Проект концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге icon

Проект концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге



НазваниеПроект концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге
Дата конвертации20.05.2012
Размер132.77 Kb.
ТипЗакон


ПРОЕКТ


КОНЦЕПЦИЯ

развития государственно-общественного управления образованием

в Санкт-Петербурге


1. Общие положения

В Законе «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования определен следующий: демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.

В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» одним из направлений развития системы образования определено направление «Открытая Школа 2020».

Стратегическое направление «Открытая школа» включает потенциальные ресурсы, которые может использовать (и частично использует) система образования Санкт-Петербурга в целях реализации государственных задач и общественного запроса на развитие качества образования. Данное направление связано с:

- построением новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства;

- разработкой новых технологических моделей развития образования за счет взаимодействия с бизнесом, наукой, искусством, политикой;

- развитием форм общественного участия в управлении образованием и поддержкой общественно-педагогической инициативы.

  1. Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О Концепции взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями «Общественно-государственное партнерство» на 2008-2011 годы».

Концепция призвана обеспечить расширение общественного участия в управлении образованием, рост влияния общества на качество образования и его доступность для всех слоев населения, повышения эффективности деятельности органов управления образования всех уровней и образовательных учреждений, ее открытости для общественности, населения Санкт-Петербурга.

Настоящая Концепция определяет принципы, формы и механизмы взаимодействия государства и общества в целях обеспечения реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества и его подсистем.

Реализация настоящей Концепции позволит развивать институты гражданского общества, повышать социальную активность жителей Санкт-Петербурга.



В настоящей концепции используются следующие понятия и термины:

^ Государственно-общественное управление образованием - постоянное ответственное взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, органы управления образованием, руководители общеобразовательных учреждений), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.

^ Общественное наблюдение - участие представителей органов государственно-общественного управления образованием образовательных учреждений, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в деятельности образовательных учреждений, аттестационных, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий.

^ Общественная экспертиза – механизм оценки или выявления проблемных зон и зон развития образовательного учреждения группой общественных экспертов.

Орган государственно-общественного управления в сфере образования - создаваемый исполнительными органами государственной власти коллегиальный (или совещательный) орган, обеспечивающий согласованные действия исполнительных органов государственной власти, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Санкт-Петербурга.


^ 2. Проблемы и перспективы развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге ведется работа по формированию органов государственно-общественного управления образованием. При Комитете по образованию создан Совет по образовательной политике, который является государственно-общественным органом, обеспечивающим согласованные действия Комитета по образованию, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Санкт-Петербурга. Совет является постоянно действующим совещательным органом при Комитете по образованию и осуществляет свою деятельность на общественных началах. При администрациях районов Санкт-Петербурга так же созданы государственно-общественные органы по управлению образованием. Ежегодно представляются информационные (публичные) доклады о деятельности региональной образовательной системы и районных образовательных систем.

В 2009 году в образовательной системе Санкт-Петербурга функционировали:

1147 педагогических советов;

964 советов образовательных учреждений;

717 общих собраний работников трудового коллектива;

802 попечительских советов;

645 родительских комитетов;

15 благотворительных фондов.

Анализ практики деятельности действующих органов государственно-общественного управления в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга свидетельствует, что в настоящий момент большинство из них находятся в стадии становления. Исследование 2009 года показало, что созданные структуры ГОУО реально работают только в 5-6% ОУ, были выделены основные причины и факторы, затрудняющие становление и развитие государственно-общественного управления образованием. К ним относятся:

отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей участие общественности в управлении образованием и определяющей разграничение полномочий;

отсутствие реальных властных полномочий у органов общественного управления;

недостаточная заинтересованность  представителей общественности в управлении и развитии ОУ;

авторитарность большей части руководителей образовательных учреждений;

низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса.

Целью настоящей Концепции является создание условий для эффективного взаимодействия субъектов государственных, образовательных и общественных структур, обеспечивающих соблюдение интересов человека, общества и государства.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач

- разработка нормативно-правовой базы, необходимой для создания и функционирования органов государственно-общественного управления образованием

- наделение органов государственно-общественного управления образованием установленным объемом полномочий, направленных на совершенствование образовательного процесса, представление и защиту прав и интересов его участников;

- вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики Санкт-Петербурга, административных районов Санкт-Петербурга, образовательных учреждений;

- создание системы обучения, обеспечивающей достижение уровня правовых экономических, управленческих знаний у представителей педагогической общественности и общественных структур;

- повышение информационной открытости образовательных учреждений потребителям образовательных услуг;

- развитие частно-государственного партнерства в системе образования;

- развитие общественной экспертизы и общественного наблюдения.


^ 3. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Цель ГОУО – обеспечение ответственного взаимодействия в управлении образованием всех заинтересованных лиц.

^ Принципы ГОУО:

- законность;

- реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;

- приоритетность для систем управления образованием качества образования и качества жизни обучающихся;

- добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении образованием;

- охват всех уровней управления;

- сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности на всех уровнях управления в сфере общего образования автономного округа;

- открытости и доступности информации о государственно-общественном управлении образования.

^ Задачи ГОУО - способствовать:

вовлечению общественности в формирование и реализацию образовательной политики;

повышению эффективности государственной политики в области образования;

удовлетворению образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;

реализации прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образованием.


^ 4. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Органы государственно-общественного управления образованием создаются на уровне региона (при Правительстве Санкт-Петербурга, при Комитете по образованию), районов (при администрациях районов Санкт-Петербурга) и образовательных учреждений, могут создаваться как по ведомственной принадлежности, так и по межведомственному характеру.

В своей деятельности органы государственно-общественного управления образованием создаются на уровне региона, районов и образовательных учреждений руководствуются общими целями, принципами и задачами государственно-общественного управления образованием, изложенными в п.3 настоящей Концепции, при реализации которых учитываются масштаб и специфика уровня управления.

Государственно-общественный орган управления образованием региона (района) обеспечивает согласованные действия Комитета по образованию (администраций районов Санкт-Петербурга), общественных, профессиональных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Санкт-Петербурга (района Санкт-Петербурга). Является постоянно действующим совещательным (или коллегиальным) органом при Комитете по образованию (администрациях районов Санкт-Петербурга) и осуществляет свою деятельность на общественных началах и иных условиях.

Цель деятельности государственно-общественного органа управления образованием региона (района)- консолидация общественного и научного потенциала Санкт-Петербурга для поддержки развития системы образования Санкт-Петербурга (района Санкт-Петербурга), выработки предложений для формирования стратегических направлений развития системы образования Санкт-Петербурга (района Санкт-Петербурга), а также обеспечение общественного наблюдения и осуществление общественной экспертизы в сфере образования.

На уровне региона, района, образовательного учреждения могут создаваться:

- Организации родителей и попечителей: попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы, родительские комитеты, благотворительные фонды советы отцов, советы матерей и др.;

- Общественно-педагогические организации: ассоциации, профессиональные советы, педагогические советы, советы образовательных учреждений, общие собрания работников трудового коллектива, советы руководителей ОУ и др.;

- Детские общественные организации: ученические советы, советы старшеклассников и др.;

- Ассоциации выпускников;

- иные.

Цель деятельности государственно-общественного органа управления образованием ОУ – консолидация усилий всех заинтересованных лиц для поддержки развития ОУ, для формирования стратегических направлений развития ОУ; реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса; обеспечение открытости и доступности информации о деятельности ОУ.


^ 5. ФОРМАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

5.1. Конференции, собрания

Форматы взаимодействия участников государственно-общественного управления образованием - собрания, конференции участников или представителей участников образовательного процесса, собрания родителей (законных представителей) обучающихся, собрания педагогических работников, собрания работников образовательного учреждения, профсоюзные собрания, собрания обучающихся, собрания попечителей образовательного учреждения, совместные собрания представителей различных категорий участников образовательного процесса и иные форматы, проводимые как раздельно (по категориям участников образовательного процесса), так и совместно на уровне региона, на районном уровне, а также собрания, конференции граждан, представителей их объединений и организаций, действующих в сфере образования.

Конференции, собрания проводятся в целях:

- информирования общественности о решениях и деятельности органов управления в сфере образования;

- заслушивания и обсуждения публичного доклада о деятельности сферы образования;

- выборов органов государственно-общественного управления образованием в сфере образования, заслушивания и утверждения отчета об их деятельности;

- согласования основных управленческих решений, принимаемых в сфере образования;

- в иных целях.

5.2. Публичный доклад

Особое значение в обеспечении открытости и доступности информации о деятельности системы образования имеет публичный доклад.

Публичный доклад – аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения.

Публичный доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам.

Основными целями Публичного доклада являются:

обеспечение информационной основы для организации диалога и согласования интересов всех участников образовательного процесса, включая представителей общественности;

обеспечение прозрачности функционирования региональной (районной) системы образования и образовательных учреждений;

информирование потребителей образовательных услуг о приоритетных направлениях развития региональной (районной) системы образования или образовательного учреждения, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах деятельности.

Особенности Публичного доклада:

аналитический характер текста, предполагающий представление фактов и данных, а также их оценку и обоснование тенденций развития;

ориентация на широкий круг читателей, что определяет доступный стиль изложения и презентационный тип оформления;

регулярность предоставления Публичного доклада (раз в год).

5.3. Общественное наблюдение

Для проведения общественного наблюдения из числа представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций органами управления образованием формируются группы общественных наблюдателей.

Объектами общественного наблюдения являются:

- процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена;

- процедуры лицензирования образовательных учреждений;

- процедуры аккредитации образовательных учреждений;

- деятельность аттестационных, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий;

- конкурсные процедуры при проведении профессиональных и иных мероприятий.

Присутствие общественных наблюдателей на вышеуказанных процедурах может быть инициировано как образовательным учреждением, так и органом (органами) управления образованием.

5.4. Общественная экспертиза

Объектами общественной экспертизы являются:

- проекты нормативных правовых актов органов управления образованием, регламентирующие деятельность в сфере образования;

- проекты программ развития системы образования в регионе, районах и ОУ;

- материалы участников конкурсов профессионального мастерства по социально-значимым направлениям развития системы образования региона (районов);

- материалы конкурсов образовательных программ и программ развития ОУ на получение дополнительной поддержки из бюджетов разных уровней;

- метапредметные и надпредметные олимпиады по оценке уровня образованности, компетентности, социализации учащихся;

- материалы публичных докладов ОУ.

5.5. Электронный формат

Электронный формат взаимодействия участников государственно-общественного управления в сфере образования в сети Интернет (форумы, блоги и др.).


^ 6. КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ

6.1. Совершенствование организационно-правовых условий развития государственно-общественного управления образованием осуществляется за счет:

- совершенствования действующих и разработки новых нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, регулирующих взаимодействие в сфере управления образованием исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и общества;

- проведения мероприятий, направленных на повышение правовой культуры участников образовательного процесса, а также граждан, представителей их объединений, действующих в сфере образования;

- создания и обеспечения работы государственно-общественных органов управления образованием, действующих при исполнительных органах государственной власти
Санкт-Петербурга, с участием представителей общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, родительской общественности;

- организации и обеспечения проведения мониторинга развития государственно-общественного управления образованием;

- разработки и реализации научно-методических и образовательных программ, направленных на повышение эффективности взаимодействия государства и общества в сфере образования;

- разработки и апробации механизмов общественной оценки качества образовательных услуг;

- создания банка общественных экспертов.

6.2. Информационное обеспечение и популяризация среди жителей Санкт-Петербурга государственно-общественного управления образованием осуществляется за счет:

- анализа состояния и динамики развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге;

- информирования населения Санкт-Петербурга о функционировании органов государственно-общественного управления образованием;

- издания и распространения информационных бюллетеней, тематической литературы и других источников информации граждан о развитии государственно-общественного управления образованием;

- повышения информационной открытости образовательных учреждений потребителям образовательных услуг: обеспечение ежегодного представления публичных докладов, обеспечение функционирования сайтов ОУ и др.;

- организации и проведения конкурсов, направленных на выявление лучшего опыта по развитию государственно-общественного управления образованием.


^ 7. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ

Реализация настоящей Концепции позволит:

- активизировать процессы институциализации гражданского общества и его самоорганизации,

- построить новую образовательную среду с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства,

- обеспечить развитие форм государственно-общественного управления образованием,

- развить механизмы общественной экспертизы,

- расширить масштабы общественного наблюдения,

- повысить эффективность взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и общества в сфере образования, -

что позитивно отразится на качестве образовательных услуг, предоставляемых жителям Санкт-Петербурга.







Похожие:

Проект концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге iconПриказ №66, «О проведении выборов в школьные Управляющие советы» от 14. 03. 2008г №69, в целях обеспечения демократического и государственно-общественного характера управления образованием
Баксан «Об утверждении нормативно-правовых документов по Управляющим советам» от 11. 03. 2008г. №66, «О проведении выборов в школьные...
Проект концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге iconПротокол №1 от г
Арзгир Арзгирского района Ставропольского края (далее «Школа») является коллегиальным органом управления Школы, реализующим в форме...
Проект концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге iconСогласовано Утверждаю
Управляющий совет муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18 г. Нальчика является коллегиальным...
Проект концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге iconПротокол №3 от 19 января 2007 г. Положение о
Совет муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 ст. Новопластуновской является коллегиальным...
Проект концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге iconКонституцией Российской Федерации; закон
Павлово-Посадского муниципального района Московской области (далее Лицей) является коллегиальным органом управления образовательным...
Проект концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге iconПоложение об Управляющем совете моу «сош №4»
Управляющий совет (далее Совет) является коллегиальным органом управления общеобразовательным учреждением, реализующим принцип демократического,...
Проект концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге iconПриказ №213 о формировании Управляющего совета школы с целью развития демократического, государственно-общественного характера управления образованием
Включить в список Управляющего совета школы следующие избранные конференцией участников образовательного процесса кандидатуры
Проект концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге iconПоложение об Управляющем совете моу «сош №102 им. А. В. Крестьянинова»
Управляющий совет (далее Совет) является коллегиальным органом управления общеобразовательным учреждением, реализующим принцип демократического,...
Проект концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге iconДиректор В. А. Ясиновская моу сош №13
Управляющий Совет Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13 (далее – Совет) является коллегиальным...
Проект концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге iconПриказ №21 «О принятии положения в моу лицее №2 об Управляющем совете»
С целью создания коллегиального органа управления общеобразовательным учреждением, реализующим принцип демократического, государственно-общественного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов