогать властям центральноазиатских государств, добивающихся выдачи живущих в Москве диссидентов. В июне 2001 г. религиозный диссидент Нодир Алиев был арестован милицией и выдан Узбекистану, где был приговорен к семи годам тюремного заключения за "посягательство на конституционный строй". В том же месяце милиция, по запросу таджикских властей о выдаче, задержала таджикского журналиста Дододжона Атовуллоева: в Душанбе намеревались привлечь его к суду за оскорбление президента Таджикистана. После продолжавшейся неделю активной международной кампании в защиту Д.Атовуллоева Генеральная прокуратура отказала в выдаче и освободила журналиста.

Впервые за многие годы Госдума, судя по всему, всерьез взялась за пакет законопроектов, призванных реформировать судебную систему и уголовное судопроизводство. Их положения, однако, не в полной мере обеспечивали решение таких важнейших проблем, как пытки и недозволенное обращение в милиции, переполненность тюрем, а также безразличие государства к насилию в семье и изнасилованиям.

В июне Госдума приняла во втором чтении проект нового Уголовно-процессуального кодекса - был пройден последний этап перед его окончательным принятием. Вступление нового УПК в силу будет сопровождаться рядом давно назревших изменений, в частности передачей от прокуратуры суду права санкционировать арест и обыск. В законопроекте, однако, не получили отражения меры по борьбе с пытками: так, прохождение задержанным судмедэкспертизы по-прежнему должно быть согласовано с прокурором. Проект нового УПК также разрешает правоохранительным органам получать от подозреваемых письменные показания до разъяснения последним их прав.

Госдумой был также принят ряд поправок к судебному законодательству, направленных на введение суда присяжных на всей территории России и на пресечение коррупции, процветающей среди судей. В соответствии с этими поправками к 2003 г. суды присяжных должны появиться во всех 89 российских регионах. Облегчается и процедура привлечения судей к ответственности за коррупцию. Вместе с тем некоторые эксперты-правоведы предупреждают, что новое законодательство дает исполнительной власти дополнительные возможности давления на суд.

По данным Penal Reform international (международной организации за реформу системы исполнения наказаний), общее число заключенных в российских исправительных учреждениях сократилось, однако острой проблемой оставалась переполненность мест предварительного заключения. Для ее решения предлагалось ограничить период предварительного заключения сроком, не превышающим один год, но эта инициатива была заблокирована прокуратурой.

В первой половине 2001 г. со стороны ряда официальных лиц отмечались попытки оспорить действующий в России мораторий на смертную казнь. Так, министр юстиции и некоторые депутаты Государственной думы призывали к восстановлению смертной казни, а один из генералов - к публичной казни лидеров чеченских боевиков. Однако в июле президент В.Путин самым недвусмысленным образом высказался против смертной казни.

Роль международного сообщества

ООН

Второй раз за последние два года Комиссия ООН по правам человека приняла резолюцию, в которой выражалась серьезная озабоченность нарушениями прав человека в Чечне. В резолюции решительно осуждались неоправданное применение силы и серьезные нарушения прав человека федеральной стороной. Документ призывал Россию провести расследования всех случаев нарушения международных норм прав человека и норм гуманитарного права, создать национальную комиссию по расследованию и обеспечить присутствие в регионе специальных представителей ООН. Следует отметить, что призыва к созданию международной комиссии по расследованию не последовало.

На заседании Комиссии 25 сентября М.Робинсон заявила о невыполнении Россией положений резолюции, в частности - о создании национальной комиссии и о допуске специальных представителей ООН. Российская делегация ответила, что Россия не считает себя связанной этим документом.

В октябре 2000 г. Комитет ООН по правам человека впервые, с тех пор как в 1991 г. Россия признала право обращения за отдельными гражданами, вынес решение о неправомерности действий российских властей. Комитет признал, что при осуждении российского гражданина Дмитрия Гридина в 1990 г. за изнасилование и убийство было нарушено его право на справедливый суд, и настоятельно рекомендовал немедленно освободить его из мест лишения свободы.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

15 июня Группа содействия ОБСЕ, более двух лет проработавшая в Москве, вернулась в Чечню и разместилась в Знаменском. Группа содействия получила значительное число жалоб на нарушения прав человека и работала по ним с Бюро спецпредставителя по правам человека в Чечне, другими федеральными органами, а также с неправительственными правозащитными организациями. Эта работа была недостаточно эффективной как из-за неспособности ОБСЕ в полной мере задействовать свой правозащитный мандат, так и из-за малочисленности сотрудников.

Совет Европы

Парламентская ассамблея Совета Европы продолжала внимательно отслеживать ситуацию в Чечне. В январе, сделав выбор в пользу сотрудничества, ПАСЕ вернула российской делегации право голоса. Для мониторинга выполнения Россией требований Совета Европы была создана совместная рабочая группа европейских и российских парламентариев. В апреле она представила ПАСЕ полный список всех уголовных дел по преступлениям против мирного населения, совершенным военнослужащими и милицейскими спецподразделениями, что стало важным шагом, обеспечившим проблеме привлечения к ответственности большую прозрачность. В июле председатель ПАСЕ лорд Рассел-Джонстон выразил озабоченность в связи с продолжающимися нарушениями. В сентябре совместная рабочая группа информировала о невыполнении Россией январской резолюции ПАСЕ и о своей неудовлетворенности ходом расследования заявлений о нарушениях.

В феврале Чечню посетил комиссар Совета Европы по правам человека А.Хиль-Роблес, прямо поставивший перед российским правительством вопрос о необходимости расследования нарушений. Он, однако, уклонился от выяснения обстоятельств, связанных с массовым захоронением близ военной базы в Ханкале, об обнаружении которого стало известно за несколько дней до его прибытия в Чечню. Комиссар предпочел призвать власти информировать о ходе расследования Бюро спецпредставителя по правам человека.

Генеральный секретарь СЕ В.Швиммер также неоднократно критиковал правительство России за недостаточную оперативность в расследовании нарушений прав человека в Чечне.

Комитет по предупреждению пыток сделал публичное, что является для него редкостью, заявление, в котором высказал в адрес России резкую критику за невыполнение его рекомендаций. В заявлении отдельно указывалось на то, что российские власти не провели тщательного и независимого расследования по заявлениям о нарушениях в Чернокозово в 2000 г. и не обеспечили уголовного преследования по фактам нарушений в обращении с задержанными в Чечне.

Впервые после вступления России в СЕ в 1996 г. Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению два иска к российскому правительству.

Европейский союз

В 2001 г. позиция ЕС по правам человека в Чечне отличалась непоследовательностью. В апреле Евросоюз выступил инициатором резолюции на Комиссии ООН по правам человека, однако после этого попытался свести дело к менее жесткому заявлению председателя. Когда США добились голосования по проекту, ЕС поддержал резолюцию. Были сообщения, что в ходе двух саммитов Россия-ЕС представители последнего обсуждали проблемы Чечни за закрытыми дверями, избегая каких-либо упоминаний об этом в публичных заявлениях.

В декабре 2000 г. Европейский парламент принял резолюцию о реализации Общей стратегии ЕС по России. Парламентарии призвали к "двоякому подходу", который должен заключаться в сотрудничестве в области укрепления законности и демократических структур при "однозначном осуждении, в случае необходимости, нарушений прав человека и непропорционального использования силы, как в случае с Чечней".

Усилия ЕС в Женеве были малоэффективны вследствие того, что британский премьер Т.Блэр и канцлер Германии Г.Шредер неоднократно высоко отзывались о деятельности президента В.Путина, избегая при этом публичной постановки вопроса о нарушениях в Чечне, в том числе о невыполнении Россией инициированных ЕС резолюций ООН. После сентябрьских терактов в США канцлер Г.Шредер призвал к "переоценке" отношения мирового сообщества к чеченскому конфликту.

США

Администрация Дж.Буша в начале 2001 г. неоднократно выражала озабоченность свободой прессы в России и сыграла решающую роль в постановке на голосование и принятии апрельской резолюции Комиссии ООН по правам человека. Впоследствии, однако, администрацией не было использовано несколько важнейших поводов обеспечить выполнение Россией этой резолюции.

На первой встрече с В.Путиным в июне в Словении Дж.Буш заявил о своей поддержке российского президента, упустив возможность публично потребовать от России выполнения резолюции ООН. Публичной критики действий федеральной стороны в Чечне с американской стороны не последовало и на следующих саммитах.

После терактов 11 сентября США активно стремились заручиться российской поддержкой своих антитеррористических усилий. Продолжая публично критиковать нарушения в Чечне, администрация не прилагала усилий, чтобы добиться от России более решительных действий по обеспечению ответственности.




Похожие:

Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч. Российская Федерация (2002) iconУтвержден Конференцией 06 июля 2002 г. Устав общероссийской общественной организации «Российская Федерация Го (Бадук)»
Общероссийская общественная организация «Российская Федерация Го (Бадук)», именуемая в дальнейшем «Федерация», является основанным...
Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч. Российская Федерация (2002) iconРоссийская Федерация за 1985 – 2002 гг

Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч. Российская Федерация (2002) iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений в статьи 1 и 15 федерального закона
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года n 114-фз "О противодействии экстремистской деятельности" (Собрание законодательства...
Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч. Российская Федерация (2002) iconРоссийская федерация федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности
Федеральным законом от 18 июля 1997 года n 101-фз#S (Российская газета, n 143, 26. 07. 97)
Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч. Российская Федерация (2002) iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений в закон российской федерации "об образовании" и федеральный закон "о высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена
Российской Федерации, 1996, n 3, ст. 150; 2000, n 30, ст. 3120; n 33, ст. 3348; 2002, n 26, ст. 2517; 2003, n 2, ст. 163; n 28, ст....
Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч. Российская Федерация (2002) iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений в закон российской федерации "об образовании" и федеральный закон "о высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена
Российской Федерации, 1996, n 3, ст. 150; 2000, n 30, ст. 3120; n 33, ст. 3348; 2002, n 26, ст. 2517; 2003, n 2, ст. 163; n 28, ст....
Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч. Российская Федерация (2002) icon#G0 российская федерация федеральный закон о судебных приставах
Федеральным законом от 7 ноября 2000 года n 135-фз#S (Российская газета, n 215, 09. 11. 2000)
Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч. Российская Федерация (2002) iconРоссийская кинологическая федерация сибирская кинологическая федерация новокузнецкий городской клуб любительского собаководства

Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч. Российская Федерация (2002) iconРоссийская Федерация

Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч. Российская Федерация (2002) iconРоссийская Федерация

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов