Е. А. Стрекалова icon

Е. А. Стрекалова



НазваниеЕ. А. Стрекалова
Дата конвертации25.06.2012
Размер251.03 Kb.
ТипКонспект


Е.А.СТРЕКАЛОВА




РЕЛИГИИ МИРА



Конспект книги Элиаде М., Кулиано И. "Словарь религий, обрядов и верований" и некоторые выводы


Издание второе

МОСКВА ● ХЭЛЕН ● 2011




У Стрекалова Е.А.,2008-2011

Одной из целей создания Теософического Общества Блаватской и Олкоттом в 19 веке является «Способствовать изучению арийской и прочей восточной литературы, религий, философий и наук и демонстрировать их важность для человечества». Начиная с 1905 г. эта цель имеет несколько иную формулировку: «Способствовать сравнительному изучению религий, философии и науки» (www.theosophy.ru).

На Европейском конгрессе Теософического Общества (ТО) в 2007 г. состоялся доклад члена Тибетского правительства в изгнании Самдхонга ринпоче "Религиозная гармония: потребность XXI века" (http://forum.theosophy.ru/page.php? id=145). В нем сказано следующее. "Идеи теософии получили широкое признание по причине универсальности концепции ТО. Каждая из основных религиозных традиций Земли пытается показать путь к достижению предельной истины. В этом отношении религии играют важную роль в продвижении духовного роста человечества". Он приводит определение религии проф. Р.Паникера: "Он использовал бы слово религия в смысле "организованное восстановление связи с сакральным", но не забывая, что религия — трансцендентальна и выше любого из её выражений". "Я совершенно согласен, что это определение религии широко применимо к большинству религиозных традиций... Религия должна быть инструментом одухотворения индивидуума и преображения его в безграничную и целостную натуру". Приводятся также слова Леонарда Свиндлера: "Обычно все религии содержат четыре пункта: символ веры, кодекс поведения, культ и структуру общества, и основываются на представлении о трансцендентальном".

Предлагаю краткий обзор-перечисление религий и верований мира, сделанный на основе книги Элиаде М., Кулиано И. "Словарь религий, обрядов и верований"(http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Relig/Eliad_Dict/index.php). Этот обзор может дать необходимую основу для сравнения религий. В конспекте проведено разделение религий, обозначенных *, на отдельные религиозные течения, обозначенные знаками ** . В фигурных скобках приведены названия учений, которые не являются одним из направлений соответствующего религиозного культа, а представляют собой его внутренний мистический лик или практическое учение, используемое приверженцами разных религий.

Сначала перечисляются те культы, которые, по-видимому, серьезно исповедуются сейчас людьми нашей планеты. Как в и конспектируемой книге, вначале идут религии народов Америки, Австралии, Африки, и лишь затем – великие религии Евразии. Затем имеется раздел Угасшие культы, где перечислены действительно великие религии, которые сейчас исповедуются разве что небольшими группами людей. В конспектируемой книге нет такого раздела, а все верования, как современные, так и угасшие, перечислены в алфавитном порядке.

В конце работы, уже не в рамках конспекта книги Элиаде и Кулиано, перечислены современные эзотерические движения и учения, основанные на теософическом мировоззрении, существование которых является характерной чертой нашего времени. Если их и нельзя назвать религиями в полном смысле этого слова, то нельзя и не привести их в работе, посвященной религиям. Некоторые из этих движений подходят под некоторые определения религии, которых, как известно, можно сформулировать более двухсот.


Выводы из материала конспектируемой книги. Есть 12 больших религий, которые на настоящий момент исповедуются людьми нашей эпохи. Как ее назвать? Это пока неясно. Она началась 3-4 тысячи лет назад, с возникновением таких религий, как индуизм и иудаизм. Это эпоха зрелого религиозного сознания человечества. Исторически начало этой эпохи связано, по-видимому, с вторжением ариев в долину Инда, о чем говорится в разделе Индуизм. В порядке значимости (приблизительно):

Христианство

Буддизм

Ислам

Иудаизм

Индуизм

Даосизм

Зороастризм

Синтоизм

Конфуцианство

Джайнизм

Сикхизм

Бон

Заметим, что число 12 - совершенное число. Другие религиозные культы, местные культы народов Африки, Америки, Австралии, Сибири, как представляется, относятся к предыдущим эпохам. Есть общие черты 12 религий: как правило, у них были пророки, возвестившие начало данной религии; у этих религий существуют священные тексты, книги. У религий коренных народов Африки, Америки, Австралии этого нет. Обращают на себя внимание афроамериканские культы (вуду, сантериа, Ямайки, Бразилии). Они идут своим интересным путем.

Возможно, 12 основных религий – это религиозная жизнь арийской расы, тогда как другие религиозные культы – отголоски такой жизни предыдущих рас. Подобное мнение (о том, что "мировые религии имеют в своих основах объемный арийский пласт") высказывает Станислав Хатунцев в статье ""Арийский простор" на континенте Евразия" (http://forum.theosophy.ru/ page.php?id=153). По-видимому, арийская раса, сформировавшись много тысячелетий назад в одной или многих областях формирования, начала расселяться на территории Евразии (а затем и других континентов), принося с собой свои воззрения, в том числе религиозные.

Вопрос о первоначальных областях формирования арийской расы до сих пор открыт. В реферате Sergey_Voody (форум forum.theosophy.ru) представлена история исследования этого вопроса. Другое название ариев – индоевропейцы. "Ядро индоевропейской проблемы – вопросы о прародине племен, носителей индоевропейских диалектов, путях их миграции... Вопрос об индоевропейской прародине впервые был поставлен фон Шлегелем в 1806 году. Приоритетными долгое время считались теории, локализующие прародину в азиатском регионе, в Индии, на склонах Гималаев, в бассейне Яксарта и Оксуса, в Месопотамии, на Ближнем и Среднем Востоке, в смежных с Анатолией территориях, в областях Грузии и Армении". В 1862 г. Р.Лэтем сформулировал теорию, согласно которой "индоевропейская прародина... должна была находиться в Европе". Предлагались Германия, Франция, Скандинавия, Северная Европа, С.-В. Европа. "Наиболее актуальными в наше время являются три локализации прародины: в Балкано-Карпатском регионе, в евразийских степях, на территории Передней Азии".

Часть людей нашей эпохи "исповедует" сейчас атеизм, часть - современную эзотерику (основанную на теософии). Это связано с тем, что имеется три вида сознания людей по отношению к не ощущаемому непосредственно или в физическом эксперименте: рациональное, религиозное и эзотерическое.

Обсуждение конспекта проводилось на форуме http://forum.theosophy.ru/forums.php?m=posts&q=462&d=0


********

^

Религии мира


(Начало конспекта)

В тексте конспекта: если после приведенной цитаты не стоит ссылка, то это означает, что цитата из книги Элиаде и Кулиано.


^ АВСТРАЛИЯ, ОКЕАНИЯ

* Культ аборигенов Австралии. Божество-демиург. Обряды инициации. Шаманы. Радужный Змей. Смерть «как результат злого колдовства».

* Океания. Мана «как некая энергетическая субстанция, которая может, подобно электричеству, накапливаться и расходоваться в подходящий момент с целью получения всякого рода преимуществ». Табу «означает влияние - чаще всего негативное - божества, в силу которого некоторые места, люди или предметы становятся неприкасаемыми или опасными». «Боги в большинстве своем являются живущими в другом мире предками, которые часто посещают людей». Гадания.


^ СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

* Культ эскимосов Северной Америки. Шаманизм.

* Индейцы северо-востока США. Универсальная сверхъестественная сила (маниту). Тотемные духи. Шаманы.

* Индейцы Великих Равнин Северной Америки. Галлюциногены (растения, алкоголь), Коллективное визионерство. Танец Солнца. Шаман (знахарь) – мужчина или женщина. Религия милленаризма (1870 г.) – связана с борьбой индейцев за свои права. Танец Духов. Описание Карлосом Кастанедой.

* Индейцы северо-запада Северной Америки. Тотемные столбы. Шаманизм.

* Калифорнийские индейцы. Духи предков и животных. Шаманизм. Галлюциногены.

* Индейцы пуэбло. Миф о многократных сотворениях и разрушениях мира. Сверхъестественные существа Качина. Церемониальные маски. Жрецы.

* Современные верования центральноамериканских индейцев. В основном, народы приняли веру завоевателей-христиан. Верховное существо – Бог-Отец или Иисус Христос (некоторыми отождествляется с Солнцем). Но главное место занимает Мария, Дева Гваделупская. «В декабре 1531 г. индейская Дева появилась на священном холме ацтекской богини Тонацин, непорочной матери Уицилипочтли, и обратилась к туземцам на языке науатль».


^ ЮЖНАЯ АМЕРИКА

* Религии тропического леса. «Основные божества региона занимают промежуточную позицию между Верховным Существом и культурным героем». «Существование невидимого мира, взаимодействующего с повседневной жизнью, однако вступить в контакт с этим миром можно только в случае изменения состояния сознания; последнее происходит во сне, во время транса, при вдыхании наркотических средств. Некоторые люди загадочным образом предрасположены к подобным контактам. Предрасположенность эта бывает как природной, так и приобретенной посредством специальных тренировок». Духи предков и животных. «Индейцы верят в существование некоего резервуара с психической субстанцией, куда душа возвращается и как бы растворяется там до неопределенного состояния. Чтобы оживить нового человека, ему надо передать частицу этой субстанции». «Индейцы племени хибаро в восточном Эквадоре верят во множественность душ; они отличают «обычную» душу от души «совершенной» и души «мстительной»». Шаманы.

* Верования равнины Гран Чако (центр Южной Америки). Шаманизм. Сверхъестественные существа, населяющие невидимый мир, сосуществующий с нашим миром. Верховные существа.

* Верования Пампы, Патагонии и Огненной Земли. Верховное Существо (угасший культ). Возникло движение милленаризма после прихода колонизаторов. Миграции в поисках Земли-Где-Нет-Зла. Некий "мессианизм".


^ СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА, АВСТРАЛИЯ. КУЛЬТЫ, ПРИШЕДШИЕ ИЗ ЕВРАЗИИ И АФРИКИ

*Христианство. На этих континентах сейчас, кроме тех религий, которые описаны выше и которые сохраняют племена и некоторые местные жители, повсеместно исповедуется христианство. Католицизм – в Южной Америке, протестантизм и католицизм – в Северной Америке и Австралии. Его исповедует белое население, часть афроамериканцев и местное население, принявшее веру завоевателей-христиан (Стрекалова Е.).

*Верования афроамериканцев. Синкретизм – это сочетание разнородных философских начал в одну систему без объединения их, чем отличается от эклектизма.

**Афрокарибские культы. «Близки исконно африканским верованиям, хотя они и позаимствовали у католицизма некоторые имена и понятия».

*** Воду (вуду), Гаити. «Культ поклонения духам, божественным лоа, происходящим из пантеона фон и йоруба» (народы Африки). Белая и черная магия, загадки и оккультные тайны.

*** Культы сантериа на Кубе и шанго на Тринидаде. Взяты от народа йоруба. Однако на этих островах «приносят кровавые жертвы и устраивают экстатические танцы, чтобы впасть в транс». Боги носят «как африканские имена, так и имена святых римской церкви».

*** Ямайка, Гренада. Синкретические культы (танцы). «Растафарийцы Ямайки в основном являются приверженцами милленаризма». Для них характерны «прическа dreadlock и музыка регги; их философия и музыка имеют множество адептов как на Западе, так и в Африке». Эфиопия как земля обетованная.

** Афробразильские культы. Синкретические верования. Вера в переселение духов и экстатические танцы. Культы кандомбле, макумба, умбанда.

**Афрогвианские верования. Возникли в Суринаме (креольское население). Религия винти или афкодре.

** Афроамериканцы США. Не сохранили в неприкосновенности африканские культы и ритуалы. Приняли христианство, другая часть – иудаизм или ислам. Два объединения афроамериканских мусульман; оба восходят к организации Народ Ислама.


^ АФРИКА

*Религии Западной Африки. Для многих африканских культов характерна «вера в Верховное Существо, которое представляет собой абстрактное «небесное» божество, деус оциозус, удалившееся от дел человеческих и поэтому непосредственно не присутствующее в ритуалах».

** Верования йоруба. (Нигерия, Бенин). Эзотерический союз Обгони, избирающий короля. «Онил, Великая Богиня Мать иля» (мира-хаоса до упорядочения). «Иль противопоставлен с одной стороны оруну, олицетворяющему небо как организованное начало, а с другой эйе, населенному миру, возникшему в результате столкновения оруна и иля». Деус оциозус Олорун.

** Верования акан. (Гана, Кот-Дивуар). «Пантеон личных духов абосом и безликих духов асуман». Поклонение духам предков.

** Видение мира народами бамбара и догон (Мали). «Сотворение осуществлялось при помощи слова». «С помощью вибрации были созданы люди». «Признается вмешательство божественной силы в акт творения». Догоны: «космизация человека и антропоморфизация космоса — два процесса, определяющие миропонимание догонов». Роль Сириуса в жизни догонов (Стрекалова Е.А.). «Как и догон, бамбара верят в упадок человечества, и возникновение речи одно из его предзнаменований». «Обрезание устраняет у андрогина его женское начало».

* Религии Восточной Африки.

** Народы банту. Уганда, Кения, Танзания. «Наличие демиурга (деус оциозус), который... воспринимается как некое существо, пребывающее где-то далеко и не вмешивающееся в повседневную жизнь. Активные божества — это герои и предки, чьи души пребывают в святилищах». «У всех народов Восточной Африки имеется обряд инициации».

** Нилоты. Скотоводы (Судан, Уганда, Кения). Жрецы-леопарды, повелители Гарпуна.

* Верования Центральной Африки.

** Народы банту Центр. Африки. «Культ духов и магические обряды, цель которых — заслужить милость духов». Медиумы.

** Пигмеи тропического леса. Вера в «создателя, постепенно превратившегося в небесное божество». У них мало ритуалов, нет жрецов, и они не занимаются гаданием.

* Верования Южной Африки. В Южную Африку переселились народы банту, принеся свои верования. Радужный Змей.


^ АФРИКА. КУЛЬТЫ, ПРИШЕДШИЕ ИЗ ЕВРАЗИИ

В Африке, также как в Америке, есть местные (африканские) культы и есть часть населения, исповедующего привнесенные из Евразии религии (Стрекалова Е.). Автохтонные культы - исконные религиозно-магические культы коренного населения страны.

* Египет и берберы. «В странах северной Африки, среди египтян и берберов, издавна распространен ислам; у берберов также сохранились остатки домусульманских культов, например, поклонение охваченным священным безумием женщинам, которое сравнивают с древним культом Диониса в Греции, и вера в магические действия африканских колдунов» (берберский афроисламский синкретизм). Марабут, владеющий магической силой — баракой.

* Западная Африка. Сенегал – ислам и местные культы. Гвинея, Либерия, Кот-Дивуар, Сьерра-Леоне и Бенин – синкретизм. Народ манде (Либерия) – ислам. Нигерия – автохтонные культы.

*Экваториальная Африка. Синкретизм.

*Южная Африка. Христианство.

*Восточная Африка. «Синкретическая религия народов банту сложилась на основе веры в Пророка».


^ ЕВРАЗИЯ

* Буддизм. Тексты: «сутры (учение самого Будды), виная (дисциплинарные правила), абхидхарма (толкование учения)». «Будущий Будда был сыном правителя небольшого царства Шакья на северо-западе Индии. Дату его рождения помещают в интервал от 642 до 448 г. до н.э.» Четыре истины буддизма. «Первая истина утверждает, что всё есть Страдание (сарвам дуккхам)». «Вторая истина утверждает, что причиной страдания является вожделение (тришна). Третья истина утверждает, что освобождение от вожделения ведет к освобождению от страданий. Четвертая истина указывает восьмеричный (аштапада), или Срединный Путь, ведущий к освобождению от страдания: Мнение (драшти), Мысль (самкальпа), Слово (вач), Действие (карманта), Образ жизни (аджива), Усилие (вьямана), Внимание (смрити) и Созерцание (самадхи)». Понятие Нирваны.

Далее текст о буддизме сделан с учетом обсуждения на форуме forum.theosophy.ru.

Два больших направления в буддизме: махаяна и хинаяна. Деление по другому принципу: сутра, тантра (ваджраяна), дзогчен. Территориально:
** Юго-Восток Азии и Индонезия - учение Тхеравады (направление в хинаяне), частично махаяна. Тексты на языке пали.
** Китай. Махаяна, хинаяна. Культ Будды Амитабхи; одна из школ – дзэн (чань).
** Япония. «Сегодня самым креативным, интеллектуальным буддизмом, без сомнения, является японский буддизм». Школы: Тэндай, Сингон, Амидаизм или Дзёдо-сю, Чань (дзэн); всего 162 школы.
** Тибетский буддизм (ламаистский буддизм) (Тибет, Монголия). Махаяна, ваджраяна. Школы: гелугпа, сакьяпа, кагьюпа, ниигма, нагпо, а также джонанг.
** Непальский неварский буддизм.


*Бон (Бон-по). «Бон-по, используя аргумент давности, претендуют на сакральное происхождение непосредственно из мифической туманной западной страны Шамбалы (Тарсиг) и имеют собственного Будду — в отличие от самозванца Шакьямуни».

{ Дзогчен – не религия, а практическое учение, применяемое как в буддизме, так и в традиции Бон}.


*Даосизм. Китай. Книга Дао дэ цзин, «создание которой приписывается Лао-цзы» (6 в. до н.э.) и сочинение Чжуан-цзы (это и автор, и название). «Философско-медицинский эзотеризм и сложная система ритуалов». В Китае за сердца верующих боролись Три Учения: конфуцианство, даосизм и буддизм. «В эпоху Мин (1368–1644) конфуцианский мыслитель Линь Чжаоэнь (1517–1598) провозглашает единство Трех Учений и создает их синтез». «Даосизм имеет многочисленных приверженцев и в наши дни». «В даосизме подчеркивается превосходство небытия над существованием и пустоты над полнотой». «Имеется много способов подпитывания жизненного ресурса: гимнастика, диететика, дыхательные и сексуальные упражнения, употребление наркотических препаратов, внутренняя алхимия и т.д. Медитация является неотъемлемой принадлежностью даосизма».


*Джайнизм. Индия. Две «секты»: Дигамбары («одетые небом», т.е. «обнаженные») и Шветамбары («одетые в белое»). «Основателем джайнизма является Махавира («Великий Герой»), он был современником Будды». Биография Махавиры во многом схожа с биографией Будды. Число сторонников джайнизма сегодня – порядка 3 млн. человек. Зароки: запрет на причинение вреда, честность, порядочность, отказ от незаконных сексуальных отношений, отказ от накопления богатств. Идея реинкарнации.


*Зороастризм. «В настоящее время (1976 г.) численность зороастрийцев в мире составляет примерно 130 тысяч человек» (Индия, Иран, Пакистан, США). Был дозороастрийский период. Реформатор Заратуштра (греч. Зороастр) жил в Иране около 1000 г. до н.э. Он осудил кровавые жертвоприношения, религия стала монотеистической и дуалистической (о дуализме см.ниже). Священные тексты: Авеста, пехлевийские тексты. Зерванизм и маздеизм – направления в зороастризме.


* Индуизм. Индия, Пакистан. Был доарийский период. «Около 1500 г. до н.э. арии, воинственный индоевропейский кочевой народ, навязали свою идеологию завоевателей оседлым земледельцам долины Инда». Основные древние тексты: Веды, Упанишады (духовные наставления учителей; их 13). Боги: Сурья, Вишну, Ваю, Агни, Сома, Варуна, Рудра-Шива, Индра и другие. Дева (благие духи) и асуры (демоны). Обобщение положений индуизма состоялось в период от 500 г. до н.э. до V в. н.э. «За это время оформились шесть даршан («систем»), или традиционных философских школ, концепция каст (варн) и шести периодов жизни, образец для подражания (дхарма)». «Шесть даршан, по существу, образуют три пары: миманса/веданта, ньяя/вайшешика, санкхья/йога».

«Эпическая литература возникла в эпоху, когда течения индуизма — культ Вишну, культ Шивы и культ Шакти — начали обособляться». Эпопеи: Махабхарата (V в. до н.э. — IV в. н.э.), Рамаяна (IV-III вв. до н.э.), Харивамша (Родословная Кришны, IV в. н.э.) и пураны (300–1200 н.э.). Бхагаватгита – часть Махабхараты – наставление Арджуны богом Вишну – «один из самых значительных религиозных текстов всего человечества». Рама, Кришна, Будда, Варакха, Нарасимха и другие - это аватары (воплощения) бога Вишну. Учение о Махаюге и четырех Югах.

** Культ Вишну.

** Общество сознания Кришны. Последователи Чайтаньи в XX в. решили «воскресить культ Кришны-Чайтаньи, который, став международным, получил название «Общество Сознания Кришны» (1966)».

** Культ Шивы.

** Культ Шакти.

** Культ пуджна (бхакти-йога).

** Школа Шанкары.

** Индуистский тантризм. Основные божества – Шива и Шакти.

** Неоиндуизм. Стремится «адаптировать западные ценности для индийского общества и познакомить Запад с индийской мудростью».


* Сикхизм. «Сикхизм может рассматриваться как разновидность мистического учения типа бхакти». Основатель – Баба Нанак – решил «гармонично соединить индуизм и ислам». Монотеизм, невозможность воплощения Бога. «Чтобы достичь спасения, необходимо иметь гуру, повторять мысленно Божественное Имя, петь гимны, общаться со святыми людьми».


* Ислам. Доминирует на Среднем Востоке, в Малой Азии, в кавказском регионе и на севере индийского субконтинента, в Южной Азии и Индонезии, в Северной и Восточной Африке. «Мухаммед родился в семье торговца из Мекки около 570 г.». Хиджра («Эмиграция») Мухаммеда из Мекки в Медину знаменует собой начало исламской эры.

Основной текст – Коран – «означает для мусульман слово Бога (аллаха), переданное архангелом Гавриилом пророку Мухаммеду, последнему в линии библейских пророков». «Речь идет... о новом «Новом завете», который не противоречит Библии евреев и христиан, а подтверждает сказанное в ней и превосходит ее». Исламское право – шариат. Раскол ислама произошел в середине 7 века. Число сект традиционно определяется в 272. Основные:

** Сунниты. Основная законно избранная генеалогическая линия после Мухаммеда.

** Шииты. Те, кто отвергает первых халифов (избранных после смерти Мухаммеда). Рафитиды-шииты.

** Хариджиты. Пуритане, не придают значения династическим вопросам.

** Гулаты или "экстремисты". Единственная секта, которая стоит в стороне от основной исламской доктрины. Обожествляют имамов и верят в переселение душ (танасух ал-арвах). До наших дней сохранились только две секты гулатов:

*** Курды Али-илахи и

*** Нусайриты.

** Исмаилиты или шииты-семеричники.

*** Низариты. Сейчас из низаритов остались только ходжа (1978 г. – 20 млн.)

{ «Суфизм, внутренний или мистический лик ислама, представляет собой определенный образ жизни, имеющий целью реализовать присутствие неделимого Бога посредством любви, основанного на опыте знания, аскезы и экстатического слияния с обожаемым Творцом». «Суфизм начинается с Мухаммеда, ибо суфии числят его своим в силу тесной связи с Богом». «Важной... фигурой в суфизме является женщина, Рабиа ал-Адавийа (VIII в.), чьи парадоксальные суждения и мистическая страстность возвысили аскетическую традицию». «В основе суфийской религиозной практики лежат отношения между учителем и учеником»}.


*Иудаизм. «Еврейский народ возникает на исторической арене после 2000 г. до н.э.» Пророк Моисей. Около 1000 г. до н.э царь Давид «превратил Иерусалим в религиозный центр – место хранения Ковчега Завета». Его сын Соломон построил Иерусалимский храм. Храм несколько раз разрушался и восстанавливался. В конце IV в. евреи «лишились всех своих привилегий и были отлучены от любой государственной службы. Такое положение вещей сохранялось вплоть до XVIII в. во всех христианских, а также в мусульманских государствах». Священными книгами евреев является Тора невиим ве кетубим (сокращенно Танак), Мишна и Талмуд. Реформированный в XVIII в. иудаизм (Моисей Мендельсон) «противостоит консервативному иудаизму». «Конец XIX в. ознаменован как массовым ростом антисемитизма во всех европейских странах и особенно в России, так и зарождением сионистского движения».

{ «Каббала представляет собой одну из форм еврейского мистицизма».

«Польский хасидизм – одно из последних по времени... направлений еврейского мистицизма». Основатель - Израиль бен Элиезер}.


*Конфуцианство. Китай, Корея, Япония. «Конфуцианский канон основан на шести классических книгах: И цзин (Книга перемен), Ши цзин (Книга песен), Шу цзин (Книга истории), Ли цзи (Правила благопристойности), Юэ цзин (Книга музыки) и Чунь цю (книга «Весны и осени»). Автор последней — вероятно, сам Конфуций». «Конфуций — латинизированное имя основателя конфуцианства Кун Фу-цзы. ... Настоящее его имя было Кун Цю; родился он около середины VI в.». «Хотя конфуцианство входит в число традиционных китайских Трех учений, встает вопрос: является ли оно, собственно, религией? Судя по всему, нет. Его задача – демифологизировать традиционные китайские верования». «Конфуцианство не имеет жречества. Ритуал осуществляют жу, ученые бюрократы». «Трудно назвать «религией» этот механический, формальный культ, исполняемый не-жрецами для не-богов, в которых они не верят!» «Конфуцианец не отрицает мира, подобно буддисту или христианину; в отличие от даоса, он понимает бессмертие не как нечто достижимое для индивидуума, но как уже достигнутое естественной сменой поколений; он не находится с Богом в прямом контакте, подчас сложном и мучительном, как иудей, и не трепещет перед Небом, подобно мусульманину. Конфуцианство предписывает человеку единственную цель: совершенствовать свою человечность (жэнь), выполняя свой долг в соответствии с правилами благопристойности (ли)». В 11 веке возникло неоконфуцианство.


* Синтоизм. Национальная религия Японии. Представляет собой «комплекс верований, обычаев и обрядов, ... получивших название синтоизма с целью отделить их от религий, которые пришли из Китая - буддизма и конфуцианства. Вместе с христианством, появившимся в Японии после 1549 г., это дает совокупность четырех религий — все они сохраняются в Японии до нынешнего времени». Книга Кодзики («Записи о делах древности»), составлена около 712 г. на основе сказаний, записанных со слов певца. Книга Нихонги («Анналы Японии») – «эта обширная компиляция была завершена около 720 г.». Ками – «вездесущие проявления всего священного» – божества синтоистского пантеона. Четыре типа синтоизма: «Косицу или императорский синто, Дзиндзя (Дзингу) или храмовый синто, Кёха или сектантский синто, Минкан или народный синто». Новые культы начинают появляться со второй половины XIX в. По статистическим данным за 1971 г. сект синтоизма насчитывается 47.


* Христианство. Тексты: «четыре Евангелия (от Марка, Матфея, Луки и Иоанна), Деяния Апостолов, Послания апостольские (четырнадцать приписываются Павлу, одно Иакову, два Петру, три Иоанну и одно Иуде) и Апокалипсис (Откровение)». «Центром христианского учения является личность Иисуса Христа, еврейского пророка из Назарета Галилейского, родившегося около начала нашей эры и распятого, по преданию, около 33 г. Исторические источники этого времени почти ничего не сообщают об Иисусе, что даже позволило радикальному течению мифологистов всерьез сомневаться в его существовании. И поныне, хотя существование Иисуса теперь общепризнанно, с Его личностью по-прежнему связаны серьезные исторические проблемы». Теософия не вполне согласна с действительным существованием Иисуса (http://forum.theosophy.ru/page.php?id=137).

Историческое развитие. Сначала существовали две главные тенденции внутри христианского богословия: иудаистская и платоническая, также были столкновения с "христианскими ересями". Петр и Павел. Отцы Церкви: Ориген, каппадокийские Отцы, Августин. Никейский Собор. Папство. Троица и Пресвятая Дева, Матерь Божия. Тамплиеры. Крестовые походы. Инквизиция. Доминиканский орден. Францисканцы. Неоплатонический синкретизм (возврат к сочинениям Платона, Плотина).

Реформаторские движения. (Далее разделение на отдельные течения в христианстве – Стрекалова Е.)

** Православие. «Греческий патриархат аннулировал договор об унии» (15в.)

** Протестантизм. «Церковный раскол отделил германский Север от остальной Европы» (16в.); Мартин Лютер – Церковь как посредник не нужна; Жан Кальвин.

** Католицизм. Реформу католической церкви возглавил орден иезуитов (16в.).

** Англиканская церковь. 16в. – от Рима отделилась англиканская церковь.

Христианство приняли все народы Европы, Россия (10в.), оно прочно утвердилось в Америке. Миссионерству в Африке (19в.) сопутствовал успех. Есть христиане в Китае, Японии (300 тыс.), на Филиппинах. «Индийскому субконтиненту христианство чуждо до сих пор». В Австралии и Новой Зеландии оно распространилось.

^ Современное состояние христианства. (Стрекалова Е. по материалам сайта www.sektoved.ru).

+ Православие.

++Русская церковь

++Греческая церковь

+ Католицизм

+ Протестантизм

++ Лютеранство

++ Кальвинизм

++ Англиканство

++ Баптисты

++ Адвентисты 7-го дня

++ Пятидесятники

+Грузинская церковь

+Армянская апостольская церковь

+ Культы, основанные на «новом откровении»

++ Свидетели Иеговы

++ Мормоны

++ Богородичный центр

{ ^ Христианский мистицизм. Ориген, Дионисий Ареопагит, Иоанн Лествичник, францисканец Бонавентура, итальянские созерцательницы. «Настаивая на непознаваемости Бога, эта мистика, оставаясь экстатической, сближается также с буддийской мистикой пустоты». «На Востоке – исихазм, основанный Григорием Паламой..., придал мистике более технический характер, развиваясь в сторону визионерских, дыхательных и медитативных («сердечная молитва») упражнений, напоминающих йогу и некоторые методы суфизма». Русская версия исихазма – институт старцев. }


* Центральная и северная Азия. Шаманизм. «Шаманизм не является собственно религией; это совокупность экстатических и терапевтических методик, цель которых — вступить в контакт с параллельным, но невидимым миром духов и заручиться их поддержкой для управления делами людей».

^

Угасшие культы


* Америка.

** Культ майя. Верховный жрец майя. Жертвоприношения. Жизнь человека продолжается после смерти в раю.

** Культ ацтеков. Мексиканское плато. Великий жрец. Божество Дымящееся Зеркало. Боги установили Пятую Эру мира. Жертвоприношения. Каннибализм.

** Верования населения области Анд (Южная Америка).

*** Древний период. Главное божество – животное из породы кошачьих (пума - ? – Стрекалова Е.). Богам приносятся человеческие жертвы. Внимание к человеческому черепу (трепанация). Огромные храмы (Храм Солнца и Храм Луны). Жрецы, шаманы для исцеления. Рисунки плато Наска.

*** Культ инков (с 1200 г.н.э.) Официальной религией ведало государство. Император олицетворяет самого Бога. В храмах живут жрецы и девы Солнца. В храмах – Солнце и Луна. Великий Жрец. Человеческие жертвоприношения (редко).

* Германцы. Важнейшие из богов – Один и Тор. У Одина заметны шаманические черты.

* Греческая религия.

** Минойская и микенская религии.

** Классическая греческая религия. Богатая мифология и ритуал. Общепринятый культ: священный календарь и богослужения, жертвоприношения. Боги: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Дионис, Гефест и многие другие. «После смерти человек становится «душой» (псюхе), которая иногда может посещать живых».

* Христианские ереси.

Дуалистическая религия – та, философская основа которой признает наличие двух противоположных начал. В таких религиях обычно присутствует трикстер. «Трикстер выступает как второй творец мира или части мира и играет роль того, кто испортил творение верховного божества, впустив в мир все нынешние несчастья». "Христианские ереси" – это вид дуалистических религий, связанных с именем Христа, но отличных от христианства .

**Гностицизм. Трикстеры – небесная богиня София и ее ублюдок, сотворивший мир из нечистой материи. «Творец мира был невежда, мир, следовательно, плох и человек возвышен над миром, дабы уловить искру разума, исходящую от далекого благого Отца». «Гностицизм ставит человека выше его собственного творца».

** Маркионизм, манихейство, павликианство, богомильство, катарство.

* Египетская религия.

* Верования древних индоевропейцев. Территория – «от Урала до Луары и от Северного моря до Балкан». Середина 5-го тысячелетия до н.э по приблизительно начало новой эры (? – Стрекалова Е.). Культура холмов, или курганов.

* Аравийский полуостров до ислама. Сначала – астральная религия Солнца, Луны и Венеры. Затем - культ племенных богов, которых представляли «в виде камня (возможно, метеорита), дерева или деревянной фигуры». Вера в существование вездесущих и часто злокозненных духов (джиннов). «Аллах («Бог») почитался наравне с великими арабскими богинями». Иудаизм и христианские миссионеры. «В VI в. Мекка со своим святилищем Кааба, где хранился знаменитый черный метеорит, уже считалась одним из главных религиозных центров Аравии».

* Иудаизм. Секта ессеев. Кумранские рукописи.

* Кельты. Иберийский полуостров (территория Испании), галлы, Ирландия, остров Великобритания, отчасти Малая Азия (галаты). Vв. до н.э. – начало новой эры. Друиды.

* Месопотамия. Шумер и Аккад. Вавилон. Пантеон богов. Храмы.

* Первобытное общество. «Период между появлением первых предков человека (по меньшей мере, шесть миллионов лет назад) и локальным зарождением письменности». Неандерталец (исчез около 30 тысяч лет до н.э.) верил в загробную жизнь умерших. «С развитием земледелия центром религиозных верований становятся тайны женщины». «Главными фигурами культа выступают богини». Неолит: мегалитические памятники, обнаруженные в Португалии, Испании, Франции, Англии, в северной Германии, Швеции. Они включают в себя святилища, захоронения, стелы. «Мария Гимбутас пришла к выводу, что все они связаны с Великой Богиней, которая часто предстает в страшном образе Царицы Мертвых».

* Римляне. Основу римской религии составляют «божественный пантеон и мифология, испытавшие сильнейшее воздействие греческих верований». «Римскую религию часто сравнивают с иудаизмом и конфуцианством. Подобно первому, она уделяет большое внимание конкретному историческому событию; подобно второму, исповедует религиозное уважение к традиции и необходимость социального долга, выраженного понятием «благочестие»».

* Славянские и прибалтийский народы.

** Славяне. «Славяне входят в европейскую историю около 800 г. до н.э.» «Письменные источники о религии славян появляются не раньше VI в. н.э.» Киевская летопись, упоминания в хрониках о походах против язычников западных славян. «В Киевской летописи упоминаются семь восточнославянских богов (Перун, Волос, Хорc, Дажьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь)»; боги западных славян: Велес, Яровит, Поревит и Свентовит. Сверхъестественные существа: дед, леший, Мать сыра земля, Мокошка, Парка, Баба-Яга, русалки.

** Балтийские племена. Три главных божества: Диевас, Перкунас, Сауле (богиня).

* Тайные культы (мистерии). «Идеология мистерий имеет два источника: с одной стороны, это архаические обряды инициации и тайные союзы, с другой — древние земледельческие религии Средиземноморья».

** Греческие мистерии. «Комплекс мистерий Деметры и ее дочери Коры-Персефоны». Элевсинские мистерии.

** Эпоха Римской Империи. Тайные культы божеств: Дионис, Исида, Митра, Серапис, Сабазий, Юпитер, Фракийский всадник.

* Тибет. «Местная религия, называемая «религией людей» (ми-шос), предшествовала учению Бон и буддизму, получивших название религия богов (лха-шос)».

* Финикия. Побережье Средиземного моря. Второе тысячелетие до н.э. Древний город Угарит. Боги Эл, Асират, Баал, Анат.

* Фракийцы. Народ, живущий в северо-восточной части Балканского полуострова. Боги Арес, Бендида, Сабазий. «Сведения географа Страбона о вегетарианстве и целомудрии богопоклонников (теосебеи), основателей (ктистеи) и так называемых «безжизненных» (абиои), которые питались только сыром, молоком и медом, видимо, относятся лишь к гетам, населявшим провинцию Мезия». Реформатор Залмоксис.

* Хетты. Анатолия (нынешняя Турция). Второе тысячелетие до н.э. Пантеон богов, храмы, жрецы.

* Эллинизм. «Эллинизм — культура, зародившаяся в результате территориальных завоеваний Александра Македонского». «Эллинистическая эпоха охватывает приблизительно период от смерти Александра до появления христианства». «Религия этой эпохи испытала влияние мысли Аристотеля, синтеза философского учения стоиков и общего развития точных наук, легших в основу астрального мистицизма».


(Конец конспекта)


********


Прежде чем перечислить современные эзотерические учения и движения, приведем четыре великих завета Бодхисаттвы, учителя сострадания, грядущего Майтрейи, которые прочитала в своем выступлении госпожа Тран-Тхи-Ким-Дью, президент Европейской федерации Теософического общества, на конгрессе 2007 г.


Как бы огромно ни было число существ, Я помогу каждому;

Как бы велика ни была печаль и помрачение, Я развею все их;

Как бы безмерна ни была Дхарма Учений, Я велю изучить их все;

Как бы высок ни был путь Будды, Я завещаю пройти им до конца.


Да будет благословенно любое усилие;

Да осветит сострадание сердце каждого человеческого существа;

Да будет успешным каждое человеческое существо в достижении счастья.


(По всей вероятности, это вариант обетов Бодхисаттвы, которые присутствуют во всех школах махаяны (буддизм)).


^ Современные эзотерические учения и движения

Т е о с о ф и я. Теософическое Общество (как их источник или как наука, объясняющая их мировоззрение и действенность ритуалов и методик)

- Движение последователей А.Бейли (в т.ч. Доброй Воли)

- Агни-Йога (Рериховское движение)

- Антропософия
- Целительство и оздоровительные системы (Джуна, Порфирий Иванов и другие); цигун; аюрведа

- Психофизические практики; йога; рейки
- Астрология

- Энерго-информационные поля и воздействия; физика Шипова, Ацюковского; фотография ауры, газо-разрядная визуализация; торсионные поля
- Поиск Шамбалы, Атлантиды, Гипербореи; Эрнст Мулдашев
- Розенкрейцеры

- Учение Храма
- Учения Вознесенных Владык

- Последователи Джиду Кришнамурти

- Учение Кастанеды

- Экстрасенсы; фэн-шуй; символизм

- Шри Пайлот Бабаджи; гималайские махатмы

- Саи-Баба

  • Шри Ауробиндо

- Трансферинг реальности; Зеланд

- Масоны

- Бахаи

- Виссарион

- Герметизм

- Уфология, снежный человек и другое
- Последователи Омраама Микаэля Айванхова

- Гурджиев
- Дети Индиго; эльфы

- Ошо

- Анастасиевцы

- Новый Акрополь
- Культ Солнца

- Учение Профетов

- Сайентология

  • Современные диктовки от Учителей; ченнелинг
    - Движение "Исход"
    - Магия
    - Сант Мат
    - Контактерство (с другими цивилизациями)
    - Мария Дэви Христос

- Церковь объединения (движение Муна)

- Учение Грабового
- Сёко Асахара

Современные эзотерические движения перечислены, приблизительно, в порядке их положения между двумя полюсами: способствующие эволюции и инволюции (деструкции) или, как можно сказать иначе, в порядке уменьшения значимости. Хотя кто мы, чтобы судить.

В конце статьи знаки-символы некоторых духовных учений и движений приведены в более крупном масштабе. Кроме уже обозначенных выше символов приведен также знак-символ, соответствующий гностицизму.


********


В заключение хотелось бы еще раз обсудить вопрос об определении религии. Сергей Аванесов. «Лекции по философии религии» (http://ou.tsu.ru/hischool/filreliggii/ index.htm). Далее все определения, кроме определения Бейли, взяты из этой книги. Современное религиоведение предлагает не менее 250 определений религии.

Крайний атеизм. Ф.Энгельс. Анти-Дюринг. Религия есть "фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни – отражение, в котором земные силы принимают форму неземных".

Теологические определения. Они, как правило, представляют религию как связь человека и Бога, понимаемую как "завет" или "союз". "Религия есть постоянная и неразрывная жизнь человека с Богом" (А.Клитин). Религия есть "сила, связующая миры, мост между тварным духом и Духом Божественным" (А.Мень).

Религиозно-философские определения. "Религия есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом" (Владимир Соловьев).

Алиса Бейли. «Новое явление Христа». «Религия – это название призывного зова человечества и ответного отклика большей Жизни на эту мольбу».

«Религия есть коммуникация между человеком и сверхъестественным. Такая коммуникация должна полагаться как позитивная (сознательно принимаемая человеком) и тотальная (охватывающая собой все проявления человеческой жизни)» (определение С.Аванесова).

04.02.08

















Похожие:

Е. А. Стрекалова iconБордоский дог Кобели Класс щенков
Бест Рандеву Вашингтон / Аризона Шоу Стар зав. Стрекалова вл. Стрекалова г. Ярославль
Е. А. Стрекалова icon© Стрекалова Е. А., 2009
Солнечной системы. Речь идет о светилах, которые обычно представлены в астрономических планетариях (программах). Эти же светила используются...
Е. А. Стрекалова iconСтрекалова Е. А., 1998. Последовательность точек пространства над одной неассоциативной алгеброй размерности 3
Но будем считать, что zn не комплексное число, а 3-мерный вектор: z = (X, y, V). В этом случае вместо ожидаемого ухудшения сходимости...
Е. А. Стрекалова iconСтрекалова Е. А., 1998. Об одной последовательности комплексных чисел
В последнее время рядом авторов Мандельброт, Фейгенбаум [1, предисловие] замечены интересные свойства последовательностей комплексных...
Е. А. Стрекалова icon Стрекалова Е. А., 2006
Бога. Последние называются религиями. Но, видимо, лучше не разделять представления об устройстве мира на религиозные и нет, а для...
Е. А. Стрекалова icon© Стрекалова Е. А.,2006 в электронном варианте отсутствуют некоторые рисунки и формулы. Их можно найти в издании на бумаге. Спектры некоторых функций
В работах [1], [2] вводилось понятие производной дробного порядка "с чистого листа", без ознакомления с работами других авторов на...
Е. А. Стрекалова iconЕ. А., 2008. Смирнов П., Стрекалова Е. Определение Луча души человека
Из статьи Смирнова П. "Исследование жизненного цикла человека" следует, что для определения времени жизни человека необходимо знать...
Е. А. Стрекалова icon© Стрекалова Е. А.,2005 в электронном варианте отсутствуют некоторые рисунки и формулы. Их можно найти в издании на бумаге. Производные дробных порядков
В электронном варианте отсутствуют некоторые рисунки и формулы. Их можно найти в издании на бумаге
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов