Вы зашли на icon

Вы зашли на



НазваниеВы зашли на
страница1/3
Дата конвертации25.06.2012
Размер424.98 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Вы зашли на : http://zt1.narod.ru/doc/frgm-o-trud.doc,

От: Зиновий Тененбойм (ZT). Фрагменты о трудовом. -


См. и http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc


См. и : http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc


[ См. и trud-vsp-bibl.doc

внутри чернового много-разветвленного файла

http://zt1.narod.ru/winrar/0rnb.zip ]


Гесиод 8-7 в. (конец 8-го в.) до н.э. "Труды и дни". Славит крестьянский труд. Противопоставляет свою поэзию героической как трезвую правду выдумке.


ПП-2003 А.С. Макаренко из гл. Гвозди .. Нигде так не ощущается великое значение заложенного в прошлом труда, как в сельском хозяйстве. Мы очень хорошо знали, чего это стоит - вывести сорняки, организовать севооборот, приладить, оборудовать каждую деталь, сберечь, сохранить в чистоте каждый элементик медленного, невидного, многодневного процесса .. (с.426).


ПП-2003 А.С Макаренко из гл. На педагогических ухабах .. Нейтральность трудового процесса очень удивила наш педагогический коллектив. Мы слишком привыкли поклоняться трудовому принципу, становилась необходимой заботой более тщательная проверка нашего старого убеждения. / Мы заметили, что рассматриваемый уединенно трудовой процесс быстро и легко делается автономным механическим действием, не включенным в общий поток психологической жизни, чем-то подобным ходьбе или дыханию. Он отражается на психике только травматически, но не конструктивно, и поэтому его участие в образовании новых общественных мотиваций совершенно ничтожно. / Такой закон представился нам несомненным, во всяком случае по отношению к неквалифицированному труду, какого тогда очень много было в колонии. В то время самообслуживание было очередной педагогической панацеей. / Ничтожное мотивационное значение работ по самообслуживанию, значительная утомляемость, слабое интеллектуальное содержание работы уже в самые первые месяцы разрушили нашу веру в самообслуживание. По своей бедности, правда, наша колония еще долго его практиковала, но наши педагогические взоры уже не обращались на него с надеждой. Мы тогда решили, что очень бедный комплекс побуждений к простому труду прежде всего определяет его моральную нейтральность. / В поисках более сложных побуждений мы обратились к мастерским. К концу первого года в колонии были кузнечная, столярная, сапожная, колесная и корзиночная мастерские. Все они были плохо оборудованы и представляли собою первоначальные кустарные примитивы. / Работа в мастерских оказалась более деятельным фактором в деле образования новых мотиваций поведения.
Самый процесс труда в мастерских более ограничен: он составляется из последовательных моментов развития и, стало быть, имеет свою внутреннюю логику. Ремесленный труд, связанный с более заметной ответственностью, в то же время приводит к более очевидным явлениям ценности. В то же время ремесленный труд дает основания для возникновения группы мотиваций, связанных с будущим колонистов. / Однако средний тип мотивационного эффекта в результате ремесленного обучения оказался очень невзрачным. Мы увидели, что узкая область ремесла дает, правда, нечто, заменяющее антисоциальные привычки наших воспитанников, но дает совершенно не то, что нам нужно. Движение воспитанника направлялось к пункту, всем хорошо известному: довольно несимпатичному типу нашего ремесленника. Его атрибуты: большая самоуверенность в суждениях, соединенная с полным невежеством, очень дурной, бедный язык и короткая мысль, мелкобуржуазные идеальчики кустарной мастерской, мелкая зависть и неприязнь к коллеге, привычка потрафлять заказчику, очень слабое ощущение социальных связей, грубое и глупое отношение к детям и к женщине и, наконец, как завершение, чисто религиозное отношение к ритуалу выпивки и к застольному пустословию. / Зачатки всех этих качеств мы очень рано стали наблюдать у наших сапожников, столяров, кузнецов. / Как только мальчик начинал квалифицироваться, как только он основательно прикреплялся к своему верстаку, он уже делался и в меньшей мере коммунаром. / Интересно, что в очень многих колониях, строивших свой мотивационный баланс на ремесле, я всегда наблюдал один и тот же результат. Именно такие ребята, сапожники в душе, винопийцы, украшенные чубами и цигарками, выходят их этих колоний и вносят мелкобуржуазные, вздорные и невежественные начала в жизнь нашей рабочей молодежи. / Бедный по своему социальному содержанию, ремесленный труд становился в наших глазах плохой дорогой коммунистического воспитания. В начале второго года выяснилось, что воспитанники, не работавшие в мастерских или работавшие в них временами, а исполняющие общие и сельскохозяйственные работы, в социально-моральном отношении стоят впереди “мастеровых”. Нужно небольшое усилие с нашей стороны, чтобы увидеть: улучшение морального состояния отдельных групп воспитанников происходит параллельно развитию хозяйства и внедрению коллектива в управление этим хозяйством .. (ПП-2003 с.90-92; т.3 М.1984 с.453-455).


Фрагмент из файла http://zt1.narod.ru/zaboty01.htm. - Перепелкин А.П., Историческая записка о 30-тилетней деятельности Московского общества сельского хозяйства и его президента И.Н. Шатилова. - 1890 NLR Шифр 18.268.2.2. NLR Шифр 127/3192 / Орлов В.П., Агроном и лесовод Иосиф Николаевич Шатилов (1824-89). - 1986 (Наши славные земляки) NLR Шифр 86-4/21428. Шатилов (ZT. цитату сверить). - Мне пришлось знакомиться со многими, окончившими курс Петровской с/х академии. Поступая туда из среды, чуждой с/х, молодые выносят много научных сведений, но ни грамма из тех нравственных условий, которые составляют азбуку удачного ведения хозяйства. Им хорошо известны, например, химические анализы питательных веществ, устройство орудий, но они, например, не привыкли рано вставать, их не возмущает брошенное на пашне орудие, или валяющийся под ногами животного корм, или непроизводительно потраченное на данную работу лишнее время ..


Коменский Ян Амос (1592-1870). Избр. в 2 т. М.1982. - Основа долголетия - не праздная жизнь, а неустанный полезный труд .. Ленивому всё ночь и сон, трудолюбивому - день и бодрствование; безделье - гроб для живого человека; поэтому праздный подобен мертвому .. (т.1 с.234). Примеры целых народов показывают, что пороки не господствуют там, где процветает честный труд (т.2 с.394). Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты к/л серьезным или занимательным делом .. чтобы постоянные (однако умеренные) умственные и физические занятия перешли в трудолюбие, которое сделает праздность невыносимой (т.1 с.407). (В "Материнской школе" о воспитании младшеньких). Пусть в первые 6 лет научатся рубить, колоть, строить, располагать, связывать, развязывать .. Пусть они будут теми муравьями, которые всегда заняты; ч/н катают, несут, тащат, складывают, перекладывают .. Благоразумно уже с нежного возраста не оставлять человека праздным, но постоянно занимать его трудами (т.1 с.234). Четвертый, пятый и шестой годы будут и должны быть полны ручного труда и всяческих строительных работ (т.1 с.225). На четвертом и пятом году они должны приучаться к бережливости (т.1 с.222).


Газета "Социалистическая индустрия" 15.09.1982 .. Дети бедняка. Ему ещё пять лет, а у него уже есть обязанности. Верёвку вей в зимние вечера, летом гусей паси. Работа отнюдь не игрушечная. Немного подрос - ходи за коровой, а когда уж дадут тебе косу, да ещё разрешат за рукоятки плуга подержаться, то ты просто счастливый человек. Мужчина. И хотя работа была на чужих, умением трудиться гордились. За свою работу я с малых лет привык отвечать всерьёз. Сейчас вот приходят к нам ребята на практику. Но они знают, что не работают, а практику проходят, значит, можно и изделие испортить, и материал загубить, - никто ничего не скажет. А я хоть и мал был, но твёрдо знал: если зазеваюсь, пущу гусят в хлеба, то порка будет непременно...


Избр. Пед. Соч. Генриха Песталоцци. Т.1 Лингард и Гертруда. Ч. 2. Изд. 3-е. М.1909 БАН 3б/21849 Гл.21 .. Если .. молодые парни колют дрова, то намозоливают себе руки и причиняют себе боль; если же они продолжают работать, то и мозолей больше не бывает, и боли также... (с.283).


Вольтер однажды заметил: работа спасает нас от трех зол – от скуки, порока и бедности.


Идею соединения учебы с индустриальным по роду трудом пропагандировал Кропоткин. Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921), родился в Москве, в семье родовитого и богатого князя А.П. Кропоткина. Из его кн. Поля, фабрики и мастерские... Изд. 4, Пг.-М.1921, гл. 8. Умственный и ручной труд. Кропоткин же показывал, что Ньютон и другие _великие_ были рукастыми, сами мастерили себе замечательнейшие приборы, и это не мешало им смотреть и на небо (а токарю и плотнику Петру Первому - поднять на дыбы огромную державу).


Вл. Ос. Михневич (1841-1899). Язвы Петербурга [первое издание отдельной кн. 1886 г.]. Опыт историко-статистического исследования нравственности столичного населения. - СПб.: ООО "Издательство "Лимбус Пресс", 2003. - 784 с. с. 102 .. "Ничто, кажется, так не опасно для человека, - говорит Эстерлен, - как бездействие, вошедшее в привычку..." "Многочисленные наблюдения показывают, что тунеядная и бездеятельная жизнь гораздо опаснее, чем даже самая напряженная деятельность, и чаще делается источником умственного и нравственного расстройства" (с. 102).


"Знание и труд" Симбирск, РНБ П28/503 1921,3. Мирандов Ал-др Федорович .. Но самое могущественное средство в деле воспитания и исправления морально дефективных детей мы находим в организации трудовых процессов. Физические работы имеют несомненное дисциплинирующее влияние. В регулярном труде мы находим бесконечное поле самых разнообразных возможностей для проявления и упражнения воли и активного внимания. Всякий труд требует для своего совершения постоянных толчков, постоянных усилий со стороны воли, как для выполнения самого действия, так и для сосредоточения внимания на объекте работы. Кроме того, всякая работа связана с преодолением целого ряда мелких и крупных трудностей, с предвидением множества возможных препятствий и, действуя таким образом непосредственно на развитие интеллекта, труд в то же время является превосходной школой самостоятельности, настойчивости и энергии для жизненной борьбы. Доставляя далее радость проявления своего "Я" в предметах внешнего мира и удовлетворяя детское самолюбие, труд расширяет, повышает, разнообразит и делает осмысленными интересы ребенка. Наконец, физический труд (особенно ремесленный) дает воспитанникам подготовку, благодаря которой он получит впоследствии возможность иметь заработок.

Имея такое важное педагогическое и профессиональное значение, труд должен занять первенствующее положение среди других мероприятий; вот почему он и является в нашей школе базисом всех наших учебно-воспитательных воздействий на дефективного [ ZT. = то есть с уклонениями от направления общей воспитанности ] ребенка. Наши дети несут регулярную работу в мастерских - столярной, слесарной, кузнечной и, отчасти, в портновской. Школьные мастерские, помимо удовлетворения нужд школьного хозяйства, обслуживают местное население и принимают частные заказы, что, несомненно, усиливает интерес и поднимает качественную ценность работы.


Новая школа в деревне. Сб. 2 изд. исправл. и доплн. 1925.222 РНБ 15/187. Из тезисов доклада доктора С.А. Ягунова. - "Научно организованный сельскохозяйственный труд как естественный метод физического воспитания в школе за городом" .. Сельскохозяйственный труд как фактор воспитания и умственного образования [ZT. тут подразумеваются ТОЛЬКО условия макаренковско- и, даже более, ионинско- так сказать педагогизированного детского колхоза с огромным превалированием учебного], благотворно действует на мыслительные способности ребенка, развивает его характер и привычки, дает возможность проявить известный размах фантазии и творчества, способствует развитию инициативы, проявлению индивидуальных качеств и способностей ребенка; подготовляет его к более деятельной жизни, дисциплинирует учащегося, приучает к упорному вниманию и выдержке, способствует развитию задерживающих центров (ZT. в терминологии Макаренко - торможения), объединяет учащихся и учащих, научает серьезно относиться к труду, ценить его и дает возможность к максимальному развитию у ребенка рефлекса цели. Сельскохозяйственный труд в школе за городом является простым, естественным, кратчайшим и ЕДИНСТВЕННО ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ путем по достижению физического развития в школе за городом .. Сельскохозяйственный труд в большей мере, чем существующие системы физической культуры, способствует приобретению необходимых трудовых навыков и полезных сочетаний в координационной работе мышечных групп (ZT. то, что Макаренко называл УХВАТКАМИ). Возможность переутомления при выполнении сельскохозяйственных работ не велика. Наблюдаемые степени утомления не превосходят физиологических норм (с. 208-9).


"Педагогическая поэма" А.С. Макаренко, гл. "На педагогических ухабах", т.3 М.1984 с.453 низ .. Добросовестная работа была одним из первых достижений колонии имени Горького, к которому мы пришли гораздо раньше, чем к чисто моральным достижениям .. Нужно признать, что труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, оказался мало влиятельным фактором в деле воспитания новых мотиваций поведения. Небольшой выигрыш получался только в той мере, в какой работа отнимала время и вызывала некоторую полезную усталость. Как постоянное правило, при этом наблюдалось, что воспитанники наиболее работоспособные в то же время с большим трудом поддавались моральному влиянию. Хорошая работа сплошь и рядом соединялась с грубостью, с полным неуважением к чужой вещи и к другому человеку, сопровождалась глубоким убеждением, что исполненная работа освобождает от каких бы то ни было нравственных обязательств. Обычно такая трудолюбивость завершалась малым развитием, презрением к учебе и полным отсутствием планов и видов на будущее .. [ и далее об этом ]


А.С. Макаренко, Из очерка "Книга для родителей", т.5 М.1985 .. Гражданином Советской страны может быть только трудящийся, в этом его честь, его радость и его человеческое достоинство. Трудовая забота - это не просто дорога к средствам существования, но это еще и этика, это философия нового мира, это мысль о единстве трудящихся, это мысль о новом счастливом человечестве. Как же мы можем воспитать этого будущего гражданина, если с малых лет не дадим ему возможности пережить опыта этой трудовой заботы и в ней выковать свой характер, свое отношение к миру, к людям, т.е. свою социалистическую нравственность? (с.260).


А.С. Макаренко, т.1 М.1983, с. 11. Основанием русской школы должна сделаться не труд-работа, а труд-забота.


А.С. Макаренко, Очерк работы Полтавской колонии. Не ранее авг. 1925. Т.1 М.1983 (с.44-53) .. Воспитание и перевоспитание, если оно должно направляться параллельно общему движению нашего общества, не может принять иных форм, кроме формы коллективного хозяйствования, формы полной коммуны. Трудовой процесс, с нашей точки зрения, является процессом педагогически нейтральным... Только труд в условии коллективного хозяйства для нас ценен, но ценен только потому, что в нем в каждый момент присутствует экономическая забота, а не только трудовое усилие .. (с.46).


А.С. Макаренко, т.1 М.1983 Макаренко М. Горькому 18.09.1934 .. Единственно, что я хочу утверждать: в .. воспитании единственным и главным инструментом воспитания является живой трудовой коллектив. Поэтому главное усилие должно быть направлено к тому, чтобы создать и сберечь такой коллектив, устроить его, связать, создать тон и традиции, направить... (с.261).


А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Был [идеальный] период, когда все мои коммунары работали уже на настоящем производстве, т.е. была такая организация, в которой был промфинплан, стройный порядок .. не энтузиазма штурма и не энтузиазма ближайших целей этой шестидневки или этого месяца, а энтузиазма спокойного, ровного, видящего далекие перспективы коллектива .. (с.180-1).


А.С. Макаренко т.4 М.1984 с.186 последний абзац. - Для непроизводственника трудно понять, что такое план на производстве. План заключается не только в том, сколько надо сделать столов и стульев. План - это тонкое кружево норм и отношений. Это кружево всяких деталей, это кружево всяких частей, движение от станка к станку. Нужно предусмотреть и приспособление качества материала, подачу материала, выдачу инструмента, его заточку, его пополнение и, наконец, набор всяких приспособлений, норм и условий. Это сложнейшее "оборудование" человеческой деятельности. И на таком "оборудовании" нужно воспитывать наших граждан, поскольку они участвуют не в кустарном производстве, а в производстве большого государственного масштаба, организованном по последнему слову техники ..


А.С. Макаренко т.4 М.1984 .. Я сейчас могу отбросить другие положения и считать, пожалуй, их негативными положениями трудового воспитания. Это такие положения, когда нет производства, когда нет коллективного труда, а когда есть отдельные усилия, т.е. трудовой процесс, имеющий целью дать якобы трудовое воспитание. / Я не представляю сейчас себе трудового воспитания коммунаров вне условий производства. Вероятно, что такое воспитание также возможно, т.е. воспитание в труде, не имеющем производственного характера. Такое воспитание я пережил сравнительно недолго, в первые годы в колонии им. Горького, когда поневоле из-за отсутствия производственной арены, производственного оборудования мне пришлось довольствоваться, так сказать, производственным самообслуживанием и так называемым производственным процессом. Правда, я никогда не имел хорошо оборудованного учебного производства. Когда я его стал иметь, оно не играло самостоятельной роли, а было подспорьем по отношению к коллективному производству. Во всяком случае, я уверен, что труд, не имеющий в виду создания ценностей, не является положительным элементом воспитания, так что труд, так называемый учебный, и тот должен исходить из представления о ценностях, которые труд может создать. / В колонии им. Горького просто из-за нужды я торопился перейти к производству .. (с.181) .. Я понимаю, что не так легко организовать .. производство, но нельзя же говорить только о легких вещах (с.189).


Знаменитое место из 13-й главы 1-го тома "Капитала" Карла Маркса. –

[...]

Фабричные инспектора, выслушивая показания учителей, скоро открыли, что фабричные дети, хотя они учатся вдвое меньше, чем школьники, регулярно посещающие школу днём, тем не менее, успевают пройти столько же, а часто и больше.

"Дело объясняется просто. Те, кто проводит в школе только половину дня, постоянно свежи и почти всегда способны и готовы учиться. Система, при которой труд чередуется с учёбой в школе, превращает каждое из этих двух занятий в отдых и освежение после другого, и, следовательно, она более подходяща для ребёнка, чем непрерывность одного из этих двух занятий. Ребёнок, который с раннего утра сидит в школе, особенно в жаркую погоду, не может соперничать с другим, который бодрый и возбуждённый приходит со своей работы".

Дальнейшие доказательства можно найти в речи Сениора, произнесённой на социологическом конгрессе в Эдинбурге в 1863 году. Он указывает здесь, между прочим, и на то обстоятельство, что односторонний непроизводительный и продолжительный школьный день детей в старших и средних классах без пользы увеличивает труд учителей "и в то же время не только бесплодно, но и прямо во вред детям расточает их время, здоровье и энергию". Из фабричной системы, как можно проследить в деталях у Роберта Оуэна, вырос зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей.

[...]


Г. Песталоцци 1746-1827, Из "Проекта памятной записки...".
[...] Так как всякое словесное профессиональное обучение неэффективно, если оно не связано с практическими упражнениями, то в школе действительно должны были бы проводиться подобные практические упражнения, и притом во всех отраслях хозяйственной деятельности:
1) домашнее хозяйство,
2) полеводство,
3) промышленность.
1) .. При школе для бедных может существовать школьный сад, а это значит, что .. возможно при помощи детей и для них засадить пару участков невозделанной до сих пор земли простыми овощами.
2) .. Возможно связать со школой для бедных МАЛЕHЬКОЕ ДОМАШHЕЕ ХОЗЯЙСТВО, в котором воспитанники подобной школы ежедневно смогут наблюдать за искусством заготовки, сохранения, сортировки и использования запасов, и вообще за всеми элементами искусства ведения домашнего хозяйства.
3) И наконец, школа для бедных всегда должна иметь при себе к/н мануфактуру, и школа должна заботиться, чтобы дети, поскольку это возможно, научились во время пребывания в школе к/н постоянным работам для заработка.
[...]
СПРОСЯТ: а останется ли у детей время на учебу? -
ОТВЕЧАЮ. - Дети, которые воспитываются в такой школе, будут приучены к напряжению сил, к порядку, к тщательному использованию даже малейшего промежутка времени. Это будет перенесено и на учебу, и в итоге для не менее, а может даже более успешной, чем в рутинной школе, учебы потребуется несравненно меньше времени, чем это обычно имеет место при других обстоятельствах.


Макаренко А.С. т. 4 М. 1984 с.361 .. Вопрос: "Не считаете ли вы, что ликвидация мастерских по школам, отсутствие трудовых процессов ведут к воспитанию барчуков, людей, пренебрежительно относящихся к труду взрослых?" / ZT. Этот абзац уточнен по Хиллигу. - Я вообще сторонник трудового воспитания и производственного воспитания, и Маркс прямо об этом говорит, что все дети с десяти [ По Хиллигу в оригинале у Макаренко: с 14 ] лет должны принимать участие в производстве; я поэтому являюсь противником каких бы то ни было учебных [ ZT. по труду, трудо-учебных ] процессов в школе, я являюсь сторонником производственных процессов в школе, даже самых простых, самых дешевых, самых скучных. Потому что только в производственном процессе вырастает настоящий характер человека, члена производственного коллектива, там именно человек учится чувствовать свою ответственность за деталь, когда нужно выполнить весь промфинплан.


См.
  1   2   3




Похожие:

Вы зашли на iconВы зашли на
См и не моё
Вы зашли на iconОт: Зиновий Тененбойм
Вы зашли на
Вы зашли на iconИ. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч
Вы зашли на
Вы зашли на iconВы зашли на
Нина Целищева о Пермском разветвленном пту с производственными участками "Уральское подворье"
Вы зашли на iconВы зашли на
Неплюев Николай Николаевич (1851-1908) цгиа спб Псковская 18 : 14-3-16654 1870 г. (?)
Вы зашли на iconВы зашли на
То Фролов, как деревенский дурачок с писанной торбой, десятки лет носился с пресловутым "параллельное"
Вы зашли на iconСдавствуйте Вам представлен
Вы зашли на мой сайт. Если вы незарегистрированы Эта информация не для вас. Советую зарегистрироватся
Вы зашли на iconВы зашли на
И церковь, и верующие бабки вольют / вовьют / вобьют в незрелые детские головы всякие мистические глупости, а это – очень плохое
Вы зашли на iconВы зашли на
В основе текст (со всеми опечатками), который в 1990-е набрал на моём тогдашнем компьютере мой приёмный сын Федоров Леонид Александрович....
Вы зашли на iconВы зашли на
Но если вы перечитали книгу, которую уже прочли однажды и знаете все замысловатые неожиданности сюжета, вы почувствуете, что не испытываете...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов