Инновация как технология: специфика вуза мвд icon

Инновация как технология: специфика вуза мвд



НазваниеИнновация как технология: специфика вуза мвд
Дата конвертации20.05.2012
Размер57.15 Kb.
ТипДокументы

Инновация как технология: специфика вуза МВД

Бугаев К.В.

доцент, к.ю.н.


Опубликовано в: Инновации в образовательной деятельности: формы, методы, технологии: мат-лы межвуз. методологической конф. / под ред. А.Г.Парадникова, Т.Ю.Морозовой. – Омск: Омская академии МВД России, 2009. С. 9-13.

Источник: сайт «Криминалистика и Судебная экспертиза» http://kbugaev.narod.ru/


Вопрос об инновациях обострился в российском обществе с осознанием того факта, что только качественные изменения могут предотвратить отставание нашей страны от современных индустриальных государств. Залогом таких изменений будет, прежде всего, подготовка высококвалифицированных кадров. По этой причине в нашем обществе не прекращаются эксперименты по улучшению образовательной системы – введение Единого госэкзамена, включение высшего образование в Болонский процесс. Имеются в этой связи вопросы и к подготовке специалистов в ведомственных вузах, в частности – МВД.

Однако думается, что далеко не всё в образовании можно решить посредством увеличения объема предлагаемого студентам материала и различными формами интенсификацией процесса обучения – возможности человеческой психики по усвоению информации не безграничны. Поэтому следует, возможно, задуматься о пересмотре некоторых положений в ведомственном образовании.

Для начала вспомним определение понятия «технология» под которой понимается «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материла или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции»1. Следовательно, учитывая, что никакая технология немыслима без технического и кадрового обеспечения, можно считать, что Технологию (Т) составляют: Методы (М) – т.е. способы, приёмы, которые применяются подготовленными Кадрами (К) на базе определенных Технических средств (ТС) за некоторый интервал времени (dt).

Можно, поэтому, условно обозначить: Т = (М + К + ТС) х dt. [1]

Соответственно, инновационная технология должна быть не просто новее (как это звучит в определении), но лучше, эффективнее, т.е. давать продукцию: a) больше по объёму, либо b) лучшего качества, и (или) c) в более короткие сроки. Возможны также комбинации из смыслов указанных пунктов.

В образовательном процессе вуза МВД количество абитуриентов и соответственно выпускников ограничено ведомственными нормативными актами. Сроки образовательного процесса также лимитированы. Поэтому будем иметь ввиду только улучшение качественных параметров выпускников.
Как именно следует понимать, что есть «качественный выпускник» - отдельный и сложный вопрос, но примем как ориентир требования Государственных образовательных стандартов – тот минимум знаний и умений, которым необходимо овладеть для получения квалификационного признания.

Таким образом, если вернуться к формуле [1], то очевидно, что при создании инновационной технологии в образовании имеются некоторые резервы за счет улучшения кадрового состава вуза, технических средств обучения и методов, который должны быть нацелены именно на интенсификацию учебного процесса, т.к. временной интервал обучения ограничен.

С системно-информационной точки зрения процесс обучения можно представить как Информационный поток (ИП) – объём данных, направляемый от Источника (И) к Приёмнику (П) по Каналу Связи (КС). Имеется также и обратная связь от Приёмника к Источнику.

Источник (И) ==== КС ====> Приёмник (П)

обратная связь

--------------< ---------<-------------

В этой схеме роль Канала Связи и выполняют Кадры вуза (К), Методы обучения (М) и Технические средства (ТС).

Рассмотрим кратко каждый из элементов образовательной Технологии:

А). Методы включают в себя:

1. Структуру Информационного потока;

2. Порядок его трансляции (в том числе – его последовательность и частоту его повторения; последнее необходимо по причине неустранимых полностью помех при передаче информации, вызванных неизбежным несовершенством самой информации, её Источника, Приёмника и Канала связи). Совершенствование Методов и заключается в оптимальном структурировании и порядке трансляции Информационного потока.

Б). Кадры вуза - очевидно заключаются в количественном и качественном составе профессорско-преподавательского состава. Важным является определение фактического качества данного элемента Образовательной технологии, что достигается путём внешнего независимого тестирования кадрового состава.

В). Технические средства. Совершенно очевидно, что перспективой развития данного элемента Технологии являются оснащение средствами мультимедиа каждой аудитории, а также компьютеризация каждого учебного и рабочего места вуза, объединение их в локальную сеть с возможностью выхода в сеть Глобальную.

Важно заметить, что методическое, кадровое и техническое обеспечение вуза в данный конкретный период невозможно наращивать беспредельно – ограничителями будут выступать финансовые возможности, уровень подготовки и мотивации преподавательского состава на данной конкретной территории, и состояние развития научной методологии вообще – все указанные параметры имеют свои объективные границы. По этой причине следует обратить внимание на фактор времени обучения – dt.

Г). Время обучении (dt). Обратим внимание на то, что каждый технологический процесс имеет свое оптимальное время (Топт). Причем, если:

- срок обучения меньше оптимального (dt < Топт) – учащиеся не успевают осваивать материал – т.е. образование не достигает своей цели;

- когда срок обучения больше оптимального (dt > Топт) – качество обучения также снижается из-за низкой загруженности учащихся, невысокого КПД образовательного процесса.

Однако, в любом случае, в срок обучения будут входить так сказать непроизводственные затраты (Тнепр) – т.е. потери неизбежны2:

dt = Топт + Тнепр [2]

Вопрос заключается в том, как снизить потери времени, т.е. приблизить

dt -> Топт, снизив Тнепр.

Вуз МВД – специфическое учебное заведение, ориентированное не только на собственно освоение профессии, например – юриста, но и на получение специальной подготовки, необходимой для сотрудника органов внутренних дел (напомним - программа подготовки специалиста юриспруденции - составляет 10332 часа3).

Кроме того, значителен объем служебной деятельности - хозяйственных работ, нарядов, много времени занимают и построения курсантов - учитывались количество человеко-часов в ВУЗе в сутки на внутренние наряды, хозяйственные работы, построения, а также общее количество человеко-часов на обучение всего количества учащихся за весь срок обучения4. Заметим, что эффективность самоподготовок также не всегда отчетливо выражена, однако мы их в наших расчетах не учитывали (как и время на воспитательную работу). Поэтому, перспективы оптимизации параметра dt, на наш взгляд, очевидны – при сохранении спецпредметов следует сокращать время на хозяйственную деятельность и нахождение учащихся в нарядах.

Подводя итог, сделаем вывод, что перспективы совершенствования Технологии образования есть в каждом из её элементов – Кадрах, Методах, Технических средствах и, даже, казалось-бы жесткий параметр времени обучения (dt) – также поддается некоторой оптимизации.

1 См.: Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989, С.1338.



2 Напомним, что абсолютно полное преобразование энергии в работу (т.е. Вечный двигатель второго рода) – невозможно, т.к. это противоречит Второму началу Термодинамики.

3 См., напр.: Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: сборник нормативных документов. – Омск: Омская академия МВД России, 2008, С.5.

4  Оценить расход времени можно с некоторым приближением так:

1). Юридическая подготовка: 10332 : (365 дней х 5 лет) = 5,7 часа в день (без учёта выходных дней и отпуска);

2). Спецподготовка: 2300 : (365 дней х 5 лет) = 1,3 часа в день (без учёта выходных дней и отпуска);

3). Служебно-хозяйственная деятельность. Внутренний наряд (80 чел.) служит 24 астрономических часа; хозяйственный рабочие – 8 часов. В сумме это даёт 2000 часов в сутки. Если разделить эту цифру на общее количество учащихся (5 курсов х 250 чел. = 1250 чел.) – получим 1,6 часа на учащегося в сутки.

Следовательно, общая ежесуточная средняя загруженность учащегося составляет:

5,7 + 1,3 + 1,6 = 8,6 часа. А с учётом выходных дней и отпусков (порядка 80 дней в год) ежедневная загруженность учащегося выражается средней цифрой порядка 11 часов.

Конечно, можно произвести более точные расчеты, однако, думаются, что они не слишком изменят полученные показатели в ту или иную сторону.







Похожие:

Инновация как технология: специфика вуза мвд iconПрограмма «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология»
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом
Инновация как технология: специфика вуза мвд iconВ (гиц мвд, мвд республики, гувд, увд)
Форма установлена п. 3 Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости, введенной Приказом...
Инновация как технология: специфика вуза мвд iconПравила производства и приемки работ рд 78. 145-93 мвд россии москва 1995 г. Разработано ниц ''Охрана'' вниипо мвд россии гуво мвд россии утверждено гуво мвд россии
К руководящему документу системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации
Инновация как технология: специфика вуза мвд iconГлоссарий (понятийный словарь терминов)
Технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность метолов изменения состояния объекта. Технология...
Инновация как технология: специфика вуза мвд iconПо-разному приходят в школу учите­ля, и по-разному складываются их судь­бы. Это неизбежно, так как диплом педа­гогического вуза всего только документ на право приобщения к большому и не­обыкновенно сложному труду
Это неизбежно, так как диплом педа­гогического вуза всего только документ на право приобщения к большому и не­обыкновенно сложному...
Инновация как технология: специфика вуза мвд iconПравила производства и приемки работ рд 78. 145-93 мвд россии Издание официальное разработаны ниц "Охрана" ВНИИПО мвд россии ГУВО мвд россии
СНиП 02. 01-85*. По объектам, охраняемым или подлежащим передаче подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел...
Инновация как технология: специфика вуза мвд iconМетодические рекомендации утверждены начальником вниипо мвд россии Н. П. Копыловым 31 декабря 1998 г
Методические рекомендации предназначены для сотрудников гпн мвд россии. Они могут представлять интерес для инженерно-технических...
Инновация как технология: специфика вуза мвд iconМетодические указания по организации и проведению занятий в изолирующих противогазах с личным составом газодымозащитной службы пожарной охраны мвд СССР (М., 1973)
Гугпс мвд. Организация и проведение занятий с личным составом газодымозащитной службы пожарной охраны мвд
Инновация как технология: специфика вуза мвд iconМетодика проведения медиаобразовательных занятий со студентами педагогического вуза
Мурюкина Е. В. Методика проведения медиаобразовательных занятий со студентами педагогического вуза // Образовательные технологии...
Инновация как технология: специфика вуза мвд iconФормирование медиакомпетентности будущих педагогов в медиаобразовательном пространстве вуза
Григорьева И. В. Формирование медиакомпетентности будущих педагогов в медиаобразовательном пространстве вуза // Молодежный научный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов