13. 04. 2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович! icon

13. 04. 2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович!



Название13. 04. 2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович!
страница1/2
Дата конвертации25.06.2012
Размер410.74 Kb.
ТипДокументы
  1   2

13.04.2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович!
Недавно посмотрел "весёлого сантехника". Здорово! Ваш сайт читать приятно. Хоть один человек вносит ясность в вопрос: кто есть кто в педагогике? Спасибо вам. Те же, кто критикуют ваш стиль письма, это люди с мозгами, заточенными под Соловейчика. Чёрт с ними! А вы - пишите!
Максим Королёв, 35 лет, Москва

ZT. 13.04.2010 Спасибо, Максим, за добрые слова и за совет не останавливаться и писать. Я и не останавливаюсь. Например, вчера я сделал такую рассылку на (примерно) штук 20 е-мейлов: О Ленинградских педагогических современниках Викниксора. Да, в противу севшему в лужу В.Н. Сорока-Росинскому ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc ) в моём ZT-файле http://zt1.narod.ru/doc/shkoly-s-uklonami.doc вы найдёте материалы о действительно замечательных учреждениях его (Викниксора) Ленинградских педагогических современников...


"Детский дом" БАН 1.242 1928,1. Н.О. Корст. Наши пути и достижения. Итоги педагогической работы опорного детского поселка МОНО. (ZT. "Юная республика").


Основным методом воспитания, безусловно, следует считать труд, дающий воспитанникам общественно-полезные навыки и умения (мастерские, сельхоз и пр.). После организации мастерских воспитательная работа детского дома стала давать более благоприятные результаты. То же наблюдалось после того, как дети и подростки достаточно умело и организованно были вовлечены в с/х труд, рационально нагружены хозяйственной и организационной работой. Таким образом по истечении 9-летнего срока воспитательная работа от надзирательства и туманных общих фраз наполнилась определенным содержанием.


Метод дежурств широко практиковался вначале работы детучреждений. После того, как ряд детских учреждений и отдельные педагоги стали приходить к убеждению о несостоятельности метода дежурств, был выдвинут


метод кружковой или артельной работы,


осуществлением которого на практике и занимается поселок. Суть его заключается в том, что каждый руководитель, СПЕЦИАЛИЗИРУЯСЬ на определенной отрасли педработы (организация материальной культуры, домоводство, санитария и гигиена и т.п.), организует вокруг этой отрасли группу детей, которой на более или менее длительный период поручается ведение и организация определенной [ ZT. так сказать, специализированной ] работы.


Так, например, воспитанники, объединенные педагогом вокруг санитарно-гигиенистической работы, организуют беседы на гигиенические темы, наблюдают за чистотой в доме, за личным уходом ребят и т.п., словом, имеют постоянную работу, соответствующую их возрасту, силам и интересу, несут определенную ответственность за тот или иной раздел работы и получают определенные навыки.



Таким образом: внесение нового организационного принципа в организацию ВЗРОСЛЫХ вызвало и существеннейшие изменения в структуре и методах работы и детской организации [ ZT. принцип специализированных артелей, см. ниже. ].


На длительный период прикрепить ребенка к определенному виду и объему работы, сделать его ответственным за организуемую им часть детской жизни.


Такая закрепленность, такая длительность даёт ребенку твердый комплекс навыков, закрепленных образовательной работой.


И это стало доминировать во всей педагогической работе по организации дет. коллектива.


В итоге: взамен прежних комиссий, привлекавших лишь небольшую часть дет. актива к организации определенных типов работы д/д и к организационно-хоз. деятельности, постепенно начинают создаваться


детские трудовые артели,


к которым [ ZT. в их номенклатуре ] прикреплены все дети учреждения, в зависимости от их склонности.


Так, организуются артели: продуктовая, бельевая, санитарная, животноводческая, цветоводов, по изданию стенгазеты, по пекарне и пр.


Цель этих артелей - вовлечь максимум детей в общественно-полезную для учреждения работу (подробное описание нашего опыта в ниже-следующей ст. т. Орлина).


---


"Детский дом" БАН 1.242 1928,1 с.66-74.


К. ОРЛИН. ОПЫТ АРТЕЛЬНО-ЗВЕНЬЕВОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. (В опорном детском доме МОНО "Юная Республика").


Настоящая статья имеет своей задачей поставить вопрос о самоуправлении, касаясь не принципов его, а формы и связи детского самоуправления с требованиями, которые предъявляет жизнь детского дома в целом.


Если ознакомиться с работой самоуправления по дет. домам, хотя бы Московской губ., то получится самая пестрая картина: форм и видов самоуправления столько, сколько самих дет. домов.


Такая пестрота детской самоорганизации может быть различно объясняема: возраст, состав детей, хозяйственная структура, уклон дет. учреждения и т.п.


Та форма самоуправления, которая была предложена в 1923 г., не выдержала единства и осуществлялась в дет. домах с своеобразными изменениями. Принятая в нашем дет. городке, она уже через год была подвергнута переоценке, как мало удовлетворявшая наш детский состав со стороны вовлечения массы в общественную работу.


Что получилось у нас при рекомендованной дет. домам комиссионной системе? Коллектив резко разбился на два лагеря - актив и пассив. Актив - это все те, кто попадал в комиссии, а пассив - кто оставался в стороне и не нёс никакой работы.


При выборной системе и ограниченности количества мест в комиссиях, этот актив, поглощая из 80 воспитанников 17 человек (около 20%), был небольшим по своему составу; остальная же часть в работе по самоуправлению не принимала никакого участия, разве только слушая отчеты и внося те или иные пожелания.


Такое неравномерное распределение детской силы, конечно, бросалось в глаза всем. Если воспитанник работал хорошо, его старались при всяком случае втянуть в к/л комиссию. Были ребята, которые в течение года так и не выходили из крепких объятий ученических "комов", но зато было много таких, которые ни разу не избирались и, конечно, сами о своих достоинствах умалчивали.


Проведенный нами учет времени, затрачиваемого на работу в комиссиях, показал, что в среднем на долю каждого приходится 1 час работы на день. Помимо этого не надо еще забывать работу по самообслуживанию, работу в политорганизациях, что в значительной степени загружало не только свободные от занятий часы, но зачастую снимало ребенка со школьных занятий. Не даром на одной конференции учкомов все ребята в один голос указывали на большую перегрузку внеучебными работами.


В результате такого положения вещей все попавшие в комиссию воспитанники, дежуря по нескольку раз в неделю, не раз пропускали уроки, не раз, вместо подготовки заданий, должны были отрываться и идти выполнять свои обязанности, ЧТО ИХ В СИЛЬНОЙ СТЕПЕНИ НЕРВИРОВАЛО И РАЗДРАЖАЛО.


Такая напряженная работа в течение 3-х месяцев, а иногда и более (у нас перевыборы самоуправления бывают 3 раза в году), настолько расхолаживала ребенка, что он с большой неохотой выступал в роли баллотируемого на следующий период.


По теории следует, что усталых и уже поработавших должны сменить свежие силы, ещё не работавшие в самоуправлении, что каждый должен участвовать в самоуправлении, каждый [ ZT. де ] может быть руководителем и организатором. А когда ребенок попадает в работу, то оказывается, что она ему не по силам или настолько серьезна, что он не в состоянии с ней справиться.


В результате страдает сама организация, и из-за этого падает престиж и авторитет её среди ребят.


То, что создается упорным трудом, системой, настойчивостью, известным авторитетом и уважением, может быть легко разрушено слабым составом комиссии.


Прошлое нашей дет. организации в этом отношении даёт много таких примеров, когда приходилось спешно ликвидировать работу такой комиссии и преждевременно устраивать перевыборы. Так, бельком, выбранный из лиц, ещё ни разу не работавших, столь халатно относился к своим обязанностям, что в результате тормозилась работа прачечной, ребята не во время получали чистое белье, а если и получали, то часто перепутанное или перепачканное. Конечно, такой бельком был быстро сменен, но пример показывает, как трудно при малочисленных комиссиях рассчитывать на хороших работников, если придерживаться принципа постепенного вовлечения всех в работу.


Другой случай не менее ярок и показателен с точки зрения отношения детей к выборам и к самой работе. Однажды в санком намечали кандидатов, не пользующихся абсолютно никаким авторитетом и влиянием, да и сами "выдвиженцы" упорно отбивались от назойливых избирателей, не отдававших себе, по-видимому, отчета в своих действиях. В ответ на деловые возражения некоторых воспитанников против выдвинутых кандидатов нашлись защитники, приводившие тот довод, что в самоуправлении должны побывать все.


Эти примеры, конечно, не местного характера и не единичны, а скорее они часты и неизбежны при комиссионной системе.


А так как от работы самоуправления в значительной степени зависит и ПРАВИЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ, то вручать эту работу детям в порядке выборной системы, да притом часто против желания самого кандидата, не всегда бывает рационально.


Что же остается делать? Как выйти из этого затруднения? Перед нами встал вопрос о переоценке комиссионной системы.


Комиссионная система нас не удовлетворяла.


Для нас было очевидно, что комиссии имеют целый ряд недочетов: нельзя было согласиться с тем положением, что часть детей перегружена, а другая часть остается свободной - вне всяких работ по организации своей жизни;


НЕЛЬЗЯ ПРИЗНАТЬ ПРАВИЛЬНЫМ ТО ПОЛОЖЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ВЫБИРАЛО ВОСПИТАННИКОВ, НЕ СЧИТАЯСЬ С ИХ МНЕНИЕМ И ЖЕЛАНИЕМ, и комиссии таким путем создавались из воспитанников, часто ничего общего не имевших друг с другом.


Все эти вопросы не маловажные, не пустяковые, а основные, кардинальные в детской жизни, и разрешить их нужно было, резко изменив принцип организации детской жизни.


--


[ ZT. Отсюда до конца статьи Орлина (правя текст) ввёл в: http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc, но без таблиц, которые и здесь пока что тоже не приводятся ].


Если самоуправление - организация самих детей, то можно ли считать правильным, что большая часть детского коллектива стоит в стороне от организации собственной жизни и ждёт, когда другие - немногие - для них всё это сделают?! В самоуправлении должны принять участие все дети; вне его не должно быть ни одного человека. Отсюда следует, что выборная система, являясь довольно условной формой выдвиженчества, а в наших условиях связанная ещё с несерьезным отношением к делу, должна быть резко ограничена и уступить место


_добровольному_ формированию артелей.


Таким образом,


^ СЛУЧАЙНЫМ ПОДБОРАМ ЧЛЕНОВ КОМИССИЙ СЛЕДУЕТ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ ПОДБОР РЕБЯТ ПО СОДРУЖЕСТВУ, ОБЩНОСТИ ИНТЕРЕСОВ И ЖЕЛАНИЮ.


Разрешение всех этих вопросов, естественно, упиралось в реорганизацию комиссионной системы. На смену ей была выдвинута система артельной работы, при которой вместо комиссии основной ячейкой самоуправления становилась АРТЕЛЬ, КАК ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ВОКРУГ КАКОЙ-ТО ОДНОЙ РАБОТЫ (санитария, питание, обмундирование, инвентаризация и т.д.), интересующей их и соответствующей их способностям и навыкам.


На артели возлагалась не только задача - охватить работой всех ребят, но также охватить собою и всю жизнь в детском доме.


Перейти сразу к этой новой форме организации мы не нашли в себе смелости и, как опыт, решили к комиссиям прибавить две артели - животноводов и цветоводов. На общем детском собрании было разъяснено, что эти две артели строятся на принципе _добровольного_ вхождения, и что это послужит нам опытом, можно ли в дальнейшем провести артельность в дет. доме и не потерпит ли она неудачи.


После собрания лист с определенным количеством мест, вывешенный для записи, был быстро заполнен. Основание артелям было положено.


Какой же был результат этих "пионеров" в нашей жизни? Достаточно привести один пример, чтобы получить ясную картину результатов этого опыта.


Нужно заметить, что хищение цветов любителями - явление обычное везде. Замечалось это и у нас раньше. И вот артель, во избежание повторения подобного рода хищений, внесла в учком предложение - запретить всем ребятам рвать не только однолетние цветы, но и многолетние (сирень, жасмин и др.). По отношению же к служащим, нарушающим общее правило, решено было с разрешения месткома и школьного совета применять штраф в 50 коп. Не успокоясь на этом, артель сама зорко следила за растениями, не позволяя никому без времени рвать цветы. Я остановился на этом потому, что случая хищения цветов, кроме одного раза, за всё лето не наблюдалось, да и сама мысль о допустимости такого явления уже не приходила никому в голову: все знали, что рвать цветы нельзя и что за ними следят сами ребята.


С начала учебного года положение артелей изменилось само собой: цветоводы закончили свои работы и, таким образом, естественно распустили артель, а животноводы из-за начавшихся учебных занятий свернули свою работу до минимума, изменив несколько свой состав.


Осенне-зимний период требовал особой ориентации в работе самоуправления, и последнее должно было приспособить и свою структуру к особенностям этого времени. На собрании учкома решено было _все_ комиссии реорганизовать в артели с таким расчетом, чтобы общее количество мест не превышало общее число ребят и, с другой стороны, ЧТОБЫ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ПО АРТЕЛИ НЕ ПРЕВЫШАЛО БЫ ОДНОГО РАЗА В НЕДЕЛЮ. Последнее положение, как пожелание самих детей, неоднократно выражаемое на разных собраниях, заставляло заранее предрешать численный состав артелей, считаясь, конечно, с содержанием работы.


В связи с тем, что в наших условиях работа по питанию и обмундированию более сложна, нежели по санитарии, цветоводству и др. артелям, было решено распределить места следующим образом: артели бельевая и продовольственная получили по 16 мест, а остальные - по 8. Такое распределение мест дало возможность принимать участие в работе по артели один раз в 8 дней (по 1 от 8 и по 2 от 16 мест), что, конечно, не может быть для детей обременительным и тяжелым.


Для более тесной связи и органической спайки всего самоуправления учком должен был отражать и выявлять работу всех артелей, распределив среди них своих членов в ролях председателей и руководителей. Такое положение учкома, как объединяющего начала, ставило его в несколько иное положение.


В то время, как артели должны были формироваться по добровольному объединению, учком решено было избирать на общем собрании, как это было и раньше.


Такое исключительное положение учкома диктовалось, главным образом, наибольшей ответственностью его в дет. организации и опасением, что в него могут войти лица, совершенно неспособные руководить всем самоуправлением и не пользующиеся авторитетом и влиянием среди ребят.


Вот почему пришлось нарушить единство организации артелей и сделать исключение для учкома.


Отсюда, конечно, нельзя делать вывода, что ответственность несет только один учком, а все остальные артели безответственны и исполняют только предначертание учкома.


^ УЧКОМ ОТВЕЧАЕТ ЗА ВЕСЬ РАБОЧИЙ ДЕНЬ, А КАЖДАЯ АРТЕЛЬ ОТВЕЧАЕТ ЗА ОДНУ ЕГО СТОРОНУ.


Так, санитарная артель [ ZT. один человек из неё весь день один раз в 8-м дней ] отвечает за чистоту и порядок спален, лабораторий, уборных, следит за личной гигиеной, за содержанием костюмов и т.п. Это, конечно, не означает, что всю техническую работу по уборке спален, лабораторий, уборных и т.п. проделывает дежурный член артели: он только уделяет своей "специальности" особое внимание, от него требуется больше заботы, распорядительности и уменья оказать на ребят известное моральное воздействие, техническую же работу по уборке лабораторий, уборных и т.п. выполняют дежурные в порядке очередного назначения и уже независимо от артели.


Работу, аналогичную дежурству по санитарии, проделывает каждый дежурный по своей артели [ ZT. тоже один человек из неё весь день один раз в 8-м дней ], не касаясь технического обслуживания.


НЕСЯ В НЕДЕЛЮ [ ZT. точнее - в 8-м дней ] ОДНО ДЕЖУРСТВО И ВЫПОЛНЯЯ ЧАСТИЦУ ОБЩЕГО ПЛАНА, КАЖДЫЙ ЧЛЕН АРТЕЛИ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОЕТЬ НЕ ТОЛЬВО ЗА СВОЮ РАБОТУ, НО И ЗА РАБОТУ ВСЕЙ АРТЕЛИ.


Это чувство ответственности, пронизывая собою всю артель, ставит перед ней задачу честного, безукоризненного выполнения своих обязанностей, заставляя, таким образом, всех членов [артели] чувствовать себя единой ячейкой, связанной между собой общей работой и общим интересом.


Помимо чувства ответственности, артель должна ещё внести в детскую среду и товарищество, как проявление особой дружбы, основанной на общности интересов и спаянной одной общей работой.


Такое положение артелей не могло пройти незаметным для детского коллектива. Приевшиеся комиссии уступали место новым, более сильным и однородным по своему составу организациям. Стали проявляться бурные настроения, боязнь отстать от своих товарищей и очутиться там, где ему не хочется быть. Общее собрание детей проходило возбужденно. Ждали конца. Листы, вывешенные для записи, переходили из рук в руки, прятались, рвались, черкались и мазались. Чувствовалось увлечение, детский задор и какая-то горячая спешка с захватом мест.


^ АРТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВОШЛА В НАШУ ЖИЗНЬ С ШУМОМ, ГАМОМ И ОБЩИМ ОДОБРЕНИЕМ.


Это было осенью 1924 года.


[ ZT. Пропуск схемы-таблицы ]


Как же работали артели за всё это время?


Факт трехлетнего существования - говорит сам за себя. В первый год, в конце каждого триместра, подводя итоги, работам детских организаций, мы спрашивали ребят: "А не лучше ли нам вернуться к комиссиям", и каждый раз получали единодушный отрицательный ответ.


Правда, за это время были кое-какие изменения, но они касались не принципа, а внутреннего содержания артелей. Так, в зависимости от сезона и требования момента расширялось или сокращалось количество артелей, количество мест в них и изменялась отчасти организационная структура.


В последнее время довольно прочно прижилась и стала необходимой артель учетно-планирующая или секретариат. Начав с одного, постепенно добавляя к нему ребят в помощь, пришлось создать целую артель из 7 человек. Если требовать от детей серьезного подхода к учету и распределению своих сил, то возлагать всё это на плечи одного человека не представляется возможным. Опыт показал, что один воспитанник, ведая всей этой работой, тратил ежедневно от 1 до 1,5 часа, что в неделю составляло 7 - 10 часов. Такую нагрузку, да притом систематическую, трудно было выдержать одному человеку в течение 3-4 месяцев, и, конечно, нельзя было от него требовать точных записей, сравнений и подведения итогов. Организация секретариата, как артели, напрашивалась сама собой. Нужно было распределить всю эту учетную работу между членами артелей, уточнить и придать простоту, ясность и легкость планированию. Только при таких обстоятельствах и возможно было говорить об учетно-планирующем материале, подборе его, систематизации и каких-то поучительных выводах.


[ Но! ]


Ставя перед собой эту задачу, как попытку БОЛЕЕ ЯСНОГО И ТОЧНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ СРЕДИ ДЕТЕЙ, мы невольно столкнулись с некоторым разрывом между артелями и другими видами работ, не входящими в их содержание.


Повседневная работа вне артелей, в виде самообслуживания и др. хозяйственных работ, при более внимательном наблюдении всякий раз подчеркивала некоторую хаотичность, беспорядочность на сегодня и неизвестность на завтра.


Нужно было наметить такие организационные коррективы, которые внесли бы единообразие, четкость, постоянство и ясность в будущую работу.


Если артели дали нам простую, понятную и доступную форму организации, то вне артели была масса ребят с переменным составом на каждый день и отсутствием всякой плановости в их работе.


Правда, дежурные от артелей (санитарии, питания, обмундирования и др.) ежедневно выступали на работу согласно установленному в каждой артели расписанию, внося этим ясность и определенность, но остальные технические выполнители назначались всякий раз


секретариатом


из общего списка детей, единственно считаясь с характером предыдущих работ данного воспитанника и с общей его нагрузкой в часах.


Назначая до 40 человек на день из всей детской массы, секретариату иногда приходилось нарушать чередование, что вызывало споры, ругань, крик, а это всякий раз нервировало и детей, и того, кто назначал на работу. Слишком трудно было планировать дежурство на 2-3 дня, не говоря уже про более длительный срок.


Такая раздвоенность между работой в артелях и вне их заставили нас искать какую-то добавочную форму к артельной системе. Нужно было создать однообразную, небольшую рабочую ячейку, которая, с одной стороны, формировалась бы по добровольному соглашению, с другой стороны, вмещала бы в себя все виды дежурств и работ, пАдающие на сегодня.


^ ТАКОЙ ЯЧЕЙКОЙ ОКАЗАЛОСЬ ЗВЕНО-ДЕСЯТКА.


Приводимая ниже классификация обязанностей детского самоуправления по видам труда, выполняемым детьми каждый день, даёт в этом отношении наглядную картину.


Вся ежедневная работа распадается, в силу своей особенности, прежде всего на два разряда - на организационный и исполнительный.


К первому надо отнести так называемые дежурства по артелям, когда ребенку приходится заботиться, следить, указывать и чувствовать, что он ОТВЕЧАЕТ не только сам за себя, но и за других, выполняющих техническую работу, т.е. быть организатором.


Ко второму разряду следует причислить уборку дома, работу на кухне, в столовой и проч. хозяйственные работы, когда назначенные в порядке очереди выполняют изо дня в день одну и ту же работу и отвечают только сами за себя (техническое обслуживание).


[ ZT. Пропуск схемы-таблицы ]


Данные о распределении трудовых обязанностей показывают таким образом, что дети, в зависимости от детдомовских потребностей, распределяются ежедневно ровно по 10 человек для каждого вида работ, а повторение этих десяток изо дня в день убеждает в целесообразности их закрепления в одном и том же составе на будущее. Такое закрепление могло быть осуществлено лишь при условии распределения всех детей по принципу сговора и дружбы на постоянные ячейки-звенья в составе 10 человек.


Иначе говоря, по своему составу каждое звено должно было иметь одного члена учкома, одного от санитарной артели, 2-х от бельевой артели, 2-х от продовольственной, 2-х от инвентарной, одного от секретариата и одного от цветоводов, а всего 10 постоянных членов.


[ ZT. Пропуск схемы-таблицы ]


А так как у нас все воспитанники, без исключения, являлись членами артелей, то ясно, что и вся техническая работа должна была выполняться всеми.


Таким образом мы пришли к следующему заключению: если артель объединяет ребят вокруг одной работы (санитария, цветоводство, инвентаризация и т.д.), то звено объединяет ребят, выделенных по 1-2 человека из каждой артели, дежурящих и работавших в составе 10 человек целый день.


Для более наглядного уяснения звеньевой системы опишу первые три дня - 9, 10 и 11 января - работы звена N 3 (см. ниже примерное расписание дежурств).


9 января это звено (N 3) несет организационно-инструкторскую работу, т.е. каждый из его участников выполняет работу, отвечающую трудовым задачам артели, из которой он выделен в данное звено. Имея в своем составе одного члена учкома, одного от санитарной части, одного из цветоводов и т.д., звено механически, по раз на весь период установленному порядку, распределяет своих членов по "специальности": представитель от учкома дежурит, как учком, представитель от сан. артели дежурит по санитарии, представители от продовольственной артели - по питанию и т.д., в то время как звено N 2 убирает дом, кухню, звено N 1 обслуживает кухню и cтоловую, а на всяких мелких работах находится звено N 4.


10 января звено N 3 обслуживает кухню, столовую и клуб, а так как в каждом звене есть представитель от секретариата, то он и распределяет на эти три вида труда внутри своего звена всех детей, считаясь с их предыдущей нагрузкой и характером прошлых работ.


11 января звено убирает дом. 12, 13, 14 и 15 оно свободно и никаких обязанностей не несет.


Если хозяйственные работы требуют не 10 человек, а значительно больше, то, кроме 4-х звеньев, дежурящих ежедневно, добавляются из свободных еще одно очередное.


С появлением звеньев исчезла необходимость ежедневного назначения на работы из общей массы детей; исчезли путаница, недоразумения и неопределенность в назначении на продолжительный срок. Теперь стало возможным, не мешая воспитанников, составлять расписание звеньев не только на день-два, а на месяц и даже на целый период (триместр, квартал и т.п.).


Расписание дежурств и работ с 1/1 по 1/2 1928 г. Цифры (кроме первой графы) означают номера звеньев.


[ ZT. Пропуск схемы-таблицы ]


Имея перед глазами расписание, каждый знает, когда и где его звено принимает участие в работе и когда он свободен от всяких общественных работ. Таким образом, оставляя в основе артели и завершая их более мелкими рабочими ячейками, мы получили простую и легкую форму самоуправления.


Опыт первого периода 1927 г. дал положительные результаты.


Ребята были довольны тем, что они всегда и везде работали с одним и тем же составом и всегда могли знать время своих дежурств.


В нашей детдомовской жизни, с бесконечными звонками, постоянным дерганием по разным общественным делам, такая планировка имеет громадное моральное значение.


Звенья внесли заметное облегчение и успокоение в детскую жизнь.


^ К. ОРЛИН.


--


ZT. Ниже на той же стр. - ст. Е. Стерлиговой (из "Юной республики", - К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ К ИМУЩЕСТБУ В ДЕТСКИХ ДОМАХ. Ещё не набрана.


--


"Детский дом" БАН 1.242 1929,4.


Н.О. Корст. ОПОРНЫЙ ДЕТПОСЕЛОК МОНО "ЮНАЯ РЕСПУБЛИКА".


Опорный детпоселок МОНО "Юная республика" расположен близ станции Щелково, Северных ж. д., на реке Клязьме в двух находящихся рядом бывших имениях помещиков-фабрикантов. Детдома находятся в парке, который занимает большую часть усадьбы, так что под с/х приходится всего до 7 гектаров.


История "Юной республики" в кратких чертах такова.


В 1919 г. 1 апреля в с. Останкино под Москвой был организован Отделом соц. обеспечения дошкольный детдом.


Не удовлетворившись помещением, находившимся в очень антисанитарном окружении, заведующая энергично принялась за розыски более подходящего места и нашла его в июне 1919 г. в им. бывшем Четверикова на берегу Клязьмы.


В те времена комплектование не было упорядочено, и в _дошкольный_ дом из приемников, иногда и от родителей, присылали не только дошкольников, но и ребят 12-13 лет. Пришлось с осени 1919 г. детучреждение обратить в дом смешанного типа, причем в 1919/20 г., ввиду отсутствия средств для организации своей школы, школьники посещали школу I ступени с. Анискино, отстоящего от поселка на расстоянии 1-го километра. Однако уже зимой пришлось думать об организации своей школы, т.к. детдомовцы стали вытеснять количеством деревенских ребятишек.


Это было поистине "романтическая" эпоха в истории поселка. Во всем доме не было ни одного мужчины, и весь уход за сельским хозяйством лежал на детях и воспитательницах. Вначале даже бывали курьезы: при доме имелась лошадь, но запрягать её никто не умел; поэтому, кто-нибудь из руководительниц выходил за ворота и ждал, когда мимо пройдет крестьянин из деревни, чтобы попросить его запрячь лошадь. Надо отдать справедливость крестьянам: они никогда не отказывались.


Или еще: сторожей ночных, конечно, не было, а кругом шли грабежи. Так как дежурить на улице было страшно, да и не хотелось, решили лошадь на ночь ставить в свободную кладовку, находившуюся в большом центральном доме. Можно себе представить восторг ребятишек, когда лошадь с горделивым ржанием важно шествовала через крыльцо по всему коридору в отведенное ей импровизированное стойло.


Оригинальны были и методы с/х работ. Надо было сажать капусту, а навозу от одной лошади, конечно, не хватало. Тогда ребятам наделали мешочков из старья, и они вместе с руководительницами отправились на шоссе собирать в мешочки конский помет. После того как сбор дал богатые результаты, навоз был отнесен на поле и заложен в дырочки, приготовленные для капустной рассады. Как ни странно, но урожай превзошел все ожидания. Теперь все это кажется смешным и диким, а ведь если бы не были тогда приложены такие героические усилия, ясно, поселку не было бы обеспечено настоящее его положение.


Постепенно, с каждым годом улучшалось и крепло как материальное, так и педагогическое положение детдома. В 1921/22 г. уже возникли группы II ступени, в 1922/23 учебном г. были организованы комсомольская ячейка и пионеротряд.


В 1923 г. детдом был слит с находившимся рядом в им. быв. Вострякова детдомами им. Толстого и Аксакова.


Все ребята были распределены по трем детдомам, причем была организована II ступень (семилетка), I ступень и дошкольный детдом.


Весной 1923 года поселок перенес эпидемию скарлатины, стоившую жизни нескольким воспитанникам и самой основательнице поселка - тов. Логановой. Борясь с эпидемией, устраивая заболевших в больницы, она сама заразилась скарлатиной и умерла, до последней минуты героически руководя работой вверенного ей учреждения.


Весь 1923 год был посвящен хозяйственному укреплению и оборудованию поселка, названного детьми "Юной республикой".


В учебном же 1923/24 г. была впервые осуществлена в школе поселка лабораторная система (Дальтон-план).


В 1925/26 г. налаженная работа учреждения снова чуть-чуть не была сорвана из-за увлечения МОНО реорганизациями детучреждений. Поселку было предложено сократить на 50% и без того недостаточный штат служащих, увеличив на 25% детский штат, доведя его до 280 чел. с 215 чел., причем дети были пополнены из ликвидированных, весьма плохо налаженных детучреждений.


Всё это внесло большие осложнения в жизнь поселка, и только исключительные усилия персонала и сравнительная слаженность основного детколлектива помогли удержать работу учреждения на прежней высоте. В результате весной 1926 г. поселок принял изначальный вид, детские штаты были доведены до 250 чел., а в целях разгрузки помещений были отделаны под жилые помещения бывшие сараи.


1926/27 г. явился переломным годом в истории поселка; с него начинается неуклонный и упорный рост "Юной республики". Летом 1926 года, помимо крупного ремонта и расширения помещений удалось ОБОРУДОВАТЬ СВОЮ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЮ, осенью удалось увеличить штат 2-мя инструкторами для мастерских и полностью оборудовать столярную и швейную мастерские.


Вместе с тем перевод в 1925 г. сельхоза при поселке на самоокупаемость в 1926 г. дает реальные результаты, способствуя налаживанию производственной и учебной работы.


В 1927 г. поселок организует над семилеткой спецкурсы с общественно-педагогическим уклоном, ставя своей целью выпуск ребят на работу в школы и детдома I ступени, преимущественно деревенского типа. Проведенная летом 1928 года первокурсниками практика в ряде детдомов Цутранпроса выявила хорошие результаты, и о работе ребят инспектурой и заведующими были даны теплые, сочувственные отзывы, отмечающие достаточную подготовку и добросовестность курсантов при проведении практики.


В начале 1928 г. поселок, развернувший примерно с 1924 г. широкую методическую работу, привлекшую внимание общественных кругов и педагогов СПОН, официально получает подтверждение нужности его опыта, путем причисления его к опорным детучреждениям.


В настоящее время поселок, имея штат детей живущих - 250, приходящих - 150, сохраняет прежнюю структуру: дошкольный детдом, I ступень, II ступень (первый концентр) и спецкурсы, осуществляя таким путем принцип подлинного концентрического воспитания ребенка (ПОСЕЛКОВЫЙ ПРИНЦИП) до выпуска в жизнь.


Следует отметить, что поселок принципиально стоит на точке зрения неделимости единого педагогического процесса и сознательно отметает разграничения детучреждений - на школу и интернат, а педагога - на преподавателя и воспитателя. В связи с этим в поселке I ступень имеет школу в помещении детдома I ступени; так же и II ступень; главное же - все воспитатели несут преподавательскую работу, и наоборот.


Как уже было указано выше, образовательная работа ведется, начиная со II ступени, методом ЗАДАНИЙ, причем этот метод распространяется на работу в мастерских и сельхозе. Следует отметить, что этот метод дал успешные результаты в смысле усвоения воспитанниками программы Гуса. Это подтверждается тем, что пять выпусков из семилетки поселка всегда полностью выдерживали испытания в техникумы, причем первые выпуски уже проявили себя на работе в качестве педагогов, техников, экономистов. Связь поселка с выпущенными воспитанниками дает возможность наблюдать их успехи в этой работе [ ZT. об этом ниже в ст. Е. Стерлиговой ].


Воспитательская работа организована также на основе метода ЗАДАНИЙ и в отличие от системы дежурств названа поселком функциональной системой. Суть ее заключается в том, что каждый педагог прикреплен к определенной части воспитательной работы (проведение питания, привитие санитарно-гигиенических навыков, организация работ и пр.), разрабатывает определенный план её осуществления, выдвигая в нём привитие детям определенных навыков в виде определенных ЗАДАНИЙ, выполнение которых фиксируется педагогом в соответствующих учётных дневниках, путем наблюдения, эксперимента и т.п. Само собой разумеется, что примерная система навыков устанавливается поселком в виде определенной восходящей шкалы минимальных требований к каждому году обучения.


Клубная работа, помимо мероприятий массового характера (праздники, кино, прогулки, площадки, радио и пр.), распадается на собственно кружковую работу (обычный вид клубной работы) и на организованный досуг, осуществляемый путем организации детских объединений вокруг различного вида игр, занятий, конструкторства и пр. Эти объединения, работа в которых ведется под руководством педагога, носит совершенно свободный характер, и доступ в них для ребят регулируется лишь наличием определенного количества мест в каждом объединении. Так, сегодня ребенок может быть в объединении, где ведутся шумные игры, завтра - в объединении тихого чтения, послезавтра - в столярке, в картонажном объединении и т.д., и т.п. Подобная организация клубного времени чрезвычайно интересует ребят, особенно I ступени, и дает возможность им провести время самым разнообразным способом, осуществляя различные временные свои потребности.


Организация труда в мастерских подобно работе в школе построена на системе ЗАДАНИЙ, причем проработка ведется детьми путем их объединения, - в целях развития коллективизма и самопомощи, - в группки по 3-4-5 человек.


Работа на сельхозе ведется таким образом: каждая учебная группа проводит летнюю практику согласно зимнему курсу сельского хозяйства, прослушанному в школе [ ZT. как и у И.В. Ионина в его "Красных зорях" ]. Примерно, 5-я группа, ознакомившись с огородничеством, ведёт летом работы на огороде, 6-я группа, проходившая зимой курс животноводства, ухаживает за скотом и т.д. Каждая учебная группа разбивается на пятерки, получающие определенное ЗАДАНИЕ, т.е. прикрепляющиеся к определенному участку земли с определенной культурой и обязанные в результате работ собрать урожай, проведя сравнительные опыты по улучшению обработки почвы, посадки, удобрению и пр.; учёт ведет каждая группа отдельно в соответствующем дневнике, причем в конце сельхозкампании, в "День урожая", старшие по группе отчитываются на общем детском собрании, демонстрируя свои достижения на поселковой выставке и на выставке волостной.


Общественно-полезная работа построена в поселке с таким расчетом, чтобы вовлечь в неё всех ребят под руководством детских коммунистических организаций (ячейки ВЛКСМ и пионеротряда). В этих целях все ребята разделены на группки, выполняющие определенные ЗАДАНИЯ (работа в деревне, пионеротряде, избе-читальне, клубе и пр.), причем специальная секция (т. наз. общественно-полезная) при детсамоуправлении ведёт учет количества и качества работы, влияющей на дальнейшее продвижение воспитанника.


Детская самоорганизация также построена на принципе массового втягивания всех детей в работу по упорядочению жизни своего учреждения. В этих целях вместо комиссий при учкоме организованы секции (хозяйственная, благоустройства, клубная, школьная, обще-полезная и т.п.), в которые входят на добровольных началах все дети.


Каждая секция работает по определенному плану, ставя себе задания по улучшению работы учреждения в своей отрасли, руководит всей организационной работой и регулирует работу детей по самообслуживанию. Секции выделяют своих представителей в центральные педагогические и хозяйственные комиссии, руководящие всей методической и бюджетной работой поселка, образуя таким путем центральные органы детсамоуправления. Для проработки каких-либо специальных вопросов секции изредка выделяют "межведомственные" комиссии;


так, в настоящее время работает комиссия по быту, ставящая своей целью разработку новых форм детдомовского быта [ ZT. см. : Соколов Б. И. (работник этой же "Юной республики"). Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. РНБ 31-10/1657.
  1   2




Похожие:

13. 04. 2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович! iconДорогой Зиновий Шойлович! Поздравляю Вас с праздником Великой Победы!
Ещё раз спасибо за ту работу, которую Вы проделываете, очищая от скверны десятилетий неумелого и бестолкового обращения с добрым...
13. 04. 2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович! iconТимошин зиновий Андреевич
Тимошин зиновий Андреевич, в 1973 году коллегия главка «Севрыба» утвердила его капитаном-директором бмрт «Кильдин»
13. 04. 2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович! iconНовогодняя сказка. Действующие лица и исполнители
З. З: Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости! Здравствуйте мои дорогие! Как я рада вновь видеть вас! Ведь мы не встречались целый...
13. 04. 2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович! iconОт: Зиновий Тененбойм
Вы зашли на
13. 04. 2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович! iconОт: Зиновий Тененбойм (ZT)
Вычитывал по марбургскому факсимиле
13. 04. 2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович! icon1. Орг момент
Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я желаю вам всем здоровья. Здоровье для человека — это...
13. 04. 2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович! iconОт: Зиновий Тененбойм (ZT)
Цель воспитания // известия. №201 (6363). Суббота 28 августа 1937 г. Данные от марбургца Г. Хиллига
13. 04. 2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович! iconОт: Зиновий Тененбойм (ZT)
Случай из прошлого // Ленинградская правда №197 (6783) 27 августа 1937 г пятница. Данные от марбургца Г. Хиллига
13. 04. 2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович! iconОт: Зиновий Тененбойм
Татаринов Тимофей Денисович 1894-1954. Воспитатель и учитель. В колонии им. Горького с 1925, в Коммуне им. Дзержинского с 1927 ]
13. 04. 2010 Здравствуйте, Зиновий Шойлович! iconФенька
Голос: Здравствуйте, дорогие дети и не дорогие взрослые! (пауза) Здравствуйте, дорогие дети и не дорогие взрослые! (пауза) Здравствуйте,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов