Новая школа icon

Новая школа



НазваниеНовая школа
3. И. ЛИЛИНОЙ
Дата конвертации25.06.2012
Размер260.5 Kb.
ТипДокументы

Это: http://zt1.narod.ru/doc/shkoly-s-uklonami.doc




НОВАЯ ШКОЛА

СБОРНИК вып.1.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ЛЕНИНГРАДСКОГО, ГУБЕРНСКОГО ОТДЕЛА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ 3. И. ЛИЛИНОЙ

УКЛОН В ШКОЛЕ

II СТУПЕНИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАД

1925 РНБ 23/712-1.


ZT. Там: 5. Этапы развития, достижения и перспективы строительства трудовых школ с сельскохозяйственным уклоном (по опыту Ленингр. губ.) В. В. Смиренномудренский. С.55-79. Ценно. Скопировать бы фрагментами. На с.64 .. Огромную и интересную работу проделала а 189-я сов. школа, школа-колония "Красные Зори" и др. ..


---


ZT. "Красные Зори" - известное учреждение Игнатия Вячеславовича Ионина ( 19(31) дек. 1893 - 21 нояб. 1939 ).


Материалы на ZT-сайте по Игн. Вяч. Ионину и его школе-колонии "Красные зори" в Стрельне-Михайловке под Ленинградом. -


http://zt1.narod.ru/ioninfil.htm


Из найденного по И.В. Ионину в интернете : http://zt1.narod.ru/ionin-ignat.doc (ZT. не моё).


http://zt1.narod.ru/filmzori.htm "Пока плывем житейским морем / Пока стучат у нас сердца / Своим родимым "Красным Зорям" / Верны мы будем до конца".


http://zt1.narod.ru/ionin.zip ZT-книга о "Красных зорях" Игнатия Ионина. (Очень содержательна!).


http://zt1.narod.ru/zori.zip (в DOS-TXT-кодировке). Г.Г. Бубликова и П.В. Голышев (выпускники "Красных Зорь"). "Повесть о "Красных Зорях". СПб 1996.141. РНБ 97-3/293.


http://zt1.narod.ru/ionin-ft.zip ФОТОряд по Игн. Вяч. Ионину и его "Красным Зорям".


http://zt1.narod.ru/zori-2.zip Сумбурно разное по Ионину.


----------


Итак. - НОВАЯ ШКОЛА. СБОРНИК. Ред. 3. И. ЛИЛИНА. Вып.1. Л. 1925 РНБ 23/712-1.


7. X. Ф. Вознесенская. "Картинки из жизни школы с уклоном" [189-я школа Ленинграда], стр. 102-134.


--

Стр.105





Фактическую сторону положения уклона в современной школе можно охарактеризовать довольно ярко теми данными, которые дают нам в руки отчеты этих школ, частично поступившая анкета по проведению уклона, программы отдельных, чаще всего специально уклонных предметов, предполагаемые к проведению табели часов и распределение учебного дня, доклады и соображения с мест, касающиеся хода работы по уклонам, а также принципиальные соображения о них и другие данные.
Стремясь выдержать общую картину жизни и работы школ с уклоном, сделаем в дальнейшем выдержки из перечисленных документов, сгруппировав их по линии каждого уклона в отдельности. В таком аспекте познакомимся сначала с сельскохозяйственным, затем индустриальным и, наконец, с коммунальным уклоном в его разветвлениях.


I. Сельскохозяйственный уклон.


189-я Советская школа.


189-я школа находится на Крестовском острове в Александровском переулке, 6. [Александровский 6а. тел. 586-23] Громадное, прекрасно оборудованное


--

Стр.106


учреждение в 7 этажей, с большими, светлыми, уютными классами, с большими богатыми лабораториями и кабинетами, с мастерскими, с библиотекой, читальней, с клубом, гимнастическим залом и педагогическим музеем, отражающим серьезную и вдумчивую работу всего школьного коллектива. Многому можно научиться, побывав в этой школе. По экспонатам можно проследить всю историю воззрений на летнюю школу, увидеть на практике рефератную систему, осуществление краеведческого принципа, экскурсионного метода, системы комплексного преподавания в кл. А и Б В, Г и Д, историю самоуправления. Всё это отражено в ученических работах. Особенно поражают рисунки и чертежи. Иногда даже не хочется верить, что эти удивительные таблицы в естественнонаучном кабинете или в физической лаборатории — работа учащихся. Любой провинциальный музей мог бы гордиться ими. Учебные пособия, сделанные учениками, наверное, принесут пользу еще многим поколениям школьников. Все стены классов и кабинетов, вся парадная лестница 5 этажей, шкафы, лаборатории — всё заполнено чертежами, диаграммами, таблицами работы учеников. Видно, что всё, что входило в сознание ребят, непреложно отливалось в конкретные формы. Библиотека-читальня пользуется рисунками и диаграммами для иллюстрации тем на боевые вопросы.


Сами учащиеся производят бодрое, деловое впечатление. Все работают, все заняты. Нет времени для шалостей или разгильдяйства. Новый быт сказался в спокойном, серьезном приеме гостей. Дети, даже маленькие, принимая чужих, считали своим долгом показать работы класса, говорить о классных достижениях, о результатах исследований (например, обследовательская работа над Крестовским островом). Самое отрадное впечатление получилось и от посещения собрания учащихся.


В школе 450 учеников на I и на II ступени. 60% мальчиков. Есть интернат.


В этой школе сельскохозяйственный уклон с 1919 года. Земельный участок в Лужском уезде и на Крестовском острове. Учхоз Изори был присоединен к школе в половине июня 1922 года. При передаче его обнаружилось очень много затруднений и пришлось положить много труда, чтобы добиться того положения, в каком учхоз находится в данное время.


Сельскохозяйственный уклон в 189-й школе выражается в следующем.


1. Практические занятия по мелкому животноводству. Группы классов Б и В проходят через практику по уходу за кроликами. Проводится рациональное питание кроликов, общий уход за ними, знакомство с жизнью и нравами этих животных.


Группы классов Г и Д проходят через практику по общему уходу, питанию и доению коз. Пастьба и уход за козами ведется


--

Стр.107


дежурными учащимися от этих классов по особым нарядам, устанавливаемым представителями этих классов.


В школе имеются четыре козы.


В школе организуется свиноводство. Через практику ухода за этими животными должны пройти учащиеся 1-го и 2-го классов II ступени.


Имеется в школе и корова, и забота о ней также лежит на учащихся II ступени.


Все практические занятия ведутся учащимися под наблюдением специалиста инструктора.


Летом текущего года в школе организовано пчеловодство; пока в школе имеются три улья. Летом уход и наблюдение над пчелами вели преимущественно группы интернатских воспитанников классов Г и Д. В дальнейшем к этим занятиям также будут приобщены все учащиеся этих классов.


Старшие учащиеся 2-го и 3-го классов II ступени ведут практические занятия по животноводству в течение летнего периода с мая месяца до конца сентября в учхозе Изори Лужского уезда, где имеются лошади, коровы, овцы, свиньи, кролики и куры.


Изучение указанных животных происходит не только во время практических занятий по уходу за животными, но эти животные являются предметом специального изучения с анатомической, физиологической и биологической стороны на уроках природоведения.


2. Вся школа по группам, классам и другим объединениям проводит огородную кампанию на Крестовском острове, где она имеет 1—1,5 десятины земли под огородом. Все учащиеся, начиная с самых младших, проходят также через практику огородничества, а в последнее время и цветоводства. Эти занятия, как и занятия по животноводству, носят систематический характер и входят в общее расписание занятий. В течение всего лета ведутся занятия на огороде с учащимися I ступени и 1-м классом II ступени и с частью учащихся 2-го класса II ступени, с частью потому, что учащиеся 2-го класса с начала июня месяца уезжают на практические занятия по полеводству и другие сельскохозяйственные работы в учхоз Изори Лужского уезда, 3-й класс почти не принимает участия в работах на школьном огороде на Крестовском острове, так как он уезжает в начале мая на практические занятия по всем видам сельского хозяйства в учхоз и пребывает там на работах до конца сентября; к этому времени, обыкновенно, заканчиваются полевые работы. В самую горячую пору сельскохозяйственных работ в деревне, во время сенокоса и затем жатвы злаков и их уборки приезжают в учхоз учащиеся 2-го класса. Они позже приезжают и раньше уезжают, но за два-три месяца, которые они там проводят, они получают некоторую подготовку, чтобы на будущий год провести полную и ответственную работу по всему сельскому хозяйству учхоза.


--

Стр.108


4-й выпускной класс также принимает участие в практических занятиях по огородной и сельскохозяйственной кампании. До июля месяца все оканчивающие школу, в качестве помощников-инструкторов и преподавателей, участвуют в огородных работах; а некоторые из них в качестве добровольцев ездили в учхоз и принимали самое деятельное участие в общих работах и в некотором инструктировании своих товарищей по сельскохозяйственным работам.


Большая часть работ в учхозе ведется с помощью сельскохозяйственных машин. Это сильно поднимает интерес учащихся к сельскохозяйственным работам и дает возможность без особого напряжения легко обработать 31 десятину пахотной земли, 8 десятин сенокоса и около 3 десятин огорода и сада. В учхозе имеются следующие машины, на которых работают учащиеся: сенокосилка, жатвенная машина, конные грабли, молотилки с конным приводом, веялка; имеются также парные плуг и борона, но пахоту производит преимущественно один из инструкторов, так как вспашка земли плугом - тяжелая работа; бороньба производится воспитанниками.


Кроме этой практики, учащиеся по нарядам имеют ещё практику в кузнечном деле. В учхозе имеется кузница, где дежурные учащиеся помогают кузнецу и получают кузнечные навыки применительно к сельскохозяйственным потребностям. Некоторые навыки к кузнечному делу учащиеся получают в школе, так как при школе имеется кузнечно-слесарная мастерская.


Таким образом, сельскохозяйственный уклон школы выражается не только в сознательных практических занятиях учащихся по огородничеству, пчеловодству, полеводству, мелкому и крупному животноводству, но и в изучении самого процесса этих работ в сельскохозяйственном производстве, в изучении растительного и животного мира, с которыми имеют дело при этих работах, в изучении физических, химических, физиологических, биологических явлений, связанных с сельскохозяйственным производством, в изучении метеорологических, климатических и фенологических условий, в которых совершается производственный процесс.


Практические занятия по агрономии в школе сливаются с естественно-историческими, физико-химическими, математическими, экономическими и обществоведческими исследованиями учащихся.


При разработке различных учебных тем иллюстративный материал черпается из сельскохозяйственного быта, из жизни деревни.


В учебный план школы введен также специальный курс сельскохозяйственной энциклопедии (в 3-м и 4-м классах II ступени).


Этот курс проводится в указанных двух классах при 6-ти недельных часах преимущественно экскурсионным методом


--

Стр.109


(еженедельные посещения Сельскохозяйственного Питомника, находящегося на Крестовском острове, и Сельскохозяйственного Музея — Фонтанка, 10).


Последнее время школа в связи с углублением сельскохозяйственного уклона ставит себе задачей вовлечь учащихся в составление проекта и плана электрификации всех деревень, по соседству с которым расположен школьный учхоз.


Вся постановка работ учхоза, как и в школе, строится на принципах самоуправления. Все воспитанники привлекаются не только к производящимся работам, но и к общему ходу хозяйственного аппарата. Весь план работ, меры и способы их проведения, а также все хозяйственные операции обсуждаются учениками совместно с руководителями. Ежедневно по вечерам, на общих собраниях, под председательством выборного ученика, вместе с агрономом и инструкторами подводятся итоги и учет выполненных работ, план работ на следующий день и распределение заданий по группам; в последних намечаются ответственные лица, которые вечером и представляют отчет.


Учащиеся группами работают не больше 5 часов в день: около 3 час. до обеда и не более 2-х после отдыха. По животноводству, требующему внимания в течение всего дня, назначаются добровольцы и выборные, которые занимают эту должность не больше месяца.


Распорядок дня в учхозе такой.


В 8 час. утра учащиеся встают, купаются, пьют молоко. Без 10 мин. 9 ч. — короткое общее собрание для окончательного распределения по местам, с 9—12 полевые, огородные и прочие работы, затем обед и отдых до 2,5 ч.


В 3 час. опять короткое собрание, и полевые работы до 5 часов. В этих работах, кроме агронома и 2-х инструкторов, (квалифицированных рабочих по сельскому хозяйству), обыкновенно принимают участие и преподаватели.


В 5 часов — чай, после него до 7,5 час. ученики совершенно свободны. В это время они обычно ведут культурную работу, читают газеты, журналы, книги в читальне, устроенной на террасе, подготовляют спектакли и доклады, гуляют, занимаются спортом.


В 7,5 ч. — ужин. Общее собрание с педагогами. Прогулка, в 10,5 ч. — сон.


Некоторые учащиеся, а иногда и целые группы, освобождаются совершенно от полевых работ для работ общественно-политических. Устраиваются экскурсии в сельсовет и волисполком для ознакомления с местным самоуправлением и в соседний совхоз для изучения ведения сельского хозяйства.


Ведётся работа в связи с книгой: ежедневно с 5 до 7 час. веч. библиотекарь бывает в читальне, дает указания рекомендательного характера. Перед отъездом в колонию выделили из школьной библиотеки книги, которые были отправлены туда на время


--

Стр.110


летних каникул для проведения культурно-просветительной работы в деревне. Таким образом в колонию было выдано 102 книги по отделам: общественно-политическому, литературному, естественнонаучному и по метеорологии, по сельскому хозяйству и уходу за детьми, сборник пьес и других материалов для устройства вечеров в деревне, беллетристика.


В библиотеке с 25 мая по 7 сентября зарегистрировано: 54 подписчика, 312 посетителей, 358 выдач книг (50% общественно-политического круга); по читальне: 35 подписчиков, 1633 посетителя, 4728 выдач.


Затем при учхозе, по инициативе девочек, были открыты ясли. Поводом послужило несчастье с одним ребенком, оставленным без надзора. Начали с 4 грудных детей, после оказалось необходимым принять и старших — до 8 лет (в деревне 11 дворов). Дежурили девочки от 15 до 17 лет, занимая детей играми, чтением, сказками, рисованием, лепкою и т. п.


Культурно-просветительная работа сосредоточилась в Красном уголке дер. Запишенье; там читались доклады, устраивались вечера смычки с местным населением — оркестр, пение, декламация. Посещало эти вечера до 300 крестьян.


Среди населения были популярны также вывешиваемые ежедневно у ворот учхоза на дощечке результаты метеорологических наблюдений (t° воздуха, влажность, направление и сила ветра и т. п.), а также опыты предсказания погоды, из которых 80% сбылись.


В среде учащихся функционировал кружок "Союзная школа" для подготовки к курсу политграмоты (прочитано 14 докладов). Издавалась стенная газета "Изорец". Все работы велись добровольно, под руководством выборной из 4-го класса "четверки". Результаты обществоведческой работы и экскурсии в дер. Капицы представлены на школьную выставку. По возвращении в город проведен учет летней работы. По предложению инициативной группы было единогласно решено учащимися принять культшефство над деревенской школой, соседней с учхозом, снабдить книгами библиотеки ("передвижки"), завязать с нею товарищеские отношения, инструктировать её по методическим и программным вопросам.


Надо сказать, что поездка в учхоз — большая радость для учащихся. Учащиеся с энтузиазмом рассказывают об образе жизни и о работах в этом учхозе.


30-я Советская школа.


Она располагает некоторым, оборудованием городской школы, необходимыми учебно-вспомогательными кабинетами для зимней работы и загородным земельным участком, на котором школа 3-й год ведет свое хозяйство, а потому она избрала как


--

Стр.111


содержание 3-го концентра политехнической школы сельскохозяйственно-кооперативный уклон и ставит целью дать политехническое образование с перевесом в сторону жизненной практики. Учебно-воспитательные задачи, преследуемые сельскохозяйственными работами, проводятся на определенной производственной базе.


Сельское хозяйство в школьной колонии Львово, расположенной на берегу Череменецкого озера, в 15 верстах от Луги, завелось только в 1922 году, и уклон развивался постепенно.


Медленно изживалась "кустарная самодельщина" и постепенно совершенствовались учебно-воспитательная и производственная работы. Надо было укрепить производственную базу и выработать педагогические принципы работы.


Только весной 1922-го года после неоднократных ходатайств удалось закрепить в Лужском уезде в постоянное пользование за колонией участок, заключающий:


1) фруктовый сад в 1,25 дес., 2) участок пахотной земли в 2,5 дес., 3) луг площадью в 1,5 дес. (Общая площадь земельных угодий составляла около 5,5 дес.).


Но уже в 1924 году, после тяжелых лет труда, колония получает твердую материальную базу. УЗУ закрепляет за ней 140 дес. земли (пахоты, покоса и леса-парка). Борьба за создание этой базы была подчас очень трудна. Следует отметить, что школа, вероятно, как и другие, переживала период явной и глухой борьбы против проведения сельскохозяйственного уклона. Эта борьба имела довольно острый характер летом 1922 года, когда против сельскохозяйственного уклона выдвигались главным образом те соображения, что уклон влечёт за собой специализацию и профессионализацию школы.


С тех пор проведена громадная педагогическая работа над согласованием работ по сельскому хозяйству с образовательной работой по другим дисциплинам. Разработан план для круглогодичной школы с сельскохозяйственно-кооперативным подуклоном. Этот уклон, создавшийся под влиянием разработанных в летней школе тем, разрешил больной вопрос о связи зимней школы с летней. Этот план подошел вплотную к вопросам общественной работы в деревне. Теперь же разработаны инициативной группой 30-й школы вопросы агрикультурной работы в деревне со стариками, молодежью и детворой. Уже намечена постановка опыта по сельскому хозяйству (пока одного или двух) на участке "общественной запашки" и в индивидуальных крестьянских хозяйствах подшефной деревни. Работа в этом направлении уже началась в смысле переговоров с деревней и опытной станцией, под руководством которой эти опыты и будут происходить.


Предположено поддерживать связь в течение зимы с работающим в колонии аппаратом, путем поездок класса уклона во время зимних каникул для постановки в то же время агропьес, агросудов,


--

Стр.112


докладов и бесед, преимущественно по сельскому хозяйству и сельскохозяйственной кооперации.


Подуклон начинается только с 3-го класса II ступени. Нам пришлось видеть эту школу в городе. 3-й класс состоит из 24 человек: 22 девочки и 2 мальчика. Возраст девочек 16—17 лет, мальчиков — 14 и 15 лет. Большинство учится в школе давно и работает на земле: 1 ч. — 8 лет, 1 ч. — 7 лет, 6 ч. — 6 лет, 1 ч. — 5 лет, 2 ч. — 4 года, 6 ч. — 3 года, остальные 2 года; одна, девочка поступила только в этом году.


Вид учащихся здоровый. Все красивые, открытые лица, с прямым, ясным и бодрым взглядом, здоровое телосложение, энергичные движения. На вопрос, что же они думают делать в будущем, одна часть отвечает, что пойдет в сельск. хоз. ВУЗ, другая, что собирается работать на земле. Никто не отрекается от своей специальности. С большим энтузиазмом рассказывают о своих работах и летом и зимой. Вся работа основана на самостоятельности. По каждому предмету рефераты, отчеты. День, который я провела с ними, был для меня праздником. Молодежь с торжеством водила меня по всей школе, показывала свои тетради, свои рефераты, свои рисунки. Сельскохозяйственный музей напоминает по своему виду художественный уголок. Все устроено просто, целесообразно, чисто, красиво.


Работают в школе много, но как-то здорово, бодро, с интересом.


Учащиеся дали сведения об учебном плане этого года: введены новые предметы — энциклопедия сельского хозяйства, политическая экономия, кооперация, счетоводство, коммерческое вычисление.


Проводятся экскурсии на биостанцию, в питомник, в музеи — горный, сельскохозяйственный, на заводы. Привожу список докладов, проведенных в классе в этом году.


По сельскохозяйственной энциклопедии:


1. Удобрение.

2. Мелиорация.

3. Почва и её образование.

4. Обработка почвы.

5. Огородничество.


По естествознанию:


1. Законы питания и питание при умственной работе.


2. Строение пищеварительного аппарата.


3. Питание в связи с физической работой.

4. Условные рефлексы.


По химии:


1. Кварцевое стекло и значение его в жизни.

2. Азотистые удобрения.


--

Стр.113


3. Применение химии в сельском хозяйстве.

4. Обработка кокосового масла.

5. Химия и хлеб.


По физике:


1. Капиллярность. Значение капиллярности в сел. хоз.

2. Холодильники и применение их в жизни.

3. Влажность.

4. Низкие температуры.

5. Энергия и её превращение.


Мелкие доклады:


1. Горная антенна.

2. Выпрямление наклонных стен.

3. Вода в решете.

4. Рублевская водокачка.

5. Почему умирает паровая машина.

6. Опасна ли горная антенна.

7. Антенна для жилья.

8. Как велик мир.


II. Индустриально-технический уклон.


II. Индустриально-технический уклон представлен теми школами, которые располагают мастерскими и специальным оборудованием, а именно: 86-й Советской школой при заводе "Красный Путиловец"; 27-й Советской школой; 222-й Советской школой при Балтийском заводе; 199-й Советской школой, имеющей 2 уклона: в виду большого' числа учащихся один уклон не может удовлетворить всех; 215-й Советской школой, реализующей специально полиграфический уклон, 196-й школой и, наконец, 220-й школой.


86-я трудовая школа. Для 86-й Советской _школы не могло быть никаких колебаний в выборе уклона, так как расположена она на территории завода "Красный Путиловец" и из 2,800 учеников — 2,141 являются детьми рабочих и служащих "Красного Путиловца". Этим определен основной стержень работы: индустриально-технический уклон с равнением на металлообрабатывающую промышленность. Уклон сказывается в трех отношениях: 1) в наличии школьных мастерских, 2) в использовании завода, 3) в программах так называемых учебных предметов (об этой школе см. статью: "Индустриально-технический уклон в Путиловской школе") [...]


-----


ZT. Весьма возможно, что позже тут мною, ZT, будут помещены дополнительные материалы, скажем, по 189-й школе, но и вообще по школам с уклонами.


-----


ZT. Намечено посмотреть:


Челюсткин Иван Александрович 1874- (ред.) Практика производственно-трудовой школы. Опыт 189-ой школы Ленинграда. Сб. , несколько авторов. М.1926.206 РНБ 20/721.


Челюсткин И.А. Сельскохозяйственный уклон в трудовой школе. Школьная практика. Л., Изд-во Брокгауз — Ефрон, 1925. 228 стр. Библиогр.: "Литература по сельскохозяйственному уклону". 18.391.7.54 и 19/304. Рец.: "Живая природа" Л., 1925, № 23, стр. 320; Парменов К., "Наш труд", Ярославль, 1925, № 10, стр. 64.


Челюсткин Иван Александрович 1874- Одна летняя школа. "На путях к новой шк", 1922,1 с.50-61. / Он же: Ощественно-политическая работа в деревне одной из ленинградских школ (189-я труд. школа в Ленинграде на Крестовском острове). "На путях к новой школе" 1925 № 2 стр. 114-120.


Челюсткин И.А. Что может дать в общественно полезном деле трудовая школа. М.1929.127. РНБ 65/538.


Челюсткин И.А. Методы работы в трудовой школе. Изд.3 перераб. и доп. Л.1927.152. РНБ 26/117.


Челюсткин И.А. Дисциплина в школе 2-й ступени. 1928.68. РНБ 40/3196 и 62-4/1379.


А также. –


Сельскохозяйственный уклон в школе-колонии. Материал по школе повышенного образования. Под ред. Н. Л. Кузнецова. Л., Изд-во Кн. сектора Лгопо, 1925. 343 стр. с илл. (Ленинградский губсоцвос). РНБ 20/933.

Содерж.: И. Ионии. К вопросу о загородной школе-колонии с сельскохозяйственным уклоном. — И. А. Челюсткнн. Уклон в городской трудовой школе. — Н. В. Орлова. Городская школа с земельным участком за городом (школа-колония). — Сельскохозяйственный уклон во 2-м концентре II ступени. — Примерное распределение материала по сельскохозяйственно-индустриальному уклону. — С. А. Ягунов. Научно-организованный сельскохозяйственный труд, как естественный метод физического воспитания в школе за городом. — Е. Меркулов. Роль мастерских в общеобразовательной школе с сельскохозяйственным уклоном. — Н. А. Кузнецов. Учхоз в школе-колонии. — В. В. Смиренномудренский. Общие основания организации и отчетности школьных учхозов. — В. В. Смиренномудренский. Американская форма отчетности. — Т. Никифоров. Один из способов учета производительной работы учащихся в сельском хозяйстве в связи с питанием. — Н. А. Кузнецов. К вопросу о школе-колонии. — Н. К. Клюев. Из практики организации учебных хозяйств. — Д. М. Рубин. Трехлетний опыт проведения сельскохозяйственного уклона в городской школе с филиалами. — И. А. Челюсткин. Из практики по сельскохозяйственному уклону в занятиях трудовой школы. — В. В. Мешковский. Связь школы-колонии с населением. — А. Кривенко. Опыт учета сельскохозяйственных работ и результатов но школе-колонии (колония "Труд"). — Н. А. Кузнецов. Выставки и учет школьной работы.


Новая школа в деревне. Сб. 2 изд исправл и доплн. 1925.222 РНБ 15/187. Из тезисов доклада доктора С.А. Ягунова. - "Научно организованный сельскохозяйственный труд как естественный метод физического воспитания в школе за городом" .. Сельскохозяйственный труд как фактор воспитания и умственного образования [ZT. тут подразумеваются ТОЛЬКО условия макаренковско- и, даже более, ионинско- так сказать педагогизированного детского колхоза с огромным превалированием учебного], благотворно действует на мыслительные способности ребенка, развивает его характер и привычки, дает возможность проявить известный размах фантазии и творчества, способствует развитию инициативы, проявлению индивидуальных качеств и способностей ребенка; подготовляет его к более деятельной жизни, дисциплинирует учащегося, приучает к упорному вниманию и выдержке, способствует развитию задерживающих центров (ZT. в терминологии Макаренко - торможения), объединяет учащихся и учащих, научает серьезно относиться к труду, ценить его и дает возможность к максимальному развитию у ребенка рефлекса цели. Сельскохозяйственный труд в школе за городом является простым, естественным, кратчайшим и ЕДИНСТВЕННО ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ путем по достижению физического развития в школе за городом .. Сельскохозяйственный труд в большей мере, чем существующие системы физической культуры, способствует приобретению необходимых трудовых навыков и полезных сочетаний в координационной работе мышечных групп (ZT. то, что Макаренко называл УХВАТКАМИ). Возможность переутомления при выполнении сельскохозяйственных работ не велика. Наблюдаемые степени утомления не превосходят физиологических норм (с. 208-9).


--


ZT. Загляните и в: http://zt1.narod.ru/trud1959.htm КОНФЕРЕНЦИЯ 1959 г. (Ленинград) ПО ПРОБЛЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ В ТРУДЕ".


См. также http://zt1.narod.ru/trud-uk0.htm.


--


Г. Песталоцци 1746-1827, Из "Проекта памятной записки...".

[...] Так как всякое словесное профессиональное обучение неэффективно, если оно не связано с практическими упражнениями, то в школе действительно должны были бы проводиться подобные практические упражнения, и притом во всех отраслях хозяйственной деятельности:

1) домашнее хозяйство,

2) полеводство,

3) промышленность.

1) .. При школе для бедных может существовать школьный сад, а это значит, что .. возможно при помощи детей и для них засадить пару участков невозделанной до сих пор земли простыми овощами.

2) .. Возможно связать со школой для бедных МАЛЕHЬКОЕ ДОМАШHЕЕ ХОЗЯЙСТВО, в котором воспитанники подобной школы ежедневно смогут наблюдать за искусством заготовки, сохранения, сортировки и использования запасов, и вообще за всеми элементами искусства ведения домашнего хозяйства.

3) И наконец, школа для бедных всегда должна иметь при себе к/н мануфактуру, и школа должна заботиться, чтобы дети, поскольку это возможно, научились во время пребывания в школе к/н постоянным работам для заработка.

[...]

СПРОСЯТ: а останется ли у детей время на учебу? -

ОТВЕЧАЮ. - Дети, которые воспитываются в такой школе, будут приучены к напряжению сил, к порядку, к тщательному использованию даже малейшего промежутка времени. Это будет перенесено и на учебу, и в итоге для не менее, а может даже более успешной, чем в рутинной школе, учебы потребуется несравненно меньше времени, чем это обычно имеет место при других обстоятельствах.


ZT. Знаменитое место из 13-й главы 1-го тома "Капитала" Карла Маркса. –

[...]

Фабричные инспектора, выслушивая показания учителей, скоро открыли, что фабричные дети, хотя они учатся вдвое меньше, чем школьники, регулярно посещающие школу днём, тем не менее, успевают пройти столько же, а часто и больше.

"Дело объясняется просто. Те, кто проводит в школе только половину дня, постоянно свежи и почти всегда способны и готовы учиться. Система, при которой труд чередуется с учёбой в школе, превращает каждое из этих двух занятий в отдых и освежение после другого, и, следовательно, она более подходяща для ребёнка, чем непрерывность одного из этих двух занятий. Ребёнок, который с раннего утра сидит в школе, особенно в жаркую погоду, не может соперничать с другим, который бодрый и возбуждённый приходит со своей работы".

Дальнейшие доказательства можно найти в речи Сениора, произнесённой на социологическом конгрессе в Эдинбурге в 1863 году. Он указывает здесь, между прочим, и на то обстоятельство, что односторонний непроизводительный и продолжительный школьный день детей в старших и средних классах без пользы увеличивает труд учителей "и в то же время не только бесплодно, но и прямо во вред детям расточает их время, здоровье и энергию". Из фабричной системы, как можно проследить в деталях у Роберта Оуэна, вырос зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей.

[...]


См. и : городское.doc


См. и : Сельское по преимуществу.doc


-------------------------------------


-- Из того, что не видел. -


Осипцев М. Д. Ленинградская губернская конференция по сельскохозяйственному уклону в трудовых школах, "На путях к новой школе", 1924, № 4—5, стр. 193-202.


Быковский Я. Профуклоны и труд в школах Ленинграда. "Просвещение Ивановской области". Иваново-Вознесенск, 1930, № 3, стр. 18-53.


Никонов К. Система и практика ленинградских трудовых школ с индустриально-техническим уклоном. "Просвещение" Л., 1930, № 4—5 (40—41), стр. 37—47.


Трудовая школа с уклоном. (Индустриальный, промышленно-экономический и педагогический уклоны). Сборник материалов научно-метод. совета Лгоно. Под ред. К. Никонона и Г. Шевлякова. М.—Л., Гос. изд-во, 1926, стр. 91. (Б-ка педагога).


Назаров П. Задачи школьно-ученической самоорганизации. (Из опыта работы ленинградских школ). М.-Л. 1930.133.


--


Векслер И. Индустриальный уклон школы II ступени. В кн.: "Вторая ступень советской трудовой школы". [М.-Л.], Госиздат и Главсоцвос НКП РСФСР, 1929, стр. 444—453.


448. Евстигнеев-Беляков А. Ф. Значение производственных уклонов в трудовой школе. В кн.: "Методы индивидуализирующего труда" М.1925 с.5-24.


Жданов В. В учреждениях соцвоса Европейской части СССР .. Школы с с/х уклоном . "Просвещение Сибири". Новосибирск 1926,11 с.48-55. / Он же: Индустриально-политехнические школы Москвы "школа Пистрака" и школа им. Радищева там же 1927,2 с.60-67.


Евстигнеев-Беляков А. Ф, Сельскохозяйственный и индустриально-городской уклон в трудовой школе. В кн.: "Трудовая школа в свете истории и современности". Л. "Сеятель", 1924, стр. 128—132.


Кесати Г. Сельскохозяйственный уклон в городской школе. (Северо-Кавказский край). "Вопросы просвещения на Северном Кавказе", Ростов-на-Дону, 1927, № 4, стр. 67-72.


Короткий Б. П. Сельское хозяйство в школах автономной Калмыцкой области. Метод. руководство для учителя по проведению с/х уклона в школе. Астрахань, I925. 35 стр. (Метод. бюро при Калмыцком оно).


Агапов С.В., Сельскохозяйственный уклон в школе. Материалы для опытов и наблюдений. Пособие для шк. работника I ступени - 1926
РНБ Шифр 27/433


Николаевский М.Н., Сельско-хозяйственный уклон в школе I-й ступени - [1926] (Общедоступ. б-ка "Сеятель". Пед. отд.. № 503-504)
РНБ Шифр 38.57.3.1/503-504


Смирнов В. В., Петербургские школы и школьные здания. История шк. стр-ва в Санкт-Петербурге - Петрограде - Ленинграде, 1703-2003 гг. - 2003
NLR Шифр 2004-3/14424.


Маркин В. И. Сельскохозяйственный уклон в начальной школе (первой ступени). Школьный огород. Л. – М. Госиздат, Л.-М. 1925. 114 стр. с илл. 2-е изд., Л. 1926. 118 стр. РНБ Шифр 20/330


Подъяпольский Н. Лесохозяйственный уклон в школе. М., Госиздат, 1926. 84 стр. (Б-ка педагога). Рец.: Копылова Е. В кн.: "Естествознание в трудовой школе". Сб. 1, М., 1927. стр. 167-168.


Путь организации детского колхоза "Муравейник". Пашский район Лодейнопольского округа, "Просвещение", Л., 1930, № 4-5, стр. 231-233.


--


Новая школа. Сб. научно-метод. совета Ленгубоно. Вып. 3 Общественно-полезная работа школы. М.-Л. 1926.134 РНБ 23/712-3.


--


В http://zt1.narod.ru/doc/drapkina.doc Драпкина Изабелла Марковна. О педагогах-самородках // Детский дом РНБ П28/104 1929,6 с.19-23. ZT. "Великие педагогические учёные", a la В.Н. Сорока-Росинский, с треском проваливались = садились в лужу ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc ), а в эти же года простые, безо всякого педагогического образования, рабочие строили замечательные интернатные подростковые учреждения.


ZT. Важны не звёзды-имена на педагогическом небосводе, а важны: структурные решения.

Именно поэтому-то А.С. Макаренко и заявлял-то: ничего нет!, пустое место!

Как ничего нет? - Всё педагогическое небо вообще, и даже, как бы, и педагогическое небо конкретно и именно педагогики воспитания – всё ведь в исторических звездах-именах.

Да, может и медицинское небо тоже в исторических звездах-именах, но в медицине в итоге наработаны и упорядочены структуры-методы.

То же – в металлургии.

И т.д.

А в педагогике лишь "ура!" - всё небо педагогики вообще и педагогики воспитания в частности - в звездах-именах.

Но вот ясных упорядоченных структурных наработок как руководств к широко-плодотворному практическому действию в педагогике воспитания - кот наплакал...

Хватит в педагогике воспитания коллекционировать "блистательные", или даже действительно блистательные имена.

Надо переходить к коллекционированию ясных структурных наработок как руководств к широко-плодотворным практическим действиям для любого,

лишь входящего в сферу педагогики воспитания,

начинающего...


--


Цитата: Congregation от 01 Сентября 2010, 19:38:59 .. если не ВЫ то никто, если не Ваш личный пример то ничей...


ZT. Макаренковские учреждения (школы-хозяйства) – это подростково-юношеские (помимо учебной составляющей) - КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ХОЗЯЙСТВА,


то есть это - подростково-юношеские

КОЛХОЗЫ.


Опыт истории колхозов в СССР показывает, что в этой области талантливые практики - организаторы находились.


Опыт истории по сути макаренкообразных школ-хозяйств во всем мире показывает, что в этой области талантливые практики - организаторы находились.


См., например, http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc.


Чего не хватало и там и там? – Информационной проработки, информационного обеспечения.


Вот этим последним я, ZT, и занимаюсь.


Тут уж действительно: если не я, ZT, то никто...


Загляните и в: http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc




Похожие:

Новая школа iconСодержание Введение I. Паспорт Программы развития школы II. Информационная справка о школе
В соответствии с Национальной образовательной инициативой «наша новая школа» главным результатом школьного образования должно стать...
Новая школа iconПрограмма развития по реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа»
По реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в муниципальном общеобразовательном учреждении «средняя...
Новая школа iconКак обучение сделать здоровье сберегающим в национальном проекте «Наша новая школа»
В национальном проекте «Наша новая школа» отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую...
Новая школа iconО плане первоочередных действий на 2010 год по модернизации общего образования, направленных на реализацию инициативы "Наша новая школа"
В текущем году завершается реализация Концепции модернизации российского образования, принятая в 2001 году. Национальная образовательная...
Новая школа iconСводный доклад муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 станицы Новопластуновской «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Информация о выполнении регионального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая...
Новая школа icon"Саморазвивающаяся система профильного образования в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»"
Н. Б. Антоничевой, зам директор по увр моу «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина», Почётного работника образования РФ «Результаты экспериментальной...
Новая школа iconДоклад муниципального образования Абинский район «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010-й год»
I. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»...
Новая школа iconИзменения в системе начального образования Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом России Д. А. Медведевым,...
Новая школа iconМероприятия
«Наша новая школа» в моу «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Советский с углубленным изучением отдельных предметов»
Новая школа iconМетодическая тема школы на 2010-2011 учебный год: «Реализация основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»»
«Реализация основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»»
Новая школа iconРаспоряжение от 11января 2011 г. №2-р ст. Павловская о плане действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в муниципальном образовании Павловский район на 2011-2015 годы
«Наша новая школа» в Краснодарском крае на 2011-2015 годы» в муниципальном образовании Павловский район
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов