Рекомендация № r (94) 12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей icon

Рекомендация № r (94) 12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей



НазваниеРекомендация № r (94) 12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей
Дата конвертации21.05.2012
Размер73.64 Kb.
ТипДокументы

Рекомендация № R (94) 12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей


Принята Комитетом министров Совета Европы 13 октября 1994 года

Комитет министров, согласно положениям статьи 15 b) Устава Совета Европы,

принимая во внимание статью 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ниже именуемой <Конвенция>), которая предусматривает, что <каждый имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона>;

принимая во внимание Основные принципы независимости судей Организации Объединенных Наций, одобренные Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в ноябре 1985 года;

отмечая важнейшую роль судей и других лиц, выполняющих судебные функции, в обеспечении защиты прав человека и основных свобод;

преисполненный желания содействовать независимости судей в целях укрепления законности в демократических государствах;

учитывая необходимость укрепления положения и полномочий судей в целях создания эффективной и справедливой правовой системы;

осознавая желательность обеспечения надлежащего осуществления функций судей, которые являются совокупностью судейских обязанностей и полномочий, направленных на защиту интересов всех людей,

рекомендует правительствам государств-членов принять или усилить все меры, необходимые для повышения роли отдельных судей и судейского корпуса в целом и укрепить их независимость и эффективность, в частности, посредством осуществления следующих принципов:

^ СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ НАСТОЯЩЕЙ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Настоящая рекомендация применяется ко всем лицам, осуществляющим судебные функции, включая тех, кто занимается вопросами судебного, уголовного, гражданского, коммерческого и административного права.

2. Принципы, изложенные в настоящей рекомендации, применяются к непрофессиональным судьям и другим лицам, выполняющим судебные функции, кроме тех случаев, когда из контекста ясно, что они относятся только к профессиональным судьям, например к принципам, касающимся вознаграждения и служебного роста судей.

^ Принцип I. Общие принципы независимости судей

1. Необходимо принимать все меры для обеспечения уважения, защиты и поощрения независимости судей.

2.
В частности, необходимо принять следующие меры:

а) Независимость судей должна гарантироваться в соответствии с положениями Конвенции и конституционными принципами, например, посредством включения конкретных положений в конституцию или другие законодательные акты или посредством включения положений настоящей рекомендации во внутреннее право. С учетом правовой традиции каждого государства такие правила могут, например, предусматривать следующее:

i) решения судей не подлежат пересмотру вне рамок процедур обжалования, предусмотренных законом;

ii) срок службы судей и их вознаграждение гарантируются законом;

iii) никакой орган, кроме самих судов, не может определять их компетенцию, как это определено законом;

iv) кроме решений об амнистии, помиловании или по аналогичным вопросам, правительство или администрация не могут принимать решений, которые ретроактивно отменяют судебные постановления.

b) Ветви исполнительной или законодательной власти должны обеспечивать независимость судей и непринятие мер, которые могут поставить под угрозу независимость судей.

с) Все решения, касающиеся профессионального роста судей, должны основываться на объективных критериях и принципе конкурсного отбора, а служебный рост судей должен зависеть от их личных заслуг с должным учетом квалификации, моральных качеств и работоспособности. Орган, принимающий решения об отборе и продвижении судей, должен быть независимым от правительства и администрации. Для обеспечения его независимости правила должны, например, предусматривать отбор судей судейским корпусом и самостоятельность принятия решений этим органом о его правилах процедуры.

Однако, когда положения конституции, законодательных актов или традиции допускают назначение судей правительством, должны существовать гарантии транспарентности и практической независимости процедур назначения судей, а также защиты решений от влияния различных факторов, не связанных с упомянутыми выше объективными критериями. В качестве таких гарантий может, например, выступать одна или несколько из следующих мер:

i) создание специального независимого компетентного органа, который выносил бы правительству рекомендации для выполнения в практической деятельности; или

ii) предоставление права обжалования решений в индивидуальном порядке в независимом органе; или

iii) создание органа, который обеспечивал бы защиту решений от необоснованного или постороннего влияния.

d) В процессе принятия решений судьи должны быть независимыми и действовать без каких-либо ограничений, постороннего влияния, воздействия, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с какой бы то ни было стороны или по любой причине. Закон должен предусматривать санкции в отношении лиц, пытающихся воздействовать на судей каким-либо из этих способов. Судьи должны иметь неограниченную свободу беспристрастно принимать решения, руководствуясь своей совестью, своим толкованием фактов и действующими нормами права. Судьи не должны предоставлять сведения по существу своих дел кому бы то ни было за пределами судебной системы.

e) На распределение дел не должны влиять желания любой из сторон в деле или любые лица, заинтересованные в исходе этого дела. Такое распределение может, например, проводиться с помощью жеребьевки или системы автоматического распределения в алфавитном порядке или каким-либо аналогичным образом.

f) Дело не может быть отозвано у того или иного судьи без веских оснований, каковыми являются, например, серьезная болезнь или конфликт интересов. Такие основания и процедуры отзыва должны предусматриваться законом и не зависеть от интересов правительства или администрации. Решение об отзыве дела у судьи должно приниматься органом, который пользуется такой же независимостью, что и судья.

3. Назначаемым или выборным судьям гарантируется служба до возраста обязательного выхода на пенсию или истечения срока их полномочий.

Принцип II. Полномочия судей

1. Все лица, причастные к делу, включая государственные органы и их представителей, подчиняются полномочиям судьи.

2. Судьи должны быть наделены достаточной властью и иметь возможность применять ее, чтобы осуществлять свои обязанности, выполнять свои полномочия и отстаивать авторитет суда.

^ Принцип III. Надлежащие рабочие условия

1. Для эффективной работы судей должны быть созданы надлежащие рабочие условия, в частности, путем:

a) приема на работу достаточного количества судей и организации соответствующей подготовки, например, практической подготовки в судах и, по возможности, в других учреждениях и органах до назначения судей и в течение срока их службы. Такая подготовка должна быть бесплатной и, в частности, включать изучение последнего законодательства и прецедентного права. Там, где это целесообразно, подготовка должна включать ознакомительные поездки в Европу и посещение иностранных учреждений и судов;

b) обеспечения такого статуса и вознаграждения судей, который был бы соразмерен их профессиональному авторитету и уровню ответственности;

с) создания четкой системы служебного роста для найма и закрепления способных судей;

d) обеспечения надлежащего вспомогательного персонала и оборудования, в частности, для автоматизации делопроизводства и обработки данных, с тем чтобы судьи могли эффективно и оперативно выполнять свои обязанности;

e) принятия соответствующих мер для передачи выполнения несудейских функций другим лицам в соответствии с рекомендацией № R (86) 12, касающейся мер по предотвращению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды.

2. Для обеспечения безопасности судей следует принимать все необходимые меры, например, обязательное присутствие охраны в помещениях судов или предоставление полицейской защиты судьям, которые могут стать или являются объектами серьезных угроз.

^ Принцип IV. Ассоциации

Судьи должны иметь полную свободу образовывать ассоциации, которые сами по себе или вместе с каким-либо другим органом призваны защищать их независимость и интересы.

^ Принцип V. Обязанности судей

1. В ходе разбирательства судьи обязаны защищать права и свободы всех лиц.

2. Долг судей состоит в том, чтобы при выполнении своих судейских обязанностей они обеспечивали надлежащее применение закона и справедливое, эффективное и быстрое рассмотрение дел, а для этого они должны иметь соответствующие полномочия.

3. Судьи должны иметь, в частности, следующие обязанности:

а) действовать независимо во всех случаях и без какого бы то ни было влияния извне;

b) беспристрастно вести дела в соответствии со своей оценкой фактов и своим толкованием законов, обеспечивать справедливое слушание аргументов и уважение процессуальных прав всех сторон в соответствии с положениями Конвенции;

с) отказываться от дела или соответствующих действий только тогда, когда для этого есть веские основания. Такие основания должны быть определены законом и могут, например, быть связанными с серьезной болезнью, конфликтом интересов или интересами правосудия;

d) при необходимости, беспристрастно разъяснять сторонам процедурные вопросы;

е) когда это целесообразно, поощрять стороны к примирению и заключению ими мирового соглашения;

f) за исключением случаев, когда закон или сложившаяся практика предусматривают иное, давать четкое и полное объяснение своим решениям доступным для понимания языком;

g) проходить любую подготовку, необходимую для эффективного и надлежащего выполнения ими своих функций.

^ Принцип VI. Невыполнение своих обязанностей и дисциплинарные нарушения

1. В случаях, когда судьи выполняют свои обязанности неэффективно и ненадлежащим образом или когда имеют место дисциплинарные нарушения, должны приниматься все необходимые меры, не наносящие ущерба независимости судебных органов. В зависимости от конституционных принципов, юридических положений и традиций каждого государства такие меры могут, например, включать следующее:

а) отзыв дел у судьи;

b) перевод судьи на другую работу в суде;

с) материальные санкции, например временное снижение оклада;

d) временное отстранение от должности.

2. Назначаемые судьи не могут быть сняты с должности без веских оснований до исполнения возраста обязательного выхода на пенсию. Такие основания — а они должны точно определяться законом — могут применяться в странах, где судьи избираются на определенный период времени, или могут быть обусловлены неспособностью судьи выполнять свои функции, совершением уголовных правонарушений или серьезными нарушениями дисциплинарных норм.

3. Когда возникает необходимость принятия мер, предусмотренных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, государствам следует рассмотреть вопрос об учреждении на основании закона специального компетентного органа для применения дисциплинарных санкций и мер, если ими не занимается суд, причем решения этого органа должны контролироваться вышестоящей судебной инстанцией. Возможно также, чтобы этим органом назначалась сама вышестоящая судебная инстанция. Закон должен предусматривать соответствующий порядок, обеспечивающий таким судьям по крайней мере соблюдение надлежащей правовой процедуры, установленной Конвенцией, например, дело должно слушаться в пределах разумных сроков и судьи должны иметь право ответа на любые предъявляемые обвинения.




Похожие:

Рекомендация № r (94) 12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей iconРекомендация № r (87) 3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил
Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 б Статута Совета Европы
Рекомендация № r (94) 12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей iconРекомендация № r (81) 7 Комитета министров государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию
Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 b Устава Совета Европы
Рекомендация № r (94) 12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей iconРекомендация № r (95) 12 Комитета министров государствам-членам относительно управления системой уголовного правосудия
Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 b Устава Совета Европы
Рекомендация № r (94) 12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей iconРекомендация № r (86) 12 Комитета министров государствам-членам относительно мер по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды
Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 b Устава Совета Европы
Рекомендация № r (94) 12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей iconРекомендация № r (85) 11 Комитета министров государствам-членам относительно положения потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса
Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 b Устава Совета Европы
Рекомендация № r (94) 12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей iconСовет европы комитет министров рекомендация № Rec (2002)2 Комитета Министров государствам-участникам о доступе к официальным документам
Принята Комитетом Министров 21 февраля 2002 г на 784-ом заседании заместителей министров
Рекомендация № r (94) 12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей iconСовет европы комитет министров рекомендация № Rec (2002)2 Комитета Министров государствам-участникам о доступе к официальным документам
Принята Комитетом Министров 21 февраля 2002 г на 784-ом заседании заместителей министров
Рекомендация № r (94) 12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей iconРекомендация № r (93) 1 Комитета министров государствам-членам об эффективном доступе к закону и правосудию для беднейших слоев населения
Европейской конвенцией о правах человека государства-члены заявили о своей приверженности правам человека и основным свободам
Рекомендация № r (94) 12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей iconРекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов
Принята Комитетом министров 10 июля 2003 г на 848-м заседании заместителей министров
Рекомендация № r (94) 12 Комитета министров государствам-членам о независимости, эффективности и роли судей iconРекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов
Принята Комитетом министров 10 июля 2003 г на 848-м заседании заместителей министров
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов