Вы зашли на icon

Вы зашли на



НазваниеВы зашли на
Дата конвертации25.06.2012
Размер243.95 Kb.
ТипДокументы

Вы зашли на http://zt1.narod.ru/doc/egerman.doc

От: Зиновий Тененбойм.


Егерман Филипп Иванович. Организатор и зав. детдомом-хозяйством "Красный детгородок" ("Красный городок"), Саратов, с 1925.


Директор "Красного городка" в 1937-ом - Шутов Вас. Иванович (кн. в РНБ нет).


--


"Детский дом" БАН 1.242, РНБ П28/104

1930,1 со стр. 34. Егерман Ф.


САРАТОВСКИЙ КРАСНЫЙ ДЕТГОРОДОК.


В январе 1930 г. исполняется пять лет существования Саратовского красного городка. Название "городок" может быть не совсем подходит. Скорее это громадный детский дом, занимающий чуть ли не целый квартал города, помещающийся в 8 корпусах бывшей епархиальной школы. В состав городка входят школа-девятилетка (с 21 учебной группой), интернат на 650 чел. и учебно-производственные мастерские с 5 отделениями. В таком составе городок организован в 1925 г., но конечно все составные части за пятилетнее существование имели коренные изменения в связи с изменением общей целевой установки городка.


В 1925 г. положение детдомов и приемников Саратова, вмещающих до 3000 детей, становится катастрофическим. В приемниках творятся безобразия, о которых ежедневно пишут газеты. Прокуратура и милиция не в состоянии бороться со стихией улицы, собранной в двух приемниках по 300 чел. в каждом. В этот именно момент и был выдвинут вопрос об организации детского городка.


Совершенно пустые помещения бывшей епархиальной школы, слабо отремонтированные, быстро наполнились детьми в количестве 600 чел., причем 200 чел. из них были воспитанники трех расформированных детдомов, остальные 400 чел. - дети улицы из приемников.


С первого же дня заселения интерната организовались мастерские (чулочная, швейно-портняжная, переплетная, сапожная, столярная и слесарная), школа из нескольких групп переростков и наладилась клубная жизнь и работа общественно-политических организаций (КСМ, ЮП и оргком).


Постепенно из года в год по мастерским отмирали одни цехи, организовывались другие.


Школа из групп переростков превратилась в 7-летку и 9-летку.


Менялись целевая установка, методы воспитательной работы и система детского самоуправления, менялся и состав воспитанников. Ежегодно до 150 чел. выбывало из городка на производство. Их места заполнялись детьми из детдомов и с улицы. В последнем 1929 г. в связи с типизацией и большим выпуском состав воспитанников городка обновился на 50%.


Несмотря на такую изменчивость состава, система работы городка быстро приспосабливает новичков к труду, к учебе, к коллективной жизни, и уличная стихия скоро укладывается в рамки точно регламентированной жизни мощного трудового коллектива.



Что имеет Красный городок к пятой годовщине своего существования?


Целевая установка Красного городка - подготовить из бывших беспризорных нужных советскому государству коммунистически и в трудовом отношении подготовленных людей. Для достижения этой цели:


а) каждый воспитанник, начиная с 13-летнего возраста, смотря по физическому состоянию здоровья и желанию, посещает к/н из цехов мастерских;


б) каждый воспитанник посещает общеобразовательную школу и кончает, если тому не помешают какие-нибудь обоснованные причины, семилетку;


в) каждый воспитанник по окончании 7-летки имеет практические навыки по отдельной отрасли производства не ниже 4 - 5 разряда и общее знакомство с производственным процессом в целом;


г) менее способные, которые или по возрастному положению или по малоуспеваемости не могут кончить 7 групп, поступают из 5 или 6 групп в школы ФЗУ или через мастерские на производство;


д) все более способные по окончании 7-летки обучаются в 8 и 9 группах, получают практические навыки по уклону, поступают в вузы, техникумы или на работу;


е) все воспитанники через клуб, ячейку КСМ, ЮП и оргком получают общественно-политическое воспитание, навыки революционного коллективизма, атеизма и сознательной организованности.


Эта целевая установка в настоящее время подвергается пересмотру в связи с пятилетним планом народного хозяйства, и к следующему учебному году предполагается второй концентр 2-ой ступени превратить в техникум для подготовки специалистов, в которых нуждается край.


Бюджет детдома и школы составляет 157125 руб. в год, - это полное содержание и обучение в школе и мастерских 650 воспитанников [интерната] и обучение в школе и мастерских 200 приходящих, детей граждан. В среднем государству каждый воспитанник обходится 19 - 20 руб. в месяц.

Последнее, хотя и не по вине городка, нельзя отнести к достижению.

Вследствие такого бюджета (20 руб. в год на обмундирование, 8 руб. в месяц на питание и 1 руб. 50 коп. в год на учебные пособия) дети недоедают, не имеют верхней одежды, школа слабо снабжена учебными пособиями. Только частичный заработок воспитанников в мастерских (от 50 коп. до 2 руб. в среднем в месяц на каждого) и отпуск на нужды интерната и школы до 6000 руб. в год из средств мастерских дает кое-какой выход из острой материальной нужды.


Обслуживается городок 4 административными лицами, 15 инструкторами труда, 39 педагогами, 2 дежурными педагогами и 19 техническими служащими, - всего 79 чел., что при общем количестве учащихся в 850 чел. дает около 10 учащихся воспитанников на одного служащего.


СХЕМА УПРВЛЕНИЯ ГОРОДКА на стр. 35.


Партийная прослойка среди служащих 12%. Все служащие имеют соответствующую подготовку. Состав служащих по продолжительности службы устойчив. Большинство служат с основания городка.


Самоуправление.


Централизованная комиссионная система. Организационный комитет выбирается на 3 месяца в количестве 11 чел. Члены оргкома являются председателями комиссий, а члены соответствующих комиссий являются старосты-выборные, выбранные не на общем собрании, но на собрании цехов, учебных групп и кружков.


Сейчас намечается перестройка самоуправления в связи с организацией кооператива и переходом на секционный метод работы.


Самоуправление проводит в городке чрезвычайно большую практическую работу. Весь порядок, дисциплина, нормальная хозяйственная, культурная жизнь и самообслуживание осуществляются через и при помощи самоуправления.


Самообслуживание организуется в порядке очереди учебных групп, так что каждая группа дежурит раз в 20 дней (в 4 пятидневки).


В день дежурства группа не включена в расписание школы и мастерской.


Всего самоуправлением охвачено около ста воспитанников, что в течение года дает возможность 400 воспитанникам пройти школу самоуправления.


Ячейка КСМ сейчас имеет до 120 членов, по сравнению с прошлым годом уменьшение на 80 чел., что объясняется выпуском этого года. Пионерорганизация - 4 отряда, всего около 200 чел.


Общее количество учащихся в школе-девятилетке - около 800 чел.


Состав воспитанников Красного детгородка. Табл. на стр. 36. Тут же и схема: САМОУПРАВЛЕНИЕ КРАСНОГО ГОРОДКА.


Школа работает по лабораторной системе, с организацией подгрупповой проработки заданий. Для увязки с работой мастерских с 5-х групп введено преподавание черчения и технологии (в 5-х группах - технология волокнистых веществ, в 6-х группах - технология дерева и в 7-х группах - технология металлов). Кроме того соответствующим образом перестраиваются отдельные части курса математики, физики, обществоведения.


Второй концентр распределяется на два уклона. Одна группа производственного уклона готовит квалифицированных рабочих разных специальностей и инструкторов труда, а другая - производственно-счетного уклона - готовит производственных счетоводов. Первый уклон базируется на мастерских и на той квалификации, которую учащийся получил в мастерских за три года первого концентра, а второй уклон - на производственной бухгалтерии мастерских и кабинете машинописи. Последний уклон организуется для тех, кто по окончании 7-летки не имеет определенной квалификации в мастерских (или поступившие только в 8-ю группу).


Сейчас намечается организация техникума по этим двум основным специальностям.


Мастерские имеют следующее построение:

чулочно-трикотажная на 120 чел., имеет 40 машин, механическая мотка;

швейная на 90 чел., с частичной механизацией отдельных машин;

переплетная на 30 чел.;

столярная на 50 чел., с полной механизацией;

слесарная (токарно-кузнечная) на 90 чел.; механизация токарного цеха полная.


Всего мастерские обслуживают в 2 смены по 4 часа около 400 чел., а при 4-сменной работе (через день) всего 800 чел. Курс обучения в мастерских рассчитан на 3 года. Программа - переработанная из программы Главсоцвоса. Метод работы - предметный, в 1 группах столярной и слесарной - метод ЦИТа. В три года мастерские дают квалификацию 4-5 разряда соответствующей специальности. Каждый воспитанник работает в мастерских через день по 4 часа.


В состав мастерских включаются: сельское хозяйство и кабинет машинописи (обучаются 60 чел. - 30 живущих воспитанников и 30 приходящих).


Сельское хозяйство - огород в 12 га, сад с 1200 деревьями, цветоводство, коров – l0 шт., лошадей - 3 шт., свиней - 10 шт. и т.д.


Все хозяйство мастерских обособлено от остального хозяйства городка и построено по принципу хозрасчетного предприятия.


Дотация местного бюджета для мастерских: 25% оплаты инструкторов, остальные расходы покрываются за счет производственной деятельности мастерских. Общий оборот мастерских в год - около 120000 руб.


В области клубной работы существуют кружки: струнный оркестр - 30 чел., шахматный - 60 чел., музыкальный - 70 чел., безбожников - 120 чел., радио - 20 чел., хоровой - 150 чел., юнкоров - 50 чел., фото - 10 чел. Больше 50% охвачено клубной работой.


Существует постоянная киноустановка. Еженедельно демонстрируются кинокартины общепрограммного и политического характера. Устраиваются вечера самодеятельности и лекции-доклады по вопросам санитарии и гигиены и другим вопросам учебно-воспитательного характера.


Штата воспитателей в городке не имеется. Вся воспитательная работа осуществляется по линии учебной группы соответствующим насыщением занятий в школе, мастерской и по клубу элементами воспитательного порядка.

К каждой учебной группе прикреплен педагог, который в порядке общественной нагрузки следит за работой группы во время самообслуживания, поведением её в спальне и т.д.


Все нарушения правил внутреннего распорядка воспитанниками разбираются на собрании его группы или в более важных случаях на заседании президиума оргкома.


Общественно-политическое воспитание проводится через ячейку КСМ и пионер отряды, а также через соответствующим образом построенные планы работы школы (политчас в каждой группе введен в расписание и обслуживается активом КСМ).


Результаты работы за 5 лет: выпущено всего 604 чел., из них в вузы - 64 чел., в техникумы - 69 чел., ФЗУ - 89 чел. и на производство - 382 чел. разных специальностей с квалификацией 3-5 разряда.


В настоящее время Красный городок представляет устойчивое, стройно организованное учебно-воспитательное учреждение, ежегодно выпускающее до 150 чел. вполне подготовленных к жизни членов общества.


Саратов. Ф. Е.


--


"Дет дом" БАН 1.242,

РНБ П28/104 1930,1 со с.28.

Ф. Егерман, Саратовский Красный детгородок.


^ РОЛЬ КООПЕРАТИВА В РЕОРГАНИЗАЦИИ ДЕТДОМОВСКОЙ ЭКОНОМИКИ.


В снабжении воспитанников детдомов вещевым довольствием, предметами хозяйственного обихода и первой необходимости существует в практике следующие две формы:


1. На отпускаемые бюджетом деньги администрация совместно с детскими выборными производит закупку материала и отдает последний в пошивку за плату. После пошивки по спискам раздают их детям согласно полагающейся нормы.


(ZT. В таком варианте) ВЫДАННЫЕ ДЕТЯМ ВЕЩИ СЧИТАЮТСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ ДЕТДОМА И В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ПОДЛЕЖАТ ВОЗВРАТУ В БЕЛЬЕВУЮ.


2. На отпущенные средства также закупается материал, причем также производится пошивка, или же старшим воспитанникам выдается материал для самостоятельной пошивки.


Затем (ZT. в этом, втором варианте) УСТАНАВЛИВАЕТСЯ СРОК НОСКИ, И ВЕЩИ ВЫДАЮТСЯ НА РУКИ ВОСПИТАННИКАМ И НЕ ПОДЛЕЖАТ НИКАКОМУ ОБМЕНУ ИЛИ ВОЗВРАТУ В БЕЛЬЕВУЮ.


Практика показала, что вторая форма снабжения гораздо лучше первой, особенно для старшего возраста. Дети, зная, что вещи выданы на срок в их пользование, гораздо бережнее с ними обращаются, сами чинят свое белье и одежду и всегда приводят их в надлежащий вид и порядок.


НО как ПЕРВАЯ, так И вторая ФОРМЫ снабжения ИМЕЮТ следующие ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ моменты.


Главную роль при этих формах организации снабжения играют взрослые, мало проявляется инициатива самих детей, и:


^ СЛИШКОМ МАЛА ПРИ ЭТОМ ВОЗМОЖНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВКУСЫ И ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ.


Кроме того, такие формы поддерживают и создают потребительскую психологию д/д-мовца: он привыкает к тому, что: КТО-ТО закупит всё нужное ему, что ему выдадут из склада вещи, пусть даже не по вкусу и желанию.


Эти отрицательные моменты заставляют искать новый способ, в корне перестраивающий всю "казенную" экономию и быт д/д.


^ ТАКИМ СПОСОБОМ, ПО НАШЕМУ МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ СНАБЖЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕТДОМОВСКИЙ КООПЕРАТИВ.


При более или менее крупном д/д, особенно для детей старшего возраста, организуется кооператив на основах особо выработанного устава, согласованного с уставом потребительской кооперации. Все воспитанники становятся пайщиками кооператива. Паевой взнос зависит от заработка (предполагается, что воспитанники работают в мастерских или в сельском хозяйстве и получают премии). На общем собрании воспитанников утверждается устав, выбирается правление и ревизионная комиссия. Правление из своей среды выделяет ответственного заведующего и помощника магазином.


^ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА К ПРАВЛЕНИЮ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ 1-2 ПЕДАГОГА С ПРАВОМ СОВЕЩАТЕЛЬНОГО ГОЛОСА.


Постоянный запасной капитал образуется из паевых взносов, дотаций и т.п., а оборотный - из бюджетных средств, отпускаемых на содержание воспитанников и премий в мастерских. На последние правление закупает товары согласно предполагаемым потребностям.


Воспитанникам взамен денег выдаются особой формы трудовые чеки.

Трудовые чеки - особо отпечатанные знаки, заменяющие деньги в д/д.

Их количество должно соответствовать месячному обороту магазина.

Печатаются трудовые чеки достоинством: в 1,2,5,10,25 коп., 1 и 3 рубля, КОТОРЫЕ КООПЕРАТИВ ПРИНИМАЕТ НАРАВНЕ С ДЕНЬГАМИ.


Для воспитанника учтены все его обязанности (посещение школы, мастерской, исполнение дежурств и т.д.). В случае их добросовестного исполнения он получает полную норму трудового чека согласно ассигнованиям бюджета. В случае же манкировки возможна временная урезка - как мера педагогического воздействия.


Премии за работу в мастерских или в сельском хозяйстве тоже выдаются трудовыми чеками, а не деньгами,

чем избегается уход последних на частный рынок и трата их со стороны воспитанников на ненужные вещи.


На трудовые чеки воспитанники в кооперативе приобретают вещи по своему вкусу и выбору.


^ РОЛЬ КООПЕРАТИВА НЕОБХОДИМО РАСПРОСТРАНЯТЬ И НА ПИТАНИЕ.

Пусть кооператив организует столовую и выдает обеды, ужины и завтраки по трудовым чекам.


Выдачу же трудовых чеков производит организационный комитет на основании учета и контроля работы каждого воспитанника.


Кроме коренной реорганизации бытовых условий жизни д/д кооператив в Красном детгородке в настоящее время играет значительную роль в снабжении воспитанников дефицитными товарами, так как кооператив может быть включен в общую сеть потребительской кооперации и получать _ПО ПЛАНОВОЙ РАЗВЕРСТКЕ_ все необходимые товары.


Вот содержание устава школьного кооператива при Саратовском Красном детгородке:


А) Цель, права и обязанности кооператива.


1. Школьный кооператив при Красном городке ставит целью снабжение воспитанников детгородка предметами первой необходимости и вещевого довольствия.


2. Кооператив обслуживает в первую очередь воспитанников-пайщиков, во вторую очередь - остальных воспитанников, приходящих и служащих.


3. Кооператив Красного городка, как объединяющий несовершеннолетних граждан, не является юридическим лицом и не подлежит обложению установленными в республике пошлинами и сборами.


4. При сношениях с различными учреждениями кооператив обращается за подписью заведующего городком, а также все договоры и сделки заключает от имени детгородка.


Б) Средства кооператива


5. Оборотные средства кооператива составляются из капитала основного, специального и из взаимообразно взятых сумм и вкладов.


6. Основной, или запасной, капитал образуется из паевых взносов и отчислений от чистой прибыли по торговым операциям.


7. Специальные капиталы, или фонды, образуются из специальных отчислений от прибыли, специальных взносов членов кооператива, из поступлений от различных сборов и т.д.


8. Специальные фонды назначаются общим собранием пайщиков.


Назначение специальных фондов может быть для:

а) выдачи ссуд неработающим членам на паевые взносы,

б) устройства столовой, буфета и т.п.,

в) помощи беднейшим учащимся

и на другие назначения.


9. Вклады принимаются от членов кооператива на правах и условиях сберкасс.


10. Свободные средства хранятся в ближайшей к детгородку сберкассе или в кассе мастерских детгородка.


11. Чистая прибыль от операций кооператива поступает в запасной капитал или идет на улучшение быта воспитанников детгородка согласно постановлению общего собрания пайщиков.


В) Права и обязанности членов кооператива:


12. В члены кооператива имеют право вступать все воспитанники детгородка.


13. Вступающие в члены кооператива вносят: вступительный взнос в размере 10 коп., в пай - для первой категории - 1 рубль, для второй категории - 50 коп. (неработающие в мастерских). Срок взноса устанавливается 5 месяцев для обеих групп.


14. Каждому члену кооператива выдается заборная книжка, в которую записываются взносы и стоимость и количество отпускаемых товаров.


15. Вступительный взнос при выбытии не возвращается.


16. Из членов кооператива исключаются:

а) неисправные плательщики паевого взноса,

б) нарушители устава кооператива,

в) приносящие вред кооперативу,

г) не посещающие собрания пайщиков без уважительных причин.


17. Исключенные из членов кооператива могут быть вновь приняты общим собранием пайщиков.


18. Воспитанники, выбывающие из Красного городка, могут временно оставаться в кооперативе Красного городка до момента вступления в члены общегражданской кооперации.


^ IV. УПРАВЛЕНИЕ КООПЕРАТИВОМ:


19. Делами кооператива управляют:

а) общее собрание пайщиков,

б) правление.


20. Общие собрания бывают очередные и чрезвычайные.


21. Очередные собрания созываются правлением в начале каждого месяца (или квартала) для рассмотрения:

а) отчета за истекшее время,

б) утверждения сметы прихода-расхода следующего месяца (или квартала),

в) заслушания докладов-отчетов ревкомиссии.


22. Чрезвычайные собрания созываются для решения неотложных дел кооператива по инициативе правления или требованию не менее 50% всех пайщиков.


23. Общее собрание решает согласно уставу все дела кооператива.


^ V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРАВЛЕНИЯ КООПЕРАТИВА.


24. Всеми текущими делами кооператива ведает правление, состоящее из 9 членов и избираемое сроком на три месяца.


25. Правление из своей среды выделяет: председателя, его заместителя, казначея, секретаря и завмагазином.


26. Правление распоряжается всеми капиталами кооператива согласно планам, утвержденным на общем собрании.


К обязанностям правления относится:


а) прием, выдача, хранение сумм,

б) ведение счетоводства, делопроизводства кооператива, составление планов, смет и отчетов,

в) ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДСОБНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КООПЕРАТИВА - СТОЛОВОЙ, БУФЕТА, ЧАЙНОЙ И Т.Д.,

г) покупка, продажа товаров по определенному прейскуранту, д) созыв общих собраний.


27. Правление собирается по мере надобности, но не реже одного раза в 10 дней.


28. На своих заседаниях правление ведет протоколы установленной формы и последние подписываются всеми присутствующими.


29. Все вопросы на заседаниях правления решаются большинством голосов. Вопросы спорные, не могущие быть решенными правлением, переносятся на общее собрание пайщиков.


30. Члены правления могут быть смещены до истечения срока постановлением общего собрания.


31. За каждый месяц или квартал правление представляет подробный отчет общему собранию.


32. Отчет должен содержать следующие статьи:

а) состояние капиталов: оборотного, запасного и специального,

б) общий приход-расход как по кассе, так и по заготовке и продаже товаров;

в) расходы по управлению,

г) состояние наличного имущества и товаров;

д) состояние счетов дебиторов и кредиторов,

е) сумма чистой прибыли и предполагаемое ее распределение.


^ VI. РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ.


33. Ревизионная комиссия выбирается общим собранием пайщиков сроком на 3 месяца в составе 3 лиц.


34. Ревизионная комиссия:

а) ежемесячно снимает наличие товаров и кассы и сличает их с книжным наличием,

б) проверяет отчеты правления и является содокладчиком по отчету правления.


35. Ликвидация кооператива и изменение его устава подлежат решению общего собрания пайщиков.


^ Ф. ЕГЕРМАН.


Редакция считает опыт Саратовского Красного детгородка чрезвычайно ценным и жизненным. Желательно, чтобы работники детгородков, трудкоммун и других учреждений для подростков высказали свое мнение по данному вопросу и поделились своим опытом, если он ведется в том же направлении.


--


"Дет дом" БАН 1.242, РНБ П28/104 1930,5 со с.37. Ф. Егерман. HОВОЕ В РАБОТЕ САРАТОВСКОГО КРАСHОГО ДЕТГОРОДКА


В одном из предыдущих номеров журнала была освещена пятилетняя работа Красного городка. Сейчас постараюсь отметить те сдвиги и изменения в работе, которые произошли за последние 3 месяца (январь - март) под влиянием новых темпов работы и в связи с ходом социалистического строительства в целом.


В смысле состава воспитанников произошли значительные изменения:

1) исполнена разверстка краевого отдела труда по определению 120 воспитанников в школы ФЗУ;

2) по февральскому приему в вузы и втузы определено в последние 50 учащихся 2-х групп ускоренного выпуска;

3) создана бригада из 15 чел. для работы на заводах металло-промышленности;

4) 13 мальчиков определено в музыкальную команду 32-ой дивизии;

5) заключен договор с отделом труда на предмет подготовки 200 воспитанников к осеннему приему в ФЗУ (отдел труда отпускает средства на подготовку - до 24 руб. на воспитанника);

6) около 10 воспитанников-комсомольцев мобилизовано на работу в деревню по проведению посевной кампании;

7) 50 лучших воспитанников направлено на Тракторстрой.


Это показывает, что Красный городок целиком включился в общую систему соцстроительства и является надежным поставщиком соответствующего материала по подготовке рабочих кадров.


Все поступавшие в ФЗУ, вуз и техникумы воспитанники в количестве 200 чел. переведены в общежития [ZT. очевидно, соответствующих уч. заведений] и вместо них принято такое же количество воспитанников из других д/д и беспризорных с улицы. Последние уже приступили к занятиям в школе и мастерской и готовятся к следующему набору для заполнения рядов будущих строителей социализма.


Кроме изменений в составе воспитанников в Красном городке за последние 3 месяца произошло изменение и внутреннего содержания и методов работы.


Вся экономика д/д переводится на кооперативную систему.


Организован школьный кооператив, который взял в свои руки всё хозяйство городка и СНАБЖЕHИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕФИЦИТHЫМИ ТОВАРАМИ и другими предметами хозяйственного обихода. Каждый воспитанник становится пайщиком кооператива и должен принимать деятельное участие в практической хозработе.


Для улучшения учебно-производстаенной дисциплины введены трудовые книжки с отметкой в них ежедневной посещаемости школы и мастерских. В трудовой книжке на каждый месяц отведен отдельный листок, на обеих сторонах которого имеется 30 клеток с отпечатанным на каждой клетке числом месяца. Утром, скажем, 1-го апреля ученик был на всех уроках школы. На последнем уроке преподаватель ставит в клетке 1-го апреля печать особой формы, в знак посещения школы.


На обед талоны выдаются только по предъявлению трудовой книжки с отметкой о посещаемости.


После обеда ученик работает в мастерских, инструктор на обороте листка в клетке 1-го апреля ставит печать.


Талоны на ужин выдаются по проверке трудовой книжки о посещении мастерской.


Таким образом, постепенно вводится система, _заставляющая_ воспитанников посещать школу и мастерскую.


В случае болезни или другой уважительной причины обед отпускается по соответствующей справке.


В технику проведения обеда, завтрака и ужина тоже введены значительные изменения. Раньше столы накрывали сразу на З00 - 350 чел. Это требовало большого количества посуды, создавало недоразумения из-за хищения порций или временного отсутствия из городка воспитанников в данный момент по уважительной причине (библиотека, собрания, театр и т.д.).


Кроме того - ГРОМАДHОЕ КОЛИЧЕСТВО ПОСУДЫ В ОБОРОТЕ ЕСТЕСТВЕННО ВЛЕКЛО ЗНАЧИТЕЛЬHЫЕ ПОТЕРИ И ПОРЧУ ЕЕ.


С 15-го марта, после проработки этого вопроса на собраниях взрослых и детей,


перешли на индивидуальный отпуск еды, как это практикуется в общественных столовых. Каждый воспитанник по талону получает свою порцию; поест, сдаст посуду и ПОЛУЧИТ ВЫХОДHОЙ ТАЛОH В ЗНАК СДАЧИ ПОСУДЫ.


Результаты новой системы крайне благоприятны:

1) помещение для столовой нужно только в размере 50% прежнего, так как вместо 300 теперь одновременно обедает только 100 - 150 чел. (обед, завтрак, ужин продолжаются по 2 часа);

2) посуда тоже нужна в размере 50%;

3) обед, завтрак и ужин кончаются в определенное время;

4) каждый воспитанник обеспечен своей порцией;

5) каждый воспитанник тратит на еду гораздо меньше времени и чувствует себя гораздо свободнее (раньше должен был без отлучки караулить свою смену).


Как трудовые книжки, так и новый порядок организации питания чрезвычайно успокоительно подействовали на воспитанников. Они в этом почувствовали определенную систему, больше, чем прежняя, отвечающую их интересам.


Следующим встал вопрос о реорганизации учебно-производственной работы и превращении Красного города в школу-завод. Для этого со второго полугодия школа перешла на сетку десятилетки с электротехническим и конструкторским уклонами по 8, 9 и 10 группам, со значительным увеличением количества уроков по техническо-производственным дисциплинам (электротехника, организация производства, технология, черчение).


Мастерские по трикотажному, швейному, молярному и слесарно-механическому разделам реорганизуются в производственные. Они переносятся в новые, светлые помещения и целиком механизируются.


При школе же организуются лаборатории: электротехническая, технологическая по организации производства.

Для детей в возрасте до 13 лет организуется переплетная мастерская-лаборатория.


При завершении реорганизации в школу-завод Красный городок включится естественно в сеть учреждений по подготовке кадров средней квалификации.


По разделу общественного воспитания Красный городок возглавляет дело общественного воспитания в соседних жактах, организуя для детворы последних вечера, кружки и педагогические консультации для родителей.


Саратов. Ф. ЕГЕРМАH


--


Статья В. Валеева "Дом родной - "Красный городок" // Газета "Известия". 1927 год. № 8. http://saratov.rusarchives.ru/image/time/2010/jenuary/dd/image.html

ZT. 27.11.2011 набрал текст. -

Детский "Красный городок"

(К 2-летию существования)

Совсем недавно, два года тому назад, на развалинах старого мрачного здания бывшего епархиального училища вырос "Красный детский городок", первыми обитателями которого были собранные из ночлежных домов, приемников и попросту с улицы.

Большую работу надо было проделать, чтобы развалины превратить в жилое помещение с некоторой претензией на уют.

Во главе этого городка поставили тов. Ладову и т. Егермана. Под их руководством, при участии массы детворы, в каких-нибудь две недели городок был готов начисто. В городке одна за другой выросли мастерские. Вскоре появилась школа семилетка. Дети охотно пошли учиться в нее. Работа – учеба – отвлекала детей от безделья, от улицы, и в очень короткий срок в "Красном детском городке" появилась дисциплина и самодисциплина. "Улица" с ее отвратительным жаргоном, с ее пошлостью и развращающим влиянием отошла далеко назад.

10 января с. [1927] г. "Красному детскому городку" сравнялось 2 года существования. Как будто два года – это немного, но то, что проделано в "детском городке" за эти два года, можно считать большим достижением.

Население "детского городка" сейчас насчитывается в 450 человек. "Детский городок" имеет сейчас школу, не семилетку, а даже десятилетку.

"Городок" имеет до десятка мастерских, в которых выковываются хорошие мастера, идущие на любое производство.

За 2 года "городок" выпустил из своих стен около 400 воспитанников.

Большинство из них уже работают мастерами на заводах и фабриках, и около 100 чел. работают на жаловании в "городке". Исключительно на производство определено до 250 человек в Саратове, остальные разъехались по разным городам.

В "городке" 80 проц. комсомольцев и пионеров. Ведется большая культурно-просветительская работа. Существует самоуправление, оргком и т.д.

Хозяйство в "городке" поставлено вполне удовлетворительно. Имеется свой земельный участок, 10 коров, 7 лошадей, 25 свиней. За этим "живым инвентарем" любовно ухаживают сами воспитанники.

Единственный недостаток в "городке" – скудное питание.

"Красный детский городок" к 2-летию его существования является показателем возможности сделать из беспризорного обитателя улицы и берегов Волги воспитанного дельного советского гражданина.


--


"Детский дом" БАН 1.242 1929,7 [ZT. заглянуть / уточнить]. Конференция работников д/д Саратова.


Много прений вызвал доклад о типизации д/д. Решено. -


1) Дошкольный городок для от 4 до 8 лет на 165 чел. в бывшем мужском монастыре.


2) Школьный городок или объединение 1 ступени для от 8 до 13 на 50 чел, включающий интернат, школу 1 ст. Мастерские: переплетная, швейная, столярная, слесарная.


3) Городок для подростков от 13 до 18 на 750 чел со школой 2 ст. на 650 чел. + школой переростков 1 ст. на 90 чел. Мастерские: столярная, слесарно-токарная, чулочная, швейная.


4) Дом для переростков - ОБЩЕЖИТИЕ - на 250 чел от 16 до 20 в 4 зданиях для тех, кто учится в ФЗУ, техникумах, или которые поступили на производство, но жилищно еще не устроились.


[ ZT. 16.01.2010. Такую общежитейскую концентрацию, увы, делают и по сю; к какому кошмару это приводит, см. в: Проклятые общежития губили и губят подростковые / молодежные души http://zt1.narod.ru/obhejit4.htm ]


Для трудных.


1) Приемник-распределитель на 75 чел.


2) Дом 1 ст. со школой и мастерскими на 85 чел.


3) С/х колония "Гуселки" для от 13 до 18 на 125 чел.


Отдельными домами остаются для слепых (трахомозных) на 110 чел., татаро-национальный на 50 чел.


Саратов. Ф. Егерман.


--


Из файла http://zt1.narod.ru/tolko.htm "Детский дом" РНБ П28/104, БАН 1.242

1929,8-9. Тов. Егерман, САРАТОВ.


На местах, там где имеется более удачные опыты работы детских домов [д/д], замечается усиленный интерес населения к д/д.

Масса родителей готова даже за плату определить своих детей в такой д/д, и это понятно:

ни семья, ни школа в широком смысле не смогут дать такого воспитания, таких знаний и навыков, как хорошо поставленный детдом.


^ НО ОПЫТ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО Д/Д БЕЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ И ШКОЛЫ - МАЛО ЖИЗНЕНЕН.


Интернат + мастерские или сельхоз + школа - вот те атрибуты, сочетание которых дает наибольший эффект работы в деле воспитания,


в том, конечно, случае, если работа находится в руках хорошо подготовленного и добросовестного педколлектива.


--


Егерман Филипп Ив. На путях к общественному воспитанию детей (практика работы саратовского Красного детского городка). Саратов 1930.78. РНБ 30.10/1991. БАН 1930б/2989. : http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc .


Егерман Ф.И. Учебно-производственные мастерские при учреждениях соцвоса. М.1931.80. РНБ 31-10/1211. БАН 1931б/2669. : http://zt1.narod.ru/winrar/Egerman-masterskie.zip .


Вольф Ал-др Яковлевич. Родом из "Красного городка", повествование в письмах (биография Бориса Кровицкого; как арестовали в 1937 родителей, как попал в "Красный детгородок", как жил там и потом всю жизнь). М.1991.253. РНБ 91-2/2092, БАН 1992и/582. http://zt1.narod.ru/doc/volyf-o-kr-grdk.doc .


Переписка о "Красном городке" на форуме Саратова http://forums.saratov.ru/index.php?showtopic=48659

Форумчанин Ермак Регистрация: 02 Июн 2009 писал мне электронно лично (не сохранилось), о вроде, важных материалах архивного характера по Саратовскому "Красному городку", до разбора которого у него (у Ермака) никак не доходят руки.


См. и : http://zt1.narod.ru/egerman.htm


--


Посмотрите и: http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc Учение о педагогике проработки натур.


В http://zt1.narod.ru/doc/drapkina.doc Драпкина Изабелла Марковна. О педагогах-самородках // Детский дом РНБ П28/104 1929,6 с.19-23. ZT. "Великие педагогические учёные", a la В.Н. Сорока-Росинский, с треском проваливались = садились в лужу ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc ), а в эти же года простые, безо всякого педагогического образования, рабочие строили замечательные интернатные подростковые учреждения.


Загляните и в: http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc




Похожие:

Вы зашли на iconВы зашли на
См и не моё
Вы зашли на iconОт: Зиновий Тененбойм
Вы зашли на
Вы зашли на iconИ. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч
Вы зашли на
Вы зашли на iconВы зашли на
Нина Целищева о Пермском разветвленном пту с производственными участками "Уральское подворье"
Вы зашли на iconВы зашли на
Неплюев Николай Николаевич (1851-1908) цгиа спб Псковская 18 : 14-3-16654 1870 г. (?)
Вы зашли на iconВы зашли на
То Фролов, как деревенский дурачок с писанной торбой, десятки лет носился с пресловутым "параллельное"
Вы зашли на iconСдавствуйте Вам представлен
Вы зашли на мой сайт. Если вы незарегистрированы Эта информация не для вас. Советую зарегистрироватся
Вы зашли на iconВы зашли на
Гесиод 8-7 в. (конец 8-го в.) до н э. "Труды и дни". Славит крестьянский труд. Противопоставляет свою поэзию героической как трезвую...
Вы зашли на iconВы зашли на
И церковь, и верующие бабки вольют / вовьют / вобьют в незрелые детские головы всякие мистические глупости, а это – очень плохое
Вы зашли на iconВы зашли на
В основе текст (со всеми опечатками), который в 1990-е набрал на моём тогдашнем компьютере мой приёмный сын Федоров Леонид Александрович....
Вы зашли на iconВы зашли на
Но если вы перечитали книгу, которую уже прочли однажды и знаете все замысловатые неожиданности сюжета, вы почувствуете, что не испытываете...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов