Http://ztnen livejournal com/7044. html icon

Http://ztnen livejournal com/7044. html



НазваниеHttp://ztnen livejournal com/7044. html
Дата конвертации25.06.2012
Размер247.7 Kb.
ТипДокументы

Из http://ztnen.livejournal.com/7044.html:

> если бы было с жёсткой дисциплиной учебное заведение, я бы его отдала. Но никто таких учреждений не откроет. Их в системе образования не существует.


ZT. Строгая дисциплина, конечно, нужна, но дело обстоит более обще:


для подростков "оболтусов" сочетания "обычная семья – обычная школа" просто не адекватны:

природа их жаждет и требует иной структуры бытия:

той структуры бытия, которая до и после 1917 года, увы, именовалась:

"исправительная колония".


Вот этот неправильный эпитет: "исправительное"

1) шельмовал замечательную структуру и

2) отпугивал от неё (от пригородной школы-хозяйства) и ребят, и педагогов,


и вот это-то историческое предубеждение и надо прорвать.


http://zt1.narod.ru/kurgn_33.htm РАЙОННЫЕ УПК ПРЕОБРАЗОВАТЬ В КУРГАН-33. "Нар. обр" 1992,3-4 [и: В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТИВ ГОРОДСКИХ ПТУ-ОБЩАГ УГ 1994,5].
И другое столь же важное и близкое к тому ..



----


From: http://post.index.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=9&f=60

^ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Ионин Игнатий Вячеславович [19 (31). 12.1893, с. Ропша, ныне Ленингр. обл.,- 19.2.1939], педагог. Учился на естеств. отделении физ.-матем. ф-та Петерб. ун-та (1912-16). В 1916 ушёл добровольцем на воен. службу и окончил офицерскую школу морской авиации в Баку; в 1918-19 - в Кр. Армии. В 1919 основал школу-колонию для беспризорников в быв. усадьбе "Михайловка", близ Петрограда (с 1921 "Красные зори"). Задуманная для летнего отдыха школьников колония под руководством И. стала крупным уч.-воспитат. учреждением для детей от 3 до 16 лет.

И. теоретически обосновал и апробировал на практике модель школы-хозяйства, организованной на принципах хозрасчёта и соединения обучения с производит, трудом учащихся. В создании политехн. школы с с.-х. уклоном И. видел путь, обеспечивающий связь школы с произ-вом, и одновременно средство всестороннего развития личности воспитанников. Ведущим в обучении и производит, труде он считал опытнический, исследовательский подход, творческое познание учащимися окружающего мира. Разработал методику использования возможностей местной природной среды и с.-х. труда в процессе обучения естествознанию и обосновал способы применения отд. предметов шк. курса в уч. заведении с с.-х. уклоном. Уделял большое внимание общеобразоват. и проф. подготовке воспитанников. В 1931 в колонии был организован агротехникум с 4 отделениями (2 года обучения).

Большое значение И.
придавал связи "Красных зорь" с крестьянами. Школа-колония И. стала культ.-просвет. центром для жителей села. Коллектив школы-колонии И. рассматривал как единство пед. и дет. коллективов, взаимодействующих на основе сотрудничества и самоуправления учащихся. В "Красных зорях" педагоги были одновременно учителями и руководителями трудовых и творческих сводных объединений воспитанников, должности штатных воспитателей отсутствовали.

Опыт школы-колонии "Красные зори" как показат. уч.-воспитат. учреждения в 20-30-е гг. стал известен в стране и за рубежом.

И. опубликовал (под псевд. Нин И. О.) рассказ для детей "Почётный диплом" (1931).

В сент. 1937 И. и группа его сотрудников были необоснованно репрессированы. И. умер в заключении. Реабилитирован в 1990. Школа-колония просуществовала до сент. 1941, была переведена в Ленинград, затем эвакуирована в Ярославскую обл.

Соч.:

К вопросу о загородной школе-колонии с с.-х. уклоном, в кн.: Школа-колония. Пед. сборник по с.-х. уклону в трудовой школе, Л., 1924;

К организации опытно-агрономич. работы в ШКМ. (Из опыта работы ШКМ "Красные зори"), Л., 1932;

Летняя работа площадок для школьников города Ленинграда, Л., 1932 (соавт.);

Школа-колония "Красные зори". Из опыта дет. трудовой школы-колонии, Л., 1933.

Ю. И. Штакельберг, М. В. Богуславский.

From: http://www.journal.spbu.ru/2006/23/12.shtml

Журнал «СПБ Университет» №23 (3746) 08.12.2006 –

Выпускник
Санкт-Петербургского университета И.В.Ионин
и Михайловская усадьба

В журнале Санкт-Петербургский университет № 19 (3742), октябрь, 2006 г. имеется сообщение о том, что Михайловская усадьба, расположенная на южном берегу Финского залива на верхней террасе (как расположены Константиновская усадьба, Знаменка, Александрия, Собственная дача, усадьба Лейхтенбергских – Биологическая станция СПбГУ, приобретенные и перестроенные Николаем I для членов его семьи) отдана Высшей школе менеджмента СПбГУ, в соответствии с распоряжением правительства РФ от 25 апреля 2006 г. Усадьбе предстоит новое, уже третье возрождение.






Михайловская усадьба сегодня. Фото Сергея Ушакова



Последним хозяином Михайловской усадьбы был сын великого князя Михаила Николаевича великий князь Сергей Михайлович. Боясь повредить положению государя после совершения революции 1917 г., Сергей Михайлович сразу не уехал в Кисловодск, куда уехала Кшесинская, был арестован и вместе с другими членами семьи Романовых сослан сначала в Вятку, затем в Екатеринбург, далее — в Алапаевск. В ночь на 18 июля конная вооруженная группа рабочих вывезла всех к старым заброшенным шахтам. Сергей Михайлович оказал сопротивление и был застрелен. Остальных сбросили в шахту живыми. Великий князь Сергей Михайлович похоронен в Пекине на русском кладбище.

Первая мировая война и приход большевиков к власти круто изменили жизнь России. Гражданская война, голод, массовая детская беспризорность поставили перед новой властью массу труднейших задач. Нашлись люди у власти, которые понимали, что голодных беспризорных детей нужно спасать. Было принято решение создавать в бывших великокняжеских усадьбах детские дома и трудовые колонии. Коснулось это и Михайловской дачи.

21 ноября 1919 г. здесь была открыта детская трудовая школа – колония, просуществовавшая до 1941 г., до начала Второй мировой войны.

Возглавил эту школу-интернат выпускник Санкт-Петербургского университета, биолог по образованию, военный летчик по участи и талантливейший педагог по призванию Игнатий Вячеславович Ионин.

Он родился 31 декабря 1892 г. в Ропше под Петербургом. Его родители Вячеслав Фокич и Александра Николаевна Ионины работали в ропшинской больнице, которую и основали. Отец был заведующим и единственным врачом, хотя и без высшего образования, мать – акушеркой. В семье Иониных росли четверо детей, два сына и две дочери: Игнатий, Сергей (рано умерший), Татьяна и Валентина. Начальное образование все получили дома, а когда детям подошло время получить среднее образование, Ионины построили большой, с мансардовым вторым этажом, дом в Стрельне на углу Димитровской улицы и Петергофского шоссе. Мальчики учились в Петергофской гимназии, девочки — в женской гимназии В.В.Павловой. Отец к этому времени был главным эпидемиологом Петергофского уезда. Закончив гимназию, Игнатий поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Здесь он учился у выдающихся профессоров того времени Н.Е.Введенского, А.С.Догеля, А.А.Ухтомского. В 1915 г. И.В.Ионин получил диплом, но по выходе из университета сразу был мобилизован в армию, так как шла Первая мировая война. Игнатий Вячеславович попал в летное училище в Каче, созданное по инициативе и на средства великого князя Александра Михайловича. Пройдя курс обучения, он стал военным летчиком-наблюдателем 2-й воздушной эскадрильи. После тяжелой контузии и ранения в легкое Ионин был демобилизован и приехал домой в Стрельну. Уже совершились и февральская революция, и октябрьский переворот. В это трудное время И.В.Ионин взял на себя заботу о большой семье, где-то служил. Отец был болен и советовал сыну искать работу по специальности. В 1919 г., в декабре, не дожив до своего 57-летия нескольких дней, Вячеслав Фокич умер от воспаления легких, заболев от переохлаждения (он ездил на лошади по вызову к больному в дальнюю деревню – сведения М.И.Порицкой, племяницы И.В.Ионина, матери моего мужа).

И.В.Ионин отправился в Земотдел Петроградского губсовдепа, в агрономическую часть, где ему предложили место инструктора по пчеловодству. Вскоре он стал работать агрономом-инструктором в Михайловской летней школе-колонии, находящейся в двух километрах от усадьбы Иониных. Такие летние школы были рождены временем военного коммунизма. Из городов летом детей вывозили в пустующие загородные дворцы, в старые парки на взморье. Здесь проводили для них уроки природоведения и литературы, приобщая их к музыке. Ионину очень нравилась эта работа, он писал сестре, что ездит не как на службу, а как на отдых. Занимаясь с детьми, Ионин предложил ребятам вскопать и засадить огород, чтобы осенью обогатить свой скудный рацион. Так зародилась мысль создать постоянную сельскохозяйственную трудовую детскую коммуну на Михайловской даче.

21 ноября 1919 г. 26-летний биолог и бывший военный летчик Игнатий Вячеславович Ионин привез 27 человек (от 3-х до 18 лет) девочек и мальчиков, собранных из нищих многодетных семей из распределительного пункта. Зная хорошо эти места, а также имея в виду тот факт, что жители и жулики растаскивали все из богатых усадеб, Ионин потребовал охранную грамоту на усадьбу у коменданта центрального детского распределительного пункта. Так начался новый этап жизни Михайловской усадьбы. Группа детей, потерявших родителей, поселилась в домике садовника вместе с самоотверженными, прекрасно образованными, преданными своему делу, но не имеющими ничего, кроме своих знаний и рук, педагогами. Главой и душой этой новой семьи стал Игнатий Вячеславович Ионин. Михайловский дворец временно был занят батальоном моряков, и сначала детский дом разместился в доме садовника. Первая зима была очень трудной. Скудные продукты приходилось добывать ценой великих усилий. Но весной, чтобы выжить, Игнатий решил распахать часть парковой территории под огороды. Производительный детский труд для самообеспечения наряду с разносторонним образованием стал основой системы воспитания детей, которую ввел Ионин. Он планировал организовать в усадьбе многоотраслевое хозяйство – огородничество, животноводство, пчеловодство, семеноводство, птицеводство, а в прудах разводить рыбу. Развивая хозяйство, И.В.Ионин хотел улучшить питание воспитанников, накопить денег (от части продаваемой продукции) на разные нужды и мероприятия, оказать влияние на население окрестных деревень, поначалу настроенного очень враждебно к “беспризорникам”, повысить общую и производственную культуру крестьян.

Дети под руководством привлеченных Иониным специалистов ремонтировали здания и постройки усадьбы. В кухонном доме педагоги получили квартиры, и, наконец, в 1920 г. была создана своя школа.

К началу учебного года вместе с другими учителями в школу прибыла новая учительница русского языка и литературы Нина Петровна Китаева. Молоденькая, стройная, очень красивая, с пышными черными волосами, персиковым цветом лица и обворожительными глазами. Вся коммуна тут же влюбилась в нее. Мальчишки и девчонки валом валили в библиотеку, которую она взяла под свою опеку, число читателей сразу возросло в несколько раз. Но по-настоящему влюбился в Нину Петровну Игнатий Вячеславович. И она стала его женой. Началась их нелегкая, самоотверженная жизнь. Двое их мальчиков воспитывались здесь же. Нине Петровне выпала нелегкая доля, но она мужественно помогала своему неугомонному мужу.

Осенью 1920 года дворец был передан Географическому обществу, но Ионин не сдавался, постоянно доказывая в различных инстанциях, что вся Михайловская усадьба должна принадлежать детям. Невозможно представить, сколько труда, энергии затратил Игнатий Вячеславович на добывание строительных материалов, одежды, обуви для детей и просто иногда ткани, из которой в школе сами шили платья и рубахи.

В 1921 г. воспитанники приступили к ремонту Кавалерского дома и конюшенного комплекса. В самом начале 1922 г. прибыла новая большая группа детей и приехали новые педагоги, среди них прекрасные музыканты. Нужно отметить, что почти все учителя того времени знали музыку и владели музыкальными инструментами. Во дворце было несколько роялей, один перенесли в кухонный дом, где размещались спальни ребят, классы, мастерские и столовая. В садовом доме остались лазарет, квартиры медсестры и садовника. Часто звучали звуки рояля, и дети, зачарованные, слушали прекрасную музыку Глинки, Чайковского, Моцарта и других великих музыкантов. Воспитанников стало 200 человек. Новая группа привнесла много забот, было очень трудно, но Игнатий Вячеславович сразу затеял грандиозную стройку, которая сглаживала все углы и сплачивала коллектив. Срочно заканчивали ремонт конюшенного комплекса, где нужно было разместить не только скот (лошадей, коров, свиней), но и оборудовать свою пекарню. Каретный сарай Ионин решил приспособить под клуб, который сначала находился в одной из оранжерей.

Игнатий Вячеславович объявил конкурс на название интерната, и его воспитанники нашли ему имя: “Красные зори”.

Трехлетняя борьба с Географическим музеем окончилась победой Ионина. В мае 1923 года музей освободил дворец, который требовал основательного ремонта: нужно было установить печи, отремонтировать окна, побелить стены комнат, наладить работу парового насоса для водопровода, провести освещение, сделать внутреннюю перепланировку комнат и многое другое. И снова Ионин, которого очень беспокоила изнуряющая болезнь легких, израненных во время войны (он постоянно лечился у пульмонолога), проявляет неутомимость в хождениях по инстанциям, стремясь получить необходимое для детей и строительства. Краснозорьцам внушали, что все богатства культуры, сосредоточенные во дворце, принадлежат им, и нужно их беречь, не давать местным “собирателям” цветных металлов красть богатую скульптуру в парке. Приходилось ночами дежурить, чтобы отвадить воров.

Осень 1925 года оказалась самой трудной в истории “Красных зорь”. К сплоченному коллективу из 200 ребят прибавилось еще 300 человек из пяти закрытых детских домов, в частности из колонии трудновоспитуемых подростков в Троице-Сергиевской пустыни. Чтобы преодолеть разболтанность и хулиганство, результат отсутствия дисциплины и трудового режима, И.В.Ионин снова затевает стройку – начали восстанавливать одну из оранжерей на острове (оранжерею Боссе). Работа находилась и для больших, и для маленьких. Все педагоги трудились вместе с детьми. Большое и увлекательное общее дело быстро сплотило всех, хотя не обходилось и без эксцессов. В таких случаях педагогический талант, мужество и воля директора практически всегда одерживали победу. Однажды один из бывших малолетних преступников сделал попытку всадить нож в спину И.В.Ионина. Резко повернувшись к подростку лицом, Ионин спокойно сказал: “Зачем же в спину, давай в грудь”. У мальчишки опустилась рука, он отдал нож и подчинился дисциплине. Об этом рассказала мне М.И.Порицкая. Ее мать – Валентина Вячеславовна Ионина (в замужестве Эрте), сестра Игнатия Вячеславовича, работала учительницей младших классов в Красных зорях с 1923 по 1926 год, и ее дочь и муж жили там вместе с ней. Но всегда до 1937 года – года осуждения Игнатия Вячеславовича – они были дружны и часто встречались, зная обо всех его трудностях и успехах.






И.В.Ионин в студенческие годы. 1912 г. Фото из семейного архива М.И.Порицкой.



К 7 ноября 1926 года оранжерея была восстановлена. Замечательный парк площадью 110 га доставшийся в наследство краснозорьцам, требовал ухода. Он стал одним из звеньев хозяйства. Было намечено восстановить парк, провести мелиоративные работы, высадить молодые деревья, сделать на вырубках новые аллеи, обсадив их фруктовыми деревьями, а берега речки Шинкарки превратить в ягодный сад. Воспитанники сами делали скворечники, подкармливали птиц и белок. Посевную площадь расширили за счет целины – пустующего участка в 2 га на левом берегу р. Шинкарки.

В 1928 г. “Красные зори” посетил профессор Колумбийского университета (США) Джон Дьюи. Он описал свои впечатления в шести статьях в “Нью репаблик”: “Существование детских приютов для сирот есть заурядное явление во всех странах, но нигде в мире мне не пришлось встретить таких счастливых детей…В моей памяти запечатлелось не то, чем именно они занимались, а то, как они работали и как относились к своим занятиям. У меня не хватает литературного таланта, чтобы описать это, но я уверен, что если бы дети, находящиеся в самых лучших семейных условиях, провели такую же работу, то это было бы замечательным достижением, не имеющем прецедента в моем долголетнем опыте… У меня создалось впечатление, что потенциальные способности русского народа неимоверны…”

В 1929 г. Игнатий Вячеславович и Нина Петровна написали сценарий фильма о “Красных зорях”, который был снят на “Ленфильме”. Там же Игнатий Вячеславович познакомился с директором Ленинградского театра юного зрителя Александром Александровичем Брянцевым. Талантливый организатор и артист был весьма восхищен постановкой воспитательной работы в трудовой школе-колонии и на собрании артистов предложил взять шефство над ее воспитанниками. С величайшей радостью ребята ездили на спектакли ТЮЗа.

В 1929 г. неутомимый И.В.Ионин решил открыть в “Красных зорях” агропедтехникум. Его жена Нина Петровна просила крепко подумать, зная о его слабых больных легких и той дополнительной нагрузке, которая ожидала в связи с открытием техникума. Но Игнатий Вячеславович был учеником А.А.Ухтомского, и тезис учителя: “Только переключив себя и свою деятельность на других, человек впервые находит себя” попал в плодородную почву.

Игнатий Вячеславович постоянно находился в напряжении, он был и строгим, и добрым одновременно, очень любил играть с детьми, однажды, чтобы спрятаться, залез на шкаф. Но времени на игры было немного. Часто он с вниманием и улыбкой смотрел на игры старших, и было видно, что он едва удерживается, чтобы не присоединиться к ним. Он до конца сохранил природный дар быть юным, несмотря на болезнь и невероятные трудности постреволюционного времени.

В 1931 году огороды в учебном хозяйстве занимали 4 га, семеноводческий участок – 1,7 га (хранилище семян устроили в церкви св. Ольги), 16 га было отведено под злаковые культуры, на 32 гектарах сеяли кормовые травы для скота и 4 га было отведено под кормовые корнеплоды. Во фруктовом саду росло 100 яблонь, была своя пасека из 30 ульев (первоначально был выменян на семена 1 улей). Большой скотный двор размещался в великокняжеских конюшнях. В 1925 г. краснозорьцы одного из первых выпусков переоборудовали часть конюшни в коровник. Они сделали здесь печь, кормокухню, кормушки с автопоилкой и подвели водопровод. В 1931 году молочная ферма насчитывала 20 голов племенного рогатого скота. В одном из отсеков стояли 7 лошадей, а в другом отделении конюшен находился свинарник. В ведении ребят младших классов была птицеферма с курами породы род-айленд, гусями и утками. В оранжерее рядом с домом находился инкубатор. В четырех прудах и каналах, которые регулярно чистили, разводили форель и зеркальных карпов. Рыбы было так много, что ее хватало не только на питание, но и на продажу. В оранжереях и парниках на острове выращивали ранние овощи и цветы, особенно много было левкоев, которые предпочитала “Астория”. Цветы продавали в Ленинграде. Вокруг дворца были разбиты цветники.






И.В.Ионин. 1936 г. Фото из семейного архива М.И.Порицкой.



Осенью 1931 г. Пригородный райисполком дополнительно прирезал “Красным зорям” еще 27 га пахотной земли. Все работы ребята планировали сами, но под руководством опытных педагогов и специалистов. Так, заботой о птенцах в инкубаторе руководил учитель начальных классов А.П.Тейдер, дети которого жили вместе с родителями и учились здесь.

Ребята в “Красных зорях” не только обучались сельскому хозяйству и занимались им, но прежде всего учились в школе, в разных кружках и секциях. Каждый мог выбрать себе дело по способностям и по душе. Их учили управляться с лошадьми, трактором, автомобилем, был и планерный кружок. Были свои швейная и сапожная мастерские. Но главное, были свои симфонический и духовой оркестр, литературно-издательская и библиотечная секции, свой театр, спортгородок. А ведь сначала катались с гор на самодельных лыжах, которые делали в подвале дворца из старых шкафов.

Однажды, когда Ионин предложил соревнование: “Кто сделает лучше?”, дети спросили: “А что за это будет?”. И Игнатий Вячеславович крепко задумался: ведь нельзя же все время только спрашивать с детей. Но чем же поощрить? Деньги? Это отпадало. И он придумал: лучшие будут отправлены в путешествия. Первый лучший отряд был отправлен на экскурсию в Волховстрой, затем последовали походы в Крым. Наконец явилась мечта: построить свою базу в Крыму. Но до этого было далеко.

Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию детей, для этой цели И.В.Ионин использовал интерьеры дворца, приучая детей беречь окружавшую их красоту. Ему не раз предлагали большие деньги за предметы из “культурных ценностей”, но Ионин твердо выпроваживал просителей. Его мечтой была постройка нового учебного корпуса. Дворец же он хотел отдать детям под жилье. Пока там были классы и кабинеты, квартира директора и большая зимняя столовая. В 1934 г. к 15-летию “Красных зорь” перестроили театр-клуб, находившийся в бывшем каретном сарае. Здесь был поднят потолок на 2.5 м, построен балкон на 150 мест. И был устроен грандиозный праздник по случаю юбилея школы-колонии “Красные зори”. На празднике был главный режиссер ТЮЗа А.А.Брянцев.

Вообще, с 1936 г. название «школа-колония» ничего общего не имело с ее настоящим содержанием, а сохранялось по традиции. В “Красные зори” по путевкам Ленгороно поступали ребята, успешно закончившие семь классов, с положительной характеристикой. Это детское учреждение стало очень престижным, многие его выпускники оканчивали вузы. В “Красных зорях” была своя кинопередвижка, и окрестные жители приходили сюда смотреть кинофильмы. Ионин хотел создать полнометражный фильм о “Красных зорях”, выпустить книгу, в которой был бы обобщен весь опыт работы с подростками, но страшный 1937 г. все спутал.

И.В.Ионин, как и многие его сограждане, был объявлен врагом народа. Ему и ряду преподавателей были предъявлены такие чудовищные обвинения, что нормальному человеку было трудно их принять всерьез. Ионин не признал за собой никакой вины и ничего не подписал. Он держался очень мужественно и в своем последнем слове привел китайскую пословицу: “Лучше сидеть, чем стоять, лучше лежать, чем сидеть, но лучше умереть, чем лежать”. Показательный суд проходил 15, 16 и 17 ноября 1937 г. в Доме учителя (бывшем Юсуповском дворце), и пятнадцатилетняя племяница Ионина Рита Порицкая присутствовала там все три дня вместе с бывшими воспитанниками и старшими учащимися. Выслушав чудовищные обвинения в адрес любимого дяди Игнаши, она серьезно заболела и год лечилась, не посещала школу. А Ионина и еще двух преподавателей обвинили в троцкизме и приговорили к расстрелу. Черные тучи нависли над воспитанниками “Красных зорь”. Они перестали учиться, многие плакали, ждали пересмотра этого страшного приговора. Старшие ребята собрали подписи под письмом-ходатайством и свезли в Москву М.И.Калинину. Расстрел заменили десятью годами лагерей. И до весны 1938 г. Ионин пробыл в “Крестах”, потом его отправили в Среднюю Азию. 19 февраля 1939 г. он умер в лагерной больнице под Ташкентом. Краснозорьцы символически поставили памятник из белого мрамора своему любимому “Игнаше” на маленьком кладбище, расположенном вблизи от Михайловки на нижней террасе (в 2-х км). Здесь же похоронена его жена Нина Петровна, оба сына – Слава и Костя, получивший множество ранений во время Второй мировой войны. Справа от памятника похоронен внучатый племянник, выпускник геологического факультета ЛГУ Сергей Порицкий, слева сын С.Порицкого, выпускник этого же факультета Максим Порицкий, а вокруг – учителя и выпускники “Красных зорь”. Пусть всем им земля будет пухом.

В 1937 г. назначили нового директора, но в коллективе, пережившем такое потрясение, упала дисциплина, был нарушен налаженный ритм жизни. И лишь когда к руководству школой-интернатом пришел бывший инспектор ГорОНО Николай Степанович Лесков, которого хорошо знал и уважал И.В.Ионин, жизнь детей стала постепенно налаживаться. И.В.Ионин был очень рад такому назначению и писал из тюрьмы, что он очень любит всех и рад, что “Красные зори” продолжают существовать. Лесков сумел сохранить краснозорьский дух и продолжить традиции школы. В “Красные зори” поступило много талантливых детей, в 1939 г. команда шахматистов заняла первое место в городских соревнованиях. Перед Великой Отечественной войной на бывшей Михайловской даче действовал образцовый педагогический комплекс, где удивительно умно были организованы учеба и трудовое воспитание детей. Вторая мировая война положила конец работе комплекса.

Таким образом, усадьба великого князя помогла самоотверженным педагогам не только спасти многие детские жизни, но и воспитать достойных, образованных, хорошо подготовленных к жизни членов общества.

Сын воспитанницы “Красных зорь” Оксаны Гурьевой Ю.Эзоян, издавший книгу своей матери о ее незабываемом детстве и юности, пишет: “Я на одном дыхании прочитал мамину книгу о Красных зорях. Передо мной развернулась целая вселенная человеческих душ. Красивых людей, удивительных отношений. Случайность ли это? Я вижу какую-то непостижимую вселенскую загадку в том, что каким-то провидением Господь Бог выбрал это место на планете, чтобы показать достойный путь для приложения человеком своих сил. Идеологическая мишура не заслонила вечных общечеловеческих ценностей, которые переполняли атмосферу Красных зорь. Загадочна, непостижима личность гениального педагога – новатора И.В.Ионина. Молодой человек в 26 лет сумел вовлечь в свою альтруистическую ауру тысячи людей, которые буквально боготворили его… Он смог построить школу, клуб, оранжерею, коровники, парники, перейти на полное самообеспечение продуктами, обрабатывать 15 га земли, содержать коров, свиней, ульи с пчелами и разводить рыбу в прудах. Выращивалось море цветов для продажи. Вырученные деньги позволяли ездить даже в Крым. Начав ставить спектакли при керосиновых лампах, создал библиотеку из 10000 томов, издал более 350 номеров газеты, делал журналы и даже радиогазету. Наконец, создал свой театр, 3 оркестра, включая духовой и народных инструментов. В хозяйстве были: своя электростанция, водокачка, пекарня, баня, мастерские, трактор, автомашины, мотоциклы, велосипеды, лодки и даже собственная яхта.

За идеологическими шорами часто не виден экономический фундамент, на котором стабильно развивался успех. Были реализованы не коммунистические и не капиталистические, а самые эффективные общие для любого производства принципы. Удивительно отлаженная подготовка производства. Ежедневные отчеты и контроль. Был реализован оптимальный, единственно возможный в тех условиях вариант производственного процесса. Нужно быть гением, чтобы его увидеть, а чтобы реализовать, бесспорно, нужно иметь выдающиеся способности.

Особенно восхищают агрономические достижения. Это как раз то, на чем спотыкается Россия всю свою историю. И я уверен, что этот опыт особенно нужен сейчас и нуждается в специальном изучении.

Дети не замыкались в стенах колонии, проводились сотни экскурсий, походов, а поездки в Крым к Черному морю стали ежегодными.

И самое главное, дети хорошо учились, выпускники, как правило, поступали в вузы и высшие военные учебные заведения. Из стен «Красных зорь» вышли десятки докторов и кандидатов наук, прекрасных специалистов, военных начальников, просто хороших людей, которые прикоснулись к этому удивительному источнику человеческой красоты и навсегда становились людьми.

Можно конечно предположить, что преподаватели несли в себе старую русскую православную культуру любви к ближнему и общинный уклад, а нравственный уровень культурных людей был еще очень высок. Но почему тогда более 30 детских домов, которые расположились кольцом вокруг Ленинграда, распались и не имели таких результатов?

Когда читаешь письма воспитанников, невольно захватывает необыкновенная энергия, чувство правоты, гордости и благодарности. Я рос под знаком этой несокрушимой уверенности в себе и своих силах. Оказывается, не случайно я освоил более десятка профессий. Совсем не случайно я, попав в братскую атмосферу северян, остался именно здесь и вот уже более 20 лет работаю в заполярной Воркуте. Оказывается, мой отдел – самый стабильный на заводе, мои коллеги – это мои единомышленники, с которыми я смог сделать уникальные разработки и, будучи металловедом, стал программистом. Значит, и мне передалась от мамы эта искра коллективизма и трудолюбия….

Осчастливив, таким образом, несколько сотен людей, конечно, только один Бог понимал, что сделать это для всех людей земли невозможно. И может, поэтому он уничтожил это место, подставив его под ураган войны. А еще раньше, в 46 лет, прибрал к себе Ионина. Ушел святой человек, памятником которому не гранитный камень, а спасенные человеческие души. Это подвластно только избранным. Но искры созидающего оптимизма и человеческой красоты продолжают жить в нас, детях краснозорьцев, и от этого наша планета становится лучше».

Хотелось бы закончить эту статью о выпускнике Санкт-Петербургского университета словами его воспитанницы С.П.Матвеевой: «Горжусь, что я краснозорька. Красные зори дали мне умение трудиться, бороться за правое дело; помогли выбрать профессию и через все годы пронести память о руководителе «Красных зорь» – Игнатии Вячеславовиче Ионине. Как горьковский Данко, он осветил нам всю жизнь, и чудесные краснозорьские годы забыть невозможно».

И теперь сотни новых воспитанников школы менеджмента Санкт-Петербургского университета будут учиться в этом святом месте – Михайловской усадьбе.

Л.Г.Порицкая,
старший научный сотрудник НИИ ЗК,
куратор Петрографического музея

From:

http://www.ug.ru/00.43/pd2.htm «Учительская газета» (? 2000 № 43 с.2 ?)

"Красные зори" Ионина

Каждое утро, едва рассветало, на полях, прилегающих к поселку Стрельня под Санкт-Петербургом, появлялся всадник. Пришпоривая коня, он стремительно объезжал окрестности и своей худощавой фигурой, какой-то внутренней одержимостью, проявляющейся в каждом движении, напоминал Дон Кихота. Да это и был настоящий идальго в своем устремлении к прекрасной мечте, всегда жившей в его воображении. Игнатий Вячеславович Ионин, руководитель знаменитой в 20-е гг. детской колонии "Красные зори", хотел, чтобы у каждого человека была "полная чаша жизни", он находился в постоянном контакте, гармонии с людьми и природой, составлял единое целое со всем окружающим миром.

"Каждому - все" - был его максималистский принцип, и это "все" включало в себя самые различные стороны жизни, в том числе труд, приносящий радость, прежде всего самому работающему, и делающий его счастливым. Но человек в седле являлся не только энтузиастом, а и рачительным хозяином, умелым организатором, блестящим педагогом, первым воплотившим те идеи и достижения, которые потом совершенно несправедливо будут связываться только с именем Макаренко. Его деятельность вызывала восхищение у нас в стране и за ее пределами. К несчастью, как и сотни тысяч соотечественников, в 30-е годы он был незаслуженно отстранен от любимого дела и ныне почти забыт.
В "Красных зорях" действовало самоуправление, являвшееся немаловажным фактором внутренней жизни колонии и формирующее самостоятельность в каждом воспитаннике. Органы самоуправления избирались на общем собрании колонистов, которые гордо называли себя "строителями "Красных зорь", имея в виду как их родные пенаты, так и все наше общество в целом. Педагоги участвовали не только в работе ячеек содействия - основного структурного подразделения школы, но и во всех трудовых процессах: сельскохозяйственных, строительных и прочих.
В "Красных зорях" не было воспитателей в традиционном понимании, а все педагоги отвечали за определенные направления работы, являлись руководителями трудовых или творческих объединений воспитанников. Не существовало отдельных задач школы и детского дома, были одни общие - коммуны. Таким образом, стирались грани между воспитанием и обучением.
Немалую роль играло объединение краснозоринцев в сводные отряды, что являлось тогда крупным педагогическим новшеством. Режим дня строился так, чтобы охватить работой сразу весь коллектив. На полях и в мастерских трудились с 9 до 13 и с 18 до 20 часов. Ячейки выдавали наряды, контролировали их выполнение. Общая столовая, совместное проживание, работа бок о бок - все это способствовало быстрому сплочению педагогического и ребячьего коллектива. На ежедневных общих собраниях, по словам Ионина, "мы планировали наше завтра", отчитывались о "вчера и самое главное - мечтали о нашем будущем". Поначалу мечты были скромными: иметь свою школу, свое хозяйство.
И действительно, начинали краснозоринцы с малого: света, кроме естественного, не было, оборудование жалкое, старая, поломанная мебель, никаких книг, полное отсутствие бумаги, чернил, даже карандашей. Занятия проходили так: все учащиеся собирались в какой-нибудь общей спальне и рассаживались на кроватях по 3-4 человека. На одной водружалась классная доска, возле которой располагался педагог, объясняя учебный материал и время от времени вызывая к доске учащихся. Запасы еды также были ничтожны. Кое-как пережив первую зиму, питомцы Ионина решили сами обеспечить себя питанием на следующую и весной
1920 г. развели небольшой огород (60 кв. м), а летом того же года поставили улей. В скором времени они взялись разводить свиней и разную мелкую живность. Начав при лучине с ремонта насоса, молодые энтузиасты принялись активно обустраивать свой быт. Используя переданную им в
1921 г. личную мастерскую царя Николая второго, впрочем, достаточно бедную, они отремонтировали мебель, некоторые ветхие постройки.
В 1923 г. краснозоринцы приняли участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и получили диплом победителя, в котором отмечались "не только успехи школы-колонии на сельскохозяйственном поприще, но и заслуги в организации учебной работы на сельскохозяйственном материале".
Воспитание и обучение на основе сельскохозяйственного труда было поставлено во главу угла жизни Ионинской коммуны. "Отдельные отрасли сельского хозяйства могут служить богатейшей лабораторией", - писал Игнатий Вячеславович.
"Красные зори" Ионин называл загородной школой с сельскохозяйственным уклоном, а его противники считали, что он занимается "огородничеством, ничего общего с педагогикой не имеющим". Конечно, сельскохозяйственный, как и всякий другой, уклон представлял собой искусственное выпячивание отдельных сторон. Налицо была агрономизация всех предметов. О разведении рыб, например, говорилось на уроках литературы, а связь с индустрией осуществлялась в основном через экскурсии на промышленные предприятия.
Но в то же время успехи школы-колонии в обеспечении себя всем необходимым поражали воображение. Даже осуществлялась бесплатная раздача семян, рассады крестьянам, что способствовало улучшению взаимоотношений с деревней.
В колонии кипела разнообразная захватывающая жизнь. В 1923 г., когда весь Михайловский дворец был передан колонистам, они своими силами организовали театр, симфонический оркестр, кружок хорового пения. Начали выходить собственные газета и журнал. "Кроме права на жизнь, каждое учреждение должно иметь право на развитие", - постоянно утверждал Игнатий Вячеславович.
И школа-колония развивалась как живой организм, росла, крепла, мужала, осуществляя на практике смелые педагогические и хозяйственные идеи ее основателя. К 1932 г. она превратилась в настоящий агропедагогический комбинат, включавший в себя детский дом, где проживали 400 воспитанников, среднюю дневную и вечернюю школы, агропедтехникум, дом отдыха. "Красным зорям" принадлежали 140 га земельных угодий, парниковое хозяйство, специализированные фермы, конюшня, пасека, столярная, слесарная, сапожная мастерские, учебно-производственные кабинеты, собственная электростанция, трактор. Большой доход приносили животноводство, рыболовство, разведение цветов на продажу, в том числе за границу.
В распоряжении питомцев Ионина находились библиотека из 9 тысяч томов, оборудованные спортивные площадки, несколько лодок и даже прекрасная белоснежная яхта. Самоуправление и хозрасчет творили чудеса. Ни о какой обезличке и уравниловке не было и речи.
Михайловский дворец, расположенный посреди старого парка, близость Финского залива, обилие прудов, речек, земельных угодий - все это создавало у колонистов впечатление жизни в каком-то необычном, утопическом мире. Они сравнивали себя с героями "Таинственного острова" Жюля Верна, построившими счастливую жизнь своими руками. Краснозоринцы совершали экскурсии и туристические походы с целью изучения родного края, посещали далекие от них места, например, в 1924 г. отдыхали в Крыму за счет заработанных ими средств.
Выпускники колонии не порывали с ней тесной связи, являлись членами "Общества старых краснозоринцев", регулярно собирались на свои съезды. Помимо этого, каждый из выпускников мог в любое время приехать в дом отдыха "Красные зори". Все большее количество делегаций, отечественных и зарубежных, посещали школу-колонию. Только за 1931 г. там побывали 4,5 тысячи советских и 240 иностранных посетителей. Джон Дьюи, известный американский педагог и философ, посетивший колонию, дал ей самую высокую оценку.
Да, Ионинская трудовая коммуна представляла собой романтически-революционный росток, благородную, но не реальную попытку совместить гуманизм с социализмом. Пока партия не вмешивалась в жизнь краснозоринцев, благородные идеи Ионина, продолжателя традиций, выработанных дореволюционной "школой действия", действительно получали адекватное воплощение. Однако счастливый период длился недолго. Господствующие представления о социализме решительно не вязались со "строем цивилизованных кооператоров", утверждавшимся в "Красных зорях". Идеи хозрасчета и полной самоокупаемости, лежавшие в основе деятельности школы-колонии, становились крамольными, ибо они ассоциировались с идеями независимости хозяйственной, а значит - духовной.
В сентябре 1937 г. Игнатий Вячеславович и группа его сподвижников были арестованы. Ионин умер в больнице одного из северных островов архипелага ГУЛАГ 19 февраля 1939 г. Неспешная его реабилитация пришла только в 1990 г.
Несмотря на незаурядные деловые качества, Игнатий Вячеславович Ионин по своей натуре так и остался Дон Кихотом, а в то историческое время, когда он жил и работал, его школа-коммуна являлась скорее сказкой, красивой утопией, обреченной на поражение. Конечно, дело Ионина, как говорится, не пропало даром. В Петербурге уже много лет живет и действует объединение энтузиастов - студентов и преподавателей Российского педагогического университета им. А.И.Герцена, собирающих по крупицам наследие педагога-новатора, организующих пропаганду его идей и опыта. Регулярно проводятся встречи бывших краснозоринцев, на которых уже, конечно, очень пожилые люди, буквально лучащиеся внутренним светом и теплом, вспоминают годы, проведенные вместе с Игнатием Вячеславовичем, как одни из самых светлых в их жизни. И все же ни им, ни нам, получившим в наследство горький опыт разочарований, не уйти от вопроса: почему не расцвели "Красные зори"?
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ,
доктор педагогических наук

--

По И.В. Ионину и его "Красным зорям" –


http://zt1.narod.ru/filmzori.htm "Пока плывем житейским морем / Пока стучат у нас сердца / Своим родимым "Красным Зорям" / Верны мы будем до конца".

Книги по : Ионин Игнатий Вячеславович, его "Красные Зори".

http://zt1.narod.ru/ionin.zip ZT-книга о "Красных зорях" Игнатия Ионина. (Очень содержательна!). "Народный учитель" 1928,1-2. Н. Остроменцкая .. 23-й сторожевой .. Это - "рискованный эксперимент": бывшие правонарушители, вооруженные винтовками и револьверами, днем и ночью охраняющие колонию ( Оружие полагается также конюхам, ездящим в ночное ). ZT. По далее видим. - У А.С. Макаренко в колонии им. Горького 23-й отряд охранял от окрестного населения свои с/х поля: и от кражи урожая, и от потравы. Эта проблема стояла и перед Игн.Вяч. Иониным. Но Ионин не решался или не мог вооружить своих ребят настоящими, боевыми винтовками и револьверами, да и под Питером на рубеже 1930-х может и обстановка была не такая, как на Украине, где свирепствовал голод. У Антона Семеновича Макаренко в тот период - не было иного выхода: не вооружи он свой сторожевой отряд реальным = боевым оружием - голодающее окрестное население мгновенно бы обобрали Колонию до нитки, и клещи смертельного голода схватили бы и ребят Макаренко.

http://zt1.narod.ru/zori.zip 212176¦14.07.01 Г.Г. Бубликова и П.В. Голышев (выпускники "Красных Зорь"). "Повесть о "Красных Зорях". СПб 1996.141. РНБ 97-3/293. (в DOS-TXT-кодировке).

http://zt1.narod.ru/ionin-ft.zip ФОТОряд по Игн. Вяч. Ионину и его "Красным Зорям".

http://zt1.narod.ru/zori-2.zip Разное по Ионину.


http://zt1.narod.ru/ionin.zip ZT-книга о "Красных зорях" Игнатия Ионина. (Очень содержательна!). Там и книги и ст. И.В. Ионина.







Похожие:

Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://ztnen livejournal com/7044. html
Районные упк преобразовать в курган-33. "Нар обр" 1992,3-4 [и: в курганской области против городских пту-общаг уг 1994,5]
Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://community livejournal com/valo daily/1222135. html#cutid1
«Как Дэвид Гэлмор (из Пинк Флойд) без денег,»- также рассказывая, что он заслужил небольшое появление в печати за то, что ударил...
Http://ztnen livejournal com/7044. html iconДокументы
1. /pisma.doc
Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://www mallorcaweb com/reports/; карта : http://www mallorcaweb com/map-mallorca

Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://savrukhin narod ru

Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://www funpps de

Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://savrukhin narod ru

Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://abook narod ru

Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://www learnenglish org uk

Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://www britishcouncil org/kidsenglish

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов