Http://ztnen livejournal com/7044. html icon

Http://ztnen livejournal com/7044. html



НазваниеHttp://ztnen livejournal com/7044. html
страница1/5
Дата конвертации25.06.2012
Размер1.07 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

Из http://ztnen.livejournal.com/7044.html:

> если бы было с жёсткой дисциплиной учебное заведение, я бы его отдала. Но никто таких учреждений не откроет. Их в системе образования не существует.


ZT. Строгая дисциплина, конечно, нужна, но дело обстоит более обще:


для подростков "оболтусов" сочетания "обычная семья – обычная школа" просто не адекватны:

природа их жаждет и требует иной структуры бытия:

той структуры бытия, которая до и после 1917 года, увы, именовалась:

"исправительная колония".


Вот этот неправильный эпитет: "исправительное"

1) шельмовал замечательную структуру и

2) отпугивал от неё (от пригородной школы-хозяйства) и ребят, и педагогов,


и вот это-то историческое предубеждение и надо прорвать.


http://zt1.narod.ru/kurgn_33.htm РАЙОННЫЕ УПК ПРЕОБРАЗОВАТЬ В КУРГАН-33. "Нар. обр" 1992,3-4 [и: В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТИВ ГОРОДСКИХ ПТУ-ОБЩАГ УГ 1994,5].
И другое столь же важное и близкое к тому ..



----


Александр Мирандов. Концептуальный и практический курс школо-хозяйственной педагогики, 1929-1921.

^ А.Ф. Мирандов в чем-то наиболее соизмерим с А.С. Макаренко.

Мирандов Александр Федорович 1877-19??, в 1916 г. - преподаватель русской словесности в Симбирском Кадетском корпусе; с лета 1919 - основатель и заведующий ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА для трудных в с. Максимовка [Шумовской волости] в 20-ти верстах от Ульяновска (Симбирска).


Справочная книжка и адрес-календарь Симбирской губернии Симбирск 1860- (по 1916) РНБ С595Сим/П15. ZT. Еще не смотрел.


История Симбирского-Ульяновского края в уникальных документах Государственного архива Ульяновской области. – 2006 NLR Шифр 2007-8/1193. ZT. еще не смотрел.


Краткий очерк пятилетней работы Симбирского губернского отдела народного образования к моменту очередного XII губернского съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Симбирской губернии 10 декабря 1922 г. По поручению завгубоно И. К. Василькова составил завадминорг Б. Н. Некрасов. Симбирск, 1922. 64 стр.; 2 л. вкладн. схем. ZT. Еще не смотрел.


А.С. Макаренко т.7 М.1986, из его лекции "Художественная литература о воспитании детей", в "Ответы на вопросы" .. Если мальчик удрал из детдома, он прямо заявляет милиционеру, что он ушел. Какой расчет? Может быть, в другом детдоме будет лучше. Не понравилось в Киеве, поехал в Харьков, может быть там лучше? Эта типичная беспризорность, теперь ликвидированная, была страшна не столько числом, сколько движением.
Один и тот же беспризорный очень быстро оборачивался по разным городам, а фактически это было немногочисленное войско. / Когда мы принялись за выполнение постановления партии о ликвидации беспризорности, мы боялись: сколько их, тысячи, десятки тысяч? А когда мы их взяли в руки, когда мы их пересчитали, переписали, карточки на каждого завели, то их оказалось немного: у нас в Киеве была картотека с портретами всего этого общества, и мы прекрасно их знаем. Скажем, Павел был сначала в Днепропетровске, потом в Одессе, потом в Харькове и т. д. Мы знаем каждого, кто проходит через наши руки, и делаем все возможное, чтобы он осел, нашел для себя место. Как только ему понравится - помещение ли, управляющий, товарищи, - так он и осядет. Осядет такой Павел, живет-живет месяц, а ему и говорят: ты инструктора оскорбил, мы тебя в другую колонию переведем. И вот, если он упадет на колени и начнет кричать, что больше не будет, конечно: значит, наш (с.47).


"Детский дом" (БАН 1.242) 1929,5. Мирандов А.Ф. РОЛЬ И ПОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ.

Настоящей статьей нам хочется на основе своего опыта помочь педагогам, - которые до сих пор, как в тенетах, путаются в искании путей и методов работы с трудными детьми, - уяснить свою роль и линию своего поведения в работе с этими детьми.

Одновременно нам хочется убедить их в том, что:

в работе с трудными нет ничего страшного, непреодолимого, требующего каких-то особенных дарований и откровений.

Беспризорная детская масса, с которой нам приходится иметь дело, выросла в особых условиях улицы, выработала особые приспособления к жизни, а потому и поведение ее особое. Попадая в новую среду, - среду детдома, - беспризорный должен приспособиться к новым условиям, противоположным тем, с которыми он уже успел сжиться, а это не так-то легко. И это прежде всего надо учесть педагогу и:

не клеймить пришельца с первых же шагов печатью нравственного выродка, дефективного, безнадежно запущенного.

В это трудное для подростка время педагог должен занять выжидательную позицию, терпеливо и незаметно помогая подростку пережить ПЕРВЫЕ ДНИ ТОСКИ "ПО ВОЛЕ", и затем постепенно примириться с несомненно стесняющим его (подростка) режимом и укладом жизни детучреждения.

Педагог должен четко поставить перед собой задачу, и ни на минуту ее не забывать: он призван приспособить беспризорного к социальной жизни исходя из особенностей его личности и из его опыта, а это значит - организовать так среду детучреждения и всю жизнь и деятельность недавнего беспризорника, чтобы все вместе - действовало на него воспитывающим образом в смысле выработки общественно- прогрессевистской идеологии [ ZT. у Мирандова, - по сути и прежде всего, - идеологии порядочности ] и привития коллективистических трудовых навыков.

Педагогу прежде всего нужно выработать в самом себе объективное отношение к ребенку. Это поможет ему не переоценивать отрицательных явлений в подростке, с одной стороны, а с другой - избежать их недооценки.

Нельзя в каждом нервном ребенке видеть дефективного. Подобно тому как мнительные люди находят в себе зародыши всевозможных заболеваний, так и мы склонны в каждом ребенке, - только потому что он беспризорник, - предполагать зародыши всяких аномалий (ненормальностей).

Коренная и самая распространенная ошибка заключается в том, что:

педагог, учитывая общую отрицательную физиономию беспризорного, начинает свой подход к нему с недоверия, - сразу же обрушивается на него со всевозможными приказами, и, естественно, сейчас же встречает организованное противодействие. В результате возникает взаимное недоверие, озлобление, и все это сплошь и рядом заканчивается побегом ребенка или подростка из детучреждения. Педагог упускает из виду то, что те же самые условия беспризорной жизни воспитывают в ребятах целый ряд полезнейших свойств: активность, смелость, ловкость, практичность, коллективистскую установку, навыки самоорганизации, умение подчиняться в своей среде дисциплине, быстро ориентироваться в окружающей обстановке. При этом у беспризорного явно выражена классовая ненависть к имущим. Умелое использование этих богатых творческих возможностей детей - открывает перед нами широкое поле для нашего педагогического влияния на беспризорного ребенка.

Когда педагогу удастся выявить положительные черты беспризорного и направить его энергию на разумную, полезную деятельность, - трудности в борьбе с антисоциальными чертами сами собой сойдут на нет.

Когда беспризорный бежит из учреждения после двух-трех дней пребывания в нем, то самая эта кратковременность служит основанием для оправдания педагога - подросток-де неисправимый бегун. Оправдание очень шаткое. В данном случае скорее можно предположить, что педагог просто прозевал подростка, - не подошел индивидуально к нему, не делал ничего, чтобы зацепить интересы его и установить связь его с учреждением.

Удачный подход в самом начале к вновь поступающим в учреждения для трудных детей - имеет обычно решающее значение и определяет дальнейшую судьбу подростка.

Отсюда вытекает необходимость изучения ребенка с первых же шагов его появления в учреждении.

Изучение должно идти по двум направлениям: во-первых,

изучение ребенка в коллективе, поскольку через положение и поведение его в коллективе мы можем добраться до корней его настроения и поступков,

и, во-вторых, изучение психофизического состояния данного ребенка или подростка [ZT. как отдельной БИО-ПСИХО-ФИЗИЧЕСКО-социальной особы].

Изучение ребенка должно быть не самоцелью, а средством, основанием для правильного построения работы с данным ребенком, с данным коллективом.

С разных концов СССР, из разных общественных слоев, из разных национальностей, из разных семей со своей специфической окраской, из притонов и прямо с улицы приходят дети в детучреждение. У каждого свои особенности, свои запросы, свои положительные и отрицательные свойства. И педагог должен знать точно и определенно, как знает врач болезнь своего пациента, что каждый ребенок в отдельности представляет из себя как личность и что он не в силах дать от себя.

Каждый работник подросткового учреждения знает, с каким разнообразием запросов являются ребята в учреждения:

один заявляет, что если он не будет учиться в слесарной, то жить в коммуне не останется;

другой ставит таким же условием работу на скотном дворе;

третий - имеет пристрастие к садоводству;

четвертого интересует школа, и т.д.

А все вместе они требуют, чтобы их немедленно прилично одели.

Ко всем этим запросам надо отнестись внимательно и все их следует по возможности удовлетворить безоговорочно.

Неправильно, когда удовлетворение таких запросов откладывают на неопределенный срок и ставят под условие "хорошего" поведения. Это - ошибка: не надо брать с ребят, особенно вначале, никаких обещаний, надо искать других путей, чтобы привязать их к учреждению.

Если, например, вы не можете дать садоводу определенное обещание поставить его на работу в саду, так как у вас нет сада, хлопочите о переводе его в такое учреждение, где эта работа организована.

Не страшитесь сразу же и одеть ребят прилично. Беда невелика, если один из них воспользуется одеждой и уйдет. Но если новичков вы оставите на неопределенное время в лохмотьях из боязни, что они только за одеждой и пришли в коммуну, то они, несомненно, сорвутся и уйдут. Срыв таких ребят бывает и в тех случаях, когда вы ставите условием получения одежды выполнение работы. В таких случаях они вам скажут: "За штаны батрака себе нашли?", и демонстративно будут щеголять своими лохмотьями, еще больше разодрав их, а работать могут и не пойти.

В том же случае, когда вы их авансируете безоговорочно, они быстрее почувствуют себя полноправными членами коммуны, и ассимиляция завершится без особых ваших усилий.

^ П. Петрашик P> [ "Дет дом" БАН 1.242 1929,5 (тот же номер). ZT-вставка в текст Мирандова ]

P> "Опыт организации детсреды", станция охраны детства МОНО, б. Покровский приемник. ... По мере того, как жизнь учреждения усложнялась, и увеличивалось количество ребят, появились правонарушения, а в связи с ними и побеги. Обсуждая эти вопросы на общих детсобраниях, ребята в один голос потребовали, чтобы все проступки виновники искупали трудом, а новичкам, во избежание их побега, не давать хорошего обмундирования от 2 недель до месяца и не пускать на улицу. Требования ребят были настолько категоричны, что нам, педагогам, оставалось согласиться, тем более, что никто из работников не мог противопоставить выдвинутым мерам другие, более совершенные. К нашему счастью эти меры вскоре потерпели крах. Произошло это следующим образом. Один из беспризорных украл у своего товарища 50 коп., за что получил наряд - убирать уборную 3 дня. Продежурив 1 день, он сбежал, оставив следующую заметку в стенгазету: "Я ухожу от вас, потому что не хочу убирать за других. Украл я деньги потому, что проиграл в карты и мне нужно было отдать долг. Больше жить у вас не хочу". Другой случай. При приеме новичков один честно рассказал общему собранию свою биографию, все свои дурные привычки. "Хочешь жить у нас?". - "Если будет хорошо - останусь". Постановили: взять на выдержку, пока группа не скажет, что ему можно доверять. Новичок встает и говорит: "Я воровал на улице и вы тоже воровали, а здесь я воровать не буду. Но вы мне не верите, а потому я сам у вас жить не хочу". Такие случаи ребят смутили и заставили вопрос о мерах воздействия и о побегах пересмотреть. После долгих прений было вынесено следующее постановление: "К новичкам относиться ласково, не задирать их. Нужно сразу втягивать их в работу, КОТОРАЯ ИМ НРАВИТСЯ. ОДЕВАТЬ ИХ КАК И ВСЕХ РЕБЯТ И СВОБОДНО ПУСКАТЬ НА УЛИЦУ. Наказывать трудом никого не нужно, потому что работать должны все. Все проступки ставить на собрание и писать в стенгазету" (конец фрагмента из П. Петрашик) ].

^ Мирандов продолжает. -

Беда в том, что несмотря на настойчивые указания новейшей педагогической литературы, у нас до сих пор существует в системе воспитания половинчатость. Еще во многих учреждениях нет полного отхода от старой системы воспитания, и старый режим замаскирован только новыми названиями: существуют кое-где надзиратели без всякой квалификации, существуют до сих пор в различных формах наказания (ZT. А.С. Макаренко не исключал наказания).

Правда, в педагогической практике встречаются тяжелые случаи детской агрессивности, доходящей до буйства, указывающие на патологическое их происхождение. Например, подросток в припадке какого-то бешенства бросает в физиономию педагога миску с горячими щами или набрасывается на него с ножом. Иногда систематические, упорные побеги уже являются не следствием неиспользованной энергии, а как болезненное стремление к бродяжничеству [skip]. Жестокость может принимать болезненные формы мучительства, садизма. Это не та жестокость, которая свойственна малышам в силу незнания чувства боли, а своеобразное, болезненное наслаждение мучить, главным образом, животных. Наряду с жестокостью наблюдаются очень часто и разрушительные наклонности: подростки портят вещи не из любопытства, свойственного и нормальному ребенку, желающему убедиться самолично, что находится внутри игрушки, а из желания именно испортить, искромсать данную вещь, доставить ее порчей кому-нибудь неприятность и злорадно наблюдать за эффектом. Бывают случаи злостной лжи: это не нервные фантасты со склонностью к ломанью, к рисовке, со стремлением возбуждать в окружающих удивление, хотя бы отрицательного свойства, а именно лгуны злостные, намеренно извращающие и запутывающие факты. НЕРЕДКИ СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ВОЗНИКШИЕ НА ОСНОВАНИИ ЛОЖНЫХ ПОКАЗАНИЙ ТАКИХ ДЕТЕЙ (ZT. и часто "товарищи Зои" из "Пед поэмы" А.С. Макаренко идут на поводу именно таких по роду доносчиков кляузников-подростков).

Все такие случаи известны работникам с трудными детьми. Они обычно повергают их в отчаяние и приводятся ими как примеры абсолютной невозможности применения к этим детям имеющихся в распоряжении педагога воспитательных мер воздействия, и служат основанием для выполнения единодушного решения об изъятии таких детей из учреждения.

Но прежде чем идти по этой линии наименьшего сопротивления, и прежде чем махнуть рукой на "обреченного" и этим довершить его гибель, педагог особенно вдумчиво и терпеливо должен изучить все эти аномалии: в некоторых случаях, может быть, придется пригласить на помощь врача, так как целый ряд заболеваний нервной системы является причиной раздражения подростка и совершаемых им проступков против личности.

Нам, например, известен такой случай: подросток 16-ти лет, обычно здраво рассуждающий, но с необычайно повышенным самолюбием, вдруг собирает кампанию малышей, вооружает их камнями и идет с ними громить квартиры служащих. На вопрос заведующего, что это значит, от С. последовал ответ: "Когда мне нечего делать, я всегда буяню!". С. работал на скотном дворе, но оказалось, что в этот день служащий-скотник его побил, и С. отказался от своего действительно любимого дела и описанным способом продемонстрировал свое безделье и обиду. Когда скотник был удален, то С. оказался во главе другой кампании, которую он сорганизовал в виде артели для работ на скотном дворе. И никогда скотный двор не был в таком образцовом порядке, как в период работы этой артели.

Другой случай: мальчик 15 лет совершенно озверел: на спокойное обращение к нему воспитателя он отвечал скверной руганью, а на замечания реагировал припадком буйства. Установленное педагогическое наблюдение показало, что он начал заниматься кражами съестного, чего прежде не было. Естественно, явилось предположение - не голоден ли он? При выяснении этого вопроса путем беседы с ближайшими его товарищами оказалось, что мальчик проиграл в карты свой паек чуть ли не за три месяца и буквально голодал. Пришлось провести серьезную беседу со всеми ребятами, в результате которой удалось склонить их к "прощению" всех карточных долгов. И когда кредиторы перестали есть за него паек, настроение его сразу изменилось, буйные эксцессы исчезли.

Случаи отъявленного хулиганства, грубости, нежелания считаться ни с каким авторитетом и изощренной жестокости очень часто совпадают с периодами перехода к половой зрелости. В нашей практике встречались подростки, жестокость которых в этот период не знала границ. В таких случаях особенно важно своевременное переключение внимания и энергии подростка, помогающее сглаживать эти острые переживания.

Приводимые нами из практики наиболее тяжелые моменты работы педагога с трудными детьми указывают, что и в этих случаях есть выход из положения и что в отчаяние никогда не следует приходить. При серьезном, вдумчивом, осторожном и всестороннем отношении к каждому отдельному случаю - выход непременно найдется. И только в тех случаях, когда при наличии и применении всех благоприятных мер, при использовании всех возможностей воспитуемый педагогическому воздействию не поддается, педагог вместе с врачом, установив степень подорванности сил ребенка, А ТАКЖЕ И СТЕПЕНЬ ОТРАВЛЕНИЯ ЕГО ОРГАНИЗМА МОЖЕТ БЫТЬ ДУРНОЙ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬЮ, ставит вопрос об изъятии его из коллектива и: ПЕРЕВОДЕ В СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ZT. реформаториум = подростковую тюрьму ?).

Чрезвычайно важна в работе с трудными детьми роль педагога в деле организации детской среды. При первом же подходе к трудному ребенку педагог должен уяснить себе твердо, что не ребенок ненормален, не поведение его ненормально, а ненормальна, неблагоприятна та среда, которая вызвала своеобразие данного поведения. А отсюда вывод ясен: - если мы изменим эту среду, то и поведение должно измениться. [ ZT. Тождественно подходу А.С. Макаренко. ]

В общей сумме многообразных воспитательных воздействий, оказываемых на подростка совокупностью условий, в которых он живет и действует, роль непосредственного воздействия педагога на воспитуемого должна быть незначительна ( ZT. это против убого-Ушинской ахинеи "Только личность формирует личность" ). Зато от педагога требуются большие организаторские способности - умение пользоваться всеми видами влияния среды на воспитуемого. В педагогической практике имеет громадное значение умение создать такую среду, которая бы содержала в себе большой % положительных влияний.

Чтобы яснее педагогу представить себе свою роль и поведение при организации детской среды, не лишним будет вскрыть ошибку недавнего прошлого, - ошибку, в которую впадали даже лучшие педагоги. Они понимали свою задачу таким образом: ребенка надо вырвать из вредных, неорганизованных влияний улицы, семьи, еще зараженной многими мещанскими предрассудками, и, создать идеальную детскую организацию.

В учреждениях же для трудных детей главным принципом, определяющим всю педагогическую работу этих учреждений, был принцип изоляции детей от жизни. Между тем, по словам В.И. Ленина, - "школа вне жизни, вне политики, - ложь и лицемерие". Постоянные побеги из детучреждений замкнутых, оторванных от окружающей жизни, говорят о том, что ребята тяготятся условиями жизни в таких детдомах. Беспризорный подросток с его повышенной активностью, с его жизненным, реальным опытом - в замкнутом детдоме не находит себе места: он оттуда рвется, не получай того, что ему дает более реальная, более жизненная улица.

В последнее время в проблеме детской беспризорности выдвинуты две основные задачи: это - 1) организация труда и 2) установление теснейшей связи жизни и труда беспризорных с рабочей общественностью. Проведение в жизнь этих двух принципов - единственное средство возвращения ребят в жизнь как полноценных строителей.

В вопросе организации труда подростков мы должны принять за исходное положение общую директиву VI съезда ВЛКСМ - вовлечь молодежь в такие виды производства, которые бы подготовляли более или менее квалифицированную рабочую силу с тем чтобы при дальнейшем росте производительности страны эта рабочая сила могла бы всосаться в производство. Это и есть целеустановка наших трудкоммун, которая определяет весь уклад жизни коммуны и вместе с тем - роль и поведение педагога в этой жизни.

Учитывая то обстоятельство, что дети в коммунах хотят работать, что больше всего они интересуются работой в мастерских, - этот путь организации жизни ребят вокруг труда поможет педагогу и в его индивидуальном подходе, так как ему легко будет интересы запущенного подростка переключить на рельсы социально-полезного труда.

Хотя центр тяжести организаторской работы педагога должен быть в массовой работе, но часто удобнее бывает начать [ ZT. в период начального становления учреждения ] с обработки 3-4 разумных ребят, которые способны свои личные интересы подчинить интересам всей коммуны. Но для успеха такой обработки существенно необходимо, чтобы ребята видели такое же подчинение личных интересов общим и у педагога. Если педагог только "служит" и формально добросовестно выполняет свои обязанности, точно отбывает положенные часы, и границы его работы точно обозначаются педагогическими рамками, а все, что за пределами их, педагог считает не своим делом, то мало выйдет толку из его обработки ребят: на такого педагога установится взгляд как на поставленного свыше чиновника, который в меру получаемого жалованья и несет свою работу. Ребятам в таких случаях всегда кажется, что педагоги ничего не делают, нередко приходится слышать реплики: "И за что только воспитателям платят жалование?!". И наоборот, если педагог корнями врос в жизнь всей коммуны; если он вплотную подошел ко всем сторонам жизни коммуны; если он БОЛЕЕТ ДУШОЙ ЗА ХОЗЯЙСТВО, интересуется активно состоянием и ремонта, и скотным двором, и полем, и обмундированием, и отоплением и т.д.; если он подходит ко всем этим вопросам с благожелательной критикой и готовностью помочь, - то он тем самым будет в глазах ребят не служащий, которому нужно чинить всякие пакости, а такой же член коммуны, как и все ребята, - он будет свой, у него теснее установятся взаимоотношения с ребятами, и авторитет его, несомненно, повысится. Такого педагога ребята будут внимательно слушать, когда он в беседе с ними подойдет к вопросам производственного характера, укажет недостатки производственной жизни коммуны и нарисует им перспективы развития коммуны при условии изживания этих недостатков. Такой педагог сумеет доказать ребятам, что развитие и дальнейшее благополучие коммуны - в их руках, что без их активного участия - педперсонал будет бессилен (в этом не стыдно сознаться), он заставит их высказаться конкретно, что нужно еще сделать для улучшения жизни в коммуне, чтобы и им самим лучше жилось, и что следует предпринять для устранения имеющихся недостатков.

Таким путем педагог, для которого действительно дороги интересы коммуны, доведет ребят до сознания, что не учреждением, создаваемым взрослыми для ребят, должна быть коммуна, а организацией, которую строят сами ребята с помощью взрослых, более опытных, более умелых товарищей.

И когда таким образом общественное мнение обработано, когда дети поймут, что они не поднадзорные, а действительные, полноправные члены коммуны, когда они войдут во вкус своей роли строителей коммуны, - тогда смело можно ставить перед ними на собрании вопросы производственного характера и вопросы улучшения быта ( ZT. и вопросы гонора, чести и гордости всего учреждения! ). Но при этом следует наблюдать за тем, чтобы все эти вопросы вытекали из внутренней потребности коллектива и определялись условиями жизни в коммуне.

Однако, участвуя при обсуждении и решении отдельных вопросов, педагог всегда должен помнить, что воля ребенка импульсивна и мотивация поступков бывает чрезвычайно бедна. Следя за складывающимся общественным мнением по к/л вопросу, педагог должен подтолкнуть обработанную им группу ребят на внесение коррективов, и если это не удастся, он (ZT. лидер-педагог) должен сам внести коррективы серьезным, деловым тоном, представив убедительные доказательства своего мнения.

После 2-3 собраний актив ребячий выделится сам собой, и, конечно, единогласно будет проведен в рабочие комиссии.

Только не надо педагогу подсказывать на собрании кандидатов. Об этом он должен позаботиться раньше при индивидуальной обработке будущего актива. Каким бы авторитетом педагог ни пользовался, навязанные кандидаты могут не пройти, так как у ребят в глубине души все-таки остается подозрение - не будет ли эти избранники институтом "легавых".

Не надо опасаться выделения на активные роли ребят, хулиганствующих и так называемых бузотеров: из них в большинстве случаев выходят лучшие и наиболее авторитетные активисты. - Дай вору ключ, и он не украдет, возложи на бузотера ответственную работу, и он перестанет бузить.

Когда выделятся из ребят ответственные хозяйственники, производственники, санитары, культурники и т.п., педагог со своей руководящей ролью должен отходить в тыл, но не в тот глубокий тыл, где можно совершенно спокойно отдыхать, - он (ZT. ответственный педагог) должен оставаться рядовым участником той или иной рабочей комиссии и вместе с тем - быть в резерве как руководитель, потому что помощь его всегда может понадобиться. Оставаясь в тени, он (ZT. такой ответственный педагог) должен неустанно и незаметно наблюдать за общественным мнением, являясь по существу активным участником в жизни и работе детколлектива. Сорганизовать ребят на к/н коллективную работу, а потом только наблюдать за выполнением ими работы, - это верный путь для педагога потерять авторитет и доверие в глазах ребят.

Надзирательства во время работы ребята не выносят. Зато участие педагогов очень ценят.

Вот пример: в одной с/х коммуне надо было сорганизовать ребят на поливку огорода (площадь 2 гектара). Условия для работы были отвратительные: от жары стояло какое-то марево, воздух раскален, мошки лезли в глаза, в рот, в нос и не давали дышать, не только что работать. Отложить поливку было нельзя - огород погибал от засухи. Ребята на работу явились, но артель в 30 человек минут через 10 начала таять, а через полчаса на поливке остались завкоммуной, один педагог и трое ребят: все остальные разбежались. Осилить эту работу впятером не было возможности, но тем не менее с героическими усилиями оставшаяся пятерка упорно продолжала спасать огород. Вскоре один за другим стали подходить ребята, потом явились все, даже не числившиеся в этой артели, и дружно начали работать, взяли у завкоммуной и педагога лейки и ведра: "вы отдохните, и так устали, мы сами все сделаем!". И действительно сделали.

Для создания детской организации, - крепкой, спаянной единой волей, единым желанием, - нужно, чтобы она была не только детская, но чтобы в нее входили обязательно как члены коммуны и педагоги. Для этого нужна, с одной стороны - общность интересов ребят и педагогов, с другой - общий труд на пользу общую. Только при таких условиях создается одна тесная семья, в которой каждый ее член будет близко принимать к сердцу все ее жизненные и хозяйственные интересы и дорожить коммуной как своим созданием.

Коллектив упомянутой мной с.-х. коммуны, например, вынес единогласное постановление: о всех случаях порчи и кражи казенного имущества немедленно сообщать заву для принятия строгих мер, и это сообщение "легавством" не считать.

Такая организация, предоставляя детям необходимую свободу в выявлении себя, своих творческих стремлений, прививает в то же время привычку к коллективному способу действий. Поддерживая сознание своей связанности с окружающими лицами, она развивает умение добровольно подчинять свои личные желания и склонности интересам целого коллектива. В этом мы видим основное разрешение проблемы трудного детства. Роль педагога в деле организации такой среды определяется и его личными качествами, и его поведением. Он (педагог) должен в коллективе пользоваться неограниченным доверием, - без этого он не только не сможет сорганизовать крепкий коллектив, но и сам в нем просто не может быть.

Как этого достигнуть? Трудно дать на это рецептурный совет, потому что слишком много бывает в работе условий привходящих, - субъективных и объективных, - предусмотреть которые нет возможности. Но общие принципы, проверенные на опыте, можно указать.

Первое, о чем мы уже говорили, -

надо отнестись к ребятам с самого начала с полным доверием, с верой в их силы и в возможность полного исправления. Меньше вспоминать (ZT. в разговорах с ними да и с кем-нибудь) об их (ZT. этих подростков) прошлом, больше беседовать об их приспособлении к настоящей жизни и открывать им перспективы лучшего будущего. Обращаться к рассудку подростка, к его самолюбию, к чувству собственного достоинства, не забывая отметить одобрением достигнутые им улучшения.

Только таким путем можно пробудить в них веру в себя и дать возможность окрепнуть их, подчас очень искреннему, намерению - НАЧАТЬ НОВУЮ ТРУДОВУЮ ЖИЗНЬ.

Такое доверие несомненно пробудит доверие и с их стороны, и это создаст прочный авторитет педагога.

Серьезный, твердый в проведении намеченной линии, справедливо требовательный, педагог - в то же время должен быть чуток и внимателен к детям, к их нуждам, интересам, волнениям. Это чуткое отношение должно быть искренним, но ни в коем случае не сентиментальным: наши дети терпеть не могут "маниловщины".

Все предъявляемые педагогом требования должны быть определенны и конкретны. В большинстве случаев эти требования связаны с повседневной трудовой жизнью коммуны, которая регулируется общим собранием коллектива. Надежным средством в достижении взаимного понимания друг друга и обоюдного доверия служит неивозможно тесное сближение педагога с детьми в повседневном жизненном обиходе, в близости и общности интересов, когда, как мы уже сказали: все дело строительства коммуны и обслуживания всего коммунального хозяйства выполняется воспитателями совместно с воспитанниками.

А самое главное - педагог должен верить в свое дело, и любить его, и упорно добиваться намеченной цели.

Педагог должен обладать способностью стать в положение и на точку зрения воспитуемого и таким образом глубоко проникать в причины его душевных переживаний, поведения, поступков и т.д.

Исходя из особенностей психики воспитуемого, склонности его легче поддаваться гнетущим, минорным эмоциям, педагог должен быть всегда бодрым и жизнерадостным, чтобы своей жизнерадостностью и энергией вызвать подражание в среде воспитуемых. Он (педагог) должен всегда помнить о том, что он является источником прямого и косвенного внушения, и потому он должен быть особенно требовательным по отношению к самому себе. Требуя дисциплинированности и уважения воспитываемого к личности других, педагог сам должен быть образцом такого поведения.

Идеальным завершением педагогической работы будет такое положение:

организованная детсреда управляется самостоятельно в своей трудовой жизни; весь рабочий день регулируется самим ребятами, а педагог, - не уставший, бодрый и подготовившийся, - встречает их вечером в клубе, куда ребята явятся за разумным отдыхом после трудового дня.

На основе клубной работы педагог легко может ввести в свою организационную работу важнейший фактор влияния на детсреду - установить связь детсреды с рабочей общественностью.

Политическое просвещение тогда только будет плодотворно, когда оно будет связано с конкретным участием детей в классовой борьбе, в советском строительстве. Вот почему вопрос об общественно-политическом воспитании сводится к вопросу организации широкой общественно-политической деятельности детей. Но разрешение вопроса об общественно-политическом воспитании, - полное и правильное, - возможно только в том случае, если педагог сам активный общественник, принимающий непосредственное участие в общественно-политической жизни своего района.

В заключение необходимо указать, что в работе педагога непременно должны быть система и план.

Не нужно гоняться за грандиозностью намечаемых задач. Дело в том, чтобы намечаемое выполнялось. Это должно лежать в основе выработки плана.

Педагог сам должен отличаться устойчивостью во взглядах, регулярностью, планомерностью и систематичностью своей работы. Эти свойства привьются и детям.

Многие работники, особенно в провинциальных учреждениях, жалуются: нет средств, нет сил, сделать ничего нельзя. Это - отступление перед трудностями. Правда трудностей много, но в предыдущие годы их было гораздо больше. Трудности не надо забывать, но и пасовать перед ними не надо.

И, наконец, работу должен вести весь коллектив с равномерным распределением обязанностей. У нас бывает часто так: на одном - 10 хомутов, а 9 товарищей свободны. С этим надо покончить. Пусть передовые активные работники не жалуются, что их "заездили". - Сумейте запрячь в работу весь коллектив, - тогда всем будет посильно и все научатся работать. А. Мирандов.


Беспризорные в трудовых коммунах. Практика работы с труд. Детьми. – Сб. СОСТАВИТЕЛИ В.Л. ШВЕЙЦЕР И С.М. ШАБАЛОВ. М.1926. РНБ Шифр 27/292 РНБ Шифр 104/5 БАН КБ/4912.

  1   2   3   4   5




Похожие:

Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://ztnen livejournal com/7044. html
Районные упк преобразовать в курган-33. "Нар обр" 1992,3-4 [и: в курганской области против городских пту-общаг уг 1994,5]
Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://community livejournal com/valo daily/1222135. html#cutid1
«Как Дэвид Гэлмор (из Пинк Флойд) без денег,»- также рассказывая, что он заслужил небольшое появление в печати за то, что ударил...
Http://ztnen livejournal com/7044. html iconДокументы
1. /pisma.doc
Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://www mallorcaweb com/reports/; карта : http://www mallorcaweb com/map-mallorca

Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://savrukhin narod ru

Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://www funpps de

Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://savrukhin narod ru

Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://abook narod ru

Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://www learnenglish org uk

Http://ztnen livejournal com/7044. html iconHttp://www britishcouncil org/kidsenglish

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов